lib.ru: другие произведения.

Кутсайоки

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 10/03/2003. 37k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Кольский п-ов , 3 к/с , Каяк
  • Дата похода 01/01/2000
  • Маршрут: п.Вуорвиярви - р.Кутсайоки - р.Тумча
  •  Ваша оценка:
    
    
            Кутсайоки
    
    ---------------------------------------------------------------
            Вместо предисловия. Алексей Руднев
    
     Date: 21 Jul 1997
     From: alex@newcom.kiae.su (Rudnev Aleksei)
    
         Так  вот,  вернулся  я из детского похода по Кутсайоки (не
    думайте, что это  _детская_  речка,  просто  она  действительно
    пригодна для спортивных походов с детьми - когда дети пороги по
    берегу проходят). Ну, что сказать?  Достойная река для  Карелии
    - пороги действительно 4-ка для ката или 5 для каяка, а водопад
    если не 20 метров по  вертикали,  так  20  по  наклонной  точно
    будет.
    
         Если  серьезно  -  очень все хорошо, но нужно иметь в виду
    следующее:
    
         -  (1)  из  отчетов  у  Мошкова пользуйтесь двумя - тем, в
    котором табличка с временем  сплава (вот этот файл)
     kutsajo3.txt ђ kutsajo3.txt
    и  тем,  в  котором  есть верховья.
     kutsajo2.txt ђ kutsajo2.txt
         Кстати,  они там правы - меньший вариант реки начинается с
    притока, а _Карельский Башкаус_, кажется, и есть сама Кутсайоки
    (точно  не  скажу - у меня не было точной карты на самое начало
    реки).
    
         -  (2)  пороги нужно смотреть все, кроме разве что шивер в
    низовьях. ПРичина - в двух порогах - БСТ  и  Тесный  -  имеются
    хорошие  мышеловки для каякеров и само- сплавщиков - слив под /
    вокруг камня и вревно в нем.
    
         - (3) воды в конце похода уже было мало - на Карнизе через
    карниз вода не текла совсем, дождя не было минимум 2 недели  (у
    нас  всего 1 дождь прошел в самый первый день похода), и начали
    гореть леса. Если так  пойдет,  въезд  туда  могут  закрыть  по
    пожароопасности.
    
         -  (4) по отзывам егеря на озере, многие идут туда в конце
    лета или начале осени. Так вот, в это время на озерах все время
    дует  ветер  и  стоят  большие  волны,  так  что  на  них  надо
    закладывать не 2 - 3 дня, как обычно (мы  дошли  за  3,  как  и
    планировали, на 2 катах-4, на самом деле там по тихой воде ходу
    - на одни сутки с небольшим, но если будет вморду-винд, мало не
    покажется), а на 2 - 3 дня больше.
    
         -  (5)  не  ошибитесь  с  подъездами. Перед нами группу из
    парня с девчонкой на каяках забросили по ошибке  на  мост  ниже
    порога  Тесный,  и  они оттуда поднимались до верхнего озера на
    своих каяках. У меня есть телефон мужиков в Кандалакше,  завтра
    опубликую  тут  - мы просто позвонили из Москвы и нас встретили
    прямо на вокзале.
    
         - (6) это не погран-зона, а приграничный район - требуются
    паспорта, но не требуется отдельных пропусков.
    
    В общем, не поход получился, а почти что КРЫМ! 27 градусов тепла
    в тени в день отъезда, дети из воды на озерах почти не вылезали.
    
            Заброска на р.Кутсайоки
    
     Date: 29 May 1999
    
         В Кандалакше по тел.(81533)3-21-82, Рыбалов Валерий (можно
    договорится  заранее  и  вас  встретят  в Кандалакше  прямо  на
    вокзале).Он занимается заброской групп  до р.Кутсайоки на своей
    машине (фургон ЗИЛ-130). Как  правило,  довозит к реке до мест:
    "Голубые озера", которое  находится  на  оз.Пюхяярви  (в  таком
    случае  маршрут  начинается  с  порога  "Сомнительный"), или же
    "Чертов мост" (оз.Юрхяямярви), что гораздо дальше.
         Общее время заброски  до оз.Юрхямяярви около 4,5 часов, до
    оз.Пюхяярви примерно на час меньше.
         Поезда по ж.д. ветке Кандалакша - Алакуртти не ходят из-за
    ремонта  пути, так же в 1998 году небыло автобусного сообщения.
         Внимание!! Маршрут проходит в пагранзоне. Необходимо иметь
    маршрутные документы и паспорта.
    
         From: Alexandr Karpenko (karpenich@mail.ru)
    
    ---------------------------------------------------------------
    
     Date: 19 feb 1997
     From: A. Ovchinnikov (postar@dol.ru) ђ mailto:postar@dol.ru
    
                       О Т Ч Е Т
            о совершенном водном путешествии
            III ( с эл. V ) категории сложности
            по маршруту : г.Кандалакша - г.Ала-
            курти - п.Вуорвиярви - мост через
            р.Кутсайоки - р.Кутсайоки - р.Тумча -
            - г.Зареченск - г.Кандалакша.
    
                ( 2.08.96г. - 24.08.96г. )
    
    
            Средства сплава : катамараны,
                              каяк
    
    
                 М О С К В А    1 9 9 6  г о д
    
    
      1.    Общая часть
    
      1.1   Состав группы
    
      +----------------------------------------------------------+
      | N | Фамилия Имя Отчество | Год    |Подготовка|Обязанности|
      |   |                      |рождения|Опыт      |в группе   |
      +----------------------------------------------------------+
      | 1.|Офицеров С.А.         | 1961   |Катунь V  |руководи-  |
      |   |                      |        |Ока-Ия IV | тель      |
      |   |                      |        |Оять рук. |           |
      |   |                      |        |          |           |
      | 2.|Ксензенко С.А.        | 1974   |Катунь V  |фотограф   |
      |   |                      |        |          |           |
      | 3.|Кулясова С.И.         | 1967   |Катунь V  |завхоз     |
      |   |                      |        |          |           |
      | 4.|Сиротина И.В.         | 1974   |Оять II   |ремонтник  |
      |   |                      |        |          |           |
      | 5.|Федин С.В.            | 1935   |Инструктор|штурман    |
      |   |                      |        |          |           |
      | 6.|Федина Н.Н.           | 1937   |Инструктор|пом.завхоза|
      |   |                      |        |          |           |
      | 7.|Бейлин С.И.           | 1937   |II разряд |фотограф   |
      |   |                      |        |          |           |
      | 8.|Балесков А.А.         | 1934   |II разряд |ремонтник  |
      |   |                      |        |          |           |
      | 9.|Курашкина Н.И.        | 1951   |III разряд|санинструк-|
      |   |                      |        |          |тор        |
      |10.|Нечаева Г.И.          | 1951   |II разряд |дневник    |
      +----------------------------------------------------------+
    
        Путешествие проводилось совместными силами клуба ту-
    ристов " Фортис " Московской Государственной академии ав-
    томобильного и тракторного машиностроения и командой
    " Сплав " Таганского клуба туристов.
        Средства сплава: катамаран 4-ка ( 1,9 м.куб. )
                         катамаран 2-ка ( 1,2 м.куб. ) - 2 шт.
                         каяк каркасно-надувной
    
               Цель путешествия:
    
        1. Повышение спортивно - туристской квалификации
        2. Составление отчета для МГЦКТ
    
    
    
            1.2   Общая характеристика района путешествия
    
        Поход по р.Кутсайоки ( река " Смерти " в переводе с
    финского ) и реки Тумче доставит удовольствие самому иску-
    шенному путешественнику. Сочетание высоких гор, узких кань-
    енов, мощьных  и  очень  красивых  порогов с обилием ягод,
    грибов, хорошей рыбалкой давно привлекает туристов России.
        Маршрут мало известен, так как проходит в паграничной
    зоне с Финляндией.
        Путешествие дает прекрасное представление о природе юга
    Мурманской области.
        Горная страна, богатая реками, озерами, трудными поро-
    гами и величественными водопадами напоминает о близости
    Финской Лапландии и Норвежских горах.
        Климат этих мест, расположенных у полярного круга, по-
    казался нам приятным во всех отношениях.
        Маршрут достаточно сложен технически ( пять порогов V
    категории сложности ) и имеет удбные варианты подьезда и
    выезда.
        Маршрут можно квалифицировать III с элементами V кате-
    гории сложности в зависимости от сроков и способов преода-
    ления препятствий.
    
            1.3   Общая характеристика водной части
    
        По водному маршруту реки Тумча открытому для посещения
    туристами несколько лет назад уже написаны отчеты, правда
    храняться они в районных клубах г.Москвы и Подмосковья и
    для использования широкими массами туристов закрыты.
        Те, кто ходил на р.Тумча рассказывали нам, что существу-
    ет правый полноводный приток с интересными порогами. И вот
    в 1995 году в журнале " Спортивный туризм " N1 появилась
    статья " Неизвестная Карелия ". В ней в очень сжатой форме
    была описана р.Кутсайоки приток р.Тумча.
        Протяженность р.Кутсайоки от автомобильного деревянного
    мостика до впадения в р.Тумча 79  километров.
        Река первоначально узкая и мелкая постепенно переходит
    в узкое и длинное озеро с величественными скалами по берегам.
    После правого бурного притока " Карельского Башкауса " начи-
    нается самая интересная часть маршрута. Пороги следуют один
    за другим:
               порог " Сомнительный "   - V к.с.
               порог " Муравей "        - IV к.с.
               порог " Б.С.Т. "         - III к.с.
    Вслед за последним порогом открывается вид на жемчужину реки
    Кутсайоки - водопады " Оба-на " и " Маманя ". Река зажатая
    
    
    с обеих сторон между скалами низвергает свои воды сначала с
    10-ти метровой, а затем с 30-ти метровой высоты.
        Через час сплава после водопада " Маманя " порог " Тес-
    ный " - V к.с. ( для байдарок и каяков ).
        После порога " Тесный " река несет свои воды более разме-
    ренно. Иногда встречаются перекаты и шиверы. Так продолжается
    до порога " Ступенька " - V к.с.
        Через 1,5 километра в узком каньене порог " Безымянный "
    - II к.с. После него начинаются плесы. После порогов такое
    движение утомительно.
        С порога " Безымянный 2 " - II к.с. начинается 3-ий кас-
    кад порогов:
                порог " Водопадный "   - V к.с.
                порог " Безымянный 3 " - II к.с.
                порог " Безымянный 4 " - II к.с.
        Затем впадение в р.Тумсайоки после которого река носит
    название р.Тумча.
        Препятсвия р.Тумча уже известны многим туристам:
                порог " Ночной "       - II к.с.
                порог " Карниз "       - IV - V к.с. в зависи-
                                         мости от выбранного
                                         пути движения
                порог " Каньенный "    - II к.с.
                порог " Шляпа "        - III - IV к.с. в зави-
                                         симости от выбранного
                                         пути движения
        После порога " Шляпа " препятствий на реке нет.
    
    
            1.4   Подходы и сходы с маршрута.
    
            1.4.1 Подьезд
    
        Время в пути от г.Москвы до г.Кандалакши 30 часов
    для скорого поезда N 112. Отправление из Москвы в 1 час
    19 минут. Прибытие в Кандалакшу в 7 часов 40 минут.
        Внимание !!! Маршрут проходит в пагранзоне. Необ-
    ходимо иметь маршрутные документы и паспорта - обязатель-
    но.
        На вокзальной площади можно договориться с автобусом
    или крытой машиной, или добираться до Алакуртти на рей-
    совом автобусе ( летом 1996 года он не функционировал ).
    Мы наняли автобус " ПАЗ " за 600 тысяч рублей и в 10.00
    были в Аллакуртти ( перед вьездом проверели документы ).
    В Алакуртти слева от ж/д станции стандартные пятиэтажки.
    Возле них оранжевые " Уралы " в вахтовом исполнении. Мо-
    гут взять человек 20 с грузом. Они довозят до моста че-
    рез р.Кутсайоки, либо до погранотряда для заброски на
    " Карельский Башкаус ".
    
            1.4.2 Отьезд
    
        Не доходя 500 метров до плотины в г.Зареченске можно
    собраться на шоссе идущем вдоль реки, до автобусной оста-
    новки 1 час хода, или подплыть к дамбе ( слив плотины на-
    ходится у самого правого берега ), обнести по левому бере-
    гу 800 метров и плыть 2 километра до автомоста ( при от-
    крытой плотине за ней порог V к.с. ). Перед мостом справа
    есть удобная поляна для сборки, на ней же можно переноче-
    вать.
                Варианты отьезда:
    1. На рейсовом автобусе до Кандалакши. Необходимо перехва-
       тить водителя автобуса прямо на мосту при прибытии авто-
       буса в г.Зареченск около 22.00 часов и договориться с
       ним о посадке ( цена билета на 1996 год 36 тысяч рублей)
    2. Наш вариант: У паромной переправы, пока мы сушились, нес-
       колько раз останавливались и предлагали услуги грузовики,
       автобус, легковые машины с прицепами. В 22.00 за нами
       приехали два " Жигуля " с большим прицепом. Они довезли
    
    
       к 24.00 в Кандалакшу всего за 400 тысяч рублей.
       Ночью идут два поезда отправлением в 1 час 50 минут и
       3 час 25 минут. Билеты продают за 1 час до прихода поезда.
    
      1.4.3 Аварийный сход с маршрута.
    
        Несмотря на то, что с левого берега иногда подходят ста-
    рые лесовозные дороги ( на карте их нет совсем или они не-
    точны ). Выход по ним труден. Движение по лесу еще более
    трудоемко.
        Реальный выход с реки находится в 2 часах сплава после
    порога " Тесного ". Ориентир: широкий перекат и лесовозный
    мост. По дороге слева от моста до п.Вуорвиярви 1,5 часа пеш-
    ком.
    
    
            2.    Техническое описание и график прохождения маршрута.
    
            2.1   День первый - подьезд, стапель. ( 3.08.96 )
    
       7 часов 40 минут наш поезд прибывает к вокзалу г.Кан-
       далакша. Идет сильный дождь нередко переходя в ливень.
       Прохладно.
       На вокзале выяснили, что в этом году автобус до Ала-
       куртти не ходит. К 8 часам нам удалось нанять автобус
       " ПАЗ " и в 10.00 наша группа прибыла в Алакуртти. Неза-
       долго до нас суда же приехала еще одна группа. При вьезде
       в город погранпост проверил у нас паспорта и маршрутные
       документы.
       Водители уже знают где можно нанять автомобиль до
       п.Вуорвиярви и дальше к реке Кутсайоки. В 10.40 наша и
       соседняя группа загрузилась в вахтовку.
       Необходимо отметить, что дорога на Вуорвиярви прохо-
       дит через танковый полигон, который судя по свежим следам
       гусенец действующий.
       У деревянного моста через р.Кутсайоки мы выгрузились в
       12.45. Далее дорога идет левее вверх через гряду и приводит
       к погранотряду. Это направление для заброски на " Карель-
       ский Башкаус ".
       К вечеру несмотря на активный жор финских комаров ( ко-
       торые гораздо злее наших и по своему телу поджарые словно
       гончие ) лагерь стоял, сплавсредства собраны.
       Вообще же стоит упомянуть, что снег в 1996 году сошел
       в этих местах в середине июня. После этого целый месяц стоя-
       ли холода +6 - +8 градусов и только перед нашим приездом по-
       года стала налаживаться. В связи с этим комаров в этом похо-
       де было неестественно мало, гнуса и мошки небыло совсем.
    
            2.2   День второй - сплав. ( 4.08.96 )
    
       От стапеля до озера ( 1 час 30 минут ) река мелкая, мно-
       го каменистых перекатов, местами проводка.
       Постепенно река переходит в длинное и узкое озеро с ве-
       личественными карельскими скалами по берегам. Околдованные
       этой красотой мы рано встали на ночлег на правом берегу за-
       лива слева. Кроме нашей относительно ровной площадки места
       для стоянки расположены высоко и далеко от воды.
    
            2.3   День третий - сплав. ( 5.08.96 )
    
       Солнечный день. Озеро напоминает каньен. Мы даже и не
       смогли понять когда изменилась погода. Налетел шквал, небо
       заволокло тучами, начался дождь.
       При выходе из озера ( справа приток " Карельский Башка-
       ус" ) перекат.
       Стоянка на стрелке справа неудобная, затапливается при
       подьеме воды. Наша группа прошла перекат и остановилась мет-
       ров через 150 - 200 на левом берегу.
    
            2.4   День четвертый - дневка. ( 6.08.96 )
    
       Солнечное утро. Часть группы начала подготовку к бане,
       другая же часть провела разведку реки " Карельский Башкаус "
       Реку можно осмотреть ее правого берега. Здесь есть какое-то
       подобие тропы.
       Выходной каскад тянется на 300 - 350 метров. Заход в не-
       го через ворота.  Это две глыбы между которыми устремляется
       река. Далее следует каскад сливов, бочек в перемешку с мно-
       гочисленными камнями в русле.
       Из разговоров с водителями мы выяснили, что сплав по
       " Карельскому Башкаусу " на катамаранах лутше проводить на
       спаде "большой воды" в середине июля.
       В нашу же воду техническое прохождение реки не была оче-
       видна. Буквально перед нами туристская группа обнесла ката-
       мараны, а нижний каскад был пройден только одним каяком.
    
            2.5   День пятый - сплав. ( 7.08.96 )
    
       После небольшого озера шивера и " Каменные ворота ", а
       за ними на березе предупредительный знак  !  . Порог " Сом-
       нительный " - V к.с. - осмотр левому берегу. После 2-х глав-
       ных сливов струя бьет в острую скалу и поворачивает направо
       на 90 градусов. Избежать столкновения со скалой можно только
       прижавшись к левому берегу, зайти в " карман ", развернуться
       и зацепившись справа зайти на последнюю ступень.
       Организация страховки:
         1. С берега - " морковками " в районе " кармана ".
         2. С воды - после последней ступени справа улов.
    
    
       Через 500 метров порог " Муравей " - IV к.с. Осмотр по
       левому берегу. При входе в первый слив нужно точно попасть
       в струю в двух метрах от левого берега, иначе слева посадит
       на " барьер ", а справа на " зубья ". Далее проход по струе,
       подтягиваясь влево.
       Организация страховки:
         1. С берега - " морковками " после последнего слива
                       справа.
         2. С воды - после последнего слива справа за обливня-
                     ком " тень ".
    
       Через 500 метров порог " Б.С.Т. " - III к.с. Осмотр по
       правому берегу. Заход зигзагом на слив под левым берегом.
       После слива " бочка ", в которой нужно развернуться и уйти
       поперек реки под правый берег - на выходе камни. Если после
       слива продолжать идти по струе вдоль левого берега, то обя-
       зательно навалит на камень " убийца ". Это громадная глыба
       в струе с подводным гротом, в котором зажато поперек реки
       громадное бревно под поверхностью. С берега его не видно.
       В 1995 году здесь произошел несчастный случай с группой из
       Рязани.
       Организация страховки:
         1. С берега - " морковками " и подручными средствами
                       у камня " убийца ".
         2. С воды - после слива справа от бочки.
                   - на выходе в озеро.
    
       Сразу после окончания порога на правом берегу удобное
       место стоянки. В этот же день провели разведку обноса водо-
       падов.
    
            2.6   День шестой - сплав,обнос. ( 8.08.96 )
    
       Через 300 метров водопад " Оба-на ". Перед ним неболь-
       шое озеро. При подходе на левом берегу виден предупредитель-
       ный знак  -  " кирпич ". Водопад с воды не виден и не слышен.
       Нужно прижаться к правому берегу перед сужением скал и выса-
       диться на четко видимою тропу обноса. Обнос по правому бере-
       гу короткий и удобный. Высота слива 10 метров.
       Под водопадом озеро длинною 500 метров и заканчивается
       оно вторым водопадом " Маманя ". С воды он тоже не виден и
       не слышен. Надо прижаться к левому берегу и дойти до неболь-
       шой площадки в 15 метрах от уреза воды. Обнос можно совер-
       шить двумя способами:
        1. по веревочным перилам вниз вдоль слива.
        2. по осыпной тропе верхом, с последующим спуском по ве-
       ревочным перилам прямо на площадку для стоянки.
       Мы использовали оба способа. Первый - хорош в сухую по-
       году. Второй - требует больших физических затрат и времени.
       Высота слива - 30 метров.
       У подножия водопада на левом берегу красивейшая стоянка,
       Здесь у нас стала ловиться рыба. В основном хариус, реже фо-
       рель.
    
            2.7   День седьмой - дневка. ( 9.08.96 )
    
       Не смогли мы устоять перед искушением остановиться на
       дневку в этом райском уголке.
       Высокие скалы, брызги и шум водопада. Солнечный свет при-
       ламляясь к капелькам воды образует радугу.
    
            2.8   День восьмой - сплав. ( 10.08.96 )
    
       Через 1 час порог " Тесный ". Осмотр и обнос по правому
       берегу. Катамаранам здесь не пролезть. Каяк прошел без ослож-
       нений.
       Организация страховки:
        1. С берега - " морковками " после 1-го слива
        2. С воды - катамараном на выходе из порога.
    
       До моста лесовозной дороги много мелких перекатов. Недо-
       ходя 100 метров до моста удобное место для стоянки. Здесь мы
       прощаемся с частью нашей группы. Из-за нехватки отпускного
       времени члены экипажа 4-х местного катамарана сходят с мар-
       шрута.
    
            2.9   День девятый - дневка. ( 11.08.96 )
    
       Разборка и просушка 4-х местного катамарана. Поход в
       Вуорвиярви за автотранспортом.
    
            2.10  День десятый - дневка. ( 12.08.96 )
    
    
    
                        -
       Сегодня у одного из членов нашей группы день рождения.
       Было решено не сходить с этого вообщем-то удобного места,
       тем более, что здесь очень хорошо ловится рыба, есть грибы
       и ягоды.
    
            2.11  День одиннадцатый - сплав. ( 13.08.96 )
    
       За мостом цепь озер ( около часа ), а затем шивера
       " Длинная ". Она начинается коротким и узким каньеном с чет-
       кой струей. Затем река разбивается островом на два рукова.
       Нужно идти справа. В русле много камней. Шивера тянется око-
       ло одного километра. Осмотр по правому берегу.
       После шиверы река успокаивается, неся неспеша свои воды
       вдоль невысоких, по большей части, берегов. Мест для стоя-
       нок не было. На ночевку встали за 70-100 метров перед малень-
       ким порожком с левого берега.
    
            2.12  День двенадцатый - сплав. ( 14.08.96 )
    
       Порог " Ступенька " - V к.с. После продолжительного плеса
       маленький порожек с четкой струей, а через 300 метров главный
       слив. Осмотр по правому берегу.
       При заходе на первую ступень необходимо подтянуться влево,
       иначе сбросит на камни в середине реки. До острова идти по ле-
       вой струе, а затем повернуть вправо на 90 градусов. Струя раз-
       бивается камнем " Топор ". Нужно обойти его справа и посторать-
       ся ослабить удар судна, так как на " Топор " все равно навалит.
       Далее лавировка под правым берегом. На выходе много камней.
       Организация страховки:
         1. С левого берега - сразу после слива " морковками ".
            С правого берега - напротив камня " Топор " " морков-
                               ками ".
    
      Через 1,5 километра порог " Безымянный " - II к.с. в узком
       каньене. Мощьная извилистая струя ступеньками падает вниз.
       Просмотр обязателен по левому берегу.
      После порога стоянка с баней на левом берегу.
      Течение становится спокойнее. Начинаются плесы. По правому
       берегу открывается вид на господствующую высоту - гору Пязи-
       вара ( 488 метров ). Встали на ночевку у впадения справа безы-
       мянной речки. Из-за отсутствия дождей река заметно " села ".
    
            2.13  День тринадцатый - сплав. ( 15.08.96 )
    
       После плесов перекат длинною 500 метров в узком ущелье. В
       русле слева остатки разрушенного моста.
       После нескольких несложных перекатов порог без названия -
       - II к.с. Просмотр обязателен. После основного слива вправо
       уходит хорошая струя под 90 градусов. Можно идти и прямо, но
       тогда предстоит преодалеть еще одну ступень после каменного
       подпора. Проход справа от острова предпочтительней.
       Через 300 метров река делает резкий поворот направо и слы-
       шен рокот водопада. Это порог " Водопадный " - V к.с. Он сос-
       тоит из трех ступеней.
    
       Первая ступень - V к.с.
    
         Нужно держаться правого берега. Есть тропа для обноса и
         просмотра. Можно сделать проводку вдоль правого берега и
         и тогда обнос будет легче по камням, а не по тропе.     .
           Ступень высотой 6 метров. Вода падает на крупные зубья
         На длинном судне можно попытаться прыгнуть вдоль левого
         берега. Внизу после ступени хороший слив и бочка. После
         обноса есть смысл их пройти.
           Справа после главной ступени отличная стоянка на пра-
         вом берегу.
    
            2.14  День четырнадцатый - дневка. ( 16.08.96 )
    
       Погода остается солнечной. Есть грибы и ягоды. После 3-ей
       ступени порога хорошо ловится рыба. Осмотрели все ступени " Во-
       допадного ". Подготовка к бане.
    
            2.15  День пятнадцатый - сплав. ( 17.08.96 )
    
       По озеру 100 метров и за ним вторая ступень порога " Водо-
       падный ".
    
       Вторая ступень - III к.с.
    
         Заход с правого берега, затем пересечь струю к левому
         берегу.
    
       Третья ступень - III к.с.
    
         Заход в слив ступени ближе к левому берегу оставляя
         остров справа. На выходе много камней.
    
       Организация страховки:
         Первая ступень.
           Из-за отсутствия дождей прохождение не было очевидно.
         Вторая и третья ступень.
           1. С острова - " морковками ".
           2. С воды - катамараном после острова.
    
       Повстречались с группой туристов из г.Электростали на 4-х
       местном катамаране. Они поднялись с р.Тумчи для разведки.
       Перед слиянием с р.Тумсайоки три несложных порога, но ос-
       мотр их обязателен.
                Река Тумча ( после слияния )
       После слияния поворот направо, начинается плес. В километре
       от стрелки порог " Ночной " - II к.с. преодалевается без про-
       смотра по основной струе.
       Через 300 метров порог " Карниз " - V к.с. Осмотр по ле-
       вому берегу. Два варианта прохода:
       1. Прямой слив у левого берега, затем через каменную гре-
          бенку и поворот на 90 градусов направо на центральную
          струю к последнему сливу ( стояк 1,5 метра ).
       2. Заход за островом по правому берегу и зигзагом на цен-
          тральную струю. В середине ступенька, за которой хоро-
          шая " бочка " и далее на последний слив.
       Организация страховки:
         Слив у левого берега.
           1. С левого берега - " морковками ".
           2. С воды - катамараном после слива слева.
    
       После плеса ( 1 час ) порог " Каньен " - II к.с. Четкая
       струя с виражами длинной 300 метров. Осмотр по левому берегу.
       Сразу за " Каньеном " короткая шивера, разделенная остро-
       вом. Проход по левой протоке.
       В начале шиверы по левому берегу на пригорке приемлемое
       место для стоянки. Здесь мы и заночевали.
       Для любителей " орлиных гнезд " с шикарным видом на окрест-
       ности предлагаем стоянку недоходя до порога " Каньен " метров
       20. Вверх по тропе на скалу.
    
    
    
            2.16  День шестьнадцатый - сплав. ( 18.08.96 )
    
       Через 15 минут порог " Шляпа ". Два варианта прохода спра-
       ва и слева от острова:
       1. Справа узкий каньен с одной ступенькой ( 1 метр ) на
          выходе камни. Проход - III к.с.
       2. Слева зигзаг вокруг скалы, перегораживающей реку -
          - IV к.с. Заход ближе к левой скале, иначе размажет по
          стенке ( можно повредить судно ). После главного слива
          " бочки " слева и в центре.
       Это последний порог на маршруте. Есть смысл покататься.
       При левом проходе - короткий обнос через скалу. При правом про-
       ходе обнос по острову.
       Организация страховки:
         Правый проход.
           1. С воды - катамараном на выходе из каньена.
         Левый проход.
           1. С левого берега - " морковками " сразу после глав-
                                ного слива.
           2. С воды - после главного слива.
                     - после конца стенки.
    
       Далее препятствий на реке, озере, водохранилище нет.
    
            2.17  День семнадцатый - дневка. ( 19.08.96 )
    
       Порог " Шляпа " последнее препятствие на реке. Недоходя
       100 метров до порога на левом повороте прекрасное место для
       стоянки. Песчаный пляж. Отлично ловится хариус и фарель ( даль-
       ше мы их не встречали ). В километрах трех ниже по течению
       перекат. Хорошо берет окунь, плотва.
       Члены группы загорали, отрабатывали различные варианты
       прохождения порога.
    
            2.18  День восемьнадцатый - сплав. ( 20.08.96 )
    
       Через час после " Шляпы " скалистый остров - последнее
       место для стоянки до островов на озере.
       При входе в озеро посередине реки скала, а слева мысок
       с молодыми березами. Нужно повернуть направо, придерживаясь
       левого берега после поворота. Огибая затопленный лес, пос-
       тепенно повернуть налево ( 1 час хода ) и взять генеральное
       направление на восток. Дойдя до кладбища деревьев, обгнуть
       его справа, продолжая идти на восток до выхода на широкую
       акваторию с разбросанными островами. По акватории надо идти
       вдоль левого берега ( в 500-800 метрах от него ). Генераль-
       ное направление юго-восток.
       После пяти часов гребли наша группа была прижата ветром
       к большому острову. Приняли решение встать на ночевку.
    
            2.19  День девятнадцатый - дневка. ( 21.08.96 )
    
       Неожиданно для нас остров оказался на редкость богатым
       грибами и ягодами. День ушел на их заготовку.
    
            2.20  День двадцатый - сплав. ( 22.08.96 )
    
       Выход с акватории в протоку обозначен разрушенным сараем
       и предупредительным знаком слева.
       Из протоки поворот налево по водохранилищу. Отсюда начи-
       нается наш поход под парусом. До конца водохранилища необхо-
       димо идти ввиду левого берега.
       Ах, как хотелось именно в этот день дойти до г.Зареченска.
       В итоге в надвигающихся сумерках приходится искать место сто-
       янки.
    
            2.21  День двадцать первый - сплав. ( 23.08.96 )
    
       Оказывается мы недошли до г.Зареченска километра четыре-
       пять. Ветер немного изменился. Импровизированными прямыми
       парусами становиться все труднее управлять. Но это уже не
       важно, последние сотни метров можно дойти и на веслах.
       Остановились у паромной переправы. Антистапель. Этим же
       вечером уезжаем в г.Кандалакшу.
    
    
                  Расчет  времени.
    +--------------------------------------------------------------+
    | N |        Пункты назначения            | Прохождение| Время |
    +--------------------------------------------------------------+
    | 1.| г.Москва - г.Кандалакша             |  поезд     |30 час.|
    | 2.| г.Кандалакша - г.Алакуртти          |  автобус   |2 часа |
    | 3.| г.Алакуртти - мост через р.Кутсайоки|  УРАЛ      |2 часа |
    | 4.| Стапель - " Карельский Башкаус "    |  сплав     |4,5 час|
    | 5.| " Карельский Башкаус " - пор.Сомни- |            |       |
    |   | тельный                             |  сплав     |0,5 час|
    |   | Просмотр пор.Сомнительный           |  сплав или |       |
    |   |                                     |  обнос     |1 час  |
    | 6.| Пор.Сомнительный - пор.Муравей      |  сплав     |0,5 час|
    |   | Просмотр пор.Муравей                |  сплав     |0,5 час|
    | 7.| Пор.Муравей - пор.Б.С.Т.            |  сплав     |0,5 час|
    |   | Просмотр пор.Б.С.Т.                 |  сплав     |0,5 час|
    | 8.| Пор.Б.С.Т. - водопад " Оба-на "     |  сплав     |0,1 час|
    |   | Просмотр водопада " Оба-на "        |  обнос     |0,5 час|
    | 9.| Водопад " Оба-на " - водопад " Ма-  |            |       |
    |   | маня "                              |  сплав     |0,1 час|
    |   | Водопад " Маманя " без просмотра    |  обнос     |1 час  |
    |10.| Водопад " Маманя " - пор.Тесный     |  сплав     |1 час  |
    |   | Пор.Тесный                          |  обнос     |1 час  |
    |11.| Пор.Тесный - лесовозный мост        |  сплав     |2 часа |
    |12.| Лесовозный мост - шивера            |  сплав     |1 час  |
    |   | Просмотр шиверы                     |  сплав     |1 час  |
    |13.| Шивера - пор.Ступенька              |  сплав     |2 часа |
    |   | Просмотр пор.Ступенька              |  сплав     |1 час  |
    |14.| Пор.Ступенька - пор.Безымянный      |  сплав     |0,5 час|
    |15.| Пор.Безымянный - разрушенный мост   |  сплав     |4 часа |
    |16.| Разрушенный мост - пор.Безымянный 2 |  сплав     |1,5 час|
    |17.| Пор.Безымянный - пор.Водопадный     |  сплав     |0,1 час|
    |   | Пор.Водопадный - просмотр верхнего  |            |       |
    |   |                  слива              |  обнос     |0,5 час|
    |   | Пор.Водопадный - просмотр нижних    |            |       |
    |   |                  двух сливов        |  сплав или |       |
    |   |                                     |  обнос     |1 час  |
    |18.| Пор.Водопадный - приток Тумсайоки-  |            |       |
    |   | пор. Карниз ( на р.Тумча )          |  сплав     |1,5 час|
    |   | Просмотр пор.Карниз                 |  сплав     |1,5 час|
    |19.| Пор.Карниз - пор.Каньен             |  сплав     |1 час  |
    |   | Просмотр пор.Каньен                 |  сплав     |0,5 час|
    |20.| Пор.Каньен - шивера - пор.Шляпа     |  сплав     |0,5 час|
    |   | Просмотр пор.Шляпа                  |  сплав     |1 час  |
    |21.| Пор.Шляпа - озеро                   |  сплав     |1,5 час|
    |22.| Озеро от устья р.Тумча до входа в   |            |       |
    |   | протоку                             |  сплав     |4 часа |
    |23.| По протоке от озера до водохранилища|  сплав     |1 час  |
    |24.| По водохранилищу до паромной пере-  |            |       |
    |   | правы ( антистапель ) в 3 километрах|            |       |
    |   | от г.Зареченска                     |  сплав     |6,5 час|
    |25.| Антистапель - г.Кандалакша          |  легковой  |       |
    |   |                                     |  автомобиль|2 часа |
    |26.| г.Кандалакша - г.Москва             |  поезд     |30 час |
    |   |                                     |            |       |
    +--------------------------------------------------------------+
    
    
            Удобные места для стоянок.
    
     1.   Стапель - поляна в 100 метрах слева от дороги, 50 мет-
      ров не доезжая до моста через р.Кутсайоки ( хороший
      подьезд и удобный спуск на воду ).
    
     2.   После правого притока " Карельский Башкаус " - пере-
      кат - 150 - 200 метров ниже переката на левом берегу.
    
     3.   Порог Б.С.Т. - на правом берегу в конце порога ( при-
      чал в улово ).
    
     4.   У подножия водопада " Маманя " на левом берегу.
    
     5.   На левом берегу не доходя 100 метров до лесовозного
      моста.
    
     6.   Порог " Ступенька " - на правом берегу ( причал в улово
      после порога ).
    
     7.   Порог " Водопадный " - на правом берегу после главного
      слива.
    
     8.   Порог " Карниз " - на левом берегу перед порогом.
    
     9.   Порог " Шляпа " - на левом берегу не доходя 100 метров.
    
    10.   На островах в озере.
    
    11.   У выхода из озера в протоку на левом берегу.
    
    12.   У выхода из протоки в водохранилище на правом берегу.
    
    13.   На островах водохранилища.
    
    14.   Антистапель на правом берегу у паромной переправы -
      - подходит дорога из г.Зареченска.
    
     Примечание: Кроме указанных в перечне имеется много мест
             для стоянок.
    
    
            Выводы и рекомендации.
    
        Это путешествие можно рекомендовать только турис-
    там, имеющим опыт сплава по горным рекам.
        Необходим самый тщательный просмотр всех препят-
    ствий и организация двойной страховки - особенно в
    высокую воду.
        Маршрут катамаранный. Для байдарок он возможен при
    условии многочисленных обносов основных препятствий.
    Ширина реки на порогах позволяет организовать кино -
    - видео - фотосьемку. После каждого порога есть воз-
    можность зачалиться. Протяженность порогов небольшая.
        На маршруте нет ни одного населенного пункта, но
    к левому берегу подходит лесовозная дорога, по которой,
    в случае необходимости, можно добраться до п.Вуорвиярви
    ( от лесовозного моста 1,5 часа пешком ) и договориться
    с машиной до г.Алакуртти.
        Как любой северный маршрут, этот также богат комара-
    ми. Необходимо это предусмотреть при подготовке похода.
    Могут понадобиться и репшнуры для преодаления скальных
    участтков при пеших выходах.
        В конце порога Б.С.Т. на правом берегу на отвесной
    скале есть вход в ледяную пещеру. Ее можно осмотреть,
    соблюдая страховку при наличии фонарей.
        Рыба в основном начинает ловиться после водопада
    " Маманя " - хариус и фарель. На старых вырубках хоро-
    шие черничники. Заготовка леса в этом районе сейчас не
    ведется. Зареченский леспромхоз прекратил свою деятель-
    ность.
        Возле порога " Шляпа " заброшенный поселок сплавщи-
    ков. По всему маршруту на удобных стоянках стоят карка-
    сы и каменки для бани.
        При прохождении по озеру и водохранилищу надо опа-
    саться топляков. Желательно предусмотреть резервные дни
    на случай встречного ветра.
        Продукты можно закупить в г.Алакуртти.
    
    
                 Смета   расходов
    
    +--------------------------------------------------------------+
    | N |       Наименование      | На 1 чел.| Кол-во | Итого      |
    |   |                         | тыс.руб. |  чел.  | тыс.руб.   |
    +--------------------------------------------------------------+
    | 1.| Проезд поездом в г.Кан- |          |        |            |
    |   | далакшу                 | 191,5    |  10    | 1915       |
    |   |                         |          |        |            |
    | 2.| Автобус до г.Алакуртти  |  60      |  10    |  600       |
    |   |                         |          |        |            |
    | 3.| Урал до реки ( стапеля )|  10      |  10    |  100       |
    |   |                         |          |        |            |
    | 4.| Урал от лесовозной доро-|          |        |            |
    |   | ги до г.Алакуртти       |  25      |   4    |  100       |
    |   |                         |          |        |            |
    | 5.| Проезд на легковых авто-|          |        |            |
    |   | мобилях до г.Кандалакша |  66,67   |   6    |  400       |
    |   |                         |          |        |            |
    | 6.| Проезд части группы от  |          |        |            |
    |   | г.Алакуртти до г.Канда- |          |        |            |
    |   | лакша                   |  50      |   4    |  200       |
    |   |                         |          |        |            |
    | 7.| Проезд поездом в г.Моск-|          |        |            |
    |   | ву                      | 191,5    |   6    | 1149       |
    |   |                         |          |        |            |
    +--------------------------------------------------------------+
    
    
                  И Т О Г О :
    
    При маршруте - г.Москва - г.Кандалакша - г.Алакуртти - р.Кутсай-
          -йоки - р.Тумча - г.Зареченск - г.Кандалакша - г.Москва
    затраты на проезд составляют 503 000 руб. на 1 человека.
    
    При маршруте - г.Москва - г.Кандалакша - г.Алакуртти - р.Кутсай-
          -йоки - лесовозная дорога - п.Вуорвиарви - г.Алакур-
           тти - г.Кандалакша - г.Москва
    затраты на проезд составляют 528 000 руб. на 1 человека.
    
    
    Примечание: Снижение затрат возможно при
                     - проезде в плацкартных вагонах
                     - при проезде из г.Зареченска в г.Кандалак-
                       шу на рейсовом автобусе
    
    
    
           Литература и источники информации исполь-
           зованные при подготовке путешествия.
    
           1. Журнал " Спортивный туризм " N 1 за 1995 год
    
           2. Рассказы туристов-водников г.Мытищи побы-
              вавших на реке в 1995 году.
              Группа под руководством  В.Мельникова
    
    
    
           ПРИМЕЧАНИЕ:
    
              По итогам путешествия были созданы:
                  - фотоальбомы
                  - видеофильм
                  - три песни автором и исполнителем
                    А.А.Болесковым
    
          Контактные телефоны:
    
            Руководитель похода
                         Офицеров Сергей Альбертович
                           тел. 144-1044
    
            Штурман похода
                         Федин Сергей Владимирович
                           тел. 455-6290
    
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 10/03/2003. 37k. Статистика.
  • Водный:Кольский п-ов
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка