Сибирцев Владимир Станиславович: другие произведения.

Статья: А нужен ли берег турецкий, когда на Урал поезд есть?

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 05/12/2009.
  • © Copyright Сибирцев Владимир Станиславович (vs1969r@mail.ru)
  • Обновлено: 13/05/2011. 10k. Статистика.
  • Статья. Водный:Урал , 250 км , 2 к/с , Байдарка
  • Дата похода 15/06/2001 {11 дн}
  • Маршрут: г.Свердловск ( Екатеринбург ) - р.Чусовая - г.Пермь
  • Оценка: 5.48*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Впечатления от похода по р.Чусовой (Средний Урал). Полное описание всего похода и фото к нему см.: http://www.vs1969r.narod.ru/goto01-2.htm

  •   Давно закончилось лето. Всё ближе холодная, тёмная в наших краях зима. Зачем вспоминать об ушедшем? Травить душу? А может, наоборот, попытаться согреть её? А заодно, начать уже разработку планов на будущее: ведь, как к работе, если хочешь чтоб она задалась, надо относиться серьёзно, так и к отдыху. Да и предвкушение само по себе подчас способно доставить не меньшее (а то и большее) удовольствие, чем собственно действо.
       И речь я хочу повести не о прелестях заморских, а о том, что есть и в нашей родной стране места не хуже всяких там Канар, Иорданий, Лазурных берегов и прочего столь дорогого донельзя самокритичному русскому сердцу зарубежья. У нас, ведь, оно как? Чем дальше от родных пенатов, тем, значит, всё лучше... в отличие от той же Америки или Японии, где люди свою страну любят; а потому, может, и она их тоже. Да даже и у себя если уж соберёмся куда-нибудь "отдохнуть" поехать, так непременно на море Чёрное... и мучаемся там от жары и прочих непривычных северянину особенностей пищи, климата, характера "аборигенов". А красоты и экзотики для городского-то жителя, кто всё время своё проводит среди камня, стекла (включая сюда же и всевозможные иные виды искусственных полимеров) и металла предостаточно даже и совсем неподалёку. Я так, как в отпуск куда приеду, так народ местный удивляется:
       - И зачем сюда-то было переться, когда у вас Карелия под боком?
       - А я, - отвечаю, - её уже всю вдоль и поперёк облазил, плюс Ладожские и Онежские шхеры (о красотах которых нужно отдельно - и не статью, пожалуй, а роман писать), да ещё и Архангельскую область с Кольским полуостровом прихватил. А у вас тут, неужто, и посмотреть не на что?
       И начинает человек (правда, по началу бывает, что и туго, с почти ощутимым скрипом) вспоминать. И надо же! Оказывается, что и действительно, есть и в тех местах, где он всю жизнь прожил, немало интересного... А через пару-тройку недель, бывало, уже я мог рассказать местным об окрестностях их такое, чего они и сами не знали (не удосужились по всё той же извечной причине, мол: "Что может быть интересного под боком? Хорошо оно там - за тридевять земель", - или и знали когда-то, да давно уже забыли).
       Но рассказывать питерцам о Карелии я всё же, пожалуй, здесь не стану (хотя, может, и стоило бы, но лучше как-нибудь в другой раз), а "песнь пропою" реке Чусовой - жемчужине среднего (да, пожалуй, и не только) Урала.
       Хотя и кажется из Петербурга, что Урал, в отличие от Чёрного моря - это где-то очень далеко, на самом деле, забраться туда, по моему опыту и дешевле существенно, и проще. Перво-наперво, нужно доехать до Екатеринбурга (в недавнем прошлом, Свердловска). Затем, желательно осмотреть город. Он был основан при Петре I для нужд государственного металлургического завода неподалёку от Невьянских предприятий Демидовых открывших сии места для промышленного освоения. Дамба от тех времён (хотя, конечно, и сильно перестроенная, с памятной надписью) до сих пор являет собой центр города. Там же неподалёку часовня, поставленная в память о расстреле на сём месте семьи Романовых, большой красивый собор на горе с "акрополем" чуть пониже, современный (но тем не менее, тоже весьма необычный) спортивный комплекс... В общем, есть что посмотреть и старого, и нового.
       Закончив знакомство с Екатеринбургом, садимся в электричку и едем до станции Кауровка (за Первоуральск по направлению обратно к Перми, основанной, кстати, тоже при Петре I). Отсюда до р.Чусовой уже, буквально, метров 300 и можно отправляться в путешествие хоть на машине (если вам по душе ралли, т.к. дороги тут, не говоря уж о камнях, преспокойно могут пойти вдруг прямо по реке, глубина которой, впрочем, летом редко где больше, чем по колено); хоть пешком; хоть по воде, взяв на Кауровской турбазе напрокат катамаран, либо на собственном судне, за которое, кстати, может сойти здесь практически всё, что угодно: байдарка, резиновая лодка, всё тот же катамаран (которых здесь особенно много с экипажем от 4 человек до 9), плот... Из последних за три недели путешествия мы видели всего один, но зато какой: составленный из автомобильных покрышек с бревенчатым настилом над ними, с носовым и кормовым длинными рулевыми вёслами, шатром посередине, в котором размешалось человек 15, не меньше, и даже деревянным же столом, за которым экипаж мог обедать не сходя на берег - в общем, полная экзотика, почти как на Амазонке.
       Течение на реке быстрое - грести шибко не надо - мест для жизни или хотя бы для плавсредств всерьёз опасных: захочешь, не сыщешь... Вот народ и плывёт с песнями ; причём не как где-нибудь там в Греции или Турции, а на родном и понятном русском языке; так что, при желании, можно даже, подобравшись поближе, и самому принять участие в общем хоровом исполнении. А не хочешь общества, чуть приотстань или, наоборот, уйди вперёд и любуйся окрестностями; благо, тут тоже очень даже есть на что посмотреть.
       Чуть не на каждом километре пути встречаются скальные выходы по 100-200м высотой, с которых, если не полениться забраться, может открыться широкая панорама Чусовой с цветочным лугом или пологими залесёнными горами на противоположном берегу. Нередко выходы эти могут иметь вид отвесного полуканьона до полукилометра шириной, обрамляющего бо'льший радиус поворота реки.
       А если ещё проплывать через этот полуканьон вечером, когда солнце уже почти не освещает противолежащий лес, а вверху с хриплым, далеко разносящимся в тишине карканьем кружат во'роны, то картина получается почти эпическая. Особенно впечатляющ "камень" (так здесь называют все скальные выходы) "Великан" у п.Кын (что на полпути от истоков реки до г.Чусовской, где "янки" - так в Южной Америке называют, вообще говоря, всех "неместных" - лучше всего заканчивать маршрут).
       Если надоели скалы, подождите немного (любуясь глянцевым, усеянным желтоватыми камнями дном, над которым вас проносит ровное, но быстрое течение) и скоро они сменятся обычным лесом, лугом (с цаплями, стоящими навытяжку дозором "по колено" в воде вдоль берега, или лисой, с кошачьей грацией мышкующей под вечер), а то и очередной деревней. Кстати, верховья р.Чусовой (до п.Кын, где заканчивает плаванье большинтво "гринго" - "местных" - поскольку так и маршрут короче, и обратно в Екатеринбург можно добраться ещё электричкой) понравятся больше любителям достаточно населённых мест. Те же, кто предпочитает "дикую" природу, особенное удовольствие получат от среднего течения реки (от п.Кын до г.Чусовской), где не надо даже и напрягаться, чтобы ощутить себя первопроходцем, затерянным в необъятных просторах пространства-времени. Этому поможет и малолюдье, и сам вид залесённых, пологих древних гор вокруг, и крест каменный, поставленный ещё в 1779 году (на левом берегу у д.Еква) в честь рождения на сём месте Иакинфия Никитича Демидова, и крест деревянный, что стоит у места впадения в Чусовую р.Серебряной (см. фото слева), откуда 5 сентября 1581 года казачий атаман Ермак (Поволин Василий Тимофеевич) начал своё знаменитое "завоевание" Сибири. Кстати, если присмотреться, то до сих пор можно увидеть в этих местах "струги", вроде тех - давних. И вовсе, это не могучие ладьи, как принято показывать в фильмах и описывать в книгах, а плоскодонки метров 10 длиной и около метра шириной. На других-то вверх по Серебряной (небольшой, даже по нашим, Питерским, меркам), а затем на руках через горы и по притокам (опять-таки не шибко в верховьях большим) к Иртышу не пройдёшь.
       Впадает в Чусовую множество и других быстрых ручьёв и речек. А бывает, что и весь берег сочится грунтовыми водами так; что снаружи, вроде, ничего и не заметно (если не копнуть в глубину хотя бы на несколько сантиметров); однако, вода у берега явственно холоднее, чем к середине реки. И рыба в поиске вожделенной прохлады чуть не выползает на сушу.
       Немало в скалах по берегам Чусовой также пещер каменных с высотой сводов метров до 20, нередко извилистых, разветвлённых, с несколькими выходами, "световыми колодцами" (когда в полной темноте из щели в потолке отвесно спускается тонкий луч света), а бывает, и вытекающей откуда-то из самых глубин рекой (или ручьём - это уж кому как). Недаром, неподалёку на р.Сылве (в которую впадает Чусовая) находятся знаменитые, самые большие в Европе Кунгурские пещеры, где есть даже подземное озеро, на которое водят экскурсии.
       Мне, правда, больше понравилась пещера в п.Хантайское озеро, недалеко от Норильска (всего-то километров 300 на вертолёте): снаружи лето, а там - в холме вечно мёрзлом стены (а также пол и потолок) покрыты толстым слоем никогда не тающего льда и в залах, ответвляющихся от основного коридора, среди сталактитов и сталагнитов местные жители хранят продукты. Или, если уж говорить о подземных реках настоящих - то это Кельда в Архангельской области. Шириной она в верховьях метров 30, течение, как и на Чусовой, ровное, но быстрое... и вдруг, всё заканчивается небольшим даже не озерцом, а омутом. И только километров через 10 (на протяжении которых в глухом лесу нет даже намёка на какое-либо русло) вода широким потоком снова вырывается наружу из-под одиноко стоящей скалы, спеша дальше к р.Пинеге (до которой, впрочем, ещё километров 200). Добраться, однако, до сих мест может далеко не каждый - это вам не Турция с Иорданией - так что вернёмся лучше к р.Чусовой. Есть на ней даже такой памятник природы, как карстовая арка. Хорошо ловится хариус (так что, порой, приходится даже на середине реки лавировать между рыбаками и их "корабликами" - что-то вроде маленького катамарана из трёх досочек, к которому привязана леска со множеством крючков, другой конец коей держит человек; при этом он может даже не заходить в воду, а идти против течения вдоль берега и, управляя своим "корабликом" на манер воздушного змея, "тралить" реку). Закончив же маршрут в г.Чусовском, на электричке можно добраться до Перми, откуда (посетив, предварительно, опять же с помощью электрички Кунгур с его пещерами, прогулявшись по набережной р.Камы или, хотя бы, "саду камней", находящемуся совсем рядом с вокзалом) уже поездом с грузом впечатлений - домой.
  • Комментарии: 2, последний от 05/12/2009.
  • © Copyright Сибирцев Владимир Станиславович (vs1969r@mail.ru)
  • Обновлено: 13/05/2011. 10k. Статистика.
  • Водный:Урал
  • Оценка: 5.48*6  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка