lib.ru: другие произведения.

Река Колос (Лоция)

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 14/03/2003. 8k. Статистика.
  • Лоция. Водный:Карелия , Байдарка
  • Дата похода 01/01/2000
  • Маршрут: р.Колос
  •  Ваша оценка:
         
    
            Река Колос (Лоция)
    
    ---------------------------------------------------------------
         From: Константин Бекетов (kandid@mcep.rshmi.spb.ru)
         WWW: http://www.tag.spb.ru ђ http://www.tag.spb.ru
         Date: 16 Jun 2000
    ---------------------------------------------------------------
    
    
            Река Колос. Общее описание.
    
         Река   Колос   берЈт  своЈ   начало  из  небольшого  озера  Колосъярви,
    расположенного севернее ж/д ветки Янисъярви - Суоярви. Урез воды в озере 201
    м над уровнем моря. Длина реки от истока до впадения в озеро Тулемаярви - 67
    км.
         От  истока р.Колос  типичная равнинная река с уклоном  0.2  - 0.3 м/км,
    шириной от  1.5 до 5  м. В местах разливов и болот на первых 10-15 км  часто
    пропадает под  плавучими островками болотной  растительности и,  кроме того,
    проходит  через большое количество завалов, бобровых  плотин и тому подобных
    неприятностей.
         В среднем  течении,  после  впадения левого  притока  р.Витсаоя,  уклон
    Колоса резко возрастает, плЈсы практически отсутствуют. Встречается  большое
    количество шивер,  порогов, следующих один за  другим. Уклон  составляет 3-5
    м/км.  Река с разгоном устремляется в каньон "Водопадный".  Во время паводка
    расход реки в каньоне составляет 35-40 куб.м/сек., скорость течения до 10-15
    м/сек., уклон до 20  м/км. Длина каньона примерно 1200 м (вместе с  заходной
    шиверой), высота скал до 20 м. Каньон классифицируется 6-ой к.сл.
         После каньона река  проходит ещЈ  несколько сложных шивер и порогов,  в
    том  числе  пор.Карманный  (3-4  к.сл.),  и   впадает  в  Тулемаярви   возле
    пос.Колатсельга.
         Подъезды    к    началу   маршрута   -    по   железнодорожной    ветке
    Петербург-Костомукша  до  станций  Лоймола  или  Пиитсйоки,  далее  попутным
    автотранспортом.
    
            Лоция р.Колос.
         (Использованы  материалы  групп  под руководством  И.Н.Кошица  и Лазебы
    А.В.)
    
         На первых километрах от оз.Колосъярви река течЈт через завалы, бобровые
    плотины, болота. Ниже ж/д моста через 600 м слева  небольшое озеро, затем не
    отчЈтливо  выраженная  река  поворачивает  направо,  и  через  0.5  км русло
    начинает прослеживаться яснее  и  сильно петляет. Много завалов. Через 1  км
    небольшой  овальный разлив.  Посередине разлива - высокий каменный остров, с
    которого можно определить выход реки из разлива - он за островом  (при входе
    в разлив курс на остров).
         Далее река  снова петляет. Встречаются завалы из брЈвен. Много бобриных
    хаток.  Такой  характер  река  сохраняет  примерно  1 км.  Затем  за  правым
    поворотом слабая шивера  200 м. Через 1 час движения по  извилистым плЈсам с
    завалами  снова  слабые  шиверы,  за  ними  мост.   Некоторые  шиверы  имеют
    собственные  названия: пороги Дзотовый, Оконный, Медвежий. В среднюю и малую
    воду  может  потребоваться  проводка  судов. По берегам - следы  боЈв Второй
    Мировой; окопы, колючая проволока...
         Под мостом слабое течение. Затем в  течении часа плЈсы, слабые шиверы и
    завалы.  Стоянка возможна на левом берегу  небольшого  разлива, где  имеется
    сухая возвышенность. Подход от воды неудобный - 50 м по болоту.
         Ниже по берегам  появляются моренные гряды.  Слева  впадает  р.Витсаоя,
    вдвое  увеличивающая водоносность Колоса. Количество  и протяжЈнность  шивер
    увеличиваются.  Слева  п/х  показывается  озеро  Раялампи  с высоким  правым
    берегом. В конце озера лесистый остров, выход в реку  за ним. Через 20 минут
    сплава порог Мельничный. По берегам  остатки  старой мельницы. Перед порогом
    небольшой слив, плЈс 50 м и сам порог. Проход по центральной струе, валы 0.5
    м. Ширина реки в пороге 5-6 м, перепад около 1.5 м. Длина порога 30 м.
         Через 200 м низкий бревенчатый автомобильный мост. Возможный обнос - 20
    м по прав.  берегу. Сразу за мостом автодороги уклон  реки увеличивается  до
    3-5 м/км,  начинаются  Бобровые пороги, которых всего насчитывается 4 штуки.
    Пороги несложные, проходятся с ходу. Между порогами встречаются завалы.
         Далее на реке  порог  Горн, начинающийся сужением русла между каменными
    выступами  берегов.  Состоит  из  двух  ступеней. Первая  ступень  - слив  с
    перепадом высоты 1  м,  за ним мощный вал; далее  40 м быстротока  и  вторая
    ступень, представляющая собой шиверу длиной 25 м. На входе у  левого  берега
    каменная гряда, по центру крупный камень. Проход логичен правее него.
         Ниже порога Горн короткие плЈсы чередуются с перекатами. Через 20 минут
    сплава  порог  ЛосЈнок.  Начинается  характерным сужением  русла, в  котором
    короткий слив. В русле и по берегам -  камни. Проход  ближе к левому берегу,
    минуя бочки и  валы. Далее сразу же слева - приток, за ним на высоком берегу
    полуразрушенный  бревенчатый   дом.   За  правым   поворотом  видны  остатки
    узкоколейки на левом берегу.
         Ниже две  шиверы длиной 60 и 80 м, разделЈнные  коротким  плЈсом. После
    примерно километрового плЈса начинается мощная шивера Каменная, предваряющая
    вход в каньон Водопадный.
         Просмотр правым  берегом, мешает  бурелом. Длина препятствия  400 м.  В
    шиверы валы и бочки, проход по основной струе. Основная опасность - в случае
    переворота  аварийное  судно  будет  втянуто  в   каньон  Водопадный.  После
    прохождения шиверы необходимо срочно зачалиться в улове левого берега.
         Каньон  Водопадный является  самым сложным препятствием  реки Колос.  В
    большую воду каньон представляет собой грандиозное (по карельским масштабам)
    зрелище.  Высота скал достигает 15-20  м,  протяжЈнность каньона 600-800 м с
    шестью характерными водопадными сливами, самые сложные из которых - первый и
    третий.  На  протяжении каньона река  падает более чем на 20 м. При  большой
    воде часть потока после второго слива  устремляется в карман правого  берега
    непосредственно перед третьим сливом. Особую опасность создают поваленные по
    берегам, полузатопленные деревья.
         В  паводок  высота первого  и третьего слива  состовляет  до 3 м;  весь
    каньон  может  быть пройден опытным  экипажем на катамаране.  Предполагаемая
    категорийность - 5-6.
         В среднюю воду возможно  прохождение 4, 5 и  6 сливов, эта связка будет
    элементом 4-5 к.сл. для байдарки.
         Обнос каньона осуществляется по левому берегу. Обнос осложнЈн буреломом
    и выходами скал.  В случае сплава по второй части каньона длина волока около
    200 м, в противном случае увеличивается до 1 км.
         Ниже  каньона  мелкая шивера, после шиверы остров, делящий  реку на два
    рукава. Левый рукав мелкий, кончается завалом; проход правой протокой. Далее
    три шиверы, разделЈнные  короткими плЈсами, за  ними озеро, на  выходе порог
    Сиплый  -  короткий  слив с  валом (в  створе бывшей  мельницы).  Проход  по
    основной струе.
         Далее  длинный плЈс, шивера 200 м, приток справа,  шивера 400 м, шивера
    50  м. Затем порог с островом: левый рукав уже,  но  меньше  камней;  правый
    шире, но  мельче. после острова река поворачивает  плавно направо. Ниже  две
    шиверы по 60 м, разделЈнные коротким  плЈсом.  Далее на протяжении 1.5 часов
    сплава четыре шиверы (200, 100, 250 и 100 метров),  а за ними начало каньона
    Карманный в виде 100-метровой входной шиверы. Чалка перед шиверой неудобная,
    суводи маленькие. Просмотр по левому берегу.
         После шиверы  река поворачивает влево на  80 градусов, образуя прижим к
    скале.  в прижиме камни  и  брЈвна, торчащие поперЈк реки на три четверти еЈ
    ширины. Под ними  проход высотой 1 м (при  среднем паводковом уровне). После
    поворота сразу же большая суводь. Далее участок каньона прямой, около 400 м,
    иногда  это  препятствие  отдельно  именуют  "шивера Парадная".  В  середине
    сужение, небольшой слив, по краям бочки. На выходе слабая шивера с маленьким
    островком. На правом берегу хорошая стоянка.
         Берега  в  каньоне  высотой  10-15  м,  правый скалистый,  левый  более
    пологий. В скале  правого  берега  на повороте  расположен  "карман", давший
    название всему каньону. Известен случай, когда в 1979 г. в паводок в  карман
    затянуло две байдарки, причЈм все ушли под скалу  полностью. Внутри  скалы в
    кармане  оказался грот,  который  дал возможность  дышать его "посетителям".
    Одну байдарку выкинуло из кармана через 2 часа, вторую -  только через сутки
    (!).
         От  выхода  из  каньона Карманный  до  впадения  р.Колос  в  Тулемаярви
    остаЈтся 1 час сплава, на этом участке одна простая шивера, берега низкие. В
    устье - автомобильный мост
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 14/03/2003. 8k. Статистика.
  • Водный:Карелия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка