Сибирцев Владимир Станиславович: другие произведения.

Дневник: Ковдозеро - 1

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Сибирцев Владимир Станиславович (vs1969r@mail.ru)
  • Обновлено: 21/10/2006. 29k. Статистика.
  • Дневник. Водный:Кольский п-ов , 250 км , 2 к/с , Байдарка
  • Дата похода 01/07/1999 {21 дн}
  • Маршрут: оз.Ковдозеро - г.Зареченск - Иовское вдхр.
  • Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Фотографии к сему см.: http://www.vs1969r.narod.ru/goto04-0.htm

  •   Приближалась середина июля - пора летнего отпуска. Как я проведу его не вызывало сомнений: конечно же в байдарочном походе. Но вот где?
       Погода в Питере после долгой холодной весны (ещё в середине мая выпадал снег) стояла до неприличия жаркая, и сам собой взор мой обратился на север. Однако, Карелия за много лет уже почти вся облазана. Может, стоит начать искать подходы к Мурманской области, ощутить романтику Заполярья?
       Сказано - сделано. И вот, поезд несёт нашу компанию из 4 человек мимо знакомых по прежним странствиям станций: Лодейное поле, Подпорожье, Петрозаводск, Кондопога, Медвежьегорск, Сегежа, Надвоицы, Беломорск, Лоухи, Полярный круг, и наконец, в 3 часа утра, пункт нашего нынешнего назначения - Ковда.
       Стоянка поезда - 1 минута. Но это - дело привычное. Бывало, выскакивали босиком, не успев обуться. Однако, вещи в поезде ещё не оставляли никогда.
       Выгрузились. Петляя между заборами и недружелюбно настроенными собаками, нашли озеро. Разбили на его берегу палатки и проспали ещё до 8 ч. Потом, собрали свои две байдарки, упаковались, как смогли (первые сборы всегда самые трудные), и тронулись наконец в путь.
       Кругом тишина, горы (залесённые, но нередко, со скальными выступами)... как будто попал после извечной городской суеты на другую планету. Не удержавшись, забрались на одну из вершин... В результате чего, на ночевку встали уже в первом часу ночи (причём, под вечер солнце светило прямо в лицо, да ещё дробясь и отражаясь в гладком зеркале воды: так что хорошо, что мы взяли с собой тёмные очки, иначе, с закрытыми глазами трудно было бы ориентироваться).
       Здесь оз.Серяк, по которому мы до сих пор плыли, заканчивалось сухим руслом когда-то широкой реки, вытекавшей из Ковдозера в Белое море (см. п.2 по схеме). Затем, реку эту в самом истоке перегородили дамбой, на другой протоке, также вытекающей из Ковдозера в Белое море, в районе г.Зеленоборский поставили плотину, и с тех пор акватория разлившегося в результате всех этих действий Ковдозера, а также ряда других, связанных с ним озер (см. схему) стала называться Княжегубским водохранилищем. В него мы и попали на другой день, перенеся свои суда ~1 км по старой дороге.
      
       На 3-й день нам нужно было пройти км 7 "открытой водой" (на значительном удалении от суши). Примерно половину этого расстояния удалось преодолеть спокойно: при безоблачном небе и почти полном штиле. Потом, откуда-то сбоку, из-за дальних гор выползла и стала быстро приближаться, сверкая и грохоча, иссиня-чёрная грозовая туча. Ветер, а вместе с ним и волнение, всё усиливались. Пришлось срочно сворачивать с намеченного курса к острову (каковой, хоть и не был ближайшим, находился достаточно недалеко от других таких же клочков суши, перебираясь от одного из которых к другому можно было бы двигаться дальше даже и в плохую погоду).
       Последние сотни метров мы продирались сквозь сплошную стену дождя (из-за которого видимость ограничивалась несколькими метрами) и встречного ветра (настолько сильного, что, того и гляди, вёсла вырвет из рук). Однако, пока наш небольшой отряд отдыхал и обедал на достигнутом наконец островке, погода вновь успокоилась.
       Вместе с ней расслабились и мы. Далеко разбежались наши суда по озеру - так, что один из многочисленных островов обогнули аж с разных сторон... и больше уже не сошлись.
       Целые сутки простояли мы с Викой (моим 1-ым номером) на том острове (см. п.5 схемы), дожидаясь не вернётся ли вторая наша байдарка к месту, где мы виделись в последний раз (искать их активно среди всей этой россыпи островов было всё равно, что иголку в стоге сена)... после чего, делать нечего, решили плыть дальше одной своей лодкой (благо, каждая из наших байдарок везла практически автономный запас снаряжения и продуктов для членов своего экипажа на весь поход). Вот только, котёл у нас остался один (как и у них, впрочем... ну да, это, как ни цинично сиё звучит, уже их проблема; нам, дай бог, разобраться со своими). Также отсутствовали: таганок, топор, масло, супы, чай...
       В качестве заварки, я на том же острове нашел чагу. Вместо топора, сойдут мой большой охотничий нож и пила. В котле мы приспособились перемену блюд варить по очереди: пока съедается каша, кипятится чай. А вот с недостающими продуктами придётся подождать до ближайшего населённого пункта. Ну да, не за маслом, чай, ехали... хоть и обидно, конечно.
      
       1-й день одиночного плаванья (или 4-ый собственно похода) выдался весьма трудным: всё время по волне, да против ветра, да по большим водным просторам, где не очень-то и отдохнёшь. В результате, мы даже ужин готовить не стали, а как сразу завалились в палатку, так и проспали часов 13 кряду (тем более, что, хотя встали мы лагерем с подветренной стороны, за ночь ветер сменил направление с южного на западное, и в результате, из-за поднявшегося волнения у нас не было возможности встать с утра на воду, да и дождь шёл всю ночь) (см. п.5 схемы).
       На 3-й день под проливным дождём доплыли наконец до города Зареченск... Причём, прямо в лодочный сарай, где хозяева "для сугреву" тут же выдали нам полстакана спирта, показали продуктовый магазин и устроили на ночёвку в одну из квартир в пустующем двухэтажном каменном доме. Там мы на дровяной плите приготовили себе ужин, а Вика даже испекла оладьи (совершенно несъедобные из-за обилия в них соды). Потом, отправились на рекогносцировку. Выйдя на мост, долго любовались широким бурным потоком, который нёсся нам навстречу. Подниматься по такой реке совершенно невозможно, тем более, что выше по течению она бурлит и пенится в каньоне с отвесными скальными берегами, а на выходе из Иовского водохранилища её, и вовсе, перекрывают два каскада ГЭС. Так что на следующий день нам пришлось около 5 километров делать обнос (ладно ещё, по дороге и что байдарку на время 1-ой но'ски можно было запереть всё в том же лодочном сарае).
       Как закончили обнос, стали налаживать обед. Пока обедали сзади стала наползать очередная грозовая туча: полнеба - тёмно-синее, половина - голубая, а по самой грани огромной дугой, как ворота над озером, раскинулась радуга. Потом, вскочили на байдарку и понеслись по волнам и ветру так, что мне даже грести не пришлось, а лишь, чтобы не сбиться с курса, пользоваться своим веслом, как кормщику - рулём. Правда, и тут приходилось поворачиваться, чтоб попасть в проход между островками, не напороться на сухие стволы, то тут то там торчащие из под воды, и вообще, несмотря на ветер, двигаться туда, куда требуется, исходя из карты и компаса (в которые, кстати, тоже нужно было успевать смотреть, хоть одним глазом, чтоб понять - куда ж оно, собственно говоря, тут требуется).
       Спереди светилась ещё желто-голубая полоска неба, над нами оно было уже сплошь тёмно-синим, а сзади сплошной, серой, глухой стеной нагонял ливень, уже скрыв за собой гористые берега. Байдарка же, подгоняемая им, летела всё быстрей. Вот остались позади уже 2 лагеря таких же, как мы, туристов-водников. Вот проплыла встречь нам флотилия из 2-х катамаранов (один из которых тащил на буксире второй). От дождя мы всё же сумели уйти. Он задел нас лишь краешком... И снова, над озером стала расцветать радуга (сначала, мы заметили один её левый столб, затем - второй, потом - два правых, верхушка же терялась в тучах). Около 24 ч встали на ночлег, пройдя за вечер с попутным ветром целую дневную норму (около 15 км). Развели костёр, поужинали и легли спать в половине 3-го ночи (благо, они тут ещё белые).
      
       8-й день пути. С утра у берега что-то сильно плюхало, пугая Вику; но я бросил в воду её несъедобные оладьи (захваченные мной на подобный как раз случай из Зареченска), и злодейская рыбина поспешила убраться восвоясии. Позавтракав неспеша и собравшись, поплыли дальше, любуясь серо-розовыми прибрежными гранитными скалами со светло-жёлтыми пянами ягеля и тёмно-зелёными - мха, поросшими красавицами-соснами, временами перемежающимися яркими всплесками иван-чая. Навстречу нам проплюхал катер, служивший, похоже, раньше на лесосплаве, а теперь, вёзший (видимо, с реки Тумчи) целую толпу туристов на борту, 2 четырёхместных катамарана на корме и ещё 4 - за собой, на буксире. Потом, нам повстречалось ещё несколько катамаранов: кто на вёслах, кто на моторе - тоже плывших по направлению к Зареченску. Снова проплюхал, но уже обратно (видимо, за остальными туристами) всё тот же катерок.
       Отдохнуть остановились на островке: совсем маленьком (метров 15 на 7), но на нём росли берёзки, пару маленьких сосёнок, цвели колокольчики, иван-чай, и даже были небольшие заросли малины. Обедали на красивом скалистом берегу, где сохранились остатки чьей-то предыдущей большой стоянки (даже с навесом и кучей камней для бани), а я набрал грибов (в основном, подосиновиков - да и то потому, что нужно было очистить место для стоянки; подберёзовиков же я стараюсь, вообще, не брать; в городе это, конечно, звучит дико, но в действительно серьёзном походе, когда вокруг толпы грибов, вскоре на них просто перестаёщь обращать внимание) и ягод (есть брусника, черника, голубика, морошка - они хороши и в кашу, и в чай, и в качестве варенья; если, конечно, с собой взято достаточно сахара). Потом опять поплыли, пока не добрались наконец до нужной заводи (сам удивляюсь, как её нашел по карте - с маштабом в 5 км на 1 см и системой координат 42 года - и компасу - магнитное склонение для которого меняется в этом районе от + до - 10 градусов), откуда, разгрузившись, перетащили байдарку (и вещи 2-ой ходкой, естественно) метров 800 по расщелине между двух высоких сопок к следующему озеру (Пизиярви) в соответствии с намеченным маршрутом. Озеро это было закрыто от ветра, и соответственно, вокруг вилось много кровососов. Спать легли опять в 1-ом часу ночи.
      
       9-й день пути (28 июля 1999 года). Встали около 12 ч дня, поскольку хотелось отдохнуть после вчерашнего (а заодно, и позавчерашнего). Купались, прыгая со скального уступа в воду, грелись на солнышке... но как начали собирать вещи, начался и дождик (закончившийся только к вечеру). Нелегко было ориентироваться в тумане между многочисленными островами. Но всё же в конце концов и на этом озере мне удалось найти нужную губу с речкой... Только вот текла она почему-то не в ту сторону: из большого "открытого" аж до Белого моря озера - в закрытое (в которое мы вчера только перетащились по суху). Ну да походник я давний и опытный, а потому, успев не раз убедиться, что Природа гораздо более разнообразна и изобретательна, чем может себе представить человек, решил оставить решение сей загадки до лучших времён, а пока, становиться на ночлег (благо, был уже 21 ч, а впереди шумел порог, через который нужно было делать проводку байдарки).
       На следующее утро мы встали в 9 ч. Опять искупались. У берега снова плескалась какая-то большая рыба, а несъедобные оладьи, чтоб её отогнать, у меня уже кончились. Не успели провести лодку через 1-ый порог, как впереди зашумел 2-ой... причём такой, что даже вниз по нему и с гораздо более опытным 1-ым номером на байдарке я бы не пошёл. Так что пришлось делать обнос. В конце его у следующего озера нам встретились рыбаки, приехавшие сюда на машине... Пятеро молодых здоровых мужиков; но смотрели они на нас двоих, приморённых чуть ли не с испугом... к концу дня я понял - почему.
       Плыть по оз. Орияре было нелегко из-за сильного встречного ветра. Поэтому я и согласился встать на обед раньше, чем мы дошли до намеченной протоки. А когда вышло солнышко и удалось разжечь на пляжике из плавника (выброшенных волной сухих брёвен) хороший костёр, то даже сам предложил Вике испечь оладьи (сухарей у нас оставалось дня на два, а кто знает, что ещё ждёт впереди) и, как выяснилось после, не зря.
       Двинулись дальше опять с дождём... Но, когда озеро кончилось, и я понял, что нужная нам река - та, к которой я плавал на обеде - сплошной ревущий, несущийся нам навстречу поток, мне стало уже не грустно, а смешно (Вика, глядя на это, всё поняла без слов), настолько сиё было противу всех известных мне законов Природы.
       Из озера Толванд большая река (судя по карте) вытекает в Ковдозеро. Ковдозеро, в свою очередь, в районе города Зеленоборский открыто в Белое море (хотя протока там и перекрыта плотиной ГЭС). В тоже время, из оз. Орияре (где мы в настоящий момент находились) небольшая речка (по которой мы утром поднимались) вытекает в оз. Пизиярви. А из оз. Пизиярви не вытекает ни одна из обозначенных на карте рек. Так, скажите мне, каким образом из оз. Толванд в оз. Орияре может что-либо течь!? Очевидно, из оз. Пизиярви в Тумчаозеро (открытое, в свою очередь, за счёт реки Иова в Ковдозеро) течёт какая-то подземная река. Возможно, даже в том месте, где мы переносили байдарку между этими двумя озёрами в конце 8-го дня пути.
       Вот так и в наше время можно нечаянно совершить географическое открытие. Возможно, даже сами проектировщики Иовской ГЭС, не говоря уж о строителях, не ожидали, что в результате их действий изменится облик столь обширного региона, включающего в себя целых две, вроде бы несвязанных между собой системы озёр. Недаром, вся вышеописанная система озёр (исключая, Ковдозеро) называется теперь ещё Иовским водохранилищем...
       И недаром, рыбаки утром смотрели на нас столь странно. От тех, кто, ничтоже сумняясь, поднимаеся вверх по весьма здесь порожистым рекам, по которым любой нормальный человек пойдёт не иначе, как вниз, да и то очень хорошо подумав, действительно, можно всего ожидать. И численный перевес не поможет... Рыбаки те пытались (как я сейчас понял) нас даже робко если не остановить, то хотя бы предупредить. Один крикнул мне что-то вроде: "Куда идёшь?", - а другой хотел заговорить с Викой. Но мы, расценив сиё, как ничем неоправданное приставание и вмешательство в нашу личную жизнь, пресекли действия их в корне... За что теперь и пришла пора расплачиваться.
       В общем, вернувшись к 24 ч к месту обеда, поставив палатку и оставив Вика наедине со страшным потоком (об ужине из-за всё непрекращающегося дождя нечего было и думать), я, на ночь глядя, отправился вверх по реке - осматривать место завтрашнего обноса. У моста км в 2 выше по течению стояли палатки (назавтра оказалось, что это "умные люди" на "тайменях" спукаются вниз по реке - правда, тоже не сплавом, а где обносом, где проводкой). Ещё в полукилометре выше начиналось другое озеро, где, по всей видимости, и следовало закончить обнос. На берегу его был виден ещё один костёр.
       Вернувшись к мосту, я поднялся в гору по дороге. Посмотрел с вершины на места, где нам ещё предстояло плыть, и где мы уже проплыли. Дул холодный пронизывающий ветер. Над горами и извивающимися между ними узкими светлыми полосками озёр висели низкие дождевые тучи. Шёл 2-ой час летней, белой, полярной ночи... А я стоял среди этого холодного величия и думал о смысле жизни... Даже не думал, а просто, молча ощущал себя частичкой огромного прекрасного мира... И не казалась уже чрезмерной та цена (далеко не только в деньгах измеряемая, конечно), которую пришлось заплатить, чтобы забраться сюда... И не при солнце, в хорошую погоду, по гладкой воде; а вот так - подготовлен будучи предыдущими испытаниями к восприятию того, что открывалось сейчас.
       Осторожно, чтоб не расплескать уведенное, я спустился вниз и направился к нашему лагерю... где нашёл в палатке всю дрожащую от холода Вику, с которой под неумолчный шум реки пришлось до утра дрожать и мне (особенно, когда она прикладывала ко мне, в тщетной надежде согреться, свои холодные, как ледышки ноги).
      
       11-й день пути. Мы перенесли байдарку к намеченному мной ночью озеру, сходили уже с Викой по дороге на гору (при солнце вид оттуда был, конечно, красивше, но всё же менее "душевный"), а оставшиеся полдня болтали о том, о сём, отдыхая у костра.
       На следующий день встали довольно рано, погрузились в лодку и двинулись дальше. Метров через 500 нас встретил очередной порог, через который пришлось осуществлять проводку байдарки, потом рыбаки, как всегда удивившиеся направлению нашего движения. Затем, долго плутали среди верхушек деревьев затопленного леса (на карте, естественно, ничего такого обозначено не было), но всё же выбрались к озеру Толванд, где и причалили на обед. Светило солнце, вдали синели горы, по небу неспешно плыли красивые пушистые облака - здесь же, внизу, вообще, не ощущалось ни единого дуновения ветерка. Потом, двинулись дальше. Я долго пытался сфотографировать симпатичную скалу из розового гранита, испещрённую живописными трещинами. А над нами возвышалась гора Тюртойва - высокая (493 м над уровнем моря), с плоской "лысой" вершиной.
       Проплыв ещё немного, мы встали под сей горой лагерем. На берегу было много плавника (сухих выброшенных волной стволов деревьев). Мы развели из него большой костёр и, сидя возле него, долго любовались тёмно-синей полосой гор на противоположном берегу, ярко-жёлтым закатным солнцем, водой и небом, менявшими окраску каждую минуту... И так до рассвета в 3 ч утра.
      
       13-й день пути (1 августа 1999 г). После завтрака замаскировали лагерь (сняв палатку с кольев и забросав сверху ветками, а также унеся подальше в лес байдарку - в походе мелочей нет, если чего-нибудь лишишься, так в тайге и пропадёшь, а с другой стороны, и посмотреть окрестности охота, иначе, зачем вообще, сюда забирались) и начали подъём на Тюртойву. Сначала шли глухой тайгой (сосны, ели, редкие берёзки, подосиновики, большие замшелые камни и маленькие болотца с обилием морошки), потом пошла уже лесотундра... а на самой вершине, и вовсе, тундра с зарослями черничника и карликовой берёзки, расцвеченными уже яркими осенними красками (хотя внизу царило ещё вовсю лето). В общем, ярковыраженная высотная поясность. Недаром, здесь же неподалёку есть гора Вайтитундра, или уже на Кольском полуострове, по другую сторону Кандалакшского залива Белого моря, хребты: Колвицкие, Ниловы, Лувеньгские тундры.
       Отсюда виден был, как с борта самолета, практически, весь район нашего плавания - и даже дальше. Открывавшаяся картина впечатляла своим величием так, что не хотелось никуда уходить... "Но спускаемся мы с покорённых вершин. Что же делать? И боги спускались на землю".
       На другой день после завтрака мы снова замаскировали лагерь, а сами, переплыв озеро (ширина которого здесь не больше 3 км), двинулись на штурм следующей горы. Сначала пришлось карабкаться по большим каменным глыбам, поросшим разноцветными мхами и лишайниками. Здесь было много спелой и сладкой голубики. Взбираясь на оередную ступень, мы оглядывались назад... и перед нами расстилась всё новые и новые виды на озеро внизу и горные гряды за ним. Потом, свернули в небольшой распадок. Здесь между камней тёк ручеёк и росло просто несчётное количество подосиновиков (впрочем, видал я и больше... так в Архангельской области прежде чем поставить палатку, приходилось, подчас, просто очищать от сих грибов поляну). Наконец, мы забрались на господствующую над этим районом голую скалистую вершину. Вид отсюда открывался не менее величественный, чем вчера... Да ещё всё ближе подходящая тёмная грозовая туча, перед которой, в страхе, похоже, затих даже ветер; и только солнце продолжало светить ещё резче и яростнее. Когда гроза прошла, двинулись в обратный путь и мы... и часа через 3 были снова в лагере.
      
       15-й день пути. Сегодня снова в путь. Часа за 2 доплыли до конца озера. Здесь из него, судя по карте, должна была вытекать широкая река, чтобы через 10 км, спустившись между обрывистыми каньонными берегами на 60 м ближе к уровню моря, впасть в Княжегубское водохранилище. Ну уж тут-то, думал я, не избежать нам серьёзных порогов. Однако, в этом походе природа, похоже, решила делать всё наперекор моим ожиданиям: заканчивала озеро здоровенная... не река, а дамба (с этой стороны не слишком и заметная - берег, как берег, только открытый метров на 500 в ширину - а вот с противоположной - высотой метров 100), за которой после получасовых поисков я с трудом нашел ручеёк - полметра глубиной и метра 2 шириной. Делать нечего, пообедали мы, перетащили в две ходки вещи и байдарку и поскреблись по тому ручейку, поминутно вылезая, чтобы то проводить, то обносить своё судно.
      
       16-й день пути. Накануне мы прошли по этой, стыдно сказать, реке километра 2. Осталось ещё около 8-и... На которые у нас ушёл весь день - и то, я страшно удивился, что мы так быстро управились (вернее, удивлялся на следующее утро. А тут не было сил даже на это). Весь день шёл дождь, причём не какой-нибудь там мелкий, моросящий. Но нам уже было не до этого... как и не до того, что так и не удалось сделать обеда. Воды потихоньку прибавлялось, но и камней тоже... И мы, по уши мокрые, тащили между них своё судно, поминутно оскальзываясь, падая и единственно, стараясь при том (по крайней мере я) попасть под байдарку (поскольку свои-то кости уж как-нибудь да срастутся, а если потом - на озере, по волне - начнёт течь судно, то тут уж нашему одиночному экипажу будет гарантированная погибель). Иногда, правда, удавалось проплыть, сидя в судне, метров 100...
       Но один из таких заплывов, например, закончился водопадом... Небольшим, метра 2 в высоту, но прыгать с него всё равно не хотелось. Поэтому я выпрыгнул из лодки раньше. Однако, там оказалось, на удивление, глубоко, и меня так и потащило течением сзади судна (благо, я продолжал держаться за него руками) до самого водопада, на входе в который, распёршись о сходящиеся здесь скалистые берега ногами, мне удалось предотвратить дальнейшее наше падение... И вот, представьте себе картину, байдарка наполовину висит над водопадом, я сзади, как крокодил, только глаза, уши и руки высунув из воды, чудом, из последних сил сдерживаю всеобщее наше падение на 2 метра вниз на острые камни... а Вика преспокойно сидит в этой самой висящей в воздухе части байдарки, пока я её очень вежливо не прошу наконец покинуть судно и подержать, чтобы дать мне возможность самому выбраться на берег.
       Перед другим водопадом я успел и высадить загодя Вику, и сам пристать к берегу... Только, оказались мы, в результате, по разные стороны бурлящей щели полуметровой ширины, в которую здесь превращалась река. Я, протягивая Вике руку, говорю: "Держись за неё и шагай ко мне", - потому как надо опять разгружать и перетаскивать лодку. Та, действительно, берётся за мою руку и, по-прежнему ни слова ни говоря, шагает... прямо в бурлящую щель. Её, естественно, погрузившуюся по самые уши в воду, как пушинку, сносит потоком. Я (хорошо, что опять загодя надежно распёрся о камни на берегу ногами - а то плыть бы нам в водопаде неведомо куда обоим) вытаскиваю её оттуда... И мы молча (она - потому что так и не осознало, что произошло...; а я - потому что просто уже нет слов) идём к лодке.
       Когда же, внезапно, после очередного (самого мощного из пройденных сегодня) водопада всё закончилось большим глубоким озером, ни у кого из нас не было сил не то что удивиться или обрадоваться, но даже в полной мере осознать сей факт. Мы просто всё также молча доплыли до берега, поставили в каком-то болоте палатку, приготовили ужин (благо, дождь тоже внезапно кончился) и завалились спать.
      
       17-й день пути. Вышли, наконец, опять на большие водные просторы. Хоть продукты кое-какие уже и кончились, в деревню Ковдозеро заходить не стали (туда-сюда - это лишние 5 км, да ещё магазин искать, а нам осталось до конца похода всего-ничего). На гору большую одинокую, что виднелась теперь справа по борту, тоже забираться не стали, а лишь сразу же при выходе в водохранилище полазали по скалам, да и поплыли себе дальше, собираясь держаться левого берега. Однако, тот был сильно изрезан, день ветренный, пространства между островами - большие... и мы неслись с попутной волной, лишь приблизительно придерживаясь выбранного направления. Мне, как и в 1-ый день на Иовском водохранилище, приходилось больше не грести, а править, и когда начинала сказываться усталость, лодка принималась опасно рыскать из стороны в сторону... но, слава богу, почти не текла (недаром, я каждый день прорверял и подклеивал её - под конец, уже просто скотчем), иначе, нам пришлось бы совсем туго. Впрочем, и так, к вечеру у меня во всю ломило поясницу и плечи.
       Обедали мы на небольшом острове... и когда отплывали, вокруг в нетерпении толклись, подгоняя нас криками, чайки.
       Ночевать остановились тоже с подветренной стороны высокого скалистого острова. Впрочем, сил, чтобы лезть к нему на вершину, у меня уже не было... Зато, до нас дошло солнце (когда становились, его скрывал остров). Не успело же оно сесть, как из-за дальних гор по дуге стал быстро подниматься большой жёлтый месяц. Мы долго сидели, любуясь широкой открывающейся панорамой вечерней зари. Я даже задремал у костра (благо, комаров не было - сдувал, хоть и небольшой, ветер - а ночь холодная), но потом всё же пошёл в палатку.
       Несколько раз нашим лагерем интересовались проходившие мимо моторки. Проплыли же мы сегодня км 25.
      
       18-й день пути. День был, как и вчера, солнечным. Однако, ветер стих. С утра мы не слишком спешили: позагорали, полазали по острову. Но встали на воду всё же близко к обычному - в 14 ч.
       В 17 ч подплыли к городу Зеленоборский. Там уже две группы москвичей разбирали байдарки. Вику я отправил в магазин, а сам остался - тоже разбираться. Сделать это - без плоскогубцев, одному - было нелегко. Но всё же, я справился.
       В общем, вместе с ужином прособирались мы до 2330. Потом, отошли немного от любопытных глаз в лес к железной дороге, поставили палатку и легли спать. Ночь была довольно холодной даже в свитере, куртке и двух рейтузах, да ещё жутко несло гарью от поездов.
       19-й день пути. Встали в 5 утра. Солнце ещё только всходило. Было холодно. Туман. От железной дороги, по-прежнему, несло гарью. Позавтракали к 7 ч. Я надел на себя упаковку с байдаркой, Вика - рюкзак, и двинулись к вокзалу.
       Из-за того, что всё нужно было унести за один раз (в такой близи от жилья вещи без присмотра не оставишь, а рюкзак у Вики тоже один и не резиновый) упаковка получилась неподъёмной. Согнувшись под её тяжестью (кг 35 на мои 52) я еле шёл. А тут ещё тропа всё время норовила увести от железной дороги в сторону. Но всё же км через 2 мы пришли на станцию. Там встретили ещё одну группу москвичей на "тайменях" - на этот раз только прибывших к началу маршрута.
       Наш поезд опоздал на 40 мин - в результате чего, его стоянка сократилась с 15 до 1 минуты - да ещё пришёл на дальнюю от вокзала платформу (про которую предварительно сообщили, что на неё прибывает электричка) и двери открыл к лесу. Мгновенно осознав всю серьёзность положения, я, забыв и про 35 кг за плечами, бегом рванул с середины состава в его голову (у нас был билет в 1-ый общий вагон), успел обежать локомотив и забраться в уже начинающий набирать ход поезд. Однако, выкинуть жёлтый флажок, чтобы подождать Вику или хотя бы дверь ей открыть с противоположной стороны (мы видели, проезжая, как она нам растерянно махала) проводница наотрез отказалась. Пришлось мне с боем рвать стоп-кран. В результате, Вике удалось-таки сесть в 8 вагон (там проводница добрей оказалась и дверь открыла).
       Оставив байдарку, я сходил в конец состава и помог Вике дотащить вещи мимо что-то ещё вопящего на счёт штрафа за задержку состава начальника поезда. Хорошо ещё, что у нас с Викой - у каждого - были свой билет и документы (она хотела держать их вместе, но я, имея уже какой-никакой подобный опыт, предпочел принцип - каждому своё - без которого и весь этот поход с потерявшими друг друга уже на 3-ий день байдарками вряд ли бы состоялся), иначе, кого-либо из нас просто бы не пустили в поезд. Проводница потом (видимо, чувствуя себя после всего происшедшего всё же несколько неловко) пыталась несколько раз с нами ласково заговорить. Но я твёрдо решил, что прощать таких просто не имею права... как зарёкся и выходить из сего поезда, пока он не прибудет в Питер. Ещё, когда стояли на станции Кемь я обратил внимание на местного милиционера, экспроприировавшего у туристов банку сгущёнки, которую те жрали (какое там - кушали) одной на всех столовой ложкой. Интересно, сделал это он на том основании, что на территории Карелии сгущёнка является контрабандой, или просто, от обиды, что когда вся Кемь (а пожалую, что и вся страна) стоит раком, эти, понимаешь, у всех на виду, в особо циничной форме... В общем, не положено... Потом, сей страж порядка остановил бабусю. А когда та, раскрыв кошелку, показала, что там ничего нет, отправил обратно: мол, когда будет для родной милиции хоть пирожок, тогда и проходи, а так - нечего... Затем, воитель за справедливость направился к скамейке, где возле одного парнишки сидели сразу три бойких местных девчонки, и сказал, похоже, что так тоже не положено: две должны уйти, а уж кто - решайте сами. Возмущённые девушки ушли в полном составе, оставив парнишку угрюмо сидеть в одиночестве... Умудрённые увиденным, остальные пассажиры и проводники, прижимая к груди (а иногда, и роняя в спешке) приобретённую на станции провизию, пробирались вдоль поезда короткими перебежками, чтобы всегда можно было успеть юркнуть от бдительного ока местного правосудия в вагон.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Сибирцев Владимир Станиславович (vs1969r@mail.ru)
  • Обновлено: 21/10/2006. 29k. Статистика.
  • Водный:Кольский п-ов
  • Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка