Степанович Владимир Владимирович: другие произведения.

Отчет: Отчёт о походе по озеру Имандра

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]

  • Комментарии: 6, последний от 17/12/2024.
  • © Copyright Степанович Владимир Владимирович (vava1974@inbox.ru)
  • Обновлено: 20/08/2009. 51k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Кольский п-ов , 170 км , Парус
  • Дата похода 06/07/2004 {11 дн}
  • Маршрут: оз.Имандра - Бабинская Имандра - Экостровская Имандра - Большая Имандра
  • Иллюстрации/приложения: 18 штук.
  • Оценка: 6.63*5  Ваша оценка:


    Отчёт о походе по озеру Имандра.

    06-17 июля 2004 года, 170 км.

       "Я не говорю себе: "Это Имандра, горное озеро", нет, я только пью это вечное спокойствие... Имандра--это мать, молодая, спокойная. Быть может, и я когда-нибудь здесь родился, у этого пустынного озера, окруженного чуть видными черными горами c белыми пятнами. Я знаю, что озеро высоко над землей , что тут теперь солнце не сходит с неба, что все здесь призрачно и чисто, все это потому, что очень высоко над землей, почти на небе"

    М. М. Пришвин

     []

    \
    Вступление.

       Имандра, самое большое озеро Кольского полуострова, площадью 876 кв. км. Состоит из трёх частей: Бабинская Имандра, Экостровская Имандра и Большая Имандра. Протяжённостью почти 100 км. с запада на восток и с юга на север. Расположено за полярным кругом.
       Предварительный план: высадка на станции Полярные Зори, заброска на машине до воды, плавание по Бабинской Имандре с обхождением вокруг Ермострова, проход под автомобильным мостом в Широкую Салму, пересечение Экостровской Имандры, проход под Экостровским мостом в Большую Имандру, далее плавание по островам Большой Имандры и, в зависимости от оставшегося времени и погодных условий, завершение маршрута и отправление по железной дороге со станции Имандра либо Апатиты.  
       Судно: разборный парусный катамаран "Captain's Log", длина 4,5 метра, высота мачты 6 м., площадь парусного вооружения 7 кв.м.
       Техническое отступление: "Captains Log"- модернизированый "Альбатрос". Куплен в 2001 году уже бывшим в употреблении. После ряда походов некоторые части существенно износились и зимой 2003-04 г. была проведена серьёзная модернизация.
      Существенно потрескавшиеся и пестревшие множеством заплат штатные резиновые баллоны были заменены на новые из ПВХ фирмы "Тритон", Санкт-Петербург.
       Обветшавшая палуба, часто намокавшая, была заменена на новую (как на "Альбатросе-16") лишённую характерного "утиного носа", с надувными баллонами по бортам, водоотливными шпигатами, большей длины (от первой до пятой балки) прямоугольной формы с брызгозащитным карманом в передней части. Соотвественно появилась новая система проводки шкотов с кулачковыми стопорами, упростившая управление стакселем. Также кулачковые стопоры применены для шкотов шверцев.
       Из задней шкаторины грота был удалён тросик и установлен топенант, появилась возможность брать рифы.
       Во время прошлогоднего похода по Белому морю возникла нештатная ситуация: мы чуть не лишились рулевого управления из-за вылетевших из пера руля заклёпок, пришлось спешно заменять их на месте винтами. Да и само перо уже было погнуто при ударе о камни в один из штормов на Топозере. Балерная коробка тоже изрядно расшаталась. В итоге был поставлен новый руль от импортного катамарана, для крепления которого появилась дополнительная шестая балка. Получившееся пространство между пятой и новой, шестой балкой заняла импровизированая грузовая палуба на пару рюкзачков.
       Отдельное спасибо Сергею Чайкину (Лесник) и всему Жуковскому яхт-клубу за техническую поддержку в переоборудовании нашего судна и дельные советы.
       Экипаж: ЖуЖу (30лет, г. Москва, капитан, рулевой), ВаВа (30лет, г. Москва, штурман, фотограф, летописец).
       Навигационное и прочее оборудование,припасы: GPS Etrex Vista, распечатанные с диска карты двухкилометровка и пятисотметровка (Большая Имандра), компас, бинокль, фотики Canon PowerShot G5 и Olimpus mju:2, пять гермоупаковок (30-100 л.), двухместная палатка, серебряночный тент, 100 метров верёвки-четвёрки, спальники, коврики, топор, складная пила, два кана, таганок, сухое горючее, спички, зажигалки, личная посуда, ножи, 12 банок тушёнки, полуторалитровая пластиковая кегля гречки, растворимое картофельное пюре, концентраты супов и каш в ассортименте, 6 круглых коробочек плавленого сыра, 800 г. шпига, 9 головок чеснока, 4 хлеба, 200 грамм чая, пять лимонов, сахарозаменитель, соль, 5 литров настоянного на клюкве спирта, два рулона туалетной бумаги, три флакона репеллента "Gardex", аптечка.

     []

    06 июля.
       Девять часов утра. Станция Полярные Зори встретила нас крупными буквами на фронтоне вокзала : "Вас приветствует город атомщиков!". Когда выезжали из Москвы было весьма прохладно, лил дождь, а здесь, в заполярье +26, солнечно.
    Выдававшая нам багаж тётенька недовольно бурчит: "А, так это ваше! Да что вы там такое возите, мы тут еле дотащили от багажного вагона, одни женщины работают на станции, все мужчины давно поувольнялись, не хотят на железной дороге работать...". Замечу, что вес нашего багажа, заранее отправленного из Москвы и состоящего из баула и тубы, таящих в себе катамаран и большую часть снаряжения был равен 120 кг. В отличии от тех станций в Карелии, где высаживается много водного турья и поэтому у местных жителей очень развит сервис доставки на машинах, и где к вагону сразу подходят с предложением довезти до любой речки и озера на козлике, буханке или шестёрке с прицепом, в Полярных Зорях у вокзала обреталась лишь пара таксистов на легковушках и штурман пошёл искать более вместительный транспорт, оставив капитана сидеть на горе багажа. Но самое большое что он вскоре нашёл, была таксистская четвёра, в которую и были в итоге невероятным образом запиханы: баул, туба, два 120-ти литровых рюкзака и их владельцы, то есть весь экипаж "Captain's Log"а. Водитель тоже уместился. По дороге встретились указатели "Кольская АЭС". Капитан со штурманом переглянулись: о том что в Мурманской области существует Кольская АЭС они знали, но то, что она находится у берегов озера, где им предстоит путешествовать, оказалось сюрпризом. Зато разъяснилась надпись на фронтоне вокзала. Водитель же посоветовал для рыбалки поехать на Пиренгу, так как в Имандре с рыбой плохо. Но рыбалка для нас не главное.
    Когда доехали до моста через Широкую Салму штурман стал высматривать удобное место для стапеля и просёк небольшую удобную площадку, видневшуюся среди деревьев метрах в ста от моста. Указали на неё водителю, и тот нашёл весьма неприметный съезд с дороги налево, вниз, в кювет, в лес. Скребя брюхом по камням четвёра петляла по грунтовке и вскоре показался берег и площадка, но до неё решили не доезжать метров пятнадцать, тут тоже была удобная полянка: и с дороги нас не видать, и водиле легче развернуться. Дали ему 250 рублей и он уехал.
    Погода прекрасная, комаров подозрительно мало, решили собираться неспеша. Можем и за полтора часа его собрать, но чего спешить, лучше всё поаккуратней, и сразу все вещи грамотно по гермам распихать, что бы смело пойти на любое расстояние. Через четыре часа всё было готово, загруженный кат отнесён на берег и спущен на воду. Если кому понадобится - координаты удобной точки стапеля N 67 31 000 E 32 20 539. Направление - на запад, ветер попутный, свежий, идём 7 -9 км/ч, через час достигаем острова Хорт. Решено остановиться на ближайшей его оконечности что бы устроить перекус, со вчера маковой росинки не было. Достали сало, чеснок, хлеб и выпили за удачное начало.
    Капитан отправился побродить по острову а утомлённый штурман растянулся на тёплой сухой палубе и сладко задремал. Когда же капитан вернулся, а штурман проснулся, было обнаружено что ветер существено усилился и поменял направление, дул с юга, срывал с воды барашки и лихо окатывал прибрежные камни немаленькими волнами. Если нам сейчас выходить и вставать на генеральный курс, то придётся серъёзно побороться что бы нас на выбросило сразу на скалы, полавировать сначала придётся, а потом идти наверно даже на одном зарифленом гроте, ветер уж больно крепок. А время к вечеру. Штурман спросонья стал разрабатывать планы отчаливания, но осторожный капитан его урезонил, было единогласно принято решение искать удобную стоянку поблизости. Восточная часть Хорта имеет большую бухту, на южной оконечности которой мы и стояли, а если её пересекать, то тут и ветер потише, и на другом краю глядишь и стояночка найдётся, выходить оттуда завтра легко будет, так и пошли туда потихоньку. Движемся вдоль берега, стоянок не видно, а волны и тут весьма сильны. Наконец тыкаемся куда попало, волны выбрасывают нас на берег. Вытаскиваем кат повыше чтобы его не трепало прибоем и ставим палатку на весьма неудобных камнях. За первый день прошли 8 км.

     []

    07 июля.
       Выспались вволю. После вчерашнего дня, наполненного багажно-стапельными хлопотами и двух предыдущих железнодорожных ночей, наконец на твёрдой спокойной земле, в уютной палатке и без всякой необходимости рано просыпаться. Ветер поутих и около полудня, сделав пару галсов мы выходим из бухты острова Хорт и берём курс на запад. Двигаясь со скоростью 6-8 км/ч минуем приютивший нас Хорт и идем проливом между Ермостровом и материком, делаем короткую техническую остановку на северо-восточной оконечности Ермострова, где штурман наконец расчехлил свой Canon и сделал первые в этом походе фотки лапландской природы.
       Когда штурмана спрашивали его московские знакомые о том куда он едет в отпуск, тот неизменно отвечал: "В Лапландию!", спрашивающие же недоумевали где это, полагая что Лапландия есть страна сказочная или находящаяся где-то за рубежом. Ибо будучи людьми непросвещёнными не знали, что Кольский полуостров называли Лапландией от лопарей (саамов), издавна проживавших на нём. А ещё кое-где можно прочесть что "Лапландия" в переводе с местного языка, это край земли. А некоторые учёные считают что на Кольском полуострове находилась легендарная страна Гиперборея. Поселения саамов и их культовые места (сейды) находились и на островах Бабинской Имандры.
     И вот постояв немного на древней саамской земле Ермострова мы отправляемся дальше, на запад. Вскоре прямо по курсу завиднелся берег, западный конец Имандры. Идти туда не интересно: судя по карте справа по курсу, за островом Федота виднеется населённый пункт Уполокша, туда нам тоже не резон. А вот слева что-то белется... Не песчаный ли пляжик, редкость для этих мест, в отличии от Топозера например, где их в изобилии? Так давай на пляжик, решает экипаж, и вскоре "Captain's Log" оказывается на прекрасной песчаной отмели и вот мы уже ступаем на приветливый южный берег Имандры.
       Пару раз за день мы слышали звук поезда. По карте здесь невдалеке от берега должна проходить ж\д ветка на Ковдор, где находятся железорудные месторождения, и поезда везут оттуда добытую руду. Капитан сделал небольшую вылазку в лес, но далеко не пошел в гору по причине лени, а пытливый штурман не смог усидеть, схватил фотик, жэпээс и ломанулся в гору. Одноколейка нашлась метрах в 400 от берега, так же ему повстречалась пара отличных сухих горно-лесных дорог, от которых он пришёл в восторг (будучи обладателем и страстным поклонником маунтин-байка он весьма досадовал по причине дикой грязи из-за дождей в Москве и плохой проходимости любимых лесных тропинок за МКАД и в Лосином Острове) Затем он продолжил восхождение на гору Долгая и дошёл до высоты 207 метров, сделал пару фоток и стал возвращаться,так как отсутствовал уже полчаса, а дальше, кроме деревьев ничего интересного не было. Изнемогая от жары он бросился в воду и некоторое время резвился. Пляж был весьма распологающим , но вода по северному ужасно холодной.

     []
       Проведя таким образом более часа путешественники отдохнули душой и телом, погрузились в кат и взяли курс на восток. Предстояло пройти между южным побережьем и Ермостровом. Время 16,00. Идём бейдевинд. На ю-з берегу Ермострова показалась шикарная песчаная бухта, идеальная для стоянки и капитан предложил остановиться здесь, так как по краткому опыту путешествия было ясно, что со стоянками напряг. Так и поступили. Координаты N 67 28 822 E 32 05 997 .
    Неуёмный штурман решил: как чуть повечереет и станет прохладнее совершить восхождение на ближайшую гору. Пока бродили по пляжу обнаружили на песке следы некрупного медведя, наверно трёхдневной давности, и какого-то небольшого копытного, оленя наверно.
    Вскоре штурман вооружился жэпээсом, фотиком, ножом и репеллентом и полез в гору. Подъём был затруднён деревьями, болотцами и жарой. Отважный штурман достиг высоты 290 метров, сколько смог пофоткал Имандру сквозь сосны и пошёл назад. Кое-где повстречал на соснах нечто бурое, что принял за куски шерсти чесавшегося медведя,но при дальнейшем рассмотрении оказавшееся всего-лишь каким-то сухим местным мхом-лишайником, неведомо как жившем на метровой высоте на сучьях. За день пройдено 26 километров.

     []

    08 июля.
       Погода устойчива. Ветер SSE. Солнечно. В планах обогнуть с юга Ермостров, выйти к мосту где был стапель и пройти в Экостровскую Имандру. Отчаливаем около десяти. Ветер пропал, штурман гребёт минут двадцать, до края бухты, там появляется ветер. Лавируем, ветер очень слабый, за час проходим по генеральному курсу не более полкилометра. Бросаем это дело, едим сало и пьём спирт. Ветер сдох совершенно. Скучно. Капитан берётся за вёсла, штурман рулит в полудрёме. Наконец через полчаса небо чуть заволокло и появился ветерок, дошли до моста.
       Готовясь к походу штурман перерыл интернет в поисках отчётов по Имандре и под конец на кольском сайте нашёл один. Катамаран "Забияка" в 2003 году прошёл три Имандры. У них семиметровая мачта, и мост они проходили привязывая чалки и наклоняя кат за грота-фал, вещи тащили посуху. В отчёте предупреждали о низковисящих проводах ЛЭП.
       Мы приближаясь к мосту осматриваемся: метров за сто до него транзитная ЛЭП 330 киловольт. Пожалуй если у берега - то пройдём, а по середине низковато висит, и сразу у моста вторая, ещё более низкая ЛЭП, подохлее, но провода как раз на уровне нижних мостовых балок. Решаем подойти к началу дамбы, снять мачту и пройти мост на вёслах, быстрее чем у "Забияки" получится, мы парни опытные, лихие и смекалистые.
       Медленно движемся вдоль берега. Штурман рулит и посматривает вверх на первую ЛЭП: шесть проводов. Гудят. Из них два пониже остальных. Когда проходим под ними раздаётся отчётливый треск в мачте: статическое электричество. Страшновато. Руками за ванты лучше не хвататься! По интернету немало прочитано страшных историй о задевании о провода и разряде в воду через мачту и кат, даже жертвы бывали... Ну а у нас всё обошлось, причалили, за минуту сняли мачту, дальше на вёслах. Провода и мост не выше пяти метров, если бы рискнули с неснятой мачтой то зацепили бы сто пудов.
       Выходим в Экостровскую и к концу дамбы, там ставим мачту. Вся операция заняла не более десяти минут. Время 18,25, теперь курс на восток, идём пока позволит ветер. А он сначала позволяет идти галфвинд, потом бейдевинд, потом и вовсе затих. Лопатить вёслами неохота, встаём на северном песчаном обрывистом берегу. Прекрасный вид! Километрах в четырёх от нас Кольская АЭС на противоположном берегу. Там что-то мерно гудит и работает.
       На карте обозначены развалины, идём их искать. Сразу нашли яму метров шесть в диаметре и два глубиной, явно антропогенного происхождения. Кэп предположил: воронка от бомбы. На Кольском были бои, может и так. Подальше яма поменьше, в ней обгорелые остатки сруба,наверно это и есть "развалины", карта то старая. А поблизости: вот чудо - сосна, от земли метров пять ни единой ветки, а на верхушке идеально круглая форма (см. фото), впервые видим такое, шутим, наверно радиационная мутация от станции. За день пройдено 35 км. Спать.
     []

    09 июля.
       Сегодня у капитана день рождения, в одинадцать часов ему стукает тридцатник. Выпиваем за его здоровье и отчаливаем. Задача на сегодня: дойти до Экостровского моста и выйти в Большую Имандру. Видимо в подарок кэпу ветер очень хороший, ставим паруса "бабочкой" и летим фордевинд. Скорость 9 км/ч, температура +20. Наконец на горизонте засинели высокие горы - Хибины!
       Рядом с мостом тоже ЛЭП, но в отчёте "Забияки" не упоминалось ни о каких проблемах прохождения этого места с их семиметровой мачтой и мы смело идём. По мосту оживлённое движение, а слева площадка, где виднеется свадебный кортеж и слышны звуки торжества. Мы делаем вывод что у жителей Апатит (город в десяти километрах) здесь принято приехать и выпить на всякой свадьбе (как у Ленина на Большой Волге)
       Без проблем проходим под мостом и ЛЭП и вот мы в Большой Имандре. Ветер тут ослаб и скорость не более 5 км/ч. Далее идём без конкретной цели - главное подальше от дороги. На траверзе острова Серба ветер стихает. Замечу что на карте экспедиции Гавриила Рихтера 1925-26 годов он значится под забавным названием Сервис-остров. Возможно это искажённое "Хирвас", олень-самец на языке саамов, а может это "сэрв" - лось... Я не очень силён в саамской топонимике.
       Мы же причаливаем к ближайшей суше - к одному из островов Септ. Совершили по островку небольшую экскурсию и нашли добротную рыбацкую избу с пирсом. Ветер похоже меняется на северный. Прекрасная стоянка с видом на Хибины. Пройдено 28 км.

     []

    10 июля.
       Проснувшись лежим в палатке. Покапал дождик и перестал. Отчаливаем. Может и не стоило? Время 11 часов, ветер N, курс N, идём в лавировку, скорость не более 4 км/ч. Снова начинает моросить дождь, а ветер совершенно стихает. Сидим на кате посреди Имандры под дождём и становится скучно. В принципе мы не мокнем, так как давно не являем из себя избитого стереотипа туриста прошлого века в х/б, брезентовке и трениках с отвисшими коленками, на нас приличествующая одежда из мембранной ткани и под ней тёплый уютный полартек, нам всегда сухо и комфортно, но полчаса сидеть посреди водных хлябей совсем не интересно. Берёмся за вёсла и лопатим к ближайшей суше - острову Виловатый, до которого меньше километра. Когда достигли острова дождь кончился, но ветра так и нет, а раз уж мы на суше то можно смастерить костёрчик и пообедать.
       Штурман с энтузиазмом принялся за готовку и вскоре соорудил замечательный супчик, который был с аппетитом съеден. Суп столь понравился экипажу, что капитан предложил назвать сие блюдо, в честь места его изобретения "Суп Виловатый". Вот его рецепт: берётся пакет обычного супа (невзирая на надпись на пакете что он на 4 порции, уходит пакет на две, по мере приготовления бухается банка тушёнки и под конец добавляется немного порошкового картофельного пюре.
       Тем временем небо прояснилось, появился ветер и мы покидаем остров давший нам пристанище и название супу. Попутно замечу, что этот островок весьма непрезентабелен, покрыт кочковатой тундристой растительностью и редкими низкими корявыми и сухими деревцами, вид весьма унылый.
       Вскоре достигаем южной оконечности острова Сяв и движемся вдоль его восточного берега, как вдруг вдали слышатся раскаты грома. Капитан озабочено смотрит не приближающуюся тучу и предлагает не терять время и идти к ближайшему берегу. До Сява всего метров четыреста, мы перекладываемся, но как назло снова ветер стих и приходится браться за вёсла. Высматриваем место относительно свободное от кустов и причаливаем. Первые шаги неутешительны: дальше за кустами - болото. Но времени искать лучшее место нет, переждём дождь и отчалим. Вытащили кат на мелкогалечный пятачок, подняли капюшоны, застегнулись и стали ждать. Начался дождь.
       Дождь идёт а мы стоим рядом с катом и ждём у моря погоды. Вопреки нашим ожиданиям это продолжается уже два часа! На пару минут утихнет - и опять льёт! Постепенно в головах экипажа образуется мысль: "Просветов не видно, сегодня дождь не кончится, надо ночевать здесь" Надо заметить, что стоять под дождём больше двух часов совсем не интересно, да и уже что-то как-то влажно под одеждой кое-где, всему свой предел есть! А ещё очень покушать хочется, горяченького бы! И вот во время очередного снижения активности дождя экипаж умелыми действиями разводит костерок и кипятит на нём немного воды, чтобы по-быстрому сделать картошки с тушёнкой, пока не ливануло сильнее.
       Вот картоха готова почти. Неплохо, конечно, было-бы её в палатке съесть, в сухости и комфорте, да чтобы палатку поставить пару минут без дождя нужно, чтобы не успела промокнуть палатка во время установки. А дождь как назло не кончается а усиливается, и брызгает в кан с уже готовой картошкой, предательски разбавляя её...Штурман делает попытки спасти картоху, прикрывая кан своим телом. Мы молим местных богов сжалиться и предоставить хоть небольшую "рекламную паузу", и... дождь чуть перестаёт!
       С рекордной скоростью ставим палатку, кидаем в неё спальники, кан с картошкой и прыгаем сами. Дождь возобновляется. Картошка из-за попадания дождя получилась неоднородной: на дне кана густая, а сверху пожиже, с пробоинами от капель. Капитан назвал это "Картофель Сяв". Такое блюдо можно попытаться повторить и дома, если в готовый картофель-пюре побрызгать водой из пульверизатора.
       Какое наслаждение поесть горячего, выпить спирта и забраться в сухой спальник! Дневной путь 14 км. Давление падает и это не утешительно. Ждём дождь и завтра.
     []

    11 июля.
       Когда штурман проснулся, то не открывая глаз стал слушать звуки извне палатки, ожидая услышать заунывный стук капель. Однако к своему удивлению услышал шелест и хлопанье палаточного тента и шум ветра, а открыв глаза увидел что в палатке светло и понял что снаружи светит солнце. Полный оптимизма он выбрался наружу и принялся развешивать для просушки всё что намочила вчерашняя непогода.
      Однако отчаливать сегодня не спешим опасаясь повторения вчерашнего кошмара и поглядываем на небо. Часа в два наконец отчалили. Дует слабый южный ветер, идём курсом фордевинд со скоростью 3 км/ч. Мимо медленно тянется уныло-болотный берег Сява. Минуем остров Высокий, проходим пролив между островами Большой и Средний Петуший, пересекаем Витгубу. Вскоре замечаем слева по курсу какой-то тёмный провал посреди высокого берега и решаем посмотреть что там.
      К нашему удивлению это очень узкая бухта среди высоких скал, настоящий фиорд! Ширина входа не более десяти метров, затем фиорд изгибается. Мы причаливаем к удобной площадке в его конце, длина фиорда метров пятдесят. Здесь так уютно! Озера отсюда совсем не видно. Из-за того что фиорд изогнутый, ветер совсем не задувает и волны не заходят, вот идеальное укрытие в любой шторм. Были бы мы пиратами, здесь можно было бы скрываться и делить добычу, с озера даже нашу мачту не видно. У воды удобная площадка,можно вытащить кат и для палатки место есть... Но мы вскоре отказываемся от этой идеи: по ширине всей площадки проходит важная муравьиная дорога, огромные чёрные муравьи движутся почти сплошным потоком в обе стороны. Прямо - кусты, тоже не ткнёшься, слева и справа почти отвесные скалы, метра четыре высотой, туда тоже не охота лезть с вещами. От идеи стоянки отказались,хотя место понравилось.
       Штурман полез на скалу справа и место ему ещё больше понравилось потому, что обнаружил там самую настоящую пещеру. Здесь вполне бы мог жить первобытный охотник, отшельник или разбойник: в скале узкий лаз "вход", внутри не больше полутора метров в высоту и в ширину, но жить можно, и есть "окно" - лаз поменьше, выбраться конечно тесновато но высунуться можно, что штурман и сделал, а капитан так его и сфоткал.
       Полазав по скалам покидаем уютный фиорд. Тут замечается что с ветром нелады, постоянно меняет направление и придерживаться прежнего курса сложно, постоянно лавируем. Заметили парус у противоположного, восточного берега. Впервые за поход на горизонте родственные души, они тоже мучаются и постоянно меняют галсы, похоже тоже идут на север. Потом ещё пару дней порой показывался вдали белый треугольник их паруса, но ближе встретиться нам так и не привелось. Наконец устав от малопродуктивной лавировки решили искать стоянку на побережье ближайшей губы, на карте обозначеной как Микитина. Ветер зачах. Лопатим вдоль берега в поисках места, находим полянку, становимся, ужинаем, безрезультатно кидаем спининг.
       На горизонте появляется туча а с ней и неслабый ветер. Кат у того берега убрал паруса, они тоже встали на стоянку. Закатное солнце красиво окрашивает верхушки Хибин в красноватый цвет. Дождь побрызгал лишь слегка, однако с юга ползёт мощный облачный фронт и давление неуклонно падает. Капитан предрекает завтра непогоду. За день прошли 19 км.
     []

    12 июля.
       Первые звуки услышанные утром - шум дождя. Вскоре однако дождь закончился. Потом опять начался и опять закончился. Наученные горьким опытом мы не спешим с отплытием. Чтобы приободрить экипаж штурман прибегает к испытанному средству - изобретает новое блюдо. На этот раз в его умелые руки попался концентрат супа Харчо. Засыпав в кипящую воду пакет супа штурман-кок вываливает туда же доброе содержимое банки-тушонки, и под конец изрядную долю картофельного пюре. По двум основным компонентам составлявшим получившееся весьма густое и вкусное варево, последнее было наименовано "Пюрчо".
       За приятными хлопотами завтрака незаметно проходит время и погода налаживается, небо чуть прояснилось. Ветер однако дует прямо нам в губу и приходится для выхода из неё рубиться в жестокую лавировку. Наконец вышли из губы. Здесь на озере ветер дует с северо-востока, то есть как раз оттуда, куда нам хочется идти согласно генеральному курсу. Когда после многочисленной смены галсов мы были уже посреди Имандры, из-за гор показались весьма неприятные тучи и поползли в нашем направлении. Прикидываем, такими темпами к тому берегу до дождя не успеть никак, выход один - поворачивать назад: на таком курсе, то есть на фордаке мы успеем до дождя. Идём в открытый нами вчера уютный фиорд, до него столько же, сколько и до сегодняшней стоянки, но стоянка на голом месте, а во фиорде гораздо уютнее.
       Причалили, вышли на берег и прошли до входа. Смотрим на озеро и горы. Прекрасно видно как тучи уже закрыли все вершины, а по ущельям тянутся косые полосы дождя. Вот дождь уже вышел на берег и ползёт к нам. У нас ещё есть минут пять. Повторения Сявского Кошмара не хочет никто, стоять два часа под проливным дождём не интересно, хочется сметреть на него из уютного укрытия а палатку ставить и мочить до ночной стоянки тоже не резон и штурмана осеняет гениальная идея. Он сообщает её капитану и под лозунгом "Это не должно повториться!" отважные путешественники начинают действовать.
      В одной из герм лежит старый тент из серебрянки довольно большой площади. Он был куплен года три назад перед походом на Волгу, но серебрянка - ткань недолговечная и тент довольно быстро стал пестреть точечными дырочками. Уже в прошлом году, перед плаванием по Белому морю, штурман сомневался стоит ли тащить его с собой, однако взяли. И он весьма пригодился. Несколько дней мы страдали от недостатка пресной воды, но вот случился шторм, мы укрывали кокпит тентом, так как не всё было в гермах и после собрали с его поверхности литра два прекрасной дождевой воды. В этот раз тент тоже взяли, видимо за прошлые заслуги, и вот он пошёл в дело.
      Спустили грот, замотали его вокруг гика, который оставили в полутора метрах над палубой, тент накинули на гик и закрепили концы за края балок, ванты и за что попалось. Симпровизировали распорки из вёсел. Получилось весьма уютное укрытие прямо на палубе. Как только закончили, пошёл наслабый дождь, а мы юркнули внутрь и сидим "в домике", на башку не каплет, сидим на дождик смотрим, сало достали, спирт... Вобщем повторения Сявской Трагедии удалось благополучно избежать.
      Когда через полтора часа дождь прекратился решили пойти на вёслах вдоль берега, искать стоянку, так как уже вечер, давление падает и похоже это не последний дождь на сегодня. Так и оказалось. Едва достигли уютной бухточки как ливануло. Снова сидим "в домике" и ждём. Когда перестало, оперативно ставим палатку и ныряем в неё потому, что опять началось. Ужинаем в палатке салом, сыром и хлебом под стук дождя и пьём за счастливое избавления и чудесное спасение. Пройдено всего 5 км.
     []

    13 июля.
       Утренняя погода - резкая противополжность вчерашней. Дует сильнейший ветер (палатка хлопает), волны хлещут в наш берег, на небе прояснение, давление растёт. Из-за встречного ветра и сильной навальной волны выход будет серьёзно затруднён. Проснулись поздно потому, что вчера засиделись до двух ночи. Штурман неважно себя чувствует после вчерашнего обильного пития во имя избавления... вобщем есть все причины чтобы наконец устроить днёвку, первую за поход.
      Когда мы планируем наши походы, как правило не обозначаем конкретного дня для днёвки: идём когда есть ветер и устраивает погода, а днёвка получается стихийно, когда к этому располагают обстоятельства. Днёвку особо описывать нечего: отдыхаем. Гуляем по берегу, нашли избу. Проводим ревизию продуктов: оказалось что потребление припасов значительно отстаёт от планируемого графика, прошло больше половины похода, а продуктов съели только треть. Капитан принимает решение: "Отныне будем всё есть чёрным поедом."
     []

    14 июля.
       Заметили интересную тенденцию: день солнечной и ветреной погоды обязательно сменяется днём пасмурной и безветреной. Вот и сегодня небо в дымке, медленно ползут тучи, мы не спешим с отходом. Отчаливаем в два часа. Ветер то меняется то пропадает. Капитан высказал опасение о приближении дождя и предложил дойти до восточного берега (до него рукой подать) и быть готовыми ставить домик. Так и получилось.
      Вдоль всего восточного побережья Большой Имандры проходит железная дорога на Мурманск. В месте причаливания она в пяти метрах от берега, дальше лес и горы. Полчаса пережидаем в домике дождь, место для стоянки не нравится и решаем двигаться на север на вёслах, в поисках лучшего места, где железка подальше и поуютнее. К счастью появляется попутный южный ветер и мы меняем план: идём на остров Палёный, на траверзе станции Имандра в двух километрах от оной.
      Едва дошли до Палёного как пошёл дождь. Поставили "домик на палубе" и сидим. Места на берегу для палатки нет. Как только дождь перестал пошли на вёслах вдоль берега в поисках. Снова дождь, а место ничуть не лучше! Ждём в домике. Когда закончится попробуем поискать место на другой стороне.
      Однако дождь идёт уже три часа... Минует полночь на часах. Дождь всё идёт... Гадство! Хорошо что хоть ночи белые и никогда не темнеет.
      Новый план: как только перестанет хоть на чуть-чуть, быстро ставим палатку и ночуем на мягких моховых кочках, в тундре. Берег здесь как на Виловатом и Сяве: узкая двухметровая полоска гальки, затем полуметровый в высоту "бруствер" из крупного камня покрытый мелкими кустиками, а дальше мохово-кустарничковые кочки с редкими низкорослыми корявыми деревцами. Однако на кочках мягче чем на камнях,и здесь не болото, внизу сухо.
      А ветер всё гонит и гонит свинцовые тучи, и поливает мелким дождичком и палатку и тундру и озеро и, ставшие серо-мрачными величественные горы. Север... Путь всего 9 км.
     []

    15 июля.
       Открытая намедни Закономерность Смены Погоды вновь подтверждена: штурман проснулся в шесть, услышал шум ветра, хлопанье палатки и увидел солнце. Барометр показывал неуклонный рост давления. Довольный штурман вновь погрузился в сон...
      Окончательно проснувшись в девять он несмотря на сильный южный ветер умудрился соорудить за "бруствером" очаг и приготовить суп и чай на быстрых микродровах. Позавтракали с капитаном и стали "думу думати". Время похода неуклонно катилось к концу и пора было задуматься о выходе. Из всех рассмотренных дома перед походом возможностей завершения маршрута, ныне, исходя из ситуации, штурману видилась возможной и наиболее логичной (и удобной) следующая:
      У нас есть ещё три дня; так как погода крайне вредная и неустойчивая, не имеет смысла идти куда-то далеко. Станция Имандра, судя по карте, самая большая между Апатитами и Оленегорском находится в двух шагах. Так как она самая большая, тут должно останавливаться больше поездов чем на соседних маленьких станциях и проще будет уехать. Не должно быть проблем и с отправкой багажа (мы весьма зависим от багажных отделений, так как кат везти в купе очень геморройно, а после наших модернизаций наверно и невозможно) и поэтому стоит на сегодняшнем южном ветре прогуляться немного на север, а через два дня вернуться на станцию Имандра и уехать с неё.
       Капитан согласился. Однако, как старый и опытный морской волк, предложил горячему штурману всё же подстраховаться и сегодня же заскочить на станцию, на всякий случай, расписание посмотреть, насчёт багажа узнать... Благо станция у нас в прямой видимости и идти до неё быстрым курсом бакштаг не более получаса. Да и магазин там должен быть, неплохо бы разнообразить суровый походный рацион, уж десять дней деликатесов не едали, и ещё пива очень хочется. Так и порешели. Курс на станцию.
      Причалили на окраине станции около покосившегося лодочного сарая в весьма безлюдном месте в точке N67 51 296 E 33 15 679. Капитан пошёл на разведку, а штурман остался сторожить корабль. Едва он успел спустить грот и завязать его вокруг гика как вновь нарисовался капитан. Штурман весьма удивился, ибо до станции по его подсчётам не менее двухсот метров, а прошло не более пяти минут. Капитан же пояснил, что желанный магазин оказался прямо около места где мы причалили, не более минуты ходьбы. Он затарился там, и что бы не таскаться с весьма объёмным пакетом принёс продукты и теперь пойдёт на станцию. Штурман весьма обрадовался принесённому, и откупорив бутылку долгожданного пива остался ждать сидя на баллоне.
     []
      Через полчаса штурман вновь увидел бредущую с ещё одним пакетом фигуру капитана (тот дополнительно ещё зашёл в магаз). Поведанное же капитаном оказалось для штурмана неожиданным и не совсем приятным. Вот рассказ капитана:
       - Вокзал я нашёл быстро. Однако обойдя вокруг, к своему удивлению не обнаружил ни зала ожидания ни билетной кассы. В смутной тревоге ступил я внутрь. Увиденное повергло меня в ещё большее непонимание: всюду я натыкался на двери с табличками "Посторонним вход воспрещён" или "Служебное помещение". Наконец встретил некого ж/д рабочего и спросил: "А где тут билетная касса?". Тот почему то удивился и сказал что кассы тут нет. Тут пришла моя очередь удивляться: "А как же отсюда уехать?". Тот же ответствовал, что уехать можно от Апатитов.
       Окончательно сбитый с толку я попросил указать мне, где я могу поговорить с кем-то компетентным по поводу билетов и отправки багажа, и был направлен в одну из комнат, где милая женщина, дежурный по станции, всё мне подробно объяснила.
      Из прямых московских поездов здесь останавливается только один, пассажирский N381 в десять вечера, время стоянки одна минута. Так как кассы на станции нет, надо подойти к какому-нибудь проводнику и договариваться. Если место найдётся, то есть шанс уехать. Хотя и очень маленький. Ещё тут ходит местный рабочий поезд, надо подойти к машинисту и попроситься. На нём можно доехать до Апатит. Багаж же отправить совершенно не реально, так как поезд N16, к которому по чётным числам цепляют багажный вагон, здесь не останавливается. И багажного отделения здесь нет.
       Таким образом отправка от станции Имандра оказалась невозможной.
      Ближайшим городом где есть крупная станция был Мончегорск (20км на с-з). Но у Мончегорска нет прямого ж/д сообщения с Москвой, надо ехать с пересадкой (то есть геморрой с билетами и багажом) по ветке до Оленегорска (29 км на с.)
       Оленегорск стоит на ж/д Мурманск-Москва, но не на берегу Имандры. Автодорог нет. Теоретически туда можно добраться через систему озёр ,проток и волоков...но это огромный геморрой.
      Значит остаются Апатиты, до них 33 км по прямой на юг. Делать нечего, поворачиваем на юг, ветер встречный, но идти надо не мешкая, время поджимает. Начинается лавировка.
      Пройдя 23 км, по генеральному курсу продвигаемся всего на 10 и делаем стоянку на острове Высокий, на траверзе маленькой станции Нефелиновые Пески. Впервые за этот поход отличная стоянка на высоком и красивом каменном мысу N 67 46 340 E 33 10 050. На удивление отличное место, прямо как в Карелии на Топозере, ровная высокая каменная площадка, сосны на камнях, место судя по кострищам и очагам нравится многим туристам и рыбакам. До нашейй цели, Экостровского моста, откуда можно на машине доехать до Апатит, остаётся пройти 19 км., в запасе есть три дня. Среди купленного в магазе капитаном был пакет макарон (до них кэп большой охотник) и решено сварить их на ужин. Тушёнки осталась одна банка, неплохо было бы её приберечь для прощального ужина с гречкой, зато есть купленная в магазе колбаса "Киевская", производства мурманского завода, остался добрый шмат сала. И штурман изобретает новое блюдо, названное в честь острова,где было впервые приготовлено, "КолбаСало по-Высокому": нанизывается на оструганные веточки тонкие ломти колбасы и шпига и поджаривается на медленном огне. Подаётся с макаронами.
     []

    16 июля.
       Штурман просыпался с недобрым предчуствием. Предчуствие его не обмануло. Ветра нет, небо серое, заморосил дождь. Штурман вновь залез в палатку и заснул. Было восемь утра.
       Проснулись окончательно часов в десять. Дождик поморосил ещё раз и исчез. Зато появился ветер. Быстро собрались и пошли. Ветер попутный. На небе однако ничего хорошего, очень стрёмно. И вот на нас ползёт типичная дождевая туча, надо побыстрее к берегу. Ближайшая суша - остров Виловатый! Что ж, здравстуй старый знакомец, вновь идём к тебе искать пристанища от непогоды. Надо заметить, что происхождение названия острова станет понятно при первом взгляде на карту: очертания острова напоминают двузубую вилку, острия зубов которой глядят на юг. В прошлый раз мы стояли на западном зубу, теперь пришли на восточный, впрочем то же самое, унылый вид! Дождь однако не пошёл, а мы постояли минут десять и пошли дальше.
       Всё склоняется к тому, что мы можем дойти до моста уже сегодня, однако делать стоянку в столь оживлённом месте не резон. И у нас есть такая практика: планируя поход оставлять на последний ходовой день самый короткий и несложный переход, чтобы случись чего дойти даже на вёслах. Так и решили поступить сейчас. Встанем в километре - двух, чтоб место понеобитаемее и подальше от трассы. Природа впрочем опять вмешивается в наши идеальные планы: слева по курсу слышны раскаты грома и ползёт страшноватая туча. Хотя наше судно "заводнено" (с вант свисают в воду метровые куски троса), удар молнии в мачту получить не хочется и мы стремимся к ближайшему берегу, на наше счастье слева по курсу песчаный пляж. Ночевать будем здесь, до моста три километра, дальше такой хороший пляжик может и не встретится. Что бы не мокнуть сразу ставим палатку, решив пересидеть дождь а потом готовить прощальный ужин.
       Пока шёл дождь успели вздремнуть часик. Проснувшись штурман пошёл исследовать берег и метрах в ста обнаружил на песке свежие человеческие следы и увидел в лесу домик, вернувшись сообщил капитану и тот пошёл налаживать контакт с аборигенами. Кэп нашёл там двух местных рыбаков и их скудный улов. Те поведали, что с рыбалкой тут напряг, и наши попытки кидать спининг были заведомо обречены на провал. Рыба по их словам ловится либо сетью либо удочкой на середине озера. В сеть попадает главным образом корюшка, которая здесь, опять же с их слов раньше не жила, но её запустили в озеро в семидесятых годах, и теперь она вытеснила всю местную рыбу. Поставленные сети приходится часа через два проверять и освобождать от набившейся туда этой самой мелкой корюшки. А ещё в Мончегорске комбинат "Североникель" иногда делает сброс и тогда рыба в озере гибнет... Водолазы раз искали утопленника в Мончегорской губе и видели якобы на дне толстый слой мёртвой крупной рыбы...
       На прощанье Имандра дарит нам прекрасный вечер, дождя нет, тихо, яркие краски заката, последняя стоянка похода, прощание и должно быть таким. Последняя банка тушёнки в гречку. За день прошли 25км.
     []

    17 июля.
       Как и положено по закону подлости, последний день, когда нужно дойти пару километров, разобрать катамаран, просушить его и прочие вещи, запаковать их и уехать, начался с дождя.
      Проснувшись, дождь переждали, совершили утренний туалет, позавтракали, подсушили слегка палатку и двинули в последний путь. Как положено ветер встречный и глючный, меняет силу и направление. После полутора часов лавировки-маяты, понимаем, что так нам до вечера тут мыкаться. Приняли единственно правильное решение: в полукилометре от конечной точки встали к берегу и сняли мачту: идти всё равно на вёслах, а мачта с парусом сильно парусят. Да и сразу у моста ни одной подходящей площадки для антистапеля, помню когда проходили, только на той стороне, где свадьбы. А мы идём левее, там у основания дамбы должно бы быть место поровнее и поукромнее. ЛЭП там пониже, и без мачты нам поспокойнее. Так всё в итоге и получилось. И площадочка подходящая нашлась. Точка антистапеля F 67 36 353 E 33 03 896.
     []

    Эпилог.
       Так закончилась водная часть нашего путешествия, однако наши злоключения на этом не закончились, и если кому интересно узнать о дальнейшем развитии событий и судьбе главных героев, то читайте дальше.
       Вытавщив кат на полянку на краю леса в пяти метрах от дороги мы резво принялись его разбирать, изредка вздрагивая от истеричных гудков свадебных кортежей. Как я уже упоминал, Экостровский мост является местом паломничества всех новобрачных города Апатиты, который находится отсюда в десятке километров. Штурман сбился со счёта: за четыре часа, которые довелось ему здесь провести, не менее полутора десятков раз, кавалькады машин украшенных лентами и кольцами, отчаянно сигналя мчались со стороны города и останавливались на всех удобных местах у моста, из них высыпала толпа народа и и шумно ликовала. Вековая тишина Имандры нарушалась хлопаньем шампанского, криками "горько!" и песнями.
       Капитан недоумевал: судя по количеству одновременно брачующихся Апатиты был немаленьким городом вопреки всем предварительным данным! Штурман же проанализировал ситуацию и вспомнил, что в день прохождения под мостом была суббота, как и сегодня, а свадьбы чаще играют по субботам, оттого и такая необычная их концентрация замеченная нами. То что сегодня суббота не есть хорошо: согласно плану собрав пожитки в прежние баул, тубу и два рюкзака, надо поймать машину и доехать до Апатит. Машина нужна побольше, типа газели, микроавтобуса или грузовика, а сегодня выходной, и большинство из нужных нам машин отдыхают. Поэтому было решено попытаться половить попутку часик-другой, и, если не поймается, то одному из членов экипажа доехать на любой попутке-легковушке до города, а там нанять более вместительный транспорт.
      Постоянно начинался дождь, и не удалось ничего просушить, так и упаковывали всё мокрое. Ловили машину часа полтора и безуспешно. Машин немало, но больше легковые. Микроавтобусы все набиты пассажирами почему-то, а грузовики редки, и большей частью фуры-дальнобои. В итоге капитан уехал автобусом и через час вернулся на шахе с прицепом.
      Под проливным дождём закинули вещи в прицеп и в шесть были в Апатитах. Дождь не прекращался. Капитан первым делом пошёл узнать насчёт багажного отделения, чтобы поскорее избавиться от связывавшей нас громоздкой поклажи, но вернулся с дурной вестью: багажное работает с 10 до 16, и мы опоздали. А помнится, например в Кеми, приехав посреди ночи просто подошли к дежурной по вокзалу и она пошла с нами и выдала багаж, и в Лоухах попроще было. Маленькая станция - и никакой бюрократии, а тут станция побольше и сразу такой геморрой. Чтож, судьба переночевать на вокзале, завтра в десять сдадим багаж и свалим, согласно расписанию в день здесь останавливается десяток поездов, на которых можно доехать до Москвы, и ближайший после открытия багажного отделения, симферопольский, в одинадцать.
      Кэп пошёл покупать билет и опять вернулся с дурной вестью - билетов нет. Ближайший вариант завтра только в 19,48, и то, только потому что это вновь назначенный дополнительный поезд, который завтра пускают впервые. Таким образом привелось нам прожить на вокзале города Апатиты более суток. Благо на вокзале круглосуточно работало кафе с едой и ларёк с пивом. Из особенностей, замеченных нами во время суточного пребывания обращу внимание на не имеющие ручек двери вокзала: если вам когда придется посетить город Апатиты, то будучи на вокзале всегда пихайте только ту дверь из четырёх, на которой висит соответствующая табличка, при попытки пройти любым другим образом, вас неминуемо постигнет неудача. Сортир же расположен в маленьком голубом строении в ста метрах направо(если смотреть с площади) от вокзала и весьма непрезентабелен.  
     []

    Заключение.
       Ехать на Имандру стоило главным образом что бы покататься вволю - места более чем достаточно. Ещё для того что бы полюбоваться на горы. Хибины, одни из самых древних гор (возраст пород слагающих земную кору на Кольском полуострове превышает 3 млрд. лет). Снег живописно виднеется на верхушках даже в июле. Белые ночи - весь свой отпуск не видеть темноты, то же удовольствие. Несмотря на наличие поблизости крупных по местным меркам городов(Апатиты,Оленегорск,Мончегорск) места всё же весьма безлюдные: раз в день вдали проедет моторка, а так, живьём, за 11 дней только три раза довелось близко встретить человеческую особь. Со стоянками трудно, приходится искать. За рыбой сюда специально ехать не стоит, судя по общению с местными. По крайней мере наши нечастые попытки побросать спининг ничем не увенчались. Главным образом виновник гибели рыбы город Мончегорск, часто производящий сбросы в озеро, в результате чего рыба гибнет или мутирует, а точнее не город а комбинат "Североникель" убивший все деревья и траву вокруг себя на десяток километров, и приносящий богатство олигархам. Но если не подходить к городам, то на озере так же прекрасно как и сто лет назад.
       Если касаться субъективных ощущений от нашего похода, то единственный минус - погода шутила с нами шутки.И если в первой половине было расслабуха как на юге, то во второй суровый север показал себя. Да мы и были к этому готовы. Весьма сумбурным получилось завершение, главным образом из-за того, что не с каждой станции нарисованной на карте, как оказалось можно уехать и отправить багаж. Впредь будет наука. Возможно стоило взять заранее с кольского сайта полезные телефоны в Апатитах (вокзал,такси) и прихватить в поход мобилу. Ну да ладно, в наших похождениях всегда есть доля сумбура и авантюры, и в Путешествиях должно быть место Приключениям, не так ли?

     []
      
       PS полная фотогалерея похода по адресу
    http://photofile.ru/users/vava74/162916/

    Имандра-Москва, июль 2004 года

      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Комментарии: 6, последний от 17/12/2024.
  • © Copyright Степанович Владимир Владимирович (vava1974@inbox.ru)
  • Обновлено: 20/08/2009. 51k. Статистика.
  • Водный:Кольский п-ов
  • Оценка: 6.63*5  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка