Шварц Дмитрий Александрович: другие произведения.

Отчет: Апрань - Беспута

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шварц Дмитрий Александрович (shvarts@mccme.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 10k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Подмосковье , Каяк
  • Дата похода 01/03/2004
  • Маршрут: д. Знаменское - р.Апрань - р.Беспута - д.Иваньково
  •  Ваша оценка:

    Апрань - Беспута.

    Дмитрий Шварц, (095)1174902, shvarts@mccme.ru
    10.07.2004, по мотивам похода 28-29.03.2004.
    С удовольствием отвечу на вопросы.

    "Родной" для этого текста является страница Славы Завьялова http://slazav.chat.ru. Именно там находится последняя по свежести версия и, если они есть, приложения (карты, схемы, фотографии, GPS-данные,...).

    О группе и прохождении

    Команда Клуба водного Туризма МГУ, 7 человек, 3 Ласточки-11, Ласточка-21, 2 КНК, полиэтиленовый каяк. 2 ходовых дня, 19 килей.

    Уровень воды - низкий для паводка.

    Поход проходил в рамках проекта "Истоки Беспуты" в ходе которого членами Клуба Водного Туризма МГУ и присоединившимися к ним коллегами были пройдены почти все сплавные истоки Беспуты. Часть информации этого отчета получена из разговоров с участниками проекта, за что им большое спасибо.

    Другие тексты о походах проекта "Истоки Беспуты"

    Средняя Беспута. http://slazav.mccme.ru/besp04wz.htm

    Сушка. http://romamik.com/tur/besputa270304/

    http://slazav.mccme.ru/sush04ma.htm

    Истоки Беспуты и заезд на них.

    Беспута сливается из четырех составляющих: трех Беспут и Сушки (а на гидрографической карте Моск. губернии 1926г. и Сушка называется Безпутой).

    Также интересен приток Беспуты - Апрань. Можно сплавиться и по 4.5 последним километрам притока Апрани - Пранки.

    Заброска на среднюю и правую Беспуту, Сушку и Апрань происходит по дороге Ясногорск - Мордвес. Возможно, придется немного пройти пешком. Автобусы на пос. Первомайский ходят 3-4 раза в день, поэтому с большой вероятностью придется заказывать транспорт до реки. Ниже указаны телефоны и расценки.

    На Левую Беспуту проще всего идти пешком от Ясногорска. На Пранку можно попасть (пешком) от ее впадения в Апрань, М4 или павелецкой ж/д.

    Чуть более подробно эти вопросы освещены в [1], но проще посмотреть на карту МО.

    Визитная карточка истоков Беспуты

    Расстояния и площади водосбора подсчитаны по 2км карте. Последняя строка таблицы дана по статье "Категорийность подмосковных паводковых рек" .

    1. Левая Беспута от Тунаевки до слияния со Средней Беспутой.
    2. Средняя Беспута от последней на карте плотины до слияния с Левой Беспутой.
    3. Сушка от моста дороги Ясногорск - Мордвес до впадения в Беспуту.
    4. Пр.Беспута от плотины в 2км от д. Мокрый Корь до слияния с остальными Беспутами.
    5. Апрань от моста дороги Ясногорск - Мордвес до впадения в Беспуту.
    6. Пранка от притока из Павловского до впадения в Апрань.
    7. Беспута от слияния всех составляющих до устья.

    участок 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
    длина 7 10 7 4 15 4.5 46
    перепад высот 44 50 28 16 42 13 42
    средний уклон 6.3 5.0 4.0 4.0 2.8 2.9 0.9
    водосб. в нач./кон. 34/61 32/77 80/110 67/92 61/183 53/67 345/1006
    сложность В-Г В-Г В-Г В-Г В-Г В-Г Б

    Заказ а/м в Ясногорске

    Автовокзал в Ясногорске (08766)2-11-16
    Директор Юрий Михайлович
    До Первомайского (32-33 км)
    Камаз 5320 - 1308р.
    Автобус 25 мест 1371р.

    Такси (08766)22555 Волга, Жигули до Первомайского 330р.

    Апрань - Беспута.

    Заброска.

    До д. Знаменское от Ясногорска ~28км по дороге на Мордвес. Заказывали транспорт на автовокзале Ясногорска (Камаз для вещей и 2 автобуса на 50 с лишним человек (почти всех участников проекта). Обошлось чуть менее 60р с человека.

    С западного края Знаменского выходит дорога на С. В качестве ориентира - она проходит мимо коровника на окраине деревни. Сам поселок лучше обойти с запада, пройти насквозь непросто. Дорога по весне труднопроезжая и 1-2км до реки придется пройти пешком.

    Дорога через километр выходит к стрелке Апрани и притока из Спицыно. Если снег стаял, можно (как мы и сделали) пройти напрямик через поле, благо ориентирование очевидно. Поляна у стрелки удобна для стапеля. Всего пешком шли около 2км.

    Перед стрелкой Апрань делает петлю длиной 200-300м. Завалов нет, а пара интересных мест есть, так что можно обкатать - по прямой расстояние от начала петли до стрелки - 30м.

    Стрелка напоминает слияние истоков большой Сумульты: речки сталкиваются лоб в лоб и, слившись, уходят под прямым углом. Последние 15м притока - забавный слив с треком.

    Описание.
    Вообще.

    Стоянки. Леса по берегам Апрани много - пожалуй даже больше, чем на карте - урема в овраге и березовые рощи наверху. Найти хорошее место - не проблема, возможно только придется подняться метров на 20 вверх. Деревни к реке не подходят.

    Основной недостаток реки - любовь к ней бобров. Такого я еще никогда не видел и надеюсь, увижу не скоро, хотя в качестве разового эксперимента было забавно. Суммарное число завалов оцениваю в 50. Несколько раз приходилось делать длинные обносы метров по 50 для более легкого прохождения нескольких завалов подряд. Но один из берегов почти всегда - ровная невысокая полка, тащить по которой каяк - одно удовольствие.

    В частности.

    Отмечу еще раз, что сплав происходил в малую для паводка воду. По разным оценким от 40см до 1м ниже пика. При высоком уровне воды сложность препятствий (особенно в верховьях) существенно повысится, а число завалов уменьшится.

    Маршрут можно разделить на 4 участка.

    - От стрелки до д. Притыкино. Рабочий участок. В начале все довольно спокойно, потом уклон понемногу растет, но растет и количество завалов. Встречаются "бобрецы" - серии поваленных бобрами деревьев поперек реки, которые приходится обносить вместе. Есть несколько небольших сливов, одна бобровая плотина. Примерно посередине забавное место - пешеходный мостик через реку (обносной, естественно), ведущий к роднику на ПБ. Перила покрашены в пионерско-синий цвет. В 100м выше на ЛБ родник, оборудованный по-старому - крест итд. Рядом неплохие места для стоянок. Ходовое время на участке - 6 часов.

    - От Притыкино до Горок. Более быстрый и, пожалуй, наиболее технически сложный участок. 3-4 бобровые плотины, много мест, требующих точного слалома (правда, часть народа предпочитала эти места для простоты обносить). Уклон, видимо, несколько ниже, чем в верховьях, поскольку плотины образуют разливы по 100-200м. Прохождение проблем не представляет и возможно сходу, несмотря на забавную структуру слива - с воронкой внизу. Несколько участков в духе Вашаны - слалом между стоящими в русле большими деревьями. Ходовое время - 4 часа.

    - Горки - устье Пранки. Завалов становится резко и существенно меньше - 2-3 на километр, меньше и деревьев в русле, за счет чего река упрощается, но ненамного, поскольку становится мощнее. Появляются радующие по крайней мере глаз поганки. Пранка, кажется, впадает не через несколько сот метров после поворота на З, как на карте, а прямо на повороте. Ходовое время 2 часа.

    - Устье Пранки - устье. Река резко расширяется и упрощается. Простые шиверки, дров в русле совсем мало. Пролезать пришлось всего 2 раза, совсем близко к устью 2 коротких обноса. Ходовое время - 20 мин.

    - Беспута. Широкая мощная река, чередующая плесы с течением 1-2км/час и простые быстрые шиверки (до 10км/час). Много островов, в протоках встречаются довольно сложные места. Но по сравнению с Апранью халява полная. Обнос один - понтонный мост в 2км ниже устья Апрани. Лесов по берегам мало, но деревни близко не подходят. Ближе к Иваньково и плесы и шиверки становятся длиннее - плес на участке петли С-Ю почти стоячий, а остальной участок до моста - быстрая и довольно узкая шивера. Остатки строительных работ, наблюдавшиеся за мостом прошлой осенью, полностью смыты.

    Выброску в Иваньково можно осуществлять двумя путями:

    - разбирать лодки на последнем повороте за 700м до моста (ориентиры: крутой левый поворот, высокий осыпной обрыв ЛБ, впадение ручья) - отсюда ближе всего до Иваньково - чуть больше километра.

    - дойти до моста. На ПБ перед мостом - удобная полянка. До Иваньково или 2км, столько же, но в другую сторону до следующей остановки автобуса, но можно ловить автобус непосредственно на мосту.

    Автобусы ходят 1 раз в полтора - два часа, последний (21.45) успевает последней электричке из Каширы (22.3*). Стоимость билета до Каширы 17р.

    О возможностях прохождения и выброски с низовий Беспуты можно прочитать в [2].

    Впечатления, рекомендации.

    Судя по наблюдениям нескольких групп, бобры не селятся на речках с площадью водосбора менее 40-50км2, поэтому в истоках завалов может оказаться меньше, чем на основной реке.

    В овраге ощутимо холоднее, чем наверху. В 20м над Апранью ночного заморозка не было, в то время, как лодка, оставленная на середине склона, промерзла насквозь. Утром разница температур по ощущениям была градуса 3-4.

    По размышлению, если идете только Беспуту - дойти до Оки стоит, если начинаете с притоков - не знаю - плес после Иваньково может надоесть, плотинку внизу скорее всего замоет, но Ока добавит впечатлений. Плюс с автобусом не связываться.

    Источники.

    [1]. Паводковые притоки Оки. Обзор. http://slazav.mccme.ru/po.htm

    [2]. Лопасня и Беспута. http://slazav.mccme.ru/lb03ds.htm 

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шварц Дмитрий Александрович (shvarts@mccme.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 10k. Статистика.
  • Водный:Подмосковье
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка