lib.ru: другие произведения.

Аборигены и туристы

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Комментарии: 7, последний от 08/04/2021.
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 04/02/2003. 18k. Статистика.
  • Статья. Водный:Безопасность , Каяк
  • Маршрут: Двина
  • Оценка: 6.91*13  Ваша оценка:
    
            Аборигены и туристы
    
         Письмо  Алексея  Дещеревского,  который сам сюда писать не
    может,  пересылаю  его  письмо  с  минимальными   комментариями
    Валентиина Юрина.
    
         С 1992г. мы с детьми (x+y) регулярно, т.е. 2 раза в год по
    10-15 сут, плаваем по рекам средней полосы. Группы  от  3+3  до
    10+8 чел, в т.ч.мужиков от 1 до 5.  (До этого ходили без детей,
    в  основном  горы,  причем  не  сложные,  т.е.  с  населенкой).
    Конфликтов  не  было  пока  НИ  РАЗУ,  хотя "стремные" контакты
    бывали.
    
         Как   нам   это  удалось,  не  знаю.  Старались  держаться
    следующих правил:
    
    /*  В.Ю.:  Повезло, наверное. Хотя к группам с детьми отношение
    часто бывает более уважительное. Наверное, потому что у пацанов
    в подсознании сидит отношение к таким группам как к взрослым, а
    у взрослых мужиков - "ну, раз с ними жены, то много  водки  они
    им взять с собой не позволят." */
    
         >2.  Около  деревень  не  вставать...  В  деревнях  зря не
    светиться, отплывать подальше.
    
         >3.  Если  маршрут  приходится  заканчивать  в  населенном
    пункте, то:
    
         ночевали В ЛЕСУ на расстоянии пешего перехода (иногда до 5
    км, иногда - например, на Двине - просто  напротив  деревни,  в
    300м  от  мостика).  ВСЕГДА  тщательно  сушились (дома сушиться
    негде), паковались и т.д., планировали на это от 0.5 до 1 сут
    
         >5.  При  перепаковке  на  виду у туземцев следить за тем,
    чтобы случайно не продемонстрировать им наиболее ценные ДЛЯ НИХ
    предметы:  алкоголь,  курево  (я в своих группах их вообще, как
    правило, не держу) {мы тоже} хорошие ножи, веревки.В  некоторых
    местах  (это  уже  надо  смотреть конкретно) для туземцев могут
    быть привлекательны также тушенка, женщины, фонари, иногда даже
    хорошие пилы и топоры.
    
         >6.  Hаиболее  опасное время в населенных пунктах - вторая
    половина дня и особенно вечер в праздники и выходные. По  утрам
    в эти дни, наоборот, относительно спокойно.
    
         В  поход,  как  правило,  едем  за день-два до праздников,
    приезжаем на место засветло и до темноты из  населенки  уходим.
    Даже  если  это  последний  рабочий  день,  и  народ  уже начал
    отмечать, до стадии пьяных шатаний все доходит только к вечеру,
    когда  нас  уже  нет.  А  днем перед праздниками народ и в т.ч.
    молодежь от  15  обычно  относился  к  нам  (и  вообще)  вполне
    доброжелательно и благодушно.
    
         >7.  Лагерь  не  должен быть заметен издалека. Для стоянки
    выбирать закрытое место. Hе ставить палатки  демонстративно  на
    красивом высоком берегу.  все яркие шмотки убирать в палатки
    
         НО НЕ В КУСТЫ И НЕ В ТРАВУ. Местные проходят мимо 1-2 раза
    за поход, а вот "запрятанные" в кусты или в траву шмотки скорее
    всего  останутся  там  навсегда  уже после второго или третьего
    привала.
    
    /*  В.Ю. Надо не разбрасывать шмотки, а класть их и знать, куда
    что положил. Желательно все в одно место. Но вообще этот  совет
    относится,   в  первую  очередь,  к  крупным  вещам  -  лодкам,
    рюкзакам, спальникам, забыть которые достаточно трудно. */
    
         ВСЕГДА  встаем  вне  прямой  видимости деревни. Не только,
    чтоб нас не видели, но и чтоб  фонари  всякие  ночью  глаза  не
    мозолили. Если до деревни больше 1-2 км, и лагерь не на дороге,
    прятать  костер  незачем:  даже  пьяные  пацаны  в  такую  даль
    НЕИЗВЕСТНО  В ЧЕЙ лагерь не попрутся. Поэтому 2 км выше деревни
    - это нормально, а 2 км ниже - не всегда.
    
         >8.  Держать  вещи максимально компактно и не разбрасывать
    их  по  всему  лагерю  и  вокруг  него.  Это  полезно   всегда,
    безотносительно  к аборигенам.  Палатки, если есть шанс визита,
    ставить компактной  группой,  входами  в  центр  лагеря,  чтобы
    хорошо просматривались.
    
         А БАЙДАРКИ класть на одну из оттяжек палатки, придавливая.
    Тронешь - палатка шевелится. Ну и весла конечно не в  лодке,  а
    под  дном  палатки  в  голове  или  ногах.  Когда нет ветра, не
    помешает и сильно шуршащий полиэтилен (бывает такой).
    
    /*  В.Ю. А еще лучше зацепить лодку потайной веревочкой - пусть
    хиленькой,  но  чтобы  мешала  выдернуть  без  шума.  У   моего
    знакомого   на   Буге  ухитрились  каяк  из-под  тента  палатки
    вытащить, а они сквозь сон подумали - мышь бегает. */
    
    /*  В.Ю.  Еще  полезно на ночь попрятать в лодку котлы, посуду,
    каски... */
    
    /* В.Ю. Кстати, каска - одна из самых привлекательных вещей для
    мелких пацанов. */
    
         >9. Обращать внимание на первые действия аборигенов.
    
         Если  абориген  взрослый (рыбак там или просто 2-3 туземца
    идут мимо по своим делам)- даже  намека  на  проблемы  НЕ  БЫЛО
    НИКОГДА.  Наоборот,  дарили  дичь  (с первой охоты), предлагали
    помощь и т.п.
    
    /*  В.Ю.  Если по делам - то они, как правило, действительно не
    опасны.  Хуже, когда они шатаются без дела и ищут  развлечений,
    набор  которых  обычно  ограничивается мордобоем и выпивкой - а
    тут как раз очень кстати туристы подворачиваются. */
    
         Если  пацаны,  то стая обычно никогда сама по себе по лесу
    не ходит. Всегда сперва появляются случайные 2-3 чел,  смотрят.
    Если  их игнорировать или презрительно шукать - тогда, наверно,
    может быть обида и через полчаса появится стая (уже имея лагерь
    как  цель).  Если  же  завести  разговор,  как  с  людьми (а не
    шестерками), предложить чай, реакция всегда адекватная (даже  у
    немного  пьяных  -  а сильно пьяные лесом не шатаются). То есть
    интерес не стащить чего, а поговорить, послушать и  т.п.  Очень
    полезно  дать  понять, что мы все трезвые и пить, даже после их
    ухода,  не  будем  (а  мы  действительно  не  пьем).  Кончаются
    разговоры максимум тем, что нас зовут в гости.
    
    /*  В.Ю.  Я  исхожу  из  того,  что  эти 2-3 чел. не случайные.
    Несмотря на все предосторожности, бывает, что вас  выследили  и
    специально прислали разведчиков. Речь идет о том, чтобы понять:
    можно  ли  здесь  дальше  оставаться  (т.е.  они  действительно
    случайные   и  вполне  мирные)  или  надо  быстро  сматываться,
    поскольку наезд уже запланирован. Кстати,  и  в  первом  случае
    иногда стоит хорошо подумать: ведь придут они в деревню, тут же
    поделятся  новостью  о   туристах   со   всеми   встречными   и
    поперечными,  а  потом и подвыпившим великовозрастным придуркам
    захочется с вами поближе познакомиться. */
    
         >10.  Позволять  смотреть  на  свои  вещи, но не позволять
    ничего трогать (особенно детям при разборке судов в поселке)!!!
    
         ОСОБЕННО  ДЕТЯМ:  чтобы  стайка  вела  себя  хорошо, ОЧЕНЬ
    полезно СТАТЬ ЕЕ ЛИДЕРОМ.  Для этого достаточно, делая  что-то,
    завести  разговор с лидером стаи: объяснить назначение какой-то
    детали,  рассказать  какой-то  случай,  спросить  про   погоду,
    рыбалку  и  т.п.  Совсем  молодым  (до  10-12)  можно даже дать
    какой-то  мелкий  сувенир  (типа   использованного   тюбика   с
    остатками  клея).  Рекомендация  проверялась  неоднократно: при
    вынужденном ремонте в пределах деревни, остановках для  закупки
    продуктов и т.п. Помимо решения конкретной локальной задачи (не
    лишиться  мелких  вещей,  не  быть   закиданными   камнями   со
    следующего  моста)  это  еще  помогает формированию правильного
    отношения к туристам вообще.
    
         РЕЗЮМЕ:  Помочь другому (особенно когда это тебе ничего не
    стоит)   -   всегда   удовольствие.   ДАЙТЕ   ЭТУ   ВОЗМОЖНОСТЬ
    АБОРИГЕНУ!!!
    
         ВОЗМОЖНО  отсутствие  проблем  у  нас  объясняется выбором
    малонаселенных маршрутов  (а  чем  меньше  народу,  тем  больше
    ЧеЧеДруг,  а  не  волк).  Но даже при прохождении в 10 вечера в
    праздник через поселок мимо стайки пьяных (но на  ногах  вполне
    стоят)   пацанов  числом  5:1  конфликтов  мы  как-то  избегали
    (статистика, правда, невелика, но пара случаев была). Возможно,
    потому, что (ЕЩЕ ПАРА СОВЕТОВ):
    
         1) в указанной ситуации - ЗАВЕДИ РАЗГОВОР ПЕРВЫМ!!! Спроси
    (вежливо, но не подобострастно), который час, как  пройти,  где
    купить  хлеб и т.п. Наконец, просто с праздником поздравь. Если
    с тобой заговорили на подобную тему, - ты уже человек, и меньше
    шансов стать дичью.
         2)  держаться  уверенно.  Не тормозить в 100 м от пацанов,
    решая, что делать, а идти уверенно (а если надо мимо них  -  то
    прямо   к  ним).  Иначе  (особенно  если  свернуть)  -  у  стаи
    обязательно проснется инстинкт хищника=милиционера.  Даже  если
    раньше  они  никак  тебя  задевать  не собирались.  Кроме того,
    серьезная стая из полных отморозков - это все-таки редкость  (а
    если  их  2-3  шт,  и  без  ствола,  это еще не стая). ТАКЖЕ НЕ
    РАССМАТРИВАЮТСЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ ЗАРАНЕЕ СПЛАНИРОВАННЫЕ  АКЦИИ.
    А  в  остальных  случаях  обычно  всегда можно как-то разрядить
    обстановку.
         3)  избегать ярких дорогих прикидов в одежде и снаряге, не
    снимать коровник на видеокамеру и т.п., в общем  не  раздражать
    туземцев тем, что они тут по уши в дерьме, а ты...
    
         Странный тезис:
         >не  ночевать  в  маленьких деревнях Какого черта мы будем
    там делать? Если она маленькая, то есть рейсовый  транспорт  не
    ходит,   то   как   начальный/конечный   пункт   она   заведомо
    неинтересна. А на маршруте  ночевать  в  деревне  могут  только
    ..... В общем, это не наш стиль.
    
    /*  В.Ю.  Нет,  я имел в виду именно ночевку в конечном пункте,
    откуда утром уходит автобус. Может случиться так, что кто-то  к
    этому автобусу уже не проснется. */
    
    	>Если дело дошло до разборки...
         Не   знаю,   поможет  ли  кому-то  эта  история  20-летней
    давности...  Когда  мне  было  лет  12-15,  у  меня  во   время
    однодневных  велопоходов  со  товарищами была пара инцидентов с
    такими же, как мы (10-16) туземцами. Один раз дело  даже  дошло
    до  небольшой  драки,  у  нас  скрутили  ниппеля с велосипедов,
    отобрали ключи, насосы и т.п. В обоих случаях мы вели  себя  не
    очень решительно (пытались откупиться, что только раззадоривало
    нападавших), но спаслись так: один из членов группы  отходил  в
    сторону (без велосипеда: наверно, поэтому уйти ему не мешали) и
    бежал в деревню к  родителям  туземцев  (в  такой  ситуации  не
    стыдно). Как правило, первый же взрослый бросал все свои дела и
    все наши проблемы решались. Даже камеры накачали.
    
    /*  В.Ю.  Против пацанов такой способ может быть эффективен. Но
    на взрослую группу пацаны  не  нападут,  а  разнимать  взрослых
    балбесов  ни  один  взрослый  не  побежит.  Я знаю два успешных
    случая подобного рода, но оба были скорее исключениями: в одном
    случае  удалось  сыграть на "теплых" отношениях русских казаков
    (они  же  милиция)  к  местным  джигитам,   в   другом   -   на
    подобострастии  местной  милиции перед полковником КГБ из самой
    Москвы. Но не в каждой же группе такой полковник есть. 8-( */
    
         >результат,  в общем-то, предопределен. Собственно говоря,
    без >3-кратного численного  превосходства  ...  и  нападать  не
    станут.
         В  группе  обычно 4-5 человек или больше. Значит, туземцев
    должно быть не меньше 10-15. Если все они - невменяемые мужики,
    то  странно, как они дождались прихода группы, не передравшись.
    Если же в их коллективе есть дамы, или  способность  рассуждать
    утрачена  не  до  конца,  то  надо сделать все чтобы было ясно:
    А)взять у вас, кроме  пары  банок  тушенки,  абсолютно  нечего;
    Б)даже  за  банку  тушенки будет нешуточная драка, причем - при
    15-то свидетелях - с возможными  последствиями;  В)драка  ни  в
    коем  случае  не  будет  "справедливой".  В  традициях русского
    человека - слегка намять бока, но если дело серьезное, для него
    обычно  нужен  повод (типа "поставить на место нахала" или "он,
    что, не видит кто перед ним стоит?").
           Вопрос  о  том,  как "не дать повода", конечно, спорный.
    Лично я пытался на задиристые реплики отвечать  шуткой,  иногда
    даже  слегка  обидной  для оппонента, но развлекающей остальную
    компанию, и т.п. Иногда полезно резко  сменить  тему  (с  каким
    счетом вчера футбол кончился?) Если идет выпендреж перед дамой,
    дайте   парню   альтернативную   возможность   самоутвердиться,
    запросив какую-то помощь (см.выше).
           И  до сих пор как-то бог миловал: рано или поздно всегда
    находился человек, который со словами "Димон, ну ты че к  парню
    пристал?"  прекращал дискуссию, так что в итоге мы расставались
    вообще чуть ли не друзьями. Правда, было это не  в  походах,  а
    при  одиночных -парных перемещениях по подмосковью (в том числе
    и в Ожигово), в последних электричках и т.п.
    
    >В    целом,    конечно,    обстановка    складывается   весьма
    безрадостная...   >Тем  более,  что  кругом   -   беспросветная
    нищета...
    
    ВСЕ-ТАКИ,  ПЛОХО  УВАЖАЕМЫЙ ALL О НАШЕМ НАРОДЕ ДУМАЕТ!!! А ведь
    он сам  не  только  >  из  одного  =?KOI8-R?Q?=C7=CF=D7=CE=C1?=
    сделан, но и из этого же самого народа вышел.
    
    /*  В.Ю.  Вы  будете  смеяться,  но  я действительно никогда не
    замечал за собой даже мысли о том, чтобы набить  кому-то  морду
    ради собственного удовольствия, избить или убить кого-то только
    за  то,  что  он  не  похож  на  меня,   украсть   или   отнять
    понравившуюся    вещь.    К    сожалению,    наверное.    Такие
    патологические особи долго не живут в нашем животном мире. */
    
         КОРОЧЕ,  ЕСЛИ  нападение  на  группу  с  целью  грабежа НЕ
    является заренее спланированной  организованной  акцией,  ТО  в
    большинстве   случаев   правильная  линия  поведения  позволяет
    избежать тяжелых последствий, ДАЖЕ если  нежелательный  контакт
    случился.
    
    /*  В.Ю.  А  если  не  позволит?  Нельзя уповать на то, что вы,
    будучи вооруженным всеми вышеперечисленными правилами,  выйдете
    победителем     из     _каждого_    конфликта    (пусть    даже
    психологического). Самый лучший бой - это  несостоявшийся  бой.
    */
    
         В  заключение  в  порядке  "разбора  полетов" приведу один
    случай, когда мы на пустом месте "нарвались" на  контакт.  Дело
    было  на Тянь-Шане, 1984, маршрут Алма-Ата-Иссык-Куль. В группе
    8 взрослых, мужиков четверо.  Спускаемся  к  озеру  по  типовой
    туристской  тропе (точнее, уже дороге), где в сезон каждый день
    проходит 1-2 группы. Время 4-5 часов, выходной.  До  Иссык-Куля
    еще километров 20.  По плану километров через 5 ночевка, завтра
    утром - выход на озеро.
           Дорога идет по широкой голой долине, видимость несколько
    километров.  Из  деревни  то  ли  с   фермы   (до   домиков   с
    полкилометра)  к нам подъезжает пара киргизов на лошадях, потом
    еще один, другой. Вполне доброжелательно расспрашивают, кто  мы
    и откуда, куда идем и т.п. Но при этом не спешиваются: мы идем,
    они едут (наверно, это невежливо? Кто  знает  обычаи  "кочевых"
    народов  и  может  пояснить?)   Между  собой  все время говорят
    по-киргизски (тоже звоночек, русский  скорее  всего  они  тогда
    знали не хуже).
           Останавливаться не хочется, но откладывать привал больше
    нельзя. Жарко, пьем воду из фляжек. Киргизы предлагают молоко с
    фермы.  Мы  соглашаемся (возможно, лучше было бы отказаться!) и
    достаем кан. Киргизы берут второй кан  тоже  и  уезжают.  Минут
    через  40  (короткий  привал длится уже час!) привозят молоко и
    лепешки. Мы предлагаем деньги,они не берут (Ошибка!  Надо  было
    настоять  или  предложить  что-то  из  продуктов). Но у нас все
    рассчитано, осталась одна ночевка, поделиться нечем.  Лекарства
    не предлагаем - нам еще идти обратно через те же горы. Допиваем
    молоко, остаток заливаем во фляжки, пакуемся. Давно пора  идти,
    но уходить как-то неудобно.
           Тут,  наконец, нам (откуда только такие идиоты берутся!)
    вежливо намекают, что вот поход у нас почти кончился, а в  горы
    обычно  туристы  носят  с  собой медицинский спирт, а у них тут
    сухой закон, а нам этот  спирт  (раз  мы  все  равно  непьющие)
    больше  не  нужен... Спирт у нас действительно есть, в пузырьке
    200-300 грамм. Но он нам нужен как НЗ на обратный путь! Вежливо
    объясняем  ситуацию  и  отливаем половину киргизам. Они (их уже
    человек 10) уезжают, вроде бы все взаимно довольны.
          Мы наконец уходим. Потеряно больше часа ходового времени.
    Поэтому идем быстро и опять чуть дольше, чем обычно. Вдруг  нас
    снова  догоняют всадники, почти все уже в стельку пьяные (и как
    это они с 200 грамм /8-10 человек  умудрились  прийти  в  такое
    состояние?)  и  начинают уже совсем не так вежливо, как раньше,
    просить остальные 100 грамм. Особенно усердствуют  "новенькие",
    еще  трезвые  (опоздали  к  дележу первой порции?). Разговор не
    клеится: мы идем, они ездят вокруг, говорят с нами по  очереди,
    между  собой по-киргизски. Видно, что спирт лучше отдать, иначе
    могут поискать силой. Останавливаемся, отдаем. Пить  им  не  из
    чего,  просят  кружки. Мы объясняем, что у нас кружка на двоих,
    всего 4 шт, то есть им все равно не  хватит,  а  если  пить  по
    очереди, то кому-то будет не справедливо. Они, немного подумав,
    соглашаются и уезжают. Пошучивают, а нет ли  у  нас  еще  одной
    такой же фляжки...
           Дальше  идем с утроенной силой. Примерно через час сзади
    опять виден всадник, но теперь он один. Не доезжая до  нас  сто
    метров, разворачивается и скачет обратно. Понятно, что вставать
    у дороги нельзя, а уйти вбок некуда.
    
           В итоге все "обошлось". Пройдя за день 45 км, встали уже
    в полной темноте, спрятавшись в стороне от дороги. Понятно, что
    не  все  в такой ситуации зависит от группы, но все же мы могли
    бы вести себя умнее, а именно:
    
         1)  в  походе  всегда  не  вредно иметь какой-то легкий по
    весу, но ценный (дефицитный) в  данной  местности  продукт  для
    обмена. Например, чай, сигнальную шашку, лекарства и т.п. Спирт
    тоже не исключается, но расплачиваться им нужно с умом.
         2)  спирт  в  поход  ВСЕГДА  берут  в нескольких небольших
    упаковках,  грамм  по  50-100,  так  чтобы  при   необходимости
    отдавать  только  целиком.  При этом всем должно быть абсолютно
    ясно (на худой конец, разыграйте диалог!), что ОТДАВАЕМЫЙ СПИРТ
    - ЕДИНСТВЕННЫЙ!
         3)  в группе хотя бы один человек должен хотя бы чуть-чуть
    понимать местное наречие. Не столько для того, чтобы  знать,  о
    чем  разговор,  сколько  для хорошего к себе отношения. Реакция
    многократно проверена в разных глухих кишлаках: надо  же  -  из
    Москвы (то есть по-ихнему вроде бы как дикарь), а поздороваться
    или даже пару слов сказать умеет! К тому  же  сейчас  в  горных
    кишлаках женщины, молодежь и старики (т.е. все, кто не служил в
    СССР-армии) вообще не говорят  по  русски,  и  умение  общаться
    может пригодиться.
    
    /*  В.Ю.  Очень ценно! Действительно, знание хотя бы нескольких
    слов сильно помогает.  Они сразу видят, что ты здесь человек не
    случайный,   и   теряют   уверенность:   насколько   они  могут
    рассчитывать на  твое  незнание  обычаев,  соседей,  местности,
    местного  начальства  и  т.п.  Даже  разговаривать  между собой
    станут осторожнее -  вдруг  ты  все  по-ихнему  понимаешь?  Это
    относится не только к б.СССР, но и ко всему миру. */
    
    /*  В.Ю.  Полезно  также  обращать  внимание  на  мелкие нюансы
    поведения, чтобы случайно не нарушить  подсознательных  местных
    обычаев:  как  здороваются?  на  каком расстоянии друг от друга
    держатся при разговоре? */
    
    4)  принимая  какую-либо  помощь,  прикидывать,  а  что за этим
    стоит. Вообще,  лучше  сразу  говорить,  что  в  помощи  мы  не
    нуждаемся (тем более что обычно это действительно так).
    
    
    С уважением, Дещеревский Алексей =A.Deshere.
    

  • Комментарии: 7, последний от 08/04/2021.
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 04/02/2003. 18k. Статистика.
  • Водный:Безопасность
  • Оценка: 6.91*13  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка