УКРАИНСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СОВЕТ ПО ТУРИЗМУ И ЭКСКУРСИЯМ
КИЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ СДСО "БУРЕВЕСТНИК"
КИЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ. ТУРИСТСКИЙ КЛУБ "ГЛОБУС"
ОТЧЕТ
о лыжном туристском путешествии пятой категории сложности по плато Путорана совершенном с 23 апреля по 16 мая 1981 г.
Маршрутная книжка ? 31/81.
Руководитель группы СИНИЦЫН И.П.
Адрес руководителя: 03113, г. Киев-113,
Артиллерийский пер,13,
кв. 13
телефон 456-62-52
Маршрутно-квалификапионная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю. Маршрут имеет пятую категорию сложности
Отчет использовать в
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 СПРАВОЧНЬЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ 4
2 СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ 6
3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ 12
3.1 ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПОХОДНОЙ ПОДГОТОВКИ И ТРЕНИРОВКИ 12
3.2 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МАРШРУТА 15
3.3 ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВЫБОРА ОСНОВНОГО И ЗАПАСНОГО ВАРИАНТОВ МАРШРУТА 15
4 ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА 17
4.1 ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ 17
4.2 ТЕХНИЧЕСКО ОПИСАНИЕ МАРШРУТА 30
5 ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ 47
5.1 ВЫВОДЫ ПО ПРИНЯТЫМ В ПОХОДЕ ТАКТИЧЕСКИМ И ТЕХНИЧЕСКИМ РЕШЕНИЯМ 47
5.2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ МАРШРУТОВ 48
6 ПРИЛОЖЕНИЯ 50
6.1 СПИСОК ЛИЧНОГО СНАРЯЖЕНИЯ 50
6.2 СПИСОК ГРУППОВОГО СНАРЯЖЕНИЯ 51
6.3 АПТЕЧКА 52
6.4 РЕМОНТНЫЙ НАБОР 53
6.5 ОЦЕНКА ПРИГОДНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАННОГО ИНВЕНТАРЯ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНАРЯЖЕНИЮ И ИНВЕНТАРЮ 54
6.6 СПИСОК ПРОДУКТОВ 57
6.7 ОБЩИЕ ВЕСОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 58
6.8 СМЕТА РАСХОДОВ ГРУППЫ 58
6.9 СВЕДЕНИЯ О ДВИЖЕНИИ ТРАНСПОРТА И РАБОТЕ УЗЛОВ СВЯЗИ 58
6.10 ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПУТЕВОГО ДНЕВНИКА 59
6.11 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
6.12 ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ И КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ 67
1 СПРАВОЧНЬЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ
Нитка маршрута:
Оз. Аян - р. Дулук-Икон (первопрохождение) - пер. на р. Ниракачи (первопрохождение) - р. Холокит - р. Чопка - г. Холокжт - г. камень - г. 1701 м (радиально от г. Камень) - р. Котуй - г. Котуй-екая - р. Ноку-Урек - оз. Аян - р. Гулями - пер. на р. Куторама-кан - траверс хр. Чая-Аян до верховий р. Снежной (первопрохохдение) - р. Снежная - р. Гулями - р. Гулями-Икон - р. Хихикаль (центр, исток) - р. Хоронех - оз. Собачье - руч. Хеге - пер. на р. Дынкенда - оз Дынкенда - р. Муксун - оз Глубокое - оз. Мелкое р, - Норилка - г/п "Валек".
Продолжительность маршрута: 24 дня.
Протяженность маршрута: 490 км.
Заключение по заявочным материалам дано Украинской Республинской МКК.
Шифр: 200-00-5555540.
СПИСОК ГРУППЫ
? п/п Фамилия, имя, отчество Год рождения Домашний адрес Тур опыт, разряд по альпинизму Обязанности в группе
1. СИНИЦЫН Игорь Петрович 1953 Киев-67, ул. Гарматная, 16, кв.49, тел.46-33-89 V-Р Полярный Урал,
1 разряд по альпинизму, инструктор альпинизма Руководитель
2. СКРИПЧЕНКО Владимир Иванович 1955 Киев, ул. Русановская наб., 8/1, кв.105, тел.55-14-25 V-V Полярный Урал,
IV-Р Приполярный Урал. Значок альпиниста СССР Зам.руководи-теля, завхоз
3. ГАУЗНЕР Геннадий Аврамович 1954 Киев, ул. Чудновского, 7, кв.52, V-V Полярный Урал,
II-Р Кольский полуостров. Значок альпиниста СССР Штурман
4. КРОПОЧЕВ Владимир Николаевич 1954 Киев, пр. 40-летия Октября, 7, кв.204, V-V Таймыр,
IV- V Приполярный Урал.
3 разряд по альпинизму Фотограф
5. ДРОБЯЗКО Анатолий Алексеевич 1956 Киев, ул. Луначарского, 24, кв.118, тел.57-80-31 V-V Полярный Урал,
II-Р Кольский полуостров. Значок альпиниста СССР Летописец
6. РЕВИН Олег Валентинович 1957 Киев, ул. Строителей, 33, кв.14, тел. 52-76-43 III- V Приполярный Урал.
Таймырский полуостров между Енисейским заливом Карского моря и Хатангским заливом, моря Лаптевых, в пределах Красноярского края РСФСР. Полуостров Таймыр является самым северным материковым выступом Азии, достигая на мысе Челюскина 77®43' спи; отделяется от островов Северной Земли проливом Вилькицкого.
Территория Таймырского полуострова делится на три основные части: горы Бырранга на севере, Средне-Сибирское плоскогорье на юге и расположенная между ними Северо-Сибирская низменность; кроѓме того, на Крайнем Севере находится узкая полоса прибрежной равѓнины.
Горы Бырранга представляют собой систему разрезанных глубоѓкими долинами хребтов, полого спускающихся к побережью Северного Ледовитого океана и круто обрывающихся на юг, к озеру Таймыр.
Северно-Сибирская низменность представляет собой плоскую, холмисто-увалистую равнину с относительными высотами увалов 5-10-30 м.
Наиболее возвышенная часть Средне-Сибирского плоскогорья - горы Путорана, по которым и проходит маршрут. Горами Путорана считают базальтовое плато на северо-западной окраине Средне-Сибирского плоскогорья. Оно простирается от Северного Полярного Круга почти до 71® сии и от 88® до 101® в.д. (более 500 км). В этих пределах площадь провинции Путорана составляет 284000 клг. Средняя высота гор 900 - 1200 м, а наивысшая - 1701 м находится в их центральной части. Наиболее характерная черта гор Путорана -сочетание платообразных выровненных поверхностей горных массивов и глубоких озерных котловин, а также речных долин с каньонистыми берегами. Наиболее распространены перепады высотой 800 - 1000 м. На западе, севере и востоке базальтовое плато обрывается резкими уступами до 300 - 500 м высоты к Западно-Сибирской и Северо-Сибирской низменности и к известняковому Котуйскому плато. К югу плато плавно понижается, постепенно переходя к общему уровню плоскогорья с высотами 500 - 700 м.
Горы Путорана расчленены густой сетью речных долин на отѓдельные массивы. Реки многоводны, глубоко врезанные в базальтоѓвый покров, изобилуют стремнинами, порогами, водопадами. Высота водопадов в основном колеблется в пределах 20 - 60 м. Речная сеть имеет радиальный рисунок и относится к трем основным бассейнам: Енисею, Пясине и Хатанге. Все реки имеют горный характер и отлиѓчаются резкими колебаниями расходов по сезонам. Наибольшее колиѓчество воды они несут в конце июня, в период таяния снежного поѓкрова, летом реки заметно уменьшаются в размерах. Замерзание рек начинается в конце сентября и заканчивается в октябре. На реках встречаются осовы - быстро сползшие полосы грунта и растительносѓти склона. Нам неоднократно приходилось видеть сползшие в воду (лед) рек блоки грунта с деревьями.
Широкие равнинные водораздельные пространства гор покрыты горной тундрой. Долины заняты редкостной лиственничной лесотундѓрой. Граница древесной растительности, начинающаяся несколько южнее г. Дудинки, идет на северо-восток к р. Хатанге; даурская лиственница сменившая растущую на западе сибирскую лиственницу, достигает здесь самой северной точки распространения древесной растительности на земном шаре (72®50} с.ш.). Ее разреженные кроѓны мало затеняют почву и способствуют беспрепятственному развиѓтию светолюбивой тундровой растительности нижних ярусов. Это куѓстарниковые виды березок, ольховник, багульники. В западной часѓти Путорана встречается ель. Восточнее озера Аян ни ель, ни беѓреза не встречаются. Леса здесь более редкостны с более угнетенѓными деревьями, господствует лиственница даурская.
Для гор Путорана характерные весьма быстро идущие процессы рельефообразования; возникновение трещин разрыва на междуречьях, перехваты рек разных бассейнов, образование долинных озер и др.
В горах Путорана насчитывается 9520 озер площадь каждого из них свыше 0,2 кмг. Самым крупным из них является озеро Хантайское. самым глубоким - озеро Лама. Нитка маршрута - проходила по оз. Аян, Собачье (Ыткель), Глубокое, Мелкое. В основном все озера проточные. Специфика озер - большая продолжительность при незнаѓчительной ширине. Возьмом, например, озеро Лама. Озеро лежит в тектонической впадине. Длина - 82 км, максимальная ширина - 13 км.
Озеро Мелкое. Длина 44 км, максимальная ширина - 12 км, минимальная 1,5 км. На озере имеется 7 островов. Наибольший из них Колхозник. Замерзание озер происходит в октябре месяце. Зимой толѓщина льда на озерах достигает 1,8 м. Несмотря на суровую зиму на озерах организованы рыболовецкие точки и идет промысловый лов рыбы.
Горы Путорана полностью находятся в поясе субарктического климата. Западная часть отличается от восточной более сильными ветрами, облачностью, большим числом атмосферных осадков, более мощным снежным покровом. Зима суровая и продолжительная, средняя температура января (- 32®С), минимальная - (56,7®С), лето холодѓное, средняя температура + 9®С, максимальная - 34®С. Вегетационный период 2-2,5 месяца. Полярный день длится с 16 мая по 23 июля, полярная ночь - с 25 ноября по 13 января.
Животный мир гор Путорана беден видами. Из млекопитающих встречаются: песец, волк, горностай, северный олень, заяц-беляк., бурый медведь, лисица. В центре Путоран, в районе оз. Аян, встреѓчается очень редкое животное - снежный баран. Очень много медвежьих следов видели на р. Чалке. Там же и встретились с полярным волѓком. 5 мая (дневка) на оз. Аян наблюдали миграцию северного оленя ("дикаря") с юга на север мигрирующее стадо, по словам местного охотника, насчитывало 50 - 70 тыс. голов. Интересно отметить, что озеро олени переходят когда их соберется достаточное количеѓство. Скопление идет наверху.
Птицы в горах Путорана в основном перелетные. Есть здесь тундряная и белая куропатки, гуси, утки, лебеди, гаги, пуночки и др.. Зимуют белая сова и изредка тундряная куропатка. В реках и озерах водится много рыбы: осетр, омуль, чир, сиг, нельма, мукѓсун, голец, ряпушка, таймень.
В народнохозяйственном отношении горы Путорана важны как район цветной металлургии и горнодобывающей промышленности со значительными оленепастбищами и рыбными ресурсами. Развит пушной промысел. В Енисейском заливе и Карском море развит морской звероѓбойный промысел нерпы и белухи, дающий ценный жир и шкуры.
Большое значение для транспортных связей имеет Северный морѓской путь. Главные порты: Дудинка, Диксон, Нордвик. Развит также и речной транспорт. Имеется железная дорога, связывающая г-да Дуѓдинку и Норильск. А самый распространенный - авиатранспорт.
Промышленное освоение и индустриализация Таймыра - дело блиѓжайшего будущего. Но промышленное освоение любого района связано, прежде всего, с его транспортными возможностями. Бездорожье на Сеѓвере - главное затруднение при освоении его горных богатств.
Развитие северного морского пути и его потребность в судовом топливе послужили толчком для разведки крупнейшего медноникелевого месторождения. А теперь Норильский горнометаллургический комбинат, его растущая продукция и потребность стали одним из основѓных факторов развития Северного морского пути и строительства сверхмощных ледоколов для максимального продления времени навигаѓции. Но даже при этих условиях водные пути на Севере действуют максимум в течение пяти-шести месяцев. Между тем промышленное освоение Сибирского Севера, его будущая индустриализация требуѓет регулярного, непрерывно действующего транспорта. Им может быть только крупная железнодорожная магистраль, пересекающая весь север Сибири с запада на восток.
Идея такой транспортной магистрали была выдвинута уже давѓно, когда в связи с необходимостью освоения северных районов быѓла высказана мысль о строительстве Великого северного железнодоѓрожного пути. Однако сведения о горных богатствах Сибирского Севера, его минерально-сырьевых ресурсах находились тогда в зачаѓточном состоянии. Сейчас картина иная. Выявленные здесь минерально-сырьевые ресурсы и перспективы их промышленного использования дают основание полагать, что на базе их в ближайшее время будут возникать крупные горнопромышленные предприятия, подобные Ноѓрильску, а для строительства их и тем более эксплуатации потребуется регулярное непрерывное снабжение и вывоз продукции и одѓного Северного морского пути будет недостаточно.
Значит построение транспортной магистрали - дело недалекого будущего.
Разведка полезных ископаемых на Таймыре стала делом всей жизни геолога Урванцева Н.Н. В 1919 году Сибирский Геологический комитет командировал Урвшщева Н.Н. в низовья Енисея на поиски каменного утля для Усть-Енисейского порта. Поиски охватили всю территорию правобережьего Енисея между 68 - 70® с.ш. В 1920 году при разведке там угля удалось обнаружить и месторождение медно-никелевых руд - Норильск - I, а в 1926 году месторождение такого же типа Норильск - П. В том же 1920 году были найдены новые угольные месторождения на противоположной стороне Норильской долины, в горах Жараелах.
В период I92I-I934 г.г. Урванцевым было организовано много других экспедиций по изучению полезных ископаемых края.
По мере расширения исследований к нему присоединились геоѓлоги-энтузиасты Севера А.И. Гусев, Е.М. Люткевич, Б.Н. Рожков, Б.В. Павловский, Б.В. Ткаченко, Г.Г. Моор и другие сотрудники Института по изучению Севера и Арктического института Главсев-морпути.
Сейчас, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор Урванцев Н.Н. живет в Ленинграде, но о его славных делах норильчане хорошо знают.
Геологи, геофизики изучают недра Таймыра, намечая ряд перѓспективных рудных узлов, подобных Норильску. Медно-никелевые руѓды Норильска представляют собой только часть того, что есть в недрах Таймыра. Эти же руды обнаружены в бассейнах Пясины, Тай-мыры, Хатанги, Курейки. Месторождения железных руд, слюд, соли известны в Хатангском районе. Восточнее в районе Верхо-янья имеются месторождения олова, серебросвинцовых руд.
Все неисчерпающие богатства Таймыра легко себе представить, поскольку даже при "беглом" прохождении нашей группой р-на Путо-ран многие участники нашли интересные минералы. В частности, на р. Гулями видели аметистовые щетки. На р. Нерокачи нашли агаты и хризопрасы.
Район Путорана мало населен.
Коренное население Таймыра - саха (долганы), ненцы , нганасаны, эвенни принимает активное участие в укреплении экономичесѓкой базы края. До Великой Октябрьской социалистической революции население вело кочевой образ жизни, сохраняя остатки родовного строя. В результате осуществления национальной политики КПСС коѓчевое население объединилось в колхозы, переходит на оседлость, растут кадры местной национальной интеллигенции. Значительную часть населения составляют русские.
Таймырский (Долгано-Ненецкий) национальный округ (т.н.о.) образован 10 декабря 1930 г. В состав Т.Н.О. входят и острова Северѓного Ледовитого океана, Олений, Сибирякова, Диксон, Уединения архипелаг Нордентельда, Северная Земля и др. Т.Н.О. делится на 4 района. Центр округа - Дудинка. Норильск - город краевого подѓчинения. В малонаселенных поселках Усть-Авам, Волочанка, пос. оз. Хантайское проживают в основном долгане, эвенки.
Ранее территория Таймыра на географических картах по сущестѓву представляла лишь грубую схему. Почти ничего не было известно о минеральных ресурсах края, о его живописном и растительном миѓре. Не было ни оседлого населения, ни дорог. Только кочевые исконные жители Таймыра - нганасаны со своими стадами оленей весной уходили на север к побережью, а осенью возвращались обратно к границе леса.
Однако, несмотря на крайнюю недоступность и суровые климаѓтические условия п-ов Таймыр еще во времена Великого Новгорода были известны русским людям. Для торговли с местным населением в ХУ веке в Обско-Тазовской губе возник поселок. По указу мосѓковского правительства в 1600 году он был превращен в город Мангазею. По сохранившимся данным таможенных книг, это был промыслоѓвый, ремесленный и торговый город с населением до 1000 человек, а во время ярмарки, в навигацию - до 2500 человек.
Торговые обороты в этом первом в мире заполярном городе в современном денежном исчислении достигали нескольких десятков миллионов рублей.
К концу ХУ1 века Таймыр заселялся русскими. Кроме Мангазеи существовали поселения с оседлым зимующим населением: Туруханск, Хантайка, Дудинка, Хатанга, Волочанка и др.
В начале ХУЛ века русские люди плавали и промышляли не тольѓко по Енисею, но и по Пясине и Енисейско-Пясинскому побережью. Свидетельством тому служат многочисленные развалины старинных изб и целых становищ, некоторые встречал Урванцев Н.Н. на своем пути во время Пясфкской экспедиции в 1922.
Однако, настоящему изучению географии края, была посвящена Великая Северная экспедиция 1724-1743 годов, задуманная еще Петром I и осуществленная вскоре после его смерти. Великая Северная экспедиция была предприятием грандиозным. За восемь лет описано все побережье от Новой Земли до устья реки Колымы и составлены карты берегов, которыми пользовались до начала нашего столетия.
Вглубь Таймыра, зимой 1848 года проник естество испытатель Миддендэрф и доставил первые научные сведения о Северном Таймыре. В XIX веке еще были предприняты эпизодические исследования края. Царское правительство не давало средств на изучение северных окѓраин страны, считая это бесполезным делом.
И лишь только в советское время началось новое возрождение края, изучение его географии, производительных сил и горных богатств. На базе открытых горных богатств выросла советская Мангазея - город и комбинат Норильск ставший экономическим центром дальнейшего промышленного освоения Таймыра.
Туристское освоение района сейчас в самом "разгаре". Здесь еще много непройденных каньонов, хребтов и перевалов и очень много нереализованных вариантов маршрутов. Более освоенной туриѓстами является западная часть района. Здесь, по ближайшим к Норильску озерам (Лама, Собачье, Кутарамакан) проложены в основном кольцевые маршруты Ш-У к,с. Сложные маршруты У, У1 к.с. должны очевидно включать выход на "Путоранский купол" с последующим линейным маршрутом в сторону Норильска. В последние годы наметился интерес к восточной части Путорана (восточнее г. 1701).
В районе гор Путорана еще есть богатейшие спортивно-технические возможности как по первопрохоадениям, так и по планироваѓнию новых, оригинальных маршрутов.
3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ
3.1 Особенности предпоходной подготовки и тренировки
Путешествие по плато Путорана было запланировано нашей групѓпой в начале мая 1980 г., когда мы ехали в поезде Лабытнанги-Москва, возвращаясь из похода У к.с. по Полярному Уралу. Тогда было принято решение разработать новый интересный линейный маршѓрут в довольно таки хорошо уже изученном туристами районе гор Путорана. Был составлен следующий план предпоходной подготовки:
1) подбор десяти участников в команду;
2) изучение всеми участниками района путешествия (включая исторические, географические, туристские и прочие сведения);
3) подготовка личного и группового снаряжения;
4) подготовка к выполнению общественно-полезной работы;
5) общефизическая и специальная подготовка в процессе совместных тренировок;
6) повышение альпинистской квалификации;
7) участие в тренировочных лыжных походах П-Ш к.с.
При подборе участников главное внимание уделялось схоженности и психологической совместимости. Основной костяк группы составили 4 человека, прошедших вместе упомянутый поход по Полярному Уралу. С остальными участниками была схоженность в походах Ш, IУ, У к.с, а также в совместных альпинистских мероприятиях (см. таблицу 1).
При изучении района путешествия использовались отчеты туриѓстов г.г. Москвы, Минска, Тулы, Н. Тагила, Норильска, Ленинграда, Киева. Кроме этого прорабатывалась научная, научно-популярная и художественная литература по району плато Путорана. (См. раздел 6-11).
При подготовке снаряжения использовались собственные выводы ж рекомендации разработанные после похода по Полярному Уралу, а также последние рекомендации туристских групп, взятые из журналов "Турист" и методических разработок.
При подготовке к выполнению общественно-полезной работы быѓла создана секция лыжного туризма при Географическом обществе УССР, получены научные задания от института Гигиены питания АН УССР и других организаций г. Киева. Специальное задание группе также было дано Киевской зональной МКК.
Был разработан общий план общественно-полезной работы, включающий также водружение памятных вымпелов на высших точках гор Путорана в ознаменование 36 годовщины Победы над фашизмом и подготовку материалов для публикации в периодической печати с целью популяризации спортивного лыжного туризма.
Общефизическая подготовка проводилась систеиатически, 3-4 раза в неделю, летом - на улице, зимой - зале. Специальные треѓнировки проходили на скалах (спуск дюльфером, спортивным, хождеѓние по перилам. Все о тяжелым, рюкзаком). С первым снегом начаѓлись регулярные выезды в лес на лыжах.
Повышение альпинистской квалификации осуществлялось за счет поездки летом в альплагеря, а также за счет посещения занятий, проводимых секцией альпинизма КПИ.
В январе-феврале пятеро участников (Синицын, Гаузнер, Дро-бязко, Кропочев, Ревин) участвовали в тренировочных лыжных поѓходах П-Ш к.с.
К марту 1981 г. план предпоходной подготовки и тренировки был в основном выполнен.
ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ НА СХОЖЕННОСТЬ
? пп Фамилия, имя, отчество 1 2 3 4 5 6 7
1. Синицы И.П. Х V к.с. 1980г. Пол.Урал V к.с. 1980г. Пол.Урал V к.с. 1980г. Пол.Урал Альпиниада 1977г. - Альпиниада 1979г.
2. Скрипченко В.И. V к.с. 1980г. Пол.Урал Х V к.с. 1980г. Пол.Урал V к.с. 1980г. Пол.Урал - IV к.с. 1977г. Прип.Урал III к.с. 1981г. Прип.Урал
3. Гаузнер Г.А. V к.с. 1980г. Пол.Урал V к.с. 1980г. Пол.Урал Х V к.с. 1980г. Пол.Урал IV к.с. 1978г. Прип.Урал IV к.с. 1977г. Прип.Урал -
4. Дробязко А.А. V к.с. 1980г. Пол.Урал V к.с. 1980г. Пол.Урал V к.с. 1980г. Пол.Урал Х IV к.с. 1978г. Прип.Урал IV к.с. 1977г. Прип.Урал III к.с. 1981г. Прип.Урал
5. Кропочев В.Н. Альпиниада - IV к.с. 1978г. Прип.Урал IV к.с. 1978г. Прип.Урал Х V к.с. 1979г. Таймыр -
6. Рыбачук В.Н. - IV к.с. 1977г. Прип.Урал IV к.с. 1977г. Прип.Урал IV к.с. 1977г. Прип.Урал V к.с. 1979г. Таймыр Х -
7. Ревин В.В. Альпиниада 1979г.
III к.с. 1981г. Прип.Урал - - III к.с. 1981г. Прип.Урал - - Х
Сокращения: к.с. - категория сложности
Пол. Урал - Полярный Урал
Прип. Урал - Приполярный Урал
3.2 Особенности разработки маршрута
Главной особенностью разработки маршрута было желание групѓпы выбрать нестандартный, линейный, интересный и сложный маршрут, который также разрабатывался в свете задания Киевской Зональной МКК: "Оценка перспективности лыжных туристских путешествий в раѓйоне плато Путорана с многодневными выходами выше зоны леса".
Основным принципом построения нашего маршрута было: максиѓмальное отклонение от принятых, привычных и ставших уже шаблонѓными вариантов.
Первая часть маршрута была проложена в наиболее высокой части "Путоранского купола", восточнее оз. Аян. Причем было заѓпланировано первопрохождение каньонов рек Дулук-Икон и Ниракачи. Кроме того планировалось первопрохождение траверса высших точек Путорана (г. Холокит, г. Камень, г. 1701 м, г. Котуйская) с запада на восток.
Вторая часть маршрута планировалась как линейный поход до г/п "Валек" с первопрохождениемтраверса хребта Чая-Аян и спуском по малохоженному центральному истоку р. Хихикаль с целью выбора оптимального пути при прохождении каньона в этом истоке. На спуѓске к р. Хойси (перевал с оз. Собачье) предстояло бы решить проѓблему преодоления обрыва плато в каньон реки.
Таким образом практически все наиболее сложные участки марѓшрута предполагалось сделать первопрохождением.
Кроме того, большое значение при разработке маршрута мы придавали его логичности, целеустремленности и эстетической стороне (красоте).
3.3 Основания для выбора основного и запасного вариантов маршрута
На основании принципов разработки маршрута, раскрытых в п. 3.2. был выбран следующий основной вариант маршрута:
оз. Аян - р. Дулук-Икон - р. Ниракачи - р. Холокит - р. Чоп-ка - г. Холокит - г. Камень - г. 1701 м (радиально) от г. Камень) г. Котуйская - р. Ноку-Урек - оз. Аян - пер. на р. Гулями - р. Гуѓлями - пер. на р. Куторамакан - траверс хр. Чая-Аян до в. 1588 м -центр, исток р. Хихикаль - р. Хихикаль - р. Хоронех - оз. Собачье - пер. на р. Хойси - р. Хойси - оз. Лама - оз Мелкое - р. Но-рилка - г/п "Валек".
Запасные варианты выбирались на основании следующих принципов:
1) предусматривание возможности обхода естественных препятствий в случае задержки из-за непогоды, или по другим причинам, наличия объективно! опасности при прохождении, длительной непогоды;
2) планирование глобальных запасных вариантов (запасных маршрутов) на случай невозможности осуществления заброски группы в начальную точку на оз. Аян.
Были разработаны следующие запасные варианты:
1) оз. Аян - р. Холокит - г. Холокит (отказ от участка р. Дулук- Икон - р. Ниракачи);
2) г. Холокит - р. Амнундакта - оз. Аян (отказ от продолжения траверса "Цуторанского купола");
3) оз. Аян - р. Гулями - р. Бунисяк - оз Лама (уход на р. Гулями в случае задержки на первой части маршрута; отказ от траверса хребта Чая-Аян в случае затяжной непогоды);
4) спуск плато Чая-Аян в долину р. Гулями или р. Моя-Ачин и далее к р. Хихикаль (Прерывание траверса хр. Чая-Аян);
5) оз. Собачье - р. Дынкенда - оз. Глубокое - оз. Мелкое (отказ от прохождения сложного перевала на р. Хойси);
1) оз. Лама - р. Бучарама - р. Б.Хонна-Мокит - оз. Аян и далее основной маршрут с согласованными в КСО сокращениями;
г/п "Валек" - оз. Малое - оз. Глубокое - оз. Собачье - р. Хихикаль - траверс хр. Чая-Аян - р. Гулями - оз. Аян - г. Холо-кит - оз. Аян - р. Б. Хонна-Мокит - р. Бучарама - оз. Лама -г/п "Валек" (для этого маршрута свои запасные варианты):
2) оз. Аян - р. Гулями - р. Бунисяк - оз. Лама - д/о "Лама" -г/п "Валек" (на вездеходе).
Маршрут был пройден всеми участниками в соответствии с осѓновным и запасными вариантами.
Группа воспользовалась следующими запасными вариантами:
1) оз. Аян - р. Гулями - по причине задержки с вылетом и отсиживания в пургу на перевале с р. Дулук-Икон в р. Ниракачи и на плато г. Камень;
2) спуск с хр. Чая-Аян к р. Гулями - из-за непогоды;
3) уход на р. Дынкенда вместо прохождения пер. на р. Хойси - по причине объективной лавинной опасности.
Таким образом тщательное планирование позволило группе пройти интересный и сложный маршрут несмотря на дополнительные трудности (непогода, лавинная опасность, задержка с вылетом).
4 ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
4.1 График движения
Дни
пути Даты Номер участка дневного перехода
Участок пути Протяжен-
носсть (км) Чистое ходовое время (час) Характер пути, естественные препятствия, опасные участки
Метеоусловия
Примечания
1 23.04.81 1 Сев. Оконечность оз.Аян - устье р.Дулук-Икон 10 2 Озеро. Наст плотный. Местами гладкий лед. Ф.4 Ясно. -50С. Слабый ветер с юго-востока -
2 24.04.81 1
2 Разведка р. Дулук-Икон.
Заброска продуктов в район устья р.Амнундакта 20 (туда и обратно)
45 (туда и обратно) 7
9 Долина реки. Наст заснежен (15 см). Много камней. Узкий (до 5 м) Каньон. Водопад 12 м наледи
Озеро. Наст плотный, большие (200-300 м) участки открытого гладкого льда Утром ясно. Вечером - небольшая облачность -30С. Ветер очень слабый с юго-запада Ходили двумя группами. Трое - на разведку, четверо - на заброску. Километраж не учтен в общей суме
3 25.04.81 1 Устье р. Дулук-Икон - устье левого притока р. Дулук-Икон. 10 5,2 Долина реки. Наст заснежен (15 см). Много камней. Наледи. Узкий (до 5 м) каньон. Замерзший водопад 12м. Ф.6, 7, 8
Переменная облачность. Видимость 6-8 км. Слабый юго-западный ветер Водопад проходили в кошках, вырубая ступени лесорубом с организацией перильной страховки
3 25.04.81 2 Устье левого притока р. Дулук-Икон - пер. на второй правый приток р.Ниракачи (считая от устья р.Ниракачи) 11 3 Плотный наст. Справа по ходу - снежные карнизы на протяжении 3-4 км от устья. Далее пологий (до 100) ровный снежный склон, выводящий перевальное плато. Схема 2. Ф.9 Переменная облачность. Видимость 5-7 км. -50С. Ветер юго-западный 8-10 м/сек. После выхода на плато - мелкий снег, видимость ухудшилась Через два часа после остановки на ночлег началась пурга
4 26.04.81 Отсидка в пургу на перевальном плато Ф.10 Ветер юго-западный до 20 м/сек. Снегопад. -30С. Видимость плохая
5 27.04.81 1 Перевальное плато - устье второго правого притока р.Ниракачи 8 1,4 Сначала снежный склон с застругами. Крутизна до -150. Затем узкая (10-40 м), каменистая долина ручья. Справа по ходу - снежные карнизы, слева - скалы. Прошли на лыжах несколько заснеженных ступе необразных водопадов (5-8 м). Схема 2. Ф.12 -120С. Северный ветер 3-5 м/сек. Видимость до 10 км. Погода в течение дня почти не менялась В скалах слева по ходу видны характерные пещеры
2 Устье второго правого притока р.Ниракачи - устье первого правого притока р. Ниракачи 6 1,2 Долина реки. Сначала скальный каньон (3 км), ширина долины - 50-60м, наледи, затем долина расширяется до 200м. Ф.14 В каньоне очень живописные скалы с висячими ледопадами
3 Устье второго первого правого притока р.Ниракачи - р.Холокин (1 км ниже устья р.Ниракачи 5 8 Сначала (1 км) широкая долина реки, затем отвесной водопад (50 м), после водопада - сплошной каньон, ширина - 10-80 м, наледи местами залитые водой. Скальные стены камнеопасны. Замерзшие отвесные водопады (12-15 м). Ф.15-25 Постепенно перестаешь удивляться все новим и новым чудесам скально-ледового мира
6 28.04.81 1 Река Холокит - устье первого (по ходу) правого притока р.Холокит 6 1,6 Каньон, ширина 50-100м. Наледи, наст. Скальные стены - камнеопасны -80С. Ветер северо-западный 3-5 м/сек. Облачно. Види-мость до 10 км
2 Устье первого правого притока р.Холокит - р.Чопка (1 км выше устья) 9 5 Широкая лесистая долина реки. Очень мало снега. Местами - голая галька. Встречаются наледи. Ф.26, 27 Очень много звериных тропинок и дорог
7 29.04.81 1 Р. Чопка - устье первого (по ходу) правого притока р. Чопка 4,5 0,8 Сплошные нале-ди. Сначала не-большой каньон, затем русло рас-ширяется (до 200м). Ф.28-30 -100С. Ветра нет. Пасмурно. Види-мость до 10 км
2 Устье первого правого притока р.Чопка - долина первого правого притока 3 2 Обход (слева по ходу) каскада за-мерзших водопа-дов. Снежный лесистый склон крутизной 20-450 Глубокий снег. Местами наст. Схема 3. Ф.31-33 Ветер северо-западный 5-6 м/сек.
3 Долина первого правого притока р. Чопка - плато в верховьях притока 11 4 Сначала много камней, неболь-шие наледи, затем плотный наст. При подъе-ме на плато кру-тизна 20-250. Ф.34 -160С. Ветер северо-западный 8-10 м/сек. Видимость 3-5км. К вечеру - -250С
8 30.04.81 1 Плато в верховьях первого правого притока р.Чопка - р.Холокит 10 2,3 Всхолмленное плато. Наст. Подъем на г.Хо-локит террасами. Крутизна склонов до 300. Схема 4. Ф.35-39 -180С. Ветер северо-западный 3-5 м/сек. Видимость 8-10км. Дымка Очень сильная освещенность
2 г.Холокит - г.Камень 14 2,7 Почти ровное плато. Плотный наст.Пологий подъем (до 100) на г.Камень нес-колькими терра-сами. Схема 4. Ф.40 -120С. Ветер северо-западный 3-5 м/сек. Видимость пере-менная: сначала 2-3км, потом - 10-15км. К вечеру - -240С Вокруг солнца - радужное гало, появились два ложных солнца (по бокам)
9 01.05.81 1 г.Камень- г. 1701 м - г.Камень 20 (в зачет - 10) 5 В основном ров-ное плато, Плот-ный наст чуть заснежен.Подъем на г.1701 м двумя террасами. Кру-тизна - до 250. На подъеме очень твердый наст. Схема 4. Ф.41,42 -100С. Ветер юж-ный - юго- запад-ный 5-6 м/сек. Облачно. Види-мость перемен-ная: сначала - 6-7км. К вечеру видимость - 100м, снег Вершина г.1701 м не имеет характерной высшей точки
10 02.05.81 Отсидка в пургу на плато г.Камень - - - Ветер 15-18м/сек, пурга. -80С. Види-мость меньше 100м. Вечером - полный штиль и белая (видимость до 10м)
11 03.05.81 1 г.Камень - правый (орографический) исток р.Котуй 13 5 Сначала спуск по насту. Затем - долина реки. Рыхлый снег. Провал лыж - 40см -20С - утром,
+50С - днем,
-30С - вечером.
Видимость пере-менная: утром 10-15 км, затем рез-кое ухудшение, 1-3 км; иногда появ-ляются просветы до 5 км. К вечеру ветер 12-14м/сек с запада Сильный подлип. Пользуемся лыжными мазями