lib.ru: другие произведения.

Кузема

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 04/02/2003. 7k. Статистика.
  • Описание. Водный:Карелия , Байдарка
  • Маршрут: оз.Энгозеро - р.Воньга - р.Верхняя Кузема - р.Кузема.
  •  Ваша оценка:
            Кузема
    
     Date: 15 Jul 1997
     From: Юрий Никифоров  (y.nikiforov@global-one.ru)
    
    Оз.Энгозеро - р.Воньга - р.Верхняя Кузема - р.Кузема.
                    17июля - 5 августа 1993г.
       (весна поздняя, лето прохладное, вода выше среднего
                      уровня летней межени)
    
    Транспорт: Ленинградский вокзал, поезд Москва-Мурманск до
    станции Энгозеро.
    
      Љ поезда    Время отправления Время в пути    Прибытие
         16с           0.35           34.28
        112с           1.20           35.40
        182п           19.29          46.18
        344с           16.05          40.00         21.45
        374с           22.20          40.13
    
          После  выхода из поезда направляемся  по  грунтовой
    дороге, которая проходит слева от ретрансляционной вышки,
    через поселок, к Энгозеру (около 1 км). Удобное место для
    сбора  байдарок  на левом берегу короткого  заболоченного
    залива, через который можно перейти по мостику.
          После сбора байдарок берем курс 280о и движемся  до
    мыса  левого  берега (около 1ч10мин).  На  мысу  неплохая
    стоянка,  которая как бы разбита на две  части:  с  одной
    стороны мыса и с другой. В это время года на этой  широте
    "белые  ночи" и при желании можно отправится  дальше  или
    остаться здесь.
          Следующий курс по ходу 245о , плыть около 1ч30м  до
    мыса  на  левом берегу. Затем короткий переход (около  20
    минут) по азимуту 270 о. Затем на карте ошибка (карта 500
    м   с   проложенным   маршрутом):  большое   пространство
    пересекается  по  азимуту 245о, а не 255о.  В  результате
    ошибки  оказались  на  острове,  где  и  остановились  на
    ночлег.  Вечером поймали язя (1,3 кг) и натаскали окуней,
    которые ловились на все, что угодно.
          Утро вскрыло ошибку - это нам стоило лишних 2  часа
    времени.  Затем  до плотины плыли около 4 часов.  Плотину
    обходим слева по сливу и попадаем в Пайозеро. По Пайозеру
    идем  вдоль  левого  озера  до  противоположного  берега.
    Стоянка  была на левом высоком берегу с удобным столом  и
    костровищем. Здесь натаскали плотвы и поймали  пару  щук.
    Далее  путь  по  Нотоозеру до плотины  (сход  по  правому
    сливу).  Долее  проходим несколько  несложных  порогов  и
    перекатов  и  попадаем  в  Пильдозеро.  Держась   правого
    берега,  проходим  мост  и после  моста  через  20  минут
    упираемся  в мост на реке Верхняя Кузема. В основном  все
    останавливаются  на Пильдозере, но а мы движемся  вперед.
    Низким непроходимым мостом заканчивается порог на реке, и
    поэтому мы обносим его по левому берегу (50-70 метров  по
    болоту).  Затем высадив экипажи на берег, где в проводку,
    а  где  верхом  идем  вверх по течению  около  30  минут.
    Большое  количество комаров, глубокие  места  по  берегам
    (ямы)  осложняют проводку. Течение на реке очень сильное,
    поэтому идти на веслах очень трудно.
         Выходим  в озеро Кучеламбино. Есть ли здесь рыба не знаем,
    очень хочется  кушать  и  спать  (время  около  2.30).  идем  к
    Майозеру,  но  путь  преграждает  низкий мост (обнос по правому
    берегу 30 м по сухой тропе). Затем встречается еще  один  мост,
    который   проходится   свободно.  Входим  в  Майозеро  и  идем,
    придерживаясь левого берега - ищем стоянку. Стоянка на  высоком
    левом берегу. Долгожданная двудневка с баней. Рыбалка - плотва,
    грибов мало.
         Затем идем к Челозеру, в которое сложно найти вход. Вход
    в первом левом заливе, заваленный деревьями. После завала
    -  порог  (проводка  по берегу), затем  мост  (провод  по
    бечеве). После этого начинаются щучно-грибные места.  Еще
    один  порог (проводка), и мы попадаем в Челозеро,  где  в
    правом заливе делаем дневку.
         На утро через 10 минут проходим ЛЭП и через 40 минут -
    мост  под  трассой  Мурманск-Питер с порогом.  Приставать
    лучше  к  правому  берегу, где есть  место  для  разборки
    байдарок.   Ждали  попутного  транспорта   3   часа   для
    oepeapnqjh на Кузему (15 минут по трассе).
         Сбор байдарок на правой стороне дороги возле старого
    моста   на   Нижнем   Кумозере.   Мы   огибаем   мыс    и
    разворачиваемся  на  лево - под автомобильный  мост,  где
    проходим несложный порог по центральной струе.
         Через 1 час останавливаемся на ночлег на левом высоком
    берегу  реки.  На реке небольшие перекатики,  стоянка  не
    ахти  какая,  к  тому же неприятность -  один  из  членов
    команды обварил ногу (разорвался трос для костра).  Берег
    довольно странный потому, что при подъеме на верх  берега
    обнаруживаем   большое  болото  да  и  по   берегу   идет
    автомобильная дорога. Рыбалки пока нет.
         Далее идем узким озерком до большого завала, который
    переходит в порог. Перед завалом стоянка на левом  берегу
    (лучше стоять здесь). Непосредственно перед завалом среди
    бревен на удочку ловится крупный окунь. Обнос завала - 40
    метров  по  правому берегу. Порог длинный и  переходит  в
    шеверу  200  метров.  Просмотр порога  обязателен.  Потом
    проплываем маленький левый приток из болота и  на  правом
    повороте  реки - порог с мощным сливом под левым берегом.
    После  порога  - мост (проход по центру), после  которого
    скоро попадаем в озеро Кутно.
         На входе в озеро на левом берегу большая стоянка, но
    мы  идем  дальше  и  встаем  на  дальнем  конце  большого
    острова.  За  островом  расположен берег  с  заброшенными
    домами.  Озеро буквально кишит щуками и окунями,  которые
    держатся  тихих  мест  рядом  с  травой.  На  этом  месте
    рекомендуем сделать дневку. Правда с дровами  могут  быть
    проблемы т.к. это все таки остров. Далее путь к выходу из
    озера
         Восточная часть озера более заросшая и как следствие более
    рыбная.  Кузема  после  озера  буквально  кишит  крупными
    окунями.  Через два часа после выхода из озера приплываем
    к  плотине - обнос справа 30 м. Сразу за плотиной  порог,
    который  переходит в шиверу (100 м). Далее идет  красивая
    лесная  река с редко встречающимися не сложными порогами,
    которые   проходятся   без  предварительного   просмотра.
    Стоянок  нет довольно долгое время. Единственная  стоянка
    перед порогом (река делает правый поворот берег низкий  -
    подболоченный,  но в 50 метрах от берега  обросший  лесом
    скальный  выход  -  стоянка именно на  нем).  Далее  река
    входит  в  заболоченные берега часа на  4  пути.  Рыбалка
    прекрасная  - в основном щуки, реже окуни.  И  это  очень
    хорошо  т.к.  следующая  стоянка оборудована  коптильней.
    Перед   стоянкой  трехступенчатый  порог  на  выходе   из
    последней на правом берегу (чуть сзади) как раз  стоянка.
    Далее  по  реке  большие плесы перемежаются  порожками  и
    шиверами.  Последние километров 10 река   превращается  в
    сплошную шиверу с редкими порогами. Плыть лучше по одному
    в   байдарке.  Приходится  заниматься  поиском  на   реке
    глубоких  мест  из-за  этого трасса  байдарки  напоминает
    зигзаг. Как правило основную струю видно.
    
         Выход с реки можно осуществить тремя путями:
    
         1.    Из деревни на правом берегу реки - откуда около
    17.00 ходит автобус до ст. Кузема.
         2.    От ж.д. моста до станции около 2.5 км направо вдоль
    ж.д путей.
    3.    Через Белое море направо  вверх по реке Березовке
    (до станции 800 м)
    
    При  среднем темпе движения маршрут по реке составляет  6
    ходовых дней.
    
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 04/02/2003. 7k. Статистика.
  • Водный:Карелия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка