|
Река Кутсайоки (или ее приток) вытекает из озера Юрхямяярви, имеет длину около 84 километров, расход воды в истоке около 8 куб. м/с, при впадении в Тумчу - 25 куб./с.
Реку можно условно разделить на три участка - "Карельский башкаус", средний и нижний. Заехать можно на любой.
Оставшийся участок маршрута, проходящий в нижнем течении Тумчи, имеет уклон и распределение перепадов, аналогичные нижнему участку Кутсайоки.
Расход Тумчи в устье 50-40 куб. м, длина участка от впадения Кутсайоки до Тумча-озера - 35 км, длина маршрута по озеру около 50 км.
Любым поездом до станции Кандалакша. Далее два варианта - сразу на Кутсайоки грузовиком (легковушка там по лесу не проедет) или легковушками в Алакуртти, а там искать местный грузовик.
Я пробовал оба, и принципиальной разницы нет. Для большой группы дешевле сразу грузовиком (1200рублей с группы в 1999 до "чертова моста"). Зато легковушками приятней - дорога красивая. Хорошо идет под Queen в автомагнитоле, захватите кассетку - рекомендую.
Итак,Схему я скоро вставлю, а пока на словах. Первый мост - над относительно спокойным ЛЕСНЫМ РУЧЬЕМ, который вскоре (но от моста не видно) впадает в ДЛИННОЕ озеро. Второй (чертов мост) - над ПЕРЕКАТИСТОЙ КОРОТКОЙ ПРОТОКОЙ МЕЖДУ НЕБОЛЬШИМИ ОЗЕРАМИ, ОБА ОЗЕРА ВИДНО С МОСТА. Если примерно такими словами пересказать, скорее всего довезут куда нужно.
УВ - "условное время". Скорость прохождения сложных порогов ( в отличие от плесов) у разных групп сильно отличается и зависит от многих причин (число видеокамер и фотоаппаратов, желание и возможность ставить страховку, организованность и пр...).
УВ прох. - условное время осмотра и прохождения (абстрактной достаточно организованной группой с видеофотосъемкой и страховкой). В каньоне "Крутой" включено и время на обнос груза.
УВ от нач. - суммарное время от начала похода, включающее время сплава МЕЖДУ препятствиями и УВ прох. Удобно для планирования дневных переходов и стоянок.
Время от пред. - время от КОНЦА предыдущего препятствия
КС - категория сложности, моя субъективная, "Егерная". Нечто среднее между катамаранной и байдарочной, возможно ближе к катамаранной.
Таблицу лучше печатать при "Альбомной"(горизонтальной) ориентации листа, самым мелким шрифтом.
УВ от нач. | Название | Время от пред. | УВ прох. | КС | Ориентир | Просмотр | Описание | Примечание |
0-00 | перекатик | 0-00 | 0-00 | 0 | виден с моста | - | - | - |
0-05 | порожек | 0-05 | 0-00 | 1 | на выходе из озерка | - | - | по струе |
0-10 | перекат | 0-05 | 0-00 | 1 | - | - | - | по струе |
0-15 | каньон "Короткий" | 0-05 | 3-00 | 4 | Сужение русла, скальные берега | Обязателен, ПБ | 2 ступени по три слива в каждой, между ступенями мелкая шивера. На ней возможны и чалка и страховка. Ia - мелкий слив под ЛБ, заход вдоль ЛБ. Ib - узкий высокий слив. Катамараны влезают впритык. Ic - небольшой прижим к скале ПБ. IIa - широкий водопадный слив неправильной формы, "лапы". Проход по правой "лапе" или между ними. IIb,c - сливы-языки с прижимом вправо под скалы. Стараться идти по левому их краю. |
Очень эффективна страховка морковкой сразу за "лапами", перед входом в слив IIb. В конце каньона есть стоянка на две-три палатки. За каньоном - разлив. |
3-30 | порожек | 0-15 | 0 | 1 | на выходе из разлива | - | Остров, чистый проход по струе в правой протоке. Слева криво и мелко - лучше не ходить. | выход из разлива - по правому берегу, малозаметен, на мысу - стоянка |
3-45 | порог "Каменистый" | 0-15 | 0-45 | 3 | заметное падение с подковообразной гряды | Желателен, ЛБ. Для НЕкатамаранов - обязателен. | Подковообразный слив с гряды в чашу, набитую камнями. Все криво и каменисто... | между этим и предыдущим - несложные шиверки |
4-50 | порог "Островной" | 0-20 | 0-30 | 1 | Шиверка уходит вправо за угол, конца сразу не видно, справа - каменистая отмель | Желателен, ПБ | За углом оказывается камень-остров. Справа - чистый проход. Слева - крутое падение с острых камней, опасное даже для катамарана (рвет шкуру). Задача - вовремя уйти в правую протоку. | После просмотра уходится без проблем. Между этим и предыдущим - простые шиверки. |
5-25 | две шиверы | 0-05 | 0-15 | 1 | сразу за "Островным" | - | первая - с поворотом влево и сужением русла, вторая - просто шивера. | Начинается каньон "Крутой". |
5-45 | порог "Прыжок" | 0-05 | 1-00 | 3 | Видно падение, высокий скальный ЛБ, на выступе ПБ два бревна скреплены крестом "Х". | Обязателен, ПБ. | Высокий каменистый слив водопадного типа, около 1,5 метров. Проходим, но неприятен. Торчат камни. | Удобный обнос-проводка по канализации у ПБ. За порогом - плес. |
6-50 | порог "Щечки" | 0-05 | 1-30 | 3 | Входная шивера видна от "Прыжка" | Обязателен, ПБ | Длинная входная шивера, сужение русла между скал до нескольких метров, небольшой слив со слабым прижимом к ЛБ, затем резкий поворот в узкую щель (2м) - основной слив. Идется всеми судами. | Чалка между шиверой и основной частью ювелирна, а обнос шиверы длинен и опасен (скалы) - разумно сразу идти весь порог гружеными. Он не так страшен, как кажется, а плес за ним достаточен для любых спасработ. |
8-25 | порог "Кавказский" | 0-05 | 4-00 | 5 | Сразу за Щечками, после небольшого плеса. | Строго обязателен, ПБ | Длинная (более200м) непрерывная цепочка порогов (сливов, бочек, прижимов), заканчивающаяся сливом, бьющим в зуб. | Успешно проходился разгруженными катамаранами. Через короткий плес между "Кавказским и "Горкой" удобно перекинуть косую веревку над водой для уверенного зачаливания в аварийном случае. Вещи можно носить сразу вниз, за "Горку". |
12-25 | порог "Горка" | 0-00 | 2-00 | 4 | Сразу за "Кавказским" | Обязателен, ПБ | Мощный трехметровый слив-водоскат с прижимом (после небольшой бочки) к скале правого берега. На выходе мощная каменистая выходная шивера. | Катамарану нужно начинать уходить от прижима заранее. Есть возможность частично провести "слабые" суда под ЛБ мимо основного слива и затем идти только шиверу. |
14-25 | озеро Пюхяярви | 0-00 | 0-05 | - | - | - | Конец "Карельского Башкауса". Сюда же можно приплыть по красивым озерам если высадиться на мосту через ручей не доезжая где-то полчаса до "чертова моста" (около 3 часов сплава). | Справа сразу у впадения "Карельского Башкауса" - стоянка, куда удобно при необходимости снести вещи с "Кавказского" и "Горки". |
14-45 | порог "Сомнительный" | 0-15 | 1-30 | 4 | На выходе из озера - шивера, через 5мин - еще одна, через 10мин от нее - "каменные ворота", затем сужение, на дереве слева автомобильный знак "Прочие опасности"("!"). Самого порога от места чалки не видно - он за углом! | Обязателен, ЛБ | Два последовательных мощных слива около метра каждый, затем поворот и более мелкий и отлогий третий слив. | После первого слива немного прижимает вправо к скале, а на входе в третий очень сильно тащит влево - лучше отдохнуть и развернуться в улове перед третьим сливом, а затем траверсировать струю под максимально острым углом. |
16-25 | порог "Муравей" | 0-10 | 1-00 | 3 | На резком повороте влево лесистый островок. | Желателен, ЛБ | Горка, проход ближе к ЛБ, затем слив в сужении - проход по центру. | Небольшие суда (КНБ,КНК), расслабившиеся после первого слива, легко кладет косым валом во втором. |
17-35 | порог "БСТ" | 0-10 | 1-00 | 2 | Русло перегораживает гряда камней. | Обязателен, ПБ | Вход слева в слив, затем уход под ПБ - мелкая шивера. Под ЛБ - второй слив, затем третий очень косой и навал на камень "убийца". Катамараны успевают уходить вправо после второго слива (после первого справа мелко), более мелкие суда могут уходить и после первого. НЕ НУЖНО идти в третий! Плохо там... (см памятник на ЛБ). | В большую воду открывается вход у ПБ и можно легко идти хоть на надувном матрасе - шивера полуторной КС. |
18-40 | Водопад "ОбаНа" | 0-05 | 1-00 | 6 | Сразу за углом после "БСТ" | Обнос - ПБ. | В правой части - маловодный водопад ~6-7м, слева - мощный но мелкий водоскат под углом около 35градусов. Известны случаи прохождений кат-2 и каяков. При выходе из улова после обноса соблюдать осторожность - у берега сильно наваливает на камни, а ближе к сливу есть места, где подсасывает в бочку... | Чалиться осторожно! УВ указано для обноса. Прохождение требует обработки и страховки. При аварии в верхней половине до низу одни уши доедут... |
19-45 | Водопад "Маманя" | 0-05 | 2-00 | - | Сразу за "Оба-На" | Обнос ЛБ | Водоскат ~15м высотой. Непроходим. Внизу есть стоянка для трех палаток, влажно (водяная пыль). | Чалиться осторожно! Суда можно спускать на веревках по камням, в узком месте внизу навешивать перила. В дождливую погоду или при маленьких судах можно использовать верхнюю тропу обноса. |
22-20 | порог "Тесный" | 0-35 | 1-30 | 3 | Река "кончается". | Обязателен, ПБ | Два узких слива с небольшим прижимом, затем уход от камней и "мышеловки". Лучше СПРАВА. Налево успеть практически не получается (хотя с берега кажется очевидным). | За 15мин ДО - перекат. Есть тропа обноса и комариная стоянка. ДАЖЕ В МАЛУЮ ВОДУ КАТ-2 ПРОЛЕЗАЕТ в сливы! |
24-00 | три шиверки | 0-10 | 0-20 | 1 | - | - | первые две - мелкие, между ними журчит левый приток, третья - длинная, с поворотом | |
24-55 | четыре шиверки | 0-25 | 0-20 | 1 | после длинного прямого плеса- | - | первые две - короткие мелкие, затем - в двух протоках (справа глубже), затем - в трех (слева глубже) | последняя заканчивается у остатков моста и дороги. Слева от третьей и четвертой шиверки неплохие места для стоянок. |
25-15 | мощная шивера | 0-25 | 0-10 | 2 | На выходе из озерка, сужение, падение | Возможен для "слабых" судов по ПБ, но малоэффективен. | Первая часть - мощная (валы, бочки, камни). Вторая - мелкая, с островом. Мы шли слева. После шиверы еще несколько мелей и перекатиков, затем начинаются длинные спокойные плесы. | С берега мощность недооценивается, да и валов так много, что траекторию расчитывать бессмысленно. Рекомендую даже Ласточкам идти сходу, позаботившись только о взаимостраховке с воды. |
27-00 | локальный порог | 1-35 | 0-10 | 2 | Перед правым поворотом, видно падение | Желателен для байдарок и т.п., ПБ. Остальные - сходу. | Слив сложной формы через всю реку. | - |
27-15 | порог "Ступенька" | 0-05 | 1-00 | 4 | За углом после предыдущего. Видны каменные плиты у ПБ. | Обязателен, ПБ. Чалка сначала заранее, после краткого осмотра - перечалка поближе, к плитам. | Шивера на входе, затем сложной формы система сливов с плиты, перегородившей реку ("ступеньки"). Выходы основных сливов перегорожены ниже камнями. Затем мощная длинная выходная шивера. | Катамараны шли разными путями, и все - успешно. Имеет смысл не разгружать - шивера очень длинная. Напротив главного слива - стоянка на ПБ. |
28-20 | три шиверы | 0-05 | 0-05 | 1-2 | - | - | Три шиверы подряд. Две из них - мощные с солидным падением. | - |
28-55 | порог "Струя" или "Малый Каньонный" | 0-20 | 0-30 | 2 | На левом повороте. Ускорение течения, сужение. | Желателен, ЛБ. | Три гряды в каньончике с мощной струей, чистые проходы первых двух - под ЛБ. Мощные валы. | После порога, за поворотом, есть стоянка на ЛБ |
31-05 | перекат у моста | 1-40 | 0-00 | 1 | разрушенный мост | - | - | От "Струи" плес с меандрами почти без течения. |
31-15 | шиверка | 0-10 | 0-00 | 1 | - | - | - | - |
31-30 | локальный порог | 0-15 | 0-00 | 1-2 | - | - | - | - |
31-35 | локальный порог | 0-05 | 0-00 | 2 | сразу за предыдущим, видно падение | Для байдарок и т.п. желателен. Кат. и "Егерь" - можно сходу. | Остров. Высокий кривой слив. | Правые протоки, кажется, получше. |
31-40 | порог "Водопадный" | 0-05 | 3-00 | 5 | правый поворот, река упирается в скалу ЛБ | Строго обязателен, ПБ, чалка ДО поворота. | 4 ступени. 1ая - высокая длинная горка (h~4м, L>10м) пересеченная валами и бочками. Очень мощная вода. 2ая - мощная бочка в сужении. 3,4 - локальные высокие кривые мелкие сливы с плит, "за углом" относительно 1 и 2 ступеней. 3 ступень идется справа налево, 4 - ближе к ЛБ. | Есть стоянки: перед порогом, у 2 и у 3 ступеней. 2ая ступень ходится отдельно, можно кататься - обнос вверх короткий. |
35-10 | порог "Лесенка" | 0-30 | 0-00 | 2 | перекат, за ним - островок и поворот налево | Только для очень "слабых" или сломанных судов - по ЛБ, чалка лучше ДО переката. | Кривой слив, косой вал/бочка. | За порогом на ПБ - лесенка к воде. |
35-40 | порог "3 протоки" | 0-30 | 0-00 | 2-3 | Остров, шум. | Для байдарок и т.п. желателен. Кат. и "Егерь" - можно сходу. | Несколько проток. Совсем правая - канализация для проводки (или в большую воду - для байдарок). В левой - слив хитрой формы, косая бочка и раздвоение опять на две протоки. В центре - опять все кривое, но воды побольше. Слева - попроще, помельче, но туда еще можно и не попасть. | На "Егере" сходу (без просмотра) слева, затем в центр - кайф! Удовольствия и воды полные штаны. |
36-00 | река Тумча | 0-20 | 0-00 | - | развилка | - | - | - |
Далее позже допишу, а пока смотрите лоцию Тумчи
В Зареченске (если вас сами не нашли) ищете КИРПИЧНЫЙ дом (там все знают).Спрашиваете Аполлонова, у него Жигули с верхним багажником и он сам наберет остальных. Адрес: Зареченск, ул Нивская 8А кв 11, тел 60-447(через 81533 если межгород). Цена в 1999 - 350-400руб с легковушки.
Если облом (что маловероятно) - с почты или из чьей-нибудь квартиры звоните в Кандалакшу по одному из двух телефонов, указанных в "Заброске" - они приедут и вас заберут.
Михаил Афанасенков, http://www.aha.ru/~afanas1 Кутсайоки - 1999 - дневник Афанасенкова
Заранее созвонились с водителем ЗИЛа-кунга в Кандалакше ( тел. 3-21-82) и сообщили день и время приезда. Договорились ехать до "Голубых озер", то есть первым порогом для нас должен быть "Сомнительный". Так и время планировали. И лоции я взял только от "Сомнительного"... Ехали на "Арктике" (поезд 16), выехали 27 в 0-28 ночи (в ночь с 26 на 27), прибыли в Кандалакшу с опозданием, около 7-30 утра в понедельник, 28июля. Машина нас уже ждала и мы быстро в нее загрузились. Подождали попутчиков, которые тоже созванивались с водителем и ехали на следующем поезде.
В 8-25 выехали из Кандалакши. Перед постом ГАИ двух человек из девяти высаживали - обходить пешком (есть какая-то норма для этих машин - 7человек). Перед Алакуртти пограничник проверил паспорта и что-то говорил, что сплав по этим речкам запрещен... На письмо от турклуба сказал заехать в погранотряд в Алакуртти... Я уже приготовился к долгой волоките с поисками начальства, ожиданием и упрашиваниям разных майоров и капитанов, но машина все никак не останавливалась (мы ехали в кунге и дороги не видели). Через час нас высадили подышать и выяснилось, что водитель НЕ ПОЕХАЛ в отряд, а везет нас на реку - типа никому мы особо не нужны, десятки групп возил и ничего не было. Время подтвердило его правоту.
Наконец в 13-45 нас выгрузили у моста между двумя озерами, под мостом и сразу после - перекатики. Это было совсем не то, откуда мы начинали в 1997. И тут я понял, что это - чертов мост. "Карельский Башкаус?" - спросил я у водилы - "Да, его так кажется называют," - ответил он, - "а это - Голубые озера".
Еще в поезде Вася показывал пару лоций с "Карельским Башкаусом", группа у нас была довольно мобильная (5м+1ж, не чайники) - и мы решили не упускать шанс. Так мы СЛУЧАЙНО оказались на "Карельском Башкаусе".
Водитель взял со всех вместе 1500 рублей (900 дали мы и 600 - попутчики). С одной группы он брал обычно 1200 рублей.
Примечание: я уже слышал много разных противоречивых версий откуда начинается Кутсайоки и что такое Голубые озера, в том числе и от местных. Они сами путают. Если хотите оказаться там где нужно - суйте шоферу СХЕМУ. Чтобы далее не путаться я НЕ БУДУ называть Кутсайокой НИ ОДИН из притоков ДО озера Пюхяярви. Факты таковы: в озеро Пюхяярви впадает ДВА притока - один бурный ("Карельский Башкаус") вытекающий из оз. Юрхямярви, а другой спокойно-озерный ("ручей"). Мост через "ручей" находится РАНЬШЕ по дороге чем мост через "Башкаус". Слова "Голубые озера" и "Кутсайоки" понимаются всеми по разному и их лучше, как выяснилось, НЕ ПРОИЗНОСИТЬ.За пять часов справились со стапелем, обедом и укладкой вещей.
19-00 - отплыли от моста.Сразу за мостом - перекатик, затем небольшое озеро. На выходе - короткий порожек-горка, валы. Шли с ходу по струе. Вскоре за ним еще один - более отлогий и длинный, за ним опять озерко.
19-15 - сужение реки, скалы, чалимся на ПБ и осматриваем каньон "Короткий". Две ступени по три слива в каждой, разделенные короткой мелкой шиверой. Первую ступень прошли два катамарана и "Егерь", один из катамаранов порвал баллон. Вторую ступень успешно прошел оставшийся катамаран."Егерь " успешно прошел по правой "лапе" первого слива второй ступени, не успел уйти от каменного штыря, наехал лагом, откренил, спрыгнул, но не удержал равновесия - киль. Грамотная морковка - между первым и вторым сливами выловлены и люди и судно.
23-00 - встали на ночевку над концом второй ступени. Проблема с ровными площадками. Три небольших нашлось (соседи наши по машине идут за нами, взаимно снимая и страхуя).
11-40 вышли с "Короткого". Выход из озерка - малозаметная протока в ПБ, а не в торце. В протоке - остров. Шли справа - перекат. Слева от острова - кривой тесный неприятный порожек. Далее цепочка порогов и шивер, разделенных короткими плесами. Среди них выделяются: 1) "каменистый" - заметное падение через подковообразную гряду камней в чашу, набитую камнями. Катамараны прошли сходу, поерзав по камням. "Егерь" об камни кильнуло. 2) "островной". Шивера уходит направо за угол, выхода с наплыва сразу не видно. За углом оказывается большой камень-остров. Слева - крутое падение с острых камней. Один из катамаранов зацепился рамой и люди сплыли отдельно, страхуемые снизу успешно прошедшим катамараном. Справа - чистый проход, но туда с ходу очень трудно уйти. "Егерь" после киля в "каменистом" стал осторожнее и просмотрел по ПБ, после чего легко ушел в правую протоку. Сразу за "островным" - мощная шивера, вскоре - еще одна и сразу за ней - видно большое падение, высокий скальный левый берег, а на выступе ПБ - топляк, скрепленный крестом (два бревна в виде буквы Х). Это - "Прыжок". Крутой каменистый слив более метра.
14-40 - встали на обед на "Прыжке", на ПБ. Почесав репу, решили обнести - больно каменист. Это не значит, что он сложнее последующих (которые шли), - причина в том, что обнос у него соблазнительно простой - полупроводка под ПБ.
17-00 - закончили обед, обнос и ремонт неожиданно обнаруженной дырки - результат сидения катамарана в "островном". Начали прохождение "Щечек" - следующего порога, его входная шивера видна уже от "Прыжка". Осмотр с ПБ. После шиверки небольшой слив и за ним основной слив "вбок" зажатый между высокими скалами. Катамараны планировали разгрузить, перечалившись в улов ПБ почти перед сливами. Одному из них (Леша+Вова) чалка не удалась и он ушел в порог груженым, и прошел успешно. Другой (Лев+Вася) зачалился, разгрузился, и прошел тоже успешно. "Егерь" сразу прошел груженым. По моим ощущениям - один из редких случаев, когда вода оказывается "мягче" чем с берега.
19-00 - посмотрели "Кавказский", начали обнос вещей по ПБ к его концу. Тропа длинная и прыгающая по камням - отнимает много сил.
20-00 - встали на ночевку над концом "Кавказского" - пришлось карабкаться наверх в поисках ровных площадок (ну не совсем наверх, а так, на "балкончик"). Ужин варили внизу, у воды. Наверх тащили только палатки и спальные шмотки.
11-00 - обносим вещи вниз (к озеру) и начинаем прохождения/съемки/страховки "Кавказского" и "Горки". "Кавказский" представляет из себя длинную СПЛОШНУЮ цепочку порогов со сливами, небольшими (иногда косыми) бочками, прижимчиками. Финальный слив выносит на зуб. При правильном прохождении столкновение с зубом удается смягчить или даже избежать. Хотя для "Егеря" каждая ступень в отдельности проходима (вероятностно!), с учетом их количества и закона умножения вероятностей перспектива идти финальную ступень самосплавом не радует. Обнесли. Катамараны прошли успешно. Предварительно в улове между "Кавказским" и "Горкой" с помощью "Егеря" натянули между берегами косую веревку над водой - принудительную чалку или страховку для плывущих отдельно. Егерь также страховал первый из проходящих катамаранов. "Горка" - мощный трехметровый слив с прижимом к скале ПБ и мощной каменистой шиверой на выходе. Катамараны все прошли успешно, "Егерь" провели мимо главного слива вдоль ЛБ, а шиверу шли успешно также вдоль ЛБ.
17-00 - обед на стоянке ПБ сразу у выхода в озеро.
19-05 - вышли от впадения "Карельского Башкауса". Сразу - шиверка.
19-10 - еще одна шиверка, подлиннее.
19-20 - порог "Сомнительный" сразу после "каменных ворот" - чалка на ЛБ, автомобильный знак "Внимание". Прохождения отложили до завтра.
13-00 - начали прохождения "Сомнительного".Первый слив шли у ЛБ, второй - по центру. Третий слив все пытались идти справа, но только у "Егеря " это в какой-то степени получилось. Остальные "шуршали" по центру.
14-30 - вышли с "Сомнительного".
14-40 - порог "Муравей". Осмотр с ЛБ, фотовидеосъемка, успешное прохождение.
15-40 - вышли с "Муравья".
15-50 - порог "БСТ". Мелко. Чалка и осмотр с ПБ. Уходили под правый берег: "Егерь"- после первого же слива, в самом начале порога, катамараны - в середине порога. Сидели на камнях на выходе.
16-45 - вышли с "БСТ".
16-50 - сразу за углом - водопад "Оба-на". Чалились на ПБ. Обнос. Обед.
19-00 - вышли из под "Оба-ны". Если идти под берегом - сильно наваливает на камни. Если уходить к сливу - подсасывает в бочку! Осторожно!!! Так или иначе попались все, но все кончилось хорошо.
19-05 - чалка ЛБ перед "Маманей". Осторожно! Вещи обнесли вниз и заночевали.
Дневка на "Мамане". Обнесли суда, спуская их на веревках вдоль слива. В узком месте навесили перила.
11-20 - вышли с "Мамани". Красивые плесы с высокими берегами.
11-35 - справа из кустов шумит ручей. Поднялись посмотреть и не пожалели - в узком каньоне цепочка из по крайней мере трех водопадов (дальше просто не дошли). Очень красиво.
12-10 - вышли от ручья
12-15 - перекат
12-30 - река "кончается" - порог "Тесный". Чалка и осмотр с ПБ. Вода малая. На вид настолько узко, что кажется - катамаран не влезет. ВЛЕЗАЕТ! Не верьте отчетам! Катамараны после двух первых сливов уходили вправо от "мышеловки". Груженый "Егерь" решил уйти влево, но не успел. Застряли прямо над ней. С помощью морковок судно удалось спихнуть в правый слив, а высадившуюся на камень команду выдергивали морковками.
14-45 - вышли с Тесного
14-55 - мелкая шиверка, 10 минут перекура.
15-10 - слева журчит приток, за ним - мелкая шивера.
15-20 - длинная шивера с поворотом.
15-50 - после длинного прямого плеса - короткая мелкая шивера, вслед за ней - еще одна. Затем шиверка в двух протоках (справа глубже), потом сразу - в трех (слева - глубже) и мы увидели
16-10 - остатки моста. Дорога. Здесь и пообедали.
18-10 - вышли от моста после обеда.
18-35 - на выходе из озерка - сужение реки, падение - это очень мощная шивера с валами/бочками/камнями. Шли сходу. На выходе мелкие шиверы в двух протоках (остров) - шли слева. Затем несколько шиверок и мелей и начинаются длинные спокойные плесы.20-20 - локальный порог (слив сложной формы через всю реку) - шли сходу примерно по центру, маневрируя по обстановке.
20-25 - порог "Ступенька". Чалились к ПБ сначала до камней, затем, просмотрев, перечаливались к плитам у самого главного слива. Прямо у порога - стоянка. На ней и заночевали.
Дождь всю ночь и все утро. Вылезли в 16-00 завтракать и сделали дневку.
11-00 - начали прохождения "Ступеньки". Главный слив шел только один наш катамаран. Второй катамаран уже накануне оказался обнесенным в результате спасработ - вытаскивали с камня Женю из параллельной группы. "Егерь" обнес главный слив и шел шиверу.
11-30 - вышли со "Ступеньки".
11-35 - 11-40 - три шиверы подряд, две из них довольно мощные.
12-00 - на левом повороте - порог "Струя" или "малый Каньонный". Просмотрели с ЛБ и все вместе пошли (без съемок и страховок). Очень мощные там валы оказались. А с берега не скажешь...
12-30 - вышли с "малого Каньонного". Длинный плес. Меандры. Почти нет течения.
14-10 - перекат у моста.
14-20 - шиверка.
14-35 - локальный порожек - сходу.
14-40 - локальный порог. Высокий кривой слив. Шли сходу.
14-45 - порог "Водопадный". Чалка на ПБ. Обед.
16-45 - начали прохождения "Водопадного" катамаранами. Успешно прошли все четыре ступени (главную, бочку и две "за углом"). "Егерь" обнесли. Для него первая ступень слишком мощна, а 3-4 ("за углом") - мелковаты - везде камни.
19-50 - вышли от "Водопадного"
20-20 - порог "Лесенка". Сходу.
20-50 - порог "три протоки". Шли сходу сначала по левой, затем в центр. Фактически две ступени с косыми бочками. Егерь прошел успешно, хотя его изрядно залило. Катамараны, конечно, тоже успешно прошли, но один из них нашел там себе "пьедестал".
21-10 - Тумча. Повернули налево - вверх по течению.
21-30 - порог "Котел". Обнесли (вверх).
21-50 - порог "Яма" - встали на ночь.
Тумча уже достаточно подробно описана, поэтому буду краток.
Катались на "Яме". Два киля катамарана-2. Вася так и не прошел "Яму". "Егерь" прошел успешно и с матросом, и в одиночку.
"Котел" прошли все, по "языку". До "Карниза" шли 45 минут. Заночевали на ЛБ над порогом.
Прошли "Карниз" успешно по левому (крутому) сливу. Около 55 минут до "Каньонного". Его, а вслед за ним и "Змею" шли сходу. На "Шляпе" Вася+Лев сходу без просмотра успешно прошли правой "каньонной" протокой. Остальные быстренько догнали их левой, с беглым просмотром.
Через полтора часа плесов - озеро с высокими берегами и выходом "назад". Пообедали.
Через два с половиной часа от обеда мы доплыли до "дырочки" - узкой протоки в залив озера, позволяющей укоротить путь. По дороге "Егерь" подвегся нападению чаек - пришлось надевать каски...
Еще через полчаса встали на правом мысу. Только успели развести костер и поставитьт палатки - начался штормовой ветер. Оба общественных тента были порваны, один из них пришлось немедленно снять. Вещи прятали в мешки и привязывали к деревьям.
Шторм бушевал всю ночь, но к утру ослабел, оставив свежий попутный ветер, благодаря которому мы за 5-6 сплавных часов дошли до антистапеля - оборудованной стоянки на правом берегу, километров за пять до Зареченска. Ориентир - большой каменный лоб, затем сотню метров левее.
От этого места менее километра по лесу до дороги, куда можно пригнать машину.
С утра сходили в Зареченск и заказали к 14-00 две легковушки за 800 рублей (400 с машины). Спрашивать кирпичный дом(он там чуть ли не один), Аполлонова, у него Жигули с верхним багажником. Адрес: Зареченск, ул Нивская 8А кв 11, тел 60-447(через Код Кандалакши если межгород).
К 13-35 собрались и пошли к дороге. Старая лесовозная колея, которой мы пользовались в 1997 заболотилась, пришлось обходить по кочкам и бревнышкам. Длина болотистого участка метров 40.
К 14-00 дошли до дороги, сели в поданные ровно к сроку машины и ПОМЧАЛИСЬ. По грунтовке 50-60 км/ч, а по асфальту - до 140 км/ч! Это с тремя то пассажирами и тремя большими рюкзаками каждая! Меньше чем за два часа доехали до Кандалакши. Там купили билеты с местами на 133 поезд 19-45 (иногда ходит по нечетным!) и в 4-30 утра в воскресение были в Москве.
В Кандалакше я встретил водителя легковушки, который нас возил в Алакуртти и из Зареченска в 1997. Цены у него аналогичны Зареченским - 400рублей Зареченск-Кандалакша. Заказать можно заранее - его телефон 3-49-50, зовут Зубарев Евгений. Может пригодится для Умбы, Колвицы, Тумчи от Алакуртти и если в Зареченске проблемы с водителями (мало ли что).
Михаил Афанасенков, http://www.aha.ru/~afanas1
|
Это наша кнопка |