lib.ru: другие произведения.

Описание весеннего похода по реке Мзымте 1997 год

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 04/02/2003. 12k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Кавказ , 6 к/с , Байдарка
  • Маршрут: г.Москвы - г.Адлер - Красной Поляны
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
    
            Описание весеннего похода по реке Мзымте 1997 год
    
    ---------------------------------------------------------------
     Автор: Андрей Швырев (турклуб МАИ)
     From: Николай Спрингис (springis_ne@hotmail.com)
     Date: 4 Sep 1998
    ---------------------------------------------------------------
    
            Заброска и выброска
    
         До   г.Адлер   можно   доехать   поездом,   например,   No
    отправлением 14-09 с Курского вокзала г.Москвы.  Если  заброска
    осуществляется  поездом,  который,  как  и No следует транзитом
    через территорию Украины, то ВСЕМ участникам  необходимо  иметь
    вкладыш  к  паспорту, подтверждающий Российское гражданство или
    действующий загранпаспорт(говорят,  что  помогает  еще  военный
    билет). При заброске поездами, следующими через Воронеж вкладыш
    не  нужен.  В  нашем  случае,  первая  таможня была ночью, и не
    проверяли ничего, а на второй украинцы решили не  просматривать
    все  документы  у  туристской  группы  и  пропустили  оптом, но
    известны  случаи,  когда  отсутствие   вкладыша   оборачивалось
    серьезным  конфликтом,  угрозой  высадки  из поезда, и с трудом
    улаживалось взяткой в 100 000 р..
         Возможен заезд самолетом (вкладыш также не нужен).
         Забрасываться можно  до  Красной  Поляны(КП)  и  ехать  от
    начала   "Греческого  ущелья"(ГУ),  или  до  "Нарзана"(источник
    минеральных  вод  у  слияния  Мзымты  и  Пслуха,   где   дорога
    возвращается  с  ПБ  Мзымты на ЛБ и Уходит в долину Пслуха). По
    дороге к "Нарзану"  проезжаются  канатный  подъемник  и  кордон
    пограничников.  В  этом  случае  можно  стартовать  от  хорошей
    стоянки в районе моста или подняться пешком еще вверх по Мзымте
    и пройти верхний каньон  (проходим  для  катамаранов  только  в
    достаточно большую воду).
         Выше  канатки начинается заповедник, въезд в который стоит
    2 000 р. с человека в день.(Можно оплатить в КП, а можно ждать,
    когда придет егерь и потребует деньги(если  придет),  при  этом
    никакого  конфликта не возникает). И у "Нарзана" и на ЛБ Мзымты
    за плотиной ГЭС большие  стоянки,  на  которых  в  сезон  стоит
    множество  групп(аж  противно)  и пьет ВИНО. На верхнюю стоянку
    иногда наведываются пограничники для  так  называемой  проверки
    документов  (можно  просто  показать  паспорт, но лучше немного
    налить).
         Заброска  на  реку  осуществляется  из  г.Адлер   рейсовым
    автобусом  No135 до Красной Поляны или на машине. Автобус стоит
    5 300р(у ж/д сильно  забит,  а  конечная  остановка  далеко  от
    вокзала),  машина  -  50  000р.  с  человека.  Автобус везет до
    автостанции, что прямо над началом ГУ, поэтому при старте от ГУ
    имеет смысл потолкаться, но сэкономить. При старте от "Нарзана"
    или выше лучше взять машину прямо из  Адлера  (меньше  мороки),
    хотя  можно  доехать  и  от  КП. В Адлере сразу предлагают свои
    услуги шоферы легковушек, но следует знать, что дорога от КП до
    "Нарзана"  для  них  крайне  затруднена  (в  большую   воду   -
    непроходима).  Лучше сразу искать грузовик или УАЗ. Иначе уже в
    пути могут возникнуть затруднения из-за отказа ехать  дальше  в
    связи с опасностью поломать машину.
         Выброска  возможна  с  любой  точки маршрута на попутке(по
    берегу  реки  идет  дорога).  При  сплаве  до  моря  необходимо
    остерегаться   охраны  ж/д  моста,  которая  имеет  обыкновение
    стрелять в воду для острастки, если  с  ней  предварительно  не
    договориться  о  проезде  под  мостом.  Кроме  того,  последняя
    нормальная стоянка находится километрах в пяти недоезжая  моря.
    (Перед началом откровенной населенки Адлера)
         Из  Адлера  поезда  идут  в  течение  дня  с 6-59(No36) до
    19-35(Фирменный:  быстрый,  полностью  купированый,   дорогой).
    Первый и последний поезда идут через Воронеж; остальные - через
    Украину. Ночью в поездах перерыв. Возможен отъезд самолетом.
    
    
            Описание реки
    
         Мзымту   с   точки  зрения  сплава  можно  поделить  на  9
    характерных участков.
    
         Верхний каньон - участок  до  слияния  с  Пслухом,.
    Участок характеризуется малым (в самую большую воду не более 12
    м/с)  расходом  и  большим падением; расположен в узком ущелье.
    Местами ущелье переходит в каньон с отвесными стенами. Пороги -
    сливы, прижимы, бочки в узкой струе. Представляет  интерес  для
    маломерных, а в большую воду - для любых судов. При прохождении
    необходим сплошной просмотр всего участка.
         Верхняя   Мзымта,  Участок  от  слияния  с  Пслухом
    ("Нарзана") до  капитального  моста  через  Мзымту  у  канатной
    дороги.  Все  чалки  и  просмотры  по левому берегу(по дороге).
    Просматривается  при  заброске  из   машины.   Верхняя   Мзымта
    представляет  собой  типичную кавказскую быструю шиверу, сила и
    количество уловов в которой  определяется  уровнем  воды.  (При
    очень  высокой  воде,  которую  видели  мы, шивера представляет
    собой относительно сложную для маломерных судов воду с жесткими
    валами до 1,2 м и достаточно сильными бочками при почти  полном
    отсутствии  уловов  для  чалки.  В меньшую воду сплав по шивере
    интереса не представляет.)  Примерно  в  1  км.  От  слияния  с
    Пслухом    расположен   единственный   порог   верхней   Мзымты
    "Троллейбус".
         Порог  длиной  около  250  м;  четырехступенчатый.  (Также
    хорошо виден из машины при проезде.) Ориентир - остров в
    русле.  (В  малую воду левая протока - сухая); Скальный обломок
    внизу осыпи  левого  берега  у  дороги.  Непосредственно  перед
    порогом  справа  впадает  ручей.  Чалка за остров в улов или на
    отмель  левого  берега  в  зависимости   от   воды.   Первая
    ступень  - слив около 1м через всю реку с узким клиновидным
    языком,  ограниченным  косыми  бочками  со  сбойкой  в  центре.
    Вторая ступень - главная. Отстоит от первой метров на 30
    быстротока.  В  левой  части  русла  на  правом  повороте лежит
    скальный обломок (Троллейбус) , на который идет  очень  сильный
    навал.  Слева от обломка - непроходимая протока, справа - узкий
    слив около 1м с зубьями (по большой воде - залитыми)  в  правой
    части.  Под  сливом  -  несильная бочка. За камнем - около 50 м
    слалома  среди  камней  и  бочек,   завершающегося   Третьей
    ступенью - прямым сливом около 1,5 м с зубом в правой трети
    русла  и  бочкой  на  правые 2/3 русла. Проход слева. За сливом
    возможна чалка в улов у правого берега. После  Третьей  ступени
    порядка 70 м быстротока и остров с мелководной правой протокой.
    В  левой  протоке расположена Четвертая ступень порога -
    по сути это шивера с серией из 4-5 относительно  мощных  бочек.
    (Эмоциональны для маломерных судов).
         После  порога  река  течет  быстрой  шиверой  до  моста  у
    канатки. ( Метрах в 400 за  порогом  есть  хорошая  стоянка  на
    полке  правого  берега,  подальше  от дороги, местных, и народу
    вообще). Сплав до моста занимает порядка 2ч.
         Прогон до начала ГУ, участок от моста у канатки  до
    начала ГУ. Проход под мостом во второй справа пролет. Осторожно
    - коряги.  На  участке  нет  никаких  препятствий, кроме слабых
    прижимов и завалов, но чалка сложности не представляет, если не
    спать на ходу, разбои.
         ГУ до плотины, ориентир начала ГУ - канатная дорога
    через Мзымту, гидрологический пост на ПБ. Река за  ними  делает
    крутой  поворот  налево  на 90 градусов. Чалка для просмотра на
    отмель левого берега. На повороте остров (Хорошая и выгодная  в
    стратегическом  отношении  стоянка).  Правая  протока  - слабая
    шивера с удобной чалкой  на  остров,  завершающаяся  маловодным
    сливом  1м  со  слабой  бочкой.  В  левой  расположен  порог  с
    достаточно мощным сливом 1,5 м и бочками. В  нашем  случае  был
    закрыт  большим бревном в сливе. На завалах острова и на бревне
    в изобилии имелось постоянно приплывающее снаряжение.
         После острова около  200м  шиверы,  за  которой  на  левом
    повороте  начинается  протяженный  слаломный  порог.  Чалка для
    просмотра в большой улов у левого берега.  Порог  расположен  в
    левых протоках разбоев (причем правые в основном - пересохшие).
    Четкого  ориентира  нет. В пороге большие камни, валы, сливы до
    1,5 м, бочки. Для сильной группы (или  для  группы  на  больших
    судах) просмотр не обязателен.
         После порога река втекает в подпор плотины ГЭС.
         Все  чалки  и  просмотры по ЛБ, т.к. правый - очень крутой
    откос, покрытый отходами КП (городская свалка).
         ГУ после плотины Обнос плотины по любому берегу, но
    лучше сначала договориться с работниками ГЭС о  проносе  судов.
    После  плотины  расположена  самая  сложная каньонная часть ГУ.
    Необходим сплошной просмотр,  начиная  с  300-500  м  от
    плотины.
         Проходимость   и   сложность  каньона  сильно  зависят  от
    количества воды, отбираемого плотиной. В каньоне воды  може  не
    быть  вообще  и  потребуется  обнос  ГУ  до  места,  где в него
    вливается обратно из трубы отобранная вода.(Это как раз  место,
    где  завершается сложный участок.) В случае, если ГУ необходимо
    обносить может иметь смысл  перевезти  суда  прямо  за  водопад
    Ахцу.  Такое  решение  следует из характеристики двух следующих
    участков.
         Прогон  от  ГУ  до  водопада  Ахцу,  Быстроток,  по
    большой  воде  переходящий в мощную шиверу. Возможны опасные
    завалы в быстрой струе!!! Интересных препятствий нет. Время
    сплава около 1,5ч.
         Водопад  Ахцу,  Самый  сложный  порог  Мзымты.  Для
    большинства групп - обнос. Представляет собой каскад водопадных
    сливов  большой  силы  с  мощными  бочками  и  прижимами  между
    сливами.   Препятствие   категории   супер-6,   проходимое    и
    пройденное,  но  очень  опасное для жизни. Проходилось на судах
    большой плавучести по большой воде.
         Обнос  требует  подъема  судов  на  высоту  около  15м   и
    последующего  их  спуска с высоты прримерно в два раза большей.
    Борта долины - крутая осыпь.  Необходимы  длинные  веревки  для
    лазания и подъема/спуска судов.
         Ущелье   Ахцу  после  водопада,  Каскад  постепенно
    ослабевающих препятствий длиной порядка 1км. Слаломные пороги с
    навалом на большие камни, прижимы, валы, бочки, сливы до 1,5м.
         Прогон от ущелья Ахцу  до  моря,  Препятствий  нет,
    сплав занимает 1-2 дня.
    
    
    
    
    
            Особенности маршрута
    
         Каждая  группа может, выбирая себе препятствия по желанию,
    организовать интересный маршрут от 3 до 6 к.с.  Правда,  группе
    вообще  без  опыта  быстрой  воды  поход  не  доставит никикого
    удовольствия, а местами будет просто опасен.
         Даже группы, ставящие себе самые высокие цели,  не  смогут
    пройти  мимо  вина, произрастающего в подвалах местных жителей,
    поэтому, помня, что  туризм  есть  все-таки  отдых,  продумайте
    заранее  схему  закупки  и тару для хранения вина (молока, меда
    ...). Покупать надо именно в КП, а не в других деревнях, где  и
    дороже,    и    хуже.    Перед   покупкой   пошлите   пробовать
    профессионалов: ЛЮБИТЕЛЕЙ - ПРИНЕСУТ !!!
         Не забудьте посмотреть на окресности с ближайшей горушки и
    сходить попить Нарзану в долине Пслуха. Он сильно отличается от
    бутылочного.
         Маршрут  проходит  в  почти   сплошной   населенке   и   в
    непосредственной  близости  от  дороги.  Поэтому не забывайте о
    собственной  безопасности:  не  бросайте  рюкзаки,  не   хамите
    местным,  не  отпускайте  девушек  без сопровождения, выбирайте
    стоянки(острова,  дальний  от  дороги  берег...)  Хотя  местные
    настроены  очень  дружелюбно, хулиганье есть везде. (Помните об
    инциденте с грабежом у Антонова в 1996 г.)
    
            Рекомендации по схеме движения
    
         Схема, следуя которой можно приятно покататься и отдохнуть
    за праздники.
    
         День-Ночь-День-Ночь: поезд(No)
    
         День - Заброска, (покупка по дороге вина в КП), постройка,
    просмотр порога троллейбус, прогулки. (Дни  на  верхний  каньон
    прибавьте самостоятельно)
         День - Прохождение Троллейбуса, и стоянка на полке правого
    берега за ним.
         День  -  Прогон  до  начала  ГУ,  стоянка  на  острове  за
    гидропостом, закупки.
         День - ГУ до и кусок после плотины. Стоянка на ЛБ.
         День - ГУ до конца и прогон до Ахцу. Стоянка перед Ахцу.
         День - Ахцу(обнос), пороги ущелья Ахцу, стоянка за Ахцу.
         День - Выплыв до моря
    
         День-Ночь-День : поезд(No36)
    
         Итого: Москва-Москва 10/11 дней.
    
         Примечания:
         Дни 2 и 3 можно  совместить,  хотя  жалко  красот  верхней
    Мзымты.
         Половину  дня  4  и  день  5  можно заменить на обвоз ГУ и
    прогона до  Ахцу  в  случае  непрохода.  Тогда  лучше  подольше
    посидеть  вверху.(При  проезде и закупках в КП посмотрите в ГУ,
    потеряете 30 мин, а приобретете очень много)
         Берите с собой маломерные суда, и вы ощутите всю  прелесть
    реки.
    
         P.S.   По  обстановке  в  регионе  можно  сказать,  что  к
    настоящему времени можно расчитывать на маршруты, расположенные
    в Российской части Северного Кавказа. В  Абхазии  до  мая  1997
    года  шла настоящая война, и о туризме не может быть и речи. По
    словам  местных  спокойна  обстановка  в  Грузии,  если   найти
    безопасный способ туда забираться.
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 04/02/2003. 12k. Статистика.
  • Водный:Кавказ
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка