Скляр Евгений: другие произведения.

Отчет: Отчет о походе по реке Кереть

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 13/09/2006.
  • © Copyright Скляр Евгений (ribolub@mail.ru)
  • Обновлено: 12/04/2009. 34k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Карелия , 150 км , 3 к/с (3) , Байдарка
  • Дата похода 18/07/2004 {17 дн}
  • Маршрут: оз.Кереть - оз.Плотичное - Сплав по - р.Кереть - До устья - Белое море - Губа Чупа
  • Оценка: 6.63*8  Ваша оценка:


    ОТЧЕТ

    о водном путешествии III к.с. (байдарки)

    совершенном 18.07-03.08.2004

    по маршруту оз. Кереть - оз. Плотичное - сплав по р. Кереть до устья - Белое море - губа Чупа

    Содержание

    стр.

    1

       СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

    3

       1.1 Паспорт маршрута

    3

       1.2 Список группы

    3

    2

       СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

    4

       2.1 Транспортная характеристика

    4

       2.2 Продовольственная характеристика

    4

    3

       ОПИСАНИЕ МЕРШРУТА

    5

       3.1 Общая характеристика маршрута

    5

       3.2 Условия прохождения маршрута

    5

       3.3 Прохождение маршрута

    5

       Приложение 1 - Фотографии

    13

       Приложение 2 - Карта

    24

       1 СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ
          -- Паспорт маршрута
      
        -- Вид путешествия - водный (каркасные байдарки)
        -- Район путешествия - Республика Карелия Российской Федерации
        -- Категория сложности - III
        -- Маршрут - оз. Кереть - оз. Плотичное - сплав по р. Кереть до устья - Белое море - губа Чупа
        -- Время путешествия - 18 июля - 3 августа 2004 г.
        -- Протяженность - 150 км
        -- Количество ночлегов в полевых условиях - 17
        -- Подъезд к началу маршрута: Харьков - ст. Лоухи (поезд), ст. Лоухи - оз. Кереть (автомобиль)
        -- Отъезд: пос. Ниж. Полунга - ст. Чупа (автомобиль), ст. Чупа - Харьков (поезд)
        -- Заявка на данное путешествие рассмотрена МКК при Харьковском городском клубе туристов с положительным заключением 7.07.04 (протокол  43 - 2004 В)
       1.2 Список группы (фото 1)
        -- Скляр Евгений Дмитриевич. Руководитель группы, капитан "Таймень-3 "Черная шкура".
        -- Зинченко Александра Владиславовна. Матрос "Таймень-3 "Черная шкура".
        -- Земляков Вадим Владимирович. Завхоз, капитан "Таймень-2 "Желтая".
        -- Шарапова Наталья Валерьевна. Матрос "Таймень-2 "Желтая".
        -- Варламов Алексей Евгеньевич. Ремонтник, капитан "Таймень-3".
        -- Клещ Наталья Алексеевна. Матрос "Таймень-3".
        -- Маначинов Захар Алексеевич. Капитан "Таймень-2".
        -- Матузок Ольга Эдуардовна. Медик, матрос "Таймень-2".
      
       2 СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ
       2.1 Транспортная характеристика
       Подъезд: поезд  240 "Симферополь - Мурманск" до ст. Лоухи.
       Для того чтобы выкупить удобные места (в одном вагоне, рядом) билеты мы брали за три недели отправлением из Белгорода, где к поезду добавляют 5 прицепных вагонов. Стоимость билета 181,64 грн.
       Из Харькова до Белгорода добирались электричкой отправлением в 1405. Стоимость проезда 3,10 грн, багажный билет стоит столько же (брали 4 шт.). В электричке прошли пограничный и таможенный контроль.
       Наш поезд отправлялся из Белгорода в 2331 по московскому времени, поэтому 5 часов ожидания провели на платформе.
       Следует иметь в виду, что прицепные вагоны добавляют с южной стороны платформы. Чтобы не совершать марш-бросок, именно там нужно оказаться с вещами на момент прибытия поезда.
       В этом году поезд пустили в обход Москвы, поэтому в пути мы провели 45 часов. По расписанию в Лоухи поезд прибывает в 2035, но опоздал на полчаса.
       Сразу у поезда нас и еще одну харьковскую группу встретили извозчики. Началом нашего маршрута была губа Широкая оз. Кереть. По трассе это составляло 28 км и стоило по 100 руб. с человека со всем багажом, итого 800 руб.
       Извозчик (на УАЗе-469 с прицепом) Макаров Василий Иванович, пос. Лоухи, ул. Шмагрина, д. 8 а, кв. 2. т. 8-10-814-39-21-592, e-mail: galinka.m@onego.ru
       Отъезд: водную часть путешествия окончили в пос. Ниж. Полунга, откуда до ст. Чупа доехали на автомобиле (микроавтобус УАЗ) за 700 руб.
       В сторону Харькова наш поезд ходил по нечетным числам. Еще в поезде узнали в котором часу он отправляется из конечного пункта нашего путешествия - пос. Чупа (2244). Билеты взяли до Харькова и, удача, в одном вагоне, правда, места все верхние. Стоимость билета 1075,6 руб.
       Регистрация: миграционные карты заполняются на границе, при въезде. Отметку о прибытии мы ставили в Лоухи у начальника станции, там же поставили отметку в маршрутной книжке. На обратном пути на границе регистрировался выезд.
       2.2 Продовольственная характеристика
       Все продукты мы брали с собой из Харькова. Вместо сухарей брали хлеб, упакованный в пищевую пленку. Мы брали "Варяжский", "Полевой", "Гусарский" Салтовского хлебокомбината и "Пикантный" Алексеевского хлебокомбината. Этот вариант мы опробовали в прошлом году. При условии целостности упаковки и ненамокании хлеб хорошо хранится. Последний доели уже на Белом море, правда, практически всю корку пришлось срезать из-за плесени. Но 12-14 дней хлеб отлично хранится.
       Город Лоухи довольно крупный населенный пункт и недостатка в торговых точках нет. Есть почта и телеграф.
       На маршруте у станции Кереть (в р-не ж/д моста) по вторникам останавливается вагон-магазин, но мы там были в воскресенье. Недостатка в грибах, рыбе и ягодах не испытывали.
       В пос. Нижняя Полунга есть магазин.
       В пос. Чупа есть почта и телеграф с переговорным пунктом, магазины, рынок и даже бильярдная. Но все эти блага только в поселке - на станции, которая находится в 4 км от поселка, нет ничего.
      
       3. ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
       3.1 Общая характеристика маршрута
       Общая площадь озера Кереть (с островами) 298 км2, наибольшая длина 44 км, ширина 19 км [Плечко Л.А., Сабанеева И.П. "Водные маршруты СССР. Европейская часть"]. Озеро имеет чрезвычайно изрезанную береговую линию и разделено сравнительно узкими протоками на ряд обособленных плесов, называемых озерами Северное, Серебристое и т.д. На озере 140 островов. Кереть - мелководное озеро (средняя глубина 4,5 м), вследствие чего вода хорошо прогревается. В жаркое лето ее температура достигает 20-21 зС. Берега слабохолмистые, покрытые хвойными лесами. Возвышенности чередуются с болотами. По берегам выходы гранита, встречаются песчаные пляжи.
       Река Кереть начинается в западной части оз. Плотичное довольно широким плесом, переходящим в оз. Нюкки. Длина реки 90 км, 26 порогов.
       На своем пути река пересекает а/д и ж/д. Лоухи - Кестеньга, а/д Санкт-Петербург - Мурманск, ж/д Петрозаводск - Мурманск, а/д Чупа - Плотина (на карте не обозначена) и а/д Чкаловский - Плотина.
       Протяженность маршрута по оз. Кереть и оз. Плотичное ~ 35 км, по р. Кереть ~ 90 км, по морю ~ 25 км. Итого ~ 150 км.
       3.2 Условия прохождения маршрута
       Погода преимущественно ясная, редкие кратковременные дожди, слабые и средние ветры. Температура воздуха днем до 28ЊС, ночью не ниже 15ЊС. Температура воды в озерах и реке ~ 20ЊС, в море ~ 15ЊС, но только на мелководье.
       Уровень воды в реке нормальный.
       3.3 Прохождение маршрута
       Началом маршрута выбрали губу Широкую оз. Кереть. Автомобиль завез нас в лес, практически к самой воде, но так как время было позднее (ок. 23 часов), решили разбить лагерь, а сборку судов начать утром.
       19. 07. Вышли ок. 1430. Прошли по спокойной воде километров 10 и решили найти место для перекуса. Нашли такую красивую стоянку, что решили разбить лагерь. В заливе рядом была отличная окуневая рыбалка.
       20.07. Вышли около полудня и при небольшом волнении и попутном ветре прошли 13 км до следующей стоянки в начале протоки в оз. Плотичное. По пути наловили рыбы и на перекусе насобирали грибов. Встал вопрос о нехватке сковородок (мы взяли только одну), который разрешился на стоянке - на пляже нашли отличную чугунную сковородку.
       21.07. При попутном ветре прошли протоку, но после поворота в оз. Плотичное попутный ветер превратился во встречный. Мы, держась левого берега, прошли против волны и ветра до западного берега озера, где отдохнули и перекусили. Пройдя вдоль берега и укрываясь в его ветровой тени, вышли в реку Кереть, где нас встретил все тот же встречный ветер. Пройдя по реке пару километров, увидели на правом берегу хорошую стоянку и решили становиться.
       Практически весь следующий день пережидали ветер, и вышли только в 1940.
       На озере Нюкки нас застал небольшой дождь. Под автодорожным и железнодорожным мостами первый несложный перекат. Дальше очень красивое озеро Петриярви, на выходе из которого следующий перекат. Он побыстрее, у берегов камни и бревна. На карте в протоке обозначен остров, но по сути его нет - поток в этом месте уходит налево, там собственно и находится перекат.
       Дальше река впадает в красивое озеро Нижняя Ламба, на высоком скалистом правом берегу которого мы разбили лагерь.
       23.07. Подошли к первой ступени порога "Щелевой". Для просмотра высадились на правом берегу. Ступень не сложная, длиной ок. 150 м. Заход по центру, дальше по струе ближе к левому берегу. Потом вдоль острова, за которым нужно причалить для просмотра второй ступени (II-а к.с.). Сужение и усиление потока, короткий (~ 15-20 м) мощный слив с накатом на плиту справа и крутой левый поворот. Фактически это два слива с перепадом немного больше метра, расположенных почти под прямым углом друг к другу. Сливы чистые, на выходе полуметровые валы. Заходили под правым берегом по "канализации", а потом резко влево, на струю. Две байдарки прошли нормально, а третья (Захар и Оля) - кильнулась на сливе. После окончания спасательной операции пошла четвертая байдарка - я и Олеся и тоже чуть не кильнулись, но вовремя успели выровняться.
       После откачки воды прошли ок. 500 м до порога "Кривой 1-й" (II-а к.с.). S - образный, длиной 300-350 м. Ориентиры - шум и высокий правый берег. Просмотр с правого берега. Порог начинается шиверой, потом река заметно сужается и ускоряется. Заход по центру, потом до левого поворота (ок 120Њ) идти у правого берега. На этом повороте река несколько расширяется, и струя распадается на две. Левая несет на обсыхающий "зуб", лучше идти правой, как можно ближе к берегу. Подводные камни в этом месте легко читаются и проходятся. Сразу же правый поворот 90Њ. Прямо посреди реки большой обливняк, но если идти правым берегом - его легко оставить слева.
       Ниже, в ста метрах, еще один короткий порог. Длина порога ок. 70 м. Желателен просмотр. Смотрели справа с большого валуна, который расположен над ключевым местом - сливом 0,5-0,7 м с подводным камнем в центре. Заход по центру, потом по диагонали слева направо к валуну, с которого просматривали, а за ним круто налево по струе. Справа от потока мелко и топляк.
       Далее река впадает в оз. Долгое. Лагерь разбили на оконечности длинного мыса на правом берегу. Сушились.
       24.07. Пройдя озеро, дошли до порога "Керчуг". Смотреть можно с обоих берегов, а можно и не смотреть. Порог короткий (ок. 50 м) и не сложный. Идти по струе ближе к левому берегу.
       Озера Керчуг и Травяное не широки (русловые), с изрезанной береговой линией и живописными берегами. Много хороших стоянок. Должна быть хорошая рыбалка.
       После оз. Травяного через пару километров оз. Варламовское. На карте оно не подписано и выглядит как залив, восточным берегом подходящий к трассе Санкт-Петербург - Мурманск.
       На выходе из озера длинная, мелкая, извилистая шивера, не обозначенная на карте. Идти по струе, которая виляет от берега к берегу.
       Далее около километра до группы порогов река течет спокойно. Пороги хорошо слышно. Первый длиной около 150 м. Просмотр справа. В центре порога остров и струя делится надвое. Идти нужно левой протокой и держаться ближе к острову (схема 1 [Сергей Строганов, stroganov@mtu-net.ru]). За островом уходить вправо, т.к. на выходе гряда подводных камней, на которой две наши байдарки посидели чуть-чуть.
       0x01 graphic

    Схема 1

       Метров через сто еще один порог. Он побыстрее предыдущего, но также не сложный. Он даже не запомнился (фото 2, 3). Просмотр с правого берега.
       За ним, еще метрах в ста, порог "Белый клык" II к.с. (схема 2) Просмотр с правого берега. Мощная двухсотметровая шивера, в струе много камней. На выходе, на последней гряде, в струе большой обливной валун. Наверное, он и дал название порогу. Слава Богу, этот "клык" стерся - сейчас он гладкий и круглый. Честно говоря, при просмотре мы его не заметили (просто не дошли до конца порога, так, сверху глянули, а сверху-то его и не видно). Уже на подходе большой вал над валуном указал о наличии такого препятствия. Мощная струя несет прямо на него, мы не успели сманеврировать и, набрав скорость, пролетели над ним, лишь немного чиркнув кормой. Захар с Олей шли медленнее и сели. Захару пришлось выходить и снимать байдарку с камня. Остальные были повнимательнее.
       0x01 graphic

    Схема 2 - порог "Белый клык"

       Метров через 200 непримечательной шиверой начинается порог "Мураш" (III-б к.с.). Ориентир - скалистый берег справа и крупный валун у воды, река заметно уходит вниз.
       Мы подошли, просмотрели справа первую ступень и решили переправиться на левый берег. После первой ступени река уходит влево, и смотреть порог лучше с левого берега, там же тропа для обноса. Время было позднее, и мы разбили лагерь. Место выбрали над порогом, где-то посередине первой ступени. Палатки ставили между деревьев и камней.
       Пока готовился ужин, просмотрели порог до конца и наблюдали за прохождением московской группы на трех "Тайменях" - двойках. Московские экипажи отличались по степени мастерства. Круче всех был экипаж из двух парней (остальные были парень - девушка). Прохождение в их исполнении вызывало восхищение - все четко и красиво. Второй экипаж прошел нормально, но не так красиво. А третий и на камнях посидел дважды, и продрался в нижней части порога. Мы фотографировали прохождение на их фотоаппарат.
       Порог проходится на разгруженных байдарках, поэтому с утра вещи перенесли в конец порога и, после дополнительной рекогносцировки, по очереди пошли. Есть еще один момент - вечером в ясную погоду солнце светит вдоль порога, прямо в глаза, что затрудняет ориентировку.
       Первая ступень ок. 200-250 м. Мощная шивера с высокими валами. Слева внизу ряжевая стенка. Шли по самой струе, ближе к правому берегу (фото 4) - воды много, все камни глубоко. Главное валы проходить правильно (фото 5, 6). Ниже, перед второй ступенью, небольшой заливчик, где можно отдышаться (фото 7).
       Дальше река под углом 90® уходит влево. Там уже больше камней, как подводных, так и надводных, но все читается. До правого поворота (~110®) 250-300 м. Заход ближе к центру. Потом, метров через 150 надо уходить левее, т.к. на самом повороте, чуть ближе к правому берегу, коварный обливной "клык", который с воды не очень то читается. Первыми шли Вадик с Наташей и напоролись на этот камень. Сломали стрингер и пробили дырку. Потом мы поставили там сигнальщика, и все прошли отлично.
       После правого поворота еще 100 м шиверы, но падение уже поменьше. Нужно маневрировать, чтобы не налететь на камни. Все уходили от левого берега в центр. Внизу, как всегда, мелко.
       Ниже порога река поворачивает на 90® влево, плес 100-150 м, потом маленький перекатик. Справа отличное место для стоянки (стоял Воронеж), слева - место для починки, где Вадик и чинился.
       Далее река впадает в оз. Новое. В это озеро впадают притоки Керети - Черная и Елеть. Стоянки на озере ближе к выходу в реку. Мысы продолжаются мелями.
       Через пару километров по реке начинается порог "Сухой". Над ним мост а/д Санкт-Петербург - Мурманск. Это очень длинная (ок. 2 км) мель с медленным течением. Тем обиднее было получить здесь пробоину. "Шкура" моей байдарки очень долго (несколько лет) хранилась в свернутом состоянии и, похоже, чуть пересохла. В месте пролейки образовалось напряжение и, когда лодку прижало к камню, оболочка лопнула. Вода поступала, отчерпываться было неэффективно, и мы поднажали на весла в поисках места для ремонта. Берега были заболоченные, и только у деревни Кереть была нормальная сухая поляна. 4 км до нее мы прошли за полчаса. Течь оказалась длиной 7 см. После ремонта и перекуса двинулись дальше.
       Сразу за деревней ж/д мост. Мусора между быками не обнаружили, т.е. проход чист.
       Далее 2-2,5 км до порога "Кривой 2-й" (II к.с.). Это километровая шивера с поворотами русла и соответствующей траекторией движения (схема 3). Проход без просмотра.
       0x01 graphic

    Схема 3 - порог "Кривой 2-й"

       Сразу за ним оз. Кривое. На мысу справа мы нашли отличную стоянку с баней. Было решено устроить банную дневку.
       27.07. Вышли ок. 1400. После озера река течет спокойно между островами около 2 км до порога "Долгий" (III-б к.с.). Просмотр с левого берега. Первая ступень порога представляет собой гряду через всю реку: в центре остров; слева короткий мощный слив с падением ~1,5 м; справа неприглядная и, скорее всего, неходибельная "канализация". Сам слив с подводными острыми камнями и прижимом к левому берегу, где, опять же, камни. Нужен внимательный осмотр и точный заход в слив. Заход ближе к центру, по языку, а потом уход вправо от нижних камней. Всей сложной части 25-30 м. Леша и Захар решили свои суда обнести. Вадик с Наташей и я с Олесей прошли, даже не разгружаясь.
       Далее очень длинная извилистая шивера (более 3 км). Некоторые ее участки достаточно мощны и сложны, некоторые очень мелки. Движение по обстановке, которая определяется направлением основного потока - идти надо там, где глубже. Но все равно где-то гряды преграждают путь и в таких местах очень мелко. Всем экипажам приходилось выходить из байдарок для снятия с мели.
       Далее, до Варацкого порога 4 км река состоит из простых перекатов между островами и обширных разливов, которые должны быть богаты рыбой. Стоянок не видно.
       Варацкий порог (III-б к.с.) слышно, после правого поворота левый берег становится высоким и скалистым. Просмотр с левого берега обязателен. Тут же хорошие стоянки (в начале порога), тропы для просмотра и обноса. Порог проходится на разгруженных байдарках. Длина около 600 м. Необходимо осмотреть весь порог, особенно главный слив.
       Начало - быстрая шивера 150 - 200 м, есть камни. Дальше по середине реки остров. Главный слив слева. Идти вплотную к острову. За винтовым сливом косая бочка и мощное течение, наваливающее на гряду камней слева. Далее длинная, метров 300 шивера с обилием камней, которые не всегда читаются с воды. В конце нее мост а/д Чупа - Плотина (на карте не обозначена), под ним надо идти правее. За мостом, через 100 м, очень мелкий участок, река разливается.
       Проходить решили по очереди. Первыми пошли Леша (матросом) и Вадик (капитаном) на тройке. Слив прошли далеко от острова (фото 8), в бочке их стало нести на камни, бросило и Вадик выпал (фото 9-11). Леша удержался, выровнял лодку, но только через 50 м понял, что в лодке один (фото 12). Метров через 100 он пристал к правому берегу (там мельче) и дождался Вадика, которого несло течением. Отдышались и пошли дальше.
       Тем временем подошла группа москвичей, о которой упоминалось выше. Ребята (парень + парень) пошли вплотную к острову, а там плита. Зацепились носом, их развернуло, и они слились кормой вперед, как так и надо. Развернулись уже на шивере.
       Вадик решил на своей двойке сделать так же. Тем временем пошла вторая байдарка москвичей. Они тоже зацепились за плиту, но меньше, и успели соскочить и развернуться. Слились практически носом и бочку прошли хорошо.
       Вадик и Наташа так же наехали носом на плиту, но развернуться не смогли, не дали потоку развернуть лодку кормой вперед, и их опрокинуло (фото 13, 14). До мели шли вплавь (фото 15). Нужна страховка с правого берега ниже основного слива. Пока мы перебегали по мосту, Вадик с Наташей попытались перевернуть лодку, но поток в том месте был еще силен, ее вырвало из рук и побило о камни. Могло бы и сложить. Утонули кое-какие вещи и весло. Пострадало в основном "железо", порвалась дека. Кое-как восстановив каркас, лодку спустили на воду, и Вадик прошел порог до конца в одиночку.
       Тем временем Оля и Захар обошли остров по правой протоке. Там мелко, нужна проводка, но намного безопаснее. Мы последовали их примеру.
       Через пол километра ниже порога оз. Варацкое. На стоянках множество групп. Место для стоянки нашли с трудом, и то это была необорудованная стоянка.
       Следующий день - дневка. Ремонт и день рождений (мой и Наташи Клещ).
       29.07. Сразу на выходе из озера порог "Карешка" (II-а к.с.). Шли без просмотра. Его очень хорошо видно с воды. Это извилистая быстрая шивера длиной метров 150. За порогом плес. В конце плеса на левом повороте порог "Краснобыстрый" (III-б к.с.). Просмотр обязателен. Смотреть можно как слева так и справа. Но, так как основные препятствия первой ступени слева, то и смотреть лучше слева.
       Длина основной части порога ~200 м (перепад 4-5 м), дальше еще 200 м мелкой шиверы. Начало порога - быстрая шивера. Далее у левого берега слив ~0,6-0,8 м с зубатыми камнями. Через 20 м отлогий слив 1 м с мощным жестким валом (фото 16). Требуется маневр с пересечением струи направо (слева сброс на камни с метровой высоты), где гладкий язык. Еще через 10 м слив ~0,8-1 м с мощной бочкой (фото 17, 18).
       Идти решились только Вадик с Наташей, остальные обнеслись по правому берегу. Порог проходится на разгруженной байдарке. На этот раз организовали страховку - я встал со спасконцом на уровне нижней плиты, Захар внизу на шивере. Фотографы разместились на огромном, выдающемся едва ли на середину реки, валуне.
       Вадик с Наташей прошли первый слив и зачалились у левого берега. Вышли на берег и еще раз просмотрели нижние сливы. Отвели байдарку почти под первый слив (чтобы увеличить место для маневра) и пошли. Нижние сливы прошли отлично (фото 19).
       Пока мы загружали байдарки, порог проходили москвичи на катамаранах - куча детей, никакого управления плавсредством - не интересно...
       Дальше до Масляного порога ~4 км плес (есть несоответствие - в некоторых описаниях Масляным называется следующий порог). Осмотр справа. Мощная шивера длиной ~300 м (II-б к.с.). Проход по основной струе ближе к правому берегу. Внизу мелко. Все прошли отлично. На тропе осмотра нашли отличные грибочки и после порога устроили перекус.
       Ниже, метров через 600, обычным перекатом начинается безымянный, но коварный порог (III-а к.с.). Перекат переходит в шиверку, река поворачивает направо, падение увеличивается (на пороге ~2,5-3 м), скорость, естественно, тоже. А потом плита через всю реку. И негде ее обойти. Просмотр, скорее всего, нереален (в описаниях, которые были у нас, ни о чем подобном упоминаний не было, уже по приезде нашел пару лоций, где этот порог описывается). С воды плиту видно только при приближении к ней, метров за 15-20, а поток то усиливается. Пришлось разогнаться и прыгать, как шли, ближе к середине реки, без маневров. Падение ~0,8 м. вода по плите перекатывается тонким слоем - после прыжка слегка зацепились кормой, но с помощью весла оттолкнулся. Впереди шли байдарки Захара и Леши, они тоже посидели на камнях. Вадику не повезло - при прыжке с плиты лодка налетела на камни, и борт как из пулемета прострелили. Так что будьте внимательны - внизу есть острые камни.
       Пришлось разбивать лагерь на острове перед Павловским порогом, хотя на стоянке уже стояла группа на катамаране с мотором.
       Хочу сказать пару слов об островах, которые обозначены на карте как такие, где в одной протоке есть порог, а в другой нет. Судя по всему, по одной из проток вода течет только в паводок - прохождение в обход порога невозможно.
       Порог Павловский (II-б к.с.) смотреть бессмысленно - это 500-метровая шивера с не очень сильным течением и без коварных камней. Через 200 м после порога небольшой, несложный 150-метровый порожек или последняя ступень Павловского порога. Слева есть неплохая стоянка. Просматривать можно слева, а можно идти без просмотра. Посреди реки каменный, голый остров, делящий поток надвое. Идти можно как справа, так и слева. Две байдарки прошли справа, две - слева. Слева показалось интереснее.
       Через 1,5 км, после левого поворота, начинается порог Колупаевский (III к.с.). Это длинная, полуторакилометровая шивера с большими обливняками, сложной траекторией движения, прижимами то к одному то к другому берегу. Осмотр теряет смысл из-за большой протяженности. Смотрели только первые 500 м с левого берега. Шли по очереди с промежутком 10 минут, но между нами встряла упомянутая выше группа москвичей с детьми на катамаранах (5 катов и 3-х местная "Щука") и кат с мотором. Еще одно "фе" в сторону катамаранщиков - им смотреть не надо, так лезут без очереди. Правда, и они иногда сидят на камнях...
       Первыми шли Вадик и Леша на тройке, потом я и Олеся, следующими - Захар с Олей, завершали прохождение Вадик и Наташа. Мы пару раз, уже в средней, не разведанной части, и внизу садились на камни, после чего лодку разворачивало, и мы шли кормой вперед.
       Порог всем очень понравился, плюс мы с Олесей нашли лопасть от весла.
       Ниже порога мост а/д Плотина - Чкаловский, а под ним перекат с коварным огромным обливняком. Идти нужно ближе к левому берегу.
       В ста метрах ниже моста в Кереть справа впадает р. Луокса (Лоушка). Еще через 200 м перекат, после которого, метров через 200 начинается порог "Кривой 3-й" (III- б к.с.). В некоторых описаниях это связка порогов Медвежий и Кривой 3-й, но судя по карте - Медвежий на Луоксе.
       Порог хорошо слышен, ориентир - скальные плиты на правом берегу. Просмотр справа. Начало порога в правом повороте реки. Первая ступень - короткий слив с косой бочкой (фото 20, 21). В струе виднеется подводный "зуб". Слив падением 0,5-0,7 м. Далее пологий правый поворот и прямая, мощная шивера длиной 200-250 м (вторая ступень). В конце прямика можно зачалиться и просмотреть третью ступень. Река под прямым углом уходит влево, через 100 м также круто вправо. Основной поток под левым берегом, справа мелко (река разливается). В струе мощные валы. Еще через 200 м поток уходит в центр, а река поворачивает налево, где еще 200 м шиверы, но уже поспокойнее.
       Ключевое место - первый слив. Заход по языку - таким образом можно было избежать контакта с бочкой или подводным "зубом". Но Леша с Вадиком таки угодили в бочку (фото 22, 23). Какая-то группа шла этот участок параллельно с нами, но они решили провести байдарки по "канализации" слева. Там очень мелко, и они были крайне недовольны своим решением.
       Начитавшись описаний, слегка разгрузились, но, как оказалось, напрасно - только время потеряли на обнос вещей.
       Ниже порога перекаты между островами. На одном из островов нашли стоянку и разбили лагерь.
       31.07. Зная о том, что на Морском пороге придется обносить рыбоучетное заграждение (сеть), вещи упаковали максимально удобно для переноски. До порога от нашей стоянки было 4-5 км. Препятствий никаких.
       Сеть обносится слева. Желающие могут отсюда уехать на машине, но как ее заказывать - не знаю.
       Посмотрели на прыжки горбуши или семги. Говорят, лицензия стоит 400 рублей, но ловить можно только в пороге, а перед сетью нельзя.
       С левого берега просмотрели первую треть порога (III-б к.с.). Порог длиной около километра - полный просмотр теряет смысл. Падение около 15 метров. Течение очень сильное, много камней, высокие валы. Порог похож на Колупаевский - тоже мощная шивера, но падение круче. В отлив длина нижней части несколько увеличивается. Нам повезло, и мы шли в прилив.
       Заход ближе к правому берегу, а дальше - по обстановке. Первыми шли Земляков с Наташей, потом мы, следующие - Захар и Оля, и последними Вадик и Леша.
       В средней части порога мы налетели на коварный обливняк и сели. Пришлось мне вылезать и сниматься. Налетели серьезно - потом пришлось ставить четыре заплаты, плюс срезало заклепки гнезда на среднем шпангоуте. Дальше прошли нормально, только раз чиркнули по камню, но к счастью он был гладким. Все остальные прошли лучше.
       Перед выходом в море сделали запас пресной воды, погуляли по заброшенной деревне Кереть (фото 24). От берега отошли в отлив. Когда отчалили - проходившая в это время порог группа попросила поймать весло...
       По заливу пошли в направлении С-В и вышли в протоку между о. Средним и островом без названия. Подошли к о. Кереть и вдоль южного его берега пошли в направлении губы Чупа. По пути видели четырех тюленей. Встали на отличной стоянке на оконечности мыса острова в конце протоки между материком и о. Кереть.
       1-2.08. Стояли на острове. Ловили рыбу - попадалась хорошая треска, керчаки и поймали зубатку на 1,1 кг. На острове много ягод и грибов. Погода стояла отличная - купались в море.
       2.08. в 2100 вышли в направлении пос. Ниж. Полунга. Обошли с юга о. Олений, и через три часа после выхода причалили к правому берегу в устье р. Пулонга, напротив поселка. С утра сходили в поселок насчет машины и в магазин. Машину заказали на 16 часов. Микроавтобус УАЗ вместил в себя весь наш багаж и нас, и через 40 минут мы были в Чупе. В поселке сходили в магазин и поехали дольше, на станцию, до которой 4 км. Перевозка стоила 700 рублей. Пока покупали билеты, тот же водитель отвез меня с Олесей в поселок и показал где почта. Там же куча магазинов, базар и, даже, бильярд. Назад пешком дошли за 40 минут.
       3.08. в 2244 пришел поезд, мы быстро загрузились (стоянка поезда 10 минут) - и в Харьков.
      
      
       Автор - Е. Скляр
      
      
      
       5
      
      
      
      
  • Комментарии: 3, последний от 13/09/2006.
  • © Copyright Скляр Евгений (ribolub@mail.ru)
  • Обновлено: 12/04/2009. 34k. Статистика.
  • Водный:Карелия
  • Оценка: 6.63*8  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка
    Олег Белай Трифико о и ее ключевых лицах Олег.