lib.ru: другие произведения.

По реке Охте

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 25/04/2009.
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 10/03/2003. 9k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Карелия , 3 к/с , Каяк
  • Дата похода 01/01/2000
  • Маршрут: Кевятозеро - Куккомозеро - Муезеро - Юлеозеро - р.Охта
  • Оценка: 6.27*11  Ваша оценка:
    
    
            ПО   РЕКЕ   ОХТЕ.
    
            Протяженность  -   245 км. Число ходовых дней - 14. Сезонность - июль-
    август. Категория сложности - III.
            Маршрут проходит по северной   части Карельской АССР. Охта берет начало
    из озера Валтума на высоте 123 м  над  уровнем моря и впадает в Кемь справа вы-
    ше поселка Подужемье. Охта отличается  своеобразной  структурой, характерной
    для  многих  рек Карелии. Это, по существу, озерно-речная система, состоящая из
    чередования озер  с  соединяющими их короткими речными участками. Охта протека-
    ет через 15 озер и пересекает значительное  количество  моренных  гряд, образуя
    многочисленные пороги и перекаты.
            Благодаря  большому  количеству  озер, питающих бассейн Охты, река мно-
    говодна, несмотря на небольшую длину  -  около 180 км. Средняя скорость течения
    2-3 км/час, основной перепад приходится на  пороги, где  скорость резко увели-
    чивается. Маршрут по Охте - один из  наиболее  живописных Карельских маршрутов.
    Кроме того, он служит  хорошей  школой  преодаления  порогов, сложность которых
    постепенно возрастает к концу похода. На  Охте  несколько  плотин, построенных
    для регулирования проводившегося  здесь  лесосплава. Почти  все они проходятся
    после предварительного просмотра.
            Подьезд к началу маршрута - от станции  Сосновец железной дороги Ленин-
    град - Мурманск до поселка Кевятозеро попутным  автотранспортом: сесть с бага-
    жои на автобус, идущий в Тунгуду, трудно. Можно, что кстати увеличивает вероят-
    ность найти автотранспорт добираться от Беломорска. Там несколько  автопредпри-
    ятий, где есть сговорчивые водители. Тариф  10 рублей с человека. Выходить надо
    на берегу Кевятозера не доезжая 6 км до  поселка. Двух километровая дорога сво-
    рачивает влево до Финской пристани.
            До выезда необходимо сделать все закупки, посколько  до конца маршрута
    населенных пунктов нет. Все деревни, указанные на  картах переселены, кроме Уш-
    ково на Муезере. К  истоку  Охты  надо плыть на запад, придерживаясь правого по
    ходу северного берега.
            Ориентир - деревня  Кевятозеро, за ней в заливе разрушенный деревянный
    мост через Охту. Вначале Охта - узкая, берега низкие, топкие, лес далеко. Перед
    Куккомозером - разрушенная плотина  Ъ1  и 4 несложных  порога ( довольно мелких
    даже в высокую воду). Куккомозеро  очень  красиво. Его  высокие  берега покрыты
    хвойным лесом; изобилие черники, голубики и  грибов. Особенно хороши стоянки на
    продуваемом мысу справа по ходу и 200 м ниже. В озере и в реке отлично ловится
    рыба ( как и на всем маршруте ). Сразу за  Куккомозером  новый мост ( дорога на
    Ушково). Перед Муезером - плотина  Ъ2 и три порога. Наиболее  сложный - третий,
    на выходе из него необходим маневр в струе.
            При северном  ветре  на  озере поднимается крупная волна, и лучше подо-
    ждать до вечера, когда ветер стихнет. Муезеро следует пересекать прямо поперек,
    оставляя  Ушково  слева, а большой остров справа. На этом острове, с восточной
    стороны старая деревянная церковь. Исток Охта -  в северо-восточном углу озера.
    На выходе  из озера - плотина Ъ3. Следующий, 20-ти километровый  участок реки
    между Муезером и Юлеозером можно по характеру берегов разделить на два участка.
    На первом  -  берега низкие, покрыты смешанным лесом. Все 6 небольших порогов
    проходимы, а  при низкой воде потребуется проводка судов. На втором участке бе-
    рега болотистые, местами  видны  засохшие  сосны ( мест для стоянок практически
    нет ).
            Затем Охта впадает в большое Юлеозеро. По  его берегам выходы гранита -
    "бараньи лбы". Здесь следует сразу держаться  правого берега, на нем можно сра-
    зу найти несколько мест для стоянки.
            Поскольку основная протока  в следующее - Алозеро пересохла, нужно идти
    более длинной протокой через озеро Ригрека. Для этого, войдя в Юлеозеро, держа-
    ться правого по ходу берега, а в протоке ( в юго-восточно углу озера ) придер-
    живаться левого, северного, берега. Озеро Ригрека останется справа, здесь сле-
    дует ориентироватся остатками деревни, которая появится слева, к ней и следует
    повернуть. На траверсе деревни - вход в  озеро Алозеро. Оставив деревню справа,
    огибаем ее и прямо по ходу две плотины. Одна ( правая) потребует  проводки, да
    и протока за  ней  слишком  мелка, левая же ( в северном конце ) - плотина Ъ4,
    проходится по левому сливу, следом за ней порог и расширение реки.
            На  участке до озера Лежево 6 порогов. Все  они  проходимы  по  главной
    струе. После порога Островного Охта разливается и до выхода в озеро Лежево бе-
    рега ее  низкие, топкие. На выходе в озеро есть две стоянки на обеих берегах.
    На правом предпочтительней, там в лесу отличная деревянная баня. Озеро засоре-
    но бревнами. Выйдя в озеро, надо  держать  курс на северо-запад, на противопо-
    ложныи берег ( на мыс). Здесь брошенная в 60-х  годах деревня Лежево. Есть баня
    и музей утвари и сельхозорудий. Один дом в  деревни застеклен и обжит рыбаками.
    Следует обогнуть  деревню  и  придерживаться  правого  по ходу берега, чтобы не
    пропустить исток Охты. На выходе в реку - плотина Ъ5, с  крутым чистым сливом и
    стоячими волнами. Ниже плотины Ъ5 река узкая, но глубокая  и быстро вливается в
    очередное небольшое озеро. Держатся правого берега. Между ним  и  Пебозером три
    порога( Мельничный, Тергепорог и Пеборский), обрамленных ряжевыми стенками, по-
    роги проходимы  по главной струе. Наиболее сложный, третий, принизкой воде надо
    обносить. При высокой  успеть  сманеврировать  на выходе, возможен навал на ка-
    мень.
            В высокую воду маршрут можно удлинить на 20 км, пройдя из озера Лежево
    по  Средней Охте с выходом в озеро Воронье. Исток Средней Охта в западном конце
    озера Лежево. На Средней Охте непроходимый порог - Кейхень ( обнос 200 м).
            На входе в Пебозеро справа  хорошая стоянка с пляжем. Выйдя в Пебозеро,
    нужно идти вдоль правого, по  ходу, берега и, обогнув мыс( с брошенной деревней
    Пебозеро ), пересечь  озеро  в северном направлении. Короткая протока соединяет
    его со следующим озером - Вороньим, с  изрезанной  береговой кромкой и большим
    количеством  островов, поросших  лесом, с удобными  стоянками. Озеро надо про-
    ходить поперек (  на север). Это самое красивое озеро в системе Охты. Справа по
    курсу будет остров  "идолов", который желательно осмотреть. На выходе из озера
    - последняя плотина, Ъ6, которую  желательно осмотреть ( проход справа), а ниже
    ее один за другим пороги безымянный и Олений.
            После порогов Охта впадает  в  мелкое, длинное  Корнизозеро, последнее
    на маршруте, идти вдоль левого берега. За ним два  небольших  островка, которые
    нужно обходить слева. У первого  острова нетрудный порог, а у второго - сложный
    Пичепорог длиной около 400 м, проходим  по  главной струе. На этом участке реки
    берега невысокие, сухии, поросшие смешанным лесом, стоянок очень мало. От Пиче-
    порога до опасного Кивиристи встретятся 10 порогов. Из них наиболее сложны вто-
    рой - Кожаный, третий - Ойнегайне и пятый - Лоунапорог. Около Ойнегайне хорошая
    стоянка на правом берегу. Нами (1989 г) была  сложена  деревянная  баня. Порог
    удобен для тренировки  желающим  пройти Хэмег и Кивиристи. Лоунапорог в высокую
    воду имеет две одинаковые по мощности  струи. За  ним порог с приятным широким
    сливом.
            Хэмег начинается после крутого поворота реки вправо и потом на 180 гра-
    дусов влево. Порог  проходится  по  струе в красивом гранитном  коридоре с нес-
    колькими уловами. Оканчивается круглым 100 метровым омутом с  высоким левым бе-
    регом.
            Исключительно красиво сочетание  ступеней  в пороге Кивиристи. Сужение
    реки и  I-ая ступень, после которой  нужно успеть уйти в улов у левого берега.
    Здесь хорошая стоянка, пригодная к  обстоятельной  подготовке  покорения  II-ой
    очень серьезной ( IV категории сложности ) ступени порога. Нами пройдена  в ус-
    ловиях довольно мощной струи справа, которая выбрасывала из пенного котла  даже
    в  случае  оверкиля. Сразу за II-ой ступенью два улова справа, и один слева. Из
    них возможна  страховка  с  воды. Через 20 - 30 метров вода устремляется в уз-
    кое ( до 8 м) ущелье со стенами до  20 м  высотой. Это III ступень порога. Про-
    ходится по струе. Даже в случае обноса, следует  ознакомиться с красотами кань-
    она Кивиристи. Обнос по левому берегу 200 м, начало перед I-ой ступенью.
            На участке от Кивиристи до впадения в Кемь еще 17 порогов. Первые шесть
    особой трудности не представляют, а седьмой - Печкопорог, надо просмотреть, так
    как после крутого слива - шивера длиной около 500 м. Далее следует еще 6 поро-
    гов и разрушенный низкогабаритный мост, мест для стоянок очень мало.
            От моста на протяжении  5-6 км  спокойный  участок, а затем маловодный
    Тюттеринпорог, который  можно  обнести  по левому берегу  ( 100 м). Нами порог
    пройден при довольно высокой воде, струи  над плитами были глубиной 20 - 30 см.
    Наиболее чистый слив был у левого берега. После  Тюттерина  примерно через 4 км
    несложный Курнапорог ( здесь справа место для ночевки) и еще через 1 км, за по-
    воротом, последний сложный  и  очень красивый Охтапорог. Обнос  200 м  по  тро-
    пе, справа, или в высокую воду  проход  вдоль левого  берега, с довольно крутым
    сливом. Ниже Охта спокойно течет и перед впадением в Кемь минует высоковольтную
    линию.
            Выйдя в Кемь, плыть  вдоль  правого берега 2-3 км к плотине Подужемской
    ГЭС. Раньше здесь находился  крупнейший порог Карелии - Вуочаж. Около ГЭС марш-
    рут заканчивается. Здесь  конечная   остановка автобуса до Кеми ( 20 км). Авто-
    бус  отправляется раз в 40 минут. В Кеми рекомендуется осмотреть памятник архи-
    тектуры - Успенский собор 1714 - 1717 гг.
            Из Кеми можно выехать поездами 15, 111, 181, 343 и 373. Они проходят от
    1. 36 до 11. 55.
    

  • Комментарии: 2, последний от 25/04/2009.
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 10/03/2003. 9k. Статистика.
  • Водный:Карелия
  • Оценка: 6.27*11  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка