|
Дмитрий Шварц, (495)117-49-02, shvarts@mccme.ru
с исправлениями и дополнениями В. Кондратьева
01.10.2002, по мотивам похода 29.04-06.05.2002.
Последние исправления 12.09.2003.
С удовольствием отвечу на вопросы.
"Родной" для этого текста является страница Славы Завьялова http://slazav.mccme.ru. Именно там находится последняя по свежести версия и, если они есть, приложения (карты, схемы, фотографии,...).
Нитка маршрута: Москва - СПБ - Кузнечное - ст. Ихала (поезда) - р. Иййоки (~2км выше ж/д моста - 800м выше моста в д. Лумиваара, сплав) - д. Лумиваара - ст. Яккима (автобус) - ст. Маткаселькя (поезд) - р. Тохмайоки (100м ниже а/д моста - а/д мост в Хелюля, сплав) - пос. Хелюля - ст. Сортавала (маршрутка) - Приозерск - СПБ - Москва (поезда)
Катамаран-4 (самодельный) | 2500л | К4 |
Катамаран-2 ("Красное солнышко") | 1500л | К2-1 |
Катамаран-2 ("Красное солнышко") | 1100л | К2-2 |
Катамаран-2 ("Красное солнышко") | 1100л | К2-3 |
Катамаран-2 ("Рапира") | 600л | К2-4 |
12 человек, опыт от II до V, в среднем IV.
Обносы и кили:
Иййоки, | пр. #5. | обнос К2-4, киль К2-1 |
Тохмайоки, | пр. #3 | обнос К4, К2-1, К2-4 |
пр. #21 | обнос К2-4 | |
пр. #24 | обнос всех судов | |
пр. #33 | обнос К2-4 | |
пр. #34 | обнос К4, К2-2, К2-3, К2-4, киль К2-1 |
До Финляндского вокзала 2 остановки на метро или минут 25 на трамвае N90 (не считая ожидания). Мы воспользовались трамваем - долго, но приятно.
Поезд 249 СПБ - Костомукша отправляется из СПБ в 16.27 по нечетным. Иногда на майские праздники в последний момент назначают дополнительные поезда по четным. Увы, в этом году назначили только на 30-е.
Пришлось воспользоваться запасным вариантом и уехать в Кузнечное на электричке 8.47 (на 7.4* не сели, предпочтя узнать про поезд и купить забытые продукты). На месте в 12.03.
Следующие 8 часов ушли на прогулки по Кузнечному (ничего интересного) и попытки нанять транспорт в сторону ст. Ихала или Маткаселькя. Безрезультатно, хотя небольшой группе и/или в будний день будет легче. Тем не менее, рассчитывать на автозаброску от Кузнечного не рекомендую. Постфактум, куда приятней было бы провести эти полдня в Питере и уехать в Кузнечное на электричке 16.50-20.03.
Дизель Кузнечное - Сортавала отправился в 20.50. Предыдущий - утром в 8.**, найденный в Интернете дневной поезд на Элисеваару отсутствует.
В Ихале в 22.14.
Через Лумиваару 1 мая проходило 2 автобуса на Лахденпохью - в 10.00 и 15.00. Ленивые попытки найти машину сразу на Маткаселькя к успеху не привели. По нашей просьбе водитель заехал на ст. Яккима. В пути полчаса, заплатили ~200р. При необходимости можно встать, совсем немного отойдя от станции. Но нам удалось купить билеты на поезд 249 прямо до Маткаселькя. (правда, 3 из них из брони станции, с местами и дороже на четверть). Запасные варианты - либо на вечернем дизеле в Сортавалу, и ночевать там или ночевать в Яккиме и на Сортавалу на утреннем дизеле.
Из Хелюля в Сортавалу ходит одна маршрутка раз в 50 минут (точнее, как обернется). Разнообразные источники расписаний (интернет, местные жители, листок в соседнем ларьке) оказались несостоятельны. Но при необходимости найти машину не проблема.
До вокзала маршрутка не идет, нужно немного заплатить дополнительно. Стоит 6р, реально из-за груза и нашего нецивильного вида (весь день шел сильный дождь) получилось 170р со всех. Впрочем, поймать машину явно не проблема.
По расписанию дизель Сортавала - Кузнечное 17.15-20.21, электричка до Питера 20.30-23.45 и поезд СПБ - Москва 0.35-9.01. Реально, дизель с опозданием доехал до Кузнечного, только вышли, выяснилось, что он пойдет до Приозерска, пришлось лезть обратно. В Приозерске лихая для группы с кучей шмотья пересадка на электричку. В метро тоже на поезде, близком к последнему. Впрочем, попутчики рассказывали, что нестыковки бывают часто, но на метро успевается всегда.
Само собой, обратные билеты мы купили заранее.
При подготовке к походу рассматривалось много разных вариантов заброски/выброски. Например, на машине от Питкяранты. В Интернете можно найти разнообразные расписания автобусов и поездов, так что ищите и обрящете.
Но на некоторых станциях, как и встарь, стоят пограннаряды. По моему опыту, их поведение слабо предсказуемо и не всегда законно. Думаю, что в Ихале и Яккиме погранцы тоже есть, но мышей при нас не ловили. В любом случае, строгой инструкции не пускать у них нет.
Исходя из этого, считаю, что без получения разрешения на въезд в погранзону можно обойтись, но списки группы с паспортными данными, маршрутку (пусть даже фиктивную) и письмо от выдавшего ее турклуба неплохо бы иметь.
Тем не менее, если хотите получить официальный статус:
[Формально за участок, прилегающий к границе, отвечает Федеральная Служба
Пограничных Войск. Поэтому при желании получить "всем бумагам бумагу" следует
месяца за четыре до похода (!) отправить заказным письмом с уведомлением о
вручении по адресу 101000, Москва, Мясницкая, 1 примерно следующий текст:
Просим сообщить, существуют ли ограничения для граждан РФ на
посещение рек Иййоки и Тохмайоки ... района Республики Карелия.
Должна ли группа туристов получать разрешение Федеральной
Службы Пограничных Войск на поход по маршруту ...
По закону, ФПС должна ответить в течение месяца. Поэтому примерно дней через
35-40 после срока вручения письма нужно позвонить в ФПС (2081623) и елейным
тоном поинтересоваться, не затерялось ли письмо, с намеком, что законный срок
уже истек. Если в ответ придет сообщение, что ограничений нет, то им можно
будет помахать перед носом пограничника. В противном случае (во что я, правда,
не верю) нужно немедленно отправить в ФПС список группы с просьбой разрешить
поход по такому-то маршруту. - Дополнение В. Кондратьева]
3 года назад при покупке билетов на 249 поезд потребовалась маршрутка. Скорее всего, это анахронизм, но...
Боюсь, правда, что всвязи с введением погранзоны в старых границах с 1 ноября 2003 г. ситуация существенно усложнится.
В качестве расплаты - большое количество завалов, созданных как бобрами, так и просто упавшими в реку елями. Длинных обносов не было, но мест, где пришлось слезать с катамарана (в основном, чтобы перекинуть его через бревно), нашлось штук 30. По реке распределены достаточно равномерно. В общем, осталось впечатление тяжелой работы. Для каяков возни будет значительно меньше.
Собираться удобно на правом берегу, перейдя реку по разрушенному мосту. Если хотите встать, настоятельно рекомендую выше моста у воды. Фантастически прелестное место. Плюс шикарные сухие елки для рамы.
Удобный спуск судов с ПБ до или сразу после моста (в зависимости от намерений насчет слива).
Примерно на полпути до ж/д моста небольшой порог #2. КС I, можно сходу. Под ж/д мостом [1.8км от НС] начинается порог #3 Узкий. Ориентир - река уходит под насыпь ж/д в прямоугольную трубу. Для осмотра (необходим, хотя и трудоемок - приходится перелезать через насыпь ж/д) удобно зачалиться на ЛБ перед мостом.
Сразу после трубы (достаточно высокой и просторной) в реке пологий слив, переходящий в касательный прижим к скале ПБ. Уход влево несложен, но место фотогеничное. КС II.
При очень высоком паводке препятствие может стать опасным, поскольку труба появляется из-за поворота за 15-20м, и при подъеме воды на 1-1.5м от нашего уровня потребуется экстренная чалка для обноса при, вероятно, большой скорости течения.
Следующее препятствие - порог #4 Мостовой. Ориентир - старый автомобильный мост, виден задолго. Осмотр с любого берега. В связи с техногенностью препятствия рекомендуется. Слив из-под моста с небольшой бочкой, ниже которой основная струя наваливает на камень в правой части русла. Необходимо резко уйти налево. Впрочем, скорее всего, до камня не донесет. У нас небольшую дополнительную сложность создавала свисавшая перед мостом железка. Порог заканчивается под новым автомостом [2.9км от НС]. L=50м, КС II.
За мостом к реке подходят дома пос. Ихала.
Через 200м быстротока шивера-порог #5 Сюрприз, начинающийся сливом с плиты. Осмотр слева (обязателен, до конца). Ниже слива камни, бревна, низкий пешеходный мост. Требуется достаточно быстрый слалом. Последствия аварии могут быть весьма неприятны. L=200м, КС II+. Мы, осмотрев входной слив, пошли остальное сходу. Одна из двоек зацепила бревно. Без повреждений.
Поселок кончается, река входит в лес.
В 5.4км от НС (2.2км по прямой от а/д моста, на [2] обозначен порог) самое сложное препятствие реки пор. #6 Ийкоски. Ориентир - глухой шум. L=400м, падение ~10м, большая часть которого приходится на 4 слива высотой около 2м каждый. Осмотр и возможный обнос справа.
1 ступень. Слив-трек на правом повороте с прижимом к ЛБ. Безопасно, но чистое прохождение не просто. Ниже быстроток с возможностью чалки.
2 ступень. Слив 1.7м. Слева вода выходит на плиту, с которой судно скорее всего придется стаскивать. В центре узкий слив унитазного типа. Требуется точный заход, чтобы не попасть ни на плиту слева ни на полуобливной камень с петухом справа. При ошибке возможен киль катамарана. Справа усыпанная камнями горка. Украшавшее ее небольшое бревно было снесено четверкой. При прохождении справа нос катамарана с большой вероятностью выносит на мыс ПБ. Ниже шивера, переходящая в
3 ступень. Горка с перепадом ~2м и локальными бочками, способными попридержать катамаран. Ниже шивера продолжается, что осложняет возможную чалку или заход в
4 ступень. Водопадный слив 2.5м в скальных воротах. При правильном заходе сравнительно безопасен. Справа канализация-трек, для каяков вполне проходимо, правый баллон катамарана с гарантией вытащит на пологую скалу ПБ с непонятными последствиями. Ниже еще 50м простой шиверы в разбое. Основная протока - левая. За шиверой - разлив, над которым удобная стоянка на правом берегу.
По нашей воде все это можно оценить, как V-, при более серьезном паводке сложность поднимется как минимум до V, а возможно и до VI.
Проходили четверка и 3 двойки. Все второй слив справа, четвертый по основной струе. Четверка прошла нормально, двойки с приключениями. Большая двойка зашла в последний слив лагом и перевернулась. Экипаж самостоятельно зачалил катамаран на левый берег в 10м ниже слива.
В 8.6км от НС (2.3км по прямой от #6) пр. #7 Створ на развалинах старой плотины. Ориентир - параллельные течению бетонные стены. Осмотр (необязательный) слева. Слив немного более метра упирается в отбойный вал от стоящей ниже подводной скалы и все сбрасывается влево. КС I+ для катамарана, у каяков могут быть некоторые проблемы. Сразу за послепорожным разливом вполне пристойная стоянка на ЛБ.
Немного ниже в живописной долинке впадает крупный левый приток, а еще через километр начинается шивера #8 Последняя. Ориентир - шум, скальные ворота на правом повороте. L=500м. На входе небольшой слив в упомянутых воротах, затем прямая шивера с разбоем в конце. Основная протока - левая, но ее правую часть закрывало бревно. Пришлось погрести. КС II.
За разбоем шивера кончается и идет несколько сот метров фонового быстротока. На левом берегу к реке уступами спускается скала высотой ~20м. Очень красиво. Конец шиверы в 3.6км по прямой от #6, 10.3км от НС.
На этом все мало-мальски интересное на реке кончается и я рекомендую мобильной группе изучить вопрос выброски - пешком или по воде.
Вдоль реки по ЛБ идет дорога. Ожидать на ней транспорта малореально, но попасть в Ихалу или Лумиваару можно.
Мы еще в течение нескольких часов продирались через завалы. Из ориентиров - развалины обозначенного на карте моста [13.7км от НС]. Ниже на берегу реки появляются первые строения. Рядом пешеходный мостик, а чуть выше разбой с остатками плотины. [~15км от НС] Порога нет, завалы есть. Мы прорывались по правой протоке, но оптимальный путь, конечно, зависит от года. Наш сплав закончился в 800м выше моста в д. Лумиваара. Здесь дорога Ихала - Лумиваара идет слева от реки на расстоянии 100-200м. До автобусной остановки (находящейся на ЛБ в 300м от моста) дошли за 10-15мин.
Местные говорят, что на непройденном нами участке никаких препятствий нет. Но будет замечательно, если кто-нибудь проверит.
Предлагаемый вариант подхода заведомо не оптимален, но в темноте не так просто искать правильные пути. Знающие лучше, напишите.
От ст. Маткаселькя по путям 800м до развилки прямо/направо (нам направо), 1км до переезда и направо по а/д дороге. До моста через Тохмайоки 200м. Возможные места для сборки судов и стоянки.
- Не доходя 50-100м до моста свернуть направо вдоль ЛЭП. Там немного мокро, но вполне терпимо. Через 100м ЛЭП пересекает насыпь, по которой идет тропа. По тропе 50м налево. Место очень хорошее, в лесу, непосредственно у порога #3. В сезон с большой вероятностью занято. Вышеописанная тропа скорее всего идет прямо на станцию, но изучить этот вопрос не было времени.
- За мостом дорога несколько сот метров идет вдоль реки. К воде можно подойти как перед разрушенной ГЭС, так и после. Недостатки - отсутствие дров (приходится идти в лес через дорогу), близость населенки и неудобно разведывать #3.
Все указанные места известны пограничникам и проверяются. Если не хотите общаться с ними вообще, можно пройти по дороге подальше и спуститься к реке.
Мы собирались перед ГЭС на ЛБ.
[Под ж/д мостом возле хутора Саханкоски препятствие #1 - небольшая шивера, через 100 м еще одна под автомобильным мостом - препятствие #2]
Первой шиверы мы не видели, вторая почти залита. КС I.
Ниже разлив, впереди видна стена плотины. Причаливать лучше к правому берегу прямо перед стеной и по ней осмотреть порог #3.
Течение не сильное, в 30м перед плотиной можно спокойно траверсировать реку, что мы, сразу же после старта и сделали.
Проходов в плотине я насчитал 4. Нумерация справа. Первые 3 можно осмотреть со стенки плотины (через 1 и 2 переброшены мостки). Сами проходы на более или менее спокойной воде.
Первый. Ширина 2.7м. За ним правая протока - петляющая горка в ширину катамарана в коридоре из деревьев, заканчивающаяся простым широким сливом. Общее падение 2-2.5м. КС II+. Здесь проходили 2 наших двойки - одна более-менее удачно, вторую развернуло сразу после слива и несколько раз навалило на дерево. В результате дырка ~50см в дне.
Почти сразу за створом отделяется маловодная протока влево. Попасть туда затруднительно.
Остальные катамараны были обнесены по ПБ (30м) до маленького улова перед последним сливом.
Второй (1.9м) и третий (<1.5м) проходы выводят в основную центральную протоку, в которой в 30м ниже широкий мощный слив 1.5м. Ориентировочная КС III. При желании проходить порог на катамаране, наиболее просто подойти к сливу снизу и обнестись вверх по одному из берегов. Другие варианты затруднительны из-за необходимости перетаскивать суда через стенку плотины высотой 2.5м.
Четвертый - в протоках у левого берега. Для каяка кажется, габаритен, но сама струя маловодна и замусорена деревьями. А совсем левая протока уходит под воду и выходит сразу за плотиной живописным пузырем. Осмотреть это достаточно подробно можно со стены разрушенного здания ГЭС на ЛБ, хотя, по моему мнению, совершенно незачем.
Ниже до автомобильного моста в пос. Рускеала несколько шивер (по [1] #4-10). Простые и широкие. КС 1-1+. В 2.5км от НС, 2.7км по прямой от моста в Рускеале
[Ж/д мост на дороге, ведущей к мраморному карьеру Рускеала. Карьер остался слева п/х, интересно осмотреть его старую часть с озером на дне; в озере поразительно прозрачная вода зеленого цвета. Из рускеальского мрамора построены Мраморный дворец в Санкт-Петербурге и многие станции питерского метро.]
Мы по недостатку времени не сходили и, как объясняли люди из идущих параллельно групп, зря.
Под мостом [5.4км от НС] невысокий слив (#11) с большой поганкой в омуте за ним. Река выходит влево через сужение с перекинутой поверху металлической трубой. Требуется оперативная чалка и обнос по любому из берегов. Лучше, кажется, справа. Для каяка небезопасна поганка, для катамаранов не совсем просто зачалиться близко к трубе. КС II.
Через 300м раздвоение. Идти в основную правую протоку. Еще через 30-50м разрушенная плотина - пр. #12 со сливом 1м. Осмотр (необязательный) справа. Три протоки, левая сомнительной проходимости, правая и центральная достаточно просты. КС II/II+.
Далее несколько шивер (#13-15 по [1]). КС I.
Ниже ЛЭП и плес до
[#16 - разрушенная плотина; ориентир - одинокий дом на левом берегу. На входе в порог остров, проход слева, затем по центральной струе. Падение в пороге около 3м, длина 50м. Осмотр правым берегом.]
8.4км от НС, 2.7км от моста в Рускеале.
Можно пройти и по правой протоке. И там и там достаточно мощная горка. КС II+. Осмотр по желанию. У нас одна из двоек налетела на камень в конце порога, один из гребцов выпал. На ЛБ возможна стоянка.
[Далее на протяжении 1,5 км цепь несложных шивер и порожков (препятствия #17-19), после прямого участка ровного течения вправо уходит рукав, слева впереди скальные выходы - это ориентир порога #20 и за ним через 100 м - мощного препятствия #21... Порог #20 имеет длину 30 м, небольшой слив со скальных плит, проход слева, сложная система струй.]
Все порожки до #21 несложны, но весьма забавны. КС I+ -II, осмотр не требуется. Но сразу за #20 необходимо зачалиться для осмотра порога-водопада #21. Для начала с левого берега.
Общее падение в пороге 3-3.5м. Основная протока - левая. Водопадный слив, легко проходимый в правой части при разумном заходе.
Полуобливная скала отделяет левую протоку от средней левой - крутой горки без особых трудностей. Заход под правым берегом протоки. Мелко. Попытка уйти вправо со струи может привести к выносу на полуобливную скалу и прыжку с нее. При нас, пытаясь разогнаться перед уходом влево, со скалы свалилась четверка. Киль. Без последствий.
Правый берег протоки - большой остров, удобный для обноса. Чалка на верхнем крае есть, в зависимости от умения, на 2-4 катамарана. Лучше приставать по очереди. Можно на острове и пообедать, вот только большую часть дров мы уже сожгли.
Правее острова третья протока - отвесный слив с камнем в левой части.
В 10-20м перед сливом можно перебраться в правую протоку, отошедшую перед #20. В ней узкий многоступенчатый слив, пожалуй, наиболее технически сложный из всех 4-х проток. Осматривать с целью прохождения его надо с правого берега.
Ниже порога большой разлив, удобный для страховки и всяческих перечалок. Обносить, как вверх, так и вниз, удобно по острову. По ЛБ сложнее.
Несмотря на грандиозность зрелища, ни одна из проток не заслуживает оценки выше IV.
Мы раскатывали первую слева протоку (раз этак 15) и вторую слева (1 раз, не очень удачно). Видели прохождение третьей слева протоки - двойка без скорости вошла в слив и упала прямиком в камень. Видимо, это и спасло от киля.
[Место очень красивое, но в 100 м ниже водопадов реку пересекает шоссе, поэтому здесь всегда людно, подъезжают на автомашинах. Останавливаться на ночлег лучше в 200-300 м выше по течению, на правом берегу основного русла сразу за ответвлением правой протоки. Здесь много дров, место сухое, до водопадов не далеко и народ не шастает.]
За шоссейным мостом [11.1км от НС] несколько шивер (#22-23 по [1]), КС I. Ориентир следующего препятствия #24 - узкий бетонный мост. От #21 совсем недалеко, минут, кажется, 20. Чалиться для осмотра и обноса можно на любой берег, насколько близко к мосту, зависит от наглости. Но заход под мост означает прохождение.
Падение в пороге 7м, буйство стихий поражает. Возможность сплава обсуждать не буду, но сами не пытались, поскольку безопасных траекторий не обнаружено, а опыта управления судном на такой воде у нас нет. Тем не менее, в прошлом году по крайней мере 1 раз порог проходили на катамаране-двойке. При нас тоже прыгала двойка. Киль, выбило пробки в баллонах. Про категорию - умеете работать на такой воде - VI, не умеете - б/к в стиле "русская рулетка".
[За водопадом круглый омут, выход через узкие скальные ворота с сильным течением. Затем поворот влево, следуют несколько шивер и перекатов (препятствия #25-27); далее 4-5 км тянется гладкая вода.]
Шиверы КС I. Упомянутая у Бекетова г. Новоринмяки распознается с трудом.
Ниже шивера #28, КС I ли II, не помню. L=250м. Вскоре за ней порог #29. Я предпочту разделить его на две части.
#29а. [20.0км от НС, 7.8км по прямой от моста в Рускеале] Шивера-порог. Ориентиры - шум, левый поворот. В начале пара ступенек. Первая совсем простая, во второй, если постараться, можно попасть в держащую катамаран бочку. Ниже шивера потихоньку вырождается в быстроток. L=300м, КС II. Осмотр (необязательный) справа, там же стоянка. При аварии пострадавших может утянуть в #29б.
Плыть можно до левого поворота, перед которым необходимо зачалиться на ПБ для осмотра разрушенной плотины #29б. Слив 1.5-2м, слева проносной язык, справа невзрачная, но мощная бочка, способная, как выяснилось, удержать 4-ку. Правда, без особого сопротивления экипажа. КС III. Над порогом реку пересекает линия электропередач.
Можно осмотреть сразу оба препятствия по ЛБ. По правому это невозможно, в 50м перед сливом отходит маловодная протока. Над #29а вполне пристойная стоянка.
[Ниже на 4 км тянется плес, перед пос. Рюттю небольшой перекат, затем препятствие #30 - порог, заканчивающийся разрушенной плотиной. Ориентир входа в порог - деревянный мост.]
Обозначен в [2], 25.2км от НС.
[Осмотр препятствия левым берегом. Длина порога 200 м, основную сложность представляет слив плотины. В центре русла большая бочка, в паводок ее можно обойти справа вдоль берега.]
Проход мимо бочки широкий, тем не менее, попасть в него непросто. Одной из двоек это не удалось и борьба с бочкой стоила двух сломанных весел. КС II+.
[Через 700 м ж/д мост, затем деревянный автомобильный мост, под которым завал из бревен.] В отличие от Бекетова, при нас был свободен правый пролет. Ж/д мост - 26.7км от НС, а/д - 27.5.
[Через 3,5 км гладкой воды начинается длинная [...] шивера #31, заканчивающаяся скальной плитой поперек всего русла - слив 0,5 м. Справа под сливом хорошая стоянка в еловом лесу. Берега реки после шиверы высокие, крутые, поросшие еловой тайгой.]
Судя по всему, обозначена в [2] двумя черточками. Тогда ее начало и конец соответственно 30.1 и 30.6 км от НС, так что километраж и длина шиверы (1км) у Бекетова завышены. По ощущениям, длина шиверы метров 500-600. КС II.
[Через 3 км препятствие #32 - водопадный слив высотой 1,5 м через все русло.] 32.2км от НС, обозначен в [2]. Очень красивый порог со множеством вариантов прохождения. В правой протоке совершенно вертикальный слив. Осмотр слева, есть стоянка, у самого слива обеденное кострище. В 20-30 метров ниже остров. Обе протоки проходимы, основная правая. Но остров осложняет нижнюю страховку. КС III.
За порогом длинный плес в поросших кустарником берегах. Вода, прозрачная в начале сплава, стала откровенно мутной. Заканчивается плес простым порожком #33 - сливчик, КС I.
Тактическое отступление. От #33 до конца маршрута остались 2 мощных порога
IV-VКС и километр-полтора пути. Поэтому удобно встать незадолго перед порогами,
вечером их осмотреть, с утра обработать и уехать. При нынешней популярности
Тохмайоки у туристов могут возникнуть проблемы со стоянками. Итак, встать
можно:
- Незадолго до #33, где река подходит к коренным берегам. Пользуйтесь GPS.
- На отличной стоянке слева над #33.
- На ПБ сразу за #33 или в 200м ниже. Стоянка хуже, чем предыдущая, точнее не знаю.
- На паршивой стоянке в 200м ниже #33 на ЛБ. Нам она и досталась.
Следующее место - ЛБ за последним порогом, но это уже совсем в населенке.
Итак, в 300м ниже #33 порог #34. На правом берегу остатки ГЭС. В левой волнистый пологий слив 2.5-3м с очень мощной бочкой справа и достаточно простой внизу слева. Мощными катамаранами проходится у ЛБ без особых проблем. Маленькие пыталось жевать. КС IV. Правую протоку не смотрел, говорят, она сложнее. Также говорят, что на следующий день вода прибыла и стало значительно веселее.
Еще через 300м разрушенный деревянный мост, остатки которого образуют завал. Сразу за ним порог #34 в створе разрушенной ГЭС. Прямой слив 2.5м с буйством стихий за ним. Очень напоминает Храмину на Уксуне в сверхпаводок 2000г. Как и #24, для экипажей с опытом менее VI - русская рулетка, на сей раз почти безопасная. Но как ни оценивай сложность, это не более, чем V-. У нас проходила одна двойка, в результате киль и разрезанная (скорее всего о раму) рука одного из участников.
Удобная чалка для осмотра на ПБ перед завалом. Дальше можно обнести либо сразу все, либо только завал, либо попытаться пройти завал "поверху".
До ж/д моста [40.4км от НС] еще метров 500. Сразу за ж/д мостом - автодорожный. Ниже никаких препятствий на Тохмайоки нет - в поселке полно моторок местных жителей. Места для антистапеля средней паршивости есть как у ж/д, так и у а/д моста. Станция и автобусная остановка в нескольких стах метров на ПБ.
При положительном отношении к пешим переходам рекомендую собираться непосредственно после #8 и выходить сначала на дорогу, а затем и в Ихалу. Эстетически получится более полноценно, чем у нас. По нагрузке же сплав по низовьям Иййоки и пешка примерно равноценны.
Тохмайоки несколько разочаровала совершенной нетехничностью препятствий. В этом отношении более популярный маршрут Лоймола - Уукса куда интересней и, хотя из описаний следовало совершенно другое, ничуть не проще. Плюс к тому, чувствуется населенка. Словом, на Ууксе я был два раза и хочу еще (есть счеты к 5-му падуну), а на Тохмайоки - вряд ли соберусь.
Тем не менее, Иййоки - Тохмайоки - очень приятная связка с резкой сменой впечатлений и простыми заброской/выброской/переброской. Рекомендую наш маршрут для каячных групп с именно таким порядком рек.
Иййоки | #1-#6 | 3 часа |
#6-#7 | 2.5 часа | |
#7-финиш | 4 часа |
Тохмайоки. В неспешном темпе прошли за 2.5 дня, включая катание на #21. Наша скорость на плесах ~5км/ч.
2. GPS-данные (формат: градусы минуты секунды). Точки в порядке следования.
р. Иййоки
ст. Ихала | N61 29 47.9 E29 59 54.3 |
Пор. #1, стапель | N61 30 13.3 E29 57 25.8 |
Мост в пос. Ихала (пор. #4) | N61 29 19.7 E29 59 29.9 |
Пор. #6 (начало) | N61 28 40.3 E30 01 19.8 |
Пор. #6 (конец) | N61 28 31.3 E30 01 34.2 |
Стоянка чуть ниже #7 | N61 28 01.1 E30 03 24.5 |
Конец #8, скала ЛБ | N61 27 10.9 E30 04 03.0 |
р. Тохмайоки
Стапель | N61 58 11.6 E30 34 04.5 |
Моста дороги к карьеру | N61 57 18.3 E30 33 09.6 |
Мост в Рускеала | N61 56 15.7 E30 35 26.9 |
Пор. #16 | N61 55 35.8 E30 38 04.5 |
Пор. #21 | N61 54 58.1 E30 37 37.2 |
Стоянка над пор. #29а | N61 52 08.5 E30 37 29.8 |
А/д мост перед пос. Рюттю, пор. #30 | N61 49 25.2 E30 37 01.4 |
Ж/д мост у ст. Рюттю | N61 48 53.1 E30 36 08.2 |
Пор. #32 | N61 46 51.9 E30 34 12.6 |
Плохая стоянка за #33 | N61 44 30.5 E30 38 11.7 |
Пор. #34 | N61 44 33.2 E30 38 22.3 |
Пор. #35 | N61 44 38.5 E30 38 43.6 |
|
Это наша кнопка |