|
Дмитрий Шварц, (095)2795489, shvarts@mccme.ru
05.04.2002, по мотивам похода 31.03.2002.
Последние исправления 18.03.2003.
С удовольствием отвечу на вопросы.
"Родной" для этого текста является страница Славы Завьялова http://slazav.mccme.ru. Именно там находится последняя по свежести версия и, если они есть, приложения (карты, схемы, фотографии,...).
Пункт | площадь водосбора, км^2 | расстояние от устья, км td> |
Дер. Раково (мост) | 35.5 | |
C. Юркино (мост) | 125 | 33.8 |
Дер. Львово | 28.8 | |
Дер. Сорокино | 27.0 | |
С. Воскресенки | 22.0 | |
Устье Молодыни | 235 | 20.7 |
Мост М9 | 18.0 | |
Дер. Кострово (мост) | 14.8 | |
Дер. Леоново (мост) | 10.1 | |
Дер. Ябедино (мост) | 4.0 | |
Устье Маглуши | 300/470 | 1.9 |
Устье | 475 | 0.0 |
Примечание. Километраж посчитан по 2км карте и, вероятно занижен на 5-10%.
Падение Малой Истры распределено достаточно равномерно. Средний уклон 1.5м/км, в верховьях чуть выше, в низовьях ниже. На последних километрах река выполажимается до 0.5-0.8м/км (визуально).
Карта (1:100000, 150dpi, 400kb). Красными крестиками обозначены места нашего старта, ночевки и финиша.
Стартовали рано - на электричке 6.21 с Рижского вокзала, с целью успеть на автобус N34 Истра - Раково, проходящий через Новоиерусалимскую в 7.57. На Тушино эта электричка в 6.43, но придется потратить время в очереди за билетами. Быстрее турникеты обойти (если знаете, как).
Остановка и касса в Новоиерусалимской на привокзальной площади справа по ходу поезда из Москвы.
Багажные билеты, кажется, можно не брать. По крайней мере, их никто не проверил, а кассирша долго искала, сколько же оно стоит. Оказалось, 38р билет и 21 - багаж.
Народу в автобусе довольно много. Пришлось ехать стоя. Возможно, лучше садиться на конечной остановке (ст. Истра), но это чуть дороже.
Ехать до Юркино около получаса. Остановка автобуса в 50м перед мостом через Малую Истру. Под мостом - бетонные плиты, чуть ниже - непроходимый без топора завал, поэтому мы собирались на ПБ метрах в 100 ниже моста. Еще через 100м река входит в еловый лес, есть стоянки.
Можно начинать сплав и немного выше - от Раково, но до Юркино река течет по полям.
Пройденный нами кусок реки можно разбить на 4 характерных участка.
1. Юркино - Львово.
Поскольку Малая Истра чуть выше Раково протекает через озеро, резкого и высокого паводка в верховьях не бывает. Сплавляются здесь тоже мало. Поэтому завалы сносить нечему и некому. По нашей воде (для паводка низкой) начальный участок запомнился по большей части работой по дереву. Завалов не то, что бы много (~15), но приходится оплывать и рубить много мелких веток. Единственной уставшей за день мышцей у меня была левая кисть (топорик маленький, для перевозки в спасжилете, поэтому плохо сбалансирован).
Падение реки довольно велико, но, поскольку воды мало, часто сбрасывается на маленьких плотинках. Большинство из них на удивление проходимо, но слишком маломощно. Много участков быстротока, но в основном течение ровное и не очень сильное. Сложность Б-. Потратили 4.5 часа грязными. При этом темп наш следует считать очень медленным - экипажи байдарок на такой реке впервые. Крепкая каячная группа может рассчитывать на 2-2.5 часа.
2. Львово - устье Молодильни.
За Львово река постепенно становится мощнее, веток в русле меньше, перегоны от завала до завала длиннее. Сложность Б.
Ночевали мы на ЛБ немного ниже Сорокино на апексе ПП на 180 градусов. Здесь хвойный лес впервые за последние полчаса подходит к реке, а маленький овражек позволяет не вытаскивать лодки на склон. На дне овражка лед, пришлось повесить веревку, зато утром было очень удобно скатываться по льду в реку.
Ниже д. Воскресенки а/д мост. Река сливается в три квадратные трубы шириной метра полтора (средняя немного уже). Осмотр и, если надо, обнос по любому берегу. На выходе из левой трубы - бетонная плита (мелко). Вход в центральную был завален, а в правой в середине стоит подозрительный косой вальчик. За мостом удобная для тренировок струя с уловами. Общий перепад порожка сантиметров 70. Прошли правой протокой без приключений. От уровня воды до верха труб немного больше метра. Вероятно, в высокую воду порожек непроходим.
Много дров в реке на пересечениях и "касаниях" с ЛЭП. У первого касания (чуть ниже Пирогово) мы протащили лодки около 100м по ПБ, обойдя 5 или 6 завалов. Всего же завалов примерно столько же, сколько и на предыдущем участке, но плыть легче, приятнее и интереснее. В 2-3 местах струя достаточно мощна, чтобы положить байдарку без особых усилий экипажа. Участок прошли за 4.5 часа. Опять-таки, можно быстрее, при удаче вдвое.
3. Устье Молодильни - Кострово.
Молодильня в устье по расходу сравнима с Малой Истрой. Вода в ней заметно светлее. За стрелкой Малая Истра резко расширяется и упрощается до А+. Завалов и заломов почти нет, скорость движения возрастает с 2 до 5-6км/ч.
Обозначенный на карте пионерлагерь порадовал яркими домиками на ЛБ и ажурным мостиком с острова на ЛБ. По нашей воде под ним даже можно проплыть.
Под и за мостом трассы М9 быстроток с микровальчиками, немного ниже моста бетонная плита почти через всю реку. Можно прыгать через нее, но лучше обойти под берегом (любым). Этот участок реки видно из окна автобуса.
Кострово близко к реке не подходит, но высотные дома на ЛБ видны хорошо и долго, что немного портит впечатление. Грязи, впрочем, в реке почти нет.
4. Кострово - Леоново.
Красивый и довольно сложный (Б) участок реки. Шиверки, редкие прижимы к заломам на уже довольно мощной струе. Особенно "глухие" места на петле перед Леоново, где Малая Истра течет под ныне заброшенным пионерлагерем. На полочке у реки примерно в середине петли - футбольное поле и хорошие стоянки.
В Леоново каждый год проводятся соревнования по ТВТ.
Ниже Леоново, согласно [OV], две плотины с сильным подпором. Неясно, стоит ли плыть к ним. Но нас банально поджимало время.
Перед мостом в Леоново в реку упала раскидистая ива, образовав не очень простой порог в качестве финишного аккорда.
Удобное место для разборки судов - за мостом на ЛБ. Отсюда уже видна автобусная остановка - 150м по асфальту до основной дороге и по ней 30м направо.
До ст. Новоиерусалимская 8км. Автобусы ходят раз в полчаса-час, расписания на остановке нет. По опыту автобусы могут приходить раньше, могут вообще не приходить, так что лучше приходить на остановку заранее. Мы опоздали на автобус 19.45 (или его и не было), следующий ожидался в 21.15. Можно вызвать такси из Новоиерусалимской - 150р за машину. Мы добрались на попутках, заплатив примерно столько же.
Традиционное место окончание сплава по Малой Истре - а/д мост перед впадением Маглуши. Отсюда 1.5км по асфальту до ст. Новоиерусалимская. Когда-то Маглуша была очень грязной рекой из-за сбросов Петелинской птицефабрики и доплывать до ее впадения не стоило. Теперь это не так важно. Впрочем, ничего интересного ниже устья Маглуши нет.
Еще один интересный вариант - поворот реки перед Чеховским. Отсюда до одноименной платформы 1-1.5км пешком.
От впадения в Истру можно подняться по Истре (из-за Истринского вдхр. паводок на Истре слабее и позже и в сезон она почти не течет) до ж/д моста, откуда до ст. Истра 100м. Или пешком: от стрелки до ст. Истра 10 минут по тропинке вдоль берега Истры до ж/д моста и 100м вдоль путей (к Москве).
Можно также сплыть 2км вниз по Истре до а/д моста, откуда до ст. Истра 1.5км пешком по асфальту. Можно, наконец, продолжить поход по Истре.
Из "классических речек" (Волгуша, Каширка, Малая Истра) последняя в моем "рейтинге" заняла 3-е место по сложности и 2-е (после Волгуши) по красоте. Приятно, но многовато завалов наверху и очень много прогонов ниже устья Молодильни.
С другой стороны, в этом году и в эти выходные Малая Истра оказалась практически единственной из доступных для сплава рек - на юге снега давно нет, на Б. Сестре и Разварне воды пока мало, на север рановато.
Участок ниже устья Молодильни проходим как минимум вплоть до майских. Да и в июне у Кострово плыть было можно, хотя и не интересно. Но все же без верхнего участка будет просто скучно. Поэтому рекомендую начинать сплав при среднем и низком паводке от Львово или Воскресенок, а при высоком - от Юрьево.
Соседняя Маглуша [DT] значительно более испорчена населенкой, чем Малая Истра, зато паводок на Малой Истре (из-за большей лесистости бассейна и оз. Глубокого) проходит позже. Так что, если приехали, а воды еще совсем нет, можно переброситься на Маглушу. Если же наоборот, паводок уже прошел, можно сесть в следующую электричку (или не вылезать из этой) и отправиться на Большую Сестру, Разварню или Каменку, не забывая, что эти речки посложней Малой Истры.
В высокую воду интересно будет сплавиться по последним километрам Молодильни (например, от моста в Мансурово). Подробнее об этой речке можно прочитать в [OV].
Хотя хвойных лесов по берегам много, хорошую стоянку на Малой Истре приходится искать, поскольку до ровных полочек над оврагом лезть высоко и не всегда просто (мы даже веревочку вешали), а относительно низких террас мало. Но вне деревень стоянка типа "поле с дровами из уремы" всегда к Вашим услугам.
[OV] Олег Волков. Малая Истра и Молодильня.
http://slazav.mccme.ru/mis00ov.htm
http://slazav.mccme.ru/mol94ov.htm
[DT] Дмитрий Шварц. Маглуша.
http://slazav.mccme.ru/magl02ds.htm
|
Это наша кнопка |