|
Дмитрий Шварц, (499)6174902, shvarts@mccme.ru
05.2008, по мотивам похода 12-15.04.2008.
С удовольствием отвечу на вопросы.
Комментарии и дополнения -
Ольга Андрюхина, Сергей Пахтусов.
Фото - Ольга Андрюхина.
"Родной" для этого текста является страница Славы Завьялова http://slazav.mccme.ru. Именно там находится последняя по свежести версия и, если они есть, приложения (карты, схемы, фотографии).
Карта (jpeg, ~650kb). Склеена из генштабовской километровки, разрешение 150dpi. По ней же вычислены все указанные в тексте расстояния и площади водосбора. Для ориентирования ее вполне достаточно - на более свежих картах и на местности почти ничего нового не появилось.
Идея похода. Хотелось большой (чтобы влез катамаран) и не слишком жесткой речки на Валдае. На Поломети и Явони мы были. Осталась Щибериха. А уж когда выяснилось, что на берегах реки остались следы исторических событий...
А раз уж мы идем на Щибериху, грех мне не остаться еще на пару дней и не побывать на интересных, но труднодоступных из Москвы Каменке и Стабенке. А дальше - уж на что останется время. Первым номером в списке стояла Кунянка - хотелось сравнить Каменку и Стабенку с одной из самых сложных из известных рек Валдая. Забегая вперед, из-за разного уровня воды сравнить не удалось.
Участники и суда. Кат-2 и 4 каяка (КНК и 3 надувных) на Щиберихе, надувной каяк на остальных речках. Средний опыт команды большой, но два каякера и одна катамаранщица были в первый раз на столь быстрой воде. Темп движения на Щиберихе средний - хорошо подготовленная каячная группа может пройти речку в 1.5 раза быстрее, на Стабенке и Каменке - быстрый.
Участок | км | на чем | сброшено, м |
11-12 апреля | |||
Москва - ст. Осташков | 442 | поезд | |
12 апреля | |||
Осташков - мост перед Рвеницами | 61 | машина | |
- Щибериха ниже устья Циновли | 4.3 | пешком | |
- Игнач-крест (радиально) | 0.6 | пешком | |
- Щибериха перед впадением Деренки | 18.0 | сплав | 79 |
13 апреля | |||
- мост в д. Молвотицы | 14.4 | сплав | 19 |
- Стабенка у Сысоево | 10.2 | пешком | |
- Стабенка в районе уреза 100м | 7.5 | сплав | 40 |
14 апреля | |||
- ЛЭП перед пос. Первомайский | 5.5 | сплав | 26 |
- р. Каменка у устья Ольшанки | 6.0 | пешком | |
9 | стоп | ||
- мост у пос. Первомайский | 22.2 | сплав | 125 |
- г. Демянск | 4.0 | пешком | |
28 | стоп | ||
15 апреля | |||
- ЛЭП между Мстижей и Вотолино | 22 | автобус | >|
- Кунянка у впадения ручья | 2.2 | пешком | |
- 300м ниже устья Мстижи | 2.7 | сплав | 30 |
- д. Щеглово | 3.2 | пешком | |
- Москва | 429 | стоп |
Итого:
Сплав - 70.1км, сброшено 319м.
Пешком - 30.5км.
Итого активно - 100.6км.
Стопом - 466км.
11.04. Поезд 604 Москва - Осташков отправляется в 20.00 с Ленинградского вокзала. На месте по расписанию в 7.20, у нас он опоздал на 15 минут. Поезд идет через Селижарово и Пено и подъезжает к Осташкову с запада, что было для меня неожиданностью.
ГаЗель от Осташкова до Рвениц мы заказали из Москвы. Телефоны см. в приложении. Сначала была названа цена 850р, затем она поднялась до 1100. До Свапуще (недоезжая 10км до Рвениц) два раза в день ходит автобус, но его расписание плохо согласовано с с поездом.
12.04. По причинам, вероятно, конкурентного свойства, ГаЗель не могла подъехать к вокзалу. Мы встретились в 300м по дороге в город у магазина Змей-Горыныч (перейти вокзальную площадь, затем по основной дороге, на первом повороте налево, магазин уже виден).
Дорога до Свапуще (52км) - асфальт, очень разбитый в Осташкове, но чем дальше от города, тем лучше. Скорость растет от 40 до 100 км в час.
От Свапуще до Рвениц - хорошая грунтовка. Водитель едет очень медленно, хотя IMHO, раздолбанный асфальт столь же вреден для машины. До моста через Чаенку перед Рвеницами - 8км, в 50м перед ним влево уходит дорога на Игнашовку.
Традиционное место начала сплава по Щиберихе - устье Чаенки. Можно пройти вдоль притока, можно доехать до середины Рвениц и пройти по азимуту по полю. В высокую воду можно и сплыть по Чаенке - у нас река выглядела вполне достойно и интересно, но завалов может быть много. В любом случае, до Щиберихи 1-1.5км.
Мы же решили посетить восстановленный в 2004г. Игнач-крест. Во время оно крест стоял на стрелке Щиберихи и Циновли и указывал поднимающимся вверх по Щиберихе, что надо повернуть направо (дело в том, что не смотря на название, на стрелке Щибериха меньше Циновли). Здесь (хотя, может быть, и у другого Игнач-креста - это неизвестно) остановилась и не пошла на Новгород армия Батыя. Подробнее можно прочитать в [IK]. Рекомендуются также [IK1] и [IK2].
Дорога на Игнашевку вполне проходима для УАЗа. Есть лужи и участки нерастаявшего льда, но можно пройти не замочив ног. Через 3.5км своротка налево. Грунтовка легко читается, на повороте стоит указатель на Игнач-крест (стоит в прямом смысле - прислонен к елке).
Через 800м дорога выходит к р. Щибериха. Столики, кострище, отличное место для стапеля. Обозначенный на карте брод не заметили. Игнач-крест в 300м выше по течению, к нему вдоль Щиберихи идет тропа. Бросили рюкзаки и сходили посмотреть.
Крест стоит на другом берегу Щиберихи, через которую переброшен высокий мостик. Рядом с крестом - памятная доска.
ИГНАЧ-КРЕСТ
СИМВОЛ НЕПОКОРЕННОГО РУССКОГО ДУХА
И поиде (хан Батый) к Великому Новуграду и за 100 верст недоходя возвратился. Нападе на него страх инии глаголют, яко Михаила Архангела виде с оружием путь ему возбраняюще.
- Дальше этого места не продвинулось нашествие Золотой Орды.
- Здесь русские войны били литовцев и шведов.
- Здесь проходил рубеж обороны Родины в годы Великой Отечественной войны.
Крест освятил наместник монастыря Нило-Слободенской пустыни
АРХИМНДРИТ ВАССИАН
Восстановлен в 2004 г.
Щибериха у стрелки в 3-4 раза меньше Циновли. С моста видно как минимум 2 завала, так что сплавляться выше (например, от оз. Щибериха) смысла не имеет. А вот по Циновле - можно и, вероятно, довольно интересно. Удобная точка начала сплава - д. Лаптево.
Весь путь от моста через Чаенку до стапеля, занял 1:07. В конце стапеля пришли егеря. Рассказали подробности про Игнач-крест, убедились, что мы не мусорим.
После впадения Циновли Щибериха - мощная река шириной 15-20м. Течение быстрое, но из-за ширины реки от веток уходить легко. Завалов почти нет - чтобы перегородить реку, в нее должно упасть что-то очень большое. У нас полобноса - каяки пролезли слева под бревном, катамаран перетащился справа. Воды много, пик паводка этого года был 1-2 дня назад, но, судя по следам, в предыдущие годы бывало на метр выше.
1:00. Слева впадает Чаенка. Вода в ней более темная и прозрачная, а устье подтоплено Щиберихой.
1:22. Начинаются шиверы. Пока они короткие и разделены плесами. Надводных камней нет, а вот уловов, наоборот, много.
2:00. Высокий мост дороги Кирилково - Мамоновщина. Никаких следов старого моста не заметили.
Шиверы понемногу усложняются. Уловов становится меньше. Завалов нет, заломов почти нет, но требуется постоянное внимание и поиск следующего улова.
2:09. Останавливаемся на перекус. При старте на выходе из улова лег один из каяков. Без последствий.
Шиверы еще немного усложняются, а высота валов доходит до 0.7м. Кульминация - около 2:40-2:50 - примерно километр, на котором нет хороших уловов и заниматься спасработами очень не хочется.
3:07. Шивера упрощается, появляются не только улова, но и плесики между ступенями.
3:17. Шивера заканчивается.
3:29. Справа впадает Угешня.
3:39. Многолетний завал. Нам все же удалось пролезть.
3:45. Стоянка на ЛБ. Вообще, со стоянками на Щиберихе не очень хорошо - хвойный лес редко подходит к воде и вероятно, придется довольствоваться лиственными дровами. Но нам повезло. Ориентиры - резкий ПП, песчаная отмель (точнее, отмель была утром, вечером была мель) на ЛБ. Площадка немного завалена хворостом, зато дров очень много. За ночь вода упала сантиметров на 10.
13.04. 3:57. Еще один завал, на этот раз пришлось обнестись.
4:13. Слева впадает Деренка. Сразу за ней простая шивера с заломом на входе, затем еще 2-3 минуты шиверо-перекаты.
Вход в шиверу с заломами с обоих берегов характерен для Щиберихи. Что логично - на надводные камни по краям основной струи приносит всякий мусор.
Дальше продолжается быстроток. Встретилось 3-4 бревна, почти перегораживающих реку, под которыми можно пролезть. Течение быстрое. Результат неумеренных экспериментов - 3 киля каякеров. Места безопасные, последствий никаких, но эти заломы оказались для нас сложнее шиверы.
5:08. Мост в дер. Горки. Непосредственно перед ним справа впадает Котовка. Виды на обрывы ПБ и стоящую на них деревню очень красивы. На косогорах растет сосновый лес. Простенькие шиверки начинаются еще перед мостом, но влететь во второй каскад шивер можно не бояться - от моста до шиверы еще 2 минуты быстротока.
Первая шивера действительно самая мощная на маршруте. Но на этом препятствия Щиберихи практически и заканчиваются. За ней в течение 8 минут тянутся простые шиверки, затем кончаются и они (5:18). Сельня впадает уже на плесе.
6:29. Железный мост через реку. Почти затоплен. Еще 20см и можно было бы пройти, а так - только на полиэтилене.
6:48. Реку пересекает ЛЭП. Справа видна деревня.
7:01. Мост дороги на Мамоновщину (в описаниях он, вероятно, называется старым мостом дороги Демянск-Марево). На ЛБ перед мостом большая ровная площадка. Немного мокро и дует ветер, но, в общем, место неплохое. В 100м от реки уремные заросли, есть дрова.
Автобусная остановка в Молвотицах в 300м от моста на С. В 18:15 из Марево отправляется автобус в Демянск. В Молвотицах он, вероятно, минут через 20, а еще через 40 приезжает в Демянск.
Наша группа оказалась на трассе примерно в 14:00, но уехать до автобуса не смогла. Cо стопом в районе не очень хорошо, хотя я в одиночку передвигался без проблем.
Автобус на Лычково уходит в 21:00 и идет около часа (42км). Из Лычково в 23:15 отправляется поезд 10 Псков-Москва. Он в полтора раза дороже нефирменного (298), но ходит ежедневно и приходит в Москву в разумное время (6:05). Плацкартных билетов на него в воскресенье вечером как правило нет, поэтому рекомендуется купить их заранее.
Альтернатива - успеть в Лычково (Любницу или Валдай) на поезд Дно - Бологое (в Лычково в 20:11, в Валдае около 21:00) и ловить в Бологом билеты на ночные поезда. Такой путь обойдется несколько дешевле, но использует стоп и не дает нормально выспаться.
Я же иду по дороге на Ю. Неплохой, но довольно разбитый асфальт. Думаю, пойти сначала на Каменку или на Стабенку. Собираюсь решить на повороте на Первомайский, но его не нахожу (или глюк или это грунтовка или поворота просто нет). Значит, сначала Стабенка. Машин нет. Дорога на Сысоево отходит в конце д. Горное [5.1км]. Это мощная грунтовка. Я свернул в поля раньше времени и подсек ее по полевым дорогам.
До Сысоево 3км. Прохожу Деревню насквозь, целясь в западный конец (600м). Впечатляет висящий посреди деревни новенький телефон, работающий от карт, кажется, Новгород-телеком. Такие телефоны стоят, видимо, почти во всех деревнях, вероятно, даже там, где нет сотовой связи.
Деревня жилая и погибать не собирается. Например, через болотце в конце Сысоево перекинут свежий мостик.
От последнего дома на ЗЮЗ в лес уходит старая колея, выходит на поле с холмом и теряется. Под холмом нахожу поеденный лосями осинник, а чуть дальше - медвежью когтеточку.
Иду по азимуту на З, чуть уклоняясь на Ю. Лес средней загаженности, скорость получается 3-3.5км в час.
Спуск к Стабенке довольно крутой (35-40 градусов), предпочел спуститься по распадку ручья. Место для стапеля пришлось чуть-чуть поискать. Нашел в 30м ниже впадения ручья в пойме реки. От Сысоево 1.5км по прямой.
Воды в Стабенке (по сравнению с Щиберихой) довольно мало. Следы паводка на 30см выше нынешнего уровня, но для маленькой и каменистой речки это довольно много. Поначалу все напоминает среднее течения приток Б. Сестры Каменки (- Ну и как здесь просочиться? - А вот как! (глядя назад) - И как же я тут пролез?), но несколько сложнее - течение сильнее и камней больше. Большая часть падения срабатывается на локальных порожках. Некоторые не видны с наплыва, приходится смотреть.
0:06. Река несколько успокаивается, но все равно плыть приятно.
0:40. Брод дороги (вероятно, обозначенной на карте Горное - Луч). Вполне наезженный. От старта до него было 3 обноса. Ниже обносов и особенно в ветках пролезаний значительно больше. Да еще и плес. После Щиберихи немного напрягает. Примерно в это время еловый лес по берегам сменяется полями и пойменной уремой.
0:55. Пешеходный мостик в 4 бревна. Обносной. За ним ЛЭП. По ней сплошной завал. Обносился 100м по ЛБ.
1:15. Начались шиверы. От брода было 7 обносов.
1:25. Простая шиверка с очень большими камнями в русле. Примерно здесь же к реке снова подходит ельник. Начинаются отличные стоянки, намекающие что на сегодня хватит. Жду завала, желая совместить обнос и ночевку.
1:30. Шиверы усложняются и становятся непрерывными. Начинается ключевой участок Стабенки.
1:50. Очень красивый порожек - слив через бревно с бочечкой, за ним на резком ЛП упавшая в реку живая ель оставляет узкий проход под выпуклым берегом. С наплыва прохода не видно, приходится смотреть.
1:58. Первый обнос с 1:15. На ЛБ отличная стоянка в елках. На сегодня все.
14.04. Шивера продолжается с той же силой. Но завалов стало больше.
2:42. Шивера упрощается до быстротока. От ночевки обносился 5 раз.
2:58. Остров. Обе протоки полностью завалены. Перетаскивался по острову. Река окончательно успокаивается и начинаются завалы в больших количествах.
3:09. Шиверка. За ней опять плес с завалами.
3:33. ЛЭП (обозначена на карте). Под ней, как и полагается, завал. Предполагая (см. уклон Стабенки), что плес уже стал приустьевым, решил закончить сплав.
Собираю лодку и поднимаюсь вдоль ЛЭП наверх. Здесь остатки каких-то строений и грунтовая дорога на СВ, через пару сотен метров приводящая на площадку неизвестного назначения, с будкой, трактором и разными покрашенными в красный и синий цвета столбиками. От нее уже выходит хорошая дорога, идущая более-менее на ВСВ, видимо, по окраинам пос. Первомайский и менее чем через 1км выводящая на своротку к поселку от трассы Демянск - Марево. До самой трассы еще 200м.
Иду пешком, подстопливая по дороге. Дойти не дали даже до моста через Каменку. Доехал до поворота на Афаносово. Стоит указатель.
Дорога на Афаносово - хорошая грунтовка. Два раза в день ходит автобус из Марево. Через 100м развилка (см. карту). Надо выбрать левую дорогу. Утренний проехал обратно через километр пути. Через 2.5км меня подобрала машина скорой помощи, волей судьбы едущая туда же, куда и я - до дальнего конца деревни Малое Демкино. Вообще же машин на дороге мало - за те полчаса, пока шел - пара встречных, автобус и догнавший скорую грузовик.
За озером, как и показано на карте, вправо уходит старая грунтовка. На поле, к моему удивлению, она проходима даже для легковушки, но дальше - на спуске к лесу - мокро и проехать может разве что лесовоз. Дорога немного петляет, но вскоре выходит к остаткам моста через Каменку. Всего стопом - 5.5+3.5=9км, пешком 2+2.5+1.5=6км.
Мост - несколько бревен, накиданных в реку не проходим ни для машин (большая часть настила смыта), ни для людей (очень скользко) ни для лодок "поперек" - бревна на уровне воды.
0:00. Старт. Каменка течет быстро и ровно. Встретились 3 завала, два из них образованы бревнами, смытыми с моста.
0:12. Начинается шиверистый участок. Завалов нет, все просто, но приятно.
0:49. Каменка выходит в поля и упрощается. Шивер нет, а вот пара обносных завалов нашлась.
0:58. Мост у д. Рудаково. Сюда (а также в д. Афаносово ниже по течению) можно подъехать на автобусе или автомашине. Выше и ниже Рудаково видны большие склады древесины на ПБ. Дороги подсохнут и их начнут вывозить.
Ниже д. Афаносово - в овраге реки свалка, до самой воды к счастью не доходящая. За Афаносово снова начинаются простые шиверы.
1:47. Началось! Сплошняком пошли мощные шиверы. Много подводных камней, встречаются и деревянные конструкции. Большинство из них проходимо, но нужно быть готовым и к обносам. Всего до моста в Первомайском обносился 5 раз.
3:10. Кажется, шиверы стали проще, появились участки простого быстротока, но, только захочешь записать, что все закончилось, начинается очередная мощная шивера.
4:28. Вот теперь Каменка упрощается и, вероятно, окончательно. Шиверы стали простыми и просторными.
4:40. Мост дороги на Первомайский. Судя по карте, уклон ниже моста меньше 2м/км. Заканчиваю сплав здесь. По размышлению, это было ошибкой - за мостом продолжается простая, но приятная шиверка, а плавать по Кунянке сегодня все равно уже поздно. Имело смысл плыть до Гусево или Быково. 7. Первомайский - Кунянка
Идет дождь и довольно холодно. Не разгидриваясь, иду в сторону Молвотиц и Демянска, подстопливая по дороге. В 2км от Молвотиц наконец повезло и Волга довозит меня до автостанции в Демянске. Станция находится на ЛБ Явони на пересечении дорог из Марево и Вотолино. Времени около 16.30 и делать мне в общем нечего - плавать сегодня я уже не буду, а на Кунянку удобно ехать утренним автобусом. Ночую в Демянске.
15.04. В 6.00 на автостанции. Автобус отправился в 6.25 - с 15-минутным опозданием, которое всю дорогу пытался компенсировать, разгоняясь до 110км/ч. Вышел у пересечения с ЛЭП между деревнями Мстижа и Вотолино с целью дойти до Кунянки в начале шиверы, поскольку верхний участок сильно завален.
Билет стоил 38р. Впрочем, водитель его не проверяет, так что подошел бы билет до любой остановки, а при достаточном нахальстве и любой кусок бумажки. О багаже речь вообще не идет.
Иду вдоль ЛЭП к Кунянке. Рекомендую отклониться вправо два раза - у дороги (под ЛЭП маленький карьер) и перед деревней Лашково (в низине у ЛЭП болотце). Первое я сделал, второе - нет.
Обойдя Лашково слева по тропкам, сворачиваю по полю на С и, сначала по полю над оврагом, а затем рядом с руслом обозначенного на карте ручья спускаюсь к реке. Места для стапеля немного, но есть, а напротив хорошая стоянка в еловом лесу. Выше по течению видны 50м хитрых деревянных конструкций, а впереди почти сразу начинается шивера. Поэтому место выбрано очень удачно. Всего шел 2.5км.
Минут через 5 шивера начинается по настоящему. Заодно выясняется, что в отличие даже от Щиберихи (где мы почти поймали пик паводка, но не очень высокого), в Кунянке в этом году воды очень много - пик паводка, причем на осмотрах я не видел следов паводка прошлых лет, хотя и смотрел специально.
Что сказать про шиверу. Мне вставило. В такую воду сплав, скажем так, забавен и требует очень аккуратного осмотра. В шивере ощутимые (не буду оценивать высоту) валы, небольшие бочки и, как ни странно на таком течении, много дров. До устья Мстижи 5 обносов.
Особенно порадовали.
- Веточка между валами. Не увидел при осмотре - глянул вперед - вижу цепочку валов. Успел перекинут через себя, но, если бы знал заранее, обнес. Чтобы увидеть веточку, надо подойти непосредственно к ней.
- Сучья внутри валов. От первого как-то отскочил, о второй лег. Второй не просматривался с берега (специально глянул потом). в результате последующего самосплава было разломано (вдребезги) кольцо и (как выяснилось в Москве), сильно разбита коленка.
- Слияние Кунянки и Мстижи. Очень хитрая структура, ниже валы заливали с головой и перекрывали обзор. Видимо, они были больше 1м.
Крутовато. По крайней мере для меня в режиме соло. Есть еще время переехать, например, на Чересицу, но я попробовал самого вкусного, что здесь есть. Значит, в Москву.
Вопреки карте, сразу по вылезанию из оврага, оказываюсь на поле. Идя на ВСВ по полям, выхожу на дорогу. В конце пришлось форсировать пару ручьев. Дорога - хорошая грунтовка, проходимая даже для легковушки. Выхожу на трассу. Автобусная остановка в другом конце деревни. От скамейки и крыши осталось немного, но от ветра защищает. Переодеваюсь, пью чай. Кроме обычных деревянных, в деревне несколько красивых кирпичных домов. Тот что напротив остановки - разрушен. На стене краской написано "Степанов". Всего пешком 3-4км.
Минут через 20 ожидания первая же проехавшая машина отвозит меня в Демянск. Прохожу город насквозь до поворота дороги на Любницу и Лычково на В. Поворот после крутого подъема - отличная позиция. Об этом знают и местные жители - меня ждала скамеечка и два конкурента. Впрочем, уехал я все-таки первым. Хотя и далеко не сразу - движение в Демянске по большей части местное, едущих далеко машин мало.
Меня довезли до поворота на Лычково, откуда я почти сразу же уехал на трассу Москва - СПБ. По пути впечатлила Лужонка - воды очень много, под мостом - приятная шивера.
На трассе я вскарабкался на ближайшую горку и почти сразу остановил ГАЗ-66 до Химок. Конечно, это долго, но разговоры о жизни с мурманским рыбаком и предпринимателем, перегонявшим машину клиенту, стоили того. "Икеевский" автобус до Речного вокзала, метро. Дома в 00.15. Всего стопом 479км.
Щибериха - отличная река для катамаранных тренировок. Она проще Поломети, но сложнее Явони. Вопреки мнению Юрина, при правильной организации поход на Щибереху легко укладывается в выходные. Если поставить себе такую цель, можно пройти еще и Явонь.
Начинать выше Рвениц со спортивной точки зрения незачем - добавляется час простого сплава. Но не зайти на Игнач-крест было бы обидно. Кстати, альтернативная версия гласит, что истинное место поворота Орды расположено где-то на Поломети.
В пик паводка представляет интерес участок Стабенки между Слатино и Сысоево - уклон там более 10м/км и притоки Кунянки Мстижа и Гариченка. Впрочем, Кунянка уникальна тем, что падает круче своих притоков. Не стоит верить [ZIM] - Мстижа от истока до устья падает на 35м, причем круто - только последние 20.
Каменка всячески рекомендуется для походов и катаний - довольно сложная и очень красивая речка, мало завалов, удобно заезжать и проходить несколько раз. Со Стабенкой, даже учитывая непройденный мной верхний каскад, сложнее - остался осадок от пары плесов с завалами.
Связь. В Осташкове ловит все, что угодно, в Рвеницах связи нет, в Молвотицах - только Мегафон. Во многих (а может, и во всех) деревнях поставили телефоны. Вероятно, можно узнать, какая карта оплаты к ним подходит.
Дороги в Новгородской области (включая даже Е95) плохие - асфальт чинят редко, а многочисленные лесовозы раздалбывают его на удивление быстро. Тем не менее, многие водители и по таким дорогам ездят со скоростью 100-120км в час.
Как ни банально это писать, сложность речек ОЧЕНЬ СУЩЕСТВЕННО зависит от уровня воды. Каменка и Кунянка сравнимы между собой по размерам и уклону и обе проходились мной в пик паводка. Вот только на Кунянке он оказался немного сильнее :-) А если опоздать на неделю-две - вы окажетесь на другой реке и будете общаться с мелкой каменистой шиверой, как я на Стабенке или, хуже того, как [TZ]. Весна в 99 году была поздняя и описываемый там уровень - это не межень, а именно низкий паводок.
[IK] Пшанский А. Обретение Игнач-креста. "Новгород", 26(680), 3 июля 2003 .
http://region.adm.nov.ru/pressa.nsf/e424b9eace97fdc6c3256cc300272b95/
da5fc6ed3a1cf900c3256d590020da63!OpenDocument.
[IK1] Чивилихин В. Память. Роман-эссе; книга вторая. Лениздат, 1983. http://biblioteka.org.ua/book.php?id=1120000450&p=30.
[IK2] Федорчук С.В. Лекции по истории Древней Руси: лекция 9 "Батыево нашествие и ордынское владычество". http://www.websib.ru/~gardarika/lec/lec9-2.html.
[TZ] Щибериха, Кунянка, Явонь, Полометь, Гремячая (осмотр). В. Завьялов, А. Тонис. 1999. http://slazav.mccme.ru/valdai99.htm. Шли на майские праздники, когда паводок уже практически закончился.
[YUR] Щибериха, Кунянка, Явонь. В. Юрин. 1996, 1999. http://www.lib.ru/TURIZM/sherebei.txt.
[ZIM] Щебериха, Явонь, Мстижна, Кунянка. М. Зимин. 2006. http://slazav.mccme.ru/vald06mz.htm. Иногда ссылка не работает, тогда пишите, перешлю текст.
О людях, плававших до меня по Стабенке и Каменке, мне ничего не известно. Знаю, что 2-3 года назад кто-то собирался, но собрался ли...
Доброе такси. Осташков. Через интернет не удалось выйти на их конкурентов,
но они скорее всего есть, иначе чем объяснить отказ подъехать к вокзалу?
http://taxi.ostashkov.net/.
Телефоны: 8-48235-(5-36-11, 5-01-01, 5-55-58).
MTC: 8-910-648-88-33.
БиЛайн: 8-903-806-61-91.
Демянск. Такси и грузоперевозки. 8-911-610-75-87, 8-921-026-90-09.
Расписания автобусов по Новгородской области. Выбраны имеющие отношение к Щиберихе, Каменке, Стабенке, Кунянке и отъезду. 1..7 означает пн..вс. В конце строчек мои комментарии.
Марево 290 МАРЕВО-НОВГОРОД 5.05еж, 12.30 (7) 117 МАРЕВО-АФОНОСОВО 9.00, 13.00 (1,3) 288 МАРЕВО-ДЕМЯНСК 9.10, 17.50 105 МАРЕВО-ВЕЛИЛЫ 10.30, 17.40 (1-5) 115 МАРЕВО-ЛЮБНО 13.30 (1.3), 14.15 (4) Сворачивает в Молвотицах. Демянск 289 ДЕМЯHСК-HОВГОРОД 4.55, 10.30 (через Любницу, Яжелбицы) 108 ДЕМЯHСК-HИКОЛЬСКОЕ 5.10, 15.00 (1.5) (полпути в Вадлай, вдоль Явони) 101 ДЕМЯHСК-ЛЫЧКОВО 5.20(5), 7.00(5), 15.00, 21.00 287 ДЕМЯHСК-ВАЛДАЙ 6.00, 13.30 (через Уклейно) 293 ДЕМЯHСК-БОРОВИЧИ 6.05 (1.6) (через Любницу, Вадлай) 102 ДЕМЯHСК-ВОТОЛИHО 6.10, 16.10 (Кунянка) 103 ДЕМЯHСК-ПОЛHОВО-ДУБРОВИ 6.30, 16.00 (вдоль Явони) 290 МАРЕВО-HОВГОРОД 6.45, 14.15 (через Любницу, Яжелбицы) 288 ДЕМЯHСК-МАРЕВО 7.05 114 ДЕМЯHСК-Ш .ГОРА 8.15, 15.00 (кр. 7) (низовья Кунянки) 290 HОВГОРОД-МАРЕВО 10.10, 21.30 951 ДЕМЯHСК-С .ПЕТЕРБУРГ 11.15 305 HОВГОРОД-ПОЛHОВО 12.40 (6.7) 116 ДЕМЯHСК-ГОСЛАВЛЬ 16.00 (1.2.5) 305 ПОЛHОВО-HОВГОРОД 18.10 (6.7) 101 ДЕМЯHСК-ЛЫЧКОВО 21.00Полные версии можно увидеть на http://region.adm.nov.ru/web.nsf/pages/auto_mar (Марево), переход к другим райцентрам по ссылке наверху страницы.
Схемы маршрутов автостанций Валдая, Демянска и Осташкова и несколько устаревшие расписания можно посмотреть в [TZ].
Поезда из Валдая (Лычково, Любницы) в сторону Москвы.
Лычково Любница Валдай 6570 Валдай - Бологое --- --- 09:50 6572 Валдай - Бологое --- --- 15:34 6660 Дно - Бологое * * 20:40 10 Псков - Москва 23:15 23:38 00:17 298 Псков - Москва 03:19 --- 04:34 нечетные
--- означает, что поезд не останавливается, *, что останавливается, но мне неизвестно, когда.
Щибериха Устье Циновли, Игнач-Крест -4.2 169 начало сплава -3.9 Устье Чаенки 0.0 160 2.2 Мост а/д из Мамонтовщины 4.8 6.5 140 3.1 8.7 120 9.1 12.1 100 5.9 Дер. Горки (брод) 20.0 21.4 80 2.2 1-й мост в Молвотицах 28.6 71 1.4 Стабенка Устье 0.0 71 90 Мост у Первомайского (?) 0.6 ЛЭП (окончание сплава) 1.7 3.4 80 2.6 4.6 90 8.3 5.4 100 12.5 6.9 110 6.7 ЛЭП 9.2 120 7.7 Брод 10.0 11.4 130 4.5 Начало сплава 13.0 140 6.3 15.1 160 9.5 15.9 170 12.5 Чуть выше д. Слатино 16.7 180 8.3 60 Каменка мост перед устьем Ольшинки 0.0 205 70 2.3 200 2.2 мост в Рудаково 4.2 5.6 190 3.0 7.7 180 4.9 9.1 170 7.1 10.0 160 11.1 11.3 150 7.7 11.8 140 20.0 13.0 130 8.3 13.6 120 16.7 120 ЛЭП 14.5 приток Невеж 15.0 15.6 110 5.0 17.9 100 4.3 20.5 90 3.8 21.9 80 7.1 мост у Первомайского 22.2 28.1 70 1.6 Дер. Сидорово (мост) 30.0 Устье 32.0 63 1.8 160 Кунянка Устье 0.0 65 280 3.0 70 1.7 Шульгина гора, ручей 5.9 80 3.4 10.0 90 2.4 Мост в Кузнецово 11.0 230 Устье Гариченки 13.3 мостик 13.9 100 2.6 18.4 120 4.4 19.7 140 15.4 устье Мстижи 20.3 20.5 160 25.0 22.3 180 11.1 начало сплава 22.7 25.6 190 3.0 мост в Вотолино 27.3 195 3.0 60
Уклоны 25м/км на Кунянке и 20.0 на Каменке скорее всего - погрешности карты. но 15м/км - суровая реальность.
Только по Щиберихе - дальше снимать было нечем, да и не хотелось. Все фотки - http://fotki.yandex.ru/users/kyelepe/album/34305/.
Слева направо. Дима, Дима, Сережа
Мост в Молвотицах. Антистапель
Слева направо - Оля, Маша, Сережа, Леша
Демянск
|
Это наша кнопка |