Сысоев Максим Гельевич: другие произведения.

Советы: Учебно-тренировочные выезды и учебно-тренировочный поход 2-3 к.с. (водный туризм)

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Сысоев Максим Гельевич (cpttooch@yandex.ru)
  • Обновлено: 13/08/2004. 41k. Статистика.
  • Советы. Водный:Карелия , 3 к/с , Байдарка
  • Дата похода 13/08/2004
  • Маршрут: -----
  • Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Практические рекомендации для будущих инструкторов водного туризма

  •   
      
      
      Учебно-тренировочные выезды
      и учебно-тренировочный поход 2-3 к.с.
      (водный туризм)
      Практические рекомендации
      
      
      1. Введение
      2. Темы учебно-тренировочных выездов (УТВ) и практических занятий.
      3. Подготовка УТВ. Снаряжение. Питание. Финансирование.
      4. Методика проведения УТВ по темам.
      5. Подготовка к учебно-тренировочному (зачетному) походу (УТП).
      а. Разработка маршрута. Транспорт.
      б. Распределение обязанностей в УТП среди курсантов. Комплектование экипажей.
      в. Подготовка снаряжения. Раскладка.
      г. Подготовка и подача заявки в МКК.
      д. Контрольный выезд.
      6. Учебно-тренировочный поход.
      а. Организационные особенности транспортировки группы к началу маршрута.
      б. Сборка судов. Окончательная проверка готовности судов и сплавного снаряжения.
      в. Постановка на воду. Первый день похода.
      г. Прохождение препятствий. Страховка и взаимостраховка.
      д. Виды соревнований в УТП. Выбор места для проведения соревнований. Привлечение кур-сантов к судейству.
      е. Коллективные развлекательные мероприятия.
      7. Особенности организации выезда из точки окончания маршрута.
      8. Разбор результатов УТП. Оформление и сдача отчета.
      
      
      1. Введение.
      К сожалению, в последние 10 с лишним лет очень немногие организации занимались подготовкой туристских кадров уровня СТП и выше. Практически отсутствовали подготовка инструкторов туриз-ма. Исключение составляют единичные высшие учебные заведения, например ГАФК им. Лесгафта, выдающие выпускникам соответствующей кафедры, вместе с дипломом еще и удостоверение инст-руктора профильного вида туризма. Но, во-первых, это капля в море, во-вторых - я сомневаюсь, что большой процент получивших эти удостоверения придет в систему туристского "ликбеза". Безус-ловно, в период расцвета туристского движения, в нашей стране появлялись книги и методические разработки, прежде всего - работы Ю.А. Штюрмера, В.И. Ганопольского, И.А. Дрогова и др., но они сохранились лишь в очень немногих библиотеках региональных турклубов, вне пределов досягаемо-сти большинства интересующихся данными вопросами лиц. Кроме того, изменились изначальные установки и мотивация действующих, а главное, потенциальных сотрудников общественных органи-заций, так или иначе занимающихся подготовкой туристов и руководителей походов.
      В настоящей работе сведен вместе более чем 6-летний опыт подготовки туристов-водников город-ским семинаром средней туристской подготовки по водному туризму, проводимым в настоящее вре-мя СПбОО "Объединение петербургских туристов" совместно с Учебно-методическим Центром спортивно-оздоровительного туризма ГАФК им. Лесгафта. Сделана попытка дать практические ре-комендации по подготовке и проведению тренировочных занятий на выезде и учебно-тренировочного похода 2-3 к.с., проводимого обычно в период с конца апреля по май. При этом ав-тор намеренно не рассматривал в подробностях методические аспекты собственно процесса обуче-ния технике водного туризма. Причина в том, что методики обучения ТВТ довольно подробно опи-саны в существующих учебниках по водному туризму. В представленных же вниманию читателя "Практических рекомендациях" сделана попытка систематизировать опыт подготовки учебно-тренировочных мероприятий и заострить внимание на тех моментах, которые, обычно, опускаются авторами методических пособий.
      Настоящая работа предназначена для обучающихся на курсах инструкторов водного туризма и на-чинающих инструкторов водного туризма.
      
      2. Темы учебно-тренировочных выездов (УТВ) и практических занятий.
      Вряд ли для кого-нибудь является секретом, что темы УТВ должны соответствовать темам тех лекций, в процессе которых появляется необходимость выработки у курсантов определенных умений и навыков. Но уровень средней туристской подготовки подразумевает наличие у курсантов опреде-ленных навыков и начальных знаний по основным разделам водного туризма. Поэтому целесообраз-но уделять внимание выработке более специфических навыков и умений, напрямую связанных именно с водным туризмом. К сожалению, в наших широтах занятия на воде возможны не ранее пер-вой декады апреля, поэтому в зимний период курсантам рекомендуются тренировки по технике гребного слалома в специализированных гребных бассейнах. При отсутствии такового есть шанс до-говориться с руководством обычного плавательного бассейна, хотя это и сужает возможности нара-ботки техники гребли. Основными темами практических занятий являются: отработка навыков греб-ли на байдарках и каноэ (постановка правильного гребка), подготовка судов, отработка навыков са-мо- и взаимостраховки с воды и с берега, отработка элементов техники водного туризма, тактическая разработка участка маршрута на основе визуального определения типов препятствий (при возможно-сти).
      
      3. Подготовка УТВ. Снаряжение. Питание. Финансирование.
      Прежде всего, следует помнить, что для первых тренировочных выездов следует выбирать участки реки, уровень сложности которых соответствует водному опыту курсантов (не превышает его). Более того, для первого выезда имеет смысл рекомендовать 1-2-дневный поход по ровной воде. Это дает возможность курсантам закрепить навыки прямой гребли и правильной чалки, а инструктору - оце-нить готовность снаряжения, реальную подготовку курсантов, отметить допущенные ими ошибки и наметить направления индивидуальной работы с курсантами.
      Безусловно, основное внимание при подготовке УТВ следует уделить снаряжению. Подготовке перечня необходимого снаряжения и требованиям к его состоянию должно быть уделено достаточно внимания на теоретических занятиях, поэтому акцентировать внимание следует на специфических требованиях к конкретному снаряжению, имеющемуся в наличии (например, достаточен ли объем конкретного спасжилета и пр.). Консультации по этим вопросам имеет смысл проводить в индивиду-альном порядке, что дает инструктору дополнительные сведения об уровне подготовки каждого кон-кретного курсанта. Контроль за наличием снаряжения следует возложить на старосту группы, назна-чаемого из наиболее опытных курсантов, что не снимает с инструктора ответственности за общую безопасность группы. Несмотря на простоту маршрута, необходимо требовать наличия ВСЕГО необ-ходимого снаряжения, как водного, так и бивачного, что позволит, помимо всего прочего, отработать правильную загрузку судов. Это сильно сэкономит время и нервы инструктору на начальной стадии зачетного похода. Отсутствие индивидуального водного снаряжения и средств спасения у кур-сантов во время УТВ недопустимо! Инструктор не имеет права допускать таких курсантов к занятиям на воде!
      Питание во время УТВ производится в соответствии с раскладкой, подготовленной (под контро-лем старосты группы) назначенным из числа курсантов на время УТВ завхозом. Рекомендуется на каждый следующий выезд назначать нового завхоза. Раскладка разрабатывается на основе рекомен-дуемых рационов, примеры которых должны быть приведены на лекциях по питанию в водных по-ходах. Следует уделить внимание правильной упаковке продуктов! Завхозу, еще в городе, следует распределить дежурства по кухне. Если выезд не однодневный, стоит задействовать в процессе при-готовления пищи как можно большее количество курсантов. При этом число курсантов в каждой группе дежурных не должно превышать 3 человек.
      К сожалению, на настоящий момент полностью отсутствует государственное финансирование обучающих организаций такого уровня. Поэтому, если у курсов или семинара нет спонсоров, надо иметь в виду, что расходы (проезд, питание и т.д.) на проведение УТВ ложатся на плечи курсантов. Задача инструктора - спланировать выезд таким образом, чтобы свести ненужные расходы (сложные заброски и выброски, внутримаршрутные переезды) к минимуму, естественно, не в ущерб учебному процессу. Особенно учитывая тот факт, что проезд, питание и зарплата инструктора входят в эту сумму, о чем стоит сообщить курсантам заранее. Не имеет смысла включать расходы на проезд и пи-тание инструктора в общую стоимость обучения, т.к. место и сроки проведения каждого выезда могу меняться в зависимости от погодных и других условий.
      Следует, однако, пресекать попытки неоправданно экономить на раскладке, в ущерб рекомендуе-мой калорийности и сбалансированности. Не забывайте, что весенняя погода капризна и энергетиче-ски несбалансированная раскладка может привести к переохлаждению. В целях оптимизации стои-мости раскладки имеет смысл довести до сведения завхоза примерную усредненную стоимость ре-комендованных продуктов.
      
      4. Методика проведения УТВ
      Основные темы, с которыми связаны практические занятия во время УТВ три: тактика и техника движения по гладкой воде, тактика и техника прохождения препятствий и организация страховки.
      Тактика и техника движения на гладкой воде отрабатывется во время 1-2 дневного похода на участке реки без выраженных препятствий (с препятствиями 1 к.с.). С учетом того, что курсанты уже имеют подготовку уровня НТП и опыт простых водных походов, занятия проводятся не для обуче-ния, а для проверки и закрепления навыков гладкой гребли и движения в группе. Инструктору следу-ет обратить внимание на посадку и выход из судна экипажей, правильное распределение обязанно-стей в экипаже во время движения, технику зачаливания и выхода на струю, технику гребли во время движения по струе. Стоит особо заострить внимание курсантов на недопустимости отхода от бе-рега неподготовленного экипажа, т.е. экипажа с незакрепленным фартуком и "юбками", неза-стегнутым спасжилетом, без каски или в каске с расстегнутым ремешком. Не смотря на то, что каска на гладкой воде может показаться излишеством, следует вырабатывать у курсантов, об-разно выражаясь, "условный рефлекс" на выход на воду в каске!
      Для проверки навыков зачаливания и выхода на струю, а так же умения производить простейшие маневры, рекомендуется, на заранее выбранном участке реки, приостановить движение группы, раз-бить все суда на пары, и предложить каждой паре судов сделать несколько траверсов от берега к бе-регу с зачаливанием в указанных местах. Не участвующим в данный момент в движении экипажам предлагается кратко охарактеризовать допущенные каждой парой ошибки. После зачаливания по-следней пары инструктор сообщает всей группе результаты своих наблюдений, замеченные ошибки и дает индивидуальные рекомендации. Аналогичный "разбор полетов" инструктор проводит по окончании УТВ.
      Отработку тактики и техники прохождения препятствий и организацию страховки можно проводить во время одного УТВ. Для этого выбирается достаточно протяженный участок реки (300 - 500 м) с разной динамикой потока и несложными (до 3 к.с.) препятствиями, с наличием "мягких" и "жестких" суводей (уловов). Возможна постановка несложной дистанции путем навески "ворот" или установки "удочек" с вешками. Для первой части занятий выбирается участок быстротока с неболь-шими валами (до 0,3 м) и четко выраженными суводями ниже сложного участка. Экипажи по очере-ди отрабатывают технику выхода на струю с правильным креном и захода в суводь, постепенно ус-ложняя это упражнение траверсом через струю и заходом в суводь противоположного берега ("вось-мерка"). Часть экипажей обеспечивает в это время страховку с воды. Затем экипажи меняются. Кате-горически запрещено приступать к отработке маневра при отсутствии хотя бы одного страхующего (т.е. полностью экипированного и находящегося в судне на воде) экипажа!
      После повторения технического упражнения 3-5 раз каждым экипажем, инструктор делает пере-рыв для разбора ошибок и индивидуального инструктажа. Отдельным экипажам (на усмотрение ин-структора) может быть предложено повторить упражнение.
      После перерыва группа приступает к отработке собственно тактики и техники прохождения пре-пятствий и организации страховки. Условно можно разбить эту часть тренировки на три стадии:
      а. Осмотр препятствия (порога). Выбор линии движения, способов страховки и точек раз-мещения страхующих.
      Перед выходом на просмотр инструктор проводит короткую беседу о целях просмотра. Задание - просмотреть порог до конца, выбрать линию движения и способы страховки. Выслушав предложе-ния, инструктор анализирует предложенные линии движения и обращает внимание группы на наибо-лее опасные места. Если существуют другие варианты линии движения, инструктор указывает на них. Для прохождения выбираются 1-2 варианта прохождения. Один из альтернативных вариантов может быть предложен к прохождению более технически подготовленному экипажу.
      Далее инструктор проводит разбор предложений по способам страховки. Предлагает свои ва-рианты.
      На обратном пути еще раз обозначаются опасные места, места страховки, расположения сиг-нальщиков. Оговариваются безусловные ориентиры, распознаваемые с воды. Инструктору не сле-дует немотивированно отвергать предложения членов группы.
      б. Организация страховки
      Страхующее судно обносится по берегу или проводится до места страховки. После этого про-водится инструктаж экипажа страхующей байдарки на общем сборе группы. Членам группы предла-гается пояснить отдельные пункты инструкции.
      Ј лодка во время прохождения группой порога должна находиться на плаву;
      Ј экипаж должен находиться в лодке с веслами в руках
      Ј кокпит лодки должен быть закрыт фартуком, юбки на экипаже должны быть надеты на очки.
      Ј экипаж должен быть в спасжилетах и шлемах
      Ј в лодке, в пределах быстрой досягаемости, должен быть спасконец
       Далее группа направляется к месту организации страховки с берега. Инструктор проверяет правильность укладки спасконца, положение веревки относительно корпуса страхующего. Имеет смысл обсудить с группой следующие вопросы:
      Ј Какова оптимальная длина броска?
      Ј В какой момент прохождения аварийного судна следует совершать бросок?
      Ј Каково должно быть положение спасконца относительно корпуса аварийного судна?
      Ј В каких случаях можно закреплять спасконец за неподвижную опору?
      Стоит так же обратить внимание на особенности работы со спасконцом, связанные с уменьше-нием опасности нанесения травм спасаемому.
      Следует помнить, что основная задача страхующего - экипаж перевернувшейся байдарки!
      Особое внимание нужно уделить разбору действий аварийного экипажа во время спаса-тельных работ.
      
      в. Преодоление порога.
      Первыми проходят порог инструктор и его помощник. Вся группа, за исключением страхую-щего экипажа, наблюдает за прохождением. После прохождения проводится корректировка линии движения, акцентируется внимание отдельных препятствиях и их свойствах, выявленных в процессе прохождения. Инструктор занимает место сигнальщика у первого препятствия, а его помощник - страхующего с берега. Два экипажа уходят к месту старта. Страхующий с воды экипаж занимает места в лодке инструктора. Возможен обнос собственной байдарки страхующего экипажа. Экипажу байдарки, прошедшей порог второй, предлагается встать на страховку ниже страхующей и нахо-диться там, в состоянии готовности к спасработам, третья байдарка сменяет на страховке вторую и т.д.
      В случае оверкиля следующий экипаж не выпускается на прохождение до тех пор, пока не бу-дут устранены последствия аварии и страхующие и сигнальщики не займут свои места. После про-хождения проводится разбор действий группы и допущенных ошибок.
      
      4. Подготовка к учебно-тренировочному (зачетному) походу
      а. Разработка маршрута. Транспорт.
      Следует помнить, что при разработке маршрута УТП надо уделять внимание, в первую очередь, соответствию категории сложности препятствий, заявленной категории сложности самого маршрута. Рекомендуется выбирать для УТП хорошо знакомые инструкторскому составу реки, что дает воз-можность заранее определить места тренировок и проведения учебных соревнований. Не следует бо-яться наличия на маршруте локальных препятствий более высокой категории сложности (но не более 20% от общего числа препятствий), т.к. организация обноса или проводки является неотъемлемой частью большинства реальных походов и органично впишется в учебный процесс. При этом расхож-дение протяженности УТП с рекомендуемой протяженностью маршрутов данной категории может составлять до 30-35% в сторону уменьшения.
      Личное мнение автора, не всегда соответствующее официальным положениям ТССР:
       Я бы даже рекомендовал уменьшить протяженность, что бы уделить больше времени тре-нировочному процессу*
      Не помешает подготовить запасной вариант маршрута на случай непредвиденных обстоя-тельств (гидрометеоусловия, отсутствие билетов, закрытие района проведения похода местной администрацией и пр.)!
      В идеале, для транспортировки группы к месту начала маршрута и для выезда с конца маршрута, использовать заказной автобус. Это позволяет избежать конфликтов с перевозчиками по поводу из-бытка груза, контролировать местонахождение каждого члена группы, организовать коллективное питание и т.д. К сожалению, в настоящий момент заказ автобуса - довольно дорогостоящее предпри-ятие. Поэтому подобный вариант можно рекомендовать (если, конечно, у учебного центра нет бога-тых спонсоров или источников бюджетного финансирования) в случае многочисленности группы и небольшой удаленности места проведения маршрута.
      Во всех других случаях стоит использовать железнодорожный транспорт. При планировании за-броски - выброски следует избегать внутримаршрутных пересадок, а при невозможности - свести их количество к минимуму. Чаще всего для переезда используют плацкартные вагоны, но при неболь-ших, по времени, переездах (5-6 часов) возможно использование общих вагонов (у проводников по-следних меньше претензий к наличию большого количества багажа). Не следует рассчитывать на рейсовые автобусы, т.к., даже при наличии билетов и оплаченного багажа, велика вероятность отказа водителя перевозить группу туристов, особенно при посадке на промежуточных остановках. Если от железнодорожной станции до места начала маршрута предполагается переезд - стоит озаботиться заказом автомобильного транспорта в местном автопредприятии, причем заранее.
      б. Распределение обязанностей в УТП среди курсантов. Комплектование экипажей.
      Прежде всего, при подготовке к УТП, инструктор группы должен соблюсти некий паритет между контролем за действиями группы и правом группы на самостоятельные решения. Группа, чьи дейст-вия жестко зарегулированы решениями инструктора, становится безынициативной. Поэтому, в пери-од подготовки к УТП, предложения инструктора должны иметь, в основном, рекомендательный ха-рактер. За инструктором остается, если можно так выразиться, право "вето" на конечные решения актива группы.
      Еще раз напоминаю, что речь идет о курсантах уровня базовой туристской подготовки, имею-щих уже навыки участия в походах и прослушавших теоретический курс*
      Первым помощником инструктора во время подготовки и проведения УТП должен стать старший группы (староста), назначенный в начале курса обучения из числа самых опытных курсантов, что из-начально подкрепляет его авторитет в группе. Он должен непосредственно руководить формирова-нием актива группы. Инструктору стоит ограничиться рекомендациями, основываясь на своих на-блюдениях в период УТВ, активно вмешиваясь только в случае явных просчетов со стороны старше-го группы. Свою точку зрения и рекомендации следует высказывать, по возможности, в личной бесе-де со старшим группы, если, конечно, в вашу задачу не входит изначально подорвать его авторитет. В остальном, распределение обязанностей в группе ничем не отличается от аналогичного процесса в любом походе.
      Рекомендуется, если позволяет смета, вводить в состав группы тренера, что позволит курсантам получить в походе хорошую технико-тактическую подготовку по ТВТ. Наличие тренера не снимает с инструктора обязанностей по обучению курсантов, но позволяет детализировать процесс наработки технических навыков и умений.
      в. Подготовка снаряжения. Раскладка.
      Процесс подготовки снаряжения к УТП нужно начинать за 2 - 3 месяца до самого похода. Поин-тересуйтесь у курсантов, какое необходимое снаряжение имеется у них в наличии. Проведение тео-ретических занятий по данной теме стоит совместить с практическими консультациями по данному вопросу.
      В период непосредственной подготовки снаряжения к УТП (~ за месяц до контрольного выезда) не следует пускать этот процесс на самотек. Рекомендуется лично проверить наличие и качество водного снаряжения курсантов, дать советы по приобретению или подгонке необходимого снаряже-ния, потребовать приведения отдельных параметров (например - объема спасжилета, качества креп-ления каски и т.д.) в соответствие с требованиями ТБ. Помните, отсутствие или несоответствие качественных показателей снаряжения на контрольном выезде может привести к отказу в вы-пуске на маршрут со стороны МКК!
      Жесткий контроль составляемой курсантами продуктовой раскладки не нужен, а иногда и вреден, т.к. этот вопрос должен быть максимально подробно освещен на теоретических занятиях. Следует ознакомиться с составленной раскладкой, дать рекомендации по увеличению или уменьшению удельного "веса" отдельных ее составляющих, если это необходимо. Хорошо проверить составлен-ную раскладку на учебно-тренировочном выезде, не внося в нее поправок, а, затем, устроить "разбор полетов". Но не стоит "обкатывать" раскладку непосредственно в походе, особенно проходящем в ненаселенной местности!
      г. Подготовка и подача заявки в МКК.
      Процесс подачи в МКК заявки на проведение похода детально описан в соответствующих норма-тивных документах ТССР и должен быть хорошо известен будущим инструкторам на практике. Хо-чется остановиться на нескольких мелких частностях, которые могут заведомо осложнить процесс регистрации заявки и визирования маршрутной книжки. Прежде всего - не затягивайте сроки подачи заявки, чтобы потом не упрашивать членов МКК ускорить процесс. При подаче заявки в местную (районную, клубную) МКК поинтересуйтесь ее аккредитацией в вышестоящей МКК и полномочиями по видам туризма. Стоит отнестись к оформлению самой маршрутки с должной аккуратностью, что-бы не переделывать потом несколько раз. Обратите особое внимание на количество необходимых подписей членов МКК при визировании маршрутной книжки. Желательно, к моменту подачи заявки, иметь точные сведения о наличии билетов до места начала маршрута. *На всякий случай, особенно при проведении похода в закрытых для посещения районах, постарайтесь завизировать печатью несколько экземпляров списка участников похода. Это может сильно облегчить вам жизнь.
      д. Контрольный выезд.
      Заключительной фазой подготовки к УТП является контрольный выезд. Провести его стоит, даже если он не назначен МКК. Контрольный выезд "венчает" процесс подготовки к походу, ставит прин-ципиальную точку в нем. После него еще будет закупка продуктов, совместные тренировки, приоб-ретение билетов. Но контрольный выезд позволяет оценить готовность группы к выходу на маршрут соответствующей категории сложности. Вот почему прибыть на место проведения КВ группа должна в том составе и с тем снаряжением, с которым она, в дальнейшем, отправится в УТП. Во время кон-трольного выезда экспертами МКК, а, при их отсутствии, независимым экспертом из числа опытных туристов-водников, проверяется ВСЁ. Снаряжение бивачное и водное, общетуристская подготовка, физическое состояние участников, техника и тактика преодоления водных препятствий, техника гребли и пр. Группа должна быть готова к выходу на маршрут по всем параметрам на 90%. 10% со-ставляют продукты, отдельные предметы одежды и обуви, картографический материал.
      
      6. Учебно-тренировочный (зачетный) поход.
      а. Организационные особенности транспортировки группы к началу маршрута.
      Весь процесс переезда к началу маршрута можно условно разделить на четыре части: сбор на во-кзале, посадка, переезд, высадка. Время сбора лучше назначать минимум за час, а лучше за полтора часа до отправления поезда. Такой интервал дает запас времени на случай опоздания участников и позволяет, в большинстве случаев, решить проблему забытого дома снаряжения. Поэтому, по мере прибытия курсантов в точку сбора, предложите им проверить наличие документов, сплавного и би-вачного снаряжения "де-факто". Место сбора должно быть хорошо известно всем участникам (па-мятник, табло, часы, касса Љ...), не вызывать "разночтений".
      Минут за 40 до отправки поезда следует собрать всю группу и провести (или предложить старше-му группы провести) инструктаж по распределению усилий при транспортировке багажа к месту по-садки. Следует помнить, что (особенно на больших вокзалах) поезд может прибыть совсем не на ту платформу, на которую вы рассчитываете. Поэтому группа должна быть готова к транспорти-ровке багажа в момент подачи поезда. Не забудьте довести до сведения всех участников номер ваго-на (вагонов), в который производится посадка. В случае посадки в несколько вагонов, разделите группу согласно купленным билетам, и, в каждой, назначьте старшего (из числа наиболее опытных туристов), ответственного за посадку. В случае отказа проводника пропустить группу на посадку, не вступайте с ним в пререкания, а апеллируйте к бригадиру (начальнику) поезда. Как правило, подоб-ным образом конфликт разрешается в пользу группы.
      Снаряжение и личные вещи в вагоне постарайтесь разместить максимально компактно. Обеспечь-те свободный доступ к снаряжению при высадке, особенно если она происходит в ночное время. Наиболее удобны для размещения снаряжения верхние багажные полки.
      Во избежание конфликтов с поездной бригадой и пассажирами требуйте от курсантов соблюдения дисциплины во время движения и на остановках. В случае возникновения конфликта не по вине кур-сантов, следует устранить причину конфликта наиболее корректным, но эффективным способом.
      В случае продолжительного переезда следует озаботиться организацией питания. Для этого зара-нее предложите начпроду составить поездную раскладку, делая упор на продукты быстрого приго-товления, разделить курсантов на группы по 4-6 человек и выдать каждой группе продукты в соот-ветствии с ее численностью. Возможны другие варианты организации питания (например - индиви-дуальное).
      О высадке, особенно на станциях с малым временем стоянки (а таковые, в случае опоздания поез-да, могут появляться спонтанно), следует заранее договориться с проводником вашего вагона. Проводник вправе задержать отправление поезда до окончания высадки!
      К моменту высадки снаряжение и личные вещи должны быть готовы к выгрузке, о чем курсантов следует известить заблаговременно. Предложите старшему группы, по мере освобождения багажных полок, проверять их на предмет забытого снаряжения. Об окончании высадки старший группы дол-жен проинформировать инструктора.
      По окончании высадки организуйте перемещение группы и снаряжения к месту сборки судов, месту временного отдыха (например, здание вокзала) или месту продолжения движения (остановке автобуса, стоянке заказного автотранспорта и пр.)
      б. Сборка судов. Окончательная проверка готовности судов и снаряжения.
      При планировании места сборки судов следует иметь в виду, что это займет не менее 4-5 часов. Поэтому место должно быть пригодно для размещения группы с плавсредствами, приготовления пищи, а, в случае приезда во второй половине дня - и для ночевки. Выходить на маршрут после 18 часов возможно только в крайнем случае, при полном отсутствии возможности организовать ночевку на месте сборки судов и наличии достоверной информации о месте стоянки не далее, чем в 2 км от места спуска на воду.
      Стоит визуально проверить комплектность судов и водного снаряжения у каждого экипажа (по мере сборки). При возможности - предложить экипажам попарно (одно судно на воде, второе - на страховке) проверить состояние судов на спокойном участке реки, на плесе или озере, после чего произвести окончательную подгонку снаряжения. О готовности группы к выходу на воду старший группы должен проинформировать инструктора.
      в. Постановка на воду. Первый день похода.
      Для первого дня полезно запланировать не длинный переход (1 - 1,5 ходовых часа), с возможно-стью тренировки на участке с несложными препятствиями. В случае горного типа реки (Карпаты, Кавказ) есть смысл начать УТП с "раскатки" на месте стоянки, естественно, при наличии несложной шиверы или быстотока и удобных для постановки страховки участков. В любом случае, укорочен-ный маршрут первого дня похода даст курсантам возможность, как говорят водники, "вкатиться" в реку.
      г. Прохождение препятствий. Страховка и взаимостраховка.
      По тактике прохождения препятствия можно разделить на два типа: проходимые без просмотра, сходу, и требующие просмотра и постановки страховки. Безусловно, инструктор должен хорошо знать лоцию реки, более того, представлять себе, как меняется динамика потока на технических уча-стках в зависимости от уровня воды. На препятствиях первого типа суда группы, как правило, сле-дуют за судном инструктора, сохраняя дистанцию и повторяя маневры. При прохождении подобных препятствий, в том случае, если инструктор абсолютно уверен в отсутствии неожиданностей на дан-ном участке (завалы, языки лавин, селей, техногенных составляющих), можно предложить группе самостоятельное прохождение. При прохождении экипажи должны обеспечивать взаимостраховку. Если препятствий этого типа на реке достаточно, рекомендуется проводить ротацию лидирующего экипажа. Это позволит более эффективно развивать навыки "чтения" препятствий "с наплыва" и взаимодействия экипажей на воде. По окончании прохождения не лишним будет краткое обсужде-ние выбранной лидирующим экипажем линии движения.
      Описание тактики прохождения препятствий второго типа и схемы постановки страховки на тех-нически сложных участках реки дано автором выше, в разделе 4 настоящего пособия. Единственное, на чем стоит остановиться дополнительно - это на возможном изменении категорийности эталонных для данной реки препятствий в зависимости от уровня воды и наличия ранее отсутствующих состав-ляющих (завалы, разрушенные конструкции мостов и т.п.). В определителе категорийности препят-ствий, опубликованном в нормативных документах ТССР, автор с удивлением прочитал, что завал является препятствием 2-й к.с. Завалы, по мнению автора, являются внекатегорийными препятствия-ми, если можно так выразиться, "криминального" характера. При наличии, на технически сложном участке, завала, совершенно однозначно, рекомендуется обнос группой этого участка. Те же реко-мендации можно дать и при существенном усложнении (на категорию и более) препятствия в случае изменения уровня воды, причем, не обязательно, подъема. При этом следует разъяснить группе свое решение, что позволит курсантам выработать соответствующее отношение к вопросам безопасности в самостоятельных походах.
      д. Виды соревнований в УТП. Выбор места для проведения соревнований. Привлечение курсантов к судейству.
      Проведение соревнований во время учебно-тренировочного похода необходимо для закрепления у курсантов навыков и умений в технике водного туризма. Виды соревнований и схемы их проведения зависят от организаторских способностей проводящего. Обязательными к проведению являются только соревнования по спасработам и ТВТ. Возможно проведение длинных гонок или спринта, со-ревнований по ориентированию или бивачным работам, сборка-разборка судов на время и т.д.
      Соревнования по технике спасательных работ могут проводиться как на быстротоке, так и на спо-койных участках реки. Основными элементами подобных соревнований являются: транспортировка судна неполным экипажем, например, траверс потока одним гребцом в байдарке-двойке, постановка аварийного судна "на ровный киль", транспортировка аварийного судна к берегу, спасение постра-давшего и его транспортировка к берегу, метание спасконца. В случае наличия в группе разных ти-пов судов (байдарка, каяк, катамаран), стоит задействовать в соревнованиях все эти типы.
      Соревнования по ТВТ рекомендуется проводить на локальном, технически сложном участке реки. За редким исключением, постановка классической трассы, с повешенными на тросах над препятст-виями воротами, в походных условиях невозможна. Как правило, используются так называемые веш-ки, поставленные на "удочках" вблизи берега. Задача постановщиков трассы - максимально исполь-зовать локальные препятствия и участки со сложной динамикой потока. Трасса может быть линейной или "закольцованной".
      На любых соревнованиях, проводимых на относительно сложных участках реки, должна быть ор-ганизована судейская страховка, достаточная для доставки к берегу не только участников, но и ава-рийного судна. К страховке можно привлекать как инструкторский состав, так и, поочередно, самих участников соревнований.
      Рекомендуется привлекать курсантский состав и к судейству на трассе. Как правило, курсантов используют в качестве судей на воротах (вешках) и технических судей, проверяющих наличие или правильность использования водного снаряжения (например, спасжилета). Подобная практика по-зволяет получить необходимый опыт для дальнейшего участия в судействе соревнований по турист-скому многоборью разных уровней и получения квалификации судьи по ТВТ.
      е. Коллективные развлекательные мероприятия.
      В целях консолидации группы (групп) курсантов полезно, во время УТП, провести несколько ме-роприятий развлекательного плана. Это может быть общий костер в первый и последний день похо-да, различные конкурсы, например, "зримая песня", на лучшую частушку о походе, на лучший по-ходный торт, празднование дня рождения одного из участников, командные спортивные игры. Куль-минацией развлекательной программы является "День Нептуна". Это может быть посвящение в вод-ники всех, ранее в водные походы не ходивших, или, что бывает чаще, посвящение в "проходимцы" всех, ранее не бывавших на этой реке.
      Такие мероприятия прекрасно снимают напряжение в условиях плохой погоды, изматывающих физических нагрузок (например, при многочасовой гребле по плесам), создают хорошее настроение, позволяют курсантам проявить свои способности и пристрастия. По возможности, желательно за-фиксировать все происходящее на фото (видео) пленку. В дальнейшем, эти материалы можно будет использовать в рекламно-агитационных целях, для вовлечения большего количества начинающих туристов в процесс повышения туристской квалификации.
      
      7. Особенности организации выезда из точки окончания маршрута.
      Сам процесс транспортировки группы из точки окончания маршрута мало чем отличается от ана-логичного процесса заезда к началу маршрута, описанного выше. Различия наблюдаются, пожалуй, только на стадии подготовки. По окончании активной части маршрута могут возникнуть некоторые проблемы с изменением графика движения транспорта от конечной точки, отсутствием билетов или недостаточным их количеством и пр. Не секрет, что от некоторых железнодорожных станций обрат-ные билеты не продаются. Поэтому, за день (или за несколько дней) до окончания маршрута, если это позволяют транспортные возможности данного района, имеет смысл выслать группу из двух че-ловек в населенный пункт окончания маршрута, с целью приобретения обратных билетов. В случае отсутствия развитой транспортной инфраструктуры, подобную группу отправляют сразу по приходу в данный населенный пункт, не дожидаясь окончания сборов группы.
      Иногда, в случае отправления поездов или автобусов рано утром, логично заканчивать маршрут во второй половине предыдущего дня, чтобы дать возможность курсантам просушить и упаковать сна-ряжение. Все это приводит к необходимости организовывать бивак непосредственно в черте насе-ленного пункта (к примеру - г. Боровичи на р. Мсте). Нередко в черте населенного пункта есть усло-вия для организации нормального ночлега и горячего питания группы (в лесопарках, на пляжах, на окраине поселка). Безусловно, в этом случае лучше становиться лагерем в некотором удалении от нахоженных дорог, посещаемых площадок, чтобы свести к минимуму общение с местным населени-ем, особенно в вечернее и ночное время. Ночью необходимо организовать почасовые дежурства, во избежание кражи личных вещей и снаряжения. Не стоит устраивать посиделок с песнями у костра, чтобы не привлекать внимания, как местного населения, так и местных правоохранительных органов.
      В случае отсутствия возможности организации нормального бивака, необходимо собрать группу в определенном месте, сложив снаряжение компактно в пределах видимости. Таким местом может стать помещение вокзала (в тех редких случаях, когда администрация станции и правоохранительные органы разрешают ночевать на вокзале), или площадка не вдалеке от него, оборудованная естествен-ным или искусственным укрытием от осадков. Если позволяет местность, можно поставить несколь-ко больших палаток для ночевки. Желательно, чтобы рядом находился буфет, кафе или иное пред-приятие общественного питания. В крайнем случае - источник питьевой воды.
      Не стоит разрешать курсантам покидать место бивака малыми группами и на длительный период времени. В случае необходимости (выход в магазин или на почту), старший группы обязан доложить инструктору и назначить контрольное время возвращения.
      
      8. Разбор результатов УТП. Оформление и сдача отчета
      NB. Не забудьте известить МКК о том, что группа вернулась из маршрута!
      По возвращении из учебно-тренировочного похода необходимо провести разбор результатов. Для этого следует провести совещание инструкторского состава, с привлечением старшего (старших) группы. На совещании нужно выработать общую позицию на действия всей группы и каждого кур-санта в отдельности в период прохождения маршрута, дать характеристику участникам похода. Группа курсантов - это не скаутский отряд и не военизированное подразделение, поэтому нужно не только довести до сведения участников выработанную точку зрения, не только охарактеризовать ин-структорский взгляд на действия курсантов, но и предложить самим курсантам высказать замечания и пожелания по работе инструкторско-преподавательского состава. При разборе результатов неплохо использовать фотографии и видеозаписи, сделанные в походе.
      Необходимо назначить ответственных за подготовку отчета о походе. В отчет, помимо техниче-ского описания маршрута, должны быть внесены данные о географии и гидрографии района прове-дения похода, о погодных условиях, об участниках, с указанием туристской квалификации и макси-мального опыта каждого. Отчет должен включать в себя фотоматериалы, причем не "романтиче-ские" кадры участников, загорающих на прибрежных камнях или обедающих на лесной опушке, а технические фото, дающие информацию о видах препятствий и способах их преодоления, фикси-рующие факт нахождения группы в контрольных точках маршрута, определяющих категорию слож-ности последнего. Особое внимание на качество и содержание фотоматериалов следует обра-тить при сдаче отчета в устной форме. Безусловно, отчет необходимо снабдить картографическими материалами. Кроме того, отчет может содержать и эмоциональную составляющую в виде дневников участников похода.
      После сдачи отчета в той или иной форме и выполнения формальностей (подписания маршрутной книжки и регистрации этого факта в журнале учета), каждый участник получает на руки справку МКК о прохождении данного маршрута, куда, помимо данных о маршруте, заносится так же краткая характеристика на участника, написанная руководителем (инструктором) похода. Не следует пренеб-регать подобным правом высказать свое мнение об участнике, возможно, это поможет будущим ру-ководителям походов или членам МКК избежать фатальных ошибок при подборе группы и выпуске ее на маршрут. Справка должна быть завизирована печатью действующей МКК и подписями (в зави-симости от категории сложности) членов МКК.
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Сысоев Максим Гельевич (cpttooch@yandex.ru)
  • Обновлено: 13/08/2004. 41k. Статистика.
  • Водный:Карелия
  • Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка