Дмитрий Шварц ((095)1174902, shvarts@mccme.ru)
с дополнениями и исправлениями Славы Завьялова.
Версия 7. 1.11.2005.
С удовольствием отвечу на вопросы.
"Родной" для этого текста является страница Славы Завьялова
http://slazav.mccme.ru. Там находится последняя по свежести версия.
С момента написания первой версии текста прошло более 5 лет. И основные
цели - сбор информации и привлечение внимания московских, калужских, тульских,...
водников к очень интересному с моей точки зрения району выполнена. Выпрейка
в последнее время вообще стала популярной рекой, а большинство рек района
пройдено и описано. Поэтому я скорее всего не стану обновлять обзор,
но буду рад, если кто-нибудь возьмет на себя этот труд.
В тексте описаны некоторые притоки Оки от Калуги до Коломны.
Половодье в этом
регионе начинается примерно в начале апреля и длится две недели. Большая часть
описываемых рек проходима только в этот период, но некоторые можно идти даже
летом, хотя удовольствие, конечно, не то. Реки отличаются большими уклонами (до
4-5м/км) на большой длине (так, длина интересного участка Скниги около 40км),
тогда как интересные для сплава участки других рек Подмосковья сравнительно
коротки. Препятствия, как и полагается на паводковой реке - заломы, завалы и
прижимы. Струя может быть очень мощной, но все же больших валов и бочек на этих
реках нет. Основную трудность представляет преодоление сложных деревянных
конструкций, где прохождение должно быть выверено с точностью до гребка.
По малой воде часто открываются техногенные препятствия - строительный мусор
в русле, остатки плотин. Обычно они проходимы, а иногда очень приятны, но
малейшая неосторожность может привести к серьезной аварии.
К недостаткам района следует отнести раннее половодье (начало апреля) и, в
связи с этим, неустойчивую погоду, большое количество снега в течение сплавного
сезона и не очень удобную (по сравнению с другими популярными подмосковными
речками) заброску.
Суда, снаряжение,...
Для сплава пригодны любые малые суда. На Тайменях лучше воздержаться от
верховьев маленьких речек. Из снаряжения обязательны каска, спасжилет и
гидрокостюм. Столь же необходимо иметь запасные весла, спасконцы, обвязку и
емкости непотопляемости на судах.
Подготовка участников.
Для отправляющиеся на подобные реки в первый раз, замечу, что несмотря на
официальную IКС, по сложности они эквивалентны карельским тройкам и существенно
опаснее. Кроме того, опыт Карелии здесь практически бесполезен. В качестве
примера могу привести собственный результат (6 килей за поход). Также можно
почитать дневники по Вашане, Выпрейке, Большой Сестре и многочисленные тексты
по в общем аналогичной Льняной у Мошкова.
Категорийность, указанная в таблицах - авторская. Как и в стандартной,
рекомендуется не повышать сложность рек более, чем на один пункт за раз.
Вкратце, А соответствует Истре, Б - Волгуше, В - Большой Сестре, Г - Выпрейке.
Подробности в тексте
Категорийность подмосковных паводковых рек .
Знак вопроса после буквы означает, что сложность оценивалась только или почти
только по формальным данным.
С точки зрения автора, опыт прохождения равнинных речек с точки
зрения хождения по подмосковным паводковым заменяет А, Карельских двоек-троек -
А+, отягощаемый излишней уверенностью в своих силах, валдайских шиверистых без
особых завалов (типа Шегринки) - Б, с завалами (Льняная или Волма в хорошую
воду - Г), опыт Кунянки, Щеберехи и т.д. совершенно достаточен для любых выходов.
О серьезных азиатских реках и говорить нечего. Отмечу, что речь идет именно
о каячном опыте. Катамаранщик, в первый раз севший в каяк, например,
на Скниге, может представлять собой жалкое зрелище.
Обозначения, ссылки и другая информация.
Указанный в тексте километраж получен авторами с помощью карты и
циркуля раствором 2мм без учета коэффициента извилистости. Поэтому (и не
только) не стоит рассчитывать ходовое время, деля число километров на
5-6-7км/ч. На более мелких и завалистых реках скорость уменьшится до 1-2км/ч.
Площади водосборов измерены Славой Завьяловым по карте с помощью
клетчатой бумаги. Как показывает практика, в пик половодья проходима
почти любая обозначенная на карте речка. Впрочем, проблемы тут могут
возникнуть не из-за недостатка воды, а из-за огромного количества
завалов (маленькие речки, естественно, завалены больше). Для некоторой
гарантии возможности сплава необходима площадь водосбора 30км^2.
Мощные участки рек начинаются с площади водосбора 50-60км^2. Для
хождения летом необходимо как минимум 250-300км^2.
В половодье приустьевые участки рек подтоплены Окой на несколько метров. Как
правило, в это время асфальтированные дороги уже высохли, на грунтовках
неглубокая грязь или лед, вне дорог можно встретить все, что угодно от
высохшего поля до снега по пояс. Могут возникнуть проблемы с переходом притоков
(даже тех, в которых летом воды по щиколотку). Один из способов выброски -
сплав по Оке. Средняя скорость в половодье - не менее 10км/ч. Теоретически
могут возникнуть проблемы с ГИМС, которая требует регистрации малых судов.
В начале половодья кроме завалов могут встретиться ледовые заторы и
просто участки невскрывшегося льда. Чаще подобные препятствия (впрочем,
как и завалы) оказываются на участках с маленьким уклоном.
Основные промежуточные пункты заброски и выброски.
Калуга. Автобусы и электрички из Москвы. Автовокзал в 15 минутах ходьбы от
ст. Калуга-1. Ст. Калуга-2 далеко от автовокзала и города.
Тула. Автобусы и электрички из Москвы.
Серпухов. Электрички и автобусы из Москвы.
Заокский. Электрички из Москвы (ст. Тарусская).
Алексин. Местные поезда из Калуги и Тулы, автобусы из Москвы, Заокского,
Калуги и Тулы.
Таруса. Автобусы до Серпухова.
Кашира, Ожерелье, Узуново, Голутвин. Электрички из Москвы.
Проходимость автомобильных дорог.
Магистральные дороги: Москва - Калуга (М3),
Москва - Тула (М2, новая трасса),
Москва - Тамбов (М6) удобны для автостопа. Автобусов на них немного - дальние
из Москвы. При этом все автобусы в Тулу и Алексин идут по старой тульской
трассе (в отличие от машин), даже автобусы Заокский - Алексин, хотя там есть
и прямая дорога. На старой тульской трассе есть и довольно активное локальное
движение, так что подъехать автостопом на небольшое расстояние по ней можно.
Много машин и автобусов на дороге Калуга - Тула (Р132), ходят автобусы и по
дороге Таруса - Серпухов, а вот на Р115 на участке Кашира - Пахомово рейсовое
сообщение только от Каширы до д. Иваньково. Далее дорога пустынна.
Расписания.
Расписание электричек из Москвы и по кольцевой ж/д
удобно смотреть на сайте http:\\tutu.ru.
По остальным электричкам довольно "лежалую" информацию можно
почерпнуть в книге А. Кротова "Все электрички России", но часто
лучшие результаты дает поиск в интернете.
Свежие расписания автобусов в подмосковье и не только
находятся на сайте Мострансавто
http://www.mostransavto.ru/.
Расписания автобусов разной свежести
можно найти, например, на сайте "Общественный транспорт",
http://www.mccme.ru/~kondr/
на страницах городов или в отчетах по конкретным рекам.
Правые притоки от Калуги до Алексина.
Увы, заброска и выброска займут не менее 4
часов каждая, что много для двухдневного похода. Однако большие уклоны,
лесистость и малонаселенность территории жалко не использовать, если есть
несколько дней в начале апреля.
Основным способом заброски служит автодорога Калуга - Тула (Р132). Пройдя от
нее несколько километров, можно попасть на Ужердь, Дугну и Крушму.
Из Алексина можно заброситься на пару одноименных притоков Крушмы или к ее
среднему течению. Туда же можно попасть от ближних к Алексину станций ж/д Тула -
Алексин.
Ужердь
Забрасываться можно в разные точки реки по грунтовкам от Р132,
например по дороге Песочня - Кременево (8км от Р132) или немного ниже.
Выброска: от устья до Р132 2.5км по дороге.
Данных о прохождении реки нет.
Участок от моста Песочня-Кременево до устья:
длина
19
перепад высот
63
средний уклон
3.3
площади водосбора в начале/конце
36/137
категорийность
В-Г?
Дугна
Можно начать сплав от сразу от моста Р132, можно пешком забраться на
несколько километров выше. Выброска -- от устья (пос. Дугна, 10км до Р132, 15км
до ст. Ферзиково ж/д Калуга-Тула; есть автобусы на Ферзиково, возможно,
на Калугу или Тулу).
Немного ниже моста на Дугне начинаются мощные шиверы,
продолжающиеся (с перерывом 2км на плес перед плотиной в пос. Дугна) до
устья. Плотина - препятствие 6КС.
При очень высокой воде крайне интересен сплав на
последнем километре притока Дугны - Творожи. Падение на участке - 12-15м/км,
завалов почти нет.
[1] содержит описание последнего километра Творожи и
Дугны от Творожи до устья.
Крушма
Река сливается из двух составляющих с одинаковыми названиями и
примерно равными площадями водосбора. Вариантов заброски/выброски много: кроме
Р132 есть множество других асфальтовых дорог с автобусным сообщением и ж/д
Тула-Алексин. Выброска -- 10км по Оке до Алексина или (как рекомендует [2])
от моста в 1км выше впадения Крушмы в Оку.
В [1] и [2] описывается участок от моста через Левую Крушму у
деревни Вишневая в 2км выше слияния с правой Крушмой до устья.
Река течет в красивых лесах, завалов мало. В [2] упоминаются попытки прохождения
левого истока Крушмы, закончившиеся неудачно из-за большого количества завалов.
Участки:
1. Левая Крушма от моста Р132 до слияния с Правой Крушмой.
2. Правая Крушма от моста автодороги Алексин - Тула до
слияния с Левой Крушмой.
3. Крушма от слияния составляющих до устья.
участок
1.
2.
3.
длина
19
15
25
перепад высот
38
41
38
средний уклон
2.0
2.7
1.5
площади водосбора в начале/конце
30/143
40/130
273/402
категорийность
В?
В?
Б
Левые притоки от Калуги до Тарусы.
К этим речкам целиком и полностью относятся слова предыдущего
раздела. Калужка, Комола и Мышега доступны благодаря ж/д Калуга-1 - Алексин, а
Калужка и Дряща - благодаря автодороге Калуга - Таруса.
Также возможна заброска на Дрящу через Серпухов и Тарусу. Может
быть, так быстрее.
Таруса не отличается большим уклоном, зато она проходима все
лето.
Калужка
Заброситься/выброситься можно почти из любого места: вдоль реки
идет автодорога Калуга-Таруса. В самые верховья можно заброситься от пл. 193км
ж/д Калуга-1 - Алексин (2км). Выброска -- от устья на калужском городском
транспорте (6км до ст. Калуга-1).
На всем протяжении реки - обычный паводковый сплав умеренной
сложности. После притока из Бобелево завалов становится меньше, шиверы мощнее.
Выделяются плотина перед Ивашево, непроходимая плотина в
Ждамирово, где разумно закончить сплав -
последние несколько километров Калужка течет в кустах с небольшим уклоном.
[1] Описывает Калужку от моста а/д Калуга - Таруса до устья.
На реке ежегодно (в первые или вторые выходные апреля) калужские
водники проводят соревнования по ТВТ.
Участок от моста автотрассы Калуга-Таруса до устья:
длина
23
перепад высот
71
средний уклон
3.1
площади водосбора в начале/конце
70/256
категорийность
В
Комола Заброска: деревня Пышково или мост дороги
Ферзиково - Кольцово (есть автобусы). В любом случае около 7км от
ст. Ферзиково ж/д Калуга - Алексин. Выброска: сплав по Оке до поселка Дугна.
[1] описывает прохождение Комолы от моста трассы Ферзиково -
Кольцово до устья на полиэтиленовых каяках. На реке непрерывная, довольно
мощная, но мелковатая шивера. Есть завалы. Авторы считают реку непроходимой
ни для каких судов, кроме полиэтиленовых каяков. Что же, время покажет.
[1] http://club.vengrov.ru/otchet/komola.htm
Участок от моста дороги Ферзиково - Кольцово до устья:
длина
6
перепад высот
52
средний уклон
8.6
площади водосбора в начале/конце
36/80
категорийность
Г+
Мышега
Заброска по автодороге Калуга-Таруса или по ж/д Калуга-1 - Алексин
(3км от станции Ферзиково по дороге) ко впадению Мышенки. Промежуточная
заброска/выброска -- на станции 217км и Средняя той же ж/д. Выброска -- от
устья, из города Алексин.
Данных о прохождении реки нет.
Участок от впадения Мышенки до устья:
длина
28
перепад высот
69
средний уклон
2.5
площади водосбора в начале/конце
56/252
категорийность
В?
Дряща
Заброска по автодороге Калуга - Таруса. Если у моста речка
покажется непригодной для сплава, можно пройти пару километров вниз по течению
до правого притока. Еще более надежная точка начала сплава - после впадения
притока из Сивцево. Выброска - около 20км по Оке до Тарусы. Ближе расположены
Алексино (10км, автобусы в Тарусу) и Велегож (15км, автобусы в Заокский).
Река пройдена на полиэтиленовых каяках группой из
Агентства Венгрова [1]. Сплав начали от Сивцева по притоку, а затем по
Дряще до устья. На реке чувствуется карст, и наиболее сложные участки
расположены именно там, где река летом пропадает. По сложности же Дрящу
сравнивают с Комолой.
[1] http://club.vengrov.ru/otchet/dryasha2005.html
Участок от правого притока (из Петрищево) до устья:
длина
14
перепад высот
70
средний уклон
5.0
площади водосбора в начале/конце
36/105
категорийность
Г?
Таруса
В самые верховья можно заброситься пешком от ж/д Калуга-1 - Алексин (от
станции 185км до д. Осипово 7км). От д. Сугоново (22км по асфальтированной
дороге от Ферзиково, ходит автобус) после сильных дождей
можно сплавляться и летом. За 6км до
Сугуново дорога пересекает ручей Черный Омут - в паводок можно начать с него.
Дорога Таруса - Лопатино - Кресты - Роща пересекает реку два раза. По ней ходят
автобусы. К верховьям подходит дорога от ст. Кульнево Калужской ж/д.
Выброска из Тарусы.
От Сугуново до Исаково (36км до устья) река спокойна,
встречаются несколько завалов. От Исаково до Лопатино (18км до устья) серия
мощных перекатов, ниже перекаты послабее, но река не успокаивается
почти до устья.
[1] и [2] - описания апрельских походов 2002г.
Таруса пройдена до устья от Сугуново [1] и от Лопатино [2].
Участки:
1. д. Осипово - д. Сугоново
2. д. Сугоново - д. Лопатино
3. д. Лопатино - Таруса
Удобную заброску обеспечивает ж/д Москва - Тула и старая и новая
тульские трассы. Выброска с этого куста рек (Вашана, Выпрейка, Скнижка, Скнига)
- по Оке до Тарусы или Серпухова.
Вашана
Заброска в верховья до ст. Ясногорск Тульской ж/д (300м до реки).
Можно начать и с ее притока Вашанки (2.5км от ст. 153км). Средний (проходимый и
летом) участок начинается от моста старой тульской трассы после впадения
Сулемы. В низовьях реку пересекают еще две трассы, по которым можно уехать в
Алексин или Заокский. От устья (д. Бунырево)
можно плыть по Оке до Тарусы (22км), можно
попробовать уехать на автобусе в Алексин.
Недостаток реки - полное отсутствие стоянок в верхней
части. Верховья реки существенно круче, чем низовья. Не доходя д.
Вашана, вроде бы, большой участок завалов. Зато по словам местных,
река то ли не замерзает, то ли что, но льда на ней в половодье не
бывает (в отличие, например, от Скниги).
Вашана очень популярна, в апреле тульские водники устраивают
на ней соревнования по ТВТ.
Текстов в интернете за последнее время появилось немало, особенно
подборок фотографий и дневников [4], [5].
Можно порекомендовать описания Михаила Трускова [1], бывшего на реке
неоднократно.
[2] - описание нижней части реки (от Р143) в августе, [3] - участка
реки от моста тульской трассы до Бунырево. О прохождении Вашанки упоминалось
в форуме [6].
Участки:
1. Ясногорск - устье Вашанки
2. Устье Вашанки - мост старой тульской трассы
3. мост старой тульской трассы - устье
участок
1.
2.
3.
длина
10
9
39
перепад высот
28
12
50
средний уклон
2.8
1.3
1.3
площади водосбора в начале/конце
51/132
252/374
374/631
категорийность
В+
Б-В
Б
Выпрейка
Начало сплава - мост старой тульской трассы. До него можно
добраться от ст.
Тарусская на автобусах, идущих по оной трассе (их расписание
согласовано с утренними электричками) или на такси. Можно также дойти пешком от
ст. Пахомово (9км) выйти на трассу от пл. 132км (2км) и оставшиеся 12км
проехать на автобусе, а можно и воспользоваться автобусами Москва - Алексин или
Москва - Тула. В низовьях реку пересекает дорога Алексин - Заокский. Выброска -
10км вниз по Оке до Тарусы.
За последние несколько лет река стала очень популярна. Есть
подробные описания - [1]-[4]. Авторы
рекой очень довольны. Выделяется порог в Гатницах
и непроходимая плотина в Масолово с удобными для катания валами.
Скнижка
Забрасываться можно к самым верховьям - мосту старой
Тульской трассы или д.
Немцово чуть ниже. Обе эти точки в ~5км от пл. 132км. Вам решать, компенсирует
ли большой уклон (~6м/км) маловодье (пл. водосбора 11км^2 у моста) и возможную
необходимость 2км волока по/вдоль замерзшего водохранилища. Более надежно
начать от д. Нечаево, до которой 7км от Заокского. Есть автобусы. Для
выброски можно использовать дорогу Заокский - Музей Поленово, идущую вдоль
низовьев. По ней тоже ходят автобусы. Можно также переплыть Оку и выйти на
дорогу Таруса - Серпухов (2км) или плыть вниз по Оке до ж/д моста (25км).
Отчет [1] описывает участок реки от места
примерно в 2км ниже Нечаево до
устья. Речка менее мощная и разнообразная, чем Выпрейка, однако более техничная
(уже струя, меньше уловов). На всем ее протяжении по берегам замечательные
хвойные леса. Из необычных препятствий - проходимая размытая плотина в
Нечаевском и 2-3км каньон ниже Страхово, где основным препятствием становятся
поганки. В начале деревни Страхово - непроходимая плотина. [2] - небольшой
фотоальбом.
Скнига
Самая верхняя точка с удобной заброской - д. Дмитревское в 8км от ст.
Пахомово. Есть автобусы [2]. Вообще, река течет не более, чем в 8 км от ж/д
Москва - Тула, так что заброситься или выброситься можно куда/откуда угодно. И
дорожка найдется. Особо отмечу дер. Русятино (автобусы от Заокского, [*]) и
мост новой тульской трассы. От последнего можно сплавляться и летом. Выброска
от устья - 2км по Оке до моста и несколько сот метров до ст. Ока (левый берег).
На первых ~10км нет леса, ниже со стоянками скорее хорошо. Очень красивые
места в среднем течении. Много вариантов заброски/выброски в середине. По
низкой воде появляются 5 техногенных, но вполне приятных препятствий. Есть
тексты по верхнему [2], среднему и нижнему [3] и нижнему [1], [5] течению. Они
покрывают всю реку, исключая ~3км участок Ченцово - Дворяниново. [1] и [3]
содержат информацию о состоянии реки в межень, [5] - в самом конце весеннего
паводка, что эквивалентно сильному дождевому. Еще есть текст [4] про
особенности национального туризма А. Захарова...
Участки:
1. д. Дмитревское - мост новой тульской трассы
2. Мост новой тульской трассы - устье
участок
1.
2.
длина
18
22
перепад высот
33
39
средний уклон
1.8
1.8
площади водосбора в начале/конце
86/244
244/380
категорийность
В
Б
Правые притоки от Серпухова до Коломны.
Интерес представляют притоки, образующие Беспуту (три одноименных речки и
Сушка), на которые можно более или менее удобно заброситься от Ясногорска.
Уклоны тут ~4м/км.
Так же интересны, хотя и труднодоступны притоки
Беспуты Восьма и Апрань.
Беспута после слияния всех притоков - большая река с малым
уклоном. Аналогична по своим свойствам Большая Смедва (с притоком Малая
Смедва), но ее верховья куда менее круты. Более спортивен, хотя и короток ее
левый приток Любинка. Недостаток этих рек (кроме Любинки) - отсутствие лесов в
верхнем и среднем течении.
Мутенка коротка, но уклон очень велик. (~5.5м/км) Осетр
спортивной ценности не представляет (А+), но знаменит разными авариями,
происходившими на нем. Можете проверить свою удачу...
Беспута
Сливается из четырех составляющих: трех Беспут и Сушки (а на гидрографической
карте Моск. губернии 1926г. и Сушка называется Безпутой). Все составляющие
примерно одинаковы, заброситься на них можно из Ясногорска (12-20км), на все,
кроме Левой Беспуты - на автобусе. Правая Беспута перекрыта
плотиной в 2км ниже моста трассы Ясногорск - Мордвес. Длина водохранилища
около километра, поэтому имеет смысл начинать от плотины.
По той же дороге можно попасть и на приток Беспуты - Апрань.
От дороги 2км пешком вдоль притока от Спицино.
В нескольких местах Беспуту пересекают дороги, но
надежнее идти до моста дороги Иваньково - Кашира и уехать автобусом в Каширу.
Можно продолжить поход до устья (13км) и по Оке до Каширы (еще 15).
Нижний участок реки от дер. Михайловка (~34км до устья)
довольно прост и доступен для сплава как весной, так и летом.
Большинство речек были пройдены в походах проекта "Истоки Беспуты" в 2004г.
Несмотря на то, что паводок был уже на исходе было интересно.
Стоит отметить плотину у д. Мокрой Корь на Правой Беспуте - перед ней
длинное водохранилище, лучше начать сплав ниже и обилие бобровых
плотин в на Апрани - были сливы высотой до 1м.
Подробности о низовьях Беспуты можно найти как в [1]-[4], так и в отчетах
по Восьме. О летнем сплаве по Беспуте рассказывают [5] и [7]. Ниже
устья Восьмы затапливаемый в паводок интересный участок длиной около 1км.
Наконец, [6] описывает неудачную попытку сплава по правой Беспуте от
плотины у дер. Мокрый Корь. Информации немного.
Участки:
1. Левая Беспута от Тунаевки до слияния со Средней Беспутой.
2. Средняя Беспута от последней на карте плотины до слияния с Левой Беспутой.
3. Сушка от моста дороги Ясногорск - Мордвес до впадения в Беспуту.
4. Пр.Беспута от плотины в 2км от д. Мокрый Корь до слияния с остальными Беспутами.
5. Апрань от моста дороги Ясногорск - Мордвес до впадения в Беспуту.
6. Беспута от слияния всех составляющих до устья.
участок
1.
2.
3.
4.
5.
6.
длина
7
10
7
4
15
46
перепад высот
44
50
28
16
42
42
средний уклон
6.3
5.0
4.0
4.0
2.8
0.9
водосб. в нач./кон.
34/61
32/77
80/110
67/92
61/183
345/1006
категорийность
В-Г
В-Г
В-Г
В-Г
В-Г
Б
Восьма
Заброска - автобус от Каширы до Иванькова, далее 12км по Р115 до
моста у д. Климовское пешком или на нанятой машине. От устья 1км до дороги
Иваньково - Кашира. От д. Восемское в 2.5км выше устья 2.5км до Иваньково.
Можно продолжить поход по Беспуте (12км, ~1м/км) и Оке (15км) до Каширы.
До впадения притока из Туэлино довольно много завалов,
после притока река становится мощной и просторной. Сложный участок
тянется до моста в Восемском (2км от устья) с небольшим перерывом в районе
притока из Подосинок.
Хороших описаний реки хватает, но по иронии судьбы до устья
дошли только участники похода [3].
Большая Смедва.
Начать сплав можно от моста ж/д Ожерелье - Узловая-1 (электричка
от Ожерелья до пл. 137км и 2км пешком). Ниже реку пересекает М6 (Москва -
Тамбов). Можно также начать поход и по реке малая Смедва от моста М6. Следующая
удобная точка заброски - мост ж/д Москва - Узуново неподалеку от ст. Топканово.
Отсюда в принципе
можно сплавляться и летом. В низовьях реку в нескольких местах
пересекают асфальтированные дороги. От д. Емельяново в 5км выше устья ходят
автобусы в Каширу. От устья 4км до г. Озеры, откуда можно уехать в Коломну
автобусом или электричкой. Можно закончить маршрут и в 6км ранее, у моста в
дер. Емельяновка, откуда ходят автобусы в Каширу.
Мост через Оку у Озер понтонный и в паводок не функционирует, но по слухам
под ним при среднем паводке образуется порог.
По сведениям группы, проходившей маршрут в меженную воду от
Топканово до устья Малой Песочни (примерно половина нижнего участка), недалеко
от начала слив, при попытке прохождения которого был угроблен Таймень, далее
стоячая вода и завалы. Словом, врядли можно рекомендовать летний сплав.
[1] описывает участкок моста в пос. Маслово до дер. Емельяновка в
пик паводка. По сложности напоминает Малую Истру, но гораздо красивее.
Единственное нетривиальное препятствие - техногенный слив чуть ниже Бутьково со
сложной лавировкой за ним.
Участки
1. Мост ж/д Ожерелье - Узловая-1 - мост М6
2. Мост М6 - мост ж/д Москва - Узуново
3. Мост ж/д Москва - Узуново - устье
участок
1.
2.
3.
длина
9
16
30
перепад высот
18
28
28
средний уклон
2.0
1.8
0.93
площади водосбора в начале/конце
42/92
92/261
261/569
категорийность
Б?
Б?
Б
Любинка
Заброска в верховья Любинки - по асфальтированной дороге от Ожерелья. Ходит
автобус [1]. Сплав начинается от деревни Богатищево сразу после впадения Сухой
Любинки (10км от станции). Выброска - дойти от устья Любинки до Оки - 6км и
уехать сначала в Озеры, потом в Коломну или пройти от устья Любинки 1км и
уехать в Каширу. (См. Б. Смедву)
Отчет [1] описывает участок от с. Воскресенское до дер.
Емельяновка (На Б. Смедве, в 1км ниже устья Любинки). Очень красивая и сложная
река класса Выпрейки или Скнижки. По берегам по большей части сосновые леса.
Недостаток - завалов на километр раза в 2 больше, чем на той же Выпрейке.
Мутенка
Сплав лучше начать у моста М6, до которого можно добраться
автостопом или от ст. Кашира и Ожерелье (6 и 9км соответственно). Через 2км -
мост М4 (Москва - Воронеж, М4 и М6 разделяются за 2км до мостов). В 2км от
устья реку пересекает Р115, а от устья 7км по Оке до Каширы.
В 500м выше моста Р115 Мутенка перекрыта плотиной,
образующей водохранилище длиной 800м. Чуть выше на 1-1.5км вдоль реки тянется
д. Корыстово. Словом, несмотря на выдающийся уклон, ценность реки пока неясна.
Название реки происходит от слова "омут", что плохо сочетается с
малой водностью и большим уклоном.
Данных о прохождении реки нет.
Левые притоки Оки от Тарусы до Коломны интереса не представляют.
Если исключить совсем маленькие и для сплава вряд ли пригодные, останутся
практически не падающие Протва (про Протву и ее притоки см. [1]), Нара (см. [1]
и [2]) и Лопасня ([3]-[5]) и очень популярная, но простая Каширка (уклон
~1м/км) (см. ниже). Однако поблизости протекают три речки о которых хотелось бы
упомянуть. Именно, Городенка и ее приток Сукуша (течет рядом, на карте МО не
подписана) и Коломенка. К сожалению, сплавные участки этих рек коротки.
Информацию о по Городенке можно почерпнуть [6]-[7], о Сукуше из [7],
о Коломенке рассказывают [8] и [9].
Каширка
Популярная речка. Течет по населенному району вдоль ж/д, так что забросок/
выбросок предостаточно. Самая верхняя - 2км по путям от ст. Михнево ж/д Москва -
Узуново. Неподалеку от устья д. Старая Кашира, откуда ходит автобус до ж/д. По
поводу остальных - смотрите карту или читайте в многочисленных отчетах. По
низовьям (например от моста ж/д Жилево - Воскресенск) можно ходить и летом но
рекомендовать не могу из-за техногенного мусора в реке.
Участки:
1. от ж/д моста у Михнево до ж/д моста у Колычево
2. от ж/д моста у Колычево до устья
участок
1.
2.
длина
22
27
перепад высот
28
26
средний уклон
1.3
0.96
площади водосбора в начале/конце
84/228
228/651
категорийность
Б
Б
Летние перспективы района.
Увы, остается совсем немного (зато это почти единственные места в Подмосковье,
где можно покататься в текущей воде). Именно,
- Крумша от слияния правой и левой Крумши до устья, 25км.
- Низовья Вашаны от моста старой тульской трассы до устья, 40км.
- Скнига от моста новой тульской трассы до устья, 22км.
- Таруса от Сугунова до устья, 62км.
- Большая Смедва от Топканово до устья, 30км.
- Беспута от впадения Сушки до устья, 46км.
- Каширка от Колычево до устья, 27км
Уклон (в зависимости от реки) от 0.9 до 1.8м/км. Все же я посоветую перед тем
как идти, дождаться дождика, а если берете Таймень, большого дождика.
Карты.
Поскольку не исключена аварийная выброска, лучше иметь двухкилометровку.
Из стандартных:
Также интересны километровые карты-книжки, выпускаемые совместно
фирмами Арбалет и АСТ-Пресс Картография. Вес порядка 0.5кг великоват для
похода, но наличествует свежая информация о плотинах, дачных участках и т.д.