Прошла всего неделя, как мы вернулись из похода на байдарках по Карелии (который, хотя и проходил с участием детей, "матрасным" тоже отнюдь не был - описание см. в моём отчёте "Муезерка-Лендеры"). Но было уже начало августа. А с сентября меня ожидали тяжёлые трудовые будни (подготовка к защите докторской диссертации - это вам не чай с вареньем). И чтобы одолеть их, оставшись в добром здравии (прежде всего, конечно, моральном... но и физическом тоже), мне нужно было успеть совершить ещё какой-нибудь "подвиг". Так что я вновь собрал рюкзак, постригся коротко (для большего "озверения") и отправился в одиночку на 10 дней в Хибины (после чего собирался ещё, присоединившись к отцу, успеть - за 2 недели пешком, вдоль берега - обойти практически весь Онежский полуостров Белого моря).
09.08. Если, судари мои, хотите вы ездить с комфортом - то путешествуйте поездами не фирменными, а почтово-багажными. Мой, правда, отходил от Московского вокзала города Санкт-Петербурга в 5 утра (да и то, единственный пассажирский вагон к нему прицепляли лишь два раза в неделю - по вторникам и пятницам... но других "прямых" поездов до ст.Имандра от Питера нет). Так что пришлось ждать там, вместе с рюкзаком уже с 0ч (а с 2 ч - так вообще на улице, потому как зал ожидания на вокзале закрылся на плановую уборку)... Но зато какая прекрасная возможность для наблюдений за ночной жизнью вокзала, нравами окружающих и т.д...
А в вагоне моего поезда, после того - тишина, покой... Кроме меня ещё всего 5 детей и 3 их мамаши - так что каждое семейство занимает отдельное купе (и это притом, что вагон - общий... т.е. билет в нём стоит вполовину меньше, чем плацкартный, не говоря уже про купейный). Два спокойных, пожилых проводника (у которых есть даже электроплитка, кастрюля и сковородка, которыми можно, при желании, воспользоваться). Никакой очереди в туалеты. Сидеть можно у любого окошка. Много достаточно долгих остановок, где можно и ноги поразмять, и продуктов или там ягод себе в дорогу купить. А я так познакомилмя ещё и с проводником из соседнего (почтового) вагона, который тоже приглашал к нему заходить.
В вагоне умный мальчик-третьеклассник пересказывает всем содержание энциклопедии по истории... В общем, сплошной отдых для души... Жаль только, что после Петрозаводска (где, гуляя, я наткнулся на чудесную надпись: "Осторожно, слепые пешеходы!"... по-больше бы таких... и ещё модифицированных, типа : "Осторожно, дурные пешеходы!") пассажиров в нашем поезде осталось вообще всего двое.
10.08. В 6 утра разбудила транспортная милиция - шибко я им подозрительным показался... но увы, пришлось отпустить - "подвиги" у нас нынче каждый может совершать не только по указанию свыше, но и по велению души... и даже, гад такой, не обязан вразумительно объяснять - зачем он их совершает. Пассажиры по 3-5 человек в вагон наш то приходят, то снова уходят через несколько станций.
Наконец, в 1630 приехал на станцию Имандра и я. Вышел, осмотрелся по сторонам - очень даже миленькая, просторная деревушка на берегу большого одноименного с гористым не только ближним, но и противоположным берегом. Кругом травка зелёная, цветочки, тишина, покой - никаких тебе дорог проезжих, заборов вокруг домов, людей, жизнью озабоченных (а заодно, и всяких там "вокзалов", магазинов и т.д.). Отсюда на С.Пб 931 п.б. поезд отходит по вторникам и субботам в 130 ночи, а в 17ч ежедневно (включая выходные) проходит "рабочий подкидыш" из Оленегорска в Апатиты.
Дальше пошел по торной тропе на запад - к реке Гольцовка и затем вверх, вдоль неё по правому берегу. Вокруг стоит с палатками и ходит много молодёжи, которая хором со мной здоровается... Хотя чуть не каждый из этих парней раза в два меня здоровее - но понимают, видно, глядя на моё решительное движение к перевалу, в одиночку, с огромным рюкзаком (ещё бы, там одних только продуктов на 10 дней полной "автономки"... милиционеры, правда, нынче утром в поезде всё равно посчитали оный мой рюкзак подозрительно маленьким - на что я им предложил самим его надеть и в горы сбегать) - что не это главное... Я милостиво киваю всем здоровающимся со мной (а то иначе всем им отвечать - язык сломаешь... а я не за тем в такую даль сюда из Питера пёрся) - мол, учитесь... а там, глядишь, когда-нибудь так и сами... Но подобная перспектива повергает всех этих молодых амбалов, похоже, только в ещё больший ужас.
Наконец, в 20ч встал на ночлег и я. На ужин - черника с рисом (именно так, а не иначе - поскольку даже для того, чтобы поставить палатку, пришлось сначала очистить для неё место от ягод) и чай (вернее, просто кипячёная вода) с черникой же и сахаром (хорошо ещё, я первого принципиально, когда один в походе не готовлю - а то ещё и суп с черникой был бы, пожалуй, уже перебором). Вокруг сухой, светлый сосновый бор с ягелевой подстилкой. Ярко горит костёр. С трёх сторон (кроме той, откуда я сюда пришел) сквозь деревья просматриваются горы (без леса... но, сейчас, и без снега). Внизу шумит река. Сейчас там больше камней, чем воды (но всё равно, вода эта - чистейшая, зелёно-голубая, и не замочив ног, на другой берег перейти не так, чтобы уж совсем просто). А вот в июне, по паводку поток сей представляет собой, верно, весьма впечатляющее зрелище...
И так, за раздумьями просидел я у костра аж до 0ч... благо, и ветер стих (а потому и дым шел исключительно вверх, и тепло не сдувало), и ночь ожидается явно прохладная (но зато, и комаров, а главное, мошки, досаждавшей мне вечером, не стало... и небо расчистилось - а то, того и гляди, дождь пойдёт).
11.08. После завтрака, налегке (собрав вещи и спрятав рюкзак в лесу) я перешел на левый берег реки и поднялся на невысокий здесь горный гребень. Заглянул с него в долину ручья Меридиональный. А потом, пошел на восток - в сторону ближайшего здесь нужного мне перевала.
С утра всюду вокруг бродили дождевые, угрюмые тучи. И горы в обрамлении их (тучи сии чуть ли не цеплялись за вершины) смотрелись весьма сурово и дико. Но потом, небо расчистилось, засияло солнце... и вид у окружающего меня стал совсем иным.
Обратно, спустившись с гребня, я пошел по тропе, петляющей вдоль правого берега реки Гольцовки (впрочем, аналогичная же тропа идёт и вдоль левого берега сей реки). Много фотографировал и саму реку, и её притоки. Сейчас по многим из здешних поров и водопадов можно спускаться прямо по дну - по щиколотку в воде. А вот посмотреть бы на эти места по паводку, в июне (тогда, я думаю, и молодёжи туристкой тут помене)...
Затем, пообедав на месте своего же предыдущего ночлега, я снова пошел на восток - но на этот раз уже с рюкзаком... И на следующий ночлег встал уже на границе леса. Позади в узости долины видно озеро Имандра, а впереди громоздятся голые каменистые горы - так что аж жуть берёт: "Неужели мне туда завтра идти". Комаров мало... Но зато закалённые (как и берёзы на здешнем холоде и ветродуе) они и злые, как собаки. Ночь снова обещается быть холодная (так что я стал подмерзать даже в двух шерстяных свитерах и синтепоновой куртке), но ясная.
12.08. В 8 утра мимо меня на перевал пробежала очередная группа из 7-и человек. День ясный, солнечный. Я собрался, приготовил опять черники (которую собрал ещё на предыдущей стоянке) с рисом на три порции (обедать, а возможно, и ужинать придётся "в холодную" - поскольку подход и спуск с перевала, где и ни дров, ни воды уже не найдёшь, ожидаются длинные), взял с собой ещё бутылку с водой и начал восхождение.
Как оказалось, воду набрать можно было и на мин.45 по ходу позже, а в месте моей ночёвки ручей уходил под камни просто на некоторое время. На сам же перевал Северный Чоргорр я поднялся через 2,5 часа (а можно было бы и на мин.45 раньше, если бы сегодня, пройдя два правых притока, обозначенных на карте, я на ещё одном, последнем разветвлении ручья не пошел влево - куда вела тропа - в результате чего, мне пришлось преодолевать дополнительную, пусть и не очень большую возвышенность, а затем уже делать траверс собственно к перевалу).
Там между не очень высокими, но отвесными скальными стенками продолжал лежать снег... И открывался весьма живописный (но и столь же крутой) вид на долину реки Кунийок (включая и расположенные в оной долине несколько небольших озёр, а также базу КСС). Так что я как глянул туда, так, напевая: "А жить так хочется, ребята", и сел тут же обедать, как и собирался с утра "в холодную" (благо, кто-то не поленился затащить сюда даже деревянную скамейку), чтобы если уж и погибать на спуске, так хоть не на пустой желудок...
И вообще, куда торопиться-то? Ведь, как ещё Высоцкий пел: "В гости к Богу не бывает опозданий". Но, как оказалось, есть куда. Поскольку едва я только спустился (а спуск сей занял у меня полных два часа... и хорошо ещё, что на склоне практически снега не было, и составляли его, в основном, осыпи из достаточно крупных камней... но и так, спускаться сюда было существенно трудней, чем подниматься на Северный Чоргорр со стороны Имандры) и глянул назад - выяснилось, что вершина перевала уже наглухо закрыта тучами.
"Боже мой, неужели я только что с такой горищи страхолюдной спустился? Да заставь меня на неё отсюда лезть - ни в жисть бы не пошел", - подумал я, запрятал рюкзак у одного из упомянутых выше озёр в долине р.Кунийок и с 20 до 23ч бродил по округе с фотоаппаратом. Вокруг стояло огромное количество туристической молодёжи... Но даже это не могло испортить окрестные виды - особенно, на мой взгляд, замечательные именно в обрамлении затянувших всё небо угрюмых дождевых туч и тумана.
Вернувшись уже в сумерках к рюкзаку, я поставил наконец палатку, забрался в неё, перекусил (снова "в"холодную", поскольку сил на разведение костра у меня уже не было) и тут же заснул.
13.08. До обеда (позавтракав опять "в холодную", чтобы сберечь время) снова пробегал по округе - теперь уже при солнце... И в результате, в дальнейший путь двинулся лишь в 15ч.
В 12ч пытался связаться по "мобильнику" с Питером - но увы: "Нет сервиса". Пока обадал, с Чоргорра спустилась ещё одна группа (на подъём вчера прошли трое и сегодня несколько одиночек) человек из 20 москвичей - молодежь, предводительствуемая двумя "зубрами" (мужчиной и женщиной). Начинали они тоже с Имандры, но успели уже исходить по горам всю округу (включая перевал Ферсмана).
Я же после 15ч перешел у базы КСС (несколько одноэтажных деревянных домиков - в т.ч. один для радиосвязи - вокруг "площади" для машин и вездехода) реку Кунийоки по деревянному пешеходному мостику (машины на другой берег сей реки ходят несколько выше по течению - вброд... аналогично мог бы, конечно, сделать и я - но лень) и двинулся по "большаку" (ведущему сюда через перевал Кукисвумчорр от г.Кировск) на северо-восток, вдоль по долине р.Кунийоки.
После р.Партомйок по 1-му ответвлению "большака" влево вышел к р.Кунийок и дальше уже пошел по тропе вдоль неё. Ещё через мин.40 вышел к озеру Гольцовое (тоже, кстати, весьма красивое, окруженное горами... и вода в нём, как и в р.Кунийок, такая чистая, что аж зелёная, и прозрачная до самого дна). Небо опять всё из себя нахмурилось... но без дождя. Перейдя горловину озёрного залива (ныне представлявшую из себя лишь маленькую мелкую протоку) и устье р.Лявойок (нынче также представляющее собой 6 маленьких ручейков, впадающих, пересевая узкий галечный пляж, в оз.Гольцовое), я на 1-ой же развилке свернул направо и через км.2 вышел опять к той же р.Лявойок и пошел дальше уже по тропе вдоль её правого берега.
На ночлег встал в 21ч почти на границе леса (а заодно, вроде как и воды). На ужин же сделал гречневую кашу с найденными по пути подосиновиком и куском полукопченой колбасы, запивая всё это "сырой" водой с черникой, толченой в сахаре (так оно и вкусней, и полезней).
14.08. С утра солнце, и так жарко, что я даже искупался в озерце - где, по первому взгляду, заканчивалась река Лявойок (только со скалы сбоку падает ещё небольшой водопадик)... и где я вчера брал воду для еды, любуясь окрестными видами, освещаемыми закатом. В 11ч навстречу мне с перевала прошла семья из трёх новгородцев и маленькой собачки. В 1230 двинулся наверх и я.
Подъём занял у меня 3,5 часа. При этом я ещё два раза купался во вновь появившемся из под камней ручье, а также, оставив рюкзак, поднимался на боковую вершинку - обозревать окрестности (а заодно, при этом опять вдоволь наелся крупной, сладкой черники).
Подъём хоть и длинный, но достаточно пологий и технически несложный. А вот воду я, как выяснилось, тащил с собой опять зря - на самой верхней точке перевала Южный Партомчорр, в седловине между гор, на ровном плато, покрытом ягелем вперемежку с камнями, есть озеро. Там я и пообедал. Спуск с перевала первые полчаса, и вовсе, представлял собой одно удовольствие. Но потом пришлось идти по руслу ручья на дне узкого каньона... Сейчас-то это тоже было несложно. А вот, например, в июне, во время паводка здесь придётся идти либо по верху, по правому краю этого каньона... либо через перевал Умбозерский (там, кстати, судя по всему, и спускаться/подниматься нужно гораздо меньше).
Когда "мой" ручей слился с рекой, текущей с перевала Умбозерский, долина у них стала весьма красивая... Но и туристов я там за пару км. повстречал целых 3 группы, человек по 10-15... И сам встал на ночлег в месте, где в реку Каскаснюнйок впадает приток с перевала Северный Рисчорр - уж больно место тут красивое.
15.08. Выбрался из палатки в 9ч. солнышко. Хорошо... только холодно, не в пример вчерашнему, так что я даже куртку тёплую снимать не стал. Туристы по-прежнему вокруг ходят толпами. Сижу, завтракаю, представляю, как я тут всю округу сейчас обснимаю... как вдруг, оглянувшись, замечаю тучу - да такую, что минимум на полдня солнце скроет...
Бросил я завтрак свой недоеденным, покидал вещи, на всякий случай, от дождя в палатку... и дунул с фотоаппаратом бегом по горам окрестным так, как, наверное, и чеченские террористы под обстрелом не бегают (а только тараканы по столу под внимательным, направленным на них взглядом)... После чего вернулся в лагерь лишь к обеду, собрался и в 1530 двинулся с рюкзаком дальше в путь - вниз по течению реки Каскаснюнйок.
Сначала тропа шла вдоль берега. Но потом, превратилась в дорогу и отошла к горам (обходя заболоченную долину реки)... Ужинал я с 20 до 2130 у небольшого лесного озерца... После этого дорога повернула на юг... А я, дойдя по ней ещё через час по сухому, светлому сосновому бору до развилки, свернул на запад, перешел вброд реку, поставил палатку и лёг спать.
16.08. Проснулся я снова в 9ч. Весь день солнце. После завтрака, в 1130 пошел дальше на запад. Вскоре пришлось ещё раз перейти реку. Дорога сначала (как и вчера в конце пути) была хорошая, наезженная, среди сухого соснового бора... но где-то через час пошла краем болот (как вчера в начале пути - ведь сегодня я поднимаюсь вверх по течению). Мне это дело скоро надоело. И, взяв направление чисто на запад (вместо юго-запада, как шла дорога), я стал по лесу подниматься в гору (подпитываясь по пути черникой)... И где-то ещё через час, к своему удивлению, был уже на открытой вершине - в начале горы Рыпнецк , откуда открывались замечательные виды на оз.Умбозеро, долины рек Тульйок и Каскаснюнйок (действительно сильно заболоченные), а главное, на запад - на все окрестные перевалы. Здесь, наверху из-за ветра было так холодно, что мне вместо всего лишь одной рубашки и панамы (в которых я шел по лесу) пришлось надеть тёплые куртку и шапку... а по хребту тоже шла дорога - красивая, а главное, сухая. По ней я дошел до самого верха горы Рыпнецк, где я пообедал... и, ещё раз осмотрев внимательно сверху окрестности, решил обратно, к базе КСС идти не через перевал Южный Рисчорр, как собирался ранее, а через перевал Умбозерский, который и легче гораздо для прохождения, а главное, красивей. Через 2 часа после этого, двигаясь на северо-запад, я был в том же месте, где ночевал два дня назад... и заночевал там снова, потому как место действительно красивое.
17.08. Ночью похоже, был заморозок, а с утра - солнце. Поэтому я опять сбегал на знакомую вершинку - делать снимки - и в результате, в путь двинулся лишь в 14ч, когда небо уже основательно заволокло тучами.
Перевал Умбозерский, действительно, оказался красивым и несложным. В верхней точке перевала три красиых озера... а вниз, к реке Кунийок даже ведёт сначала колея, а потом всё более наезженная дорога. Внизу она 4 раза пересекает реку, вдоль которой идёт (так что по паводку лучше, наверное, так и идти до конца вдоль правого берега этой речки, не переходя её лишние разы).
Обедал в 17ч у озера на перевале. Встретил там одинокого парнишку из Москвы, который за день делает по три перевала (Центр.Лявочорр, Сев.Партомчорр и Умбозерский), наматывая 2-ую категорию, пока основная его группа спокойно идёт по маршруту 1-ой категории. С перевала до базы КСС я шел уже под дождём. К базе подошел в 2030, перешел по мосту реку и заночевал на старом месте (у озера, в виду пер.Сев.Чаргорр). До 24ч просидел у с трудом разгоравшегося костра, глядя на такие романтичные в окружающих сумерках горы и готовя ужин, а потом пошел спать. Комары под дождём совсем озверели. А на берёзах ещё ни одного жёлтого листочка.
18.08. На базе КСС телефона нет ("мобильники" берут только с пер.Сев.Чаргорр), а только радиосвязь. Народу вокруг с прошлого раза ещё прибавилось (да утром ещё две группы прошли мимо меня на Чаргорр). Всю ночь шел дождь (так что у меня даже в палатке, в полиэтиленовом мешке вымокли все спички и рис), но к утру перестал... Однако всё равно, весь день пасмурно, и вершины гор скрыты сплошной пеленой тумана. Вокруг всё мокрое, так что костёр развёлся с трудом (хорошо ещё. что кроме спичек у меня есть зажигалка).
В путь двинулся в 12ч . При этом сбегал ещё на мин.50 вбок, по указателю - полюбоваться на водопад на р.Рисйок. Обедал в 1530 у 2-го озера на перевале Кукисвумчорр (там как раз сидели у костерка четверо ребят из Питера). По "большаку" в обе стороны идёт немало машин - подвозят туристов из Кировска к горам и забирают обратно. С перевала уже берёт МТС. В начале озера Малый Вудъявр был в 1915, но до 2015 ещё обходил его по дороге до реки, следующей после р.Поачийок... где и встал на ночёвку, благо место тут тихое и красивое (жаль только, что дальние окрестности скрыты туманом.. но в этом есть и своё очарование). Костёр опять развёлся с трудом. А вот моё "мачете", взятое вместо топора для рубки веток, пока не подводит.
19.08. Ночью опять шел дождь. Весь день же, как и вчера, пасмурно, холодно (так что куртку тёплую я даже и снимать не стал), и вершины гор скрыты туманом. В 13ч (поскольку писал ещё дневник и рассказ) я двинулся в путь. До 15ч обходил оз.Мал.Вудъявр по западной (глухой) его стороне. Причём сначала спускался прямо по руслу реки (которая не набрала здесь ещё достатчоной силы... и потому, спуск по камням, по щиколотку в струях воды был ничуть не хуже, чем, к примеру, по курумникам с перевала). Потом, немного по зарослям мокрых кустов. А после, по вполне чистому и сухому лесу, где в такую погоду хорошо и дышится, и думается (причём лучше о жизни в целом, чем о всяких там "мелочах" - вроде диссертации, неурядиц с работой, семьёй и т.д.). Затем, до 1730 я пробирался по уже достаточно заваленному лесу, вдоль реки, до ботанической станции. Оттуда связался по "мобильнику" с отцом (наконец-то стал брать BeeLine), чтобы уточнить планы на вторую часть своего путешествия. Затем, ещё за мин.45 прошел до конца оз.Бол.Вудъявр (опять-таки по западной, "глухой" его стороне) по узкой каменистой полоске прямо вдоль уреза воды. Потом вышел-таки на широкую дорогу (по правому берегу р.Белой), но уже через пару км., после 2-го ручья свернул по тропе на запад, к горам... И ещё через полчаса, в 20ч вышел к началу ущелья Скального, где в тумане поставил палатку... забравшись в неё, поужинал "в холодную" (поскольку ни воды, ни дров тут и в помине не было... а я с утра, увлёкшись прохождением, как-то даже ещё и не обедал)... и лёг спать на ветру, дувшем мне в голову так, будто палатки и в помине не было.
20.08. Проснулся я в 7ч... позавтракал (опять-таки "в холодную" - гречневой кашей с черникой)... и в 840 уже двинулся дальше. Через 0,5км, в середине ущ.Скального, рядом с хорошей площадкой для палатки (только что по-прежнему без дров) обнаружилось не высохшее ещё озерцо... а также ответвляющаяся на север, действительно скальная, красивая расщелина (по которой налегке я поднялся до верха, откуда открывался широкий вид на г.Апатиты, оз.Имандра, горы и т.д.). На западном выходе из ущ.Скального также открывается широкая, красивая панорама окрестностей... и есть ещё два хороших озерца. Оттуда, пройдя на юг, я вышел в начало ущ.Южного - оказавшегося, на мой взгляд, гораздо более красивым и скальным, чем предыдущее... а кроме того, в нём ещё тёк "живой" ручеёк.
Пройдя от восточного выхода из ущ.Южного ещё 0,5км по лесной тропе вдоль всё того же ручья, я с 1230 до 1430 сделал наконец-то обед с костром... к 1530 спустился в Кировск (перейдя р.Белую по ж.д. мосту)... и в 1630 был уже на ж.д. станции в г.Апатиты (сойдя с автобуса 102 сразу после 2-ой площади, у магазина "Горизонт", и дальше двигаясь пешком на юг). Там купил билеты на поезд 373 Мурманск-Вологда до станции Вонгуда и пошел гулять по окрестностям (благо, день был, не в пример вчерашнему, тёплый и солнечный - так что от гор и уезжать уже не хотелось).
В 2050 сел на поезд - полупустой (так что мне опять досталось отдельное купе), останавливающийся практически на каждой станции (в том числе и в Имандре, и в Хибинах... где также из "дальних" останавливается и один из московских поездов) и ежедневный (до конца сентября). Там я поужинал и почти сразу лёг спать.
21.08. Ночью и с утра было довольно холодно (так что я даже завтракал в тёплой куртке и шапке - в 830, когда весь вагон ещё бессовестно дрых). После Беломорска по-прежнему останавливались на каждой станции (большая часть которых даже и в расписании не обозначена)... при этом в Унежме стояли 40 минут, а в Малошуйке - 2 часа. В купе за мной ехали железнодорожники... а потом к ним зашло ещё трое гулявших по поезду молодых солдат: салага-ракетчик (который, однако, больше всего приставал к девушкам в вагоне и на станции), морской пехотинец из роты "Белый медведь" (единственной, как он объяснил, части собственно морской пехоты на Северном флоте... остальные - части береговой охраны, надевающие чёрную форму морской пехоты лишь для устрашения возможных диверсатнов, но имеющие совсем другую подготовку... что собственно и правильно предназначены и соответственно готовятся для проведения наступательных штурмовых операций, а никак не для охранной службы, которая имеет совсем другие особенности), весь из себя расфранченный и увешанный всевозможными знаками отличия и наградами (как он рассказывал, у них в морскую пехоту и посвящали-то, засовывая новобранца в тумбочку и спуская её с 4-го этажа), и сержант из военной разведки в зелёной потёртой форме без единого значка (так что железнодорожники приняли его сначала за самого большого салагу... но морской пехотинец им потом объяснил, что в военной разведке просто так положено - быть как можно непримечательней с виду).
Вонгуда - вторая остановка после ж.д. моста через реку Онега. Мы были там в 1650. И я ещё прогулял по окрестностям до 21ч - благо, день нынче тёплый и солнечный; и вокруг (не в пример Малошуйке) красиво - холмы, озёра, большая асфальтовая дорога (по которой до г.Онега отсюда 32км и ходит, помимо прочего, рейсовый автобус).
Затем, пришел наконец поезд со станции Обозерская Архангельской ж.д. (один вагон и маневровый паровоз), на котором я встретился с родителями и уже вместе с ними к 2220 доехал до г.Онега. А в 23ч мы уже были на квартире у родственников... Из коих, правда, в наличии оказалась только Юля - да и та не шибко обрадовалась нашему приезду... Так что мы перекусили своими же дорожными припасами и легли по-скорей спать... А в 6 утра уже вскочили, позавтракали и побежали выяснять - как нам выбираться отсюда дальше.
22.08. Доехав до автовокзала г.Онега, мы выяснили, что 1-ый автобус до дер.Кянда уже ушел в 8 утра; а 2-ой будет в 1630. А нам бы, желательно, заехать ещё по-дальше. Иначе, за 2 недели просто не успеть обогнуть Онежский п-ов (нам и так придётся всё это время делать по бездорожью никак не меньше, чем по 20 км в день). Раньше же с маршрута не сойти. А на больший срок у отца ни остатков (после похода по Карелии 19) отпуска не хватит... ни продуктов с собой не унести.
В результате, отправились мы к Гаражу, откуда лесовозы ходят (на северо-западном выезде из г.Онега), и поймав ещё через пару часов 1-ый КАМАЗ, я с матерью за 1,5 часа доехал 75 км - за пос.Верхнеозерск, до поворота на юго-западную ветку лесовозной дороги. При этом местами КАМАЗ наш нёсся по грунтовке за 80 км/ч; на 55км пересекли мы речку Кянда (вдоль которой в 1995 году начинали пересекать Онежский п-ов), а ещё через 5км проехали поворот на г.Северодвинск (эту дорогу построили уже после того, предыдущего нашего похода).
Пока ждали следующую машину, успели на ходу пообедать геркулесовой кашей с чаем (разогрев воду для этого в котелке прямо возле дороги). Через час подъехал и отец на "СуперМАЗе" ("новая марка" - МАЗ со спальным местом за спиной водителя), в кабину которого загрузились уже втроём, и проехали ещё 15км. Там МАЗ наш стал загружаться лесом. А мы, пересев на ещё один лесовоз (снова - хоть он был уже без спального места - все трое с рюкзаками неподъёмными в одну кабину), проехали ещё 12км до конца дороги.
Там сидело уже 6 человек из дер.Пурнема, дожидаясь заказанной ими из г.Онега машины. А мы двинулись дальше уже пешком... Сначала, км.1,5 по деревянной колее... Потом, ещё 5км по красивой тропе среди глухого елового леса (где сделали ещё один обед для отца). И к 20ч вышли к Пурнеме - большой, красивой деревне на открытом берегу моря, на 40км дальше по п-ву, чем деревня Кянда (которая, в свою очередь, на 60км отстоит от г.Онега).
Если набираются пассажиры, сюда из г.Онега ходит катер и даже за 500 руб с человека летает самолёт (он, впрочем, бывает прилетает и из самого Архангельска... лётное поле - на выгоне для скота... а здание аэропорта - вагончик лесорубов). В самой деревне есть две большие деревянные церкви. Дома тоже - большие, добротные, красивые - настоящие архангельские. Есть электричество и даже Дом Культуры.
За деревней, у речки мы и встали в 22ч на ночлег. А в 2230 уже стало смеркаться. Комаров и мошки возле деревни - как в тундре - раз в 5 больше. чем в лесу - аж воздух чёрный, несмотря на ветер.
23.08. День был тёплый и солнечный. Проснулись в 8ч, а вышли на маршрут в 11. До обеда (в 15ч) шли вдоль берега моря по красивой песчаной дороге среди берёзово-соснового сухого, светлого леса. Берег моря представляет собой один сплошной, широкий песчаный пляж (на ближнем к лесу краю которого вскоре после деревни - "святой" источник с деревянным желобом и беседкой с крестом). Вода в море горько-солёная и довольно тёплая (поскольку тут отмель). Нас обогнали два парня на мотоцикле и ещё двое на велосипедах. Вдоль дороги - малина. На берегу - избушки, выстроенные все словно по одному образцу - из толстых брёвен, достаточно просторные, с парой широких нар, столом, отличной кирпичной печкой-плитой (какую в "Средней полосе" не в каждом и жилом-то доме найдёшь), предбанником, сараюшкой рядом для лошади - так что в любой из них спокойно зимовать можно.
Обедали мы как раз возле очередной такой избушки, за 10км от дер.Пурнема - куда мужики ездят на лошади, на покосы. После обеда пошли по берегу - благо, море спокойное, да ещё и вовсю шел отлив - среди множества морских звёзд, креветок в лужах (прозрачных - так что с трудом и разглядишь - но зато, так и прыгающих по ногам - а шел я по обнажившемуся песчаному дну босиком) и толстых морских червей (пару которых, не успевших зарыться в песок, мы взяли с собой - на наживку). Однако, через пару часов снова вернулись на дорогу (поскольку там идти всё же по-твёрже - а значит, быстрей - а главное, интересней - уж больно берег моря тут однообразный), которая стала за это время более заболоченной... Однако, воду для еды найти тут оказалось весьма нелегко (не май-июнь, ведь, на дворе, а август - и потому, сухо даже в болотинах). Так что на ночлег мы встали лишь в 21ч - возле совсем маленькой лужи, прячущейся в колее.
24.08. Встали в 8ч, а на маршрут вышли в 1030. Через час ходьбы по заросшей травой лесной дороге вышли к деревне Лямца (и это при том, что 2 дня назад, в конце лесовозной дороги мы встретили парнишку, который от сей деревни до туда за полдня дошел - вот бы нам так). В ней жилых домов около полуста, работает магазин, телевидение... есть памятник с железным крестом и горой пушечных ядер - в честь боя с английской эскадрой в Крымскую войну. Расположена деревня красиво - в долине реки, окаймлённой с двух сторон высокими косогорами, а с третьей - морем.
Дальше дороги нет (сообщение с "Большой Землёй" только по морю или самолётом) - так что пришлось идти по самому берегу моря, который здесь первые км.5 представляет собой высокий косогор с узкой полоской каменистого пляжа вдоль уреза воды (во время отлива, правда, обнажается ещё и широкая песчаная отмель), а потом постепенно понижается. Ручьёв в это время года мало - так что воду для обеда нашли с большим трудом. День был опять тёплый, солнечный, безветренный - так что мы много загорали и купались. На ночлег же встали в 2015 на берегу моря, возле избушки с ручьём. Снова вечером много мошки.
25.08. Весь день пасмурно, но тепло. Встали в 730 (по моему почину), а на маршрут вышли в 10ч. Шли сегодня весь день по красивой лесной тропе, которая заводила нас то в глухой ельник, то в светлый березняк, то в болото, то снова почти к самому берегу моря. Пока мы ещё спали, в 630 по морю, по отливу проехал мальчишка на лошади, запряжённой в телегу. Следы лошади постоянно встречались и на тропе... Только непонятно, как она перебиралась через упавшие деревья. Ползком что ли? Ночью вокруг наших палаток шныряли совы (колбасу, наверное, искали), а утром подняли жуткий крик во'роны (так что мне пришлось даже вылезать из палатки, чтобы прогнать их).
Через полчаса после начала движения встретили возле крепкой избушки 6 мужиков из Северодвинска, которые, находясь в отпуске, приплыли сюда по морю на деревянном баркасе с мотором. Ещё через полчаса вышли к 1-ой большой реке после дер.Лямца. После этого речки и ручейки пошли довольно часто - но в это время их все можно спокойно перейти вброд, не замочив сапог. На берегу через каждый км.3 по-прежнему встречаются крепкие избушки с хорошими кирпичными печками, двойными рамами, кроватями и т.д. - жить можно, не то что зимой на ночь остановиться.
Обедали с 1430 до 1730 в лесу, на берегу ручья. К 19ч вышли в район избы Котова. Там стоит высокий деревянный крест (похоже, в память "победы" над всё той же английской эскадрой) и новая, деревянная же часовня. А сама изба хоть и большая, и с резными столбами, подпирающими крыльцо... но какая-то полуразвалившаяся. В ней два мужика (якобы "москвичи"... но похожи, скорей, на скрывающихся чеченских террористов)... а где-то неподалёку (в ещё одной избе) проживает ещё и местный "террорист", сбежавший сюда из дер.Лямцы от правосудия.
В 20ч, у следующей после избы Котова реки встали на ночлег и мы. По берегу что реки, что моря тут идут красивые полянки. По реке к нам тихо-тихо подбиралась любопытная чайка. На берегу же моря - медвежьи следы... да я ещё нашел большую, красивую раковину. Опять очень много мелкой, но весьма кусачей мошки, которая заедает даже в самой палатке... и главное, самой практически не видно, а кусать как-то умудряется.
26.08. Весь день опять пасмурно, но тепло (только под вечер выглянуло солнце). Опять шли по лесной тропе... Только на этот раз ближе к берегу - по светлому, хоть и корявому, но от того только ещё более живописному березняку... Поэтому я делал много снимков... Тем более, что берёзы эти уже начали желтеть, и лес приобрёл очень много новых цветовых оттенков - от нежно-зелёного (у хвощей), до красного (у иван-чая и некоторых ягодных кустарников).
Вышли мы в 10ч. Через полчаса подошли к избе Ильина (существенно крепче, чем у Котова... даже с двумя печами... стоит на живописной поляне - как и изба Котова и место, где мы ночевали... через довольно широкую реку - деревянный мост... правда, уже почти развалившийся). Затем, опять живописным берегом шли до 1330 и встали на обед ввиду мыса Чесменский, на большом, заливном похоже со стороны моря лугу, возле сосновой рощи.
Вдалеке, сами по себе, даже не стреноженные паслись три коня... которые потом подошли знакомиться - так что мы не знали уж как от них и отделаться. Вода в ручье опять солоноватая. Маяк с берега не виден (только издалека, с моря), поскольку стоит хоть и на возвышенности, но среди леса. К нему от берега м.800 ведёт дорога, которая там же и кончается. В самом же маяке можно гостиницу устраивать (помимо основной башни, есть ещё здоровое, кирпичное, жилое здание и несколько небольших деревянных вокруг на поляне... электричество от водоналивных батарей... хотя, похоже, есть и движок... наверху телевизионная антенна... а вот из людей - никого, как и на лугу с конями; хоть нам и говорили, что здесь живёт смотритель).
От маяка вернулись обратно, к мысу и по колее пошли вдоль берега. Шли ещё часа 2 (мимо ещё одной большой избы... даже с баней) до широкой реки, поднявшись вдоль которой немного по тропе, встали на ночлег. Было время прилива... так что вода из моря довольно активно текла в реку... и чтобы набрать пресной воды для чая (кашу варить-то можно и на солоноватой) мне пришлось забираться в верховья нашей реки ещё на км.2... Зато, тут много черники (впервые за время нашего нахождения нынче на Онежском п-ве) и мало мошки.
27.08. Снова пасмурно. Ночью был дождь. В 10ч двинулись в путь. Сняв сапоги, перешли вброд реку. Потом, скинувшись немного на север, вышли на дорогу и через км.3 на северо-восток, перейдя ещё одну небольшую речку, вышли к дер.Пушлахта. В ней около 20 жилых домов. Магазина нет. Но есть электричество, телевидение, пристань (где стояло два больших буксира, и раз в месяц приходит катер из Архангельска), коровы, много больших лодок, трактора на ходу, и дорога напрямик в деревню Летняя Золотица вдоль линии электропередач - лесная, но для пешего хода (без тележки) более чем удобная... На ней мы в 1330 и остановились на обед возле ручья, в км.6 от дер.Пушлахта (раньше по этому времени года воды просто не было, хотя дорога и шла кое-где по краю болот).
Через полчаса после обеда (грибы с морской капустой - мы её собираем в полусушеном виде прямо на берегу моря - борщевым пакетом и рисом; а также бруснично-черничный компот) дорога вывела нас 1-му озеру (слева), затем ко 2-му (справа), потом к полянам от бывшей деревни с большой избой... а где-то через ч.1,5 - и к берегу моря. Там дорога закончилась, и пришлось идти по самому урезу воды (благо, песок тут был твёрдый), по медвежьим следам.
Море было практически полностью скрыто туманом. Через ч.1,5 продвижения вдоль берега мы вышли к крепкой избушке, где отдыхало ещё трое мужиков из Северодвинска. Ещё через мин.15 прошли ещё одну крепкую избушку на берегу (даже с электричеством) и вскоре после неё, у ручья, на вновь появившейся дороге, в сосновом бору встали на ночлег. В довершение ужина я выпил чая со спиртом (поскольку был на грани заболевания) и в 22ч уже заснул.
28.08. Вышли в 10ч. За 3,5ч по лесной дороге прошли 12км до деревни Летняя Золотица. Она вытянулась на другом берегу одноимённой реки (переходить которую следует выше деревни). Там работает магазин. Есть пристань с буксирами. Летает самолёт (АН-24) в Архангельск (иногда, когда достаточно пассажиров, аж по два раза в день... но билеты дорогие - 2300 руб/чел). Отсюда, как нам сказали, идут две дороги по 40км каждая - вдоль берега, к деревне Летний Наволок и напрямик, к дер.Лопшеньга.
Сразу за Золотицами высокие, безлесые холмы, с которых открывается широкий, красивый вид на реку, море, лес, деревню... От завтрака до Золотиц не было ни одного ручья. Зато через полчаса после обеда (который мы сделали сразу за деревней; набрав предварительно воды из колодца у магазина) мы пересекли по деревянному мосту большую речку.
Дорога песчаная, наезженная (несколько раз мимо нас проносились мотоциклы), хоть и с медвежьими следами. Ещё через полчаса после вышеупомянутой речки мы вышли на берег моря. Он тут хоть и каменистый, но открытый и красивый. Много избушек. Море спокойное. Светит нежаркое солнце (хоть с утра и было пасмурно). На ночлег встали немного недоходя до 2-ой речки, на мысу с 4-мя избушками и мелким пресным прудом за ними. После ужина я ещё немного прогулялся по дороге. Из-за пруда, хоть и ветерок, много комаров.
29.08. Дорога опять завалена обезвоженными леммингами и загажена медведями и лошадьми (где-то в лесу они ещё и ржут зверски - то ли их медведь загрызает; то ли они его). В море на камнях сидит ржавый, древний "фрегат" (не иначе, как от "разбитой" английской эскадры оставшийся)... Едим с кустов обочь дороги малину... А из под куста на нас злобно змея шипела - вся из себя узорчатая и, наверное, жутко ядовитая (потому такая и наглая, что её тут все знают и заранее стороной обходят... а мы, дурные - нет).
За 2,5 часа после завтрака прошли две больших речки и родничок (у моста, уже после "фрегата"). Пасмурно. Несколько раз пытался накрапывать дождик. С дороги взлетают тетерева. Низко над деревьями пролетают гуси.
После обеда дождь пошел всерьёз. Выйдя на берег моря, мы пошли вдоль него. Слева грохотал прибой, справа - разливы пресной воды, впереди - камни и бухты... На о-ве Жижгин виден большой маяк. У берега ещё одно брошенное судно - на этот раз, пассажирское.
Дойдя до деревянного комплекса (створный знак, изба, сарай для скота и баня из трёх отделений - предбанник, мойка, парная - и тоже с хорошей, "белой" печкой) по тропе через болото, выложенной досками, дошли на юг до оставленной нами в лесу дороги, которая повернула здесь уже на восток, и у ручья встали на ночлег. Под дождём поставили палатки, развели костёр... Впрочем, к следующему утру дождь этот всё же кончился.
30.08. Часа 1,5 после завтрака шли по всё той же лесной дороге. Потом она вывела нас на берег между небольшой военной частью и деревней Летний Наволок (магазина нет, домов всего около 20... и не очень крепких). Оттуда пошли вдоль самого прибоя... Тем более, что хотя и было с утра пасмурно, к полудню распогодилось. Берег и море - открытые, красивые.
Воду набрали в очередном пресном пруду возле самого моря (вчера, в конце дня их тоже было много) и где-то час несли до обеда, который сделали на очередном открытом мысу, возле надписи, возвещающей о том, что мы находимся на территории создаваемого национального парка "Онежское поморье", который будет тянуться как раз вдоль берега Белого моря от дер.Пурнема до Унской губы.
Дальше дорога продолжила идти вдоль открытого берега моря. По пути нам встретилось ещё несколько избушек (но все закрыты на замки). Море тут совсем другое - настоящее, открытое и суровое. За час до ночлега набрали воды (по 1,5 литра на человека - чтобы хватило и на ужин, и на завтрак) и в 20ч (пройдя после обеда 4ч) встали лагерем "в дюнах", возле очередной избушки, рядом с ещё одним ручейком и большим количеством выброшеных морем сухих брёвен...
А около 22ч, когда уже был почти готов ужин, на нас вышел здоровенный медведь. Из-за шума моря и сумерек он долго не мог нас ни углядеть, ни расслышать. И нам пришлось, на всякий случай, залезть на чердак избушки (хотя медведю последовать туда за нами вряд ли составило бы много труда)... Потом медведь всё жже неспеша свернул к лесу и обошел нас... Но мы сочли за лучшее всё же остаться ночевать на чердаке... И правильно сделали... поскольку снаружи всю ночь лил дождь и бушевал ветер.
31.08. К утру дождь прекратился. Но ветер только усилился... Так что мне стоило большого труда, укрывшись за всё той же избушкой, развести костёр и приготовить на нём завтрак (греча в котле так и не закипела, а просто "дошла" в тёплой воде).
Дальше дорога кончилась, и нам пришлось идти по самому берегу, по песку, вдоль бушующего моря. Чуть не через каждый км. встречались крепкие избушки (с туалетом в предбаннике, а кое-где и двумя комнатами... и стенами, обтёсанными изнутри, чтобы сделать их плоскими), в одной из которых, в 1230 мы даже присели на полчасика - обсохнуть (поскольку снова начался дождь... а туман так и не прекращался), передохнуть, пописать дневник, съесть "сгущёнку" (которую тут же и нашли)...
А ещё через полчаса дошли до избушки, где уже были трое мужиков и мальчонка... Один из мужиков был местный, один - рыбак-промысловик, а ещё один - ихтиолог... Там мы на печке сделали обед (уху из сигов с картошкой), а заодно, пообщались... Ходят рыбаки в рейс по 6 месяцев, где работают по 8 часов через 8. Плавают по всему Земному Шару (так например, скажи любому из них про курорт Санта-Крус или что-нибудь подобное - будут только плеваться... поскольку у них там ремонтные базы, где приходиться подолгу пребывать без нормального жилья, еды, денег... даже и зимуют многие наши рыбацкие суда в Норвегии - так дешевле). А медведя, говорят, лучше всего на тухлую нерпу приманивать...
Затем, один из мужиков с мальчонкой пошел по берегу в дер.Лопшеньга (у мальчонки мать - учительница... и 1-ое сентября никак не пропустить). Мы - за ними. Идти пришлось по узкому, где песчаному, где каменистому пляжу... где с одной стороны мощный прибой, а с другой - крутой склон. Но через 2,5 часа, одолев 12км, мы всё же тоже пришли в деревню.
Здесь жилых домов около 60. Есть школа, магазин, летает самолёт в Архангельск, по средам и субботам, в 830 ходит "автобус" в Северодвинск. А раз в месяц ходит ещё и переделанная под грузо-пассажирское судно баржа из Архангельска (добираться до которой от берега приходится на лодках)... Набрав в колодце воды, мы отошли за деревню и встали на ночлег возле моря, "в дюнах".
01.09. Днёвка. Весь день холодно, пасмурно, идёт моросящий дождь. После завтрака я мимо речки и ближнего к деревне озера пошел на запад. Дорога сначала через поляны, а потом по лесу довела меня до следующего озера - на покосы... где и разбежалась на несколько живописных лесных тропинок.
Вернувшись в лагерь, я за полчаса пообедал и побежал дальше - на высокие, открытые, живописные холмы за деревней. По ним дорога довела меня через км.3, мимо трёх небольших озёр до леса... где тоже превратилась в тропу... по которой я ещё шел км.6 тоже на запад по глухому, дикому, елово-берёзовому лесу... но из-за подступающих сумерек вынужден был повернуть обратно.
После этого, в 22ч (встретив над холмами сразу 6 сов в ночном полёте - видимо, родителей с подросшими птенцами) я вновь вернулся в лагерь, поужинал уже в темноте и лёг спать.
02.09. Встали в 6ч. Опять глухо-пасмурно. В 830, в Лопшеньге у конторы сели в машину (ЗИЛ-фургон с матерчатым верхом). Дальше песчаная, сухая, хорошая (для машин) дорога прошла км.5 лесом и вышла к берегу моря, где машина наша понеслась по самому урезу воды, по узкому песчаному пляжу, заливаемому прибоем (так что клочья пены попадали даже на нас, сидящих в фургоне). Затем, ещё через км.5 дорога пошла по верху обрыва, по над морем... И через 17км после Лопшеньги мы были в дер.Яреньга.
В ней домов 30, тоже работает магазин, есть большая река с деревянным мостом (вообще, от Лопшеньги до Яреньги мы пересекли довольно много ручьёв). Там мы простояли мин.20 и поехали дальше. Дорога (по-прежнему песчаная и узкая - в ширину машины) ещё 23км шла сосновым бором, далеко от берега... и ручьёв тут уже не было...
Наконец, в 1020 мы подъехали к Унской губе Белого моря. Отсюда до г.Пертоминск на др. берегу губы напрямик было км.3. Но подошедший паромчик (ходит по средам и субботам от г.Пертоминск до дер.Луда и обратно)... на который с трудом вместился только УАЗик из Яреньги и люди, но никак не наша машина... повёз нас на 20км юго-западней - в деревню Луда... От Пертоминска, говорят, дорога на Северодвинск идёт и достаточно хорошая... но некоторые мосты на ней прохудились... и потому машины на Северодвинск, Онегу и т.д. ходят, в основном, через луду, по новой дороге, посреди Онежского полуострова, а не по берегу моря (хотя последнее и короче).
В дер.Луда, через 2ч пути на пароме (где половина народа чуть не околела от холода... в самом же узком месте, перед Лудой, ширина Унской губы ~0,5км) мы пересели на ПАЗик (хоть и маленький - но всё-таки уже "настоящий" автобус) и ещё через 2ч были в Северодвинске... а ещё через 35км и в Архангельске (здесь уже, по асфальту часто ходят автобусы).
За машину от Лопшеньги + паром до Луды мы заплатили по 400 руб на брата, а за ПАЗик от Луды до Архангельска - ещё по 350 (и это при том, что ж.д. плацкарт от Архангельска до С.Пб обошелся нам всего по 640 руб/чел). Ходит этот ПАЗик тоже два раза в неделю (среда и суббота). И до Пертоминска людям приходится добираться на нём, а дальше паромом, платя по 500 руб с носа... при том, что от Неноксы (куда из Северодвинска часто ходят автобусы) до того же Пертоминска дорогойй вдоль берега моря всего около 50км... но наладить каких-то там парочку прохудившихся мостов через речки там никто не хочет.
Что Северодвинск, что Архангельск за последние 11 лет, что я там не был, практически не изменились. На ж.д. вокзале мы взяли 3 из последних 5 плацкартных билетов до С.Пб... заночевали на пустыре за жел.дорогой... и на следующее утро, сев в 930 на поезд, поехали в Питер (куда должны были прибыть в 1050 на следующий день).