Она'99
Активный туризм:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь]
Оставить комментарий
© Copyright lib.ru
(petr@rusf.ru)
Обновлено: 04/02/2003. 44k. Статистика.
Отчет. Водный:Сибирь средняя
, 4 к/с
, К2
Маршрут: г.Н.новгород - г.Москва - г.Новокузнецк - г.Абаза - 311/105 км трассы Абакан-ак-довурак - р.Она - р.Абакан - г.Абаза - г.Новокузнецк - г.Новосибирск - г.Н.новгород - г.Москва.
|
|
|
|
Она'99
---------------------------------------------------------------
From: Карпович Сергей (alfa@nts.nnov.ru)
Date: 12 Sep 1999
---------------------------------------------------------------
"А отдыхаем мы хорошо,
Только устаем очень!"
ОТЧЕТ о походе группы туристов из городов Дзержинска Нижегородской
области, Нижнего Новгорода и Москвы по рекам Она, Абакан
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ
Категория сложности - IV.
Нитка маршрута : г.Н.Новгород - г.Москва - г.Новокузнецк - г.Абаза -
311/105 км трассы Абакан-Ак-Довурак - р.Она - р.Абакан - г.Абаза - г.
Новокузнецк - г.Новосибирск - г.Н.Новгород - г.Москва.
Средства сплава : катамаран "Тритон-2" - 1, каноэ "Скаут" - 2.
Число участников : 6 человек.
Сроки проведения : 2 июля - 18 июля 1999 года.
СОСТАВ ГРУППЫ
Экипаж связки "Скаутов", ниже в тексте именуемой "четверкой" и "Г-В"
(сокращение от "Гржемилека" и "Вахмурки" - имени каждого из судов):
1. Иванчук Остап (1969, Москва) - капитан, лечащий врач
наркологического профиля, "Фельдмаршал".
2. Пронченко Андрей (1968, Дзержинск) - дублер капитана, кок, главный
охотник, "Инженер".
3. Ефимов Дмитрий (1969, Дзержинск) - матрос, специалист по вязке
каркаса, "Джон".
4. Ежов Александр (1968, Дзержинск) - матрос, специалист по самосплаву,
"јжик".
Экипаж "Тритона-2", ниже в тексте именуемого "двойкой" и "Мамаду":
5. Курносов Илья (1968, Дзержинск) - ответственный за имущество,
главный ремонтник, "Интендант".
6. Карпович Сергей (1961, Н.Новгород) - штурман, формальный
руководитель похода, штатный скептик, главный матершинник, "Карпыч".
ВЫБОР МАРШРУТА
Обоснование очень простое: Север Европейской части уже надоел; рек,
более сложных, чем Кутсайоки (где мы были прошлым летом), там нет;
захотелось побывать на нормальной горной речке. Прибайкалье мы отмели ввиду
ограниченности времени (2 недели) и дороговизны заброски самолетом; Алтай
показался сложноватым, да и автомобильная заброска там значительно длинее (а
это те же "бабки"). Еще мы установили для себя ограничение по пешему
переходу - не более 30 км (небольшие мы любители этого дела). Так появилась
идея сходить в Западный Саян.
ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
02.07.99 - отъезд из Н.Новгорода в Москву;
03.07.99 - отъезд из Москвы в Новокузнецк, соединение с основной частью
группы в Арзамасе;
06.07.99 - прибытие в Новокузнецк, отъезд в Абазу с пересадкой в
Аскизе;
07.07.99 - прибытие в Абазу, заброска на 311/105 км шоссе Абакан -
Ак-Довурак, начало пешего перехода через перевал;
08.07.99 - продолжение пешего перехода до р.Она, сплав, стоянка ниже
порога "Каратошский";
09.07.99 - сплав до порога "Косые ворота", стоянка перед ним;
10.07.99 - завершение сплава по Верхней Оне, стоянка после порога
"Бобслей";
- сплав до впадения Большого Она, стоянка немного ниже;
- сплав ниже Малого Анзаса, стоянка перед началом мощных шивер;
- прохождение Нижней Оны, стоянка между двух ручьев;
- сплав по р.Абакан до Абазы, отъезд в Новокузнецк;
15.07.99 - прибытие в Новокузнецк, отъезд в Новосибирск;
16.07.99 - прибытие в Новосибирск, отъезд в Н.Новгород, Москву;
18.07.99 - прибытие в Н.Новгород, Москву.
ЗАБРОСКА - ВЫБРОСКА
1. 2 июля - 21.15 поезд No45 "Нижний Новгород - Москва". Прибытие в
Москву 03.07.99 в 05.28.
2. 3 июля - 15.50 поезд No32 "Москва - Новокузнецк". Прибытие в
Новокузнецк 06.07.99 в 05.47.
3. 6 июля - 16.25 поезд No696 "Новокузнецк - Абакан". Прибытие в Аскиз
07.07.99 в 00.45.
4. 7 июля - 02.15 поезд No664 "Аскиз - Абаза". Прибытие в Абазу в
04.25.
14 июля - 18.45 поезд No663 "Абаза - Новокузнецк". Прибытие в
Новокузнецк 15.07.99 в 07.07.
15 июля - 17.05 поезд No605 "Новокузнецк - Новосибирск". Прибытие в
Новосибирск 16.07.99 в 02.05.
16 июля - 08.00 поезд No91 "Лена - Москва". Прибытие в Н.Новгород
18.07.99 в 03.43, в Москву - в 10.50.
Время в этом параграфе - московское.
Заброска на маршрут получилась очень непростая. Первоначально, мы
планировали лететь из Москвы в Новокузнецк самолетом, но к моменту покупки
билетов тариф вырос с 980 до 1600 рублей, и мы посчитали, что это
дороговато. Следующей проблемой было то, что поезд "Москва-Новокузнецк"
ходит через день, и в день приезда в Новокузнецк прицепной вагон
"Новокузнецк-Абаза" не идет, т.е. необходимо делать пересадку ночью в
Аскизе. Последней неприятностью было то, что билеты на поезд
"Москва-Новокузнецк" в Арзамасе (ближайшая к Н.Новгороду и Дзержинску
станция по маршруту следования поезда) продают только за 2-3 дня до
отправления, что довольно рисковано. Пришлось купить билеты из Москвы, и мне
с ними на день раньше ехать в Москву.
Обратные билеты были приобретены заранее, но маршрут мы прошли быстрее,
чем планировали, поэтому их пришлось сдать. В Новокузнецке в день
отправления билетов на прямой поезд не было, поэтому делали пересадку в
Новосибирске, где поездов на Н.Новгород, Москву больше.
ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ
Жаловаться на погоду в этом походе - грех! Все время было тепло: днем
+25, ночью +15. В первой половине дня - ясно, ближе к вечеру
-непродолжительный дождь, обычно с грозой. Затяжных дождей не было. И на
"пешке" хотелось, чтобы было попрохладнее, а после натягивания "гидры"
приходилось сразу плюхаться в воду, дабы не испечь организм.
ДНЕВНИК ПОХОДА
2 июля
Начало похода было совершенно нехарактерным: совсем один, без
привычного тяжеленного рюкзака, только небольшой полупустой пакет. И лишь
толстенная пачка ж.д. билетов (40 шт.!!!) в кармане напоминала о том, что
путь предстоит очень неблизкий - до Абазы и назад. Перед отправлением поезда
на вокзале встречаю знакомого:
- Что, на пикник собрался?
- Да.
- А далеко?
- В Саяны.
- Куда ?!...
А предыстория была такова. Мы долго и нудно переносили сроки похода и
средства доставки до цели. Когда все утряслось, оказалось, что кто-то из нас
должен поехать в Москву, дабы наши места оттуда не были распроданы (или, в
лучшем случае, разбросаны по всему вагону), пока поезд идет до Арзамаса, где
должна подсесть основная часть груза и экипажа. Увы, но наш москвич
Фельдмаршал, ввиду производственной необходимости, летел в Новокузнецк
самолетом. "Телефонное право" ненавязчиво решило, что этим счастливчиком
должен быть именно я, как особь, наименее обремененная всяческими заботами и
которой будет полезнее других проспать в поезде дополнительную ночь, проехав
лишних 800 км. Мне дали установку, чтобы до Арзамаса сильно не набирался,
т.к. без меня их в паровоз не посадят. Я же решил, что еще посмотрю на их
поведение, и, ежели чего, скажу, что никого не жду. Шутка! В компенсацию, у
меня изъяли рюкзак, а точнее я сам приволок его в Дзержинск в последние
перед отъездом выходные.
3 июля
В Москве меня встретил Фельдмаршал, и полдня мы тихо попивали пиво,
пытаясь настроиться на предстоящий поход. Получалось плохо. Радовало, что
удалось купить бутылочку любимого мной, но весьма редкого теперь пива
"Монарх 10,5".
Когда при посадке на фирменный "Москва-Новокузнецк" проводницы узнали,
что у меня 5 билетов, а до Арзамаса я поеду один, их радость не знала
границ. С этого момента я стал почетным пассажиром своего вагона. Меня
заверили, что с сохранением мест проблем не будет. Чай, кофе или что еще -
пожалуйста. "Что еще" у меня было с собой, и всю дорогу до Арзамаса я под
стук колес попивал "Монарх", трепался со случайными попутчиками (а скорее
попутчицами), временно занимавшими наши места, и поглядывал в окно на сизые
от дыма пожаров подмосковные леса. Время пролетело быстро.
Наконец, Арзамас. Загрузка прошла, на удивление, гладко. Даже по поводу
объемов багажа никто не сказал ни слова. Обсудили транспортные впечатления:
я - свои (естественно негативные), они - свои (тем не менее, позитивные).
Джентельмены добрались из Дзержинска до Арзамаса на предварительно
зафрахтованной "Газели" за 2,5 часа без каких-либо приключений. Дальше - еще
по стаканчику и спать.
4, 5 июля
Описывать времяпрепровождение в поезде - занятие неблагодарное. Кости,
карты, по многочисленным просьбам - шахматы (выдрал всех желающих, в том
числе других пассажиров), еда, напитки, на стоянках - проминаж с закупками,
и так по замкнутому кругу. Кто-то дрыхнет, как сурок. Из позитивного, начал
обучать экипаж игре в преф.
6 июля
Утро. Постепенно приходит осознание того, что почти приехали, и скоро
можно будет походить по нашей планете. И в вагоне, и за окном жарко. На
подъезде к Новокузнецку - много больших луж. Да и речушка вдоль полотна
бежит достаточно полноводная. Это радует. На вокзале нас должен встречать
летевший самолетом Фельдмаршал. Прибыли! Уфф... На пероне никого. В голову
начинают закрадываться нехорошие мысли. Отгоняя их, приступаем к выгрузке
баулов. В это время по станционному радио делают объявление, из всего смысла
которого в сознании остается только слово "Дзержинск". Неужели здесь тоже
есть город с таким названием? Делаем паузу, чтобы перевести дух и послушать
еще раз, но тщательнее. Выслушав, начинаем ржать на всю платформу. Дословно:
"Группа наркологических больных, прибывших из Дзержинска на лечение! Вас
ожидает лечащий врач в ресторане вокзала." Понимаем, что с Фельдмаршалом все
в порядке. Как в воду глядел, мерзавец! А через несколько минут появляется и
он сам, и начинает описывать, как подавал объявление, и с каким серьезным
видом дикторша его читала.
Заглянули в камеру хранения, чтобы взвесить и оставить рюкзаки. Итог
после перетряски для выравнивания веса - 41 кг на нос. Интендант был жутко
горд тем, что в мой рюкзак запихнул катамаран, мои вещи, спасконцы и кое-что
еще. К сожалению, в наших последующих планах произошел сбой. Первоначально,
мы планировали посещение бани, но во всем Новокузнецке нам не удалось найти
такой, которая работала бы по вторникам. Дело кончилось пешим знакомством с
городом, во время которого наш новоявленный доктор периодически прописывал
экипажу лечебные дозы. К вечеру все чувствовали себя изрядно отдохнувшими.
Абаканский поезд выглядел изрядно обшарпанным, но зато вовремя покинул
Новокузнецк. Мы двинулись дальше. Как я уже упоминал ранее, как раз сегодня,
как раз кстати, прицепной вагон к этому поезду до Абазы как раз и не идет.
Поэтому, предстоит ранняя выброска в Аскизе. Несмотря на это, вагонные
бдения продолжались допоздна.
7 июля
Аскиз. Раннее утро. Пустынно, прохладно, сонно. После полутора часов
ничегонеделанья объявили посадку на поезд Аскиз-Абаза, который при ближайшем
рассмотрении оказался маневровым тепловозом с одним (!) вагоном, в билете
почему-то имеющим номер 15. Туристов больше нет. В вагоне все сразу тихо
"отъехали" и спали до самой Абазы.
На пероне нас встретили извозчики: до 105-го - по 120 рублей с носа.
По-божески. За "Ниву" и 6-ку заплатили в сумме 700 рублей. В магазине на
привокзальной площади затарились свежим хлебом, колбасой и всякой приятной
мелочевкой и поехали. На заправке в Абазе 92-й бензин по 4-90, зато есть в
наличии.
Въехали в горы и сразу позабыли утомительность заброски сюда: красота,
погода отличная, дорога серпантином вьется по перевалу. Местные сказали, что
затяжные дожди закончились дня три назад, так что вода должна быть высокой.
Так оно, в последствии, и оказалось. Туристический сезон только начался,
поэтому групп немного: 1-2 в неделю. Отношения с Тувой последние годы
спокойные, но машин на трассе мало. За все время движения встретили 2-3
бензовоза и больше ничего. Посмотрели по дороге Большой Он. Воды для сплава
все равно маловато. Видимо, в принципе, несплавной приток. До 105 км
добрались с комфортом за 2 часа, но там наткнулись на неприятность: идет
ремонт дороги, и весь 105-й километр завален 20-сантиметровым слоем горячего
песка с варом, который разравнивает грейдер. Кое-как перебрались через него,
стараясь не испортить обувь.
Наконец, остались одни, перекусили и стали готовиться к "пешке". Вышли
в начале первого. Тропа в низине и на перевале сильно сырая. Местами, прямо
по ней текут ручейки, хотя это даже удобно - и ноги освежает, и идти можно
не по грязи, а по камешкам в русле. Солнце палит, как дурное, поэтому на
перевал влезли изрядно взмокшие. Подъем занял 1,5 часа. На седловине
сохранились отдельные снежные пятна. Сверху открылся замечательный вид на
горы и долину ручья Курукуль. Передохнули, перекусили и пошли дальше. Точнее
не пошли, а поползли. Тропа на этой стороне еще более сырая, а ручейки более
полноводные, поэтому очень скользко. Кое-где на спуске понадобилась помощь
пятой точки. После выхода к Курукулю встали на обед. Вода в ручье очень
холодная и вкусная. Комаров почти нет, но местами "достает" мошка и слепни.
В конце спуска с перевала встретили двух туристов с катом. Они, ввиду обилия
снаряжения, шли перевал в три (!) ходки. Бедолаги! Обещали встретиться с
нами на реке, но больше мы их не видели. После обеда продолжили движение
вдоль ручья. Один раз потеряли тропу при переправе, но быстро нашли на
другой стороне. Тропа отчетливая, но сильно заросшая, видимо слишком мало
ног топтало ее в этом году. По-прежнему, очень жарко, а в зарослях и душно.
В девятом часу вечера выдохлись окончательно. К счастью, в это время на
высоком правом берегу чуть в стороне от ручья встретилась хорошая стоянка с
избой. Здесь и осели. Единственный ее недостаток - далеко до воды: ручей в
стороне, но чуть ниже стоянки в него впадает правый приток. Через некоторое
время подошел местный охотник с сыном, и мы уступили им избу. Охотник
сказал, что вдоль Курукуля мы прошли около половины дороги до Оны. Вечером
обсуждали, идти ли на Каратош. Все изрядно устали, поэтому решили
посмотреть, в каком состоянии дойдем до Оны и затем принять окончательное
решение. Природа, однако, распорядилась сама, нас не спросив, но об этом
чуть ниже. Сегодня ЧХВ 4,5 часа.
8 июля
Утро трудного дня. Тело будто ватное. При мысли, что идти еще почти
столько же, веселей не становится. Около 10.00 вышли. Правда, после ночи
удалось взять более резвый темп: 30-40 мин - переход, 10-15 мин - отдых.
Местами тропа идет по каменной осыпи, где приходится быть крайне
осторожными. В низовьях ручья тропа заросла еще сильнее, чем в верху. Воды в
ручье стало значительно больше (для сплава все равно недостаточно), а броды
- сложнее. За переход мы форсировали его туда-обратно 4 раза (все лоции
почему-то указывают 3). В 14.00 встали на обед. По нашим расчетам до Оны
оставалось еще 2-3 ходки. Вскоре после продолжения движения тропа стала
забирать вправо, а деревья несколько расступились. Когда мы опять подошли к
ручью, то обратили внимание, что он неожиданно стал намного полноводнее -
можно плыть. С удовольствием побросали поклажу, јжика оставили на стреме, а
сами пошли вперед на разведку. Встретили двух туристов.
- Далеко ли до Оны?
- А это она (или Она?!) и есть!
- !?
Замечательная игра слов получается. Оказывается, когда тропа свернула
вправо, мы срезали стрелку Курукуля и Оны и пошли в сторону Каратоша.
Приятная новость. Туристы оказались пешеходниками. От них мы узнали много
интересного. Перевал они шли неделю назад. Снега местами было по колено
(хорошо, что мы не пошли неделей раньше, как первоначально планировали).
Вода в ручье была такой высокой, что детей на бродах переносили на руках.
Далее они пытались пройти на оз.Позарым, но были вынуждены вернуться, т.к.
бревенчатые переправы на Каратоше и его притоках оказались совершенно
непроходимыми - через верх хлестала вода. При попытках переправиться
неоднократно искупались и что-то утопили. Вода в Оне за последние три дня
упала на 60 см, но, тем не менее, осталась очень высокой. Таким образом, мы
попали почти в весенний паводок. Это довольно забавно в начале июля.
Вернувшись, мы поделились свежей информацией с јжиком и приступили к стапелю
метров на двести ниже впадения Курукуля. Сегодня ЧХВ 3 часа.
Собирая "Мамаду", мы с Интендантом порадовались, что у нашего судна
металлическая рама, а "Г-В" решили, ввиду полного отсутствия подходящего
леса, идти Каратошский порог порознь, а там видно будет. Около семи все было
готово, и в честь этого события начался дождь с грозой. Тем не менее
отчалили. На шивере еще добавился град около 1 см диаметром, а дождь полил,
как из ведра. Было забавно слышать, как льдинки стучат по каске, но на руках
у меня остались синяки. Воды в Оне столько, что никаких проблем со сплавом
нет и в помине - камни залиты, и умывает прилично - и дождь, и река. Сразу
после впадения Каратоша, который вливается двумя довольно мощными рукавами,
пристали к левому берегу. Воды в притоке, однако, значительно меньше, чем в
Оне. Детально разведать его помешал продолжающийся ливень. Осмотрели
Каратошский порог: ничего серьезного не видно. Сначала пошла наша двойка,
затем "Г" и "В" поодиночке. Легко прошли и стали искать стоянку. Вскоре на
правом берегу увидели баню. Зачалились. Как, здесь еще и изба для ночлега
есть!? Классно! Дождь резко прекратился. Выглянуло солнце, начала топиться
баня, готовиться еда, питься водка - наступил полный оттяг. Главная эмоция у
всех - конец "пешке"!
9 июля
Утро проходило под знаменем Железного Дровосека. На походку большинства
членов экипажа невозможно было смотреть без смеха. Просто инвалидный дом на
природе. јжик был похож на участника Первой мировой войны, а Фельдмаршал -
на состарившегося Карлссона. Остальной народ выглядел столь же колоритно. Не
торопясь (не потому что обленились, а потому что быстро передвигаться
невозможно), встали и позавтракали. Джентельмены срубили каркас для четверки
и связали суда. Погода отличная: тепло, ясно. Насекомых немного (кроме
муравьев).
В начале первого встали на воду. Несмотря на габариты, четверка
оказалась более скоростным судном, чем наше, поэтому мы пропустили их
вперед. По нашей воде река представляет собой сплошную шиверу, где более,
где менее сложную. Надежных ориентиров нет, поэтому шли все сходу, стараясь
придерживаться основной струи. Веслом приходилось работать весьма
интенсивно. Над одной из проток в разбоях (левой, по основной струе) нависла
береза. Проходили пригнувшись. Порог "Калибр" опознали, уже находясь в
сливе. Все просто. Даже непонятно, за что ему дали имя - на шиверах
попадаются более сложные участки. Через небольшой плес - начало порога
"Максим". Вопреки лоции, зачалились на правый берег. Это получилось
случайно. Просмотрели слив: поток воды мощный, но прижима вправо почти нет.
Затем - длинная и мощная шивера. Кстати, для фотографирования и видеосъемки
этот берег удобнее, т.к камни, формирующие слив слева,- остров, и добраться
до него с левого берега довольно сложно. Возникла проблема с видеосъемкой
второго экипажа. Решили так: сначала идет четверка, чалится на левый берег,
мы затем тоже переправляемся на него перед порогом, отдаем аппаратуру и идем
сами. Так и получилось. Правда, при попытке зачалиться "Г-В" попали в очень
неприятную ситуацию: правая лодка свалилась лагом с обливняка, а левую
прижало к нему и заклинило. Раму сильно перекосило и грозило сломать.
Пришлось всем покинуть судно и снимать с камней на руках. Затем в порог
пошел "Мамаду". Мы удачно прошли слив и большую часть шиверы (в одном месте
помог сигнальщик, указав лучший проход), но ближе к концу не вписались в
поворот и сели на камень. Снялись с береговой помощью. Последующие шиверы
стали намного мощнее, при полном отсутствии ориентиров. Мы шли все сходу.
Смотреть все равно бесполезно: препятствия протяженные и однотипные, а
чалиться - себе дороже. В какой-то момент четверка "усвистала" вперед и
скрылась из поля зрения, а мы с Интендантом взгромоздились на большой
обливняк (есть сильное подозрение, что это был "Трон"). Снимались при помощи
весел, собственных ног и "какой-то матери" - получилось.
Около 14.30 начала собираться гроза, и возникла мысль о стоянке.
Встретили очень симпатичное место: после очередной шиверы - участок
быстротока длиной метров 100 и далее левый поворот на 90 градусов. Справа в
Ону впадает многоступенчатым водопадом небольшой ручей, а напротив, на левом
берегу - отличная стоянка. Из-за тучи лагерь был развернут минут за 20 -
рекорд, а дождь так и не пошел. Но это даже неплохо. Пообедали, малость
приняли, затем каждый занимался, чем хотел. јжик и Джон заснули, Интендант
стал смотреть матчасть, а когда мы с Фельдмаршалом искупались, подкараулил
нас в неприличном ракурсе с фотоаппаратом. Инженер же взял ружье и тихо
исчез. Я прошелся вниз по реке и обнаружил, что до "Косых ворот" мы не дошли
200 метров (на левом повороте сначала небольшой сливчик, а потом простая
шивера, плавно переходящая в порог). Это удачно, сходу его идти не хотелось.
Инженер отсутствовал довольно долго, и мы начали беспокоиться. Правда,
то здесь, то там доносились отзвуки выстрелов. Наконец, около 19.00 он
появился и, тяжело дыша, что-то бросил в траву. Глаза у него блестели.
Разглядев добычу, мы решили, что это кабарга. Выпили за успех, и Инженер
рассказал, что сначала он ее подранил, а потом минут 40 лазил по скалам и
добил, когда уже потерял надежду найти и хотел уходить. У Фельдмаршала
проснулся недюжинный кулинарный талант, и на ужин он побаловал нас
поджаренной на свинном сале с луком печенкой и прочим "ливером", а утром -
отличными отбивными. Инженер же сварил классный супчик. Так мы обогатили
свой рацион. Мясо ели еще дня два.
10 июля
Ночью был небольшой дождик, а утром опять стало ясно и жарко. Около 12
мы собрались и пошли смотреть порог. Два прохода: по центру - более мощный,
прямой, но узкий слив, ограниченный слева и справа полуобливными камнями,
под правым берегом - косой слив с небольшим навалом на береговой камень и
сильно замусоренным входом. Первой пошла четверка. Естественно, по центру.
Малость не вписалась и левой лодкой зацепила камень. Рама самортизировала, и
все кончилось хорошо. Мне это не понравилось, и я предложил пойти справа.
После некоторых усилий с моей стороны, Интендант дал добро. Наметили
ориентир для сруливания с основной струи - напротив склонившейся с правого
берега березы, и пошли. Изрядно повертелись между камней и аккуратно ушли от
прижима. Кстати, такой вариант прохождения оказался далеко не
"канализацией", даже Интендант это признал. Несмотря на это, экипаж "Г-В" до
конца похода заклеймил нас "сантехниками-ассенизаторами".
Далее, практически подряд пошли одна за другой очень мощные шиверы.
Возможно, среди них были пороги "Мельница" и "Перебор". Мы все пропахали
сходу по основной струе, т.к. надежных ориентиров нет, а разглядывать мелкие
детали при движении нет никакой возможности. Ближайший просмотр был в
поисках порога "Бык", сначала ошибочный - на простой шивере, а потом -
непосредственно перед порогом на правом берегу, если не ошиблись с
ориентирами: некрутой левый поворот, очень высокий скальник (метров 100) на
левом берегу. Порог не отличается от ранее пройденных шивер, и слаженный
экипаж может идти без просмотра.
После благополучного прохождения стали чалиться чаще, чтобы не влететь
без просмотра в "Бобслей". Как оказалось, в лоции он описан хорошо, и
ошибиться трудно. Все ступени порога просмотрели по правому берегу. Две
первые - довольно простые, правда во второй есть прижим к правому берегу,
третья - проблемная. В ней соблазнительно выглядит мощный узкий слив под
самым правым берегом, но в нем торчат острые камни. Основной же слив
наваливает на жандарма в центре русла, у которого к тому же затонуло дерево
с торчащими ветками. Уходу от жандарма влево мешает большой камень у левого
берега. Ширина прохода невелика. Порог шли поэтапно. Сначала мы на "Мамаду"
прошли первый слив у правого берега и зачалились. "Г-В" - аналогично. Бочка
мягкая. Дальше, забрали видеоаппаратуру и пошли второй. Ушли от прижима,
успешно прошли слив, затем, при уходе в улово левого берега, забыли про
большой обливняк и проехали прямо по нему, хотя ничего страшного не
случилось. Встали около третьей ступени на левом берегу и стали ждать
четверку, на которой джентельмены собиралась идти оба сливы сходу. Пошел
мелкий дождик - чтобы скучно не было. Решили переждать, дабы не намочить
видеокамеру. От безделья стали разглядывать слив и обнаружили сучок
затопленного дерева, создающий красивый веер брызг. Я Интенданту говорю:
"Сейчас они сломают фонтанчик". Он ничего не сказал, лишь задумчиво покачал
головой. Так оно и вышло. После второй ступени, идя по основной струе, "Г-В"
не справились с управлением и вписались в жандарма носами. К счастью,
течением корму закинуло влево, и, уйдя от навала на камень, они остаток
порога шли раком. Ни сучка, ни фонтанчика - как корова языком слизнула! Нам
это дело не слишком понравилось, т.к. "Мамаду" был изрядно подспущен, и
подобный инцедент мог окончиться более неприятно. Поэтому мы слились под
самым левым берегом, а остальные члены экипажа добавили к ассенизаторским
званиям термин "заслуженные". На радостях, Джон залез на тот самый "камень
преткновения", который мешал уйти влево от прижима, а назад не смог -
сильное течение, пришлось спасать морковкой.
Наконец, двинули дальше. День клонился к закату, а стоянка на правом
берегу оказалась занята - геологи. Стояли уже дней 10. По их словам, рыбы
почти нет - 1-2 в день. Попросили показать карту, т.к. их выбросили
вертолетом "не знамо куда". Подсказали, что за поворотом на правом берегу
есть еще одна неплохая стоянка. Есть-то-есть, но дров - ноль. Пришлось при
помощи спасконцов организовать переправу на галечный остров, на стрелке
которого воднелся мощный завал из бревен, а "Мамаду" превратить в дрововоз.
Заготовили столько, что с лихвой хватило и на костер, и на баню, и еще
осталось. Напротив стоянки - высоченный скальник, и периодически слышно, как
с него в воду падают камни. Ночью пошел моросящий дождь, но это не помешало
гоп-компании веселиться до упора. Так закончился этот насыщенный день.
11 июля
С утра все были настроены благодушно. Впереди - расслабуха на Средней
Оне. У экипажа сквозило желание поматрасничать. Поддавшись этому чувству,
решили до обеда устроить баню, хотя это и не совсем правильно. Протопили,
попарились, накупались. Нирвана !!! На другом берегу неожиданно появилась
одинокая, заблудшая геологическая лошадь. Вскоре за ней пришли хозяева. Мы
пообедали и встали на воду в 15.00.
За левым поворотом началась протяженная шивера, не сложная, но крайне
замусоренная камнями. Просмотр ее абсолютно бесполезен ввиду длины и
отсутствия заметных ориентиров. Проехали. Далее долина реки расширилась,
появились разбои. Погода стала портиться, пошел мелкий дождь, хотя от
основного грозового фронта мы убежали. Шиверы стали совсем простыми, и мы
глазели по сторонам, наслаждаясь природой. А зря. Согласно лоции, мы
выбирали правые протоки, в одной из них и произошла серьезная неприятность.
Протока S-образной формы со слепым выходом, отвесные берега, сильный
прижим по основной струе к левому берегу. После ухода вправо обнаруживаешь
не менее сильный прижим уже к правому берегу, за которым русло полностью
перекрыто слева низко наклоненной березой, а справа - толстенным бревном на
высоте около 40 см, причем струя несет именно под него. Выход на берег или
чалка невозможны. Четверка со своей инерцией не смогла уйти от правого
прижима и влетела под бревно. В итоге - синяки, шишки. Могло быть и хуже.
"Мамаду" в этот момент шел поодаль, и нам успели просигналить, чтобы брали
левее. Не без труда нам удалось выполнить рекомендацию и аккуратно проплыть
через корону березы, к счастью негустую. Чуть отдышались и продолжили сплав,
не подозревая, что главное испытание этого дня еще впереди.
Внимание!!! Очень опасное место! Через 10 минут - плавный правый
поворот. Слева - крутой берег, поросший лесом, - левая сторона долины реки,
правая сторона долины далеко. Сначала вправо по галечной отмели уходят два
очень мелких рукава (глубина 5-10 см, по малой воде их может не быть!).
Основной поток идет прямо. Метров через 50 влево ответвляется протока
(неосновная), большая часть которой перекрыта мощным многолетним завалом.
Остается проход шириной 2,5-3 м у левого берега. За завалом русло
расширяется, однако через 10 м 2/3 ширины перекрывает упавшее с левого
берега дерево, оставляя узкий проход уже под правым берегом. Далее в этой
протоке следуют 3 завала, последний из которых непроходим и необносим. Все
берега топкие, поросшие лесом, местами по ним текут мелкие протоки. Основная
же протока продолжает плавно загибаться вправо, и через 50 м виден мощный
многолетний завал, на который несет струя. Обнос его также невозможен.
События развивались так. Впереди идущая четверка, увидев край завала по
основной струе, предпочла свалить в левую узкую протоку. Щель прошли успешно
и почти выгребли под правый берег, правда Ежик проверил прочность каски, а
Джон, увидев, что дерево летит прямо на него, предпочел покинуть судно без
посторонней помощи и продолжил сплав одиночным порядком. Мы, увидев лишь
финал этой сцены, подумали, что Джона сшибло деревом, и, чтобы не мешать
выполнению спасательной операции, были вынуждены продолжить сплав основной
протокой. По мере приближения к завалу мы почувствовали, что он, вероятно,
капитальный. Пришлось в аварийном порядке чалиться на правый берег. Течение
в этом месте настолько сильное, что ни выгрести против, ни переправиться на
другой берег невозможно. Я сходил на разведку и убедился, что завал
действительно через все русло, хотя непосредственно до него не дошел: по
лесу между кустов тек поток 40 см глубиной. Мы с Интендантом возродили
профессию бурлака и тащили "Мамаду" спасконцом метров 50 против течения по
очень топкому берегу. Прошло 40 минут. Естественно, под дождем. Хотя, мы
были уже настолько мокрые и злые, что нам было все равно. Тем временем, от
второго экипажа тоже не было "ни слуху, ни духу". Решили следовать за ними,
но более осторожно. Переправились на левый берег. Очень топко. Сойдя с
галечной отмели, я провалился по колено. Обследовали завал и решили, что
проскользнем, а с нашей вертлявостью от дерева убежать тоже сумеем. Едва
отчалили, как на противоположном берегу протоки появились джентельмены и
стали орать, чтобы мы не ходили. "Мамаду" послушно зачалился - кроткий он у
нас. Оказалось, они с большим трудом преодолели два завала и капитально
встряли в третьем, так что едва вытащили судно, после чего стали
возвращаться назад. Были и некоторые медицинские издержки. Далее пришлось
опять волочиться против течения до ближайшей правой протоки и затем
заниматься проводкой по ней (около 100 м). Наконец, двинули дальше. С
удовлетворением посмотрели на впадение основной протоки в нашу
"канализацию": бревно в 30 см над водой через все русло.
Вся спасательная операция заняла около 1,5 часов. Время 18.00, а мы
сегодня не прошли и 10 км. Стоянок тоже нет. Постепенно вода стала совсем
гладкой, а дождь прекратился. Наученные горьким опытом, мы стали выбирать не
более многоводные протоки, а лучше просматриваемые. Впрочем, разбои скоро
прекратились. Наконец, слева впала Карасума. Воды стало еще больше, а
проблема стоянки обострилась до предела, т.к начало смеркаться. Наконец, нам
удалось найти неплохое место. Вскоре после впадения Большого Она в русле
встретится лесистый остров. В правой протоке мелко, а в левой - короткая, но
довольно мощная для Средней Оны шивера. После этого надо сразу чалиться на
правый берег. Стоянка не загажена, есть кострище, место для 2-3 палаток и
некоторое количество дров, а от дороги она скрыта густыми зарослями. На
лучшее расчитывать трудно. Ходовое время от завала - 2 часа.
Уже через полчаса в тарелках плескалась горячая похлебка, а в стаканах
и желудках - некоторое количество водки. Моральный настрой команды был
восстановлен. В 22.30 все спали, как младенцы. Славный матрасный денек
выдался. Все-таки, баня с утра - это дурная примета.
12 июля
Солнышко светит, птички поют. "Лепота"-, крикнул Карпыч. Эхо ответило
как всегда. "Возрожденные из пепла" покидают палатки. Забыты вчерашние
невзгоды. Даже Интендант улыбается - это событие! Отчалили около десяти.
Множество великолепных видов. Плыви и радуйся! Стоянок, правда, нет.
Выходит, вчера нам крупно повезло. Течение быстрое, 9-10 км/ч. Препятствий
нет, перекаты не в счет. Местоположение определяем по мостам - удобно.
Периодически принимаем по 50 капель с шоколадкой. Полный оттяг. Часам к
шести доплюхали до Кубайки. Поселок постепенно превращается из жилого в
дачный. Есть новые постройки. Спутниковая антенна торчит. Попытались
освежить аккумуляторы камеры. Дословный диалог в одном из домов:
- Разрешите подзарядить?
- Не получится - нет света. Генератор сгорел месяц назад.
- А ЛЭП ?!
- Не подключены. Очень дорого.
- Ну тогда, счастливо.
- Это вам счастливо доплыть - плохо там, внизу!
Вот такие парадоксы нынешней действительности. Пока отдыхали на берегу,
из поселка прибежали очаровательные щенки. Мы их покормили и стали
отчаливать. Щенки изъявили настойчивое желание следовать за нами, даже
вплавь. Насилу вернули их на родину.
За час с небольшим дошли до Малого Анзаса. Стоянка на левом берегу
около заброшенной деревни показалось совсем неживописной, и мы решили
продолжить сплав. Вскоре с четверки увидели избушку на правом берегу, но
"Мамаду" уже усвистал вперед, а возвращаться было слишком далеко. Пришлось
продолжить сплав. Как и вчера, ситуация со стоянкой становилась критической.
Долина реки стала узкой, крутой, заросшей лесом. Смеркалось. Начали
появляться шиверы, сначала простые, потом все мощнее, и выбирать правильное
направление движения стало очень сложно. Чувствовалось, что характер реки
кардинально изменился. Наконец приняли мужественное решение вставать, хотя
место оказалось совсем беспонтовым: довольно узкая песчаная полоска на
правом берегу, заросшая кривыми деревцами. Повыше забраться не получились,
ввиду отсутствия ровного места под палатки и обилия клещей. Еще была угроза
затопления при резком подъеме воды, но день сегодня прошел без дождя, а вода
и так была высокой. Поэтому решили, что ничего не случится. С удивлением
обнаружили, что здесь не мы первые. Нашли остатки старого кострища. После
ужина нас с Интендантом отругали, что не согласились встать в Малом Анзасе,
и затем все быстро угомонились.
13 июля
Утром встали достаточно рано. У всех сквозило желание поскорее покинуть
это негостеприимное место и добраться до нижних порогов. В 10.30 отчалили.
Первым делом порадовались, как своевременно мы вчера встали на стоянку. За
ближайшим левым поворотом начались очень мощные шиверы с бочками, полностью
останавливающими груженый катамаран. Они следуют одна за другой, практически
без перерыва. Попытка прохождения в сумерках ни чем хорошим бы не кончилась.
Мы же шли очень осторожно, чтобы не влететь без просмотра в именные пороги.
Все препятствия со слепым выходом (на крутых поворотах и т.п.) просматривали
с берега. Так продолжалось минут 40. Наконец, увидели нечто похожее на
Джергу.
На крутом левом повороте сужение реки и две очень высокие скалы.
Зачалились на левый берег и пошли смотреть. Только здесь встретились хорошие
стоянки. Порог расположен под правобережной скалой. Слив напоминает Лестницу
на Мсте, только гораздо мощнее, а вход и выход - шиверистые. По малому
радиусу у левого берега слива нет, только валы. Далее идет несложная шивера
длиной метров 50. Слева остается большое, мелкое, чуть засоренное камнями
улово, а русло плавно заворачивает вправо, где на прямом участке расположена
Джерга 2. Вот это уже что-то! Длинная разгонная гора со множеством
набирающих мощь сливов и бочек справа заканчивается кульминацией: сливом не
менее 2,5 м с таким же стоячим валом и мощнейшей бочкой. В левой части русла
слив не такой мощный, но требуется серьезная лавировка между камнями,
особенно в нижней части порога, и есть тенденция к затягиванию в основную
струю. За порогом - длинная мощная шивера, начинающаяся 1,5-метровым сливом
под левым берегом. На одном из камней левого берега - памятник погибшему
воднику.
После просмотра мы с Интендантом обошли Джергу 1 под левым берегом по
валам и зачалились в конце улова, чтобы заход в следующий порог был
по-прямой. После этого перешли по камням в конец порога для документирования
прохождения наших экстремальщиков. "Г-В" решили идти оба порога сходу,
причем второй - по основной струе. Чувствовалось, что сейчас будет шоу.
Прохождения Джерги 1 мы не видели, просто через некоторое время их судно
появилось на горизонте Джерги 2, и стало ясно, что там было все ОК. Наблюдая
через окуляры, как стремительно их "корыто" набирает скорость, и как все
сильнее его швыряют валы, мы с волнением ждали финала. Кризис наступил на
выходе из предпоследнего слива: стояком их развернуло, и в последний слив
они пошли полулагом. Удар в бочке был настолько силен, что груженая четверка
не только полностью остановилась, но и была отброшена на полметра назад
(этот момент отлично виден на видеозаписи при замедленном просмотре), после
чего на пару секунд полностью скрылась в пене. Не готовый к такому повороту
событий јжик был вымыт из стремян, выброшен из бочки и отправлен в одиночное
плаванье. После всплытия подводной лодки "Г-В" команда недосчиталась личного
состава и бросилась за ним вдогонку. Беглец был благополучно взят на борт
метрах в 50 ниже по течению. Издержки - потеря одного весла и одна сломанная
поперечина. Этот опыт окончательно убедил нас в необходимости всеми силами
избегать главной струи, хотя утром Интендант заикался о желании проверить
поведение "Мамаду" в 3-метровых валах (при общей длине судна 4,0 м !).
Наконец, экстремальщики заняли наши места, а мы пошли готовиться. При заходе
старались держаться, по-возможности, ближе к левому берегу. Сложность
заключалась в том, что с воды плохо видно, и приходилось обходить ранее
незамеченные камни и следить за тем, чтобы не свалиться вправо. Другими
словами, просочились мы по канализации, но сказать, что это просто, я не
могу. На выходе Джон крикнул, чтобы мы не расслаблялись, и весьма кстати.
Слив при входе в шиверу (условно, конечно), почти полностью нас остановил и
поставил полулагом. Но живительная струя была рядом, и все закончилось
хорошо. Далее на шивере неожиданностей не произошло.
После непродолжительного плавания за левым поворотом мы увидели порог,
очень похожий по описанию на 2-й Нижнеонский. А где же первый? Вопрос
остался открытым. Или его залило так, что он слился с шиверой, или в других
описаниях так называют Джергу 2? Зачалились на левый берег и пошли смотреть.
Пожалуй, самый мощный порог на всей реке. Справа - широкая галечная отмель,
слева - некрутой заросший лесом кряж со следами камнепадов. Похоже, что и
порог (по крайней мере 2-я ступень) своим происхождением обязан обвалу
огромных глыб в русло реки. Первая ступень по центру и у левого берега
представляет собой хаотичное месиво мощных сливов и бочек, у правого берега
есть узкий безопасный проход. Далее, через небольшой участок относительно
спокойной воды следует вторая ступень - не менее мощная, чем первая, причем
в сливах, особенно ближе к левому берегу, видны острые камни. У правого
берега тоже есть слив, правда не такой мощный, как в остальной части русла.
Далее идет протяженная мощная шивера.
После просмотра мнения разделились: мы с Ежиком посчитали, что
технически порог не слишком сложен, но весьма опасен (речь идет о
прохождении вдоль правого берега, все остальные способы даже не обсуждались)
и предложили обнести, остальные paddlers после долгих сомнений решили все-же
идти, правда, без вещей. Обнесли барахло. јжик и я заняли смотровую
площадку, остальные пошли готовиться. В порог четверка начала заходить у
правого берега. В этот момент едва не случилось непредвиденное: джентельмены
не заметили большой обливняк (немного напоминающий Шляпу на Тумче в
миниатюре) и свалились прямо с него. В результате судно развернулось лагом и
было выброшено почти в основную струю. Поняв, что "Лукавый не дремлет",
экипаж со всей дури, какая была, навалился на весла и смог уйти от опасного
соседства и приблизиться с спасительному правому берегу. Далее шли
осторожнее, и больше никаких неожиданностей не последовало. Зачалились на
левый берег ближе к концу шиверы. Окрыленный успехом Интендант уговорил
Инженера повторить то-же самое на "Мамаду". На этот раз обливняк аккуратно
обошли (только бледнолицый дважды наступает на грабли!) и последующую часть
прошли еще увереннее, чем первый.
При выезде из Абазы мы познакомились с группой новокузнецких водников,
которые рассказали, что не смогли удержать судно у правого берега и
свалились во второй слив, полностью раздолбав раму ката-4. К счастью,
обошлось без криминала.
Стоянки на пороге нас не прельстили, и мы двинули дальше. Пройдя еще
1-2 мощных шиверы, увидели дальше гладкую воду и поняли, что река вот-вот
закончится. Между двух ручьев, впадающих слева, нашли хорошую стоянку. Сразу
возникло ностальгическое чувство, что она ПОСЛЕДНЯЯ в этом походе. Для
восстановления психологическиго комфорта затопили баню и застелили "Мамаду"
пенками, превратив его в рюмочную. Терапия закончилась, когда начало
светать.
14 июля
Утром все резко вспомнили, что дома ждут важные дела, и было бы неплохо
вернуться пораньше (мы прошли маршрут на 3 дня быстрее, чем запланировали),
поэтому сборы прошли в экспрессном порядке. В 10.00 отчалили. Еще поворот, и
вот мы видим, как желтоватая мутная вода Оны вливается в темную воду
Абакана. Дальше 3 часа великолепных видов и убаюкивающего сплава (желающие
могут не раз остограмиться), и вот мы в Абазе - круг замкнулся. Предстоит
длинная дорога домой. Но это уже совсем неинтересно.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Верхняя Она: по высокой воде - великолепная река для желающих
попрактиковаться в чтении препятствий сходу (за исключением отдельных
порогов). Чалка местами более проблематична, чем прохождение самого
препятствия. По низкой воде - судя по обилию камней, серьезный шкуродер.
2. Средняя Она: на начальном участке очень опасны завалы в разбоях -
можно влететь, вплоть до криминала. Рекомендуем выбирать не более
многоводные протоки, а лучше просматриваемые. Далее - затяжной, однообразный
сплав без препятствий.
3. Нижняя Она: мощная река, даже для катамарана. При прохождении
порогов необходимо избегать основной струи, в шиверах - наоборот.
4. Большинство препятствий надежных ориентиров не имеют и при высокой
воде сливаются в одно непрерывное.
5. Со стоянками относительно благополучно только в верхней части реки,
хуже всего - в нижней.
6. Гидрокостюм обязателен, температура воды в верховьях 4-5 градусов, в
низовьях 10-12.
7. Пеший переход достаточно утомителен, и с учетом времени на отдых на
него надо закладывать не менее 1 суток.
8. Летающих насекомых на маршруте немного, но в лесу много клещей:
рекомендуется сделать прививку от энцефалита.
9. Поймать попутную машину на трассе Абаза - Ак-Довурак маловероятно:
подходящих машин мало, и они боятся брать пассажиров.
10. Судя по расходу в устье, притоки Курукуль, Карасума и Большой Он не
являются сплавными ни при какой воде. Очень интересен Каратош, но, к
сожалению, нам не удалось там побывать.
11. По ходовым свойствам связка "Скаутов" ближе к плоту, чем к кату-4 и
имеет как позитивные (высокая устойчивость к опрокидыванию), так и
негативные свойства (плохая управляемость при наполнении водой).
12. Во многих отчетах упоминается проходимость реки для серийных
байдарок, пусть на пределе возможностей. По высокой воде в это верится с
трудом.
Карпович Сергей
alfa@nts.nnov.ru
Связаться с программистом сайта.