Шварц Дмитрий Александрович: другие произведения.

Описание: Полисть

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шварц Дмитрий Александрович (shvarts@mccme.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 15k. Статистика.
  • Описание. Водный:Валдай , 1 к/с (2) , Ноги
  • Дата похода 01/10/1998
  • Маршрут: Старая Русса - д. Сидорово - р.Полисть - д. Бородино
  •  Ваша оценка:

    Полисть.

    Дмитрий Шварц, (495)117-49-02, shvarts@mccme.ru
    10.1998, по мотивам похода 3.10.1998.
    Последние исправления 13.09.2003.
    С удовольствием отвечу на вопросы.

    "Родной" для этого текста является страница Славы Завьялова http://slazav.mccme.ru. Именно там находится последняя по свежести версия и, если они есть, приложения (карты, схемы, фотографии,...).

    Но мы же трудностей не боимся!
    Слава Завьялов

    Предзамечание: читая это, полезно смотреть на карту Новгородской области.

    Как говорится, шило в заднице не утаишь. А если летом так почти никуда и не сходил, так тем более. Давно смотрел я на карту Новгородской области, где недалеко от Старой Руссы течет река Полисть, часто пересекаемая голубыми засечками и думал, что за фигня. Падение - метр на километр и не Карелия, все-таки, так что наверняка какие-то хилые перекатики. Но неделю назад сходил на нее мой однокурсник Макс Брусникин и рассказывает, что карельская двойка, сливы метровые итд. Особенно хвалил последний порог.

    Ну что-же, с Богом. Звоню наиболее легким на подъем друзьям, собираемся и садимся в 20.00 2 октября в поезд N70 Москва-Псков. Рассчитываем прийти за час и занять верхние полки, но пришли за 20 минут, да и билеты продали нам с местами. Увы. Забираемся впятером в одно купе с двумя тетушками, общаемся с ними, слушаем советы, как рюкзаки укладывать. Часов в 10 они спать отправляются, а мы устраиваем настил из рюкзаков и спим на нем и на полках поперек купе. Леша Савватеев - на третьей полке. В полчетвертого просыпаемся. Из-за духоты спали плохо, но часа 4 проспали. Перед Руссой начинаем таскать вещи в тамбур. У нас 5 рюкзаков и 2 упаковки Тайменя-2. И 3 Ласточки-11 в рюкзаках. Кстати, пора представиться: мы - это Леша Савватеев, Леша Захаров, Саша Тонис, Таня Ситкова и Дима Шварц, он же я. Два Алексея Владимировича, два человека, родившихся в один день - мы с Таней. Все мужики с опытом троек-четверок, Таня на воде в первый раз. Проводница объясняет, что надо закрывать дверь вагона, чтобы тепло не ушло. В вагоне около +30, душно. Когда рассказываю это Леше С., Раздается взрыв нецензурного негодования, будящий бабушек на верхних полках. Зря мы так.

    Выходим в Руссе. Дубняк, откровенный минус. Но на вокзале тепло. Ищем кипяток и автостанцию. Кипятка нигде нет, есть язык, говорящий, что автобус был, но его отменили, по Полисти он ходил - в половодье только успевай уворачиваться. Зато показывает автостанцию - на привокзальной площади, один из ларьков, открывается в 5. Другой уже работает, покупаем там шоколадки и едим. В 5.07 иду за билетами. Не успеваю разобраться в схеме, спрашиваю у местных. Они советуют брать билеты в автобус до Новой деревни в 5.20. Но не нахожу на схеме места сего. Спрашиваю в кассе. Продают билеты в автобус на Корабинец. В 5.55. Вот это туда. Зачем-то беру 4 билета. За 5 минут до посадки вспоминаю об этом и Леша С. покупает еще один. Залезаем в автобус. Кроме нас никого. Народ садится спать, я иду общаться с водителем. Свет он не включает, на билеты смотреть не хочет. Зато рассказывает, что машин на этой дороге мало, а высаживаться, если мы хотим ехать до Сидорово (дорога на Корабинец идет вдоль реки километров 70, но мы хотим пройти только средний участок, где сосредоточено основное падение, и закончить чуть за Бракловицами, где по словам Макса, самый классный порог), надо метров через 200 после кладбища перед деревней. Что мы и делаем. Там съезд с дороги, по колеям 300 метров до относительно удобного спуска к реке. В смысле спуск без деревьев, 40м, уклон градусов 30. Грязь на дороге обычно, наверное, непролазная, но у нас приморозило и шансов замочить ноги меньше. К тому же, мы трудностей не боимся. Позавтракали, собрались. 9 с мелочью (автобус пришел в 7.20). Впереди шумит порог. Да и сзади плывет пена, так что, если бы не хотели пройти за день, прямой смысл идти за 2-3 и начинать от... (см. "О непройденных мной частях реки.")

    Речка шириной метров 20, течет ощутимо, вода цвета чая. По берегам овраг, поросший березой-осиной-ольхой. Объясняю Тане, как садиться в Ласточку. Саксесс. Уходим тремя Ласточками вперед, оставляя Таймень дособираться и обещая подождать, если будет что-то достойное. Впрочем, по словам упоминавшегося выше Макса, не должно быть. Действительно, так и есть. Из первых порожков только один содержит нетривиальный момент - двухметровые ворота. Основной интерес - наличие многочисленных боковых проток, почти все из которых проходимы на Ласточке. Мы с Сашей постоянно искали в них приключений, но нашел только я. Ниже. Через полчаса нас догнал Таймень и мы подошли к первому нетривиальному месту: две протоки, в левой, куда пошел я, порог с бревном в начале и двумя сливами сантиметров по 40. Требуется крутая лавировка и осмотр. Я не посмотрел и второй слив прошел, прыгнув с камня. В правой протоке на входе 3-метровая глинистая стенка (ориентир), далее слив и бревно через всю реку. Есть мелкий проход справа, который ангажировал нам Макс и где сел его Катран, но лучше пройти под деревом между сучьями, торчащими в воду. Что и сделала остальная группа. Вскоре за порогом на правом берегу отвесный обрыв из красной глины высотой 20м. Почти сразу за ним пороги кончаются и идет плес километра 4. Можно любоваться покрытыми инеем травяными склонами, сугробами замерзшей пены и рябиной. Хочется набрать и поесть, но спешим. Таня уже полностью освоилась и продемонстрировала нетривиальный уход от камня с помощью движений корпусом. Снова начались пороги. Делятся на два типа: шиверки с валами до 40см, немалым количеством камней и невысокой скоростью течения и локальные отлогие сливы высотой от 0.3 (в начале) до 1м (в конце). В сливах нет бочек, но есть не читающиеся с воды, (правда, довольно глубокие) камни, так что для чистого прохождения их стоит осматривать. Около часа дня очередное раздвоение. Таймень почему-то пошел слева и въехал на каменный пьедестал, откуда его и стащил экипаж. Пройти это место нельзя даже на Ласточке. Справа - 15-метровый порог с падением около метра и глубокими подводными камнями. Ласточки прошли там. Как сказал сам пострадавший Леша З. - типичная ловушка для дураков. Но не издевайся над нами, Читатель, может быть, этот порог прошумит и по Тебе. Идем дальше. Таймень течет. Решаем встать пообедать, благо уже пора. Таня зачем-то попыталась выйти из Ласточки с внешней стороны и поплыла, глубоко там оказалось. Поймали, вынули. Едим гречку из термоса. Кстати, всем рекомендую, мне идея варить обед в термосе в течение ходового времени очень понравилась. Изучаем Таймень. Одна часть протектора отлетела и открылась дыра в 5см. Другой кусок отошел наполовину. Я его отодрал, лень было отрезать, и поплатился: под ним дыра еще больше. Хрен с ней. Затыкаем обе ковриком и идем дальше. Кажется, на последний автобус не успеваем (он в Бракловицах в 19 с мелочью), но стараемся. Река все также щедра на пороги и протоки, только сливы повыше. В районе Трухново шивера километра на полтора с кучей проток. Кайф дикий. После порога около Взглядов (слив 0.8м), плес до Бракловиц. Через 300м за автомостом - последний порог. Осмотр слева. Опять две протоки. правую мы так и не посмотрели, в левой 20-метровый порог с падением 2-2.5м. Правый поворот, отлогий слив с крутым метровым валом и второй слив с зачатками бочки внизу и валами за ним. Камни только по бокам. Таймень положить может без проблем, даже при хорошем заходе, развернув в валу и закончив начатое во втором сливе. Но мы не допустили киля не только Тайменя, но и Ласточек. Наверное, летом это один из самых (если не самый) мощный порог в средней полосе.

    Времени, однако, 6.50. Пока не все замерзло, разгидриваемся, собираемся и идем на дорогу в надежде на автостоп. Кроме того, к Таллиннскому поезду отправлением 2.48 мы и так дойдем. До Руссы 22км. Через 10км стопится легковушка, отвезшая на вокзал Сашу с Таней, я с Лешами иду дальше. Еще через 6км застопили волгу, но таксисты оказались, что, по нашему торможению, выяснилось уже на вокзале. После перебранки с угрозами сторговались на 50р. Но мало того! Таллинский поезд - заграничный, посему билет до Москвы даже в общий вагон стоил 91.3р! Да и вагон сидячий. Ну да ничего, поднимает настроение сознание, что ай да мы! 50км по реке и 16 пешком с грузом в среднем 40кг на мужика. Спим, завтракаем, перетасовываем вещи, общаемся с эстонским продавцом пива (дорого у него), приезжаем в Москву около часа дня. Все.

    Общие впечатления.

    Забавная речка. Достаточно интересные (для Тайменя) пороги, красивые берега, шикарные камни в русле (некоторые размером с грузовик, почти как в Карелии), видны многочисленные следы работы бобров, деревни к реке почти не подходят (овраг глубокий). Макс говорил, что при нем рыбаки много ловили прямо на глазах. Не знаю, не видел. По сложности река сравнима со слабыми двойками, например, с Ондой, где я был летом. Мста мне показалась попроще.

    Недостатки: нет хвойных деревьев (только в конце я увидел 2-3 елки, хотя смотрел специально), достаточно населено (в 0.3-2км от реки дорога с деревнями), 10-15 подвесных мостков и тросов через всю реку. Регулярно к реке спускаются перпендикулярные ей ограды (границы деревень, что-ли).

    Касаемо заброски-выброски.

    Через Руссу ходят 2 поезда (Москва-Псков (4.22/22.30) и Москва-Таллинн (0.**/2.48)), еще то ли по четным то ли по нечетным ходит сцепка от поезда Москва-Боровичи(около 10/17.**). Псковской поезд идет 8.5 часов, Таллинский 10, Боровичский - порядка 15. В Псковском общага стоит 58р, остальное соответственно, Таллиннский - в 1.5 раза дороже. По дороге Старая Русса - Корабинец ходит 2 автобуса в день до Корабинца, два до Белебелки и, может, что-то еще. Первый из Руссы в 5.55 (или 5.20, я так и не понял, где эта Новая деревня), последний в Руссу проходит в Бракловицах в 19 с мелочью. Билет до Сидорово стоит 10.20, от Бракловиц - около 5, но выше я рассказал, как там с контролем.

    Заказ автобуса в Старой Руссе.

    Информация получена от группы туристов под руководством Безбородова Владимира и Овчинникова Михаила.

    Автопарк: Плеханова д. 22

    Как добраться: от авто- и Ж/Д вокзала по дороге проходишь под эстакаду и поворачиваешь через пути налево. По этой дороге до светофора (не работал) и направо на улицу Клары Цеткин. По ней мимо рынка (его местные называли старый рынок) за ним поворачиваешь направо и налево, т.е. выходишь на параллельную улицу, которая идет правее и называется Улица Красных партизанов. По ней прямо до правого поворота на улицу Плеханова (он примерно 3-й или 5-й), а эта улица упирается непосредственно во въезд в автобусный парк.

    Дверь справа от входа ведет к заму ген.дира Емельянову (Николай Михайлович вроде, лучше уточнить) и он дает добро. Далее через кассу проводят наличность и договариваешься о месте и времени встречи (мы с 4.55 утра ждали еще 3 человек (они должны были быть к 10 утра) и заказали автобус на 11 возле автовокзала, куда он и подъехал).

    Стоимость рассчитывается из стоимости билета туда-обратно. До Карабинца билет стоил 46.80, после умножения на 2 (туда-обратно) и на число участников, получилось 1685р на 18 человек.

    Т.к. маршрут мы не прошли до конца, то недалеко от Лисьих Горок я застопил машину до Старой Руссы и пока остальные собирались, я уже приехал на автобусе. Надо заметить, что в этот раз я оформил их служебный автобус, т.к. генерального не было да и парк уже был закрыт - там туристам идут на встречу :) Стоил он в этот раз 820р.

    Телефоны автовопарка: 2-25-05 (Людмила Михайловна, она нас оформляла), 2-29-10 (зам ген.дира). Позвонить можно на вокзале у милиционеров или, купив за 6.50 карточку, с таксофона рядом со зданием Ж/Д вокзала.

    Если автопарк не работает, можно договориться с частным автобусом: Алексей, телефон 3-26-05. Есть автобус на приборостроительном заводе, но там договориться не удалось.

    Рекомендации.

    Река проходима при не экстремально низком уровне воды, наиболее интересно, кажется, в низкий паводок или высокую летнюю воду (в пик паводка, говорят, все пороги, кроме последнего вырождаются в валы), для получения наибольшего кайфа стоит идти на Тайменях-Салютах (для них есть, где вертеться, а Макс видел и остатки Салюта) или на каяках и кататься в боковых протоках (забавны они). Касаемо экипировки: каска не нужна, спасжилет обязателен, страховочная снаряга бессмысленна, поскольку мало-мальски сложные пороги очень короткие и проносные.

    После хорошей скорости течения в начале плесы между последними порогами проходятся большей частью народа тяжело и медленно.

    О непройденных мной частях реки.

    Нижеследующая информация почерпнута из независимых источников и поэтому скорее всего верна.

    Верхняя точка, в которую можно заброситься автобусом из Старой Руссы - деревня Корабинец (или Переезд, если дорогу до Корабинца развезло). На участке до Белебелки (20-25км) никаких препятствий нет. В Белебелке в 1-2км ниже моста плотина. Идея идти ее кажется мне сомнительной. Судя по фотографиям, бочка внизу на порядок сложнее всего, что есть на реке, плюс сюрпризы от цивилизации...

    Беляев Дмитрий Владимирович (dvbelyaev@mail.com)

    Плотина представляет собой регулируемый водосброс. В левой ее части есть узкий нерегулируемый скат с наклоном градусов в 30 и шириной метра два. У нас был желающий прыгнуть туда на каяке, но его отговорили. В правой части - вертикальные створы шириной метров 8 с щелью под ними (когда мы шли, щель была целиком под водой). Обнос лучше делать по правому берегу.

    Сразу после нее - неприятный техногенный порожек и снова плес в окружении деревень. Поэтому наиболее разумно высаживаться из автобуса немного раньше Белебелки - в одном двух мест между деревнями Горижа и Выкрасово, где дорога вплотную подходит к реке. Так и населенки на стапеле не будет и пороги все поймаете. Водители хорошо знают местность и скорее всего высадят там, где надо.

    Собственно пороги начинаются ниже Выкрасово, но выше Сидорово (один - чуть ниже Сушицы), поэтому, возможно, оптимальное место выброски из автобуса у подхода дороги к реке чуть выше Сидорово.

    Выбрасываться оптимально в Бракловицах, поскольку дальше ни леса ни порогов не будет.

    Длина рекомендуемого участка (чуть выше Сидорово - Бракловицы) 45км, падение 47м, максимальный уклон - до 2м/км - в районе Шелудково. Пройти его за день удастся, скорее всего, только опытному одиночному экипажу, поскольку в 6 сплав придется прекратить с целью успеть на автобус. А на два дня - самое то.

    И напоследок...

    Да, написалось не то, что считаю правильным, но ничего, почти вся запомненная мной информация есть, да и не хочется ничего менять. А если захотите повторить и будете идти помедленнее да поаккуратнее, составьте, пожалуйста, лоцию. Речка того стоит.

    Прочитав постфактум книгу Рыжавского "По рекам и озерам балтийскго склона", выяснил, что на реке довольно много именных порогов. Опознать удалось Шелудковские - самая длинная шивера и Бородинский - последний порог. А еще есть Долгий, Лось, Труба... Лоцию бы. 

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шварц Дмитрий Александрович (shvarts@mccme.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 15k. Статистика.
  • Водный:Валдай
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка