Шантырева Татьяна Алексеевна: другие произведения.

Отчет: Респ. Адыгея. (Плато Лаго-Наки, г.Мезмай и др.)

• Комментарии: 1, последний от 02/08/2007.
  • © Copyright Шантырева Татьяна Алексеевна (shantireva@rambler.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 23k. Статистика.
  • Отчет. Горный:Кавказ , Ноги
  • Дата похода 01/05/2007 {9 дн}
  • Маршрут: г.Вязники (владимирская обл.) – Москва – Белореченск – Каменномостский (хаджох) – Хребет Азиш-тау – ущ. Желоб – пер.Азишский – г.Мезмай – Иванова поляна – пос.Мезмай – Гуамское ущелье – пос.Гуамка – Краснодар – Москва - Вязники (владимирская обл.)
  • Иллюстрации/приложения: 40 штук.
    Это наша первая вылазка в горы, очень красиво, территория пока не загажена туристами. Скоро, к олимпиаде 2014 года, в тех местах будут строить дорогу на Сочи, в горах будет уже не так спокойно.

•    1 мая 2007 - 9 мая 2007

Цель поездки: Республика Адыгея. Посещение пещер Нежной и Азишской. Лаго-Наки. Восхождение на г. Мезмай. Восхождение на полку Орлиной скалы Хребта Гуам. Гуамское ущелье.

Маршрут следования: Вязники (Владимирская обл.) - Москва - Белореченск - Каменномостский (Хаджох) - Хребет Азиш-Тау - ущ. Желоб - пер. Азишский - г.Мезмай - Иванова поляна - пос. Мезмай - Гуамское ущелье - пос.Гуамка - Краснодар - Москва - Вязники (Владимирская обл.)

Состав: Татьяна Шантырева
       Николай Окорков

Итак, после долгого перерыва в связи с рождением дочки, мы решили еще раз испытать свои силы и выносливость. На этот раз поехали в горы т.к. ни кто из нас там не был. Мы даже не представляли, как в некоторые дни нам будет тяжело.
       Подготовка началась за месяц до отъезда. Скачала все возможные карты района, распечатала информацию про достопримечательности, так же заранее узнала о месте ночевок. Несмотря на то что планировали ночевать в нас. пунктах, с собой взяли палатку, спальники, коврики (на всякий случай). Попутчиков за это время найти не смогли.

1 мая в 16:50 поезд до станции Белореченская прибытие 3 мая 00:35
       Кстати до последнего искали в Москве автобусы на Майкоп (их уже отменили), пришлось бронировать почти последние билеты через интернет. Очень удобно, переплатили по 170 руб. за бронь, выкупили за день до отъезда.
       3 мая. Поезд прибывает ночью, это нам оказалось удобно, т.к. в 2:20 идет электричка до Хаджоха прибывает в 4:30 утра. К сожалению, приехали в дождь. И потом еще 1,5 часа колесили по центру города в поисках турбазы Горной. В 6 утра нас впустил к себе сторож турбазы, т.к. начальства не было, мы у него посушились, помылись и попили чаю. В 8 утра сняли 2-х местный вагончик за 250 в сутки с человека. Разброс жилья на этой турбазе оч. большой можно и за 1000 в день снять апартаменты с телевизором и горячей водой. Когда большой наплыв народу, работает столовая. Территория чистая, ухоженная. Клумбы с цветами, цветущие деревья, все очень красиво. Вагончик: как входишь стол, вокруг (типа) угловой диванчик, маленькие шкафчики, на право 2 кровати и тумбочка.
       В это же утро покушали и пошли на местную достопримечательность Хаджохскую теснину. Вход 70 руб. Река Белая за много лет сделала узкий коридор в скалах. Сверху ущелье незаметно: ширина его в некоторых местах всего 2 - 3 метра, зато глубина - от 20 до 40 метров. Длина каньона достигает 450-500 метров. На переходах и около заградительных сооружений мне было страшно. Все вокруг шумит, вода внизу бьется о скалы. После дождя вода серого цвета. Там же на территории организован мини зоопарк (медведь Тимофей, утка, какие то большие крысы) и детская площадка. Ни когда бы не подумала, что вода имеет такую силу и мощь у нас на равнине реки текут медленно . Осмотр занял минут 40.
       Далее мы пошли на водопады Руфабго. Примерно 2 км. по асфальтированной дороге вдоль реки Белой. Вокруг замечательные виды для фотосъемки горы примерно 700 метров над уровнем моря. Погода стала ясная, солнце, по дороге цветут деревья. Проход через мост к водопадам платный - 80 руб. На карте, река на которой находятся водопады, называется Бачурина. К сожалению после дождя река разлилась, и мы не смогли добраться даже до второго водопада. Первый называется Шум, и падает с высоты 6-и метров. Вода была грязно-желтого цвета. По маршруту организована маркированная трасса, на спусках к водопадам железные лестницы, в некоторых местах видно выложенную камнем тропинку. На подходе к второму водопаду тропинку залило водой, обойти не получилось, очень крутой подъем и сырая трава в лесу. Так уже довольно уставшие мы пошли на турбазу, поспать. (P.S. бесплатно попасть на водопады Руфабго можно, если найти тропинку где то за тесниной, которая идет вдоль реки Белой, говорят очень живописно.)
       Очень нужной вещью в нашем походе, оказался термос с чаем. На турбазе в соседнем вагончике у ребят одолжили чайник, познакомились. Оказалось, что на следующий день нам с ними по пути, и договорились вместе поехать на пещеру Нежную (чем больше народу, тем дешевле такси, т.к. автобусы туда не ездят).
       Подремав 1,5 часа. Мы направились смотреть ущелье Мешоко. Толи мы перегрелись, толи еще чего, только от карьера по добычи известняка мы пошли не низом, а верхом. И соответственно пришлось смотреть на ущелье сверху. Небольшие поляны, между которых растут кустарники, заканчиваются обрывом в ущелье. Пасутся лошади со связанными передними ногами. Внизу под нами с гор несется река, слышен шум водопада. Красота. Побродив часа 2, мы вышли на дорогу, по которой часто ездили камазы с камнем и по ней вышли к поселку. Удивило, что в Хаджохе нет больших домов, маленькие с деревянными ставнями на окнах, преобладают бело-голубые цвета. Почти во всех дворах растут виноградники. А еще очень удивились, увидев на сухом дереве растение, напоминающие лиану которое губит дерево и растет в виде шара. Ночью мы приняли его за гнезда птиц. Потом нам объяснили, что это сорняк. Кстати в центре около церкви есть дешевая столовая, к сожалению, выбор в ней не большой. Вечером узнали, что такси до пещ. Нежной 500 руб.
       4 мая. Утром, быстро перекусив, с 2 ребятами из соседнего вагончика, мы направились к вокзалу ловить таксистов. Но около магазина увидели микроавтобус газель с надписью Азиш-Тау. Оказалось, что рабочие этой гостиницы в горах, приезжали за продуктами. Они согласились нас подвезти за 100 руб. с человека.
       Уже в 9 утра мы были у пещ. Нежной. На обочинах появился снег. В лесу расположились деревянные кемпинги, у которых стояли машины в основном с Москвы. Заплатив за экскурсию, нас двоих сразу же повели в пещеру, которая оказалась под замком. Длина пещеры составляет 95 метров, амплитуда около 5 метров, объем около 510 метров квадратных. Холодно, темно и сыро, да еще и руками ничего нельзя трогать. Это наш первый спуск под землю. Рассказ экскурсовода в основном цифры, и сравнение сталактитов с какими то животными или сказочными персонажами. Потом она поиграла нам на колокольчиках, что бы мы могли почувствовать акустику. Пофоткались, посмотрели на летучую мышь и пошли назад. В 300 метрах от базы находиться скальник (обзорная площадка). К нему ведет натоптанная по снегу тропа. От туда открывается прекрасный вид на кавказские горы, из которых я знаю название только одной - Тхач (похоже на лицо спящего человека, по легенде бог Тха лег спать). Внизу видно пос. Хамышки (в зелени), а над ним заснеженные вершины. Очень красиво. Пришедшие за нами люди сказали, что видели серну. Далее у нас большой пеший переход до пещеры Азишской и далее на турбазу Лаго-Наки. Пока еще есть автомобильная дорога. Минут через 30 в право уходит дорога на Мезмай. И тут же под большим деревом стол и скамейки где мы решили покушать. Цифры на указателях гласили, что до пещ. Азишской 5 км. а до турбазы Лаго-Наки 8 км. Кстати дорога по которой мы шли находиться на хребте Азиш-Тау. Впереди над горизонтом увидели много снега - это плато Лаго-Наки (казалось нереально далеко). До пещеры Азишской дорога без особых подъемов, и не виляет. От дороги к пещере нужно идти еще метров 500. На этой развилке к нам подошел строитель новых турбаз, обо всем нас расспросил и стал много рассказывать, как он раньше тут работал проводником водил людей на Фишт, как катался на лыжах в одних трусах, и как заболел рафтингом. Отдохнув, минут через 20 мы направились к пещере. Тут было все более организованно. Касса, где мы оставили свои рюкзаки, 3 палатки с сувенирами и едой, беседки, туалет и 2 мальчика экскурсовода. Немного подождали, пока наберется группа чел. 15. За это время успели попить горячего чая. Под ногами снег, говорят, накануне была метель выпало 5 см. снега. Азишская пещера намного больше Нежной, ее глубина 37 метров а длинна более 625 метров из которых 220 метров оборудовано для осмотра. Спуск в пещеру по очень крутой, сырой лестнице. Температура воздуха в экскурсионной части пещеры колеблется от 0,6RС зимой до 5,9RС летом при влажности, близкой к 98 %. Мы проходили несколько больших красивых залов, то и дело то вверх то вниз по лестницам. Очень быстро замерзла. Между залами есть очень интересное место, лестница проходит между 2 большими столбами (сталактиты и сталогмиты срослись) и если до них дотронуться, то один столб теплее другого. По легенде якобы там люди очищаются духовно. В одном из залов течет речка, ученые уже много лет не могут найти, где она вытекает наружу. Так же как и в Нежной нам показывали сталактиты и говорили на что они похожи. Пофоткались, на обратном пути нам попалась уже следующая группа туристов. Недалеко от пещеры, тоже оказалась смотровая площадка, с прекрасным видом, но на обратном пути мы заблудились в следах и минут 20 плутали по лесу, т.к. нет четко обозначенной тропы. Купили пару сувениров друзьям и отправились в дорогу.
       Далее дорога сделала петлю, обогнув реку Сухой Курждипс, и стала подниматься серпантином к ущелью Желоб. Дорога заметно ухудшилась, местами по ней текли ручьи. Встретились 2 или 3 машины. Вскоре мы вышли к указателю турбаза Лаго-Наки. Подошли, нас встретил человек и сказал, что койко-место в 5 местном номере 350 руб. Хотя я на сайте читала что 250. От этого мне уже сразу не захотелось у них жить, и мы пошли на базу МЧС (я читала, что они сдают комнаты). База МЧС это трех этажный котедж, за ним вышка сотовой связи. Мы постучались к ним под предлогом уточнения маршрута на карте. Пол первого этажа оказалась кухня, где они проводят много времени. Честно сказать не ожидали таких суперских условий. Нас вселили на второй этаж в комнату с 2 кроватями, столом, шкафом. Из окна вид на горы. В коридоре душ и туалет. За 250 руб. с человека. Есть и дешевле за 150 руб. 3 этаж по 4 чел. в комнате. Каково было наше удивление, когда мы увидели на стене секретные карты генштаба 1985 года, точно такие же как мы скачали с интернета. Мы надеялись, что у них будут карты поновее, что бы мы могли скорректировать маршрут. Время 16:00 покушав, мы решаем отправиться на разведку, и прикинуть куда мы завтра идем. Напротив базы МЧС стоят деревянные срубы которые сдают для туристов. И даже есть одно кафе, в котором мы вечером кушали борщ и курицу в кляре. Через 100-150 метров стоят подъемники для лыжников. Еще метров через 700 новая очень крутая гостиница Азиш-Тау, номера в ней до 3500 тыс. в сутки. Именно с рабочими этой гостиницы мы ехали из Хаджоха. Пройдя еще немного мы выходим к Азишскому перевалу, дорога поворачивает влево на хребет Каменное море, а перед нами открывается незабываемый вид на плато Лаго-Наки. Гора Мезмай на которую мы планируем подняться, с одной стороны без снега, это уже радует. Побродив по дороге мы поняли, что спуститься в низ реально только через Азишский перевал где установлена еле заметная табличка. Тропа там довольно натоптанная, ведет к реке Курджипс. Немного полазили по скалам, пофоткались и пошли на базу отсыпаться. На следующий день нам предстоит пеший переход по пересеченной местности примерно 15 км.
       5 мая. Подъем в 7:00. Выход на маршрут в 8:00 за плечами по 15 кг. Настроение бодрое. Запланировали к 12 дня быть на г. Мезмай (1945 метров). Доходим до Азишского перевала и начинаем спуск. Между скал спустились быстро, но когда появился снег, мои ноги просто ехали по ледяному насту, и я несколько раз очень хорошо упала. Мои кроссовки не были готовы к такому крутому спуску. Коля решает взять мой рюкзак, а я кое как цепляясь за все что попадало под руки спускалась. Некоторые участки просто съезжала на попе. Спуск до реки занял 40 минут. Следующим препятствием для нас оказалась сама река, вроде бы мелко, но нет переправы, что бы пройти в обуви. Побродив по берегу, мы нашли резиновые сапоги. Коля одел их, взял 2 рюкзака и перешел реку. Сапоги оказались рваными. Ноги закоченели, он расстелил коврик, залез на него, и перекинул мне сапоги. Я взяла нашу обувь так же одела уже сырые сапоги и перешла реку. Камни оказались скользкие, и по этому нужно было переходить не спеша. В сапогах холодной воды было сантиметров 15. Немного согревшись, мы стали подниматься. Нашли несколько троп ведущих в сторону старой лагонакской дороги, и пошли по одной из них. К горе Мезмай решили подойти со стороны леса. Долго шли по тропинке пока не вышли на поляну, на ней снег подтаял, и мы попросту потеряли тропу (позже уже на горе мы поняли, что эта поляна и есть начало старой дороги.) Сориентировавшись на местности, мы лесом без троп пошли в сторону горы. Тяжело было из-за того, что мы шли в гору по снегу, в который мы периодически проваливались по колено. Через пол часа ходьбы мы уже вымотались так, что начали материться. Коля опять забрал мой рюкзак, оставив мне палатку. Еще через какое то время мы вышли к небольшому ручью, который протекает между г. Мезмай и ур. Мал. Мурзикал. Мы перешли ручей, уже открытая местность, стало видно несколько троп на Мурзикал. Погода была ясная, жара, мы раздетые до маек пошли покорять Мезмай. На склоне сухая трава кочками, угол подъема очень большой. Из-за этого очень болели на ногах икры. Коля опять забрал мой рюкзак, и мы начали подъем. Было 10-15 передышек по 5 минут. К Часу дня мы поднялись на самый верх. Вымотанные до предела, мы быстро расстелили циновку и начали поглощать продукты, которые взяли с собой. Одно утешенье дальше весь путь до пос. Мезмай - это спуск.
       На вершине лежит снег, и большая часть пути до горы Зауда заснежена. Проваливаясь по колено, мы начали прокладывать себе путь. Чем ниже спуск тем мокрее снег. Несколько раз останавливались что бы выжимать носки. Подойдя к лесу нашли еле заметную подтаявшую тропинку в сторону г. Зауда. В лесу много кабаньих следов. Снег кончился. Дошли до развилки, одна дорога вверх, другая в сторону. Т.к. мы уже были вымотанные, решили в гору не лезть и пошли по обходной дороге, которая нас вывела к Ивановой поляне. (Спуск до поляны занял 4,5 часа. ) На поляне стоит дом и разные хоз. постройки, пасутся лошади, бараны, бегают собаки. Около трактора мы заметили мужчину, подошли уточнить путь и попросить воды. Нас сразу же позвали на чай. Немного отдохнув, мы уже более бодрые направились вниз, до пос. Мезмай 2 часа ходу. Дорога без снега, но тоже не подарок. Под ногами грязь, камни, ручьи. На встречу попалась группа из 3-х человек, они пошли на Фишт с огромными рюкзаками.
       Придя в поселок мы подошли к продуктовому ларьку, спросили где тут можно остановиться и буквально за 10-15 минут поступило 2 предложения. Частный дом и мини гостиница. Посмотрели и то и другое. Выбрали гостиницу, рядом с сельсоветом. 2 комнаты, прихожая, душ, туалет, умывальник, телевизор, посуда и все это за 200 руб. в сутки. В 8 часов вечера вселились, сходили в магазин, покушали. И в 9 уже спали без задних ног. Кстати проведя целый день в горах к вечеру мы обнаружили что у нас обгорели лица, этого мы тоже не предусмотрели, и по этому на ночь мазались сметаной.
       6 мая. На этот день у нас было запланировано 2 вылазки:
       Маршрут 2 На скальную полку "Орлиной скалы" хребта Гуам. 7км 4-4,5 часа
       Маршрут 3 На селевой оползень, обзорную площадку "Мезмай камня". Обзор на
       равнинные станицы Черниговскую, Самурскую и город Апшеронск. Обзор на
       "Орлиную" скалу. 9км 4-4,5 часа (маршруты с путеводителя копленого на месте,
       их так же можно скачать в инете)
       Утром, покушав, мы отправились на покорение Орлиной скалы. В поселке легко нашли указатель, за которым следовала тропа резко уходящая вверх. Подниматься тяжело, пришлось хвататься за все что только попадало под руки. Поднявшись на лысую поляну мы потеряли тропу и просто шли по направлению к скале. Позже на деревьях увидели еле заметные пометки краской. По ним вышли на поляну где росли ландыши, а дальше к скальным стенам. Тропинка натоптана, временами идет рядом с обрывом. На ней мы заметили горного козла, верней он нас заметил и очень быстро стал прыгать вниз с обрыва. Я успела разглядеть только его спину и заднюю часть. Еще немного пройдя, мы вышли на полку. С нее открывается вид на пос. Мезмай, г. Зауду, реку Курджипс. Немного видно г.Мезмай и хребет Азиш-Тау. Как хорошо иметь с собой термос. Побродив по полке, мы сели попить чай, сделать несколько фотографий. Вроде все хорошо, а сердце колотиться от того, что сидишь почти на краю обрыва. Мы вдвоем были, а когда группу туристов приводят, и развернуться негде. Спуск вниз был гораздо легче, мы шли по тропе через поляну с ландышами которая нас вывела к окраине поселка. (и ни каких спусков по отвесным склонам). На весь маршрут ушло 2,5 часа.
       Во второй половине дня мы отправились на селевой оползень. За мостом через реку Курджипс, дорога лесом поднимается вверх. Вокруг просто все застелено ландышами, очень жаль что они еще не распустились. Вышли на старую гуамскую дорогу, она в принципе хорошо сохранилась, но временами ее пересекают ручьи. Шли долго, где-то через полтора часа дорога резко оборвалась. Это и был селевой оползень, огромные каменные глыбы разбросанные в радиусе 100 метров, между которыми растут молодые деревья. Мы сели отдохнуть и решили что через оползень дальше лезть сил нет. Пошли назад в поселок.
       Рядом с магазином в центре протекает река Мезмайка, она имеет несколько порогов примерно с 1 метр. Очень красиво, особенно когда сидишь с пивом и смотришь, как вода неторопливо проходит эти пороги. Чуть дальше за мостом она впадает в Курджипс.
       7 мая. Маршрут 8 Останцы хребта Гуам, обзорные площадки, скифские дольмены,
       река Мезмайка, поселок Мезмай. 16 км 5 часов.
       Маршрут 12 Обзорная площадка - Михайлов камень. (Встреча заката.) 11 км. 3 часа
       Уже несколько дней подряд болят икры на ногах, поэтому маршрут номер 8 мы решили идти не по книжке тропинками вверх, а по дороге которая начинается за школой. Выводит туда же к останцам, идти чуть дольше, но за то по хорошей дороге. Останцы представляют собой острые глыбы на самом краю гуамского хребта, выступающие вверх. Рядом заросли шиповника, можно легко поцарапаться. Если пройти чуть дальше будет хорошая обзорная площадка, ориентиром может служить вышка сотовой связи. От туда хорошо видно заснеженные горы сев. Кавказа. Отдохнув, прочитав 10 раз маршрут, мы первый раз заблудились и пошли по хорошей тропе которая переходит в дорогу за вышку сотовой связи. Шли долго, дорога спускалась с гор. И через минут 50 мы поняли что точно идем не туда и надо возвращаться назад примерно на 5-6 км. Выругались на составителей путеводителя, и пошли назад. Не доходя вышки в лесу нашли еле заметный поворот вниз к полянам, по ней через 10 минут мы вышли на альпийские луга. Там же в лесу нашли полностью разрушенный дольмен. Ужасно уставшие (температура на улице +25, ясно) мы пошли по направлению к Темнолесской, от куда по тропе до пос. Мезмай. Темнолесская это почти вымерший поселок, работы скорее всего нет и по этому люди сдают цвет.мет. По дороге нас обогнал мужчина, на вид лет 35, в очень старой одежде можно даже сказать в лохмотьях. Позже мы его встретили в магазине.
       На 12 маршрут решили не идти, устали. Остаток дня провели в Мезмае. Напротив сельсовета есть маленькая дорога между домами, она выводит к мосту через Курджипс, рядом можно спуститься и посидеть с пивом на каменных глыбах. Очень красиво.
       Вечером собрали рюкзаки. Завтра последний переход до пос. Гуамка.
       8 мая. Маршрут 4 п.Мезмай - Гуамка пешком по узкокалейке 8 км. Один из самых красивейших маршрутов. Узкоколейка начинается прямо у сельсовета. Она долгое время не работала, сейчас восстанавливают. Скорее всего будет платная для туристов. Со стороны Гуамки уже стоит будка в которой берут деньги за проход. Дорога очень удобная, шпалы соответствуют одному шагу человека. За мостом через Курджипс дорога идет лесом, позже ущелье становиться узким. Очень шумно от воды, сама железная дорога проложена буквально в метре от обрыва, местами она вырублена в скалах. Очень много маленьких водопадиков, после дождя они становятся большими реками несущимися с гор. В одном месте вода течет прямо через рельсы. Чем ближе к Гуамке, тем более благоустроеннее местность, стали появляться мусорные баки, и даже одно маленькое кафе (было закрыто). Встретилась дрезина, очень испугались еле успели отскочить в сторону. Потом уже шли и прислушивались, не выедет ли из-за поворота что-нибудь. В ущелье несколько памятников, кто сорвался, на кого камень упал сверху, в принципе нужно быть осторожными. При выходе из ущелья стоит шикарная гостиница. Весь путь у нас занял 1,5-2 часа.
       10 утра. Дошли до остановки, оказалось что автобус с туристами уехал пол часа назад и у них были свободные места. Следующий рейсовый в 15:30 автобус на Апшеронск далее в 18:13 на Краснодар. Масса свободного времени, на улице + 30. Надеялись что поймаем лесовоз, но в это время они только поехали за лесом, обратно после обеда. Начали нервничать, билеты в обратную сторону уже куплены и надо во что бы то ни было к вечеру добраться до Краснодара. За поселком Гуамка мост, перейдя его мы пол часа стопили машины. Позже мы увидели автобус газель с табличкой газпром, в ней были рабочие строители дорог. С ними мы доехали почти до Краснодара. Дальше взяли такси и доехали до вокзала. Уставшие, обгоревшие сели в поезд. Пол вагона оказались такие же как и мы с рюкзаками и спальниками. Все можно сказать наше первое путешествие в горы закончено. Все было классно, красиво, словами не передашь. Если будет такая возможность поеду в Адыгею еще раз, но уже на Фишт.
  • Комментарии: 1, последний от 02/08/2007.
  • © Copyright Шантырева Татьяна Алексеевна (shantireva@rambler.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 23k. Статистика.