lib.ru: другие произведения.

Охта-94. Дневник.

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 04/02/2003. 44k. Статистика.
  • Дневник. Водный:Карелия , Байдарка
  • Маршрут: Охта
  •  Ваша оценка:
            Охта-94. Дневник.
    
      Этот дневник прислал Сергей Кожевников, г.Рыбинск
      email: snk@topaz.yaroslavl.su ђ mailto:snk@topaz.yaroslavl.su
    
            ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
    
     Перед  станцией  Кочкома народ проснулся заранее, чтобы успеть
    умыться  и  собраться.  Но  поезд  остановился,   как   всегда,
    неожиданно  и  высадка  произошла не совсем так, как ожидалось:
    лично я ловил вылетающие из двери тронувшегося поезда рюкзаки и
    палатки,  а  у стоп-крана стояла толпа и все кричали: "Дергай!"
    Но почему-то никто не дергал, пока, наконец, Женя  не  совершил
    этот  ответственный  шаг.  Хотя  с утра было немного прохладно,
    небо было чистое и у всех было хорошее настроение. Саня Соколов
    (СА)  раздел  половину группы и ушел в вокзал заряжать пленку в
    фотоаппарат.
     Т.  к.  машину на станции найти нигде не удалось, решили выйти
    на дорогу за деревней и ловить все, что поедет. Это была первая
    и  самая тяжелая пешка на маршруте. За деревней, прямо у дороги
    развели костер и приготовили завтрак. Саня Колесов (СК) вошел в
    роль  медика  и раскритиковал воду, взятую из проточного болота
    рядом, пошел искать колодец. Попутно узнали, что  скоро  должна
    ехать   бортовая   машина,  которая  смогла  бы  подвезти  нас.
    Обрадованные, мы поделились этой радостной новостью  с  группой
    москвичей,  которые  стояли  поближе  к  деревне.  Когда же эта
    группа  на  этой  машине  проехала  мимо  нас,  все  ошарашенно
    смотрели  им  вслед,  а  потом  каждый  посчитал  своим  долгом
    выразить свое мнение об этой группе,  об  их  родственниках,  о
    Москве и т. д. и т. п.
     Запомнился случай:
     СК  радостно  так  подбегает  к Мише Моисееву (ММ): "Миша, дай
    ножичка! " А потом с опаской отходит: "Ой, блин... "
    
       СА. Мы с успехом покушали макароны с тушенкой и запили  их
    чайком. Сделали это быстро т. к. торопились выйти на Мурманское
    шоссе.
     Я  взгромоздил  на  себя  рюкзак,  которым  затем  поменялся с
    Лесниковым - взял его рюкзак с колесиками, который  покатил  за
    собой.  Не  прокатил  я  этот  рюкзак  и 500 метров, как у него
    отлетели колеса (дерьмовые колеса).
     Вадик  шел  впереди  группы  на  предмет снять машину. Которую
    удалось зацепить после двух километровой  пешки.  Машина  была:
    ГАЗ  66  с  прицепом. Когда загрузили в нее вещи, мест осталось
    для того, чтобы только  влезть  самим.  Довезли  нас  до  места
    быстро, в машине пели песни.
     Разгрузившись,   стали   ждать  транспорт,  чтобы  доехать  до
    Пертозера. Пока  тусовались  на  дороге,  опять  пели  песни  и
    глумились на все подряд. Попутно тормозили все, что движется.
     Транспорт  вывернул неожиданно. Вадик побежал тормозить ГАЗ-он
    с Фургоном. Как оказалось позднее, мужик вез полный  кузов  яиц
    (куринных).  Грузились  быстро  и  опять  заняли  все свободное
    пространство. Во время дороги  замполит  ММ  отпустил  остроту:
    "Мужики,  берегите  яица!  "  Ехали  с час. Дорога проходила по
    красивым местам и я все время вынужден был "считать столбы" для
    отсчета  скорости  движения  машины.  Довезли  нас  до развилки
    дорог. Мы разгрузились и  пошли  пешком  с  вещами.  Нам  снова
    повезло,  т.  к. в Пертозере работали шабашники из Мурманска на
    "татрах". Они строили ЖД - возили грунт. Снова погрузка,  8  км
    на машине в кузове самосвала в пыли.
     В  поселке разгрузились и сели на вещах для выяснения ситуации
    и,  чтобы  подать  телеграмму  и  сходить  в  магазин.  Попутно
    выясняли, как доехать до р. Бохта.
     Все  это  мы  выяснили  и  вместе  с этим удалось зафрахтовать
    машину из тех же Мурманских. Ехали мы на ней довольно  прилично
    по отвратительной и пыльной дороге.
     И вот, наконец, мы на месте. Река спокойная и широкая.
     Стали  готовить  обед  и собирать суда. Погода была отличная -
    солнечно и тепло. Пообедали и  собрались,  вышли  около  19:00.
    Для начала следовало искупаться, что мы и сделали.
     Шли примерно 2 часа. Встали на ночевку у Круглого озера.
     Что  мне  очень понравилось как лоцману, так это то, что карты
    полностью совпадали с местностью.
    
            Кто писал - неизвестно. 
    
     Стоянка   у   Круглого  озера  была  ознаменована  грандиозной
    пьянкой, в результате которой  во  время  ночной  рыбалки  Саня
    Моисеев (СМ) сошел с катамарана раньше, чем доплыл до берега, в
    результате чего основательно промок. СА решил спать на улице  и
    наутро  представлял собой безжизненное бревно, которое пришлось
    долго  тормошить,  придавая  разнообразные  позы,   чтобы   оно
    проснулось. С утра в группе преобладал китайский тип лица.
     Пока     команда    нашего    катамарана    тренировалась    в
    надувании-раздувании  и  связке-развязке   гондолы,   остальные
    успели отплыть в озеро и устроили купание с элементами нудизма.
    А так как ММ с утра на радостях разрешил "разврат",  то  вскоре
    вся  компания  присоединилась  к этому процессу. Пока плыли, СМ
    очень хотел найти телку, в смысле попить  свежего  молока.  Его
    мечты  сбылись  к  обеду,  когда мы приплыли к избушке и добрая
    тетенька отлила нам по  кружечке  молока.  Потом  к  нам  вышли
    корова,   теленок  и  свинья,  причем  Марик  и  теленок  очень
    понравились друг другу. Почти сразу выплыли в Тунгудское озеро,
    где  опять  начался,  вернее  продолжился  "нудизм". Озеро было
    большое и плыли мы по нему долго, но все-таки мы его  "сделали"
    и  нашли  прекрасную стоянку с огромными каменными плитами. Под
    вечер устроили на берегу большой "пионерский" костер.  Вадик  с
    Мариком  и  бутылью  втроем долго еще сидели у костра, а наутро
    тоже стали "китаезами". Наутро вышли в Тунгуду (до  этого  была
    Бохта).
    
     СА. При  входе в Тунгудское озеро начали купание. Я купался в
    спасе (плавал как на стуле). Озеро было огромным, шли его около
    4-х  часов  при  ветре, дувшем спереди в бок правой гондоле.  С
    утра ветер зашел в спину и мы пошли быстро и легко. И  за   1.5
    часа  дошли  до  первой  плотины, открывающей  нам вход в  реку
    Тунгуда.
     Зачалились выше по течению и ушли на ее осмотр. Водослив через
    нее осуществлялся через два рукава. Третий был закрыт.  Перепад
    высот  не  был  значительным,  но все равно плотина впечетляла.
    Решили идти в крайнюю левую протоку (там нам казалось  глубже).
     Катамаран-двойка  пошел  вперед и зачалился сразу за плотиной.
    Мы встали на фотосъемку попутно  обкатывая  "бочку"  траверсом.
    Шедшая  второй  четверка  (командирская)  делала  то  же самое.
    Плотину прошли свободно и легко. Далее был порог, который можно
    было  бы  идти  с  закрытыми  глазами.  Далее сплав проходил по
    плесовым участкам р. Тунгуда и к  обеду  мы  пересекли  Косьмюс
    озеро  и  встали  обедать  на его противоположном берегу. Озеро
    оказалось мелким, но мы все равно купались,  ползая  руками  по
    дну.
     После  обеда нам предстояло серьезное испытание - волок 10 км.
    Разгружаем катамараны (их не разбираем)  и  выходим  на  дорогу
    (Предворительно  ребята сходили в поселок Н. Машезеро и, якобы,
    договорились на  счет  машины).  Сидим  и  ждем  ее.  Жара.  Не
    выдержали  и  пошли  купаться, из воды увидели, как подошел ЗИЛ
    131 фургон. Ребята начали грузить вещи, а  мы  одеваться.  Вещи
    загрузили,  попытались  загрузить  катамаран-двойку,  но это не
    удалось.  С  зеленой  четверки  сняли  гондолы,  сдули  и  тоже
    загрузили.  Я поехал с грузом на место - р. Козледеги, а ребята
    понесли оставшиеся катамараны по дороге  пешком.  Ехали  мы  на
    машине  по  грунтовой дороге примерно 25 мин. Вещи разгрузили у
    моста через реку  (как  оказалось,  это  не  река,  а  ручей  в
    камнях).  Пошли  посмотреть  насколько далеко он такой. Со мной
    были Серега и Миша. Оказалось,  что  параллельно  с  ним  течет
    спокойная  река  без завалов и камней. Решили идти по ней. Миша
    остался у вещей, а я и Серега  пошли  навстречу  ребятам.  Было
    жарко,  а  комары и мошки доставали нас везде и поэтому мы были
    одеты в накомарниках. "Смычка" была примерно минут через 25-30.
    Это  шли  Вадик  с  Мариком, несли Говоровский катамаран и вели
    задушевную беседу. Мы взяли кат на себя и быстрым шагом пошли к
    месту  с вещами. Вадик с Мариком пришли сразу за нами и тот час
    упали в речку - купаться.
     Хотя  время было под 7 часов вечера, решили идти дальше, т. к.
    встать там было совершенно невозможно - нас  бы  съели  комары.
    Суда собрали через час, встали на воду и пошли. Река спокойная,
    вода в ней чистейшая, ничто  не  предвещало  серьезной  мужской
    работы. Вплыли в озеро. Штиль. Солнце садилось за горизонт ярко
    алым шаром. Сделали стоянку на высоком скалистом берегу - рядом
    с зимовьем лесорубов.
    
     СЕРК.  После  ужина полуголодная команда стала устраиваться на
    ночлег,   предварительно   основательно   повыев   чернику    в
    близлежащих  районах.  Я  с  Вадиком и Лехой Лесниковым (Лесик)
    сходили искупаться, дружно согласившись с тезисом, что это  рай
    на  земле.  Учитывая  опыт  двух  предыдущих ночей и количество
    комаров, я решил перехитрить всех и лечь спать на улице,  сидя,
    прислонившись спиной к избушке. Хитрость состояла в следующем:
     когда  спишь  лежа,  накомарник  прислоняется  к лицу, а когда
    сидишь, он свободно свисает и  комары  не  могут  добраться  до
    лица.  Однако  фокус  не  удался, т. к. просидеть я смог лишь 2
    часа, а затем стал потихоньку сползать  и  седушка  (которую  я
    одел  чтобы не мерзла пятая точка) глубоко ушла в оную. Остаток
    ночи был напрочь испорчен и к 5 утра я поднялся и  приступил  к
    своим  обязанностям дежурного, выслушивая рассказ Вадика, о том
    как он провел ночь. Как они с СК купались ночью и как он  решил
    спать  посередине  озера.  Тут  же  неподалеку  спал  СМ, таким
    образом, в палатке из шестерых  осталось  только  двое.  Вскоре
    завтрак  был  готов и в 6:30  прозвучал свисток общего подъема.
    Так команда подготовилась к самому тяжелому дню похода (еще  не
    зная  об  этом).  Капитан  строил  планы  поспать  спокойно под
    дневным солнышком. Итак, наскоро позавтракав  и  собравшись,  к
    9-ти мы встали на воду.
    
     ЖК. Начался (на мой взгляд) самый трудный и неудавшийся день.
    А началось все с очень раннего подъема, чем  вся  команда  была
    явно недовольна и выражала свое недовольство крепкими словами и
    жестами, направленными к  командиру, который  всех  успокаивал
    отдыхом на воде. Дежурными в этот день были СЕРК и СА (который,
    кстати, был недоволен больше всех, т. к. его разбудили в  6:00).
    Мы  позавтракали  и  сели на катамараны. Наша четверка и двойка
    сразу загеморили, а вторая четверка ушла вперед. Но Я и  СК  не
    дали  командам  долго геморить и мы пошли дальше. Идти пришлось
    недолго, буквально через 5  мин  мы  увидели  вторую  четверку,
    перед  ней  был завал, а высота воды была около 20 см и из реки
    повсюду торчали камни. Все  хорошо  стали  обсерать  (авторский
    текст)  лоцмана. Несколько  человек  ушли  по  берегу  вперед,
    посмотреть протяженность этой гадости. Протяженность  оказалась
    около  400-х  метров. Мы  протащили всей командой сначала одну
    четверку, потом другую, а потом двойку.
     После  этого  мы  с  облегчением  вздохнули и на глубоководном
    месте стали купаться (прямо в одежде).
    
     СА. Погода  опять  была  прекрасной и каждый надеялся что река
    дальше будет спокойной и глубокой.
     Все  купались  и  радовались,  как  мы  сделали  этот перекат.
    Выкупавшись,  сели  по  судам  и  поплыли   дальше.   В   русле
    встречались  упавшие поперек реки деревья, но это нас волновало
    мало, т. к. по сравнению с тем что мы сделали раньше - это была
    мелочь.  Но! Но через километр или чуть больше мы вновь увидели
    это.  Камни,  едва  прикрытые  водой   и   поваленные   деревья
    перекрывали русло реки почти полностью. Вода жиденьким ручейком
    струилась между ними.  Решили  проводить  катамараны  экипажами
    плюс  один  -  два  человека  в  помощь.  Действовали следующим
    образом: сначала повели  зеленую  четверку,  т.  к.  она  самая
    тяжелая. Пять или шесть человек брались за один борт, поднимали
    и одним баллоном проводили по ручью  шириной  не  более  одного
    метра.  То  же  сделали  с  остальными судами. Перекат (это был
    именно он, если бы  мы  шли  в  большую  воду),  был  несколько
    короче, или мне это показалось?
     Перед  нами вновь была чистая вода. Опять купались и надеялись
    что все! Но характер местности и  течения  реки  не  предвещали
    ничего  хорошего. Все "дергали меня за руку" и требовали карту,
    надеясь узнать сколько до впадения этой проклятой  Козледеги  в
    озеро.   Взяв  ее  в  руки,  тщетно  пытались  определить  наше
    местоположение на местности, но безуспешно. Никакого  ориентира
    на местности, совпадавшего с картой, не было.
     Идем дальше, а река все мелеет. Скребем дном катамарана камни.
    И,  вот,  снова,  ОП!  все  то  же.  Камни.   Бревна.   Никакой
    возможности  двигаться  своим  ходом. Получалось так, что минут
    20-30 мы идем на катах, а час или дольше - больше они  на  нас.
    У нас опускаются руки, мы устали, но решаем не делать остановки
    и тащить. СК и ММ ушли в разведку. Мы отдыхаем. Пришли  быстро,
    а это радует. Но ходить пешком быстрее, чем носить катамараны с
    грузом на себе.
     Решаем     тащить     катамараны     в     несколько    другой
    последовательности.   Проводим   одной   гондолой   Говоровский
    катамаран  - он легкий, за тем проводим двойку - это мы сделали
    вдвоем с Серегой. С трудом, но  провели  пару  судов.  Проводя,
    максимум  внимания  уделялось  обшивкам  (старались  как  можно
    меньше скоблить  их  по  камням).  Последний  рывок  -  зеленая
    четверка  с  грузом.  Тащим  все.  И через час перед нами вновь
    чистая река. Хотя чистой ее назвать сложно, камни едва прикрыты
    водой.   Двигаемся  как  по  слаломной  трассе,  лавируя  между
    камнями.
     И к полудню перед нами появляется открытое пространство озера.
    Все кричали: "Мы сделали это! "
     Однако,  ветер  зашел  на  встречный  и усилился - "мордотык"!
    Идем с трудом, но по сравнению с тем что  было  -  это  мелочь.
    Около  трех  часов  встали  на  обед.  Мы с Серегой в этот день
    дежурили. Все буквально падали с катамарана и расположились  на
    отдых  кто  -  где.  Мы развели костер и стали медленно чистить
    картошку. Спасибо СК - помог, а то бы чистили еще дольше.
    
     СК.  После  Козледег  народ просто падал от бессилия. Кто спал
    прямо на кате, кто все-таки успел сойти на берег и  улегся  под
    ближайшим  кустом.  Леха  Соловьев  (ЛС)  решил  пополнить силы
    ягодами и все два часа, пока готовился обед он  "пасся".  После
    плотного обеда (не знаю как на него хватило сил у дежурных СЕРК
    и СА) все долго лежали около костра и слушали рассказ Вадика  о
    его приключениях на Черной речке.
     Отдохнув  с  часик после обеда, мы опять опустили свои зады на
    сидушки ката и взяли в руки весла. Идти  было  трудно,  обед  и
    встречный  ветер делали свое дело. Но мы постепенно шли вперед,
    как вдруг все обнаружили, что водоросли под  катом  стелются  в
    сторону,   противоположную   нашему  движению.  Настала  минута
    замешательства,  но  капитан  не  долго  сомневался   и   решил
    продолжать  спор  с  ветром,  течением  и обедом. О, как он был
    прав. Под вечер мы все-таки  вышли  в  заветное  Кевятозеро  из
    которого и начинается р. Охта.
    
     СЕРК. После обеда, когда сытая команда снялась и ушла вперед,
    мы задержались  т. к. паковали  продуктовые  мешки. Прыгаем  в
    спешке  на  кат, чтобы догнать остальных. Естественно, в спешке
    все элементы снаряги валяются на катамаране, а не одеты на нас.
    И вот - результат. Шурик с разворота наносит мне удар веслом по
    голове. Тенденция, однако! Лужа крови и несколько забот медику.
    
      СА. Озеро  большое, мелкое  и  заросшее  тростником. На нем
    довольно  много  островов  как  больших, так   и   маленьких.
    Перегребли  его и остановились в одноименном поселке, на предмет
    - раздобыть хлеба и узнать, как плыть дальше. Еды мы, конечно, не
    раздобыли - хлеб у них привозной (в неделю два раза), а на счет
    выхода из озера узнали.
     На ночевку встали в десятом часу. Пока разгружались и готовили
    обед, нас посетил местный  "абориген"  -  он  был  "с  бодуна"!
    Попросил  его  опахнуть  (авторский  текст),  а  взамен  обещал
    принести хлеба.  В  итоге,  выпил  у  нас  изрядное  количество
    "лекарств".  Ждали  мы  этого  Толяна (так его звали) до  13:00
    следующего  дня,  появлялся   он   набегами,   принес   буханку
    полусухого  хлеба  и  2 банки каши. Дальше ждать хлеба не имело
    смысла - время дорого.
    
            ДЕНЬ 5. 
    
     Р. Нижняя Охта начиналась старым деревянным мостом под которым
    воды было по щиколотку. С утра погода начала  портиться.   Небо
    затянуло  тучами и стал накрапывать дождик.  Река в этом районе
    протекала по низменным местам. От нее до леса примерно  100-150
    м,  может  больше,  а  к самой воде подсту-пает тростник. Одним
    словом - река течет в болоте.
     До  обеда  характер  реки  и  местности  менялся  мало. Погода
    портилась. Дождь усиливался. Однако, место для  обеда  пришлось
    поискать.  Шли  ориентируясь  по карте, ожидая высокий лесистый
    берег. Вскоре по берегам стал появляться лес и  мы  с  "третьей
    попытки" (чалились на разведку места) встали обедать.
     Место  оказалось  удачным:  высокий берег, много ягод и, даже,
    (ко всему) стало проглядывать солнце. Дежурные "упали" на обед,
    а  у  остальных  членов  команды  было  свободное  время, чтобы
    побродить по лесу и  пособирать  ягоды.  Я  шел  вдоль  берега,
    собирая  ягоды  в  кружку  (тогда  все собирали их на компот) и
    случайно нашел два подосиновика - удача! Грибы сразу же ушли  в
    суп.
     Вкусно  пообедав,  собрались  и "встали на воду". Скоро должны
    пойти пороги, которые все ждали с нетерпением.
     Буквально  за  поворотом,  связку  из первых четырех открывала
    разрушенная плотина, за ней три  порога,  в  которых  шлифовали
    дном  камни.  Дальше Охта разливается и течет спокойно, образуя
    длинные и узкие озера.
     К  вечеру  погода улучшилась: тучи разнесло, а дождь кончился.
    Озера сменяли друг друга, а мы двигались к  следующим  порогам.
    Настроение  у  нас  бодрое,  мы  шутим,  но вдруг на нашем пути
    оказывается недавно отстроенный мост. Все  лихорадочно  дергают
    друг  у  друга  карту, пытаясь разобраться в чем дело. На карте
    моста и дороги и близко не было, однако это не  все.  На  мосту
    стояла   группа   туристов,   которые,  буквально,  только  что
    приеха-ли. Это была первая  группа,  которую  мы  встретили  на
    маршруте.
     Удивились   мы  тогда  изрядно.  Расспросив  их,  что  и  как,
    двинулись дальше.
     Вечерело.  До  впадения  в озеро Муезеро оставалось около часа
    ходу, а перед ним очередная связка порогов.
     Открывает  их  полуразрушенная  плотина  (проходили сходу). За
    ней, (стесненные ряжевыми  стенками)  сменяя  друг  друга,  три
    порога.   До  нас  погода стояла сухая, и река сильно обмелела,
    поэтому струя в порогах ослабла и обнажились  подводные  камни.
    Пришлось изрядно повозиться с управлением катамарана в порогах,
    но все равно на несколько камней  налетели.  После  прохождения
    порогов  я  согласился с СЕРК, что в большую воду здесь было бы
    очень не-плохо. Перед нами озеро Муезеро - одно  из  крупнейших
    на маршру-те. Был уже десятый час вечера, однако, решаем пройти
    подальше (встать на входе в озеро негде) и  дойти  до  крупного
    острова - Троица. По моим прикидкам на нем должна быть церковь.
     Зачалились  на  самом западном мысу острова. Стоянка неплохая.
    Т. к. встали на ночевку поздно, то поужинали только к полуночи.
    После  ужина  я  предложил  ребятам  осмотреть  церковь, что на
    противоположном конце  острова.  Половина  команды  осталась  в
    лагере,  а половина пошла ее (церковь) смотреть. Вышли мы около
    24:00, но т. к. ночи белые, было довольно светло.
     Шли  мы  быстрым  шагом  по  узкой  тропе,  около часа. Остров
    оказался большим! Но наша дорога была  вознаграждена  увиденным
    нами:  в  лесу,  на  краю  острова,  стоял  храмовый  ансамбль,
    состо-ящий из церкви, часовни, склепа  и  кладбища  поселенцев.
    После  осмотра  церкви (дело происходило в первом часу ночи! ),
    мы  сделали  для  себя  вывод,  что  церковь  старообрядческая.
    Чистота и порядок в которой были поразительны. Как будто монахи
    ее только  что  оставили.  Пытались  фотографировать,  но  было
    слишком  темно.   Попутно  осмотрели  часовню и склеп в котором
    стоял гроб, но он был разрушен.
     По дороге домой делились впечатлениями от увиденного. Пришли в
    лагерь когда было уже темно,  но  мне  кажется,  что  сходившие
    вместе со мной туда не пожалели об этом - масса впечатлений.
    
            ДЕНЬ 6. 
    
     Позавтракали,  собрались  и  "встали  на  воду"  около  11:00.
    Погода прекрасная. Солнечно,  тепло,  но  несколько  ветрено  и
    ветер встречный.
     По  озеру  Муезеро  шли  около  двух  часов,  встретили группу
    ярославцев на "куликах" (они стояли на том же  острове,  но  на
    другом мысу).
     К 13:00 подошли к плотине "закрывающей" озеро Муезеро. Плотину
    шли без  разведки.   За  плотиной  характер  местности  и  реки
    меняется.  Река  течет  узким  извилистым  руслом вдоль берегов
    поросших травой. В русле встречаются крупные камни, которые еле
    прикрыты  водой  или  торчат  из  нее.  К  часам  16:00  решили
    отобедать. Мест для стоянки в этом районе реки практически нет,
    поэтому  зачалились в чахлом лесочке на луговине. Однако, мы не
    пожалели, что встали именно здесь, морошки в этом лесочке  было
    видимо-невидимо. Сами пас-лись, да еще и на компот собрали.
     Пока   мыли   посуду  и  паковали  вещи,  нас  снова  обогнали
    ярославцы, и оставшийся  участок  реки  до  озера  Юлозеро  шли
    практически вместе.
     Характер  местности  не  менялся  до  впадения  Охты  в  озеро
    Юлозеро. В Юлозеро вышли под вечер, ветер встречный, умеренный.
    Берега  озера  "выложены"  каменными  плитами. Сразу, на правом
    берегу хорошее место для стоянки, но мы идем дальше.  Навстречу
    нам  попалась  байдарка,  которая шла в противоположную сторону
    маршрута (видимо шли из разведки) и посоветовала  нам  забирать
    правее, чтобы обогнуть огромный мыс.
     Озера  Юлозеро  и Алозеро поделены практически надвое мысом и,
    чтобы выйти в Алозеро  нужно  обогнуть  этот  мыс  справа.  Но,
    видимо, для сокращения времени на сплав леса по озерам, в узких
    местах мыса были сделаны  прокопы,  которые  были  помечены  на
    карте  еле  заметной  пунктирной  линией.  Но  мы  решаем  идти
    прямо-прямо на мыс в надежде воспользоваться  обозначенными  на
    карте прокопами.
     Зачалились  у  красивого  утеса  под которым плескалось озеро.
    Разгрузив катамаран, вынесли вещи на утес, на  котором  разбили
    лагерь.
     Солнце  ослабло,  его  красный  диск  закатывался  за  макушки
    деревьев. Ветер затих и на берег опустились сумерки. Поужинав и
    попив  компотика, сваренного (со второго раза т. к. у меня была
    непруха ) из морошки, которую собрали в обед, расселись  вокруг
    костра  слушать  песни  под  гитару. Марика посетила шиза, и он
    представил нам лучший "хит сезона" -  песню  "...  Козледеги  -
    Козледеги... ".
    
            ДЕНЬ 7. 
    
     С утра, совершив все те процедуры, которые предшествуют началу
    сплава, сели в упоры.  Решили  идти  прокопом,  выбрав  крайний
    прокоп,  находящийся  у  начала  мыса.  Шли вдоль берега мыса и
    увидели, что... Никакого судоходного  прокопа  здесь  нет  и  в
    помине!  Но  возвращаться  и  огибать  мыс  не хотелось. Решили
    высадиться на берег и посмотреть, далеко ли до Алозера.
     Сойдя на берег первым, я обнаружил широкий коридор, проходящий
    сквозь лес. Это и был прокоп, он зарос дерном и по  нему  можно
    было идти пешком.
     В  этом месте мыс имел узкую горловину, причем заболоченную, и
    если бы было много воды, то идти пешком было бы невозможно.  Но
    нам  повезло,  если  это  можно  назвать  везением, потому, что
    тащили мы катамараны до озера на своем "горбу".
     Да!  В  этот  день  утро  началось  трудно. К тому же поднялся
    сильный встречный ветер, который практически не давал двигаться
    вперед.
     Но,  вот, трудности позади и перед нами вновь плотина, которая
    "закрывает"  Алозеро,  после  него  Охта  становится  узкой   и
    быстрой.
     Плотина  эта  узкая, но имеется длинная полуразрушенная дамба,
    водосброс через которую осуществляется в два русла по разные ее
    стороны.  Но  из-за  малого  количества  воды  в озерах, правая
    протока обмелела полностью. Я прошел  по  бревнам,  выстилающим
    дно   слива   плотины,  не  замочив  кед,  вода  там  полностью
    отсутствовала.  Ко мне подключился СЕРК с Вадиком  и  мы  пошли
    вниз  по протоке, прыгая с камня на камень, чтобы осмотреться и
    выйти  к  основному  руслу  реки.  То,  что  мы  увидели  ниже,
    показало,  что  соваться  сюда  даже  в  самую  большую  воду -
    смертельно. Сплошное нагромождение  огромных  камней  и  бревен
    полностью  перекрывало  русло.  Где-то  под  ними журчал ручеек
    реки.
     Одолев эти дебри, вышли к главному руслу реки.  Увидели порог,
    на другой стороне которого, на моих глазах,  му-жики  выдернули
    на  спиннинг  хариуса.  Вдоль берега пошли к плотине и с трудом
    выбрались на нее (дебри вдоль берега ужасные). По пути я  сумел
    окупаться  по пояс. На плотине собрался совет, решавший, где ее
    идти. Решили идти под левым берегом - там больше воды.  Плотину
    проскочили,   в  пороге  за  ней  "обточив"  несколько  камней,
    выбрались  в  озерцо.   После   прохождения   порога   экипажем
    катамарана-двойки,   СЕРК   отругал  Вадика  за  плохую  работу
    сигнальщиком - усадил нас со всего  маху  на  обливной.  Десять
    минут передохнули и пошли дальше.
     По  карте,  через  пару-тройку километров ожидался Пичепорог -
    первый именной порог  на  маршруте.  Все  внутренне  готовились
    увидеть  хороший  и  мощный порог. Перед самым порогом командир
    искупался,  вывалившись   за   борт   катамарана.   И   вообще,
    складывается  такое  ощущение,  что  в  этом  походе  катамаран
    (командирский) отказывался везти на себе экипаж.
     Ну,  вот  он,  Пичепорог.  Ушли  в  разведку.  Порог  оказался
    длинным, но уж очень  обмелел,  практически  он  превратился  в
    перекат.  Пока  я  болтался вдоль берега, успели проскочить оба
    ката и я чуть ли не бегом помчался садиться на свой  катамаран.
    Прошли  мы  этот  порог  чистенько - практически не зацепили ни
    одного  камня.   За  Пичепорогом  -  Лоупапорог.  Его  шли  без
    разведки.  Характер  порога  такой же - длинный, мелкий, кругом
    одни камни, которые обливает  поток.  В  середине  порога  даже
    сумели зачалиться и пофотографировать.
     Перед  обедом  попадались еще порожки, но они были маломощны и
    маловодны. Но в порогах все же интересней, чем  махать  веслами
    по  озерам.  А перед нами одно из крупнейших озер на маршруте -
    оз. Лежево.
     Пообедали,  мотали  километраж по ленте Охты и выбрались к оз.
    Лежево. Ветер продувал озеро вдоль, но нам надо  было  поперек.
    Вошли  в  озеро, развернулись к ветру полубоком и пошли.  Ветер
    нам задувал в бок - сзади, при  таком  положении  катамарана  к
    ветру,  вся  нагрузка  выпадает только на одного гребца, другой
    держит курс.
     Командирская   четверка   решила   выйти   из  положения  так:
    пересадили СК с левой гондолы на правую и, в три  весла  против
    одного  весла  СМ,  рванули  вперед.  Я не знаю почему то же не
    сделала  четверка  ММ,  ну,  а  мы   это   сделать   не   могли
    принципиально.  Курс держали на дальний мыс, решив, что до него
    Серега  гребет  справа  (то  есть,  пашет),  а  после  него  мы
    пересаживаемся и дальше пашу я.
     После  мыса  ветер  стал боковым, а плотина на выходе из озера
    была еще очень далеко. Шли мы до нее довольно  долго,  даже  не
    знаю  сколько  времени,  и  добрались  до нее только под вечер.
    Плотина - дамба, в ней  узкий  проход,  который  сложности  для
    прохождения  не представлял, поэтому шли без разведки, а я даже
    не менялся местами с Серегой.
     За  плотиной  широкий  и глубокий канал соединил нас с озером,
    полностью заросшим растительностью,  которая  тормозила  ход  и
    путалась  на  веслах.  Команда  была  этим  очень недовольна, а
    больше всех возмущался СМ, выражаясь: "Саргасы ... ".
     Время  уже  подходило  к  20:00,  но  командир  поставил перед
    командой малореальную задачу -  дойти  до  озера  Вороньего.  И
    команда принялась выполнять поставленную задачу. Перед входом в
    озеро  Воронье  построен  проход  для  молевого  сплава   леса,
    обрамленный с обеих сторон ряжевыми стенками. Проход начинается
    лотком и заканчивается ряжевым валом по  правую  сторону  русла
    реки.
     Наш катамаран замыкал группу. Шли без разведки. Четверки лоток
    пролетели  быстро  и  без  эксцессов.  Четверка  ММ  прошла   и
    зачалилась  в улове заснять наш проход. Далее мы ушли вперед, а
    они замыкали.
     На  выходе  в  пороге  все  русло  реки перегораживал огромный
    обливник, плохо видимый с воды. Я не знаю как  прошла  четверка
    Вадика  это  место,  но  мы  про этот камушек знали. Нам сказал
    мужик, который ловил рыбу перед порогами.  Поэтому  прошли  его
    неплохо,  а  вот  четверка ММ влетела на него левой гондолой со
    всего маху - прощелкали семечки. Тряхнуло их так,  что  ЛС  еле
    успел  поймать  гитару,  которую  сбросило и ударило об ряжевую
    стенку. А в общем все обошлось.
     Время  было вечернее, но солнце еще висело довольно высоко над
    лесом, поэтому пошли дальше. Ветер в лицо, мы  в  кильватере  у
    командирского  ката, а Вадик дает сольные концерты классической
    музыки и песен.  Так,  с  концертом,  и  добрались  до  ночевки
    довольно поздним вечером.
    
            ДЕНЬ 8. 
    
     Утром,  как  обычно, позавтракали и пошли паковаться. Собрав и
    увязав вещи - вышли. Погода была прекрасная,  но  ветер  дул  в
    лицо,  поэтому  опять  пошли также, как вечером, то есть двойка
    вплотную вжималась в хвост командирской четверке. Второй экипаж
    четверки поотстал. Шли намеченным курсом - на мыс, а затем - на
    плотину. Преодолели мы это озеро к  полудню,  а  экипаж  второй
    четверки  куда-то запропал. Пока осматривали плотину, подошли и
    они, получив строгий выговор от командира  за  слишком  сильное
    отставание.  Оказывается, они болтались по озеру, пытаясь найти
    остров "Добрых духов" и в итоге его нашли. От увиденного на нем
    все были в восторге и делились впечатлениями. ЛС рассказал, что
    остров похож на сказочную страну,  сделанную  руками  туристов.
    Там  были: и избушка на курьих ножках, и сундук на цепях висел,
    и  леший,  и  масса  сувениров,  оставленных  разными  группами
    туристов в разные годы. Леха так расхваливал остров, что я даже
    пожалел, что не сделал крюк и не увидел это  все.  Он  в  конце
    добавил,  что  обязательно  надо  сходить  на  Охту  еще  раз и
    привезти на этот остров сувенир из нашего города.
     Пока  они  отсутствовали,  мы  разведали проход через плотину.
    Воды на плотине было так мало, что бревна, выстилающие ее  дно,
    в  некоторых  местах были сухими. Вадик с командой идет вперед,
    мы за ними. А вот экипаж ММ решил эту плотину  обнести,  т.  к.
    (по  его мнению) она превратила бы дно их катамарана в обрывки,
    а оно и так еле держится - заплата на заплате.
     За плотиной мелководный порожек - проходим слету.  Дальше Охта
    разливается в длинное узкое озерцо, которое последнее на  нашем
    маршруте.  За  ним  она становится быстрее, попадаются порожки.
    Местность лесистая, берега в некоторых местах довольно  крутые.
     Все усилия и помыслы команды были направлены на одно - дойти к
    обеду до п. Кивиристи. И команда старалась. По  ходу  купались.
    Решили  искупаться  и  мы,  купнулись и немного поотстали. Река
    текла спокойно, перелески сменялись проплешина- ми тростника  и
    травы, поворот за поворотом.
     И  вот,  после  одного  из  таких поворотов характер местности
    резко изменился. Огромные валуны и  каменные  плиты  по  левому
    берегу  втискивались прямо в реку. Берега заросли густым еловым
    лесом.  Так природа отделала порог Хемег.
     Зачалились  рядом  с  нашими  и  пошли посмотреть порог. Порог
    красив, но по причине малого количества воды "работает"  в  пол
    силы.  Реку  обрамляют  каменные  стенки,  образуя своеобразный
    желоб. В середине порога сужение реки скалами вызывает  сильное
    течение воды, в результате чего образуется стоячий вал. За ним,
    по левому берегу улово. Выход из  порога  преграждает  каменная
    россыпь, обливаемая потоком.
     С  Хемега  открывается  отличный  вид на п. Кивиристи, который
    отделен от него глубоким омутом.  По  правую  сторону  каменные
    утесы,  обрывающиеся прямо в реку, и огромные камни, наполовину
    скрытые водой. С левой стороны высокие песчаные осыпи, поросшие
    сосновым  лесом. В солнечную погоду вид этого места впечатляет.
    И вот, наконец, мы подходим к п. Кивиристи,  ради  которого  мы
    превозмогли столько трудностей.
     Зачалились перед порогом, вышли на берег поразмять ноги. Время
    было к пяти часам вечера, а мы еще не обедали,  поэтому  решили
    отобедать  на  п.  Кивиристи,  а  за одно разработать схему его
    прохода.
     С  берега  я  увидел  небольшой сливчик с маленькой бочечкой и
    подумал: "И это Кивиристи? " Дальше  было  улово  со  спокойной
    водой.  Но  по  берегу шел Вадик из разведки. Глаза у него были
    квадратные и он сказал, что разведка показала ЗАДНИЦУ!  Оставив
    катамаран,  мы  с Серегой пошли посмотреть на нее. Нашим глазам
    открылось зрелище, которое нас потрясло.
     Сразу  за  уловом  вниз  обрушивался  самый настоящий водопад,
    грохот которого мы услышали чуть раньше.  Вода  низвергалась  с
    двухметровой высоты крутым сливом, ширина которого не превышала
    пяти метров. Река с огромной силой ударялась в скалу за сливом,
    образуя  пенный  котел. Складывалось такое ощущение, что вода в
    нем кипит, из него вырывались мириады брызг. В  них  отражалось
    солнце и над водопадом стояла радуга. Порог захватывал и вместе
    с тем пугал, ведь через него нам идти!
     Сразу  за  ним  начинался  каньон  Кивиристи  - узкое ущелье с
    обрывистыми стенками высотой до 25 м, ширина в некоторых местах
    которого не превышала 10 м. Вода по нему проносилась с огромной
    скоростью, образуя бочки  и  стоячие  валы.  Выход  из  каньона
    преграждала  каменистая  россыпь,  едва  прикрытая  водой.  Так
    выглядел  Кивиристи  с  берега,  а  как  он  выглядел  с   воды
    предстояло нам убедиться после обеда.
     За  обедом  никому  ложка  в  глотку  не  лезла  - сказывалось
    волнение.  Ели без удовольствия и чем ближе  был  конец  обеда,
    тем волнение усиливалось.
     Первый  проход  п.  Кивиристи  делал  командирский  экипаж  на
    зеленом  катамаране  в  составе:  командир,   АС,   СЕРК,   СМ.
    Готовились   тщательно:  подкачивались,  подтягивали  стремена,
    поправляли седушки. И вот настал тот долгожданный миг!!!
     Все  по  местам,  включая:  спасателей,  фотографов, зрителей.
    Оттолкнули берег, налегли на весла, пошли...
     - Вывернули из-за скалы.
     - Прошли первую ступень.
     - Слив!.!
     Что  было  дальше,  должны были написать первопроходцы, я лишь
    напишу то, что я видел. В слив зашли под  самым  краем  правого
    берега  в  надежде  развернуть  на нем катамаран полулагом (под
    левым берегом была одна пена и "облизав" скалу, в которую  бьет
    струя, правым бортом - уйти в каньон носом).
     Но  на  практике вышло все гораздо сложнее. На сливе катамаран
    развернуть не удалось (все происходило очень быстро) и он носом
    врезался в скалу. Произошел сильный удар, катамаран притопило в
    пенном котле и развернуло лагом к  основной  струе  потока.  НО
    главное  -  слив  был  пройден, а развернуть катамаран носом по
    струе, уже было делом техники. С этим маневром экипаж справился
    с  легкостью.  А  ниже  по  течению каньон, в котором катамаран
    скакал по валам, а команда отгребалась от  стенок  каньона.  На
    выходе  снова  сели  на  обливной,  но ведь это такая мелочь по
    сравнению с пройденным.
     Затем порог прошла четверка ММ. В состав экипажа которой вошел
    и я.  Порог прошли точно так же,  как  и  предыдущая  четверка,
    только  при ударе о скалу сильно повело раму и отлетела резина,
    крепившая мою седушку. Но все обошлось и порог  прошли  удачно,
    даже умудрились не сесть на обливные в конце.
     Дальше  ребята  решили еще раз занести четверку Вадика, а мы с
    Серегой сплавились на двойке, минуя слив. За порогом  спаковали
    катамараны   и   отчалили.  Я  подобрал  камешки  на  память  и
    попрощался  с  Кивиристи,  но  не  навсегда.  Мы  с  тобой  еще
    поговорим, Кивиристи!
    
     Командир решил идти до Муравейного, а ведь до него по карте от
    п. Кивиристи порядка 15-20 км и времени было уже  около  девяти
    вечера.  Но  нас  это  в общем-то не смущало, ведь за Кивиристи
    Охта сужается до 20-25 метров и  пороги  меняют  один  другого.
    Следующий после Кивиристи - п. Темный. В общем не сложный, но в
    большую воду  посмотреть  его  следует.  Но  мы  идем  его  без
    разведки.  А  порог  и  правда  темный - пологие склоны берегов
    поросли высокими елями, сквозь  которые  почти  не  пробивается
    солнце.  К  тому  же  шли  мы этот порог вечером, практически в
    сумерках.
    
     За  порогом  -  чалка.  При  прохождении  порога  командирским
    катамараном, СМ было потеряно перо весла с обломком ручки.  Эту
    новость  мы восприняли с сожалением, т. к. запасных весел у нас
    не было.  Вадик сказал, чтобы мы шли вперед  подыскивать  место
    для  ночевки,  а Мосю он послал искать весло. Как в последствии
    оказалось, весло они все-таки выловили (спасибо СК - помог), но
    для этого им пришлось понырять и поплавать в Темном.
     Значит,  вышли  мы вперед, гребем, ищем стоянку. Но места, как
    назло, глухие - один лес стеной растет, даже высадиться  негде.
    А  между  тем  солнце  село за лес и начало смеркаться. В итоге
    зачалились на высоком травянистом берегу, где можно было ходить
    только  в  сапогах  - ноги вязли. Палатки поставили в поле, под
    одиноко стоящей березой.
    
            ДЕНЬ 9 - ПОСЛЕДНИЙ! 
    
     На утро команда поднималась с трудом. Во-первых, была холодная
    ночь, а во-вторых, часть экипажа почти всю ночь  отмечала  день
    десантника и с утра их еле-еле растолкали к завтраку. Утро было
    удивительное: на небе ни облачка, с реки поднимается  туман,  в
    общем,  день  обещал  быть жарким в прямом и переносном смысле.
    Ведь мы должны пройти еще несколько серьезных порогов.  Команда
    отказалась   от  умывания,  заменив  его  купанием.  Вода  была
    холодная  -  взбадривала  здорово.  Позавтракали.  Спаковались.
    Распрощавшись  со  стоянкой,  снова  полезли  в  воду купаться.
    Двинулись вперед только после того, как все выкупались.
     До  порога  Муравейный  гребли  примерно час. Муравейный - это
    примерно 6-7 коротких порожков, растянувшихся на  километр  или
    чуть больше. Каждый порожек сменяется непродолжительным плесом,
    после которого начинается следующий.  Пороги  несложные,  можно
    идти  без  разведки. Непосредственно сам п. Муравейный, который
    завершает эту цепочку, очень  красив.  Вода  сливается  по  его
    ступеням,  образуя  каскад  маленьких  водопадиков,  высотой не
    более 0.5м. Порог широкий, поэтому открывает возможность пройти
    его в любом месте.
     Подходит  к  концу  наш  поход.  Также подходит к концу и наша
    карта, но до впадения р. Охта в р. Кемь еще далеко и,  главное,
    неизвестно  как  далеко.  Тут  я немножко сплоховал как лоцман,
    сказав, что до Кеми дойдем к обеду. Поэтому за  завтраком  были
    "уничтожены" продукты, предполагаемые к нему.
     Вышли  из  карты.  Дальше  местность  абсолютно  неизвестная -
    сориентироваться невозможно. По  ходу  попались  один  или  два
    порожка.  Дальше  идем  по  обрису,  согласно которому, впереди
    серьезный порог Тютеринпорог.
     Вышли  на  порог,  зачалились,  ушли  на  его  разведку. Порог
    короткий. По правую  сторону  выстроена  ряжевая  дамба,  порог
    похож  на  горку,  по пологому скату которой, сливается вода, в
    конце  образуя  две  косые  бочки.  Выход   из   порога   также
    перегорожен  каменистой  россыпью преграждающей свободный выход
    из него. Осмотрев порог решили проходить его согласно  штатного
    расписания, т. е. две четвЈрки и двойка.
     Первым  стартует командир. Мы на двойке перебираемся на проти-
    воположный берег, высаживаемся на ряжевой стенке и я иду  выби-
    рать  место  для  фотосъемки.  Пока ребята готовились к проходу
    порога я ползаю по скользким камням, пересекаю быстрые струи: -
    в общем ищу места для фотосъемки.
     Все готовы. Пошли.
     Все  четверки  проскочили  порог,  как с горки на санках, а за
    ними и мы на двойке.
     За порогом стояла какая-то группа туристов и мы у нее спросили
    сколько километров до Кеми. Они ответили, что  около  25.   Что
    тут началось!
     Каждый  пытался  покрыть  лоцмана  матом (надо сказать, это им
    удавалось), а СЕРК наседал  больше  всех!  В  общем  получил  я
    выговор  по  полной  программе  и  оставил  команду  без обеда.
    Впредь наука - имей под рукой полную карту маршрута от начала и
    до  конца  похода.  Дальше некоторое время плыли молча, пока не
    добрались до порога, который не представлял ни  какой  проблемы
    для  нас.  На  нем я решил воплотить свою идею в жизнь, то есть
    пройти этот порог без катамарана - на спасжилете,  а  заодно  и
    выкупаться.  Что  я и сделал незамедлительно. Затем прошли этот
    порог на кате и стали догонять команду.
     Вскоре  показался  Охтапорог  -  последний  на нашем маршруте.
    Чалимся, чтобы разведать его.
     Русло  реки  разрывают  острые  скалы, сквозь которые струится
    вода.  Скалы почти  полностью  перегораживают  русло,  оставляя
    лишь  узкий  проход  под левым берегом, в который еле-еле может
    втиснуться катамаран. В этом  месте  подводная  скала  образует
    непрямой уступ высотой чуть более метра, с которого и срывается
    поток. Это самое сложное место порога. Ниже  по  течению  порог
    становится  чуть  шире,  а  река,  прорываясь  через каменистое
    русло, образует множество  стоячих  валов,  бочек,  прижимов  и
    других  препятствий.  В целом протяженность порога около 400 м,
    он прямой, но в конце поворот вправо. Выход из порога ничем  не
    осложнен.   Охтапорог  проходим в следующей последовательности:
    командирская четверка, двойка, вторая четверка. Вадик, по своей
    борзости,  не  стал осматривать слив с берега близко, а сказал:
    "Мне и с воды все хорошо видно".
     Для  грамотного  прохода  слива следовало вплотную прижиматься
    правой гондолой к скале,  выступающей  из  воды.  Только  тогда
    катамаран  ровно  входил  в  слив.  Вадик  же  зарубил левее, в
    результате чего левая гондола еще ехала по  плите  в  сливе,  а
    правая  уже  валилась  в  слив.  Катамаран повалился вправо, их
    чуть-чуть не завалило  на  бок,  но  все  обошлось.  Дальше  их
    развернуло  лагом  и ударило в скалу левого берега. Так лагом и
    ушли в порог, но все-таки потом успели развернуться. Дальше все
    было без эксцессов.
     Этот  крутой  проход  я  видел буквально с одного метра, т. к.
    стоял на той скале, к которой надо было прижиматься.  Должность
    фотографа  к  этому  обязывает.  Следующий  проход  -  наш. Все
    ошибки,  которые  сделал  Вадик,  мы  с   Серегой   постарались
    запом-нить,  чтобы  не  повторить их. В итоге кое каких удалось
    избе-жать, а  некоторых  избежать  не  удалось.  В  слив  зашли
    идеально  -  скалу  "облизали"  буквально вплотную, Сереге даже
    весло сунуть было некуда.  Дальше ошибся я.  Надо  было  сильно
    грести  слева,  что  бы успеть развернуть нос от обливной скалы
    (видимо вторая ступень слива), но я не успел. В  итоге,  наехав
    на нее левой гондолой, нас крутануло вокруг своей оси на полный
    оборот.  В  принципе  маневр   эффектный,   но   командиру   не
    понравилось,  т.  к.  пришлось  сделать  много лишних движений.
    Дальше прошло все как по маслу - не поймали ни одного камня.
     Зачалились  в  конце порога и я побежал фотографировать проход
    четверки ММ. Слив они прошли, в принципе, идеально, но в  самом
    пороге  врезались  носом  левой  гондолы  в скалу под берегом -
    видимо  расслабились.  Их  тряхонуло  так,  что  наверно   рама
    погнулась.  В  этот  момент  проснулся  Миша  и  начал орать на
    команду, почему проспали. В итоге, катамаран развернуло, но они
    сумели  его  выровнять и дальше порог шли без приключений.  Так
    был пройден последний порог на р. Охта и в целом  на  маршруте.
    Через  несколько километров Охта впадает в Кемь - самую широкую
    и полноводную реку Северной Карелии.
     Поход  закончился. Вскоре мы увидели Кемь, но пока мы в нее не
    вошли, решили с Серегой напоследок искупаться в р. Охта, что  и
    сделали незамедлительно.
     К  вечеру  добрались  до  Подужемской  ГЭС  -  конечная  точка
    маршрута.  Дежурные стали  готовить  ужин,  а  это  были  мы  с
    Серегой, вернее готовил он, а я занимался разборкой и просушкой
    катамарана.  Остальная команда делала то же  самое.  Поужинали,
    спаковали  рюкзаки  и  пошли к дороге ловить машину. Время было
    позднее, почти ночь, а как  назло,  в  нашу  сторону  ни  одной
    машины.  Вдруг  подкатывает  частник  на "жигулях" и предлагает
    довезти до места.  Мы ему говорим:  "Куда  ж  мы  засунем  нашу
    снарягу? "
     А  он:  "Да,  я,  мужики,  три ходки сделаю, только садитесь."
    Обрадованные  такому  сервису,  мы   с   удовольствием   начали
    грузиться.  С  первой ходкой ушло "тяжелое снаряжение", то есть
    рамы и часть рюкзаков. С ними уехали двое. Машина  ушла,  а  мы
    остались  на дороге, разговаривая с местным, который приехал на
    этой машине.  Ждали  мы  возвращения  машины  около  часа.  Все
    замерзли,  но  вскоре  она  все-таки  появилась. Загрузили наши
    рюкзаки,  но  не  все,  хотя  пытались  засунуть  все,  но   не
    получилось.  С этой ходкой уехали я, Серега и ЛС. В машине было
    "комфортно", т. к. на мне лежал огромный  рюкзак  и  мешал  мне
    смотреть  вперед - я задремал. Часа за 2 мы добрались до города
    Кемь. Ночью позавтракали, сели в поезд и отбыли домой.
     В  поезде  не было угля и поэтому предприимчивые Лесик и Марик
    на одной из станций заготовили дрова  (береза),  обеспечив  тем
    самым весь вагон чаем. В вагоне было жарко, но как всегда, наше
    окно не открывалось. Поэтому мы решили его открыть и все тот же
    Лесик  сделал  это, разобрав для этого пол вагона. Окно он таки
    открыл.  Домой мы в конце-концов приехали.
    
            КОНЕЦ. 
    
    P. S. От себя хочется сказать следующее:
     В  целом  поход  получился. Команда не считаясь с трудностями,
    дошла до цели - р. Кемь, Подужемская ГЭС. На  порогах  получили
    массу  удовольствия и зарядились энергией до будущих походов. И
    пусть воды в реке было мало и пороги не показали нам  всю  свою
    мощь,  это  явится  для  нас символом побывать на Охте еще раз!
    Однако, нельзя не  заметить  тот  факт,  что  такой  длинный  и
    сложный маршрут команда прошла за 9 ходовых дней, а ведь мы шли
    в Карелию чтобы отдохнуть!
     Получилось:  там  где  надо  было  встать на ночевку или обед,
    обкатать порог, поставить дневку - мы  неслись  очертя  голову,
    как  будто  некоторые  члены  команды  оставили дома включенный
    утюг. И еще, по поводу  дневника.  Если  команда  решила  вести
    дневник  похода,  то  вписывает  туда  свои  впечатления каждый
    участник. Делает он это на месте, сидя у костра, а не валит эти
    обязанности на одного.
    
    ВНИМАНИЕ. свои  отзывы  оставьте  ниже. И если вам что-либо не
    понравилось - укажите на это! Все будет  учтено  при  доработке
    данного текста.
    
    
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 04/02/2003. 44k. Статистика.
  • Водный:Карелия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка