Ойгаинг
Активный туризм:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь]
Ойгаинг
From: Максим Шнырин maxim@uland.com ђ mailto:maxim@uland.com
Date: Sep 96
Предыстория....
Давным-давно ходила одна теплая компания на речки
Чандалаш-Чаткал. Весело и славно провела она время в покорении
порогов и прочесыванием собственных желудков. Так вот прибыла
эта группа в Бурчмуллу (конечный путь маршрута), аж на целый
день раньше. И попала в изобилие местных садов и огородов...
Очень понравилось всем и запала мечта вернуться в этот район.
Разные байки ходили про 2 крупную речку, впадающую в
Чарвакское водоохренилище. Говорили что это самое жаркое место,
трепались, что тучи затягивают небо и ни один лучик, кроме
капель не может пробиться сквозь это марево. Сказывали что
простая речка, но в тоже время называли ее нескучной. Но это
Пскем. Когда речь заходила об Ойгаинге, все говорили О! И при
этом смотрели странными глазами. В одних читалось злорадство, в
других сочуствие, а в третьих восхищение.
Вопрос о составе не стоял, а как следствие не стоял и о
выборе класса сплавных судов. Поскольку во главу угла ставилась
хорошая компания, а я после похода на Чон-Кемин стал
противником смешаных групп, в качестве сплавного судна был
выбран катамаран 2-ка. К сожалению народ еще достиг нужного
благосостояния по полиэтеленовым каякам, да и не все, с кем
хотелось бы сходить, был готов в одиночку общаться с рекой.
Помня все неприятности общения с местным населением на их
территории, и помня о том, что легче всего ловится машина
предварительно заказанная, я решал вопросы не отрываясь от
кнопочек своего любимого компа. Internet хорошая вещь. Конечно
иногда приходилось протягивать руку и брать трубку телефона,
для разговора голосом :( Не у каждого есть компьютер и не у
всех есть выход в компьютерную сеть. И вот вроде все готово:
группа подобрана, заброска заказана, Сумы (местные рубли)
забронированы, свои люди в Узбекистане найдены...
Через тернии к речке
А кто сказал что будет легко? Или может кто-то подумал...
Началось все на дне рождении Паши за 5 дней до
отправления поезда. Я сказал, что у нас нет проблем и не
постучал по лбу. И вот через три дня звонок. Доктор упал с
велосипеда и сломал руку... Ба? звонит его напарница, вся в
растройстве,... все пропало, гипс снимают, клиент уезжает...
Напряглись... позвонил другу. Говорю - ты попал! На три недели
вычеркиваешь себя из этой жизни. Вот тебе больничный, вот
билет, вот снаряж... что хочешь делай, но ты едешь!
Сели в поезд 86 Москва-Тошкент. Именно через "О"
поскольку так пишут они и это намного полнее отражает суть
вещей. Сев в поезд сразу стало понятно почему поезд называется
"веселым"... Все полки, багажные ящики, а в купированном вагоне
их ей богу немного, были забиты разным барахлом. Как
выяснилось позже вентиляционный проход и один туалет были
забиты коробками тоже. Если Вы когда-нибудь ходили в водный
поход, то знаете, что драйбеги водников несвободны от любви к
пространству. Однако "в любой переполненый трамвай всегда
влезет еще одна старушка" и рюкзаки как-то ужились с местной
сгущенкой и коврами. Поехали... На террирории братской
республики КАЗАХСТАН скорый поезд превратился в трамвай
местного значения. Местное население лежало в три ряда
прижимаясь к дырочкам двери нашего купе. Было за сорок, но
поскольку вентиляция была плотно заставлена сгущенкой, весь
воздух от кондиционера шел к нам в 1 купе и приходилось одевать
пуховочки... Азия! ...Но Азия обожгла сухой "прохладой" в
Тошкенте. Как-то никто не встречал. Я начал волноваться, да еще
у Леночки разболелся зуб и нужно срочно ехать к врачу.. а
машины нет. Обежали мы с Мосевым вокзальчик и... вот навстречу
идет Мосев два. Ну точь в точь, только побольше. Э-э-э Братан.
Уф с зубами проблемы будут решены, а вот и машина с характерным
передком. Не обманули узбеки, приехали. С опозданьицем но
все-таки.
Ну теперь все... Мосевы с Леной в Волгу и к
з-зубо-дробилу, остальные в ГАЗ66 и на рынок. Там встретились,
дождались полуденного зноя и поехали в горы. И зачем я только
залез в кабину. Слева мотор, справа дверь, впереди раскаленная
ручка. Через стекло мое тело нежно ласкают теплые лучи
азиатского солнца, через форточку слизистые носа мерно
услаждаеют мелкодисперсионные частицы азиатского КАЛАрита,
наконец водитель мой некурящий организм ублажает мягким
ароматом едкого дыма дешевых папирос. Азия!
Ну вот и горы, "мама, лучше бы я умер маленьким". В гору
едем медленно с горы разгоняемся, зачем тормоза, подъем
затормозит. Дорога хорошая... то песочек, то бульники размером
с колесо, особенно впечатляют мосточки через притоки. Эдак
бревнышки побросаны на два потолще. Машина гудит, бревнышки
крутятся, хорошо! А тут выясняется что у машины аккумулятор
сел. Ну что делать беру ручку и пошел крутить... Азия! Выше
слияния рек Майдантал и Огаинг дороги нет. Да вдоль Майдантала
нет, но вдоль Ойгаинга есть, по крайней мере вдоль Бешторского
пролива..
Бешторский пролив глазами каякера с высоты катамарана.
Теперь, после прохождения, скажу однозначно, Бештор нужно
идти сильной группой из 5-6 каяков с береговой машиной и
рацией. На простых участках раскатываться и страховать, причем
страховка нужна двойная для людей и судов. Либо вообще не
заморачиваться, и идти на взаимо-само-страховке, полагаясь
только на идивидуальное мастерство. Идти можно все, кроме
участка в 5 завале. Можно, конечно и его пройти, но это для
особо одаренных?
И так. Помня, Юриновские предупреждения, о больших
пешеходных перегрузках, я решил поставить базовый лагерь сразу
в районе 1завала. Затем с пустыми судами подняться выше и
начать сплав. Для начала раскатиться. Парни сходите в низ
посмотрите что там, попросил я своих. Сходили...
"Задница",говорят. Ну ладно тогда чалимся у лагеря или 50м
ниже. Пошли... А река несет, и камней хватает. Прыгнули,
увернулись, повернули. Пустой катамаран - это не груженый
катамаран! Еще раз занесли. Нормально вода сложная, но
немощая. Не спи и все получиться. Люблю такую воду...
И так утро. Черный шаман накликал тучи. (у нас в группе
есть два шамана Черный - вызывающий снег, и белый - я, у
которого всегда светит солнце). Дул пронизывающий ветер,
вот-вот пойдет снег. Взяли катамараны, обед и пошли... Нас было
10 человек, из них 3 девчонки. Дойдя до сложного участка
(думаю, что это 1завал) мы решили два судна оставить и нести
выше только 3. Сейчас я считаю это ошибкой, поскольку речка
выше проще и все бы ее успешно прошли. Но висящий на горбу
катамаран, провоцирует подобные решения, особенно когда ты
несешь его вверх. И так мы шли, становилось все холоднее,
характер реки не менялся. Наконец горы раздвинулись и мы
увидели, или нам показалось, верхнюю долину. Река плохо
подходила описанию. Порог-сплошной порог, иногда чуть сложнее.
Поэтому от описания мы решили отказаться и идти сами. Было
очень холодно, а характер реки не менялся, и мы решили начать.
До порога "Миша" я думаю мы не дошли. Скажу сразу сплавляться
на катамаране вниз намного приятнее, чем тащить его наверх.
Первые участки реки я шел по берегу с кинокамерой, снимая, как
парни лихо маневрируют, между камней, выполняя довольно сложные
поперечные смещения. Местами в бочечках катамараны
приподнимало, спать нельзя, нельзя. Кильнешься - только ущи
доедут. Вообще название "стиральная доска" как нельзя лучше
походит для этой реки. Местами доска усложнена вздувшимися
буграми в виде огромных камней лежащих на пути.
Поменялись. Веду репортаж непосредственно с катамарана. Ой плюхнуло, а
водичка то холодная. Как падает, а с берега проще казалось. Вправо, влево,
вниз. Отличный сплав. Наконец характерное место. Локальный 1.5м слив в
бочку и за ним галечная отмель. Вот здесь и покатаемся. Уставшие путницы
с радостью оседлали катамараны и пошли купаться. Замечательная речка.
Особенно если не думаешь что за поворотом. А за поворотом был участок,
который мы для себя охарактеризовали как "1задница". По описанию, вроде
как 1завал с предыдущим порогом. Страховка поставлена, фотографы тоже...
Пошли. О-о катамаран упал в бочку, не пробил и Под водой потащило назад
под слив, два носика и две ручки рядом с ними торчали из воды. Какое
напряжение. Ребята легли на баллон и заглубив у носа весла, держались за
придонную струю. Грести в такой ситуации бессмыслено, так как это
преведет к тому, что кат поставит лагом к сливу и перевернет.. Я
почуствовал через глазок кинокамеры напряжение... и кат всплыл.
Следующий сложный слив. Разгон-прыжок, завес уход в сторону, для захода в
следующие ворота. Прекрасный сплав. Беру весло иду наверх.
Катамаран 2-ка отличается от каяка, во первых тем что на
нем два человека, а во вторых тем что не пролезет в
спасительную канализацию. Леша, идем как на трассе. С Лешей я
ходил одно время на каноэ-двойке. Пока есть скорость бочки не
страшны и всегда есть возможность для маневра. Гоним...
Вправо, вдоль камня, налево обратные ворота, а вот и она.
Гребок, чего-то я не заметил эту бочку... А вот еще..., прыжок,
водой хватает за мой баллон и разворачивает судно. Сели на
бочку. Хреново быть статистом, пробую работать на перехвате
между баллонов.. Ну и вот спасительная суводь. Непереводимый
итальянский фольклер. А впереди еще более сложный кусок.
Проходим и получаем удовольствие. После свободно сплавляемся по
теперь уже "простым" шиверам. И вот долгожданная призовая дыня.
2 завал мы назвали "задница2" и "задница3". Из-за
неудобного выхода к дороге и отсутствия времени я запретил
парням прохождение "задницы2". Прохождение "задницы3"
смотрелось ничуть не хуже прохождения порогов в буржуйских
видео фильмах. 2-х метровые сливы следующий один за другим,
хорошие держащие бочки и, наконец, поганые камни, на которых
можно оставить раму.
Между 2 и 3 завалами находятся классные пороги, или один
длинный порог, ну очень приятный. Он не позволит "чайнику" уйти
безнаказанным и не заставит "мастера" проливать горькие слезы.
Вода сложная, но не дурная. Если ты можешь сделать маневр, то
ты его сделаешь, если нет, то ты сделал большую ошибку, что
вообще сюда сунулся. Мы сунулись и не жалеем.
3 завал - "Хамелеон" Сверху смотришь. Все труба, обнос
однозначно, спускаешься вниз и понимаешь, что прижима к скале
нет, а с каменной горы, ты прекрасно скатишься. Катамаран идет
по камням. Для каяка еще проще, совсем необязательно идти по
основной струе, можно прекрасно поработать сантехником,
прижавшись к бережку...
За завалом опять порог, заканчивающийся 3 метровым
водопадом. Здесь нас застала ночь и, оставив суда, мы
спустились во 2 базовый лагерь ниже 4завала. Здесь пасека и
дорога подходит к реке, слева впадает руч.Бештор. Пасечник
оказался знакомым. Работая на одного из НУ(новых узбеков),
раньше он стоял в саду на Найзе, на Чаткале, где росли
изумительные продолговатые яблочки. Зашли в гости, принесли
"микстуру", 1сентября у них как-никак праздник. Поели местной
каши из маши, поговорили, помедовали, вообщем замечательно
провели время.
Прошло 5 дней и 2 питерской группе уже пора было
появиться на дороге. Сложили тур, решили прикинуться лесниками
и снять с парней дыньку. И вот поутру, появился заветный
автомобиль. Оттуда, в ореоле пыли, появились знакомые кривые
лица. Встреча на Эльбе состоялась. Но лесников из нас не
получилось. А у них получилось :( Особенно когда из кабины
выполз держась с заголову шакалистого вида таджик в егерьской
форме. "Кто старший? ... какой базар-вокзал... документики...
разрешение" Вообшем спасибо нашиму министру иностранных
сношений, Мосеву Сергею, всего за 80тыс.руб отбрехал.
Но завтрак съеден и пора лягушкам в воду. Да видно день
не наш был, приключения не закончились. До водопада доехали без
проблем, да и что-нам автобусы в русле, после верхних то
порогов. 1катамаран прыгнул водопад удачно, даже наверно
слишком удачно... Водопад из себя представлял отвесный слив
высотой чуть больше 3 метров у правого берега и 2.5 у левого,
кромка слива вогнута к середине, вся вода падает в нишу, в
середине которой стоит пульсирующий гриб. Выход из ниши
наполовину закрыт камнем под который течет вода. Катамаран 2
долго обсуждал этот момент, течет вода под камень или не течет.
Но посмотрев на первых, решили выпендриться и прыгнуть с
высокой части водопада, крутя веслами в воздухе. Все было как
в книжке. Прыгнули, даже не утонули, лагом к камню и к верху
килем. У камня оказалось не глубоко, ну по грудь где-то,
катамаран прям с берега Мосев поймал. Весело... Хорошо что
мелко, водичка то под камень течет...
"3 раз закинул старик невод..." 3 катамаран пошел прыгать
у левого берега, дабы не так как 2. Зашли очень не удачно и под
сливом перевернулись. Им путь в порог преграждала только
страховка. От брошеного спасконца кильнувшиеся удачно
увернулись, мимо страхующего ката почти проплыли... Но нет не
упустит рыболов рыбку, не веслом так баллоном по каске проедет.
Ушли ребятки, оторвало, разбросало... Хреново я Вам скажу быть
статистом! Никому не желаю.
Так дело вот в чем было, недоговорился Фома с Еремой, кто
тянуть, а кто ставить будет, и полетели клочки по закоулочкам.
Страхующие на простом участке давали потерпевшим встать, хотя,
уж затолкать могли бы; а те имели место думать, и встать
попробовали там, где, вообщем, и толкать уж не имело смысла.
Короче оторвало их, девчонка пошустрей была и быстро в
спасительную суводь заскочила, а парень, тот каякер был, и спас
имел на 3.7 литра. Шел Лешка под водой, под страхующим
катамараном, по дну наверно шел, ища придонную струю. Но
помогли, сквозь толщу воды, увидел он спасительную трубу,
схватился... Катамаран застрял в заходной шивере 4-го завала...
...Устало скинул катамаран в суводь, ниже 4завала и
забрался на камень посреди реки. Через некоторое время ко мне
присоединился Мосев. Сидим ждем Ребята наверху готовятся к
прохождению. Выходной слив буквой Zю, сверху, с автомобильной
дороги, казался простым и проносным. Отсюда он смотрелся
несколько иначе. Все вода отражаясь от левого берега била в
правый через периодически оголяющийся камень, затем вторично
отразившись от правого, валилась вниз, слева от наводного
камня, расположившегося в 4-х метрах под сливом. Общий перепад
в сливе метров 5, но неотвесных. Ребята наверху были спокойны,
они этого не видели. Вспомнив, что у нас нет рации, и прикинув,
что добежать я все равно неуспею, я тоже раслабился...
И вот забелел корпус катамарана, мы привстали. Ребят
бросило налево, затем, повинуясь струе, направо и посадило на
камень у правого берега. Ребята перекурили, сделали качок и
свалившись вниз, умудрившись уйти от камня под сливом под
правый берег. Отличный катамаран сделал Тритон, да и прокладки
между веслом и сидушкой ничего! Позже выяснилось, что
"заседание" на камне им стоило 2-х книц. Но это мелочи. Остаток
реки до базового лагеря мы пролетели не заметив. Хотя участок
весьма интересен, требует маневра и умения определять линию
движения с воды.
Переночевали. С утра первый раз привязали рюкзаки к
катамаранам. От 4-го до 5-го завала, перерыв, можно идти с
вещами. Не обошлось без курьезов. "Братаны", такое название
получил экипаж 2катамарана, первым перевернувшимся на водопаде,
снова нашли камень и почти на ровном месте перевернулись.
Правда сумели поставить с такой скоростью, что последующие
катамараны решили, что они чалят группу и начали
чалиться... наживая себе проблемы.
К 5-тому завалу доехали быстро. Описание кстати вошло в
соответствие с речкой. Действительно серая морена на левом
берегу хорошо видна. Все обносят катамараны по дороге правого
берега и правильно делают.. Мы не искали легких путей и
обносили по левому. Правда обнос по левому берегу провоцирует
сесть на кат. значительно раньше... Но плохо там, камней много,
воды мало... Основное место находится на левом повороте реки,
слева морена, справа ручей. Река завалена огромными камнями.
Проходы между ними узки и извилисты, часто всего в ширину
катамарана. Проходов для ката я не увидел, для каяка есть
лазейки, но у меня желания пройти это препятствие тоже не
возникло. Непонятно как спасать, если что. В другую воду, может
его и ходят:-). Во всяком случае дюралевую лопату, на высоте
1.5м от уровня воды, я вытащить из песка не сумел... Жаль,
прийоновские, рязанские и пр.пластиковые и деревянные весла,
плохо подходят для приготовления бани
Ниже завала тоже есть пороги, но они идутся с вещами и на
фоне завалов впечатления не производят...
Пскем
Красивая речка Пскем. По своему красива. Единственно жаль
узбеки, устроив национальный парк, совершенно не подумали о
водниках. Могли бы камешки немного раздвинуть и указатели
повесить. Начало Пскема простое. Вода, наконец-то голубая, а
то все белая да белая... Местами в русле попадаются "большие"
камни, но это пока они кажутся большими, спустя пару дней мы
действительно увидим большие... А пока, почитывая описание,
смеемся над Карасевым, у которого описание каждого порога
начинается словами "реку перегородили огромные глыбы". Как
выяснилось позже он был недалек от истины. Но это позже, сейчас
мы любуемся вечным снегом вдоль ручьев, причудливыми гротами,
вымытыми в конгломератных берегах. Камни в русле, странные,
даже камнями их назвать, язык не поворачивается. Скорее это
черный бетон, где в качестве наполнителя использовали среднего
размера морскую гальку.
Первый порог достойный внимания - номер четыре. Речка
немного наклоняется, вода ускоряется, образуя серию бочек.
Самое неприятное, это скала левого берега, куда не то чтобы
прижимает, но попадать не хочется. Чем-то он мне напомнил
чаткальский порог "Пьедистал", длиной наверное:) Проехали мы с
вещами, особых трудностей невозникло...
Следующий порог "Штольня". Это действительно самое
сложное препятствие на реке Пскем. Не обманули нас те, кто
говорил это. Ориентиров у него масса, кстати самый неяркий
именно тот, который был у нас в описании... Остатки домика и
засыпаная штольня на левом берегу... Штольни давно уж не видно,
а увидив домик с воды, считайте что порог наполовину пройден..
Так вот действенными ориентирами являются левый поворот реки и
отдельно стоящая, невысокая гора на правом берегу... Любой, кто
был в горах, скажет что отдельные горки внутри ущелья, вещь
черезвычайно редкая. Для едущих по дороге, тоже классный
ориентир... Ручей, брошеный яблочный сад и недостроенный
каменный дом.
Ориентируясь на расказы бывавших здесь людей, мы
переодевшись, влезли в лямки мокрых рюкзаков и оставив
катамараны двинулись вниз по реке. Друзья не ешьте диких яблок
- они не вкусные. Идя по дороге мы настойчиво пытались
разглядеть непроходимый участок, но не нашли... Более с дороги
мы вообще не углядели ничего особливого, чего бы не прошел
смешаный катамаран. Как показали дальнейшие события - самого
сложного участка реки просто не видно с дороги, он закрыт
серо-синей полкой.. Чуть ниже безымянного порожка под скалой
левого берега, перед самым прижимом под скалу правого берега
есть прекрасное место для стоянки с родником и зарослями
ежевики... Видимо все туристы здесь и встают, встали и мы.
Впервые ночью было реально тепло. Народ развалился под
огромными деревьями и душевно выл на луну... Группа готовилась
к прохождению.
Настало утро. Было принято тактическое решение идти
"Штольню" наплывом, кусками с взаимостраховкой. Порог
начинается просто. Потом чуть сложнее, фактически прохождение
сводится к поиску места чалки и сплава до него. Ошибка в
оценке своих сил легко приведет к плачевному результату. Вот
наконец справа впадает ручей. Здесь река хорошо завалена
камнями, но проходы еще есть, ниже 60 метров быстротока и река
загибается через каменную гребенку куда-то вниз. Для
прохождения подобных мест хорошо быть холостым и не иметь
детей. Смотрю на парней? Чего? проходить собираются... Ну уж
нет пулемета я вам не дам, не хочу смотреть в лица их
близких... Извиняй парни, Sorry... За каменной горкой порог
продолжается, бочки здесь уже не Ойгаинговские, держат и кидают
что надо. С другой стороны река шире, работаешь с водой, а не с
камнями.
"Не с камнями" - ха-ха-ха. сказал голубоглазый Пскем.
И... после "Штольни" начались каменные лабиринты. Едешь по
речке, вдруг бац перед тобой каменюга в три автобуса, ты от нее
по основной струе, а тут бац еще один, затем еще. Куда ехать,
где проход, хорошо водичка медленно бежит. Вообщем до 15
порога (Ворота) Препятствия носят именно такой характер.
Позже, вернувшись и посмотрев еще раз фильмы, присланные
Васильевым Александром, я Пскем не узнал. Сумашедшая коричневая
вода, валы какие-то и т.п. Так что Пскем весной и осенью разные
речки.
Где-то ниже поселка Пскем, но не доезжая порога "Ворота",
есть место особенно врезавшееся в память. Река течет в красном
глиняном каньоне. Иллюзия Марса, реально. Красный ландшафт и
черные каменные грибы... Такого я еще не видел.
"Ворота" - замысловатый порог на левом повороте. Явно две
ступени. В нашу воду, гряноватые сливы. В первом сливе внизу
стаял петух. Естественно возник базар - есть там камень или
нет? Покидали камешки, вроде нет... Идем, заходим на слив, а
сам подспудно в сторону от петушка правлю и точно есть
камешек... У одного из наших катамаранов, после прохождения
петушка, весьма причудливой первая поперечина стала. Они ее
долго потом разбирали :) Два жлоба упершись друг-друга крутили,
вертели. Потом подошла девушка, топориком постучала, поперечина
и распалась.
"Слив". Порог сразу за воротами. Мечта любого каякера
занимающегося родео. Хорошая чистая глубокая бочка с безопасным
выходом. И почему в Лосево нет такой :( Один из катамаранов
все-таки перевернулся. Красиво так, через кормовую свечку...
"Тепар". Вот и опять таскать катамаран. Ловить в нем
нечего, разве красивую стоянку в тишине и вдали от воды. А
место красивое, особенно ниже порога где с двух сторон впадают
два ручья. Левый ручей где-то в шести метрах над поверхностью
воды отрывается от своего каменного ложа и переливаясь на
солнце отвесно падает, а посредине реки как всегда стоит дом.
От "Тепара" до "Чарвака" быстрого ходу 2.5 часов. Все
пороги читаются с воды, попадаются весьма приличные бочечки...
По Чарвакку утром дует попутный ветер, днем и вечером -
встречный. Конечно мы гребли во второй половине дня.
Встали на левом берегу в местном яблочном саду. Сторожа
"пристали" сразу, принесли рыбку, виноград. "Деньги давай ..
Деньги давай" Азия... Никогда не расчитывайтесь в Азии вперед,
только по уходу.. И как я забыл это правило. Налил ребяткам,
так их потом "убивать" пришлось... Ох уж эти аборигены. Правда
хозяин сада плов сделал, салатик там... Извинялся всячески...
Наутро нас ждала машина, доставившая в славную азиатскую
жемчужину город Ташкент, на не менее славное место - дачу
двоюрдного брата Мосева...
[skiped]...
Водника легко определить по рюкзаку, большие они, а когда
тебе подвозят полностью забитый дынями прицеп легковушки - это
уже не смешно. В Ташкенте вокзал огорожен и на каждом входе
стоит !Узбек! Но их беда в том, что вокзал огорожен решеткой,
между прутьями которой проходят не только дыни... ...в
Азиатских походах, в аптечке обязательно должно быть достаточно
бисептола, цифрана и им подобным средств....иначе умрешь
засранцем
Связаться с программистом сайта.