Сибирцев Владимир Станиславович: другие произведения.

Описание: Красна Белая река... хоть не шибко глубока

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]

  • Комментарии: 1, последний от 25/04/2009.
  • © Copyright Сибирцев Владимир Станиславович (vs1969r@mail.ru)
  • Обновлено: 13/05/2011. 12k. Статистика.
  • Описание. Водный:Урал , 350 км , 1 к/с (3) , Байдарка
  • Дата похода 10/08/2001 {20 дн}
  • Маршрут: г.Белорецк - р.Белая - г.Мелеуз
  • Оценка: 3.94*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Одна из красивейших рек не только Южного, но и всего Урала. Полное описание всего похода и фото к нему см.: http://www.vs1969r.narod.ru/goto01-2.htm

  •   Тем, кто ещё не бывал на Урале, советую сплавиться, для начала, по реке Чусовой (см. описания других моих походов). Она, без сомнения, того заслуживает... Но после Белой делать Вам ни там, ни вообще где-либо ещё на Урале будет, пожалуй, что уже особо и нечего.
      По категории сложностей это "еденичка", а в весенний или осенний паводок - максимум "тройка". Длительность маршрута от Белорецка до плотины (откуда выбираться придётся на автобусах или ином автотранспорте) ~ 360 км, но при достаточно быстром течении. Соответственно, "чистых" ходовых дней по реке это займёт от 11 (если плыть на байдарках и не шибко задерживаться) до 16 (если плыть на катамаранах, резиновых лодках или байдарках - но неспеша). Кроме того, если плыть от плотины дальше - до г.Мелеуз (где уже есть железная дорога), то это займёт ещё 3-4 дня. Можно, и наоборот, совсем сократить маршрут, если от Белорецка сотню или даже две километров проехать по автодороге, а потом уже становиться на воду... но лично я подобного не приветствую.
      Попасть на Белую из Москвы совсем просто - езжай себе на Магнитогорском поезде прямиком до станции Белорецк. Из Питера это сделать несколько сложнее. Сначала, нужно добраться до г.Уфа - столицы Башкирии (республика Башкоростан). Туда из Санкт-Петербурга (по крайней мере, летом 2003 года) ежедневно ходило 2 прямых вагона, прицепляемых сначала к Самарскому поезду (отходящему с Московского вокзала в 18-35... продукты в дороге можно купить на станции Арзамас, где недалеко от станции круглосуточно работает неплохой магазин), а затем (уже в Самаре), к поезду Москва-Уфа. Если последний не опоздает, то с него можно успеть на поезд Уфа-Сибай, отходящий из Уфы в 20-27 и прибывающий в Белорецк в 3-30 (по Москве; местное время в Башкирии на 2 ч больше). В противном случае (что бывает нередко) приходится ждать до утра.
      В 5-30 и 12 ч из Уфы идут электрички на Инзер (время в пути ~ 4 ч), а там их уже дожидается местный поезд на Белорецк (ещё ~ 2 ч пути). В самой Уфе вокзал располагается, практически (надо всего лишь перейти железнодорожные пути), на берегу реки (всё той же Белой). Для того же, чтобы попасть в город, надо пройти чуть влево, а затем, вдоль большой автодороги в гору. Там есть круглосуточные продуктовые магазины. Из архитектурных же достопримечательностей - как подниметесь наверх (по улице Карла Маркса), сворачивайте влево на ул. Ибрагимова, а затем, направо на ул. Ленина и идете по ней до конца, после чего можно, свернув ещё раз вправо и пройдя метров 300, дойти до памятника местному разбойнику - Салавату Юлаеву, откуда открывается красивый вид на заречные дали (кроме того, оттуда, сев на маршрутку, можно за полчаса доехать до парка Победы, где есть новая красивая мечеть и также открывается красивый вид на заречные дали).
      Поездка в электричке на Инзер для нас превратилась в приключение особое. Дело в том, что если в Питере период массового увлечения туризмом уже, в общем-то, прошёл... то в Уфе он сейчас, похоже, в самом разгаре. Поэтому, в субботу утром все 12 вагонов описываемой электрички оказались до отказа забиты самым разновозрастным (хотя, конечно, с преобладанием молодёжи) народом с катамаранами, резиновыми лодками и т.д. Притом половина из них всё время ещё туда-сюда ходила, от чего всеобщее столпотворение увеличивалось, как минимум, ещё вдвое. Однако это нисколько не мешает духу веселия и единения, царящему в поезде. Народ, даже совершенно ранее не знакомый, общается, играет на гитарах, поёт (подчас, не в такт и не в лад, но зато дружно и с чувством)...
      А ко мне так, вообще, народ почему-то всё подходил и просил телефончик - позвонить другу, подруге и т.д. Я отсылал жаждущих общения туда, где оные технические средства видел (поскольку своего отродясь не имел).
      - А если не дадут? - сомневался народ.
      - Скажите, что от меня, - нагло ответствовал я.
      И точно, всем желающим там звонить давали, за что, возвращаясь, они и благодарили меня.
      Где-то часа через 2 после Уфы электричка выходит непосредственно к берегу реки Инзер и дальше идёт вдоль неё. Вокруг всё выше начинают громоздиться горы... Так, что кое-где поезду даже приходится идти сквозь них по туннелю. Народ начинает восхищённо бегать от одного окна электрички к другому и постепенно выходить. Мы же, сцепив зубы, чтобы не соблазниться местными красотами, терпим до конца. Там пересаживаемся на следующий поезд (дизель тянет два вагона)...
      И вот, наконец, Белорецк. Станция расположена в нескольких километрах от собственно города (хотя посёлок с магазином есть и здесь), в степи на плато... так что пики гор видны лишь на горизонте. Здесь можно закупить продукты на начало похода и договориться насчёт машины, чтобы подбросила км на 5 к мосту через реку (~ 1 км обратно по ходу поезда, а затем через "железку"). Там большая поляна - есть где и встать лагерем, и собрать суда и вещи к началу сплава. А вот с водой для готовки - проблема. Можно, конечно, брать оную и прямо из Белой. Но лучше, из ручейков поменьше и везти с собой (в пластиковых бутылях, например), по крайней мере, на пару готовок (вода в них, кстати, действительно, часто белая - видимо, из-за известковых пород, слагающих местные кряжи).
      Река уже в начале маршрута имеет ширину - м 50. Течение быстрое (км 6 в час). Из технических сложностей (как, впрочем, и на всём описываемом маршруте) летом - только мели (да и те попадаются не столь часто, как к примеру, на Чусовой). Другое дело, во время паводка - тогда категория сложности может, пожалуй, доходить и до 3-ей.
      Первые несколько дней достаточно значительных открытых скальных выходов у берегов не наблюдается, однако, залесённые и довольно высокие горы, а также широкие горные же луга в зоне видимости присутствуют практически всё время... и просторы при этом открываются подчас почти сибирские. Деревни (впрочем, не очень большие) встречаются по паре раз в день.
      После 4-го большого автомобильного моста (не считая того, у которого собирались суда, 1-ых двух небольших автомобильных и разного рода навесных пешеходных мостиков, которые есть практически в каждой деревне) горы подходят к реке ближе, по утрам всё вокруг застилает густой туман, лишь часам к 10-11 неспешно расступающийся перед лучами жаркого июльского солнца (в это время тут даже в 1930 в тени температура может доходить до +30-35 0С... к чему, впрочем, уже неделю на 2-ую, в общем-то, привыкаешь, и когда становится ниже +20, думаешь, что пора бы что-нибудь надеть на себя дополнительно к рубашке, в которой ходишь практически всё время, кроме нескольких утренних и вечерних часов, чтобы не обгореть... но зато, и зимой мороз нередко доходит до -40-45 С), по берегам появляются первые, небольшие ещё скальные выходы.
      Дальше - больше. Места становятся глуше, скалы выше... Но лишь до деревни Байназарово, вдоль которой приходится плыть чуть ли не целый день (хотя, возможно, это и разные деревни - просто плавно переходящие одна в другую).
      Местное население тут хоть и не всегда способно не то что правильно, но вообще хоть как-то изъясниться по-русски, в общем-то, вполне дружелюбно (камнями в проходящие суда не бросает, как к примеру на реке Ай, где сиё занятие, похоже, вошло в разряд национальных видов спорта для всех возрастов от 6 до 60 лет включительно... и хорошо ещё, что башкиры там настолько дикие, что ни лука, ни лодки до сих пор не изобрели... зато на коне любой башкир есть зрелище поистине впечатляющее - более похожее на кентавра, пусть даже мастера именно этого вида спорта, каковых в последнее время не так уж и редко можно встретить "гарцующими" в Питере)... В отличие от гусей, каковые, являясь национальной птицей башкир, гордо плавают по всей реке немерянными стаями (уж не знаю как хозяева в такой толчее их различают - скорее всего, хватают на обед первого попавшегося) и злобно шипят на каждого мимо них проплывающего или проходящего, вытягивая свои толстые длинные шеи (за которые так и хочется оных ухватить). Прочая живность (как то: овцы, коровы, кони, козы - но не куры там, собаки или кошки, которых держат тут, в основном, только русские, каковых весьма немного) также гуляет по-большинству сама по себе: где хочет и как хочет (единственный раз я видел пастуха - так от него телята и ягнята даже не разбегались, а просто пренебрежительно расходились в разные стороны; пока не пришли их мамаши и не навели порядок... про коз же здешних, вообще, разговор особый - они "гуляют" по таким кручам, что не всякий опытный скалолаз отважится - я, например, составлять им компанию решительно отказался). Есть ещё всякие там ужи (прячущиеся на стоянках от жары в вашу байдарку); птицы: водо-плавающие и -ходящие (типа цапель), хищные (тонко и жалобно пищащие в небесной вышине), а также иные (таинственные, оглащающие ночь зловещими хриплыми криками) - жерех (бьющий по утрам и вечерам... только вот кого - не известно), судак (жрущий, в отличие от жереха известно кого - всех, кто в реке хоть не на много меньше него) и прочие... Но я опять отвлёкся.
      Когда Байназарово наконец кончится вашим глазам предстаёт большая красивая скальная стенка (где я, например, за несколько часов извёл полплёнки; см. фото). Затем, в течение ещё дня пути до Старосубхангулово (тоже большой районный центр) вы увидите ещё немало подобных стенок и всего 2 небольших деревни. В связи с этим, здесь уже появляется и достаточно много народа, также кто на чём (впрочем, в основном, на резиновых лодках и катамаранах) путешествующего по реке в одном с вами направлении (попробовали бы в другом).
      А где-то часа через 1,5 хода после Старосубхангулово начинается Государственный природный заповедник, тянущийся вдоль Белой почти до самой плотины... И это вполне справедливо. Деревень тут почти на неделю пути всего три, а красоты - практически, за каждым поворотом: скальные стенки (метров по 200 высотой и до километра в длину), притоки (бьющие прямо из скалы или водопадами пробивающиеся по глухим ущельям), пещеры (самая большая из которых - Капова - находится от Старосубхангулово в 1,5-2 днях пути - там на правом берегу Белой прямо так и написано: "Причал для туристов" - и большинство местных групп тут и оканчивает свой маршрут... но я настоятельно рекомендую плыть дальше, ибо здесь настоящие красоты только начинаются), да и сама река (несущая свои быстрые, почти прозрачные уже здесь воды над выстланным зелёными, жёлтыми, белыми, чёрными камнями дном всё дальше и дальше - к Уфе, Волге, Каспию). Ещё через 2-3 ходовых дня (я не включаю сюда всякого рода остановки для осмотра местных достопримечательностей, которые каждый может - и по моему глубокому убеждению, должен - делать по своему усмотрению) после Каповой пещеры на высокой скале на левом берегу Белой можно увидеть большие нарисованные лики трёх (хорошо хоть, не 4-х) коммунистических святых. А оттуда до плотины уже километров 35.
      Перед плотиной остановиться можно на правом берегу либо у надписи "Причал", либо непосредственно перед самой дамбой. Здесь же, если заканчиваете, можно разобрать суда, вещи и перейти на левый берег реки - в посёлок, от которого автобус ходит до Юмагузино; откуда, в свою очередь, другой автобус идёт до г.Мелеуз; а оттуда уже до г.Уфа идут штук 8 автобусов в день, 2 поезда (в 4-00 и 23-20; к которым через день прицепляют ещё 2 прямых вагона на Москву) и электричка (в 5-18; всё время по Москве).
      Можно, кроме того, доплыть до Мелеуза и своим ходом (как это сделали, например, мы). Это: метров 400 обноса плотины, км.25 по реке до Юмагузино (где есть через Белую есть большой шоссейный мост), км.35 оттуда до парома и ещё км.25 до самого Мелеуза (здесь надо останавливаться на левом берегу перед шоссейным мостом, разбирать суда и вещи и ехать на автобусе ?1 уже на железнодорожный вокзал). Берега там степные, высокие - так что после тесноты гор глаза и душа даже отдыхают. Течение достаточно быстрое. Однако, после закрытия плотины (что уже который год обещают сделать со дня на день) река ниже неё, вероятно, существенно обмелеет, и "судоходство" по ней (в летние месяцы, по крайней мере) станет весьма проблематичным. Утешает одно, в случае возникновения сложностей с прохождением закончить маршрут на этом участке и сесть на автобус можно практически в любой деревне, каковые встречаются по берегам каждые несколько километров.
  • Комментарии: 1, последний от 25/04/2009.
  • © Copyright Сибирцев Владимир Станиславович (vs1969r@mail.ru)
  • Обновлено: 13/05/2011. 12k. Статистика.
  • Водный:Урал
  • Оценка: 3.94*7  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка