Каратош-Она
Активный туризм:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь]
Каратош-Она
Предлагаю для включения в библиотеку отчет Г.Гаврилова о
походе на реку Она в Западном Саяне с некоторыми моими
добавлениями.
Хотя в вашей библиотеке уже есть описание Оны, я думаю,
гавриловский отчет тоже сгодится, т.к. в нем содержится
довольно подробная лоция. Уточнять лоцию Г.Гаврилову помогал я
сам, потому несу полную ответственность за ее правдоподобие.
Хотя я посещал Ону довольно давно (в 1983г. на "Таймене" и в
1986г. на КНБ-двойке), надеюсь, принципиальных изменений на
реке не случилось - вроде бы ландшафт там устоявшийся.
Необходимость уложится в квалификационные нормативы и
увеличить номинальную протяженность маршрута привела к тому,
что в отчете содержится некоторое лукавство. Оно заключается в
том, что текст про пешую часть склеен из описания двух походов
1989г. (один из которых совершил тот же Г.Гаврилов), а описание
водной части относится к 1990г. На самом же деле в 1990г.
команда Гаврилова летела на Каратош вертолетом (45 мин. лета от
пос.Таштып).
Дмитрий Кувалин
Email: kuv@ecfor.msk.su ! kuv@ecfor.msk.su
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение................................................
2. Справочные сведения....................................
3. Организация путешествия.................................
4. Географические сведения.................................
5. Техническое описание маршрута:
- водная часть..........................................
- пешие участки.........................................
- заброска и выход с маршрута...........................
6. Дневник похода..........................................
7. Меры по обеспечению безопасности........................
8. Выводы, рекомендации....................................
9. Приложения:
- график похода.........................................
- снаряжение............................................
- продукты..............................................
- ремнабор..............................................
- аптека................................................
- смета расходов........................................
- литература............................................
- карты и схемы.........................................
- фотографии............................................
1.Введение.
Поход 5 категории сложности по рекам Она, Каратош, Абакан в
районе Западного Саяна совершен группой туристов клуба "Вега"
Пролетарского района Москвы.
Выбор маршрута определялся следующими факторами:
- соответствие ожидаемой сложности похода суммарному опыту
группы.
- наличие интересных пеших участков при ограниченном времени
проведения похода.
- исследование степени пригодности р.Каратош для спортивного
сплава на маломерных судах.
2. Справочные сведения.
Маршрут 5 категории сложности. Район путешествия - Западный
(Левобережный) Саян.
Маршрут: пос.Абаза - 311/105 км Саянской автомагистрали
(автомобиль) - волок через Кохошский перевал по долине ручья
Курукуль - подъем вверх по долине р.Каратош - сплав по р.р.Каратош
- Она - Абакан до пос.Абаза.
Протяженность маршрута - 253 км;
из них: волок - 65 км;
сплав - 188 км.
Продолжительность похода - 18 дней;
из них: волок - 4 дня;
дневки - 6 дней.
Список группы
----+---------------+----------+----------------------+------------
п/п| Ф.И.О. | год рожд.| туристский опыт | обязанности
----+---------------+----------+----------------------+------------
1. Гаврилов 1960 Она 4р(каяк) руководитель
Григорий
Алексеевич
-------------------------------------------------------------------
2. Веселов 1961 Чульман-Тимптон 4у финансы
Андрей (байдарка)
Борисович
-------------------------------------------------------------------
3. Васильков 1961 Чульман-Тимтон 4у завхоз
Александр (байдарка)
Юрьевич
-------------------------------------------------------------------
4. Комаров Сергей 1967 Песчаная 3у реммастер
Васильевич (катамаран)
-------------------------------------------------------------------
5. Гаврилов Павел 1967 Она 4у (катамаран) фото
Алексеевич
-------------------------------------------------------------------
6. Денисов Иван 1971 Песчаная 3у доктор
Алексеевич (катамаран)
-------------------------------------------------------------------
7. Овсищер Дмитрий 1971 Охта 3у (катамаран) снаряжение
Александрович
-------------------------------------------------------------------
8. Еремин Владимир 1959 Чаткал 5у (катамаран) транспорт
Николаевич
-------------------------------------------------------------------
9. Мингажева 1964 Тимптон 4у (катамаран)
Алла Мунировна
-------------------------------------------------------------------
10. Мороженкова 1960 Тимптон 4у (катамаран)
Елена
Александровна
3. Организация путешествия.
Путешествие было организовано и проведено туристским клубом
"Вега" Пролетарского района Москвы.
Предпоходная подготовка проводилась в рамках общекомандных
тренировок "Веги". Проводились учебно-тренировочные сборы на
р.Южный Буг. Кроме того, все члены группы регулярно принимали
участие в соревнованиях по ТВТ (московских и районных).
---------------------------------------------------------------
В походе мы пользовались лоцией отчета 3243 (Шишков, 1976)
библиотеки МГЦКТ, и нумерация препятствий дается по ней. В
соответствии с этой лоцией все препятствия Оны делятся на 6
категорий сложности. Такое деление завышено и устарело.
Максимальная сложность препятствий и на Оне, и на Каратоше не
превышала 5 категории сложности (пр. 28, 65, 67). Дальнейшее
повышение сложности возможно лишь при расходах воды, в несколько
раз превышающих средние летние расходы, то есть при паводке.
(Подобный был здесь, например, в августе 1985 г.).
(От себя хочу добавить, что категорийность препятствий на Оне
фактически указана для байдарок-двоек или, скажем, каноэ-двоек.
Для каяков она должна быть снижена на полпункта-пункт. То есть, в
условиях нормальной воды на Оне практически нет пятерочных
препятствий. Это утверждение подкрепляется тем фактом, что Она
полностью проходима для серийных байдарок (хотя почти на пределе
их возможностей). Д.К.).
Страховка на маршруте осуществлялась различными возможными
способами в зависимости от конкретных условий (см. раздел 7).
4. Географические сведения.
Район путешествия: р. Она - правый приток Абакана, относится
к системе левобережного Западного Саяна.
Орография левобережного Западного Саяна проста, хребты имеют
почти широтное направление (Сельджур, Джебовский, Джейский,
Хансын, Кирса), общая ориентация хребтов - северо-восточная.
Рельеф среднегорный, средние отметки высот - 2000-2500 м,
гидросеть развита, вершины хребтов сглажены .
Для района характерны курумники, скальные останцы и округлые
хребты с тундровой растительностью.
Высшая точка района - вершина Карагош (2934 м). Встречаются
круглогодичные снежники.
Климат резко континентальный. Зима суровая, абсолютный
минимум - минус пятьдесят градусов по Цельсию.
Летом климат определяется переносом воздушных масс с запада и
с северо-запада. Максимальные осадки - до 1200 мм. Дождевой
максимум: июль - август.
Растительный мир: горные леса таежного типа. Выше 1700 м
таежные леса изреживаются, переходя в кедровое или лиственичное
мелколесье. На высокогорье встречается золотой корень и прочая
экзотика. Много жимолости, дикой смородины, малины.
Животный мир: его составляют обычные обитатели тайги -
медведи, олени, зайцы, белки, волки и т.д.
Мы один раз слышали волков и один раз видели очень свежие
(еще дымились) следы медведя (а может и не медведя вовсе).
Много разных птиц. Ядовитые змеи (гадюки) выше 500 м над
уровнем моря редки (мы их и не видели, слава богу).
(А мы в конце августа 83г. видели на пешке в долине Курукуля
миграцию многочисленных молоденьких гадюшат, каждый из которых был
размером с дождевого червя. Д.К.)
Кровососущих (комаров, мошек и прочей нечисти) выше пос. Б.Он
не было. Но потом появились и много. (Я бы уточнил. В июле очень
противная мошка встречается уже после "Бобслея". Но зато в конце
августа-начале сентября на всей реке комаров и мошкары почти нет .
Д.К.). Был снят один (1) клещ (тоже ниже пос. Б.Он).
Реки и озера богаты рыбой. (В самой Оне рыбы мало. Д.К.)
Реки района принадлежат бассейну Енисея. Самая большая -
Абакан. Реки типично горные. Многоводные. Питание дождевое и
снеговое. Паводок в мае-июне.
Сведения о реке: вытекает из озера Улуг-Мунгаш-Холь на
северном склоне Сельджура. Первые 4 км течет под каменным завалом.
Впадает в Абакан в 30 км выше пос. Абаза.
Площадь водосбора - 4410 кв.км ;
Длина реки от истока - 158 км;
Общий перепад высот - 798 м;
Средний уклон - 5,0 м/км;
Протяженность сплавного участка - 145 км;
Продольный профиль в приложениях.
Среднегодовой расход в июле 137 куб.м/с (данные гидропоста в
пос.М.Анзас.
Основные притоки:
слева - Субурдук, Каратош, Арыл, Карасума, Б.Анзас, М.Анзас.
справа - Курукуль, Б.Он.
Русло Оны среднеизвилисто, в верхнем течении много скальных
выходов. Река делится на верхнюю Ону (до пос. Б.Он), среднюю Ону
(до пос.М.Анзас) и нижнюю Ону (до устья).
Верхняя Она достаточно сильно засорена крупными камнями (до 6
м), долина узкая. Встречаются ярко выраженные плесы и короткие
участки быстротока. Есть валы и сливы до 1,5 м высотой.
Средняя Она - спокойный участок реки в широкой долине. Река
сильно петляет. Основные препятствия - шиверы и прижимы сложности
ниже средней.
Нижняя Она - многоводная река в узкой долине. Длинные,
сильные шиверы, короткие плесы, прижимов нет. По левому берегу
хорошая тропа.
Р.Каратош - обычный расход в устье в середине лета - 15 куб.м
/сек, средний уклон - 16 м/км. Основные препятствия на сплавном
участке - шиверы, завалы.
(Маленькая историческая подробность о здешних местах. В книге
Л.Н.Гумилева "Древние тюрки" описывается нападение войск тюркского
каганата на кыргызов, населявших современную Хакассию. Кыргызы
контролировали основной проход через Саяны (видимо, путь вдоль
Енисея) и имели ряд других преимуществ. Поэтому тюркам, захватишим
в 709г. н.э. территорию Тувы и занявшим левый берег Енисея, была
нужна внезапная атака. Они нашли проводника, который указал им
другой горный проход. Весной 710г. Вот как описывает марш тюркской
конницы ее предводитель Тоньюкук: "Приказав сесть на лошадей, я
пробил дорогу сквозь снег. Я взошел с другими на верх горы пешком,
ведя лошадь в поводу, удерживаясь деревянными шестами. Передние
люди протоптали дорогу, и мы перевалили вершину, поросшую лесом. С
большим трудом мы спустились, и десять ночей (днем идти
остерегались, чтобы не вспугнуть врага) мы прошли до склона горы,
обойдя завал (у озера Улуг-Мунгаш-Холь? Д.К.). Проводник, сбившись
с пути, был заколот. Мы шли вниз, по течению реки Аны (!). На
кыргызов мы напали во время сна" и т.д. Судя по этому описанию,
очень похоже на то, что тюркская кавалерия исхитрилась пробиться
именно по узкой Онской долине или, может быть, по долине Большого
Она, где сейчас проходит автотрасса. Д.К.).
5. Техническое описание.
Водная часть:
В основу описания реки и лоции лег отчет 3243 (Шишков, 1976).
Те коррекции, которые мы сделали после прохождения маршрута,
внесены в дневник похода(раздел 6) и, по возможности, в лоцию.
__________________________________________________________________
Описание у Шишкова приводится для уровня воды выше среднего.
В скобках у номеров препятствий обозначена их сложность. В нашем
походе этот самый уровень был сначала ниже среднего (до Средней
Оны), а затем поднялся до очень высокого. Примерный расход воды на
нашем стапеле на Каратоше - 13 куб.м/сек. В Оне до слияния с
Каратошем - примерно 15 куб.м/сек.
В походе у нас появились некоторые замечания и комментарии к
лоции Шишкова (неточные ориентиры препятствий и не всегда
обоснованное их деление и объединение). Мы постарались лоцию
уточнить.
Верхняя Она. (р.Каратош - пос.Б.Он)
длина участка - 60 км,
уклон - 11,7 - 4,6 м/км,
расход: ниже р.Курукуль 15 куб.м/сек.
после р.Каратош 30 куб.м/сек.
пос.Б.Он 100 куб.м/сек.
Пр.1(II)
Шиверистый участок длиной около 2км. Находится выше впадения
Каратоша - мы его не шли.
(В низкую воду на этом отрезке мелковато, и местами может
потребоваться проводка тяжелых судов. Д.К.).
Пр.2(III)
Каратошская шивера-порог - участок реки длиной примерно 80м
сразу за слиянием Оны и Каратоша, состоит из 3-х гряд камней,
пересекающим всю ширину реки на расстоянии 7 - 15 м друг от друга,
и чистого пологого слива 1 м на выходе. Проходы между камнями
местами довольно узкие. Разведка возможна с обоих берегов.
Пр.3(I-II)
Шивера длиной длиной 2 км вплоть до Каратошской заставы
(остатки которой находятся на правом берегу) с большим количеством
камней крупных, валы до 0,5 м, скорость течения - до 3 м/с.
Пр.4(I-II)
Шивера с разбоями, в некоторых протоках возможны завалы.
Пр.5(II-III)
Шивера со сливом на выходе. На входе мелко, сразу за сливом -
лев.приток.
Пр.6(I-II)
Простая шивера (3 км).
Пр.7(II)
Шивера на левом повороте. На выходе - пр.8.
Пр.8(II-III)
Порог, образованный грядой камней у левого берега. Слабый
прижим к скале правого берега. Перед порогом на левом берегу -
отмель с остатками многолетнего залома.
Пр.9(II-III)
Шивера средней сложности (1,5 км)
Пр.10(III)
Порог "Калибр". Примерно в 8 км от пр.2. Река делится большим
островом, поросшим лесом, на два рукава. Больше воды в левом
рукаве. В нем несложная шивера, в конце которой заметных размеров
сливы через гряду больших камней. Проходы между камней узкие, но с
наплыва могут быть просмотрены. Правая протока, как правило,
мелководная.
Протоки сливаются сразу за выходным сливом "Калибра". После
слияния проток - 200-300 м спокойной воды. На левом берегу -
многолетний завал, крупные валуны. Основная часть воды уходит
направо за поворот. Это начало порога "Максим". Чалка сложности не
представляет, просмотр возможен с обоих берегов, но лучше смотреть
слева.
Пр.11(IV-V)
Порог "Максим". Сужение правой протоки до 7-10 м, 3
последовательно расположенных слива, высота одного из них - около 1
м. Сливы образованы диабазовыми глыбами, выступающими в русло.
После сливов - свал воды на правую скалу, однако прижимает
несильно. Далее быстроток 15-25 м.
Пр.12(V - V-)
Сливы через гряды камней. За некоторыми сливами мощные котлы.
Проходы узкие и извилистые. Предпочтительнее проходить левее
центра. Далее шивера с большим количеством камней, но сила струи и
бочек поменьше. Общая длина препятствия около 300 м. В конце
препятствия справа впадает небольшой приток. (В других лоциях
препятствие распадается на два порога, которые носят названия
"Клыки" и "Змейка". Пр. 11-12 иногда называют "Первым каскадои".)
Пр.13(II)
До левого притока р.Арыл - 1,5-2 км шивер средней сложности,
есть один заметный слив поперек всей реки. Через 50 м после
впадения Арыла начинается один из самых технически сложных
участков реки, требующий надежной страховки ("Второй каскад").
Просмотр возможен с обоих берегов.
Пр.14(IV)
Мелководное начало. Затем струя собирается у правого берега и
сливается через гряду камней, образуя большой котел с узким
проходом с левой стороны.
Пр.15(IV)
Сразу за пр.14. Сливы через гряды камней, обливняки, бочки.
Есть логичные проходы по чистым языкам.
Пр.16(III-IV)
Сразу за пр.15. Вода собирается в четко оформленную струю у
левого берега ("Желоб"). В струе стоячие валы правильной формы,
камней практически нет. Чалка после препятствия требует точности,
в 30-40 м за ним:
Пр.17(V)
(Порог "Трон"). Незначительный поворот русла направо. В воде у
берегов много камней. Уклон возрастает, и образуется несколько
ступеней. За одним из сливов прямо в струе находится крайне
неприятный камень, который на лодке трудно обойти. За левым
поворотом струя рассыпается между камней. На самом повороте
прижимает к правому берегу. Общая длина препятствия - 50-60 м. Это,
пожалуй, самый технически сложный порог верхней Оны.
Пр.18(III-IV)
На протяжении 2 км мощные шиверы с валами, сливами и
множеством камней. Запоминается серия бочек примерно в 200 м за пр.
17. Все препятствия отрезка достаточно однотипные и, за исключением
одного S-образного поворота где-то посередине, находятся на
довольно длинных прямых участках. Два-три места, возможно, стоит
просмотреть. Заканчивается отрезок небольшим островом, поросшим
невысоким кустарником. За островом быстроток 20-30 м, две небольшие
гряды камней на левом повороте. Склоны гор приближаются к реке.
Справа в реку круто падает ручей. Через 100 м -
Пр.19(III-IV)
"Косые ворота". Порог начинается мелкой и несложной шиверой на
левом повороте. Затем река резко сужается. основная часть воды идет
в центральный слив, который представляет собой водоскат 10-12 м
длиной и перепадом около 1,5 м. В сливе есть небольшой навал на
крупный валун слева. Практически сразу за ним -
Пр.20(II-III)
Простая шивера (300 м). Через 100-200 м -
Пр.21(IV - IV-)
Порог на правом повороте (в некоторых лоциях он носит название
"Мельница"). На входе река разбивается на два рукава, в середине
реки - галечный остров. Воды больше в левой протоке. Перед слиянием
проток - ступень высотой около одного метра, после слияния -
поворот основной струи влево. Далее - валы на прямом участке.
Пр.22(IV - V-)
Затем река на протяжении 500-700 м сперва делает легкий левый,
затем правый поворот. На правом повороте начинается интересный
порог (по некоторым лоциям, именно он носит название "Бык").
Просмотр и слева, и справа. На входе - две гряды камней с узкими
проходами. Затем горка со стоячими валами и локальные бочки на
протяжении 500 м.
Пр.23(IV)
Почти сразу за препятствием 22 начинается длинный (800 м)
порог с несколькими выраженными сливами и шиверистыми участками
между ними. В середине - собственно "Бык". Запомнить конфигурацию
всего порога достаточно трудно, но все видно с наплыва, поэтому при
достаточной квалификации можно его подробно не просматривать.
Заканчивается препятствие гладким сливом сливом и валами.
Далее быстроток 50 м.
Пр.24-25(III-IV)
Затем следуют две шиверы. В первой - очень мощной - река
делится галечным островом на две протоки. Левая мелкая. В правой -
высокие валы, далее сливы через камни. Вторая шивера расположена на
прямом участке. Через несколько минут сплава:
Пр.26(III-IV)
Порог на правом повороте (часто называемый "Хлестовским
прижимом"). Просмотр справа. На выходе несильный прижим к высокой
отвесной скале левого берега, которую видно при подходе к порогу.
Перед прижимом - несколько гряд камней, валы. За прижимом суводь и
короткий плес.
Пр.27(II)
Шиверистый участок (2,5 км). Просматривать не надо. Скорость
течения - до 10 км/ч. Локальные сливы, бочки, валы, встречаются
мелководные перекаты. Прямо по курсу двухглавая вершина, слева
впадает приток.
Пр.28(V - V-)
Порог "Бобслей"("Трехступенчатый"). Расположен в конце левого
поворота реки. Перед порогом течение замедляется, с воды хорошо
заметно крутое падение реки на входном сливе.
Первую ступень порога образует водопадный слив высотой 1,5 м,
за которым расположен мощный котел. В большую воду, если не
хочется прыгать на лодке в котел, его можно обойти под левым
берегом. Далее относительно более спокойная вода.
Вторая ступень - сливы через гряды камней высотой 0,7-1м.
Третья - узкий коридор между низких скал с валами и локальными
бочками. За порогом река успокаивается. Просмотр с обоих берегов,
но слева лучше.
На этом кончается наиболее сложный участок Верхней Оны. Далее
до Большого Она в основном шиверы средней сложности.
Пр.29-38(II - IV-)
Этот участок можно идти без просмотра, за исключением, может
быть, одного сильно засоренного камнями порога в нескольких
километрах ниже "Бобслея". На этом месте в середине реки находится
галечная отмель или мелководье, после сбоя проток на правом берегу
скала. Лучше проходить справа. Длина порога 150-200 м.
Пр.39(II - III-)
Реку перегораживает гряда камней. Высота слива уменьшается от
левого берега к правому.
Пр.40(I - III-)
Далее до впадения р.Карасума - несложные шиверы, перекаты,
прижимы. Много разбоев, причем часть проток полностью или частично
перекрыты упавшими деревьями. Надо быть внимательным, хотя
просматриваться нет необходимости. От устья Карасумы до Б.Она
примерно 5 км.
Средняя Она. (пос. Большой Он - пос. Малый Анзас)
длина участка - 60-65 км;
уклон - 2,7-5,8 м/км;
расход (Б.Он) - 100 куб.м/с
(М.Анзас) - 120 куб.м/с
Пр.41-50(I-II)
Простые шиверы и прижимы, иногда с локальными бочками и
валами до 0,5-1,0 м. Весь участок проходится без просмотра. Реку
четыре раза пересекает трасса Абаза - Ак-Довурак. В Кубайке
деревянный мост боковой дороги. Скорость течения хорошая - до 10
км/ч. В Б.Оне есть магазин.
Нижняя Она. (пос. М.Анзас - устье)
Длина участка: - 22 км;
уклон: - 4,4-6,9 м/км;
расход (М.Анзас) - 120 куб.м/с
(устье) - 140-150 куб.м/с
Ширина реки - 40-70 м. От М.Анзаса до Больших порогов
примерно 2 км с несколькими простыми шиверами. Ориентир начала
более сложных порогов - крутопадающий с левого берега ручей на
правом повороте. Перед этим хребты сжимают реку, долина сужается.
Шиверы имеют большую протяженность (0,5-1 км), валы гораздо мощнее
и выше, чем на верхнем отрезке реки.
Рекомендуется не злоупотреблять просмотрами до пр.65, так как
это отнимает много времени. На этом отрезке важно быть
внимательным и иметь хорошую взаимную страховку - с надежными
ориентирами плохо.
Пр.51(II)
Шивера. Широкая струя, камни в русле.
Пр.52(III)
Шивера на прямом участке (300-400 м). Линия движения сложнее,
чем в предыдущей.
Пр.53(III-IV)
Порог на правом повороте. В русле мощные бочки, противотоки.
Пр.54-56(II-IV)
Шиверы, в них крупные камни, мощные локальные бочки.
Пр.57(III)
Порог. Мощные локальные сливы и бочки.
Пр.58-60(III)
Аналогично пр.54-56.
Пр.61(IV)
Порог с разгонной шиверой. На выходе мощные сливы, валы,
камни.
Пр.62(IV)
Порог с крупными камнями в русле. На выходе сложная линия
движения.
Пр.63(II-III)
Простая шивера.
Пр.64(IV - IV-)
Порог с мощными локальными бочками. В конце довольно крутой
поворот реки налево (градусов на 70-80), несильный прижим к скале
правого берега. На скале можно разглядеть таблички. Сразу за
поворотом слева большая суводь с выраженной границей - удобное
место для чалки. Далее просматривается крутое падение реки на
правом повороте (метров через 100-150). Здесь, среди крупных
прибрежных камней начинается
Пр.64(IV+ - V-)
Мощный и довольно опасный порог ("Первый Онский"). На правом
берегу - треугольная скала, поросшая горелым лесом. Прохождение
требует хорошей страховки. Просмотр слева. Начало порога - горка с
постепенно набирающими высоту валами и переходящими в серию
мощнейших бочек в сужении, образованном огромными валунами. За
сужением река поспокойнее. Общая длина порога 150-200 м. Вдоль
левого берега есть чистый и относительно безопасный проход по краю
валов, но он требует четкого маневра, особенно в конце.
Пр.66(II-III)
Несколько ступеней на участке 600 м. В центре скальные
обломки, валы до 1 м.
Перед следующим порогом на слабо выраженном левом повороте -
быстроток.
Пр.67(V)
"Второй Онский порог". На входе на расстоянии 50-70м
расположены два слива поперек всей реки. Высота первого слива
уменьшается от левого берега к правому. Сразу за первым сливом у
левого берега месиво мощных косых бочек (в низкую воду под ними
хорошо просматриваются здоровенные булыжники. Д.К.), у правого -
умеренных размеров котел. Второй слив практически не уступает
первому по мощности, но бочка за ним прямая ("белая стена"). Далее
следуют разбросанные по всей ширине реки мощные локальные бочки,
образованные сливами через крупные валуны. После этого можно
зачалиться. Общая длина порога около 150 м. Проходить лучше под
правым берегом.
Пр.68(III)
Сразу за порогом на правом повороте сильная шивера с большими
камнями в русле.
Пр.69(III)
Рядовая для нижней Оны шивера.
Пр.70(IV)
Порог длиной 1,5 км. Много крупных камней, в середине порога
- слив. На выходе узкие проходы между камней.
Пр.71(IV)
Порог "Выходной". Практически сразу за пр.70. Образован
грядой камней. Высокие валы, мощные суводи.
Далее до впадения в Абакан и на самом Абакане встречаются
только простые шиверки и перекаты с невысоким валом. Течение
быстрое. Всего по Абакану плыть около 30 км или 3-4 ходовых часа.
Заканчивать маршрут целесообразно перед автомостом в Абазе на
правом берегу. Здесь можно нормально просушиться и переночевать.
Остановка городского автобуса на правом берегу.
Пешая часть:
Заброска.
Заброска начинается от столба 311/105 автотрассы Абаза -
Ак-Довурак (105-й км от Ак-Довурака) в 2-3км к северу от
Западно-Саянского перевала. Долина в этом месте довольно широкая,
заболоченная. Лес растет только на склонах. Седловина Кохошского
перевала, через который ведет тропа к истоку ручья Курукуль,
представляет собой характерное и очень заметное понижение в хребте
на левом (орографически) берегу Б.Она. Других похожих мест нет, и
ошибиться практически невозможно.
К перевалу нужно идти в направлении единственной нестандартной
опоры ЛЭП. Существует множество ответвлений от тропы, но все они
сходятся на противоположном берегу. Тропа идет несколько сот метров
по болоту глубиной до полуметра, пересекает Б.Он и подходит к
кедровому мыску на другой стороне долины. Прямо отсюда и начинается
подъем на перевал, который занимает 1-1,5 часа.
Тропа с перевала идет сразу вниз к ручью. Спуск довольно
крутой. Далее тропа практически все время идет вдоль ручья,
пересекая его 10-12 раз, причем последние броды глубиной до
полуметра. Иногда тропа раздваивается или теряется среди
курумников, и, хотя ответвления всегда сходятся, лучше находить
основную тропу, поскольку по ней идти гораздо легче. Поперек тропы
немало упавших деревьев, но в целом она достаточно хорошая. Длина
тропы от дороги до устья Курукуля составляет не менее 26 км (1-1,5
ходовых дня).
(Последние 5-10 км Курукуля вполне пригодны для сплава на
прочных каяках. Так что тот, кто сумеет их туда затащить, может
попробовать. Сложность этого отрезка оценить не берусь - плохо
помню. Но высоких водопадов, во всяком случае, там быть вроде не
должно. Д.К.).
Подъем вдоль реки Каратош:
Дорога по правому берегу р.Каратош начинается у его устья,
тропы есть на обоих берегах.
Примерный расход воды Каратоша в устье - 15 куб.м/сек,
ср.уклон - 16 м/км.
Заброска и выход с маршрута:
Заброска предельно проста. Поезд Москва - Абакан приходит в
Абакан в 8.00 по местному времени, а в 12.00 по тому же времени
идет рейсовый автобус Абакан - Абаза. В 15.30 он приходит в Абазу.
Выходить из автобуса надо у поворота с Саянской автомагистрали на
Абазу около моста через Абакан у бывшей будки ГАИ. Здесь легко
ловятся попутные машины до столба 311/105 км Саянской
автомагистрали.
Выход еще более прост. Местный поезд Абаза - Абакан уходит из
примерно 21.00-23.00 по местному времени (расписание меняется год
от года) и прибывает в Абакан примерно в 7.00 по местному.
Остается время для осмотра Абакана.
6. Дневник похода.
01.08.90. 1 день похода.
С билетами на Абазу туго, тем не менее в 12.00 погрузились в
рейсовый "Икарус" до Абазы после пререканий с шофером, не хотевшим
грузить наш багаж. В 16.00 были в Абазе. Наскоро перекусив на
берегу Абакана, загрузились в "КАМАЗ" (мальчики и рюкзаки в
кузове, девочки в кабине). Дорога удивительно красивая. Несмотря
на это, ехать в кузове высшая степень самосадизма - пыль, ветер,
песочек. По пути просмотрели из машины пороги Б.Она - сплошная
белая вода, рев порогов устойчиво перебивал вой ветра в ушах и шум
мотора. К нужному нам столбу (311/105 км) Саянской автомагистрали
приехали в 19.00 по местному. Заночевали слева от дороги.
Стоимость поездки от Абазы - 10 руб. с носа.
02.08. 2 день похода.
Кохошский перевал хорошо видно (фото 1), а тропу к нему -
нет. Пошли прямо к нужной опоре ЛЭП. Перебрели болото, Б.Он, опять
болото. Появилась тропа. На перевал шли 1,5 часа.
Сфотографировались (фото 2,3) и пошли вниз. К вечеру прошли
примерно 20 км (фото 4). В пути имели несколько переправ через
Курукуль и его притоки. Тропа очень хорошая, один раз теряется при
переправе, но легко находится на другом берегу ручья.
03.08. 3 день похода.
Проснулись от воя волков в 5.00. Быстро собрались и в 11.00
были на стрелке Оны и Курукуля. Расход воды в Оне на стрелке - 10
куб.м/сек. Переправились через Ону чуть ниже Курукуля и шли по
левому берегу Оны примерно 2 км. Заночевали на стрелке Оны и
Каратоша. В лесу спрятали ненужные на Каратоше продукты.
04.08. 4 день похода.
В 9-00 вышли. Погода средняя. Прошли по правому берегу 2 км.
Тропа переходит по бревнам на правый берег. Навесили перила
(бревна скользкие). Далее по левому берегу шли 4 км до мощного
ручья Берг-Кара-Суг и переправились по бревну. Тропа везде очень
хорошая. Прошли еще 4 км и встали на обед на оборудованной
рыбаками стоянке(еще примерно 13-15 км). Отправились дальше. Через
5 ходовых часов тропа ушла на правый берег. Сбегали на разведку -
тропа уходит от реки в сторону. Решили заночевать чуть ниже
переправы на правом берегу.
05.08. 5 день похода.
Утром разведка показала, что тропа идет на оз.Позарым в обход
Каратошского каньона. Каньон оценен нами примерно V-VI категорией
сложности. Пошли дальше на озеро (фото 5-7). Озеро очень красивое.
На озере разделились - часть группы отправилась строить суда, а
оставшиеся бездельники ночевали на озере у охотничьей избушки и
ловили рыбу. Ночью пошел дождь.
06-07.08. 6-7 дни похода.
Строили лодки и катамараны. Смотрели каньон (фото 8-11). За
два дня вода поднялась на 20 см. Сплав в каньоне выше наших
возможностей.
08.08. 8 день похода.
Стартовали в 12-00. Река - сплошная шивера. Условно реку
можно разделить на три участка :
- 1 участок (10 км) - средний уклон 20 м/км, ширина русла
8-10 м, горки-пороги со сливами до 1,5 м, ярко выражена основная
струя. Струя хаотически скачет от берега к берегу. Русло забито
камнями. Просматривать препятствия бесполезно - они однотипны и не
имеют ориентиров. Сливы-горки следуют один за одним через 10-15м,
постоянное напряжение. Отдыхаем только на берегу в местах, где
возможна чалка. Очень мелко, поэтому никто не переворачивался -
берегли головы и все что выше деки.
- 2 участок (9 км) - появляются протоки, уклон уменьшается до
13 м/км, река расширяется до 20 м. При сплаве надо быть
внимательным и остерегаться бревен поперек реки (переправы
охотников и пешеходников (фото 12)). Препятствия те же
(пороги-горки), с тем же слаломным характером, но с большими
интервалами (до 200 м).
- 3 участок (6 км) - после крупного левого притока - уклон
опять увеличивается до 16 м/км, расход воды тоже растет, шиверы
мощнее. Напряжение сплава усиливается ожиданием капитальной
переправы в устье.
Мы прошли по Каратошу 25 км за 2,5 часа ходового времени.
Часто отдыхали. На стрелке с Оной были в 16-00. После безлюдья на
Каратоше кажется, что здесь очень много народу - прямо Подмосковье
или Карелия. Заночевали на левом берегу Каратошской шиверы.
09.08. 9 день похода.
После обеда отплыли. Шивера не впечатляет - после Каратоша
слишком широко и много места.
После Каратошской шиверы мы выехали из лоции - в ней нет
точных ориентиров препятствий до пр.10 ("Калибр"). У него мы и
сориентировались. Очень похож на свое описание в лоции. Несложная
заходная шивера, за ней серия сливов между обливными камнями с
узкими проходами. У берега острова - чистый проход. Мы все там и
прошли - катамараны, каяк и байдарка, и зачалились на левый берег,
обнесли лагерь за следующее препятствие (порог "Максим") и
заночевали. Идет дождь.
10.08. 10 день похода.
Просмотрели пр. 11 и 12. Катамараны идут их в один присест с
промежуточной чалкой у левого берега для страховки маломерок и
фотографирования. Потом загрузили вещи и пошли дальше(фото 13).
Первый каскад пройден. До второго каскада примерно 1,5 км
средней шиверы. Ориентир начала второго каскада - впадение слева
крупного притока (р.Арыл). Через 50 м начало пр.14 (первый порог
каскада) - мелководная заходная шивера, переход струи от правого
берега влево через полуобливной камень с бочкой за ним. У левого
края бочки - узкий проход. Катамараны брали бочку по центру, каяк
и байдарка прошли слева.
Практически сразу - пр.15 - сливы через гряды камней,
беспорядочно натыканных в русле шириной метров 20. Проходили
последовательно - катамараны, каяк, байдарка.
После пр.15 можно сразу чалиться на левый берег - впереди
серьезная связка пр.16 и 17.
Пр.15 быстротоком переходит в пр.16 - мелководный заход,
потом струя собирается в "желоб" у левого берега. Конец пр.16 -
(по Шишкову) правый поворот и слив через "зуб" в русле, затем
сразу пр. 17. Мы считаем, что пр.16 должно заканчиваться перед
правым поворотом, а зуб и пр.17 ("Трон") надо объединить в одно.
Пр.17 - навал на правый берег, затем сливы и т.д. (см. нашу
лоцию).
Решили проходить - сразу пр.16 и 17. Так и сделали, и тут же
заночевали. Дождь моросит.
11.08. 11 день похода.
После препятствия 17 небольшой условно плесовый участок, и
начинается пр.18 - сильная шивера с кучей бочек, сливов и большим
количеством камней в них. Просматривать всю шиверу бесполезно
(длина ее 2 км). Но все сложные участки хорошо видны с наплыва.
Шли кусками - катамараны чалятся после серьезной бочки или слива,
дают сигнал маломеркам, страхуют их и идут дальше.
После пр.18 перед "Косыми воротами"(пр.19) 100 м плеса и
немножко камней в русле. Препятствие не очень сложное, хотя и
именное(фото 14). Далее пр.20 прошли с ходу. Пр.21 все прошли
левой протокой (фото 15-16). Далее лоция обещала нам 50 м плеса и
сложный порог 22.
Считаем, что его описание не совсем соответствует
действительности. После просмотра весь порог (входные гряды камней
и горка) мы разделили для прохождения на две части - собственно
порог (гряды камней) и горка (500 м). После порога есть маленький
плесик перед горкой, где можно зачалиться на левый берег.
Катамараны прошли порог (фото 17) и зачалились для страховки
маломерок и фотографирования (фото 18).
Впереди пр.23 ("Бык") - просмотрели его с обеих сторон и
пошли дальше (фото 19-20).
Потом опять немножко плеса, и пр.24. Две протоки, сливаясь,
давят на полуобливной камень слева у берега. Надо идти правой
протокой, угребая потом от этого камня. Так и сделали, только
байдарка не совсем четко отработала от камня.
Прошли пр.26 и пр.27 и заночевали на левом берегу напротив
входа в первую ступень пр.28 "Бобслей".
12.08. 12 день похода.
Вода поднимается. Просмотрели входной слив с котлом,
быстроток с валами и бочками и выход. Решили идти так: 1-я
ступень, чалка, 2 и 3 ступени сразу. Прошли (фото 21-22) как надо.
В пороге был пробит правый баллон у катамарана-4. После пр.28
на правом берегу хорошая поляна, где мы ремонтировали катамаран.
Далее шли без просмотра до пр.41. Дождь идет и идет - это уже
традиционно.
13.08 13 день похода.
Дневка. С утра тепло и солнечно. После обеда опять дождь.
Вода заметно вспухает, зеленоватый оттенок исчезает. К вечеру вода
стала откровенно серой.
14.08 14 день похода.
Пошли по Средней Оне (фото 23). С утра солнце. Дошли до р.
Малый Анзас и заночевали на левом берегу на месте брошенной
деревни. Когда-то вблизи были обширные лагеря, где зеки что-то
добывали на рудниках, в том числе и золото.
15.08 15 день похода.
С утра пасмурно. По лоции от М.Анзаса до больших порогов - 2
км. Прошли оставшиеся километры, сориентировались (начало порогов
- крутопадающий слева ручей на прав.повороте). Сильно поднявшаяся
вода превратила входные шиверы и пороги Нижней Оны в одну сплошную
шиверу с мощными валами и бочками. Ни одного надводного камня. До
пр.65 дошли меньше, чем за час. Отдыхаем. Почему-то нет дождя.
Народ разбрелся по горам и ближним порогам. Вечером дождь-таки
пошел.
16.08 16 день похода.
С утра поставили страховку, фотографов. Все прошли (фото
24-26). Пр.65 - мощный быстроток, в конце образовалась могучая
бочка с узким проходом у левого берега. За коротким быстротоком
начинается пр.67.
Катамараны нашли проход в обход основных входных бочек. Ну да
ничего не вышло. На заходе их утянуло в самую середину (фото
27-28). Посмотрев, как мотыляло катамараны, каяк и байдарка с
удовольствием просочились под правым берегом. Впрочем, правой
протокой при такой воде тоже можно было идти.
Далее пр.68, 69, 70, 71 шли без просмотра, с подстраховкой,
выбирая путь с наплыва. Все без происшествий и с удовольствием.
После пр.71 Она полностью успокаивается. Через 30 минут - Абакан.
Мы сплавились примерно 8 км по Абакану и на первой подходящей
полянке встали на дневку. Место очень красивое. Дождь
периодический.
17.08 17 день похода.
Дневка. Светит солнце. Гудят оводы и мухи. Жара. Разобрали
каяк и байдарку. Вечером то же, что и вчера.
18.08 18 день похода.
С утра связали катамараны и поплыли до Абазы. Плыли примерно
3 часа. В Абазе разбирались на правом берегу у моста. Все
разобрали, просушили, упаковались, доехали на автобусе до вокзала
(он ходит регулярно), купили билеты на поезд (всегда есть),
дождались его, погрузились и легли спать. Проснулись - Абакан.
Все.
7. Меры по обеспечению безопасности.
На наш взгляд, в большинстве порогов Оны, кроме нижних
(65-71), наиболее применима страховка спасконцом типа "морковка".
Активной нижней страховке катамараном нет места.
Нам представляется оптимальной комбинированная страховка (мы
так и шли): катамараны после прохождения препятствия чалятся за
ближайшее дерево или камень и готовят свои спасконцы. Если
стрельба морковкой вдруг оказывается неприцельной, то каты
отчаливают и толкают аварийную маломерку к берегу, забирают экипаж
и чалятся снова (возможны варианты). К сожалению, (или, скорее, к
счастью) маломерки либо не ложились, либо вставали на киль
эскимосским переворотом, и страховка не потребовалась.
8. Выводы, рекомендации.
1. Она.
1.1 Каратош
Замечательно! Эти 25 км прошли на одном дыхании с громадным
удовольствием. На Оне такого не было.
Очень красивая и неисхоженная речка. Возможность прохождения
каньона зависит от уровня воды и типа судов. Для каньона наиболее
применимы полиэтиленовые или аналогичные по прочности каяки, а
также спортивные катамараны-двойки вроде нашей.
1.2 Верхняя Она
Замечательная слаломная речка для маломерных судов. На
большом катамаране на ней откровенно скучно(кроме, может быть, пр.
17, 22 и 28).
1.3 Средняя Она
На ней очень приятно отдохнуть и расслабиться после
нервотрепки на Верхней Оне и притоках. Главное, не влетеь слишком
расслаблеными в шиверы Нижней Оны.
1.4 Нижняя Она
Действительно мощная река, валы и бочки гораздо "тяжелей",
чем в верховьях. Но! Покатавшись по валам и бочкам, мы поняли -
они, что называется, проносные. К тому же река широкая, места
много, и практически любое препятствие при желании можно объехать.
Серьезную опасность представляют очень тяжелые валы и бочки пр.65
и 67.
В итоге можно сказать, что Она представляет собой слабую
катамаранную "четверку" (в случае прохождения всех препятствий).
Для маломерных судов сложность реки несколько превышает "четыре".
В связке с Каратошем сложность маршрута вполне достигает "пяти".
Возможны также пятерочные (с элементами VI категории) связки с
Карасумой, а также с системой Уюк (прав. приток Б.Она) - Большой
Он. Степень их проходимости и интересности сильно зависит, однако,
от уровня воды и заставляет для гарантированности сплава смещать
время походов к июню. В целом же наличие подобных связок
существенно обогащает сплавные возможности района, поэтому он
может быть привлекательным и для очень квалифицированных водников.
Пешая часть на заброске достаточно проста. Можно сильно себя
не ограничивать в подборе снаряжения и продуктов. Возможна (хотя и
дорога) и вертолетная заброска через Таштып.
Вывод основной и последний - Ону с притоками можно и нужно
ходить на маломерных судах.
9. Приложения.
1. График похода.
----|----|-----------------------------|--------|--------|-------|-------
|день| |способ |рассто- |ходовое|Приме-
ата |п/п | Участок маршрута |перед- |яние(км)|время |чания
| | |вижения | |(часы) |
----|----|-----------------------------|--------|--------|-------|-------
1.08 1 Абаза-столб 311/105 попутка ок.130 6
2.08 2 столб-прав.берег р.Курукуль пешком 20 8
3.08 3 до устья р.Каратош -|-|-|- 10 4
4.08 4 25 км вверх по Каратошу -|-|-|- 25 9
5.08 5 радиалка до оз.Позарым -|-|-|- 8 2 налегке
6.08 6 дневка, стапель
7.08 7 -|-|-|- -|-|-|-
8.08 8 сплав по Каратошу до устья сплав 25
9.08 9 устье Каратоша - пр.11-12 -|-|-|- 10
0.08 10 пр.12 - пр.17 -|-|-|- 6
1.08 11 пр.17 - пр.28 -|-|-|- 12
2.08 12 пр.28 - пр.41 -|-|-|- 30
3.08 13 дневка
4.08 14 пр.41 - р.М.Анзас -|-|-|- 55
5.08 15 М.Анзас - пр.65 -|-|-|- 14
6.08 16 пр.65 - р.Абакан -|-|-|- 14
7.08 17 дневка
8.08 18 по Абакану до Абазы -|-|-|- 24
-------------------------------------------------------------------------
253 км
Итого: 18 ходовых дней с ночлегами в полевых условиях.
Пешком: 63 км
Сплав: 190 км
2. Снаряжение.
2.1 Групповое:
- каяк (КНК, 4-х баллонный; длина 3,7 м) 1 шт.
- байдарка (КНБ, 2-х баллонная; длина 4,5 м) 1 шт.
- катамаран-4 (4,8 х 2 м; 1,8 куб.м) 1 шт.
- катамаран-2 (3,8 x 1,7 м; 0,8 куб.м) 1 шт.
- палатки капроновые с тентами 3 шт.
- комплект костровых и кухонных принадлежностей 1 шт.
- веревка (диаметр 8мм) 40 м
- спасконцы (25 м) 4 шт.
- фотопринадлежности: Зенит ЕТ, } со сменной 1 шт.
Зенит ТТЛ } оптикой 1 шт.
- комплекты лоций и карт 3 шт.
- компасы 2 шт.
- групповой тент 1 шт.
- топоры 2 шт.
- пила 1 шт.
- фонари 3 шт.
2.2 Индивидуальный комплект:
- каска
- спасжилет + защитный костюм + обвязка с карабином
- гидрокостюм
- стропорез
- комплект сплавной одежды
- комплект сменной одежды
- сплавная обувь
- тур.боты
- спальный мешок
- коврик
- рюкзак
- умывально-спальные принадлежности
3. Продукты питания.(на одного человека в сутки).
количество
- мясная фарш сублимированный 30 г
- корейка с/к 30 г
- колбаса с/к 30 г
- сыр (творог сублимированный) 30 г
- масло сливочное 15 г
- масло растительное 10 г
- молоко сублимированное 30 г
- мука блинная 100 г
- супы 30 г
- фрукты сублимированные 20 г
- крупы, макароны 100 г
- сладости 49 г
- чай 12 г
- специи 4 г
- лук, чеснок 10 г
-------------
Итого: 500 г
3.1 Аварийный запас(был упакован и транспортировался отдельно
в четырех гермомешках).
количество
шоколад 500 г
кофе 200 г
чай 50 г
колбаса с/к 1000 г
мука 2000 г
соль 150 г
сахар 1000 г
--------------
Итого: 4000 г
4. Ремнабор.
- дрель 1 шт.
- сверла (диаметр 3-5 мм) 6 шт.
- ножовка с 2-мя полотнами 1 шт.
- напильник 1 шт.
- отвертки 2 шт.
- пассатижи 2 шт.
- трубка Д16Т (диаметр 12-16 мм) 2,0 м
- уголок Д16Т 10 х 10 х 1 0,5 м
- пластины Д16Т 100 х 100 х 1 2 шт.
- нитки капроновые 1 моток
- иглы толстые и тонкие 4 шт.
-"СТА", "дождь" 0,4 кв.м
- капрон технический 0,2 кв.м
- ножницы 1 шт.
- гвозди, проволока, болты с гайками и пр. \
- клей резиновый > сколько надо
- ТГФ, ацетон /
5. Аптечка.
средства: желудочно-кишечные, сердечно-головные, антипростуд-
ные, дезинфицирующие, перевязочные, обезболивающие.
6. Смета расходов.
---------------------------------|----------------|---------------
вид расходов | всего (руб.) |на 1 чел.(руб.)
---------------------------------|----------------|---------------
поезд в оба конца 730 73
питание 320 32
автотранспорт 100 10
аптека 10 1
прочие расходы 100 10
------------------------------------------------------------------
Итого: 1126 126
7. Литература: 1) отчет МГЦКТ N 3423.
Связаться с программистом сайта.