Шварц Дмитрий Александрович: другие произведения.

Отчет: Кумир - Коргон - Урсул

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шварц Дмитрий Александрович (shvarts@mccme.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 71k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Алтай , 4 к/с (5) , К2
  • Дата похода 01/07/2004
  • Маршрут: р.Кумир - р.Чарыш - р.Коргон - р.Урсул - р.Катунь
  • Иллюстрации/приложения: 4 штук.
  •  Ваша оценка:

    Клуб водного туризма МГУ

    Отчет

    о водном туристском походе 4 (четвертой) к.с. по Алтаю
    (рр. Кумир - Чарыш - Коргон, Урсул - Катунь),
    совершенном со 21 июля по 12 августа 2004г.

    Маршрутная книжка: N 11/4 - 401
    Руководитель группы: Шварц Д.А.
    115193, Москва, Сайкина, 15/7-74,
    тел. (495)117-49-02(д).
    e-mail: shvarts@mccme.ru

    Москва, 2004г.

    Оглавление

    Паспорт похода

      Сроки проведения: 21 июля - 17 августа 2003г.

      Район: Алтай.

      Нитка маршрута: г. Москва - г. Барнаул (поезд) - пос. Усть-Кумир (а/м) - р. Кумир у пор. Тормоз (пешком) - сплав по рр. Кумир и Чарыш до устья р. Воровская - р. Горелый Коргон в 2км от устья (пешком) - сплав по рр. Горелый Коргон и Коргон до моста в 2км от устья Коргона - д. Улита (автобус) - сплав по рр. Урсул и Катунь до пос. Чемал - г. Новосибирск (автобус) - г. Москва (поезд).

      Протяженность: пешей части - 46км, радиального выхода 4км, сплава - 211км, всего - 261км.

      Продолжительность: общая - 21 день, активной части - 15 дней.

      Типы судов: 4-х местный катамаран, 2-х местный катамаран - 4 штуки.

      Количество человек:12.

      Уровень воды: высокий на Кумире и Чарыше, низкий на Коргоне, низкий паводок на Урсуле, высокий на Катуни.

    Сведения об участниках

    Шварц Дмитрий Александрович.
    Год рождения (ГР): 1977
    Место работы, должность: ГУ-ВШЭ, преподаватель.
    Домашний адрес и телефон: Москва, Сайкина 15/7-74, 2795489.
    Туристский опыт (ТО): Утулик-Урик (5у), Башкаус - Бол. Сумульта (5р).
    Обязанности в группе (ОГ): Руководитель, экипаж К-4.

    Шварц Анна Юрьевна.
    ГР: 1983
    ТО: Сыгыкта (5у), Башкаус - Бол. Сумульта (5у).
    ОГ: завхоз, фотограф, экипаж К-4.

    Захаров Алексей Владимирович.
    ГР: 1976
    ТО: Башкаус - Бол. Сумульта (5у), Бамбукой - Бамбуйка - Тулдунь (4у).
    ОГ: видеооператор, капитан К-4.

    Копейкина Мария Алексеевна
    ГР: 1984
    ТО: Лоймола - Уукса (3у).
    ОГ: экипаж К-4.

    Безрук Дмитрий Брониславович
    ГР: 1979
    ТО: Беломорская Шуя (3р), Лоймола - Уукса (3у).
    ОГ: капитан К-2ж.

    Мацуев Олег Викторович
    ГР: 1984
    ТО: Лоймола - Уукса (3у).
    ОГ: капитан К-2ж.

    Шаракшанэ Мария Сергеевна.
    ГР: 1981
    ТО: Башкаус - Бол. Сумульта (5у), Лоймола - Уукса (3у).
    ОГ: врач, капитан К-2ч.

    Филясова Елена Ивановна
    ГР: 1980
    ТО: Лоймола - Уукса (3у).
    ОГ: экипаж К-2ч.

    Сорокин Константин Сергеевич
    ГР: 1984
    ТО: Лоймола - Уукса (3у), Кереть (3у).
    ОГ: реммастер, фотограф, капитан К-2к.

    Цаун Ольга Сергеевна
    ГР: 1983
    ТО: Лоймола - Уукса (3у).
    ОГ: экипаж К-2к.

    Михайлов Егор Викторович.
    ГР: 1985
    ТО: Башкаус - Бол. Сумульта (5у), Она (4у),
    ОГ: Капитан К-2с.

    Дубовский Дмитрий Леонидович
    ГР: 1983
    ТО: Лоймола - Уукса (3у), Иййоки - Тохмайоки (2 с эл. 4у).
    ОГ: экипаж К-2с.

    Сведения о судах.

    Катамаран-четверка (К4) Объем 2.5м^3, длина 5м, форма - веретено. Самодельный, дно - совтранс, дека - авизент, баллоны - БЦК с мембраной из чернухи.
    Экипаж: А. Захаров, М. Копейкина, А. Шварц, Д. Шварц.

    Катамаран-двойка желтая (К2-ж). Названа не по цвету судна, а по ярким спасжилетам экипажа. Объем 1.2м^3, длина 4.2м, форма - верблюд. Кулик 11 maxi, дно - ТЕЗа, дека - авизент, баллоны - БЦК.
    Экипаж: Д. Безрук, О. Мацуев.

    Катамаран-двойка черная (К-2ч) Объем 0.73м^3, длина 3.0м, форма - веретено. Самодельный, дно - ТЕЗа, дека - парусный лавсан, баллоны - чернуха.
    Экипаж: М. Шаракшанэ, Е. Филясова.

    Катамаран-двойка красная (К-2к) Объем 1.1м^3, длина 3.8м, форма - верблюд. Самодельный, дно - ТЕЗа, дека - авизент, баллоны - чернуха.
    Экипаж: К. Сорокин, О. Цаун.

    Катамаран-двойка синяя (К-2с) Объем 1.1м^3, длина 3.5м, форма - верблюд. Изготовитель - "Красное солнышко", дно - ТЕЗа, дека - авизент, баллоны - БЦК с мембраной.
    Экипаж: Е. Михайлов, Д. Дубовский.

    Рамы у всех судов деревянные, ширина 1.8м на Кумире, Чарыше и Коргоне, 2.2м на Урсуле и Катуни.

    Прохождение сложных препятствий.

    Неупомянутые ниже пороги были пройдены всеми участниками штатными экипажами без особенных происшествий.

    КСК-4 К-2ж К-2чК-2к К-2с
    Кумир
    Красноярка 4-+ + + + +
    Миндойский 4-+ + + + +
    Девий плес 5 +[1]+[2] - киль[3]+[4]
    Шивера за Девьим плесом 3++ + киль + +
    Большой 6 - - - - -
    Малый 4-+ + + + +
    Коргон
    Кофейный 3++ киль + + +
    Вираж 3 + + + + +
    Спартак 4+киль+ + + +
    Аврора 3++ + + + +
    Пор. 10-15 4 + + + + +
    Абзац 4++ + + + +
    Урсул
    Входной, Волчья Яма 3++ + + + +
    Замок 5 +[1]- - - -
    Нижнее ущелье Урсула 4 + + + + +
    Катунь
    Тельдекпень-1 и 2 4 + + + + +
    Еландинский 4 + + + + +

    [1] Экипаж А. Захаров - Е. Михайлов - А. Шварц - Д. Шварц.
    [2] Экипаж А. Захаров - Е. Михайлов.
    [3] Экипаж А. Шварц - М. Шаракшанэ.
    [4] Экипаж А. Захаров - Д. Шварц.

    График движения

    ДатаДни
    пути
    Участки маршрутаКмспособы
    передвижения
    21-23.07 г.Москва - г. Барнаул 3436поезд
    24.07  - 5км от пос. Усть-Кумир 612а/м
    25-26.071-2 - Пор. Тормоз 24 пешком, стапель
    26.072 - Пор. Красноярка 1 сплав
    27.07 3- Пор. Девий плес 21катание, сплав
    28.07 4- р. Чарыш - устье р. Воровская 36сплав
    29.07 5- истоки р. Воровская 12пешком
    30.07 6Радиальный выход на г. Еловский белок. 4пешком
    31.07 7- р. Горелый Коргон в 1.5км выше устья. 10пешком
    01.08 8 стапель, расчистка р. Горелый Коргон
     
     
    02.08 9- пор. Аврора 7сплав
    03.08 10- ниже пор. Абзац 15сплав
    04.0811радиальный выход в горы; - перед мостом через Кумир. 7сплав
    05.0812Переезд на р. Урсул у д. Улита, стапель. 209а/м
    06.0813- стрелка рр. Урсул и Катунь 24сплав
    07.0814Радиальный выход в горы; - устье р. Саралу 35сплав
    08.0815- устье р. Чемал 70сплав
    09.08 - г. Новосибирск 557автобус
    10-11.08 г. Москва3335поезд

    Транспорт и техническое описание

    Приносим извинения за москвоцентричность текста. Он готовился для библиотеки МГЦТК.

    К лоции прилагаются оригинальные схемы, построенные с помощью карт M1:200000 и 1:100000 и GPS-данных. Приведенный в описании километраж посчитан по картам М1:200000 без поправочных коэффициентов.

    При пешем переходе на Кумир и сплаве по Кумиру и Коргону мы пользовались лоциями В. Юрина [KK1] и А. Томина [KK2]. Каждая из них достаточно подробна и вполне достаточна для пешки и сплава, но обе не свободны от ошибок. Последних больше в [KK2], поэтому мы больше рекомендуем [KK1] и ориентируемся на принятую в ней нумерацию препятствий. Найденные в лоциях ошибки упомянуты в отчете.

    Отчет [KK3] использовать на маршруте практически невозможно.

    При сплаве по Урсулу мы использовали по большей части лоцию И. Моисеева [U1]. С нашей точки зрения она в некоторых местах недостаточно подробна, но ориентиры ключевых мест прописаны великолепно. Мы используем 2 фотографии из этой лоции.

    Подробная лоция [U2] немного помогла в нижнем каньоне Урсула, до того была практически бесполезна, поскольку уровни воды при сплаве и в лоции существенно отличались. Поэтому оценить ее качество мы не смогли. Отметим только, что чтение описания препятствий в верховьях Урсула из [U2] вызывает больше эмоций, чем их прохождение.

    При сплаве по Катуни использовалась лоция В.Юрина [K] и схемы нижней Катуни [KS]. Исключая неточность в окрестностях Чемала, совпадают с рекой идеально.

      Сокращения:
    ПБ, ЛБ - правый, левый берега.
    ПП, ЛП - правый, левый повороты.
    ЧХВ - чистое ходовое время.
    [*.*км, *:**] - расстояние и чистое ходовое время на упомянутом участке.

    Походный порядок следования судов, которым и было пройдено большинство препятствий: К-4, К-2ж, К-2ч, К-2к, К-2с.

    Берега рек и ручьев во всех местах указываются орографически.

    Подъезды

    Основная часть группы выехала из Москвы 21.07 на поезде 36 Москва - Барнаул отправлением 20:08. Приехали в Барнаул 24.07 в 9.55 утра по местному времени (+3 часа от Москвы). У вагона встретили как прилетевшую на самолете А. Шварц, так и водителей заказанных на фирме "Бийскалтайтур" газелей. Выехали почти сразу же.

    В Бийске заехали в офис "Бийскалтайтура", оплатили заброску (13500р) и пересели на 2 УАЗа-буханки, которые должны были завести нас до пос. Усть-Кумир и далее почти до Ипатовского моста.

    Дорога до Туэкты (поворот с Чуйского тракта) - отличный асфальт, Далее до Усть-Кана - асфальт, вперемежку с участками хорошей грунтовки. Дорога Усть-Кан - Усть-Кумир уже полностью грунтовая, но хорошего качества.

    От Черги на Усть-Кан уходит дорога, позволяющая сократить путь более, чем на 100км, но, по словам руководства "Бийскалтайтура", этим летом она ремонтируется и потому закрыта.

    Даже при благоприятном раскладе дорога до Усть-Кумира займет почти целый день, поэтому рекомендуем надолго в придорожных кафе не останавливаться. Можно порекомендовать кафе в Майме. Овощи-фрукты удобно закупать на рынке в Сростках или у бабушек вдоль дороги, крупы итд - в Сростках или Майме, более редкие продукты (типа сухого молока) лучше в Барнауле или Бийске. Очень хороший хлеб пекут в Усть-Семе. Там же кафе и несколько магазинов, правда и то и другое среднего качества.

    50м недоезжая моста через Кумир, влево отходит грунтовая дорога вдоль Кумира, которая продолжается 13км и проходима для полноприводной техники почти до конца (Ипатьевский мост). Первые 7км до устья р. Миндой проезжаются на любом транспорте и, судя по всему, в любую погоду. По крайней мере, число встреченных на Кумире легковушек впечатляет.

    В связи с разнообразными накладками мы достигли моста через Кумир далеко за полночь и смогли проехать только 4-5 километров вверх по Кумиру. Стоянка нашлась довольно быстро. Спать легли без ужина в 3 ночи.

    Пеший переход на Кумир.

    25-26 июня. Длина участка 24.5км, набор высоты 200м, чистое ходовое время 5:50.
    Выходной вес: 34кг у мужчин, 22 у женщин.

    Указан километраж от устья Кумира, считавшийся вдоль по Кумиру. Это корректно, поскольку дорога и тропа везде идут вдоль реки. От моста дороги Усть-Кан - Коргон до устья кумира 1.5км.

    25.07. Утром выяснилось, что мы находимся на отличной стоянке на берегу Кумира. Недостатков 2 - много мусора и почти нет дров. Вообще, дрова в низовьях Кумира по ПБ почти все уже сожжены и автотуристы, как правило, привозят их с собой. Утром заходил лесник. Был настроен дружелюбно, расспрашивал о планах.

    До моста через Миндой [9.0км] дошли за 32 минуты. Дорога отличная, легковушки легко проезжают. Дальше, видимо, только на УАЗе.

    У мостов через Миндой и следующий приток Осиновку стоят таблички с названиями.

    [1:13] Развилка. Наезженная дорога уходит налево в долину притока Кумира Осиновки, основная поворачивает направо на мост через Осиновку [12км].

    [1:34] Дорога проходит у воды под живописными скалами. Двумя минутами ранее хорошая стоянка. На ней собирались водники, приехавшие на собственных машинах и катавшиеся по Кумиру. Выше ходили только гулять, но до Красноярки не дошли.

    [2:01, 15.6км] Ипатовский мост через Кумир. Виден минут за 10. Примерно в этом же месте дорога постепенно переходит в конную тропу. У моста делаем длинный привал, купаемся в Кумире.

    [2:37] Мост через ручей Широкий лог.

    [3:16, 21.0км] Мост через р. Подъемный. Планируемый в этом месте обед не обошелся без трудностей - тропа отходит от реки и последние 100м идет по лугу, в месте ее пересечения с ручьем мост и пасека. Пришлось спуститься к устью ручья (это непросто). В зарослях по берегам Подъемного много красной смородины.

    Начиная с этого места, хронометраж восстанавливался по записям уже в Москве. Возможны небольшие неточности.

    На поляне за пасекой тропа теряется. Искать ее начало нужно на ближнем к реке крае поляны.

    [3:37] Тропа выходит к сухой протоке и идет вдоль бома непосредственно у воды. В паводок этот путь закрыт. Судя по [KK1] существует тропа, поднимающаяся от пасеки на бом, но путь по ней, вероятно, более трудоемок.

    За бомом тропа рассыпается по растущему в пойме ельнику. В отличие от [KK1] поиск главной труда не составил. Какая из троп основная не ясно только первые 20-30м.

    [4:06] После большой поляны. начинается крутой подъем. Этот бом, видимо, по низу непроходим. Набор высоты ~100м. С непривычки идем довольно тяжело.

    [4.40] Развилка. Правая тропа уходит в долину р. Щебнюха, левая круто спускается к мостику через эту речку [25.8км]. Ниже в течение примерно получаса стоянок вдоль тропы нет.

    [5:00] Р. Малая Осадина.

    Стало ясно, что в этот день дойти до впадения Кетьмы мы не успеем. Решено было пройти еще немного, разведать стоянку и возможности стапеля выше пор. Тормоз, чтобы, пожертвовав простым участком выше него, успеть на следующий день собраться и пройти/обкатать Тормоз и Красноярку.

    [5:20, 28.3км] Мостик через р. Б. Осадина. Чуть выше моста красивый водопадик. Через 50м отличная стоянка на берегу Кумира, которой мы и воспользовались. Дошедший до пор. Тормоз Н. Осадчий сообщил, что стапелиться выше порога можно.

    26.07. От стоянки до пор. Красноярка 15 минут. Примерно посередине пути - пасека. На пороге отличная стоянка. Много стапельного леса. Уже виден порог Тормоз - множество скальных обломков в русле. До него 15 минут хода, но дотащить собранные над Краснояркой суда будет непросто - тропа идет по крутой осыпи.

    Стоянка над Тормозом есть, но она хуже - уклон, непросто выбрать места для палаток и для сборки судов. Поэтому было решено быстро отстапелиться, вечером пройти Тормоз и, возможно, Красноярку и встать на ней. [5:50, 29.8км]

    В 10м от верфи обнаружили осиное гнездо. О. Цаун и Д. Шварц отделались легкими укусами.

    Кумир от пор. Тормоз до впадения в Чарыш.

    26-28 июня. Схема 1. Длина участка 30км, падение 220м, средний уклон - 7.3м/км. Препятствия - фон 2-3КС, 7 локальных порогов 3-4КС, выделяются пороги Девий плес 5КС и Большой 6КС. В тексте к квадратных скобках указаны расстояния от устья Кумира.

    Во время стапеля осмотрели участок немного выше пор. Тормоз, в том числе, видимо, пр. 4 по [КК1]. Перекат 2КС.

    Порог Тормоз. Ориентиры - скальные выходы в русле. Основная струя под ЛБ. В начале прямая горка, за ней слив 0.5м с несущественной бочкой. КС 2+. Осмотрели во время стапеля, прошли походным порядком.

    До пор. Красноярка несколько сот метров. Ориентир - скальные выходы по берегам. Осмотр слева. Красноярка - увеличенная копия Тормоза. Входная горка мощнее и выносит на выступ ЛБ, отбойный вал от которого грозит развернуть катамаран перед основным сливом высотой около 1м. Бочка под ним может перевернуть катамаран. КС 4-. За порогом плес.

    Первым прошел К-4 (страховка с ЛБ спасконцами ниже порога) затем двойки, которые страховал с воды К-4. Большинство экипажей двоек цеплялись недостаточно сильно и во-время, поэтому все, кроме К-2к в бочке задержались.

    После прохождения встали на отличную стоянку на ЛБ над порогом.

    27.07. С утра прошли Красноярку на двойках еще как минимум по разу. Параллельно пришлось ремонтировать К-4. Утром, уходя от судна, А. Шварц поскользнулась и спустила на слабо надутый катамаран небольшой камень с высоты около 1м. Тем не менее, в чехле появилась одна маленькая дырка, а в баллоне - целых две. Починившись и покатавшись, продолжили сплав.

    В течение следующих 20км Кумир представляет собой разделенные плесами шиверы и перекаты 2-3КС. Шли походным порядком без особых приключений. Выделяется пор. Косой в устье р. Березового [22.5км] - мощная горка с крупными камнями на ЛП. КС 3. Прошли сходу, за порогом подождали отставших.

    До Ипатовского моста [15.6км] 2 часа сплава. За ним препятствия становятся более концентрированными. Упомянутая в [KK2] "трехкилометровая шивера" явно не выражена, по крайней мере, мы так и не поняли, где она началась. А вот ее окончание красивое - простой (3КС), но очень эффектный порог Лоток - слив через всю реку в скальном сужении. При достаточном опыте группы рекомендуется выпустить вперед 1-2 судна для организации съемки прохождения остальных. При сплаве всем вместе, когда понимаешь, что впереди Лоток, чалиться уже не хочется (хотя, конечно, можно).

    Ориентир следующего порога (а он уже совсем близко) - крутой ЛП, справа впереди видно впадение р. Миндой, [9.0км] на ЛБ камень в виде кулича высотой 3-4м. От Ипатовского моста 45 минут сплава. Осмотр возможен справа, но мы прошли сходу, поскольку линия движения просматривается с наплыва. Длина около 100м, мощная струя, прижимы к "куличу" и скалам в русле. КС 3+.

    [КК1] называет это препятствие "порог в устье р. Миндой", а [КК2] - первой ступенью Миндойского. Нам обе точки зрения кажутся нелогичными. Наличествуют 2 совершенно разных по характеру порога, разделенные отчетливо выраженным плесом, причем оба заслуживают своего имени. Поэтому мы будем называть вышеописанное препятствие Миндойский-1, а следующее - Миндойский-2.

    Ниже короткий плес, впереди виден остров. Рекомендуется пристать к ПБ для осмотра пор. Миндойский-2. Все видно с идущей сначала вдоль реки, затем по верху тропы. Можно заодно разведать начинающийся в паре сотен метров ниже пор. Девий плес, чалку перед ним и, если группа не собирается в этот день идти дальше, занять стоянку.

    В Миндойском 2 протоки, основная - левая. В ней мощная и красивая горка высотой около 2м. Проход у ПБ протоки впритирку к острову, но, чтобы туда попасть, нужно обойти несколько камней. КС 4-. Съемку удобно проводить с ПБ сверху с тропы. За порогом плес.

    Правая протока простая, маломощная и не столь эффектная. Выходная горка значительно ниже. При достаточном опыте и отсутствии времени порог можно проходить сходу по правой протоке.

    Перед Миндойским пообедали. Проходили порог по левой протоке, стараясь уйти к ее ПБ. Первой шла четверка, вставшая после прохождения на страховку, за ней двойки. Маневр выполнить удалось, хотя на камнях при заходе посидели многие.

    Чалка перед Девьим плесом за 50-100м до порога, поскольку иначе будет очень трудно вылезать на берег, а тем более вытаскивать рюкзаки/суда. Рекомендуем разведать место заранее.

    Порог находится в каньоне. Первая ступень - шивера с мощной, но довольно простой бочкой, которая может сбить суда с курса перед основной второй ступенью. Это грязный слив высотой более 1м. В центре слива полуобливной обломок скалы. Справа от него проход загроможден обливными зубьями. Чистый проход впритирку к ПБ заканчивается неизбежным навалом на надводный камень. Но по малой воде единственная траектория проходит именно здесь. Проход слева от обломка немного почище, но тоже требует прыжка через зубья.

    3-я ступень - 2 надводных камня в струе. Необходим точный маневр. Через 50м порог кончается и до конца каньона еще 50м очень красивого плеса. К плесу спускаются тропки сверху и может встать страховка.

    Порог назван по бывшему на ЛБ до революции женскому монастырю.

    После осмотра и расстановки страховки (2 спасконца на ПБ ниже порога) начали прохождение. Первым пошел К-4 усиленным экипажем (Михайлов вместо Копейкиной. Траекторию удалось выдержать довольно легко. Задели второй из камней в 3-й ступени.

    Д. Шварц и А. Захаров на К-2с прошли тем же путем, но менее удачно, застряв на том же камне.

    А. Шварц и М. Шаракшанэ на К-2к, неудачно зайдя, налетели лагом на обломок скалы во второй ступени и перевернулись. Девушки прошли оставшуюся часть порога, держась за судно, и были выловлены внизу страховочным катамараном.

    После недолгого обсуждения руководитель решил, что на сегодня хватит. Но выяснилось, что, несмотря на будний день, все приличные места для стоянки уже заняты свежеприбывшими отдыхающими. Пришлось поставить лагерь наверху вблизи дороги.

    28.07. С утра порог прошли А. Захаров и Е. Михайлов на К-2ж. Им единственным удалось уйти от последнего камня. К-2ч обнесли. Загрузив рюкзаки, мы продолжили сплав. Но недолго.

    За пор. Девий плес две короткие мощные шиверы (КС 3+). В первой из них о камень перевернулся К-2ч. Девушки быстро зачалили судно к берегу, но в днище катамарана обнаружилась дыра около метра. На ремонт ушло чуть менее часа.

    До пор. Большой [6.2км] несколько простых шивер. Ориентиры порога: на крутом ЛП мощная шивера, под стенкой левого берега начинается осыпь, справа крупные камни. Это первое место, не просматриваемое с наплыва. Хотя чалки на ПБ есть и непосредственно у порога, рекомендуется зачалиться до поворота, поскольку попадание в Большой очень опасно.

    Осмотр и обнос справа. После простого заходного слива река падает метра на 3-4 через скальные щели. Несмотря на то, что в лоциях порог описан, как габаритный непроход даже для каяка, в правую протоку влезает не только каяк, но и узко связанный катамаран. Для каяка вода чрезвычайно мощна, а для катамарана в паре мест требуется виртуозный маневр. Поэтому порог можно оценить 6КС. Наш сильнейший экипаж двойки (А. Захаров - Д. Шварц), обсудив возможные последствия аварии в начале порога, решил не рисковать.

    Для обноса мы перечалились в улово у ПБ почти непосредственно перед порогом и обнесли суда (50м вдоль воды по скальным плитам). Рюкзаки отнесли по тропе на 20м дальше и провели туда катамараны. Далее сплав 1-2КС до пор. Малый.

    Ориентиры: правый поворот, у левого берега округлая глыба высотой около 3м, за ней впадает р. Кириллов [4.6км]; далее видны скальные выходы с обоих берегов, сжимающие русло. В каньоне 2 слива высотой более 1м с мощными бочками. КС 4.

    Зачалились в 100м выше порога и, после предварительного осмотра, перебрались на ПБ напротив глыбы. Над местом чалки стоянка, занятая отдыхающими. Над порогом отличная тропа, позволяющая все осмотреть. Легко спуститься в середине порога для съемки, а вот для спуска со спасконцами за порогом пришлось изрядно полазать.

    После установки страховки (2 спасконца за порогом) и съемки силами К-4, порог прошли двойки, причем К-2ж после прохождения встал на страховку в улове у ЛБ на выходе из порога. Последним шел К-4.

    До моста через Кумир 40мин сплава 1-2КС. Выделяется только пор. Интеграл - трековый прижим к ЛБ. Сам прижим не сложен, но в струе довольно мощные валы и бочки. КС 3. Порог фотогеничен, можно остановиться и поставить съемку. За ним стоянка на ПБ, при нас занятая отдыхающими.

    В 200м перед мостом мы пообедали. От моста до устья Кумира 10 минут сплава.

    Чарыш от устья Кумира до устья р. Воровская.

    28 июня. Протяженность участка 28км, чистое ходовое время 3.5-4 часа при спокойной гребле.

    Препятствия Чарыша - редкие шиверы до 2КС, перекаты и разбои с заломами в них. Несмотря на простоту, участок требует осторожности при выборе протоки. Правило "идти по основной" действует не всегда. Другая сложность - купающиеся дети из Усть-Кумира, Коргона и Владимировки. Им интересно прыгать с моста поближе к катамаранам.

    К реке часто подходят горы, образуя красивые скальные стенки. Много стоянок. Иногда на ПБ видна дорога Усть-Кан - Коргон.

    После обеда для увеличения скорости поменяли состав экипажей, Пройдя участок Чарыша без особых проблем, встали на стоянку за устьем р. Воровская. Место средней приятности (иногда там пасутся коровы). Вечером приходила молодежь из пос. Коргон, настроена вполне дружелюбно. Ночью они появились вновь, что было менее приятно.

    Пеший переход на Коргон

    29-31 июля.
    Длина участка - 24км, набор высоты ~1400м. Чистое ходовое время 12 часов.
    Выходной вес: 30кг у мужчин, 20 у женщин.

    29.07. С утра А. Захаров и Д. Шварц пошли в поселок договориться с машиной о перевозке нас на Урсул через неделю. В поселке пара магазинов, но ассортимент в них довольно бедный.

    После возвращения "разведчиков" в лагерь в 11.00 начали пешку.

    От стоянки 5мин хода до западного конца пос. Коргон. От последних изб слева видна дорога, уходящая в долину р. Воровская, К ней можно срезать по полю.

    Дорога, по началу очень хорошая, постепенно становится все хуже и хуже. Впрочем, первые 5-6км можно проехать на УАЗе. Перепады высот небольшие, идти легко. Часто вдоль дороги идут конные тропы немного срезающие как подъемы/спуски, так и повороты дороги. Карта полностью соответствует местности.

    Долина понемногу сужается.

    Через 5.5км первый брод через р. Воровская. За ним брод через ручей и еще примерно через километр - второй брод. Все - очень простые, ниже колена. Долина незаметно поворачивает на запад, чтобы отследить место поворота, лучше оглядываться назад. Вскоре за поворотом брод через ручей. Ниже дорога становится заросшей, а хорошая конная тропа бродит Воровскую и идет по левому (орографически) берегу. Мы пошли по тропе. Через 10-15 минут она подходит вплотную к реке. И объединяется с дорогой. Видно место, где дорога бродит реку. Здесь мы остановились на обед, и разведали тропу вдоль р. Воровская. От стоянки [9км, 2:30, h=1000м].

    В 100м за бродом дороги через реку, влево от дороги отходит конная тропа, которую мы приняли за обозначенную на одной из наших карт тропу вдоль Воровской. Как выяснилось позже, поднимающаяся на хребет тропа идет в 1.5км западнее (см. карту).

    Наша тропа сразу уходит в лес и становится довольно грязной. Подъем поначалу пологий - 100-150м/км. Идти легко. Через 2км тропа переходит реку и поднимается на склон. Тут сухостой после давнего пожара, тени нет, зато много ягод. Тропа средней тяжести, но подъем довольно крутой. Идем медленно.

    Тропа немного уходит в долину крупного правого притока р. Воровская, затем поворачивает и пересекает приток. От обеда [2.7км, 2:30, h=1300]. Если хотеть комфортную стоянку, то искать ее следует уже здесь.

    За бродом тропа поднимается вверх по склону вдоль одного из притоков Воровской. Здесь множество параллельно текущих ручьев. Пройдя 30мин вверх по склону и окончательно поняв, что тропа не ведет в долину р. Воровская, стали искать стоянку. Единственное найденное место - в 100м вправо от тропы на полочках, образованных корнями огромных кедров между протоками ручья. Палатки поставили с большим трудом. Фотографии в очень малой степени передают необыкновенную красоту этого места. Судя по слоям опавшей хвои, в дождь места для палаток не заливает, но, к счастью, на практике мы эту теорию не проверили. [От обеда до стоянки 3.2км, 3:00, h=1400].

    30.07. Поднялись на Белок Еловский (см. следующий раздел) и провели разведку предстоящего пути.

    31.07. От стоянки тропа поднимается еще на 50м вдоль ручья, затем переходит на его ЛБ, на протяжении нескольких сот метров траверсирует склон, поднимается еще немного вверх и кончается у палатки сборщика золотого корня, по всей видимости, ее и протоптавшего. От стоянки 0:30. Мы продолжили траверс, стараясь, набирая высоту, перемещаться вправо по склону, чтобы вылезти на хребет в самом низком его месте. Первым идти тяжело - крутой (до 30 градусов) склон, высокая трава. Через 2 30-минутных перехода вышли в долину р. Воровская. Трава и лес закончились, начались альпийские луга. Проще подниматься вверх по склону, но это означает набор лишних 150-200м, поэтому мы продолжили траверс и за следующий переход вышли на хребет.

    Скорость резко возросла. Через 15 минут вышли на тропу, которая еще через 15 минут соединилась с торной тропой. По ней за 2 перехода дошли почти до западного истока большого левого притока Коргона. Здесь пообедали сухим пайком. От стоянки [6км, 3:00, h=1650, max=1800].

    После обеда спускаемся по отличной тропе в долину притока. Через 20мин ферма. Хозяин посоветовал воспользоваться тропой, идущей по южному склону Белка Балалайки. Мы решили так и поступить. Возможно, это было ошибкой.

    Согласно первоначальному плану, нам предстояло спускаться по притоку еще около 1км и лезть на перевал выводящий непосредственно к стрелке Коргонов. На карте этот путь обозначен синим. Для ориентирования в этом месте полезно иметь километровку.

    Тем не менее, легко найдя тропу на склоне Балалайки, за 2 с небольшим перехода взошли на перевал. Подъем пологий, по тропе. Набор высоты ~250м. Седловина явно выражена и круто обрывается в сторону спуска. С перевала отличный вид на истоки Коргона. Видны многочисленные водопады на Прямом Коргоне.

    На перевале кусты ревеня, что было очень кстати, поскольку вода кончилась довольно давно. От обеда [2км, 1:30, h=1790м].

    Первые 200-300м (по высоте) спуска с перевала - живая осыпь с уклоном ~35 градусов. Сложность 1А. По правому склону спускается тропа. С седловины она не видна, но рекомендуем найти ее еще наверху - это существенно упростит спуск.

    Мы спускались траверсом по сыпухе и увидели тропу только в конце первого зигзага влево. Еще раз протраверсировали склон и вышли на тропу. Ходовое время на этом участке зависит от опыта спуска по курумнику и в нашей группе отличалось раз в 5-6 у разных людей. На переходы, ожидание, разгрузку особенно тяжело идущих ушло около 2 часов. Условно считаем, что ЧХВ 0:30. Но с точки зрения набора опыта подобный спуск пришелся весьма кстати.

    Тропа со склона сразу же уходит в кулуар и круто спускается вниз. Идти без тропы было бы очень непросто - трава в рост человека, камни под ногами. Много ревеня и борщевика огромных размеров.

    Через 15 минут спуска появляется вода. Она сильно минерализована, напоминает Ессентуки. Очень вкусно, особенно для туристов, пивших в последний раз в обед. Неудивительно, что такой ручей привлекает людей и животных. Видели следы лошадей, разнообразных копытных, молодого медведя.

    Тропа идет по ПБ ручья почти до впадения его в Коргон, за 15-20 минут хода до впадения немного вылезает на склон, теряется, но быстро начинается снова и спускается к тропе, идущей вдоль Коргона. Это очень мощная конная тропа. По ней до брода через ручей 1-2 минуты хода вниз по течению Коргона. [от перевала 2.5км, 2:00, h=1040].

    Решив, что на сегодня хватит (было уже около 7 вечера), встали на стоянку в устье притока на его ЛБ. От брода 100-150м вниз по склону. Мы при спуске забрались в бурелом у ручья. Рекомендуем постараться отойти в сторону от него заранее. Стоянка хорошая, совершенно без следов человека, что очень приятно столь "людном" районе, к тому же очень вкусная вода из ручья. Единственный недостаток, для строительства судов немного тесновато.

    За вечер разными людьми была осмотрена большая часть Горелого Коргона до его слияния с Прямым Коргоном. Река выглядела вполне проходимой, неустранимый завал видели только один. Решаем начать сплав непосредственно от стоянки.

    01.08 На следующий день построили катамараны, но, в связи с болезнью К. Сорокина (легкий тепловой удар, проблемы со спиной), в этот день решили не идти. Зато А. Шварц и Д. Шварц прошлись с пилой и топором по Горелому коргону и убрали все бревна и ветки, могущие хоть как-нибудь помешать движению. Думается, это сэкономило как минимум час сплава.

    Радиальный выход на Белок Еловский.

    Протяженность около 4км в обе стороны. От стоянки до вершины 1.7км по прямой, перепад высот 800м. Подъем занял ~2 часа ЧХВ, спуск - менее 1:30.

    30.07. От стоянки вернулись на тропу. Она круто поднимается вверх вдоль ручья, затем уходит направо к палатке сборщика золотого корня. Мы продолжили движение вверх по гребню рядом с ручьем. На нем остатки тропы. Когда они кончились, начали траверс склона влево и через примерно 30 минут хода вышли в область альпийских лугов. Слева, в начале распадка крупного правого притока р. Воровская красивые скальные останцы. Рядом с ними участок склона, покрытый разнообразными цветами.

    Отсюда уже просматривается как вершина горы, так и возможные пути подъема на нее. Хороший вариант - крутым траверсом склона до хребта и по хребту до вершины. По дороге встретился небольшой снежник.

    Вершина Еловского Белка плоская. Высота 2208м. Открывается прекрасный вид во все стороны, но с разных точек вершинного плато. Есть триангуляционная вышка.

    Спуск по пути подъема. Старались сойти побыстрее, поскольку собирался дождь, но в итоге его по большей части пронесло стороной.

    В лагере были к обеду. Часть группы еще побродила по окрестным горам.

    Нижние 1.5км Горелого Коргона и Коргон от слияния истоков до моста у пос. Коргон.

    2-4 августа. Схема 2, Длина участка 28.4км, падение 420м, средний уклон 14.8м/км.
    Наиболее крутопадающие участки - начале сплава и между пр. 10 и 15 - более 20м/км. Ходовое время 11.5 часов.
    Содержит многочисленные пороги 4-4+КС. Потенциально опасны связка Вираж - Спартак и пор. Абзац. В тексте указано расстояние от устья Коргона.

    02.08 Сплав начали в 30м ниже притока с пройденного нами перевала. Воды в Горелом Коргоне для сплава маловато и проводить катамаран приходится каждые 50-100м. Мелкая крутопадающая шивера, иногда встречаются сливы до 1м. Через несколько минут после начала сплава толстое дерево перекрывает основную струю (пилить вечером его было лень). Проводка судов под ПБ.

    Через 30мин сплава многолетний завал на ПП. Мы провели суда 30м вдоль отмели справа и перетащили их через остатки завала. (предыдущим вечером его удалось подразобрать, снизив высоту с 1.8 до 0.6м.) В большую воду отмель исчезнет и завал станет опасен.

    До впадения Прямого Коргона осталось 300м и 10 минут сплава. Всего по Горелому Коргону плыли 1.4км. От слияния Прямого и Горелого Коргонов река называется Коргон [28.4км].

    Сразу же начинается пор. Кофейный. КС 3+, рекомендуется осмотр с ЛБ.

    На заходе очень мелко, затем крупные камни оставляют 2 прохода. Основная струя идет в центре в ворота на грани габорита, ворота у ЛБ шире, но там струя падает через мелкие скальные перья, что чревато повреждением судна. В 10м ниже чистый слив 1м под ЛБ. За порогом плес.

    Препятствие по нашей воде неприятное, поскольку на заходе катамаран постоянно садится и крутится на камнях и зайти нормально почти никому не удалось.

    Часть группы осмотрела порог во время расчистки Горелого Коргона, линия движения просматривается с наплыва, поэтому проходили сходу, походным порядком. К-4 страховал двойки внизу.

    Но команда недооценила возросшую мощь реки. К-4 не вписался в ворота и вынужден был перетаскиваться через камни. К-2ж перевернулся на одном из образующих ворота камней. Ребята прошли слив самосплавом и зачалили судно сразу за сливом. Экипаж К-2к, стаскивая свое судно с камней перед порогом, не успел сесть в упоры. При прохождении оба гребца выпали с катамарана. Судно и экипаж были зачалены к ЛБ при помощи спасконца.

    В итоге все суда проходили в центральные ворота.

    Судя по результатам, прохождение пор. Кофейный сходу было ошибкой. Надо немного передохнуть после тяжелой работы на Коргоне. Но опасных ситуаций не возникло.

    После Кофейного продолжается мелкая шивера 2+КС. Есть несколько островов. Пр. 2-5 на общем фоне не выделяются. Важный ориентир - пор. 6 - 3 слива до 1м под скальной стенкой ПБ. КС 3. Перепутать его ни с чем невозможно, а вот съемку поставить рекомендуется - очень фотогеничное место.

    До пор. Вираж осталось менее 1км. Ориентир - скальное сужение. Важно не влететь в порог, поскольку сразу за ним опасный для самосплава порог Спартак.

    Длина Виража ~150м. КС 3. Река течет в прямом скальном каньоне. В пороге 3 простых слива до 1м. Все проходится по основной струе, никакого маневра не требуется.

    За порогом плес 40м, разделенный на 2 части простым сливом 0.5м и начинается пор. Спартак.

    Это одиночный прямой слив высотой 2.5м с довольно мощной бочкой за ним. Наклон слива - 45 градусов. КС 4+. За порогом плес.

    Осмотр обоих порогов сразу возможен по обоим берегам, Стоянки есть с обоих берегов над Виражом, слева на Спартаке.

    Мы осматривали Вираж по ПБ. Прошли по основной струе походным порядком. страховка спасконцами за порогом. К-2к и К-2с чалились сразу на ЛБ, куда и переплыла после остальная группа. Над Спартаком пообедали.

    Съемку Спартака проводили с выступа ЛБ за сливом (в большую воду на него немного наваливает струя). Страховка - спасконцами за порогом.

    Капитан К-4 предложил пойти, прижимаясь к ЛБ. Экипаж счел такой вариант странным, но промолчал - "и так выгребемся - команда с опытом 5-ки, большое судно". В результате левый задний край судна оказался на камне над сливом, правый передний затормозился в бочке. Kиль через диагональ. С помощью спасконца катамаран легко зачалили к ЛБ. при неудачном вылезании из упоров М. Копейкина заработала огромные синяки выше коленей.

    Двойки прыгали слив по центру. Всех, кроме К-2с, подбрасывало в воздух. С К-2ч смыло Е. Филясову. Лена выбралась на ПБ, а оставшаяся на судне Маша самостоятельно зачалилась на ЛБ.

    За Спартаком начинаются Кривуны - участок крутопадающих шивер с крупными камнями. КС 3-3+. В третьей из них Слева в русло выступает скала, похожая на нос военного корабля. Это порог Аврора [23.0км]. У нас он ничем не выделялся на общем фоне, но на заходе в порог К-4 получил дыру в баллоне более 1м и аварийно зачалился на ЛБ непосредственно под "Авророй". Не будь в баллонах мембраны, ситуация могла стать более неприятной. Стало ясно, что сплав на сегодня закончен.

    Двойки зачалились за порогом (100м ниже скалы "Аврора").

    Стоянка над порогом была занята московской группой, поэтому мы отнесли рюкзаки и поставили лагерь в 100м ниже. Стоянка хорошая, но спуск к воде очень не прост.

    03.08 За Авророй Кривуны продолжаются еще 2-3км. Ниже река постепенно упрощается до 2КС, но появляются протоки, среди которых нужно аккуратно выбирать более многоводную. Незадолго до впадения Антонова Коргона дыру в чехле около 30см получил К-2к. Ремонт занял 40 минут.

    Впадение Антонова Коргона [18.6км] мы в протоках не заметили, но воды стало ощутимо больше. Река еще упрощается.

    Большинство оставшихся препятствий Коргона - горки со множеством скальных обломков в русле, но достаточно широкими проходами. Часты локальные сливы до 1м. Довольно мощные бочки. КС 4-4+. Проходы не всегда просматриваются с наплыва, поэтому рекомендуем смотреть все неочевидные места (по-крайней мере, передовому экипажу). Судя по лоциям, относительная сложность порогов сильно меняется с изменением уровня воды.

    Ориентиры первого из порогов - пр. 10 - (цитируя [КК1]) "широкий левый поворот с обрывистым правым берегом; в конце его - водопадный ручей справа; далее длинный лесистый остров, левая протока очень маленькая. Порог начинается за островом". Две ступени описанного выше типа. Прошли сходу, после первой ступени зачалились на ПБ для короткого отдыха.

    Через несколько сот метров пр. 11. Длинная крутопадающая шивера. На выходе 2 слива. КС 4. Прошли сходу.

    Участок до пор. Ступенька описывается [KK1] и [KK2] совершенно по-разному. В частности, перепутан порядок именных порогов.

    У нас за пр. 11 следовали 4-5 горок, аналогичных первой ступени пр. 10, разделенные участками простой шиверы по 100-300м. КС 4. Осмотр ступеней по желанию. Мы осматривали все, что не было видно с наплыва и затем проходили походным порядком.

    Пор. Ступенька - водопадный слив на прямом участке. Ориентир - с наплыва читается высокий слив. Очень напоминает Ступеньку на Башкаусе. Высота слива - 1м, бочка за ним очень мощная в центре, послабее по краям. КС 3+.

    На пороге устроили обед на ПБ. Четверка и 3 двойки проходили без проблем у ПБ, К-2ж зашел по центру и долго (но успешно) боролся в бочке. Страховка - спасконцами с ПБ.

    Цитируя [КК1], "Далее левый поворот со слабым прижимом, плес 30 м, шивера 150 м на прямом участке, плес 80 м. После него - ключевое место пор. 14 Разиня." А вот сам порог мы не обнаружили (видимо он упростился по малой воде). До устья р. Малый Коргон (Коргончик) шивера 2-3КС.

    От устья река упрощается. Через 500м "Чертов мост" через Коргон [11.3км]. Мост деревянный, пешеходный, перед ним - плес. За мостом начинается шивера. Плыть можно до острова. Протоки равноценны, правая - более короткая. За островом начинается пор. Сюрприз. Мы, пройдя правой протокой, зачалились для осмотра на ЛБ.

    Порог имеет обычную для Коргона структуру, но есть мощная основная струя с валами до 1.5м и бочками, сильно наваливающая на обломки скал. Маневр практически не требуется. КС 4. После осмотра прошли походным порядком. В [KK2] порог не упомянут, хотя по нашему мнению это самый мощный порог Коргона.

    От Сюрприза около 1км простого сплава до пор. Абзац. Порог находится за ЛП после длинного прямого участка. Ориентиры - большое падение, струя уходит под скальный ЛБ, под правым берегом русло завалено крупными камнями.

    Зачалились на ПБ перед порогом. Поскольку уверенности, что это уже Абзац, не было, на разведку отправилась только А. Шварц. Вернувшись, она сообщила, что "все, как обычно, камней побольше, но идти можно".

    Соответственно, первой прошел порог К-4 и встал на страховку на плесе внизу, затем двойки (по очереди, убедившись, что предыдущий экипаж успешно прошел).

    Порог соответствовал описанию разведки. Короткая крутопадающая горка с бочками средней мощности и многочисленными камнями. КС 4+. С точки зрения безопасности осмотр необязателен, но, при осмотре удалось бы пройти более чисто.

    Согласно лоциям, за порогом стоянка на ПБ. Если группа не собирается в этот же день выплывать в Чарыш, рекомендуем ей воспользоваться.

    За порогом река резко упрощается, пройдя еще 15-20 минут и убедившись, что это и был Абзац, находим стоянку на полке ЛБ [8.2км], поскольку с автобусом договорились на послезавтра утром и плыть в поселок незачем. Увы, чувствуется влияние человека, на следующей террасе регулярно пасутся коровы.

    04.08 Полудневка. С утра часть народа погуляла по окрестным горам, после обеда продолжили сплав.

    Река 1-2КС. До моста через Коргон 1.5 часа сплава в пассивном режиме. Соответственно, от пор. Абзац менее 2:00. Красив, но не сложен прижим к ПБ (Горячая гора) в километре выше моста. Мост [1.4км] находится за крутым ЛП, перед ним прямой участок. Слева галечная отмель, за ней березняк, переходящий в сосновый лес. Здесь мы закончили сплав. Стоянка отличная, но отделена от "большой земли" узкой протокой, промытой Коргоном, по словам местных, в прошлом году. Брод простой, глубина по колено. Зато на стоянке почти никаких следов человека.

    Вечером разобрали и упаковали вещи и суда, сделали новые длинные поперечины для Урсула и Катуни (2.2м вместо 1.8). Для этого на острове много сухих лиственниц великолепного качества.

    Переезд на р. Урсул

    Во время стоянки перед Коргоном договорились об аренде автобуса ПАЗ в пос. Коргон. Водитель (и владелец) Николай Березиков. Его изба - на самом западном конце пос. Коргон. Первоначальная цена за 209км пути (Коргон - Улита) - 4000р.

    Других вариантов в поселке практически не было - 2 колхозных КаМаЗа обычно заняты и базируются во Владимировке (~20км от Коргона). Есть пара УАЗов, но для нашей группы это маловато.

    Вечером по прибытии в Коргон А.Захаров, Д. Безрук и О. Мацуев зашли к водителю и начался следующий раунд торговли. Цена поднялась до 4500р (а запрашивались и 9000 и 11000).

    05.08 Утром водитель потребовал оплаты вперед (от чего мы категорически отказались) и в итоге высадил непосредственно в пос. Коргон. [Позже выяснилось, что мы были совершенно правы и связываться с ним не стоило вообще - у автобуса не было техосмотра и вряд ли он провез бы нас дальше Усть-Кана.] А. Захаров отправился на попутке в Усть-Кан, где нашел барнаульских таксистов на ПАЗе за 5000р (расстояние 209км). В итоге, к 17.00 мы были у д. Улита. Ехали около 5 часов (включая мелкий ремонт автобуса).

    200м не доезжая моста Чуйского тракта через р. Улита, налево уходит дорога к мосту через Урсул. Перейдя мост, мы прошли 500-600м вниз по течению, выбрав чуть более приятную и далекую от деревни полянку для сборов. Можно строиться и непосредственно у моста. Дрова есть, но леса для рам почти нет.

    Вечером собрали катамараны (рамы привезли с собой с Коргона). Большую часть дня шел дождь. Вода в Урсуле на паводковом уровне.

    Урсул от д. Улита до впадения в Катунь.

    Схема 3. 6 августа.
    Длина участка 24км, падение ~200м, средний уклон 8.3м/км, максимальный в нижнем каньоне - на глаз - 15-20м/км. Грязное ходовое время 6:30.
    Ключевые препятствия - пор. Входной, Волчья яма (3КС), Замок (5КС) и нижнее ущелье Урсула (4КС). В квадратных скобках указано расстояние от устья Урсула.

    06.08 Сразу от старта [23.5км] начинаются шиверки до 2КС, острова. Некоторую опасность представляет встречающийся в русле техногенный мусор (бетонные плиты, проволока, катушки от проводов). По ПБ идет Чуйский тракт. Часть группы, возвращаясь в конце августа с Ак-Алахи, видела этот участок по малой воде - мелкий шкуродер 1-2КС. Через 35 минут сплава первое выделяющееся препятствие - порог "Хабаровская ГЭС" [~18.5км].

    Предварительный ориентир - деревянный мост через Урсул. Проходы достаточной высоты. Ориентир - бетонные сооружения на ЛБ после ПП. В пороге несколько надводных и полуобливных камней, но скорость течения невелика. КС 2+. В низкую воду возможно, потребуется осмотр на предмет техногенного мусора. Прошли сходу. То, что это "Хабаровская ГЭС", поняли, когда, поджидая отставших, осмотрели развалины на ЛБ.

    За ПП река входит в Хабаровский каньон. Единственное сложное препятствие - пор. Входной (Створ) в его начале. Ориентиры - упомянутый ПП, высокая скальная стенка ЛБ. При желании можно зачалиться на ЛБ и осмотреть порог по тропе, поднимающейся высоко над водой. Над ключевым местом препятствия - памятник.

    Вход в каньон виден с Чуйского тракта. Можно начинать сплав отсюда, ничего существенного на Урсуле пропущено не будет.

    В пороге в центре русла огромный камень, проход возможен, как справа, так и слева от него. Справа легкий прижим к скале ПБ, в левых воротах от ЛБ при нас в воде полоскалась березка. Ниже в струе еще несколько надводных камней. КС 3+. По малой воде порог может усложниться.

    Руководитель осмотрел порог с ЛБ, после чего группа прошла его походным порядком справа от камня. В 200м ниже порога на низкой полке ПБ много подберезовиков.

    За Входным каньон продолжается еще около 1км. В нем несколько довольно мощных прижимов (3КС). За каньоном впадает Нижний Ильгумень [16.2км] и Чуйский тракт уходит от Урсула.

    В реке снова простые шиверы, чередующиеся с быстрыми плесами.

    Пасека на ПБ [10.0км], видимо, упоминавшаяся в [U1]. Река потихоньку втягивается в горы. Появляются слабые прижимы к скалам на поворотах.

    От Входного до пор. Волчья Яма [7.3км] около часа сплава. Незадолго перед ним деревянный мост через Урсул. Ориентиры - крутой ЛП, скала причудливой формы на ЛБ, видны большие улова за порогом. Осмотр слева.

    Порог представляет собой короткий слив с довольно мощными бочками. По нашей воде образовался чистый проход в центре, но появилась мощная вертикальная турбулентность за сливом. КС 3+, но по малой воде порог может усложниться. После осмотра прошли порог походным порядком.

    [5км] Ферма Степушка - несколько домиков на ЛБ. Через 500м остатки моста. Фон усложняется до 2+КС. Необходимо быть очень осторожным, чтобы не влететь в находящийся ниже сложнейший порог Урсула Замок [~3.5км].

    Ориентиры: крутой ПП после пологого левого. На фото участок реки непосредственно перед Замком.

    Порог начинается за ПП, но зачалиться на ПБ нужно до поворота (насколько близко, зависит от уверенности в себе). На ПБ отличная стоянка, хорошая тропа для осмотра порога и возможного обноса вещей к нижней стоянке (800м). По берегам много подберезовиков и шампиньонов.

    Порог длиной 200м состоит из трех ступеней. Первая - собственно Замок - 2 камня по центру реки оставляющие узкие проходы справа и слева. Основная струя бьет в негабаритную щель между камнями, поэтому уход как вправо, так и влево очень сложен.

    2-я и третья ступень - сливы с бочками. Во второй более простой поход справа, в третьей - по центру. КС 5-5+, причем основную сложность представляет первая ступень.

    Третья ступень переходит в мощную шиверу, заканчивающуюся перед нижней стоянкой.

    Осмотрев порог, мы начали обносить рюкзаки на нижнюю стоянку, когда плохо вытащенный на берег К-2к сплыл и, пройдя заходную шиверу, на 5-10 минут застрял в Замке между двумя камнями в середине и без повреждений сплыл вниз. Попытки поймать судно за порогом успехом не увенчались. Правильной тактикой было бы немедленно бежать со спасконцом за порог и организовывать вылавливание судна с помощью живца (обстановка это позволяла), но хорошая идея часто приходит в голову слишком поздно. Оставалось надеяться, что катамаран застрянет где-нибудь на Урсуле или его вытащат на берег Катуни многочисленные рафтеры.

    После обноса оставшихся вещей порог прошел К-4 в составе А. Захаров, Е. Михайлов, А. Шварц, Д. Шварц. Экипаж прошел первую ступень слева, сочтя это более простым вариантом, во второй уходил направо, а третью шел по центру. Пройдя выходную шиверу, К-4 зачалился к вещам. Страховка спасконцами за порогом и на чалке. Мощь воды (даже на выходной шивере) впечатлила и напомнила пройденный этим экипажем в прошлом году порог Камень Преткновения на верхнием Башкаусе (тоже в паводок).

    Оставшиеся 3 двойки, в связи с запредельной для группы сложностью препятствия и несколько подавленным в связи с потерей судна настроением, обнесли до конца порога, где на веревках спустили на воду и штатными экипажами перегнали к вещам. Параллельно приготовили обед, а руководитель попытался посмотреть, что творится ниже.

    Тропа вдоль Урсула продолжается и ниже стоянки, но, видимо, проложена туристами, желавшими провести полную разведку реки, поскольку через 200-300м выходит на скалы и передвижение по ней становится чрезвычайно опасным. Тем не менее, удалось осмотреть пару следующих препятсвий. Ничего особенного.

    После обеда, посадив экипаж К-2к на К-2ж и К-2с, продолжили сплав.

    Замком начинается нижний каньон Урсула, заканчивающийся впадением реки в Катунь. Протяженность 3-3.5км, уклон ~20м/км. Подробную лоцию по низкой воде можно посмотреть в [U2]. По паводку препятствия нижнего каньона слились в почти непрерывную шиверу с небольшим количеством камней, но мощными валами и бочками. Улова есть, разведка всех непросматриваемых с воды участков возможна, хотя и не обязательна. КС 4.

    Выделяется пор. Ворота (Розовые Ворота) в середине каньона. Ориентир - резкое сужение в конце длинного прямого участка, скальные стенки с обоих берегов. Осмотр возможен как по правому, так и по левому берегу. Порог представляет собой мощный узкий прижим к ЛБ. КС 4+. Ниже первый в каньоне спокойный плес.

    Участок до Ворот проходили походным порядком с частыми чалками и осмотрами не видных с наплыва мест. При просмотре Ворот обнаружили К-2к. Он застрял в упавшей в воду березе у ПБ в 50м выше порога. К-2ж и К-2c перевезли экипаж К-2к к судну. Оказалось, что повреждений катамаран не получил. Уплыло только оставленное на нем весло. Отсюда продолжили сплав на всех судах.

    Ворота проходили походным порядком. К-4 страховал двойки снизу. К-2ч попал в прижим, но довольно легко из него вытолкался.

    После Ворот характер реки не меняется - все те же камни, валы, бочки. Можно выделить порог Финиш. Ориентир - множество надводных камней в русле (даже по паводку), осмотр при желании слева. При прохождении необходимо вписаться в один из нескольких узких проходов. По сложности порог не выделяется.

    Вскоре за порогом крутой ЛП. На ПБ неплохие места для стоянок. За поворотом остров (проход любой протокой) и начинается прямая мощная шивера "Финиш". Она постепенно упрощается и переходит в спокойную бухту на стрелке Урсула и Катуни. Отличные стоянки в сосновом лесу есть как на стрелке на ПБ Урсула, так и на ПБ Катуни напротив устья.

    Последние километры Урсула группа шла так же, как и участок до Ворот. Встали на ночь на стрелке. На стоянке мы задержались до обеда 7.08. Желающие залезли на вершины как на правом, так и на левом берегу Урсула. были проведены тренировки самосплава в шивере "Финиш", по паводку идеально для этого подходящей. Часть времени ушла и на объедание роскошных малинников у стоянки.

    Катунь от устья Урсула до пос. Чемал

    7-8 августа. Участок длиной 105км пройден за 12 часов. Уровень воды - высокий. Выделяются пороги Тельдекпень-1 и -2 и Еландинский 4КС.

    Составлять новую лоцию по такой популярной реке, как Катунь, не имеет смысла. Мы рекомендуем использовать схемы нижней Катуни [KS] и лоцию В. Юрина [K]. Удобно ориентироваться по схемам, следя за притоками и поворотами русла.

    Километраж в нижеследующем описании дается по [KS].

    07.08 Устье Урсула, 348км.

    Номерные шиверы и пороги сложности по нашей воде не представляли - необходимо только не зевать и заблаговременно уходить от слишком больших валов и бочек. В отличие от низкой воды 2003г, валы стали значительно мощнее, уходить со струи сложнее, но плыть, как ни странно, проще - нет многочисленных изматывающих поганок (фото 49). Верхний участок (первые километров 20) то ли с непривычки, то ли объективно, показался значительно сложнее, чем остальная Катунь (исключая, конечно, именные пороги).

    Начав сплав после обеда, за 4 часа прошли 35км до устья р. Карасу и остановились на ночевку на ЛБ Катуни и правом ручья. Стоянка среднего качества. Дрова заготовили заранее и везли с собой, но и на стоянке нашлось, чем разжигать костер. Последние 2 часа сплава шел ливень с градом при сильном встречном ветре.

    08.08 402км - Шивера (87) на правом повороте с мощными валами по всему руслу. На последнем участке (после поворота) требуется резкий маневр направо, чтобы не попасть в самые высокие валы и несколько бочек. Искать приключения здесь опасно - ниже крайне неприятный для самосплава порог. За шиверой огромное улово справа, а река уходит налево в скальное сужение. Для попадания в улово тоже необходимо заранее смещаться вправо. Для осмотра начинающегося в сужении порога Тельдекпень-1 нужно зачалиться в улово и вылезти на проходящую вдоль берега дорогу. Над порогом а/д мост, с которого можно организовать съемку.

    Сам порог - сплошные нестационарные течения, поганки, зачатки воронок. Ниже (405км) расположен Тельдекпень-2 - копия первого с довольно мощной воронкой на входе.

    Мы осмотрели Тельдекпень-1 с берега и моста над порогом. Зрелище впечатляло меньше, чем по малой воде, но бросало катамараны сильнее. Участок Тельдекпеней прошли походным порядком.

    418км - Еландинский порог (4КС, 93).

    Осмотр по ЛБ. По нашей воде в пороге была ярко выраженная основная струя ближе к ЛБ с могучими валами. Естественный (при чалке на ЛБ перед порогом) способ прохождения - заход под ЛБ с уходом из струи налево - осложняла большая бочка на заходе у ЛБ. Поэтому все суда заходили по левому краю струи, оставляя бочку слева за ней уходили со струи налево. После осмотра и организации съемки первым прошел и встал на страховку К-4, затем двойки.

    За порогом недостроенный мост и пос. Еланда.

    Ниже река совсем успокаивается.

    437км. Мощная шивера с валами по всему руслу. Мы шли под ЛБ. Вскоре появляются скальные острова в русле. Между ними встречаются весьма хитрые течения. Необходимо быть осторожным и не попасться в ловушку.

    Ниже на реке много машин и всякого люда. Кажется, что подплываешь к Чемалу (даже читается долина р. Чемал), но это не так. [KS] сильно сглаживает петлю перед Чемалом, и ориентироваться в этом месте только по схеме непросто. Мы пририсовали к соответствующей схеме кусочек карты. (Схема 4)

    Вскоре идущая по ПБ дорога отходит от реки. Виден низкий перевал, через который она напрямик уходит к Чемалу, а Катунь делает 5-километровую петлю влево. Берега скальные с песчаными пляжами, выше по склону - хорошие стоянки.

    Ближе к концу петли начинается слабая шивера. Если в Чемале предполагается закончить маршрут, лучше выбрать одну из стоянок ПБ для антистапеля. До поселка уже недалеко.

    Шивера же переходит в красивое скальное сужение с мощной турбулентностью. Это порог "Чемальские ворота". В конце порога справа впадает Чемал. Мы зачалились в устье Чемала (это непросто) и оказались на городском пляже. Разобрав суда, нашли стоянку в 150м ниже по течению Катуни довольно высоко над рекой.

    О сплаве части группы по нижней Катуни в низкую воду (2003г.) можно прочитать в [BS].

    Отъезды

    9.08 От нашей стоянки до автовокзала в Чемале около 1км, сначала по тропе вдоль Катуни (она круто поднимается вверх), затем по поселку. 3 человека пошли на вокзал к 9 утра с целью купить билеты на 11-часовой автобус до Новосибирска, Основная часть группы пришла к 10.

    В Чемале много магазинов. Выбор продуктов неплохой, цены на уровне московских. Расписание автобусов:

    11:00 Новосибирск
    12:25, 15:00 - Барнаул
    7:30, 17:00 Горно-Алтайск

    Есть и "коммерческие" автобусы. Кажется, в 9 утра в Барнаул, вечером в Новосибирск. Цены примерно те же. Примерно в 13.00 в Усть-Семе проезжал еще один автобус Чемал - Барнаул.

    Билеты купили без проблем. Стоимость (до Новосибирска) - 400р + 80р за багаж. Большая часть группы отправилась в Новосибирск, О. Мацуев в Барнаул, а А. Захаров, А. Шварц и Д. Шварц вышли в Усть-Семе, где собирались встречаться с группой, идущей на Ак-Алаху.

    Некоторые дополнительные подробности о заброске по Чуйскому тракту и выезде из Чемала можно посмотреть в [BS].

    Впечатления, рекомендации

    Пройденный маршрут красив и чрезвычайно разнообразен как с точки зрения препятствий, так и природы. Вопреки мнению пессимистов (и, в первую очередь, руководителя), удалось (вместо скучного выхода по Чарышу) добавить к "классическому" маршруту Кумир - Коргон прохождение Урсула и низовьев Катуни.

    Маршрут можно усложнить, проехав по Чуйскому тракту дальше и включив в него вместо Урсула пороги нижней Катуни или нижнее течение Чуи. В последнем случае категорийность поднимется до 5.

    Поход не обошелся без транспортных накладок. Используя наш неприятный опыт, рекомендуем не пытаться договориться в Коргоне о переезде дальше Усть-Кана. Может быть, лучше просто сразу послать гонца в Усть-Кан. Дешевле обойдется. С Березиковым разговаривать не стоит вообще, лучше прийти в поселок к рейсу и уехать "официально".

    Доехать за день до Ипатовского моста, как это предполагалось нами в Москве, возможно, но только на Уазике, способном ехать быстро и без поломок. Поскольку такая машина - редкость, проще заказать Газель, которая с большой вероятностью еще засветло довезет группу до Миндоя, а недобранные километры с утра легко пройдутся пешком.

    При заброске вверх по Кумиру идти выше пор. Тормоз врядли имеет смысл. Судя по отчетам, категорийность препятствий 1-4 по [КК1] не превышает 2КС, а Тормоз является вполне достаточной разминкой перед Краснояркой. Лучше покататься на этой связке порогов.

    Разведанный путь перехода на Коргон с нашей точки зрения интересней и ничуть не сложнее физически, чем пешка вдоль Коргона.

    С точки зрения экономии времени, сплав по Коргону лучше было начать от стрелки, а не с Горелого Коргона. Но стоянка в совершенно ненаселенном месте дорогого стоит.

    Коргон в высокую воду станет, если не сложнее, то по крайней мере, опаснее. Особенно напряженной может стать связка Вираж - Спартак. И нахальства типа прохождения порогов Кофейный и Абзац почти сходу река прощать не будет. Хочется верить, что высокую воду и мы бы двигались осторожнее.

    Местные жители помнят трагедию 2002г. и рассказывают, что в этом году утонуло еще 2 туриста.

    Несмотря на 4 киля, считаем, что поход проходил достаточно безопасно - участки за порогами, в которых происходили перевороты, были безопасны для самосплава, во всех случаях страховка была (и сработала).

    Урсул в паводок практически не усложнился, а многие препятсвия (Хабаровская ГЭС, Волчья Яма) оказались почти залиты. Но именно на Урсуле произошел самый неприятный инцидент за поход - был упущен катамаран.

    Если есть время и силы, рекомендуем побольше походить по окружающим стрелку Урсула и Катуни горам. Мы поленились.

    На Чемале в 100м выше впадения в Катунь находится знаменитая Чемальская ГЭС. Рекомендуем осмотреть.

    Дополнения

    Километраж автомобильных дорог.

    Координаты фирм и водителей

    Альтернативные пути заброски на Кумир и Коргон.

    Большинство групп при подходах и к Кумиру и к Коргону поднимаются вверх по реке ([KK1], [KK2]), что кажется нам несколько эмоционально неполноценным.

    Альтернативные пути описаны в [KK3]. Мы пытались изучить нынешнее состояние пути в верховья Кумира через пос. Мендурсоккон вверх по р. Тургунсу и через перевал.

    По словам жителей поселка, с которыми удалось поговорить из Москвы, дорога вверх по Тургунсу, которой пользовались [KK3], не поддерживается и врядли по ней сможет что-нибудь проехать. Поэтому протяженность пешей части в этом варианте может быть как 24 (если все-таки машина пройдет), так и за 40км. Также дополнительное время займет и прохождение мелководных участков в верховьях Кумира. Времени на все это у нас оказалось недостаточно.

    Ниже приводится выдержка из [KK3], посвященная заброске на Кумир и верховьям Кумира. Сравнивая отчет с нашими впечатлениями от реки, можно предположить, что сложность верховьев Кумира не превосходит 2 - 3-.

    Подходы к реке Кумир

    От пос. Мендурсакон по долине р. Чарыш до устья р. Тургунсу идет хорошая дорога. В устье Тургунсу она переходит на правый берег и идет по широкой долине реки. Через 2 км брод на левый берег. Дорога доходит до стоянки чабанов совхоза Мендурсаконский. Долина начинает сужаться. Дорога постепенно становиться хуже, а участок после р. Тархату местами заболочен.

    В устье р. Тархату полуразрушенный мост.

    В верховьях р. Тургунсу стоянки чабанов совхоза Яконурский.

    После притока N 3 начинается пологий подъем на перевал 2228 м. С перевала открываются чудесные виды на долины рек ???су и Кызылчая. С перевала хорошая конная тропа идет серпантином и выходит к реке Кызылчая (такое название Кумир носит до устья р. Черновой).

    После спуска с перевала тропа идет по левому берегу до притока N4, затем пересекает его и идет вдоль левого берега р. Кызылчая. Русло реки густо забито скальными глыбами. Воды очень мало. Перед притоком N7 тропа переходит на правый берег, где стоит заброшенная стоянка чабанов. В устье притока N9 тропа раздваивается: одна уходит по долине притока N9 на заимку Шельдян, другая идет вдоль мелководной Кызылчаи. До притока N10 тропа идет по левому берегу, в устье притока N10 на правый берег и идет по правому берегу до реки Кетьмы.

    Общая протяженность пешего перехода 24км (2 дня). От начала сплава (приток 12) до р. Кытма 12км, из которых первые 4 (до устья р. Черновая) проходились с частыми проводками.

    Источники

    [BS] Башкаус - Большая Сумульта - Катунь. Руководитель Д. Шварц. Москва, 2003г. http://slazav.mccme.ru/bs03.htm

    [K1] Катунь. Руководитель В. Юрин. http://lib.ru/TURIZM/iourine/altai2k/k_katun.htm , отчет N5718 библиотеки МГЦТК.

    [K2] Схемы нижней Катуни. http://lib.ru/TURIZM/iourine/altai2k/k_katun.htm , отчет N5718 библиотеки МГЦТК.

    [KK3] Кумир - Коргон - Чарыш. Руководитель Ковалев С.С. Новокузнецк, 1981г. http://lib.ru/TURIZM/kk1.htm .

    [KK2] Кумир - Коргон - Чарыш. Руководитель Томин А.М. Самара, 1999г. http://lib.ru/TURIZM/kk2.htm .

    [KK1] Кумир - Коргон - Чарыш. Руководитель Юрин В.Е. Москва, 1992г. http://lib.ru/TURIZM/iourine/altai2k/charysh.htm .

    [U1] Урсул. По мотивам походов 1996г. И. Моисеев. http://lib.ru/TURIZM/ursul2.htm .

    [U2] Урсул - Катунь, Уймень - Сарыкокша - Бия. Отчет N5123 библиотеки МГЦТК. Конспект части, относящейся к Урсулу, можно найти по адресу http://slazav.mccme.ru/5123urs.htm

    Схемы

    1. Кумир (gif, 42kb)

    2. Коргон (gif, 45kb)

    3. Урсул (gif, 40kb)

    4. Катунь от Еланды до Чемала (gif,9kb) 

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шварц Дмитрий Александрович (shvarts@mccme.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 71k. Статистика.
  • Водный:Алтай
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка