Шварц Дмитрий Александрович: другие произведения.

Отчет: Кодарские байки

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]

  • Комментарии: 3, последний от 20/03/2007.
  • © Copyright Шварц Дмитрий Александрович (shvarts@mccme.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 42k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Забайкалье , 5 к/с , К4
  • Дата похода 01/08/2002
  • Маршрут: ст. Чара - Устье р.Ледниковая - р.Левая Сыгыкта - р.Сыгыкта - оз.Орон - р.Витим - г.Бодайбо
  •  Ваша оценка:

    Кодарские байки.

    Дмитрий Шварц, (495)117-49-02, shvarts@mccme.ru
    28.11.2002, по мотивам похода 31.07-27.08.2002.
    С удовольствием отвечу на вопросы.

    В этот раз я не был руководителем да и информацию, чтобы писать отчет не собирал, на дневник моего графоманского гонора редко хватает, но поделиться впечатлениями хочется. Стиль нижеследующего документа я бы определил, как "описание с байками".

    Однако, для ищущих не только приятное чтение, но и информацию по району, начну формально, а в остальном прошу задавать вопросы.

    Итак: пеше-водный поход 5КС по маршруту

    Ст. Чара - р. Ср. Сакукан (машина) - пер. Медвежий (1Б) - р. Ледниковая (пешком) - р. Ледниковая (1км) - р. Левая Сыгыкта - р. Сыгыкта - оз. Орон - р. Витим (сплав) - г. Бодайбо.

    Расстояния: пешей части - 45км, сплава - 100км (р. Сыгыкта) + 20км (оз. Орон) + 270км (Витим)

    Время: Москва-Москва - 31 июля - 27 августа 2002 года.

    Более конкретно: пешка - ~4 дня, сплав - 4 дня (р. Сыгыкта) + 1 день (Орон) + ~4 дня (Витим). Плюс радиалки, стапель,...

    Стиль передвижения - неспешный, соответственно, скорость небольшая.

    Уровень воды: чрезвычайно низкий.

    Суда: 2 ката-четверки.

    Участники: Аня Зарубина, Вера Кочина (завхоз), Михаил Моржин, Александр Сахаров (реммастер), Нина Сахарова (врач), Александр Северин, Михаил Хвостов (адмирал), Дмитрий Шварц.

    Ну и хватит.

    Иногда хорошо проводить безумные эксперименты - из 8 участников летнего похода одного я знал хорошо (зато очень :-), с одним достаточно много общался, а информация об адмирале и его жене (Миша Хвостов и Вера Кочина, в просторечии Хвосты) ограничивалась 10-минутной беседой с Мишей и фразой, которой некий мужик пытался убедить свою девушку составить ему компанию в прохождении порога: "Хвосты из любой .... вытащат!" Что в итоге и произошло. А про остальных 3 будущих сопоходников я не знал ничего.

    Но отсутствие информации совершенно не смущало. Молодой, видно, пока...

    Предпоездные дни прошли в перешивании катамарана. Он стал более остроносым, окрасился в национальные цвета (к синему дну и белым бокам добавилась красная дека) и полегчал на 2.5кг. Забавно, но полкило удалось сэкономить, просто вырезав лишние куски на дне. А ведь Юра Коссовский затаскивал все это на перевал 1Б, причем добровольно, рядом был н/к. Впрочем, нас ждало то же самое, но в принудительном порядке.

    Остроты в предпоходное блюдо добавляла московская жара - как выяснилось, понижение температуры с 35 до 31 градуса увеличивает скорость работы в 2 раза. В Антарктиде, небось, я бы за полчаса справился.

    Ну вот, наконец, и поезд. Традиционный диалог с проводницей о преимуществах спального мешка, как постельного белья. Пиво Чепецкое в Балезино, рыба в Барабинске, салат из капусты, огурцов и помидоров каждую еду. Алгебры Ли и преферанс по приседанию за вист. Не умеешь работать головой, работай ногами.

    Соседнюю группу ведет легендарный Бетин, приведший в водный туризм не менее легендарного в некоторых кругах Лешу Шахова. Впрочем, Леша все-таки сбежал в спелеологи. А Бетин, узнав, что идти придется по нашему прошлогоднему отчету, расспрашивает меня об особенностях южно-муйского туризма. Причем делает это независимо от стадии опьянения, благо есть, что отметить - встречаются они с Хвостом редко, а познакомились в 80-х на спасработах на Башкаусе. Тонка прослоечка.

    Выспаться в последнюю ночь не дал борец за права потребителей - узнав, что в титан не успели залить воды, он дернул стопкран, крича, что пока не нальют, никуда не поедем и повторял сей героический поступок еще раза 3.

    Короче, поезд 76 Москва - Тында отошел с Казанского вокзала в 15.40 и прибыл на ст. Новая Чара через 102ч. 40мин, то есть в 22.20 по Москве или (увы) 4.20 по местному.

    По идее, нам надо оформить пропуск в витимский заповедник и даже есть договоренность, как это сделать, но Россия диктует свое не хрена и мы, как диверсанты, тайком пробираемся на Урале. Подробности оформления в отчете [1], но сотрудники заповедника имеют привычку уходить в отпуск.

    Достопримечательности района: краеведческий музей в Чаре открывается в 10 (мы выехали раньше); Чарские пески - пустыню среди царства вечной мерзлоты и лиственниц мы созерцаем из окна Урала, благо до поселка Старая Чара 18км асфальта и о выживании можно почти не думать. Впрочем российская техника компенсирует недостаточно российские условия - этот Урал трясет даже на ровном асфальте. В Старой Чаре последняя безуспешная попытка легализации отняла 1.5 часа, а дальше была настоящая российская дорога вдоль Среднего Сакукана. Строили ее для вывоза добытого выше по реке урана и со времен "закрытия" рудника в 53-м не ремонтировали. Везти нас собираются до первой серьезной осыпи. Пока же кажется, что свалиться в кювет при объезде ям Уралу мешают только в изобилии растущие деревья - благо дорога в ширину машины. Иногда в окно виден Средний Сакукан - пока достаточно спокойный. Но трясет... Как народ при этом умудряется снимать Чарские пески - ума не приложу.

    А вот и Пьяный мост - здесь начался поход наших предшественников во главе с Офицеровым. Мост не пригоден, но Уралу оказалось не слабо проехать слева по руслу ручья. Еще через несколько километров проезд забаррикадирован УАЗом и ГАЗ-66. Впрочем, это последнее место, где Урал может развернуться. Ехали в итоге около 3 часов чистого времени.

    Как выяснилось позже, недовезли нас совсем чуть-чуть, через 20 минут хода весьма сомнительная для Урала осыпь.

    Вылезя из машины, я наконец-то понял, куда попал. Горы обрываются в долину скальными стенками, в лощинах лежит снег, текут водопады. Словом, на это надо смотреть. Только не забудьте рот закрывать, а то кедровки летают, мало ли...

    В целях доедания поездной еды обедаем. Давно ли вы пробовали щи в пеше-водном походе?

    Для разминки в первый день только пара переходов. Но скорость внушает нижайшее почтение - полный день (14-16 ходок по 30 мин) я так выдержу с трудом.

    Вечером с Аней гуляем по дороге, смотрим остатки лагерей. Бараки уже развалились, но колючая проволока цела по сей день - как-никак символ эпохи. Кроме видов, которыми я не перестаю восхищаться, привлекает сам Средний Сакукан. Хочу сюда на Ласточке!!! Слалом между больших камней, сливы до 1м, встречаются бочки, могущие поставить вопросы и перед К-2. Воды, не смотря на сухую погоду, в достатке. Уклон же ~40м/км.

    К ужину первые грибы. Пока подосиновики и маслята.

    С утра продолжаем путь по дороге вверх по Сакукану. Остатки бараков, мостов и куски железа и бетона придают и так дико красивой местности дополнительное мрачное очарование. Вот только врядли 50-60 лет назад местные жители испытывали восхищение.

    В ручьях воды мало и пока все удается перейти не замочив ног. У разрушенного моста через Сакукан обедаем. Если перейти реку вброд (это кажется, можно, хотя и не просто), можно зайти посмотреть хорошо сохранившиеся остатки лагеря в Мраморном ущелье. По легенде в 53-м году рудник признали нерентабельным и оставшихся в живых заключенных завалили в шахте. Само ущелье выходит к реке в 1км ниже моста дороги. Мы, увы, не сподобились.

    В 50-100м ниже моста на Сакукане порог - водопадный слив ~2м, идеальный для катания. Минутах в 20 хода до был еще один примерно такой-же, а третий нам показывали из машины. Я, правда, ничего не видел.

    Сразу за мостом первый серьезный подъем (метров на 70), и рельеф, пожалуй, становится покруче, но о каких-то сложностях говорить еще рано. Вскоре на реке каскад из двух красивейших водопадов - 5 и 7м. Если говорить о сплаве, то первый кажется вполне проходимым, а второй - только для каякеров-специалистов, поскольку совершенно отвесный. И заход и выход идеальны. Одна проблема - если идти первый водопад, второй придется или идти или обносить понизу каньона, что весьма непросто. Впрочем, смотрите сами...

    Выше, пожалуй, сплав по Сакукану при низкой воде не представляет интереса из-за чрезвычайной каменистости. Но, если пойдет дождь, можно начать даже от устья Медвежьего.

    По дороге встречаются многочисленные грибы - подосиновики просто как в какой-нибудь архангельской области. Пока мне не лень нагибаться за ними.

    К вечеру дошли до "разрушенной ГМС". Это изба у стрелки Сакукана и Медвежьего. На правом берегу и того и другого. Видна с тропы левого берега. Внутри журнал с записями многих групп, продукты, инструменты. Спальные места человек на 15. На стене схемы-километровки Кодара, идентичные лежащим в библиотеке МГЦТК, а внизу - электронный адрес, откуда они взяты. Изящнее было бы оставить только адрес...

    Бродить Сакукан можно непосредственно напротив избы - чуть-чуть выше колена. При паводке, скорее всего, придется бродить отдельно Сакукан и Медвежий.

    Вверх по правому берегу Медвежьего уходит несколько троп. Зона леса кончается минут через 10 хода, поэтому рекомендую вставать на стоянку, как только появятся дрова (у избы все давно вырублено). Мы прошли еще минут 5-10 и встали на полянке среди кедрового стланика.

    В итоге от машины до ГМС получилось 5-6 часов ЧХВ. Если спешить, можно пройти за один день. С другой стороны, обилие достопримечательностей и возможность радиалок на вершины окрестных хребтов (кое-где можно залезть без особого напряга) намекают, что неплохо бы задержаться дня на 2-3.

    От ГМС идет более крутой, чем обычно, но совершенно несложный подъем по тропе. Остается только подивиться мастерству прокладчиков - набор высоты совершенно незаметен. Кедровый стланик покидает нас еще через пару ходок после леса и оставляет наедине с рододендронами и прочими цветами. К озеру под перевалом Медвежий вышли через 5-6 ходок. Чуть недоходя озера оборудованная стоянка - отсюда рожденные лазать ходят прямо на виднеющийся во главе долины пик Бам, в рожденные плавать направо - на перевал Медвежий (2170, 1Б). Горникам, судя по всему, не лениво заносить снизу дрова, а нас вполне устраивают и стволики рододендрона. Пьем чай, в очередной раз восхищаемся видом на горы, ледники и озера (цвета невообразимые) и озабоченно смотрим на перевал.

    Подъем представляется очень простым, вот только неясно одно - зачем Офицерову столь хитрая траектория, еще и уходящая не туда? В процессе подъема выяснилось, что седловины имеется 3, причем искомая - правая, а не более низкая, видная снизу левая. Поднялись мы быстро - минут за 50 ЧХВ (200м набора по траве и камням, уклон до 30), а вот спуск доставил куда больше неприятностей - до выхода в долину притока Сыгыкты Ледниковой перепад ~600м, мелкая сыпуха с уклоном в начале около 55. А в самом кулуаре кажется 60. Тропа начинается в 20м правее тура, несколько раз серпантинит склон справа от кулуара и переходит на его левый склон под скалы. Метров через 100-150 появляется возможность спуститься в кулуар, выположившийся к тому моменту до 30-35 и "стечь" по мелкой живой сыпухе, постепенно уходя вправо, где появляется трава. Место выхода из ущелья ярко выражено. От него до воды (пробивающийся под камнями ручеек с перевала) несколько минут хода, а до самой Ледниковой - 20-30 минут. Сам спуск с перевала занял у нас часа 2-3 (не помню) и оставил неприятные ощущения - не уверен, что хотел бы с водным рюкзаком повторять такое - одна мысль - сейчас эта дура куда-нибудь перекосится и...

    Но народ добрел до стоянки и, повалявшись немного, расползся в поисках сухих рододендронов, благо других дров нам в ближайшем будущем не предлагают. Надо сказать, что с более неудобным топливом я не сталкивался - прогорают в момент. Но много ли нам надо?

    Вечером в гости приходят соседи - мужик и девушка из Омска. Очень крутые, всюду полазали, советуют взойти на пик Сыгыкта, стоящий напротив нашей стоянки, мужик бегом влез за полтора часа, по большей части по сыпухам. Ох, не верится - перепад больше километра да и гора выглядит так, что непонятно, как залезть хотя бы на 200м. Если есть путь и было бы время, стоило бы устроить радиалку. Но адмирал выделяет только полдня на посещения ледника (Нины Азаровой, если не ошибаюсь) во главе долины.

    Сами ребята вечером полезли на наш перевал с целью завтра взойти на пик БАМ. Ужин был уразнообразнен наблюдением за ними и попытками сдержать зависть и восхищение - от девушки, лезшей без рюкзака, я бы попробовал не отстать налегке, но мужик с рюкзаком со всеми их шмотками лез существенно быстрее. Да...

    После ужина сижу и в очередной раз наслаждаюсь видами. Но самое уникальное ощущение ждало меня ночью - поднялся небольшой ветер и я стал опасаться, что палатку сорвет. Вылез наружу и с минуту стоял забыв обо всем - теплый ласковый ветерок с гор, светло-фиолетовое небо с огромным количеством звезд и горы в лунном свете.

    А с утра и до обеда мы ходили смотреть на водопады верховий Ледниковой и собственно ледник. Чистого хода от нашей стоянки часа полтора - первые 30 минут по правому (орографически) берегу, затем лучше перейти реку, поскольку осматривать водопады удобней справа. С точки зрения удобства, где идти дальше, почти все равно - сплошные моренные гряды.

    До самого ледника 1.5 часа хода налегке. Зрелище внушительное, но разочаровывает "грязь" - многочисленные мелкие камни на поверхности. Зато как Вере удалось снять маленький кусочек - хоть продавай, как рисунок на плитку! Восхитителен текущий по леднику ручей - прозрачная вода, текущая в аквамариновом русле. А уж гроты...

    Водопады тоже на все вкусы - верхний - горка в широком русле высотой метров 15 - просто белая стена, (30 мин от ледника), второй (еще через 30 минут) - 5 ступеней с общим падением метров 50 в скальной щели. Ни с одной точки не просматривается весь. Третий, чуть ниже, классический отвес, метров 7.

    Кстати говоря, пока идешь к леднику, потихоньку открывается вид на подъем на пик Сыгыкта. И вправду просто.

    К обеду возвращаемся. Рюкзаки уже кричат "По туристам!" и громко ржут. До вечера немного не дошли до устья Изумрудной - сначала спустились к реке, затем по тропе, идущей вдоль ПБ, после водопада (3 ходки примерно, высота метров 5, по сравнению с верхними не впечатляет) перебродили на ЛБ и снова по тропе умеренного качества. Иногда идем по руслу. Встаем на площадке у реки. Из растительности появилась березка и ива. По сравнению с рододендроном дрова - супер.

    Следующий день оказался самым веселым в походе - тут и облезание вдоль воды еще одного водопада и продирание через кедровый стланик и урему. Впрочем, сказать, что условия были совсем уж антисанитарные, нельзя - большую часть времени шли по тропе и даже слишком, с моей точки зрения, много времени тратили на ее поиски. Тяжелые участки (урема, стланик) были непродолжительны и чередовались с более протяженными и простыми (тропа, мелкая березка, березовые рощи). Одна из них (сразу после обеда) поразила меня своей парковой красотой.

    Самое интересное началось километра за 3 до реки - тропа, обходя прижим, полезла на холм, по самое не балуйся заросший стлаником. Лет 10 назад ее прорубили неизвестные благодетели, но с того времени выросло немало дров. Столько ползать с рюкзаком мне еще не приходилось. Спуск с холма оказался совершенно халявным, но, дойдя до рощи внизу, народ решил, что идти до реки будет тяжеловато и остановился на ночевку. Место, в общем, неплохое, хотя с полочками для палаток не просто. Возможно, оригинальней было бы встать прямо на вершине холма (если это возможно, я не помню). Вода, по крайней мере, есть.

    Для каяков и катов-двоек Ледниковая пригодна для проводки-сплава примерно от устья Изумрудной. Четверкам будет сложнее, но тоже, может и ничего. А уж при паводке в сплаве, наверное, появится и некоторый элемент спортивности. Поэтому, как вариант экономии времени - собраться в первом приближении в первом удобном месте ниже Изумрудной, сплыть до Сыгыкты, пройдя последнюю простую ступень порога Ледяной и сразу же зачалиться на противоположный берег, где растет огромная березовая роща. Впрочем, неостроту камней и отсутствие локальных непроходов гарантировать не могу - не проверял.

    Мы же хотим подойти к Сыгыкте как можно ближе. Эти полдня были самыми разнообразными по препятствиям. Немного тропы, затем плотные заросли уремы. Кое как пролезли. На горизонте уже виднеется травянистый склон, но радость была преждевременна - добрая лавина прокопала канаву глубиной метров 5. Спуск и подъем нашли метрах в 50 над рекой. Немного халявки по траве, затем много мокрого курумника. Особая радость - лежащие иногда дрова. Скользят, как намасленные. По следующему следу лавины спускаемся к реке и идем по паводковому руслу. Когда урема сгущается, вылезаем немного наверх и изучаем крупный курумник вперемешку с горелым стлаником. Приятно видеть не дожившие до нашего появления заросли. Среди них торчат большие камни очень мягкой породы - часть уже раскрошилась до песка, остальные выглядят, как гигантские муравейники. Впрочем, застарелый пожар раскинулся по правому берегу Сыгыкты километров на 15, уничтожив, видимо, много интересных лесов.

    Но есть и сугубо положительные стороны - впервые встречаются заросли голубики в промышленных масштабах, да и чем ближе к Сыгыкте, тем проще идти. Недоходя километра до стрелки на берегу Ледниковой березовая роща. Строевого леса осталось крайне мало, но еще на пару групп, может быть, хватит. Большинство деревьев сгорело в тот самый пожар. Впрочем, сухие тополя показались мне весьма прочными, а короткие палочки можно изготовить из скелетов кедрового стланика (чего-чего, а этого хватает). Если это не устраивает, придется как-то переплывать Сыгыкту и строиться на другом берегу. В любом случае рекомендую погулять по разделяющему Сыгыкту и Ледниковую гребню. Очень красиво - скелеты стланика на рыжем мху и виды на другой берег Сыгыкты. А в самой роще порядком смородины и огромное количество жимолости размером с вишню. Никогда такой не видел. Голубика чуть ниже в болотце. С грибами, правда, кисло.

    Остаток этого дня и следующий неторопливо собираемся, получая кайф от оседлой жизни по полной программе. Изучаю нашу вторую четверку. Она тоньше и острее. Да, боюсь, преимущества нашего бегемота на такой реке не скажутся, а вот недостатки...

    Несмотря на эпизодические дожди, вода в Ледниковой не поднимается совершенно. Но делать нечего, плывем. На километр по Ледниковой истратили с полчаса, большую часть на плаву, в любом случае для создания каких-либо проблем при проводке мощности воды не хватит. Перед впадением река входит в короткий каньон. Увидев Сыгыкту с воды, надо вылезти на ПБ и осмотреть последнюю ступень порога Ледяной. Если начинать из Ледниковой, неприятный свал в устье, затем навалы на 2 скальных островка.

    Оговорюсь сразу, что воды у нас, по крайней мере в верховьях был абсолютный минимум - только с ледников. При повышении уровня река станет существенно приятнее и скорее всего сложнее.

    Первые ступени Ледяного (оставшиеся выше) - грязные сливы, возможен негаборит для ката. За порогом плес, за ним обычная для верховий мелкая крутая шивера с локальными сливами и крупными камнями.

    У меня осталось впечатление, что пороги верховий Сыгыкты не выделяются уклоном по сравнению с фоновыми участками. Просто чем камни крупнее, тем сложнее, а где в реке много троллейбусов - не жалуйся...

    По нашей воде бочки и валы в верховьях никакой сложности не представляли - более того, на первых 5-6км было просто не за что цепляться веслом. Но, думаю, нормальный уровень радикально изменит картину.

    Порог Прикуп почти сразу за Ледяным. Метров 500. Осмотр слева. Несколько ворот со сливами, а затем река вспененной струей падает в узкий скальный коридор. Судя по всему, в высокую воду он перегорожен мощными бочками, отчего и название порога - небось первопроходцы влетели без осмотра - знал бы прикуп... Кстати говоря, неподалеку от стрелки Ледниковой и Сыгыкты лежат остатки ката, правда очень странного вида.

    У нас главное - слалом. Адмиральский кат не успел развернуться и вверху прошел по траектории, которую я считал негаборитной.

    Ниже непрерывная слаломная шивера. Уклон ~20м/км, расход кубов 15. Цепляться не за что, поэтому крутить кат - занятие непростое. Плюс к тому наша 2,5-тонная четверка выглядит сущим бегемотом на такой реке. Впрочем, на маневренность грех жаловаться.

    Лоция Офицерова по низкой воде мало пригодна - именные пороги мы распознаем скорее post-factum, впрочем, в том и нет нужды. Запятая, Каменный, Пахарь, Проходной... В Озерном все протоки плохо проходимы, мы застряли в средней.

    Ориентир хороший - 3 протоки со свалом через камни в каждой. Сверху кажется, что средняя более проходима. Проводиться проще в левой. Перепад - метра 2. Вообще надо сказать, что локальные перепады высот в отчете Офицерова сильно завышены.

    Где-то после озерного встали, кажется, одновременно на обед и стоянку. чуть ли не единственные грибы были достаны из берега не вылезая с катамарана. Сама стоянка - участок елово-тополиного(!!!) леса среди заросшего березкой горельника. Куча сухих елок. Брожу по лесу (совершенно уникальные ощущения), из даров природы - с полкило красной смородины.

    Лоция - хорошо, но лучше ориентироваться по карте и притокам. После Озерного пошло полегче - воды побольше, шиверы пошире. Но через несколько км - каскад порогов Татьяна, Марина, Скандальный. Все - слалом между огромными камнями, первый посложнее. Татьяну смотрели слева (очень неудобно, но надо), остальные два справа (кажется). Требуется серьезная страховка - аварийный экипаж легко может унести в следующий порог. Адмиральская 4-ка поимела приключения в Татьяне, наша в Скандальном.

    Для полного кайфа после уже достаточно простых шивер пошел каскад слаломных порогов. Все сходу, места побольше, чем в низовьях, но и вода помощнее. Очень весело.

    Ищем стоянку. Это непросто из-за зарослей стланика. Наконец, находим. Есть много маслят, песка и следов медведей. Кстати говоря, одного хозяина тайги видели чуть ли не в первый день - смотрел на нас с берега, затем показал зад и убежал.

    Лес на берегу - сосны с лиственницами. Куча красных моховиков, более приличных грибов по местным меркам немного - набрали 2-3 кило маслят на песке и с десятка 2 подберезовиков/подосиновиков. Отойти поискать еще далеко не удается - все заросло стлаником.

    Кстати говоря, обращаюсь к "азиатским волкам": из многочисленных видов сибирских моховиков и маслят есть горькие и народ, пока бездоказательно, грешит как раз на красные моховики. Понимающие люди, поделитесь опытом.

    На следующий день к обеду дошли до устья Правой Сыгыкты. Вернее, дошли и решили, что обедать тоже неплохо. Лес смешан из огромного количества пород и пересечен кучей канав. Грибы, как правило, растут поближе к воде, в сухих местах одни перестарки. Зато появляются рыжики в разумных количествах. Жара дикая, я проклинаю сухую гидру и в упор не понимаю, как до эпохи мокрых костюмов ходили в Среднюю Азию. От зимовья у стрелки почти ничего не осталось - как-никак заповедник, охотников нет. Да, в заповедник, а заодно и в Бурятию мы попали, сделав первый шаг вниз с Медвежьего.

    А дальше через полчаса должен быть порог Неожиданный 5КС из 5 ступеней. Все честно, через полчаса начинаются простые шиверы и, как увидите не просматривающуюся сверху, тут-то пора и вылезать смотреть. Все понемногу. Мы, в лучшем походном стиле, первые сколько-то ступеней проехали без осмотра. Вот это было уже да! Впервые за поход я почувствовал себя на горной реке без всяких дураков. И, честно говоря, опытная группа могла бы все свистеть без осмотра и дальше, но между камнями иногда застревают деревья. И в четвертой (по одной из версий) ступени мы вкусили все это удовольствие, познакомившись с бревном. Увы, капитан на 4-ке видит, куда идти, позже матросов. Следующую ступень мы смотрели, еще пару бегал изучать один адмирал, дальше пошло полегче, но последователям рекомендую внимательнейший осмотр всего препятствия (естественно, по частям).

    Ступеней там 6-8 штук, (5 у Офицерова - элемент фольклора) между 3 и 4-й (примерно) прогончик в стиле Керетского порога, метров на 300. А самая близкая ассоциация к самому каскаду - Монгутайский на Утулике в большую воду. Только бревен напихано. В общем, полдня на это точно стоит заложить.

    Самое время добавить, что у Офицерова существенная ошибка - они перепутали с чем-то Правую Сыгыкту, и последующая путаница, принесенная в лоцию, привела к их неожиданному знакомству с Неожиданным. Если следить за картой, пропустить Правую Сыгыкту трудно, а там подождите полчасика и получайте приключения на свою что придется.

    Перекаты все тише и тише, а мы традиционно долго ищем стоянку. Найдя, я пытаюсь реализовать очередную теорию - грибы в засуху лучше всего растут там, где лес подходит к воде в еловом лесу с примесью березы. И, после 15-минутной прогулки вдоль протоки возвращаюсь с кучей молодых подосиновиков и подберезовиков и (наконец-то!) одним белым. Видимо, при нормальной погоде основная проблема грибника - расчистить место под палатку.

    На следующее утро наша цель - дойти почти до Орона. Настроение бодрое, река несет, грести почти не надо, халява, в общем. Вот только перекаты иногда забавные бывают. Начинается все, как на какой-нибудь Оке, а вот дальше... Как вам валы под 2 метра в основной струе? Да, на четверке только и кататься, вот только под некоторыми из валов прячутся камни.

    Но все это как-то не заставляет напрячься, в сущности, зачем нам в основную струю. Заходим в очередной. Так. Отмель перекрыта камнем высотой метра 2, с которого имеется соответствующей высоты слив с котлом, как мне сверху показалось (и потом выяснилось, что не зря), способным вместить нашу четверку без особых проблем. А сама струя, разогнав нехилые валы, трется о скалу ПБ. Ширина дырки метров 5, а еще надо не попасть в прижим, да и в тень камня как-то не хочется. Ну ничего, проходим. Все-таки мой баллон краем заехал в котел и я впервые понял, что наше судно плюет не на все валы с бочками, а только на большинство.

    А я то, дурак, думал, как понимать фразу из одного из описаний: "Ниже Правой Сыгыкты река не больше тройки, только порог "Водопад Игемон" запомнился боем в скалу ПБ." Точнее, я пытался придумать ступень Неожиданного, к которой это подходит.

    В общем, требуется более подробная лоция, чем можно найти в Инете. Кажется, что-то полезное было в библиотеке МГЦТК.

    Но сюрприз оказался последним и за устьем Халласа препятствия заканчиваются. Теперь только перекаты и заломы. Последние иногда заставляли погрести, особенно интересно было плыть со стоящим спиннингом - долго думаешь, чего это капитан орет, проходим же под березой. А ему, оказывается, спиннинг жалко.

    Рыбаки отчаянно пытаются выловить рыбы в каждой подходящей яме, но все больше и больше уныло вспоминают анекдот про директора катка.

    Повторяю еще раз, хотя, судя по всему, никто не может в это поверить, пока сам не сходит на реку - В СЫГЫКТЕ РЫБЫ НЕТ!

    Наконец, встаем. Перед озером со стоянками не очень - болото, но у нас тактическая идея не общаться с егерями заповедника, могущими подняться на моторке по озеру, раньше времени. Если на это плюнуть, лучше дойти до Орона. Зато повезло с грибами - идея гулять по берегам ручья принесла мне пару килограмм лисичек и около десятка белых. А ниже по течению нашлись промышленные заросли брусники, правда, еще недозрелой.

    Орон! Это надо видеть! Как я понимаю, его уменьшенная копия есть в Карелии и называется Панаярви, но врядли оно может сравниться с оригиналом. Горы, прозрачно-мутноватая зеленая вода - особенно эффектно было входить в озеро - грязноватая вода Сыгыкты резко уходит вниз, кат на полном (~8км/ч) ходу врезается в стоячую воду Орона и обалдевший от видов экипаж забывает грести. Воспоминания про "чрезвычайную прозрачность воды в Маслозере (это в Карелии), где дно видно на глубине до 5м" вызывают усмешку - экая грязная лужа. Озеро узкое и почти прямое, так что при ветре в правильном направлении вас ждет дневка. Нам же дует в спину мягкий ветерок и свои 4-5км/час получаются легко. В общем, у домика егерей в протоках за пару километров до Витима мы, одолев 20км озера, появились задолго до вечера.

    Егеря оказались весьма гостеприимны, настолько, что сразу собрались оказать оное гостеприимство дня на три, прикидывая, сколько травы мы можем скосить за это время. Впрочем, сарказм в предыдущей фразе минимален. В любом случае, ночь проводим на их лужайке - связь с решающим нашу судьбу начальством только вечером. Начальство оказалось благосклонно - нас должны сопроводить до конца заповедника в 40км ниже по Витиму, по прибытии в Бодайбо предписано заплатить штраф в главной конторе. Какой, пока неизвестно.

    Пытаюсь узнать новости про окрестные речки. Говорят только, что Таллаи испорчена золотоискателями. Что, как я позже узнал от Бетина, неверно - рабочие ушли с реки в 97 году, попортив лишь берега на небольшом участке, зато осталась дорога от Куанды - кто знает, напишите, как она идет. Зато узнаем, как возникают новые прииски - разведывают геологи золото для страны и объявляют большинство речек неперспективными, а потом организуют артель и разрабатывают наиболее, с их точки зрения, "неперспективные" места.

    К вечеру заезжал егерь с кордона Юрях (это в 30км выше по Витиму). Молодой парень, явно любит пострелять, если будет законный повод. Так что становится немного страшновато за Бетина, которые собираются проскочить все 90км по Витиму на территории заповедника ночью. Плавать реке шириной в полкилометра с дыркой в баллоне - не большое удовольствие. Сам егерь говорит, что на его кордоне связь работает плохо и частенько туристы сидят у него дня по 3. Наши егеря к жизни относятся значительно спокойнее.

    Если формально, граница заповедника проходит по Витиму, включая реку. Поэтому пропуск нужен даже для сплава по Витиму. Кордонов 3 - в устье Нижнего Юряха, в протоке из Орона в Витим - на правом берегу километрах в 2-3 ниже обозначенных на карте развалин поселка, которых не видно, и ниже устья Амалыка. Проскочить малореально - егеря постоянно ездят туда-сюда на моторках.

    С утра выходим. Увы, и в Витиме воды мало. Вместо обещанных 15км/час на халяву, с трудом выгребаем десятку. Слухи, что по малой воде Витимские шиверы становятся сложнее, не подтвердились - Американку, по лоции расположенную в 5 км ниже впадения протоки в Витим едва опознали по плитам ЛБ, зато словили мощный перекат в конце протоки. Видимо, в высокую воду он залит водой с Витима.

    Хотя с Американкой непонятно - если валы я еще представить могу, сужение налицо, то камней и по низкой воде не наблюдается. Прошу бывших на Витиме, а в особенности авторов отчетов подтвердить свои описания - очень сомнительно, что там что-то может быть.

    Дальние ориентиры Делюн-Оронского порога - скальные островки в русле. Но все это еще за несколько километров. Дальше разумно идти у ЛБ и ждать. Левая протока, служащая для прохождения и проводки моторных лодок, в нашу воду совершенно пересохла. Перед и за ней 50м песчаной отмели с возможной чалкой. Ниже - сам порог. Осмотреть с ЛБ можно только левую же часть, судя по описаниям, наиболее реальную для прохождения и в большую воду. У нас это просто струя с могучими валами. Левый край перекрыт несколькими мощными бочками, что и определило траекторию - заход по струе с уходом налево. Мы увлеклись этим настолько, что проломили 60см сбойку на границе улова и совершили классический телемарк а-ля Урик-2000. В высокую воду прохождение может стать экстремальным. Кстати говоря, известны ли первопроходцы Делюн-Оронского порога - в отличие от более страшного Парамского, я об этом ничего не слышал.

    Порог можно обнести по ЛБ - метров 200, как я понимаю, а в нормальную воду открывается левая протока, не представляющая никаких сложностей для сплава.

    За порогом километр текучки и шивера Амалычка перед устьем Амалыка. Точнее, Амалык впадает в конце шиверы. По нашей воде это самое серьезное препятствие Витима после Делюн-Оронского порога - в основной струе под ЛБ весьма не маленькие валы, а в остальной части реки - куча камней. Очень весело покрутились. Егеря обещали нам еще несколько шивер ниже заповедника, но, чтобы выделить их на общем фоне, требовалось немало усилий. Подчеркиваю, что по большой воде ситуация может измениться.

    Обращу внимание на еще одну неточность Офицерова - Делюн-Оронский порог, устье Амалыка и кордон Амалык разнесены друг от друга не на сотни метров, а на пару километров каждый. Река Амалык порадовала голубизной воды и ее количеством - вполне можно плавать. Отчет по ней есть в библиотеке МГЦТК, но спортивного интереса из-за малого уклона быть не должно.

    На кордоне встречаемся как с местными егерями, так и с обогнавшими нас по дороге старыми знакомыми с Орона. За подаренные вчера блесны мужики отдариваются живым осетром килограмма на 4. Я обалдел - разговоры об осетрах в Витиме я воспринимал, как байки о жизни на Марсе, а тут вот он, на веревочке плещется. В общем, далеко мы не поплывем, намечается очередная обжираловка. Встаем сразу за концом заповедника, на ПБ, за впадением Кипятной. Место грязноватое, зато ухоженная избушка со следами недавнего пребывания человека. С грибами не просто паршиво, а очень обидно - нашел десятка 2 белых, из них всего один пригодный. В Кипятной поймано несколько хариусов. Зато строим новое великое судно - галеру с рулевым управлением из двух катамаранов. Пока ветра нет, дает фору Тайменю.

    Сама Кипятная и в большую воду пригодна разве что для каяков, но радует скальный порожек в устье - значит и на больших притоках Витима могут быть сложные пороги в низовьях.

    Утро развеяло последние иллюзии - вместо пары дней преферанса на катамаране, нам предстоят трудовые галерные будни. До финиша 230км, хочется за сегодня отъесть 100. Ну, в начале кажется, что помешать нам просто ничего не может, но к обеду начинает разгуливаться встречный ветер. Отчаянные попытки борьбы со стихией мало к чему приводят, а под конец Витим просто выбрасывает нас на стоянку. Впрочем, чудесную - песок и сосны, а ветер дует только на реке. До притока Сигнай не дошли несколько километров.

    На следующий день ветер сменил тактику и стал дуть слабо, но постоянно в морду. Понимая, что не могу сюда не вернуться, осматриваю притоки на предмет сплава. Олонгро - чистая река подходящего размера с хорошим (по карте) уклоном. Ниже устье Нерпинки - совсем большая река, позволяет крайне уразнообразить сплав по Витиму, поскольку срезает петлю более 100км, а длина пешки с Витима всего 14. Недостатки - золотодобыча в низовьях и поселок Нерпо в устье. В поселке моторки и несколько машин. Возможно, что существует дорога к новой трассе Таксимо - Бодайбо (проложить нужно всего 50-60км). В устье Синюги деревенька домов на 10. Проходим мимо и начинаем искать стоянку. Первые две высадки неудачны, с третьего раза приятный сюрприз - от каменистой отмели забираюсь на покрытый еловым лесом косогор и попадаю на полянку в чистейшей березовой роще. Уже в который раз минуту стою зачарованный красотой и разнообразием Забайкалья!

    Цель следующего дня - подойти поближе к Бодайбо - видимо, чуть не доходя устья Тамарака с одноименным поселком. Стихия, видимо признав нас своими, мешать не собирается, в Витим даже дарит прощальный подарок - в устье Энгажимо адмирал сделал то, ради чего и затевался поход - поймал тайменя! Ну, до размеров байдарки наш красавец чуть-чуть не дотягивал, но среди ее шпангоутов занял бы одно из первых мест. Не особо напрягаясь, встаем на ПБ, пройдя последний перед Тамараком приточек. Цивилизация близка - колеи, люди. Обжираловка вечером невообразимая - как я добрался до палатки, сам не понимаю...

    Сама Энгажимо не впечатлила - судя по карте уклон не велик, а мутная вода свидетельствует о золотодобыче. У меня есть карта золотых приисков на начало прошлого века и, судя по наблюдениям, за 100 лет почти ничего не изменилось. А по той карте верховья Энгажимо плотно заставлены приисками.

    На следующий день прошли поселок Тамарак, вскоре пионерлагерь, с виду в приличном состоянии, за ним остров со стояночными местами - знали бы прикуп... Бодайбо тянется вдоль Витима километров на 10, а паром находится почти в самом конце - у быков недостроенного моста.

    Немного о Витиме. О препятствиях я уже писал, течение, несмотря на уверения местных, имеет почти постоянную скорость на всем нашем пути - километров 5-6 в час. По нормальной воде эта цифра возрастает чуть ли не до 15. По низкой воде островов вылезло значительно больше, чем на карте. Выбирать лучше основную протоку - попытки уйти в более короткую и маловодную приносили нам только потери сил и времени. Моторки встречаются по несколько раз на дню - в заповеднике - егеря, ниже - охотники и рыбаки. За Нерпо лодок становится несколько больше, в окрестностях Бодайбо их просто много. Ниже заповедника практически на каждой стрелке стоят охотничьи избушки. Впрочем, не думаю, что необходимо опасаться гостей. Рыбы в реке не очень много - наш улов ограничился упомянутым тайменем, возможно просто надо знать, где ловить. Грибов должно быть огромное количество, но по нашей засухе их можно было бы ожидать в весьма специфических местах, на поиск которых не было ни времени ни желания.

    А вообще хорошо было бы изготовить сводную лоцию Витима от истоков до Бодайбо, а то в библиотеке МГЦТК и инете огромная куча разрозненных сведений. Энтузиасты есть?

    Добавлю несколько мыслей и про маршрут в целом: пройти его можно, конечно, значительно быстрее - пешка идется за 3 дня, на Левую Сыгыкту по малой воде достаточно двух, но при нормальной потребуется 3-4, Орон - один день, Витим, если вода нормальная - 2,5 дня. Но глупо не потратить дня 2-3 в начале маршрута на разнообразные пешие развлечения - Чарские пески, Мраморное ущелье, пик Сыгыкта, ледники, если есть опыт, то и что-нибудь покруче. Наконец, требуется несколько запасных дней на Орон и Витим. Классический вариант усиления маршрута - уйти на реку Таллаи, вверх по Култушной от Орона, но, судя по состоянию троп в заповеднике, пеший переход будет весьма не прост.

    В Бодайбо мы не задержались - кажется, смотреть там особо не на что. В конторе заповедника были очень удивлены нашему появлению и взяли 300р штрафа (группа Бетина, которая, возможно на их счастье, была встречена егерем еще до заповедника, заплатила немного больше - по 50р с носа).

    Продукты раза в полтора-два дороже, чем в Москве, хлеб весьма паршивый. Регулярно летают самолеты, куда, не выясняли. У моста собираются таксисты. Нынешняя такса до Таксимо 500р с человека. По дороге ездит и немало других машин, так что шансы уехать стопом есть. Паром через Витим ходит достаточно часто. Денег за проезд то ли вообще не берут, то ли не берут с пассажиров машин.

    Сама дорога - грунтовка с покрытием, есть несколько сложных участков. Ехать 5-6 часов. В примерно 10км от Бодайбо - пост милиции. Судя по всему, проверяют, не вывозят ли золото. От туристов ничего, кроме документов не требуется. По дороге осматриваю пересекаемые речки. Тельмама - совершенно спокойная река - неужели это подпор второй Мамаканской ГЭС? Кто знает, построили ли ее, напишите. Если это так, про сплав по Мамаканам можно забыть. Правый и средний Мамаканы - на всем контакте с дорогой - полугорные реки пригодного размера. Перекаты и шиверы. Ничего сложнее двойки не видел. Муя - большая (не по сравнению с Витимом, конечно) спокойная река. За несколько км от Таксимо появляется асфальт. Всего от Бодайбо ехать 230км.

    В Таксимо я уже в третий раз, но возможность погулять по городу предоставляется впервые. Ощущение чистоты и аккуратности, как на севере.

    Дальше ведем себя традиционно - местный поезд до Северобайкальска, как войдете - сразу на верхнюю полку, к утру заполняется до отказа. В Северобайкальске гуляем по городу, спешащий в Москву народ покупает купе на Северобайкальский поезд, мы с Аней плацкарт на Тындский. Он придет домой на 4 часа позже.

    Северобайкальск новых впечатлений не добавил - Байкал, рынок, книжный магазин, омуль для родителей. На вокзале знакомлюсь с двумя группами - одна прошла Верхнюю Ангару с рыболовными целями - спорта там, как и ожидалось, нет в принципе, вторая - что-то на Байкальском хребте - кажется, Улькан. По категорийности - тройка. Особо впечатляет катамаран одной из групп - давненько я не видел брезентовых чехлов - они сушатся прямо в зале ожидания. Попробовал приподнять - так и есть, ужас. На вид брезент гниловат, я бы на таком плавать не рискнул, но проверить на прочность неудобно.

    Умиляют проводы поездов в Северобайкальске - под "Прощание славянки" - просто слезы на глаза наворачиваются. Надо нам тоже что-нибудь такое изобрести - к примеру запускать кат в сложный порог под "По танку вдарила болванка..."

    А следующее воспоминание - уже Москва - наблюдения за тем, как в легковушку влезают 6 человек, 2 здоровых рюкзака и неразборное весло. Спасибо Аниным родителям. Осталось только

    Дополнение: Я суда еще вернусь - мысли вслух.

    Мыслей две: первая - горный поход, со школьниками, например, в течение которого я успею наплаваться на каяке по паре здешних мелких речек, посмотрю на Мраморное ущелье и Чарские пески, залезу на пару горок (обязательно на пик Сыгыкта, а может и на пик БАМ, чем черт не шутит). А может все то же самое, но на недельку перед основным походом вдвоем-втроем...

    Вторая - начать с Куды-Малой (5КС, 25км пешки от ст. Сюльбан), от нее перейти на Таллаи (5+, 20км по старой дороге), проплыть по Витиму и сделать пешку на Олонгро (20км, первопрохождение, уклон >10м/км)

    Или дойти Куду-Малую до устья, по Куанде и Витиму до Парамского порога, посмотреть на это чудо света, а может и пройти, сделать пешку на Янгуду (5+КС, 30км, очень интересная пешка), далее на Олонгро.

    А не будет времени на Олонгро - сходить на Нерпинку - тоже, наверное, будет интересно.

    В общем, я вернусь, и мое возвращение будет куда менее разрушительным, чем моего наполовину однофамильца, вот только когда... 

  • Комментарии: 3, последний от 20/03/2007.
  • © Copyright Шварц Дмитрий Александрович (shvarts@mccme.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 42k. Статистика.
  • Водный:Забайкалье
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка