lib.ru: другие произведения.

Чирка-Кемь. Описание

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 10/02/2016.
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 04/02/2003. 8k. Статистика.
  • Описание. Водный: , 3 к/с , Каяк
  • Маршрут: Сонозеро - Волома - Андронова гора - Боровой
  • Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:
            Чирка-Кемь. Описание
    
    ---------------------------------------------------------------
     From: Александр Крайнов
     Email: shurton@glasnet.ru ђ mailto:shurton@glasnet.ru
     Date:  27-sep-1997
    ---------------------------------------------------------------
    
              1997 г., август, уровень воды чуть ниже среднего.
    
    
            Маршрут
    
         Ст. Сонозеро (пос. Волома) - Андронова гора - пос. Боровой.
         III - категория сложности.
         Общая протяженность около 170 км.
    
    
    
            Общая информация
    
         Река Чирка-Кемь считается притоком Кеми, хотя на самом деле  это
    одна  и  та  же река (Чирка-Кемь меняет свое название на  Кемь  после
    Юшкозера). Чирка-Кемь - одна из самых многоводных рек Карелии. Этим и
    определяется характер основных препятствий.
         Весь  маршрут примечателен отсутствием большого количества  озер
    (что,  учитывая значительную протяженность, является исключением  для
    Карельских рек).
         По  реке  когда-то  проходил лесосплав, что отразилось  наличием
    завалов в начале маршрута и значительным числом порогов, образованных
    ряжевыми стенками.
         На  маршруте  практически нет проблем со стоянками (особенно  на
    озерах). Хотя стоит отметить такой момент: далеко не всегда  на  этой
    реке стоянки сопутствуют порогам.
         Местное  население  встречается редко (за исключением  участков,
    близких к населенным пунктам) и настроено вполне дружелюбно.
    
    
    
            Заброска
    
         До  начала маршрута проезд поездом из Петрозаводска (отправление
    в  19.20)  или из Питера до ст. Сонозеро. От станции до  моста  через
    реку  2  км  по  путям. У моста, на правом берегу, удобное место  для
    стапеля. Поезд приходит на ст. Сонозеро в районе 5-и утра.
         Ценный  опыт. На станции Суккозеро (стоянка поезда 40  мин.)  мы
    подошли  к машинисту с просьбой сделать остановку через два километра
    после  Сонозера. Машинист сказал: "Знаю, знаю. Идите  к  дежурной  по
    станции  возьмите разрешение на высадку на 213 км". Что мы и сделали.
    Дежурная  сидит  в  домике с названием станции. Разрешение  дали  без
    всяких проблем. Порадовала запись в графе обоснование: "Туристы".
    
    
    
            Описание
    
         Маршрут  условно  делится на две части:  до  Андроновой  горы  и
    после.
         На  первой  части  маршрута  река Чирка-Кемь представляет  собой
    типичную Карельскую речку с характерными признаками:
         небольшой расход воды;
         ширина русла около 20 м;
         часто берега заболочены;
         пороги маловодны.
         На  первой части маршрута встретятся несколько завалов,  из  них
    три придется обнести. Все обносы короткие, с хорошими тропами.
         Пороги  в  первой  части  несложные  (есть  только  один   порог
    претендующий на III к.сл.). При наличии опыта все пороги первой части
    проходятся без просмотра.
         От моста через реку около Андроновой горы 3 км до пос. Тикша.
         В   Тикше  12(!)  магазинчиков  (впрочем,  ассортимент  во  всех
    одинаковый),  почти  в каждом доме есть телефон (можно  звонить  куда
    угодно как через "8", так и по коду).
         После Андроновой Горы Чирка-Кемь некоторое время течет спокойно,
    затем  2  несложных  порога,  а  через некоторое  время  после  моста
    лесовозной дороги начинается связка из 3 интересных порогов.
         Хаудо (III к.сл.) - короткий, прямой, с метровыми валами.
         Кривой  (III  к.сл.)  - расположен на левом  повороте  реки.  До
    поворота  основная  струя (по ней и нужно идти) проходит  под  правым
    берегом,  после  поворота  нужно проходить под  левым  берегом  (т.к.
    справа  мелко,  много  неприятных камней,  есть  застрявшие  бревна).
    Кстати, на деле поворот оказался проще, чем выглядел с берега.
         Тахко-Падун  (IV  к.с.) - самый сложный и  интересный  порог  на
    маршруте. Представляет собой двухметровый, V-образный слив. В большую
    воду  (а каякам и в малую) его можно проходить под правым берегом  (в
    нашем случае, один из участников, буквально прополз там на Ласточке).
    Второй  (и  основной)  вариант прохождения - по  левому  краю  котла.
    Аккуратно  идти вдоль ряжевой стенки (сильный прижим), затем  поворот
    на право (идущая прямо струя мешает не слишком сильно). И удачи вам в
    котле!
    
     ђ kartinki/chir-kem/Padun_1.jpg
         Padun_1.jpg
     ђ kartinki/chir-kem/Padun_2.jpg
         Padun_2.jpg
    
         Стоянки около Падуна есть только на правом берегу т.к. на  левом
    находится  какая-то база отдыха. Есть два хороших места для  стоянки:
    на  самом верху горы (ровная площадка, красивый вид, но далековато от
    воды) и в конце порога.
         После  Падуна  река разливается и становится  похожа  на  озеро.
    Течения почти нет.
         Затем  река  принимает слева 2 притока: Няугу (за ним  несложные
    Лейдмозерские  пороги)  и Растас. Расход воды  возрастает  и  течение
    заметно  усиливается. Перед следующими на маршруте порогами Кильбо  и
    Омас  река  изрядно сужается. Следующий порог, Никутный, имеет  смысл
    посмотреть.  Небольшие  сливы, стояки, много  воды,  но  в  принципе,
    ничего сложного.
         Дальше  на  реке  серия несложных порогов и перекатов,  а  затем
    порог  Ракконен  (III к.с.) - достаточно длинный,  много  камней,  на
    выходе уход через струю влево (основная струя с валами переваливается
    через  гряду  камней). Примерно через 2 км. после порога,  на  правом
    берегу, есть много великолепных стоянок (высокий берег, песок, сосны,
    куча дров, готовые бани).
         Далее   на  реке  множество  не  сложных,  местами  шкуродерных,
    порогов, а за ними следующий, из интересных, порог Олений (III к.с.),
    мы  без  проблем  прошли  с ходу. Но, по-хорошему,  его  имеет  смысл
    смотреть (много практически незаметных с воды обливняков).
         И  последний  на  маршруте  порог-  Ряжевый  (III  к.с.).  Порог
    образован ряжевыми стенками. Проходить надо вдоль правого ряжа (но не
    прижимаясь к нему), на выходе уход влево.
         Вообще,     лежащие    на    страничке    лоции    соответствуют
    действительности. К ним есть только несколько дополнений:
           1.   четверка на маршруте только одна - Тахко-Падун, остальные
    пороги отмеченные IV к.сл. на деле оказались твердыми тройками;
           2.   ориентир для порога Ракконен:  после очередного порога на
    обломке  скалы  в  русле висит дорожный знак " Уступи дорогу",  после
    перекат, а за  ним собственно Ракконен;
           3.   порог Горшок (образованный ряжевыми стенками) утратил свою
    силу из-за прорыва левого ряжа. Валы там не более 1,5 м. Много камней
    на входе.
         В остальном, к имеющимся лоциям, добавить практически нечего.
    
    
    
            Антистапель
    
         На  берегу  реки, на траверсе деревни, есть лужайка,  где  можно
    собраться.  Место  очень  людное т.к. от деревни  сюда  идет  хорошая
    дорога. Если в планы входит ночевка, то встать имеет смысл 20 м. выше
    по  течению,  на  удобном  пятачке окруженном  деревьями.  С  дровами
    проблем нет. От места высадки до станции 2 км.
    
    
    
            Отъезд
    
         От  станции Боровой вагоны идут до Петрозаводска или до  Питера.
    Если  будут  проблемы  с билетами (как в нашем  случае),  надо  взять
    билеты до ст. Ледмозеро а там уже до Питера или Петрозаводска.
    
    
    
            О погранцах
    
         Мы их не встречали.
    
    
    
            О себе
    
         До Андроновой горы шли вчетвером на двух Тайменях (2-ка и 3-ка).
         Потом двое с трешкой уехало (ох уж эти проблемы с отпусками!)  и
    один приехал (с ласточкой М-11).
           Состав группы:
         Таймень (двушка)
           1.   Александр Крайнов (руководитель).
           2.   Ольга Листкова
           (шли весь маршрут)
         Таймень (трешка)
           1.   Константин (Борода) Орлов
           2.   Ольга (Ведьма) Бурканова
           (шли до Андроновой горы)
         Ласточка М-11
           1.   Антон (Еж) Будковский
           (шел от Андроновой горы)
    
    
    
            Итог
    
         Маршрут очень понравился. Места красивые, не слишком людные. Для
    Карелии   река  весьма  динамичная.  Пороги  эффектные  и  интересные
    (правда, на мой взгляд, недостаточно техничные). Грибов и ягод  море.
    Рыбы тоже хватает.
    
    
            И еще!
    
         Относитесь  с  некоторым  недоверием к советам  идти  пороги  не
    глядя!
         Оценка сложности порога ВСЕГДА субъективна!
         (В том числе и моя).
    
    
         Ну вот вроде и все, пишите если что ...
    
    
    
    Семь футов под оверкилем!
    Александр Крайнов
    shurton@glasnet.ru
    

  • Комментарии: 1, последний от 10/02/2016.
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 04/02/2003. 8k. Статистика.
  • Водный:
  • Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка