Швыркина Юлия Сергеевна: другие произведения.

Отчет: Водный поход на Кутсайоки и Тумчу

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Швыркина Юлия Сергеевна (yuliya_shvyrkina@mail.ru)
  • Обновлено: 10/10/2019. 111k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Карелия , 65 км , 3 к/с , К2
  • Дата похода 26/07/2019 {15 дн}
  • Маршрут: р.Кутсайоки - р.Тумча
  • Иллюстрации/приложения: 1 штук.
  •  Ваша оценка:


    Отчет

    о водном туристском походе III категории сложности с элементами IV по рекам Кутсайоки и Тумча с 26 июля по 9 августа

    Руководитель похода: Веселова В. О.

    Адрес: г. Москва, Профсоюзная ул. 88/20, 18

    Телефон: +7(915)234-50-06

    e-mail: ibvarvara@yandex.ru

       Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю ____________ категорией сложности.
       Отчет использовать в библиотеке ____________.
       Отчет составила Швыркина Ю. при поддержке Веселовой В., Мошарева Д., Пивоварова А.
      
      

    _______________________ ( )

       Подпись члена МКК, дата ФИО
      
      
      
      

    Москва, 2019

       Оглавление
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       1. Справочные сведения о походе
       1.1. Паспорт маршрута
       Вид туризма:
       Водный
       Район проведения:
       Мурманская область
       Категория сложности:
       3 с элементами 4
       Сроки проведения:
       26 июля - 9 августа 2019 года, 15 дней
       Число участников:
       8 человек
       Средства сплава:
       Катамараны 2-х местные - 2 шт., катамараны 4-х местные - 1 шт.
       Подробная нитка маршрута:
       г. Москва - г. Кандалакша - пос. Алакуртти Кутсайоки - р. Тумча - пор. Шляпа - пос. Зареченск - г. Кандалакша - г. Москва
       Протяженность активной части маршрута:
       Сплав ­­- 65 км.
       Уровень воды:
       Ниже среднего
      
       1.2. Определяющие препятствия маршрута
       Вид препятствия
       Название
       Категория
    трудности
       Порог
       Сомнительный
       4
       Порог
       Муравей
       3
       Порог
       БСТ
       3
       Водопад
       Оба-На
       6
       Водопад
       Маманя
       непроходим
       Порог
       Тесный
       3
       Порог
       Ступенька
       4-
       Порог
       Водопадный
       4+..5-
       Порог
       Карниз
       4
       Порог
       Шляпа
       4
      
       1.3. Список участников
       N
       ФИО участника
       Год рожд.
       Тур. опыт
       Распред. по судам
       Обязанности в походе
       1.
       Веселова Варвара Олеговна
       1996
       3ВР, 1ПУ
       Кат-2 N1, капитан
       Руководитель, завхоз, реммастер
       2.
       Пивоваров Александр Васильевич
       1996
       3ВУ, н/к ПУ
       Кат-2 N1, матрос
       Штурман, фотограф
       3.
       Мошарев Данил Александрович
       1999
       3ВУ, н/к ПУ
       Кат-4, капитан
       Заготовщик дров
       4.
       Швыркина Юлия Сергеевна
       1996
       3ВУ, н/к ПУ
       Кат-4, матрос
       Закупка билетов, медик
       5.
       Дмитриенко Артем Олегович
       1989
       3ВУ, н/к ПУ
       Кат-4, матрос
       Трансфер на месте
       6.
       Дмитриенко Наталия Владимировна
       1988
       3ВУ, н/к ПУ
       Кат-4, матрос
       Фотограф
       7.
       Медведев Михаил Геннадьевич
       1995
       3ВУ, н/к ПУ
       Кат-2 N2, капитан
       Финансист, Завснар
       8.
       Панова Мария Вячеславовна
       1994
       3ВУ, н/к ПУ
       Кат-2 N2, матрос
       Фотограф
      
       0x01 graphic
       Ф. 1. Общее фото группы
      
       2. Общегеографическая и туристская характеристика района похода
       2.1. Сведения о районе путешествия
       Маршрут проходит по юго-западной части Мурманской области. Климат Мурманской области своеобразен и отличается от климата других заполярных районов России. Несмотря на северное положение, климат довольно мягкий. Пожалуй, самая типичная его черта - резкие изменения и большая неустойчивость погоды, связанная с частой сменой воздушных масс. Климат области формируется в основном под влиянием теплого и влажного воздуха Атлантики, который вторгается с запада, и арктического воздуха, приходящего с севера. Воздух, поступающий из Северной Атлантики, зимой несет с собой погоду влажную и теплую, летом - влажную и прохладную. Арктический воздух - холодный, прозрачный и сухой - приносит похолодание, но летом довольно быстро прогревается.
       Первые признаки весны появляются задолго до схода снега. В начале весны все тепло, получаемое от солнца, расходуется на прогревание воздуха и снега, и только потом начинается бурное снеготаяние. Окончательно снег сходит лишь в мае. С конца мая солнце уже не скрывается за горизонт.
       Лето (период с температурой выше 10®С), как и весна, наступает в разных местах области в разные сроки, в зависимости от удаленности моря. Длится лето приблизительно два - два с половиной месяца, с середины июня до середины (конца) августа. От заморозков свободны только июль и август. Продолжительность дня очень велика, но солнце не поднимается высоко над горизонтом. Полуночное солнце на широте Мурманска поднимается только на 0,5®. Днем наибольшая высота солнца - около 44®. Температуры летом невысоки: +8® на Мурманском побережье, +13® во внутренних районах полуострова, но в отдельные дни могут подниматься до +30®С. Накануне прибытия группы в Кандалакшу, температура воздуха в течение пяти дней достигала +30 градусов. Тем не менее, это были первые теплые дни за весь год. С прибытием группы температура стала обычной для данной широты: от +9 до +15® в течение похода.
       Территория Мурманской области расположена в двух географических зонах - тайге и тундре, между которыми неширокой полосой тянется лесотундра.
       Лесная зона занимает чуть менее 80% площади полуострова. Леса здесь редкостойные, светлые, высота деревьев не превышает 10-12 м. Растут сосна, ель и береза. Ель сосредоточена, главным образом, на востоке и на севере, сосна - на западе и на юге. Ельники и сосняки в чистом виде встречаются редко, обычно имеется примесь березы.
      
       Сам маршрут пролегал по территории Государственного природного заказника регионального значения "Кутса". Он был основан в 1994 году и назван по имени реки, которая почти целиком расположена на его территории. Само слово "Кутса" русско-саамского происхождения и означает "щенок". Площадь заказника - 48 640 га. Заказник является комплексным, то есть охраняет и девственные леса, и редкие растения, и животных, и сплавные реки, и красивые пейзажи.
       Постоянные финские поселения на территории заказника появились после того, как в 1809 г. Финляндия была присоединена к России. Уникальные ландшафты и растительность "Кутсы" уже тогда вызывали интерес финских исследователей. И в 1938 г. Территория "Кутса" одной из первых в Финляндии получила статус государственного природного парка. Но после советско-финляндской войны 1939-40 годов "Кутса" и прилегающие к ней окрестности вошли в состав Советского Союза, и о парке забыли на многие годы.
       Вновь о нём стали говорить лишь в конце ХХ-го века. За создание природного парка выступили уже совместно как российские, так и финские экологи и общественность, переживающие за судьбу "Кутсы". В рамках проекта "Развитие природного туризма на территории государственного природного заказника "Кутса" начались обсуждения по вопросу изменения статуса заказника и создания на его основе природного парка, готовится необходимый пакет документов для основания природного парка "Кутса".
       Растительность заказника представлена главным образом смешанными лесами средней высоты, территория изрядно заболочена, много ягод - черника, голубика, брусника, морошка. Однако, голубика и морошка появляются только в конце июля - начале августа, черника чуть позже, брусника - во второй половине августа - начале сентября. Из-за холодного лета в этом году нам не удалось застать поспевание этих ягод. Грибов также было довольно мало, в основном сыроежки, да несколько подосиновиков. Достаточно много живности: гнуса, мошки, комаров. В первый день, из-за недавней жары были даже слепни. Есть зайцы (один прибегал на нашу стоянку вблизи порога Ступенька), олени, лоси, медведи (по словам пограничников, в этом году их было особенно много), Большое количество белок и леммингов. С ними нужно быть особенно осторожными. Если медведя встретить шансов мало, то вот грызуны активно прибегают на стоянки, атакуют палатки и пожирают еду туристов. На маршруте нет клещей и змей - слишком холодный климат не дает им здесь обжиться. В реке водится много рыбы - хариус, форель, щука, кумжа. Часто можно встретить ондатр, чаек, орлов-беркутов и филинов.
       По территории заказника протекают реки Кутсайоки (в переводе с финского - "зовущая река") и Тумча. Часто туристские маршруты захватывают реку Красненькая, которая славится сложными порогами. Начало сплавной части на этом участке - Чертов мост (сам мост пригоден для ходьбы, однако машины по нему не ездят), окончание - небольшое озеро за порогом "Горка". В него же впадает и река (опять-таки, в ряде отчетов фигурирует слово "ручей") Онтойоки. Однако есть вариант забрасываться от места, который у местных называется "Голубые озера". Около 3 часов спокойного участка по озерам Пюхалампи, Пюхяярви и Ниваярви, и дальше начинается Кутсайоки с порогами Сомнительный, Муравей и БСТ. Затем главное развлечение реки - водопады Малый Янискенгас (Оба-На) и Большой Янискенгас (Маманя). Далее увлекательный порог Тесный, несколько шивер, порог Ступенька и порог Водопадный. После нескольких несложных порогов Кутсайоки сливается с рекой Тунтсайоки и образует реку Тумча. Часто группы заходят на нижние пороги Тунтсайоки (Яма и Котел). На Тумче наибольший интерес представляют пороги Карниз и Шляпа. Далее река впадает в Иовское водохранилище, которое некоторые группы проходят своим ходом, но большинство предпочитает выбрасываться на катере.
      
       2.2. Варианты подъезда и отъезда.
       1) Заброска.
       Обычно группы, проходящие данный маршрут, добираются до г. Кандалакша поездом, который идет до Мурманска. Из Москвы в сезон идет большое количество поездов - N16, (отправление 0-41), N294 (отправление 4-36), N92 (отправление 19-50), N120 (отправление 21-42) и N 286 (отправление 23-11). Вследствие того, что нам нужно было поймать в Кандалакше еще одного члена группы, который ехал из Архангельска, был выбран поезд N92, так как он прибывал в Кандалакшу в удобное для этого время. Стоимость билетов - 3726 рублей.
       Найти водителя, который забросит из Кандалакши к Голубым озерам, несложно. Стоимость нашей заброски: 12000 руб. До поселка Алакуртти идет вполне качественная асфальтированная дорога, однако, за Алакуртти начинается грунтовая дорога, с большими лужами и ямами. Отправляясь на маршрут, следует помнить, что перед Алакуртти расположен пограничный пост и начинается пограничная зона. Нам не понадобилось оформлять пропуска, хватило только списка группы и паспортов членов группы.
       2) Выброска.
       От порога Шляпа можно пройти своим ходом по Иовскому водохранилищу. Если же у вас нет особого желания грести 2-3 дня по водохранилищу (а при наличии встречного ветра, который, правда, бывает здесь редко, может больше), либо не позволяет время, можно уехать на катере с порога Шляпа. Вместимость катера - 24 человека. Мы договорились на совместную выброску с группой туристов, которых встретили на стоянке у порога Карниз, что обошлось в 16000 на обе группы. От Зареченска до Кандалакши мы добирались на том же водителе, который забрасывал нас на маршрут, что стоило нам в 7000. Из Кандалакши в Москву идет 4 поезда: N15, (отправление 1-22), N91 (отправление 3-40), N285 (отправление 20-17), N293 (отправление 21-44). Билеты стоили 3376 рублей.
      
       2.3. Аварийные выбросы
       Аварийный сход с маршрута возможен в 1 часе сплава от порога Тесный в месте, где проходит брод, а на север уходит дорога в сторону нежилой деревни Вуоярви и поселка Алакуртти. На ПБ располагается здание бывшего магазина (в некоторых лоциях указывается, что этот магазин работает, однако он был закрыт в 2012 году).
      
       3. Организация похода
       3.1. Цели похода
       Основными целями похода являлись: активный отдых, знакомство с популярными реками Мурманской области, получение опыта и новых навыков. Этот маршрут был выбран из-за того, что данный регион является излюбленным местом отдыха большинства участников группы, а также из-за наличия на маршруте интересных порогов и водопадов.
       3.2. Варианты маршрута
       В качестве альтернативного варианта рассматривалась заброска у Чертова моста с дальнейшим прохождением реки Красненькая. Данный вариант был отклонен из-за недостаточной уверенности в собственных силах.
       3.3. Отклонения от первоначального плана
       Изначально планировалось после прохождения реки Кутсайоки пройти несколько нижних порогов реки Тунтсайоки (пороги Яма и Котел), однако из-за того, что все стоянки, начиная от стрелки рек Кутсайоки и Тунтсайоки до вышеназванных порогов, были заняты, группа была вынуждена продолжить путь по Тумче и искать стоянку дальше. В результате, вернуться обратно к реке Тунтсайоки уже было невозможно.
      
       4. Развернутый график движения
       День пути
       Дата
       Запланированный график
       Получившийся график
       Определяющие препятствия
       Протяженность (км)
       Метеоусловия
       1
       26.07
       Отправление из г. Москвы
       -
       -
       -
       -
       2
       27.07
       Прибытие в г. Кандалакша в 10:10, заброска, визит к пограничникам, стапель в 15:00 (Голубые озера), выход в 20:00
       Прибытие в г. Кандалакша в 10:10, заброска, визит к пограничникам, стапель (Голубые озера)
       -
       -
       Утро-день солнечно, до +25®, вечер похолодание, ветрено
       3
       28.07
       Прохождение озер Пюхалампи, Пюхяярви и Ниваярви, стоянка на стрелке с р. Красненькая.
       Прохождение озер Пюхалампи, Пюхяярви и Ниваярви, р. Кутсайоки, прохождение шивер, стоянка на пороге Сомнительный
       Небольшие шиверы на р. Кутсайоки
       14
       +15®, ветрено, облачно
       4
       29.07
       Днёвка на стрелке, катание на порогах р. Красненькая. Отработка спасработ.
       Дневка на пороге Сомнительный. Отработка спасработ, прохождение порога Сомнительный
       Сомнительный
       -
       +10-+15®, облачно, дождь.
       5
       30.07
       Прохождение порогов Сомнительный, Муравей, БСТ, обнос водопадов Оба-На и Маманя. Стоянка после Мамани на ЛБ или ПБ
       Прохождение порогов Муравей, БСТ, обнос водопадов Оба-На и Маманя. Стоянка после Мамани на ЛБ
       Муравей, БСТ, Оба-На, Маманя
       2
       +10-+13®, облачно
       6
       31.07
       Прохождение порога Тесный, шивер, поход в магазин, шивера Длинная, порог Ступенька
       Прохождение порога Тесный, шивер, шиверы Длинная.
       Тесный
       20
       +9-+15®, с утра облачно, к вечеру ясно
       7
       1.08
       Прохождение порога Струя, стоянка на пороге Водопадный
       Дневка, починка катамаранов
       -
       -
       +10®, дождь
       8
       2.08
       Прохождение порогов Водопадный, Лесенка, Три протоки, стоянка на стрелке с рекой Тунтсайоки
       Прохождение порога Ступенька, Струя, стоянка недалеко от порога Водопадный
       Ступенька, Струя
       17
       +10-+12®, облачно
       9
       3.08
       Дневка на стрелке, катание порогов Яма и Котел
       Прохождение порога Водопадный, Лесенка, Три Протоки, Ночной, стоянка на пороге Карниз
       Водопадный, Лесенка, Три протоки, Ночной
       11
       +9-+15®, переменная облачность
       10
       4.08
       Запасной день
       дневка
       -
       -
       +10-+12®, переменная облачность
       11
       5.08
       Запасной день
       дневка
       -
       -
       +9-+11®, дождь, ветрено
       12
       6.08
       Прохождение порогов Ночной, Карниз, Каньонный, Змея, Шляпа
       Прохождение порогов Карниз, Каньонный, Змея, Шляпа
       Карниз, Шляпа
       8
       +10-+12®, облачно
       13
       7.08
       Антистапель, выброска, прибытие в г. Кандалакша
       -
       -
       -
       +20®, солнечно
       14
       8.08
       Отправление из г. Кандалакша в 3:40
       -
       -
       -
       -
       15
       9.08
       Прибытие в г. Москву в 10:36
       -
       -
       -
       -
      
      
       5. Техническое описание маршрута
       26.07.19
      
       День 1
       Москва
       -
      
       -
      
       С полуночи группа начала собираться на Курском вокзале в г. Москва. К 3:00 7/8 группы была в сборе (1/8 в это время уже подъезжала к Кандалакше). В 4:36 поезд тронулся. Проблем с габаритами багажа не возникло, только почти каждый пассажир нашего вагона ударился об алюминиевые палки для рамы, лежащие на их пути в сортир.
      
       27.07.19
      
       День 2
       Кандалакша - Голубые озера
       -
      
       -
       Целью на день было добраться до Голубых озер и собрать судна.
       Прибыв на вокзал г. Кандалакша в 10:10, 7/8 группы воссоединилась с 1/8. Здесь нас уже ожидал водитель. В местном круглосуточном магазине мы закупились картошкой, морковкой и луком, погрузились в машину и в 10:40 отправились из Кандалакши.
       В 12:30 прибыли в Алакуртти к пограничникам. Пограничники попросили нас показать им паспорта и полный список группы. Затем рассказали руководителю группы правила поведения в лесу, и в 13:30 группа отправилась к Голубым озерам.
       В 15:30 группа прибыла на Голубые озера. Стапель. В этот день централизованный обед не был запланирован, так что нас ничто не отвлекало от сбора катамаранов. (фото 2)
       0x01 graphic
       Ф. 2 Сбор К-4
       19:30 - окончательно разобрались, что такое катамаран и как его собирать, собрали, начали готовить ужин. (фото 3)
       0x01 graphic
       Ф. 3 Готовим ужин
       20:00 - ужин. Распределили общак по рюкзакам, пообщались, поиграли музыку. Все, кроме экипажа К-2 Сюрприз, отправились спать. Вышеназванный экипаж решил, что их катамаран недостаточно совершенный, поэтому стали его собирать заново.
       0x01 graphic
    0x01 graphic
       Ф. 4 Неидеальный Сюрприз Ф. 5 Идеальная четверка
      
       28.07.19
      
       День 3
       Голубые озёра - пор. Сомнительный
       14 км
      
       4 ч 30 мин
      
       8:00 - подъем дежурных. Приготовили завтрак, собрали лагерь, распределили общак по судам.
       13:00 - начали движение. Вначале река была узкой и мелкой, затем стала расширяться и углубляться. За двумя поворотами после стоянки опасность - упавший в воду столб с проводами. В целом движение сложностей не вызывает, необходимо периодически сверяться с картой, так как притоки могут ввести в заблуждение. К-2 ушел в один такой приток, два других экипажа ходили пешком по скалам выкрикивать заблудший экипаж и наставлять на путь истинный. Встречаются шиверы.
       17:00 - подошли к стрелке с р. Красненькая. Пристали за пор. Горка. Посмотрели на обнос, решили, что катание обноса не стоит, пообедали, пошли дальше.
       Сразу за Красненькой небольшое озерцо, на выходе из которого - небольшая нетрудная шивера. Еще через пять минут хода - перекат. Через 10 минут - "Каменные ворота", сужение, правый поворот и знак "Прочие опасности". Здесь причалили.
       Стоянка высокая, очень небольшая, на одну маленькую группу. Еще выше на скале есть вторая стоянка. Она значительно больше, но очень далеко от воды.
       18:00 начали готовить ужин, в 18:30 поужинали. Отдохнули. До ночи бездельничали.
      
      
       29.07.19
      
       День 4
       Сомнительный
       -
      
       -
       Целью на день было научиться спасать друг друга из порога с помощью морковки, а также пройти порог Сомнительный.
       7:00 - дежурные решили, что правильное время - 12:00, поэтому разбудили группу, которая планировала встать в 8:00. Грустно позавтракали, замерзли и пошли "отдохнуть часок".
       12:00 - завершили утренний отдых, приготовили торт в честь дня рождения одного из членов группы, поели.
       К 13:00 переоделись, разожгли костер поближе к порогу, начали отработку спасработ. (фото 6). Удобнее всего это было делать после третьей ступени. Когда убедились в том, что все могут всех спасти, начали проходить порог.
       0x01 graphic
       Ф. 6 Отработка спасработ
       16:00-17:00 - прохождение порога Сомнительный.
       18:00 - обед, отдых. Решили, что надо начать готовить ужин.
       19:00 - ужин, чай, отдых.
       21:00 - группа начала разбредаться в палатки.
       Вид препятствия
       Категория трудности
       Длина препятствия
       Характеристика препятствия
       Путь прохождения
       Пор. Сомнительный
       IV
       100
       Ориентиры: скальное сужение, правый поворот реки, на дереве на ЛБ перед порогом дорожный знак "Прочие опасности".
       Обнос и просмотр: по левому берегу, чалиться около знака "Прочие опасности". Опасность заключается в том, что порог начинается сразу за левым поворотом.
       Стоянка: на левом берегу, высокая, тесная.
       Характеристика: в пороге сначала два слива через все русло примерно по 1,5 м, разделенных быстротоком длиной около 7 м. Первая ступень почище ближе к центру, вторая - справа. За ними быстроток, слева большое улово для организации страховки, русло делает небольшой зигзаг вправо, в котором располагается 3-я ступень - небольшой слив с валами, края забиты камнями. 
       Страховка: на первой ступени поставили человека с веслом, чтобы в случае чего оттолкнуть судно, между 2 и 3 ступенями, после 3 ступени стояли люди с морковками.
       Траектория: первую ступень слева, близко к берегу, чтобы не сесть на камень, вторую по центру, третью справа.
       К-2 Сюрприз удалось пройти по задуманной траектории первые две ступени. После второй ступени судно очень сильно понесло в улово, экипаж не стал упорствовать. (фото 7).
       0x01 graphic
       Ф. 7 Сюрприз в улове
       Отдохнув, прошли третью ступень, как было запланировано.
       К-4 на второй ступени обоих гребцов с правого борта выкинуло из стремян (но им удалось удержаться на судне) (фото 8), в улово судно не понесло, а сразу правым бортом слилось в третью ступень.
       0x01 graphic
       Ф. 8 К-4 после второй ступени
      
       К-2 прошел порог по той же траектории, что и Сюрприз. (Фото 9)
       0x01 graphic
       Ф. 9 К-2 на второй ступени.
      
       30.07.19
      
       День 5
       Пор. Сомнительный - пор. Муравей - пор. БСТ - вдп. Оба-на - вдп. Маманя
       2 км
      
       9 ч 30 мин
      
      
       Подъем - 8.00
       Выход - 12.00. Стартовали со стоянки над пор. Сомнительный, который прошли накануне. Цель была завершить за день обносы обоих водопадов.
       Постановка на стоянку - 21.30. Встали на стоянке на ЛБ за вдп. Маманя
       Вид препятствия
       Категория трудности
       Длина препятствия
       Характеристика препятствия
       Путь прохождения
       Пор. Муравей
       III
       100
       Ориентир: резкий поворот реки налево, лесистый островок у ПБ
       0x01 graphic
       Ф. 10 Вид с тропы осмотра, виден островок у ПБ
       Просмотр: по левому берегу
       Характеристика: порог довольно узкий, в скальных берегах. На входе по краям обливные камни, между ними слив 1,5 м. Затем, после участка с валами, второй слив в скальном сужении. Слева за порогом улово.
       Страховка: были выставлены люди с морковками после каждого из сливов
       Траектория: Движение по струе, маневры не требуются, обходить в русле нечего.
       К-2 Сюрприз: Зашли в первый слив несколько правее, чем следовало, налетели баллоном на камень (на фото 11) и развернулись вперед кормой. В этом положении прошли второй слив (на фото 12) - поскольку за ним порог кончается, а между первым и вторым сливом и в самом втором сливе нет камней, это не сыграло никакой роли.
       0x01 graphic
       Ф. 11
      
       0x01 graphic
       Ф. 12
       К-4: Благополучно прошли оба слива по центру.
       0x01 graphic
       Ф.13 К-4 заходит в первый слив
       0x01 graphic
       Ф. 14 К-4 проходит второй слив. Видна страховка после первого слива
       К-2: Повторили ошибку экипажа Сюрприза, но в отличие от них успели развернуться до входа во второй слив.
       0x01 graphic
       Ф. 15 К-2 пытается сняться с камней справа после первого слива
       Пор. БСТ
       III
       150
       Ориентир: гряда камней поперек русла реки. Ходовое время от пор. Муравей 10 мин
       Просмотр: по правому берегу
       Характеристика: S-образный заход в порог от левого берегя между двух гряд камней. Затем в высокую воду можно двигаться вдоль правого берега. В низкую воду проход возможен только вдоль левого берега. В конце порога слева камень-"убийца", под который затягивает течением. Короткая мелкая выходная шивера.
       Страховка: так как наиболее опасный участок находится в конце порога у противоположного берега, то страховка не выставлялась - докинуть морковку дотуда, а тем более, если все судно затягивает под камень, невозможно. При этом в основной части порога течение не особенно сильное, и встречаются мелкие участки.
       Траектория: На заходе по S-образной траектории по основной струе, затем уход под левый берег. После косого слива у плоского камня пересекаем русло реки поперек и уходим под правый берег, чтобы избежать встречи с опасной скалой.
       Всем судам удалось пройти порог по запланированной траектории.
       0x01 graphic
       Ф. 16 К-2 Сюрприз преодолел S-образный заход и уходит под левый берег
      
       0x01 graphic
       Ф. 17 К-2 Сюрприз разворачивается поперек русла, чтобы уйти под правый берег
       Примечание: если пройти этот слив максимально справа, то попадаешь в возвратное течение, которое гасит скорость и позволяет уйти направо без опаски быть все же утянутым налево. Удобно.
       Вдп. Оба-На
       VI
       50
       Ориентир: сразу за правым поворотом реки после пор. БСТ. На правом повороте слева знак "кирпич". С воды не виден и не слышен
       Просмотр и обнос: по левому берегу
       Характеристика: В левой части русла пологий водоскат длиной около 25 м. Справа крутопадающий водопад. Общее падение около 8 м. Тропа обноса натоптанная и широкая, но неудобная - сначала катамараны надо занести наверх, потом пройти по гряде и спуститься по узкому каменистому ущелью. Катамаран приходится держать вертикально, иначе не пролезает. Очень маленькое улово и неудобный спуск к воде.
       Все суда обносили. Процесс занял около 2,5 часов.
       0x01 graphic
       Ф. 18 Обносим К-4
       Так как улово за водопадом очень маленькое, то спускали на воду и грузили катамараны по одному. Сперва ушел К-2, т.к. он самый легкий, затем ВСЕ вещи нагрузили на К-4 и отправили к разведанной экипажем К-2 чалке у обноса Мамани. Последним ушел К-2 Сюрприз, который оказался самым тяжелым из-за деревянной рамы.
       0x01 graphic
       Ф. 19 "баржа", перед отправкой вещей к обносу Мамани
      
       Хронометраж: Подошли к началу тропы обноса в 16.00. До 16.30 обедали, затем начали обнос. В 19.00 закончили.
       Вдп. Маманя
       Н/к
       100
       Ориентир: на правом берегу яркий новый дорожный знак, он обозначает начало тропы обноса. На левом берегу старый и тусклый треугольный дорожный знак, он обозначает место, где навешен трос для более простого обноса. ОСТОРОЖНО! Треугольный знак очень близко к началу водопада. Течения нет, но подходить надо аккуратно. Также очень мало места для парковки.
      
       0x01 graphic
       Ф. 20 Нос катамарана у места начала троса и начало водопада
       Просмотр: по левому берегу
       Характеристика: Падение примерно на 25 метров. Основная масса воды падает у левого берега и разбивается о скалу, образуя пенный котел внизу. Камни у левого берега всегда мокрые и скользкие (учитывать при работе с тросом снизу). Тропа обноса на правом берегу ОЧЕНЬ длинная, обходит лесистую сопку. После водопада есть стоянки на обоих берегах.
       0x01 graphic
       Ф. 22 Общий вид водопада с левого берега
      
       Все суда обносили.
       Четверо (Наташа, Маша, Миша, Юля) отправились вниз принимать. Это было ошибкой - в итоге все пришли к соглашению, что работать внизу сложнее и туда надо посылать более выносливых и наименее уставших членов экипажа. Тропинку от начала троса к его концу найти сложно, но она есть.
       Сначала переправили вещи, затем катамараны: К-2, К-2 Сюрприз, К-4.
       О снаряжении: к счастью, трос был натянут. Рядом лежала большая бухта радужной веревки. На тросах было три блока. Из своего нам пригодились только карабины.
       О закреплении: Трос провисает, поэтому на блоке надо закрепить веревку таким образом, чтобы один конец оставался на верхней площадке для возврата блоков и контроля скорости спуска (желательны перчатки), а другой - на нижней площадке, чтобы подтягивать груз поближе (иначе ничто не доедет). На фото 20 видно оба конца.
       0x01 graphic
       Ф. 21 Обнос
       Гермомешки и сумки пристегивали к блокам на карабинах. Катамараны крепили за раму на два блока. На углы рамы привязывали веревку штык-узлом (чтобы потом хорошо развязывалась) с контрольным полугрейпвайном. К блоку подвешивали при помощи обычной петли и карабина. Общий вид на фото.
      
       0x01 graphic
       Ф. 23
       Процесс спуска катов выглядит сюрреалистично.
       0x01 graphic
       Ф. 24
       Хронометраж: Обнос начали в 19.00, закончили в 21.30. Встали на стоянке на ЛБ под водопадом (где и закреплен нижний конец троса)
      
      
       31.07.19
      
       День 6
       Пор. Тесный - шивера Длинная
       20 км
      
       9 ч 30 мин
       Подъем - 9.00
       Выход - 13.00. Стартовали со стоянки на ЛБ под вдп. Маманя. Цель была дойти до порога Ступенька.
       Обед - 16.00
       Постановка на стоянку - 19.30. Встали на стоянке на ЛБ за час хода до пор. Ступенька.
       Вид препятствия
       Категория трудности
       Длина препятствия
       Характеристика препятствия
       Путь прохождения
       Пор. Тесный
       IV
       100
       Ориентир: сужение реки, скальные выходы
       Просмотр: по правому берегу
       Характеристика: Две скалы посередине русла. Согласно другим описаниям, обойти первую можно как справа, так и слева, но в нашу низкую воду проход был (как нам показалось) только справа. Вторую скалу можно обходить только справа. За сливом наваливает на гладкую скалу правого берега. За ней нагромождение камней, справа и в центре мелко, слева поглубже.
       Страховка: были выставлены люди с морковками после каждого из сливов, а также при прохождении К-2 Сюрприз и К-4 стоял человек рядом с узким первым сливом, поскольку были опасения, что каты там застрянут и их придется спихивать. Человек был в спасе и каске и привязян к дереву на всякий случай (камни скользкие).
       Также стояли люди с морковками на выходе из порога, за шиверой.
       Траектория: Обе скалы обходим справа, затем резкий уход налево в наиболее глубокое место русла и держимся максимально близко к левому берегу.
       Все экипажи прошли по запланированной траектории. Все катамараны после второго слива наваливало на правую стену, потому что порог действительно тесный. Мы пришли к выводу что в нашу воду и особенно для К-4 это неизбежно. Также К-4 погнул сильно торчащие трубы (надеемся, это станет аргументом для хозяина катамарана отпилить их НАКОНЕЦ-ТО к чертовой матери), а К-2 получил маленькую вмятинку на краешке трубы.
      
       К-2 Сюрприз:
      
       0x01 graphic
       Ф. 25Заход в первый слив
       0x01 graphic
       Ф. 26 Заход во второй слив
      
       0x01 graphic
       Ф. 27 Наваливает на скалу после второго слива
       0x01 graphic
       Ф. 28 Уход под левый берег для прохождения третьей ступени порога
      
       К-4:
       0x01 graphic
       Ф. 29 Заход в первый слив. Виден страховщик, готовый пропихивать застрявший катамаран.
      
      
       0x01 graphic
       Ф. 30 Наваливает на скалу после второго слива. Вероятно, именно в этот момент погнули раму (на левом борту)
      
       Через некоторое время после прохождения порога на борту К-4 обнаружили грыжу вдоль шва, которую зашили и заклеили на дневке на следующий день. (Поскольку в этот день после Тесного никаких серьезных препятствий не планировалось, мы решили просто идти с грыжей до места стоянки)
       0x01 graphic
       Ф. 31 Грыжа на К-4
       К-2:
       0x01 graphic
       Ф. 32 Прохождение 3ей ступени порога.
      
      
       Верхний брод
       -
       -
       Через два часа сплава по мелким шиверам находится брод, видны остатки моста. Отсюда идет грунтовая дорога на Вуориярви, возможна аварийная выброска. На обоих берегах есть поляны, пригодные для стоянки. На ПБ остатки бани и беседка. Магазина нет, платной стоянки нет, людей нет.
       На броде очень мелко, суда приходится проводить пешком.
       Отсюда еще около часа до следующего препятствия.
       На большой поляне у остатков моста на ЛБ пообедали. Много комаров.
       Шивера Длинная
       II
       900
       Ориентир: на выходе из небольшого озера сужение русла, приток справа.
       Просмотр: по правому берегу (согласно другим лоциям. Мы шли без осмотра, наличие тропинки не проверяли)
       Характеристика: В начале красивый мощный слив, затем продолжительная полноводная шивера. В конце река разделяется на две протоки, правая более полноводная.
       Траектория: Без осмотра по основной струе
      
       Все суда прошли без осмотра благополучно.
       Заповедник Кутса
       -
       -
       Через 1-1,5 сплава по плесам на левом берегу видна стоянка (едва ли не первая на этом отрезке пути). Огромная поляна с беседкой, к поляне подходит наезженная дорога (Возможна аварийная выброска). ЛБ является территорией заказника "Кутса", находится там можно бесплатно, НО только по предварительно оставленной заявке на сайте заповедника. Иначе приедет человек на квадроцикле и оштрафует.
       Мы не знали о тонкостях с заказником, поэтому встали на стоянке на дневку - отдыхать и зашивать К-4.
      
      
      
      
       01.08.19
      
       День 7
       Днёвка
       -
      
       -
      
       Целью на день было отдохнуть и починить К-4.
       12:00 - проснулись дежурные, разожгли костер и начали греть воду для завтрака.
       12:30 - проснулись все, завтрак.
       Весь остальной день за временем не следили, действовали по вдохновению.
       В этот день к нам нагрянул государственный инспектор Юрий Юрьевич и завел на нас административное дело за самовольный сплав на собственных судах по территории заказника. Штраф 3000, взимается не на месте, а по решению суда через некоторое время. Также, как мы поняли, туда может приехать лесник и выписать штрафы за что-то еще отдельное.
       Мы расстроились, но несильно, сделали баню и грибной суп. Место для бани хорошее, можно прыгать в воду с обрыва, хотя камней маловато.
       1:30 - легли спать.
       0x01 graphic
       Ф. 33 Строим баню
       0x01 graphic
       Ф. 34 Чиним катамаран
      
      
       02.08.2019
      
       День 8
       пор. Ступенька - пор. Струя - шивера перед пор. Водопадный
       14 км
      
       11ч 30мин
      
      
       9:30 - Подъём
       12:30 - Выход. Уходили с днёвки, имели цель дойти до порога Водопадный и встать на нём.
       21:00 - Встали на стоянку над шиверой, от которой ~5 минут хода по спокойной воде до пор. Водопадный.
      
       Название препятствия
       Категория сложности
       Длина препятствия
       Характеристика препятствия
       Путь прохождения
       Шивера
       I
       50м
       Перегораживающий реку слив с падением ~1м. Присутствует здесь как ориентир
       Сходу всеми судами.
       Порог Ступенька
       III+
       450м
       Ориентир: за поворотом после предыдущей шиверы, видны камни у ПБ.
       Осмотр: ПБ.
       Шивера, после неё несколько сливов с каменной плиты высотой ~2м, выходы со сливов перегорожены камнями, после длинная шивера, заканчивающаяся мелью
       К2 - Сюрприз: пытались слиться ближе к ПБ после входной шиверы, однако не выгребли и скатились левее, чем хотели, налетев попутно левым баллоном на камень и временно развернувшись. После ушли под ПБ и вышли без происшествий.
       0x08 graphic
    0x08 graphic
      
       К4: Специально слились по центру плиты, без происшествий, за исключением того, что чиркнули трубами рамы по камню (Лена, спили трубы). Далее ушли под ПБ, но сели на мель на выходе.
      
       К2: Слились правее предыдущих двух судов, без происшествий
       Порог Струя
       II
       100м
       Система мощных валов в скальном сужении
       Все суда прошли сходу по основной струе, без происшествий. После порога встали на перекус.
      
      
      
       03.08.19
      
       День 9
       Пор. Водопадный - пор. Лесенка - пор. Три протоки - пор. Ночной.
       11 км
      
       12 ч
      
       Подъем - 8.30
       Выход - 12.00. Стартовали со стоянки на ЛБ рядом у небольшого порожка за 400 м до пор. Водопадный. Цель на день была дойти до стрелки с Тунтсайоки и встать на стоянку либо на стрелке, либо выше по течению реки Тунтсайоки.
       Обед - 16.30
       Постановка на стоянку - 20.30. По причине отсутствия свободных стоянок в планируемых местах встали на стоянку на ЛБ у начала пор. Карниз. Стоянка очень хорошая, тотемная, на несколько групп. В середине пор. Карниз есть песчаный пляж, на котором удобно ставить баню. Также, есть стоянки на ПБ.
       Вид препятствия
       Категория трудности
       Длина препятствия
       Характеристика препятствия
       Путь прохождения
       Пор. Водопадный
       IV
       300
       Ориентир: Правый поворот, река упирается в скалу на ЛБ.
       Просмотр: ПБ. Четвёртая ступень просматривается плохо.
       Страховка: Ставили страховку после первой ступени и на бочку второй ступени, с ПБ.
       Характеристика: Порог состоит из четырёх ступеней, первые две отделены от последних коротким плёсом (100 м). Первая ступень - система небольших сливов и бочек, за ней - мощный слив, слева более полноводный, справа более мелкий и каменистый. Вторая ступень - слив пониже, в правой части с бочкой. Третья ступень - плита через всю реку, в правой части пологий слив по плите, в левой - мелкий красивый водопад. Четвёртая ступень - тоже плита через всю реку, с островком ближе к правому берегу. Почти вся вода уходит в левую часть, перепад около 2 м. Далее небольшая выходная шивера.
      
       К-2 Сюрприз:
    Заходили левее середины, первую ступень прошли также левее центра (фото),
       0x01 graphic
       Ф. 36 Сюрприз проходит первую ступень
       далее ушли резко влево, чтобы не попасть в бочку второй ступени. (фото)
       0x01 graphic
       Ф. 37 Сюрприз проходит вторую ступень
       Третью ступень по сливу в правой части,
       Четвёртую - от центра справа налево. (Фото)0x01 graphic
       Ф. 38 Сюрприз проходит 3 и 4 ступени
       К-4:
       Первую ступень - так же, как Сюрприз, (фото) 0x01 graphic
       Ф. 39 К-4 проходит первую ступень
       вторую - по правой части с прохождением бочки, третью - также по правому сливу, перед четвёртой ступенью сели на незаметный с воды камень, что осложнило маневрирование на входе. В итоге попали на полочку в средней части, откуда при помощи остальных членов группы вышли (были спихнуты) в левую часть, в основную струю. (фото)0x01 graphic
       Ф. 40 Спасательная операция на 4 ступени
       К-2:
       Первые две ступени - как К-4, третью и четвёртую - как Сюрприз. (фото)0x01 graphic
       Ф. 41 К-2 на второй ступени
      
       Пор. Лесенка
       II
       100
       Ориентир: В лоциях встречается такой ориентир: Скала на ЛБ, впадающий левый приток. Ориентир существует, однако от него до порога ещё 1км плёса. Порог начинается в правом повороте после этого плёса.
       Просмотр: ЛБ (по другим лоциям, шли без осмотра)
       Характеристика: После правого поворота в левом повороте остров, быстротоки с обоих сторон (обе протоки проходимы, в левой на половину-треть лежит упавшая с ЛБ ёлка) , за островом - сливы справа и слева, в центре в низкую воду мелкий обливной камень.
       К-2 Сюрприз и К-2:
       Сходу через левую протоку и далее по левой части.
       К-4:
       Через правую протоку, далее в левую часть
       Пор. Три протоки
       II
       50
       Ориентир: Остров в конце правого поворота.
       Просмотр: ПБ (по другим лоциям, шли без осмотра, хотя, по ощущениям, с осмотром было бы приятнее)
       Характеристика: Правый поворот, на заходе остров, который обходится слева под берегом. При низкой воде правая протока несудоходна. За островом основная протока делится пополам, нужно уйти направо с резким поворотом. Второй поворот с воды не очевиден.
       Все катамараны прошли сходу по основной струе
       Пор. Ночной
       I
       50
       Ориентир: В небольшом правом повороте каменные плиты с обоих берегов
       Просмотр: Не требуется
       Характеристика: Несколько высоких валов
       Все катамараны успешно прошли сходу по основной струе
      
      
      
       04.08.19
      
       День 10
       Днёвка
       -
      
       -
      
       12:00 - подъем, завтрак.
       В этот день мы устроили баню, испекли блины. В первую половину дня через нашу стоянку прошло много туристических групп, так как пор. Карниз было удобно осматривать с ЛБ. В 15:00 к нам грубо пришел детский лагерь, однако мы смирились с неприятным соседством.
       19:00 - баня. После нее - ужин, музицирование.
       1:00 - разошлись по палаткам.
       0x01 graphic
       Ф. 42 Царь-баня
      
      
       05.08.19
      
       День 11
       Днёвка
       -
      
       -
      
       Так как оставалось пройти до антистапеля совсем немного, а еще весь день шел дождь, мы решили провести еще один день на этой роскошной стоянке. Планов на день не было, мы просто отдыхали, играли на гитаре, готовили рыбный суп.
      
       06.08.19
      
       День 12
       Пор. Карниз - пор. Каньонный - пор. Змея - пор. Шляпа
       8 км
      
       2 ч
      
       Подъем - 9.00. Утром обнаружили, что к нам на стоянку прибыли еще одни соседи. Они тоже планировали на следующий день выброску, поэтому мы договорились с ними встретиться на антистапеле, чтобы в целях экономии выбрасываться на одном катере.
       Выход - 13.00. Стартовали со стоянки у порога Карниз. Целью на день было пройти оставшиеся пороги, договориться о выброске на катере и встать на антистапель.
      
       Вид препятствия
       Категория трудности
       Длина препятствия
       Характеристика препятствия
       Путь прохождения
       Пор. Карниз
       IV
       200
       Ориентир: правый поворот, каменный остров ближе к ЛБ, на ЛБ каменные выходы. сразу за Ночным, шум воды.0x01 graphic
       Ф. 43 Карниз, вторая ступень
       Просмотр и обнос: по левому берегу.
       Характеристика: слева - слив с плит водопадного типа. Правая делится на две: крутой широкий слив с пенным котлом справа и более пологий слив в центре, но с "косым" входом. 2-я ступень - гряда подводных камней через всю реку, образующих небольшие валы и бочки. 3-я ступень - сужение, валы.
       Траектория: движение по струе, проход везде.
       К-2 Сюрприз: зашли в первый слив ближе к ПБ, без проблем слились на второй ступени, далее по струе прошли третью ступень.
       К-4: экипажу показалось, что Сюрприз сильно ворочало у ПБ, поэтому решили попробовать зайти по центру. В итоге так же по основной струе избежали встречи с камнями и спокойно слились в третьей ступени. Эта тактика привела к более сухому и спокойному прохождению.
       К-2: повторили тактику Сюрприза.
       Пор. Каньонный
       II
       100
       Ориентир: высокие скальные стены, шум воды. Ходовое время от пор. Карниз 1.5 часа.
       Просмотр при необходимости: очень высокий ЛБ.
       Характеристика: валы, бочки. Проход по струе, не вызывает никаких трудностей. Есть отличная стоянка на ЛБ
       Все экипажи прошли порог без осмотра по основной струе.
       Пор. Змея
       II
       100
       Ориентир: сразу после Каньонного за левым поворотом. Ходовое время от пор. Каньонный - 2 минуты. По ощущениям эти пороги ощущаются как один. ВАЖНО. В некоторых лоциях несознательные туристы писали, что эти пороги находятся в получасе хода друг от друга. Данная информация сильно дезориентировала группу. Пройдя Змею, мы решили, что прошли только Каньонный, а Змея - впереди.
       Характеристика: остров делит реку на два рукава. В основном S-образном левом рукаве - валы, камни. Правый - более мелкий.
       Траектория: по струе
       Всем судам удалось пройти порог без проблем.
       Пор. Шляпа
       IV
       200
       Ориентир: Сразу за левым поворотом. Остров со слабовидной правой протокой. Видны домики-вагончики. На правом берегу - вырубка. Ходовое время от пор. Змея - 5 минут.
       Осмотр: желателен! По ЛБ.
       Характеристика: достаточно коварный порог. В левой протоке слив с бочкой слева и треком-прижимом справа, 2я ступень - сливы, бочки, чисто справа, но туда трудно зайти из-за поворота.
       Правильная траектория: слиться по первой ступени ближе к ЛБ, чтобы не прижало к камню, а дальше по струе повернуть направо и слиться во второй ступени.
       Вследствие того, что группа ориентировалась на лоцию неких несознательных туристов, которые неправильно отмечали хронометраж, порог оказался неожиданностью. Все были уверены, что это порог Змея. Из-за этого ни одно судно не осмотрело порог.
       К-2 Сюрприз: зашли справа в левую протоку, попали в бочку, из которой интенсивно выгребли, далее прошли по струе.
       К-2: также пошли справа в левую протоку, судно в бочке поднялось на дыбы и чуть не перевернулось. Экипаж усмирил судно и тоже слился дальше по струе.
       К-4: экипаж начал подозревать неладное, перечитал лоцию, но ориентиры были слишком невнятными, поэтому решили повторить тактику двоек. В результате тоже сели в бочку, а течение сильно прибило судно к камню, от которого было крайне трудно отойти. Тем не менее, экипажу это удалось, и дальше по струе слились во вторую ступень.
       Результат: адреналина много, но проходить этот порог без осмотра и страховки было предприятием довольно рисковым.
      
       После прохождения всех порогов зачалились на ПБ у места парковки катеров и договорились о выброске в Зареченск на следующий день. Постановка на стоянку -15.00. Встали на песчаном ЛБ чуть ниже порога Шляпа дальше небольшого песчаного острова у ЛБ. Другие стоянки: на ЛБ прямо на пороге, на ЛБ ниже порога Шляпа у небольшого песчаного острова (грязная, но зато есть кострище), на острове справа от порога Шляпа (к нему не подходят катера, так что эта стоянка неудобна для антистапеля).
       В 15:00 пообедали и начали разбирать судна.
       В 19:00 поужинали, просушили вещи, попели песни под гитару.
       В 23:00 легли спать.
      
      
       07.08.19
      
       День 13
       Иовское водохранилище - Зареченск - Кандалакша
       -
      
       -
      
       Цель на день: выброска в Кандалакшу.
       9:00 - подъем. Завтракаем, пакуем рюкзаки, укладываем катамараны, ждем попутчиков и катер.
       0x08 graphic
    0x08 graphic
    13:00 - прибыл катер. Забрал нас и попутчиков. Шли до Зареченска 3 часа. На катере было очень холодно и ветрено, хотя погода в этот день была удивительно теплой и солнечной. 0x08 graphic
    0x08 graphic
      
       0x08 graphic
    0x08 graphic
    0x01 graphic
       Ф. 47 Экипаж К-2 на катере
      
      
       В 16:00 прибыли в Зареченск, созвонились с водителем, который должен был забрать нас в Кандалакшу. Он пообещал прибыть через полтора часа. Пока его ждали, попили чаю, посетили очаровательный отель Иова, купили магнитики, пообщались с хозяйкой отеля.
       В 17:45 прибыл водитель.
       К 20:00 приехали в Кандалакшу.
      
       08.08.19
      
       День 14
       Кандалакша
       -
      
       -
      
       В 3:40 сели в поезд Мурманск-Москва. В 11:50 один член группы сел в поезд Мурманск-Вологда (N143).
      
       09.08.19
      
       День 15
       Кандалакша - Москва
       -
      
       -
      
       В 9:14 отщепенец прибыл в Архангельск.
       В 10:46 остальная часть группы прибыла в Москву.
      
       6. Групповое и личное снаряжение
       Специальное снаряжение каждого из участников:
      -- Спасжилет надувной
      -- Каска
      -- Весло
      -- Гидрокостюм неопреновый
      -- Гермомешки
       Групповое специальное снаряжение:
      -- Катамаран 2-х местный - 2 шт.
      -- Катамаран 4-х местный - 1 шт.
      -- Спасконцы - 5 шт.
      -- Запасные весла - 1 шт.
      -- Карабин муфтованный - 4 шт.
      -- Ремнабор - 1 шт.
      -- Аптечка - 1 шт.
       7. Финансовые затраты
      
       На 1 человека
       На группу (8 человек)
       Поезд (на 7 человек) в Кандалакшу
       3726
       26082
       Автотранспорт на Голубые озера
       1500
       12000
       Питание
       2770
       22160
       Аптечка
       2768
       22144
       Катер
       1375
       11000
       Автотранспорт выброска
       875
       7000
       Поезд в Москву (на 7 человек)
       3376
       23632
       Багаж (на 7 человек)
       266
       1862
       Итого: 16656 руб/чел.
       8. Итоги, выводы, рекомендации
       Прежде всего, маршрут очень интересен в спортивном и культурном плане. Водопады Оба-на и Маманя необычайно красивые, лазать по скалам здорово, а пороги на маршруте вызывают прилив адреналина.
       Важно перед походом озаботиться разрешением на пребывание в заповеднике "Кутса". Информация об этом размещена на их сайте: https://kandalaksha.org/static/kutsa.html.
       Также необходимо следить за актуальной информацией по поводу пропусков в пограничную зону. В 2019 году пропуска не нужны, но каждый год все меняется.
       При подготовке похода важно учитывать, что хоть это и не самый сложный маршрут, он достаточно коварен. Необходимо иметь соответствующий опыт для прохождения этого маршрута и соблюдать технику безопасности как на самом пороге, так и на осмотре. Впрочем, свернуть шею можно на любой скале на этом маршруте, так как скал много.
       Для обноса Мамани лучше запастись веревками. Описанные в отчетах тросы бывают не всегда.
       Упоминаемого в отчетах магазина больше нет. Закрылся. По слухам, навсегда.
      
       9. Используемая литература
       Отчеты на сайтах:
       1) Турклуб Перово http://tk-perovo.ru/index.php?id=121#a13
       2) Материалы Михаила Афанасенкова http://afanas.ru/myreport/kutsa/kut_to.htm
       3) Костромская федерация туризма https://turclub-kostroma.ru/reports/otchet-o-vodnom-pohode-4-k-s-r-krasnenkaya-r-kutsayoki-r-tumcha-kareliya-kolskiy-p-v
       4) Турклуб Глобус https://www.tkg.org.ua/node/24565#3
      
       10. Картографический материал
       На маршруте мы пользовались картографическим материалом, выложенным в Интернете:
       http://chertosha.com/maps/Kutsa1.jpg
       http://chertosha.com/maps/Kutsa2.jpg
      
      
      
      
      
      
      
      

    1

      
      
      
       Ф. 35 Сюрприз проходит Ступеньку
      
       Ф. 44 Экипаж К-4 на катере
      
       Ф. 45 Экипаж К-2 Сюрприз на катере
      
       Ф. 46 Собака водителя и попутчики
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Швыркина Юлия Сергеевна (yuliya_shvyrkina@mail.ru)
  • Обновлено: 10/10/2019. 111k. Статистика.
  • Водный:Карелия
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка