|
Алексей Савватеев,
Дмитрий Шварц, (495)117-49-02, shvarts@mccme.ru
16.11.2004, по мотивам похода 17.10.2004.
С удовольствием отвечу на вопросы.
"Родной" для этого текста является страница Славы Завьялова http://slazav.mccme.ru. Именно там находится последняя по свежести версия.
На вопрос "Каковы источники питания Москва-реки?" многие слушатели школы водного туризма при КВТ МГУ уверенно ответили "канализация". Что же, для участка ниже одноименного города это частично верно, а вот верховья Москва-реки всячески рекомендуем посетить.
Отсюда до моста через Москву 4км. Можно доехать и на автобусе (автовокзал рядом с вокзалом). Но при старте отсюда первые 10км река течет по полям. Нас поджимало время, поэтому рассматривалось два варианта начала сплава ниже по течению.
1. От моста через Искону в 1км от ее впадения в Москву. Автобус N41 ходит 6 раз в день.
2. От д. Тесово. Автобус N29 ходит 4 раза в день.
В Можайске нашим целям удовлетворял только автобус 9.35 до Рузы, но мы решили сэкономить время и доехали на такси. до моста через Искону. (100р на двоих). Автобус (считая багаж) обошелся бы рублей по 30 с человека.
Лодку собирали на ЛБ, справа от дороги. Ровная площадка метрах в 20 от реки. Вышли в 10.30. За время сборов автобус по мосту не проезжал.
Километраж по реке дается от моста в Можайске, поскольку это место, как начало сплава, наиболее популярно.
Уровень воды в Исконе и Москве был типично осенним - далеко не паводок, но выше, чем летом.
Ширина Исконы около 10м, глубина на перекатах - 15-20см. Требуется аккуратность. Через 500м начинается подпор Москвы и глубина увеличивается. Такая ситуация типична для поздней осени - уровень воды в Исконе уже падает, Москва же благодаря Можайскому водохранилищу сохранила воду осенних дождей.
Всего же до впадения в Москву 1.5км. От моста в Можайске - 9.5км по реке.
Ширина Москвы на участке сплава от 30 до 70м, глубина на перекатах - 0.2-0.5м. Скорость течения на быстротоках и перекатах до 1м/с, на плесах река почти стоит. Быстротоков, пожалуй, немного больше, чем плесов.
Наше судно по скорости примерно соответствует Тайменю, но лучше проходит перекаты. С другой стороны, передвижению иногда мешал встречный ветер. Средняя скорость - 7-9км/час.
Через 0.5км от устья Исконы (10-й км) - первая отличная стоянка на ЛБ. Ниже в течение всего маршрута с хорошими местами для ночевок проблем нет.
На 13км д. Красный стан справа, а за ней в течении 6-8км - самые красивые места на маршруте. Смешанный лес на высоких берегах, населенка полностью отсутствует. Особенно хорошо здесь осенью.
На 19км по ЛБ остатки пионерлагеря, а на 20-м - д. Костино. Ниже снова участок с лесом по обоим берегам и с. Кожино (ПБ) на 25км. Еще через километр не обозначенный на картах автомобильный мост. На 27км впадает Руза. Воды становится ощутимо больше.
31.5км - 2 моста дороги Тучково - Руза (видны от 30км). На ПБ с. Старая Руза.
Перед д. Жиганово (34км) самый мощный на маршруте перекат с валиками сантиметров 30. Есть обливные камни. За ним хорошая стоянка на ПБ. Пообедали.
После Старой Рузы деревень по берегам становится больше, но и они гармонично вписываются в пейзаж.
На 41км два моста дорог к Моревскому карьеру - сначала заброшенной ж/д, затем действующий а/д. За ними длинный перекат с очень быстрым течением.
На 48км - мост дороги Тучково - Колюбакино. На 50км - д. Сонино на ЛБ, за ней на протяжении 1-2км - выходы известняка на ЛБ - место тренировок горников и альпинистов. А ручеек на 51км последние метры течет в скальном каньоне. Очень живописно, есть стоянки. К нашему удивлению, дрова тоже есть - видны даже с реки.
Напротив - в деревне Григорово в реку с каменистой горки красиво падает ручей.
В конце д. Васильевское подвесной мост через реку. За ним церковь на ЛБ. (55км). Еще через 3км стояночные места на ЛБ - традиционное место осеннего слета туристов МГУ, на который мы и направлялись. Отсюда до ст. Полушкино около 6км. Схему пути можно посмотреть на сайте клуба горного туризма МГУ.
В походах по окрестностям реки Москвы (водных, пеших, вело) мы были неоднократно и большую часть информации можем подтвердить лично.
С нашей точки зрения, все самое красивое на реке ниже Можайского вдхр. находится от устья Исконы (оно же Большое Тесово) до скал в Сонино (43км) плюс последние 5-10км перед Звенигородом.
О способах заброски написано выше. Варианты выброски таковы:
От д. Григорово (напротив скал) 2км пешком до пл. Санаторная. От дома отдыха в километре ниже 2.5км до пл. Полушкино, от подвесного моста в Васильевском - 3.5км. Наконец, от д. Агафоново (ЛБ, 5км ниже Григорово) ходит автобус в Кубинку.
Можно сплавляться и существенно ниже по течению, но лесов по берегам становится меньше, а ближе к Звенигороду по берегам появляется элитная застройка, впрочем, часто удачно вписывающаяся в пейзаж. Отъезд же из Каринского или Звенигорода если и проще, то ненамного.
Резюмируя сказанное и учитывая изрядную скорость течения, можно рекомендовать для однодневного похода участок от моста через Искону до Григорово (44км), для двухдневного - от Можайска до Григорово или Агафоново со стоянкой перед Костино (18+34(39)км). А в паводок можно и до Звенигорода.
Летом начинать сплав выше Можайска с нашей точки зрения неперспективно. Москва-река выше Можайского вдхр. уже в июне и на Ласточках проходима с трудом, даже если стартовать ниже плотин в Максимовке и Пышково, сплав по водохранилищу и обнос плотины - дело довольно муторное. Искона - тоже речка небольшая и с длинным полевым участком в низовьях.
А вот сплав в середине апреля по Исконе и Москве или на майских (раньше врядли сойдет лед на Можайском вдхр) по Москве с самых верховий может оказаться очень интересен, разнообразен и не прост технически.
|
Это наша кнопка |