Писта
Активный туризм:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь]
Писта
---------------------------------------------------------------
From: Андрей Шиханов (yaroil@yaroslavl.ru)
---------------------------------------------------------------
Ярославский областной туристский союз
и Ярославский городской клуб туристов "Ирбис"
ОТЧЕТ
о водном туристском путешествии
третьей (III) категории сложности
в Северной Карелии по реке Писта,
совершенном с 1 по 16 августа 1998 года
Маршрутная книжка No 28--98
Руководитель группы: Марков М.В.
Адрес руководителя:
Россия, 150040, г.Ярославль,
ул.Некрасова, д.53 кв.41.
Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что
путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю третьей
категорией сложности.
Отчет использовать в библиотеке городского клуба туристов
(ул.Советская, 65, подвал 2-го подъезда).
"____"_________________1998 года
Рецензент: _______________ / /
---------------------------------------------------------------
Нитка маршрута
г.Ярославль -- г.Вологда -- ст.Лоухи -- пос.Софпорог -- оз.Кимасъярви
-- р.Писта -- оз.Пистаярви -- оз.Верхнее Куйто -- оз.Среднее Куйто --
пос.Калевала -- ст.Кемь -- г.Вологда -- г.Ярославль.
Продолжительность путешествия -- 16 дней
из них ходовых -- 9 дней
дневок -- 1
Активная часть маршрута (сплав) -- 160 километров
Маршрут рассмотрен и утвержден
зональной маршрутно-квалификационной
комиссией при Ярославском областном
туристском союзе 15 июля 1998 года.
Маршрутная книжка No28--98
Список участников путешествия
No
пп
Ф.И.О.
Год
рожд.
Домашний
адрес
Туристский
опыт
Средство
сплава
Обязанности
в группе
1
Марков
Михаил
Витальевич
1963
Некрасова
53 -- 41
р.Шавла-Аргут-Катунь -- 5у,
р.Уба -- 4р
Байдарка самодельная
Руководитель
2
Маркова
Ирина
Евгеньевна
1967
Ранняя
8 -- 910
р.Илекса-Вама-Водла -- 4у
"Торпеда"
Казначей
3
Шиханов
Алексей
Владимирович
1968
Бахвалова
9"б" -- 7
р.Уба -- 4у
Байдарка самодельная
Фотограф
4
Борисова
Любовь
Михайловна
1964
Спартаковская
25 -- 60
р.Ч.Черемош -- 3у
"Галоша"
(КНБ-81)
Завхоз
5
Погудин
Дмитрий
Евгеньевич
1961
Батова
7 -- 57
р.Ч.Черемош -- 3у
Байдарка
"Таймень-2"
Ремонтник
6
Голубева
Наталья
Владимировна
1966
Территория лесо-завода Суворова
21а -- 10
р.Охта -- 3у
"Титаник"
Врач
7
Кольцов
Михаил
Валерьевич
1964
Кавказская
2 -- 4
р.Охта -- 3у
Байдарка
"Таймень-2"
Эколог
8
Заведеев
Андрей
Владимирович
1973
Тепловой переулок
3 к.2 -- 58
р.Щегринка -- 2у
"Ярпиво"
Рыбак
График движения
Дни
пути
Дата
Участок маршрута
Км
Способ
передвиж.
Препятствия, примечания
1
2
1.08
2.08
г.Ярославль -- г.Вологда
г.Вологда -- ст.Лоухи
--
--
Автобус Поезд
3
4
3.08
4.08
ст.Лоухи -- пос.Софпорог
пос.Софпорог -- оз.Кимасъярви
--
--
Машина
Машина
За Софпорогом погранзастава.
Проезд строго по разрешениям
5
5.08
оз.Кимасъярви -- порог "Падун"
8
Сплав
пороги "Сакал-порог", "Захар-порог", "Змеиный", "Соленый"
6
6.08
порог "Падун" -- оз.Шуванда
5
--"--
порог "Падун", оз.Шуванда, дер.Кушеванда
7
7.08
оз.Шуванда --
мост за оз.Хирвасъярви
10
--"--
порог No6, оз.Мандуярви,
порог "Коварный"*1, оз.Хирвасъярви
8
8.08
мост -- порог "Безымянный"*
22
--"--
оз.Вихельтаярви, оз.Пистаярви, порог "Семиповоротный"
9
9.08
порог "Безымянный"* --
порог "Грива"*
10
--"--
порог "Безымянный"*, оз.Муасъярви,
пороги "Курки", "Грива"*
10
10.08
Дневка
--
11
11.08
порог "Грива"* --
оз.Корпиярви (до полян)
20
--"--
оз.Вайкульское,
пороги "Фурляляй"*, "Имисев", "Талии", "Хирви"
12
12.08
оз.Корпиярви --
оз.Верхнее Куйто (до стоянки)
38
--"--
оз.Корпиярви, порог "Поалла", оз.Верхнее Куйто
13
13.08
оз.Верхнее Куйто --
оз.Среднее Куйто
35
--"--
оз.Верхнее Куйто, оз.Алаярви
14
14.08
оз.Среднее Куйто --
пос.Калевала -- ж/д ст.Кемь
12
--
--"--
Автобус
оз.Среднее Куйто
15
16
15.08
16.08
ст.Кемь -- г.Вологда
г.Вологда -- г.Ярославль
--
--
Поезд
Поезд
Подъезды и отъезды
1. Подъезд
Заказной автобус "Икарус" Ярославль--Вологда. В пути около 3 часов.
Поезд No 174 Вологда -- Мурманск до ст.Лоухи.
Отправление из Вологды -- 14.50, прибытие на ст.Лоухи -- 18.55.
Частная машина "УАЗ" до озера Кимасъярви.
Время в пути около 3 часов. Дорога -- асфальт и хорошая грунтовка.
2. Отъезд
Рейсовый автобус "ПАЗ" Калевала--Кемь.
Отправление из Калевалы -- 15.30. В пути около 3 часов.
Поезд No 173 Мурманск -- Вологда.
Отправление из Кеми -- 6.39, прибытие в Вологду -- 5.30.
Поезд No 175 ... -- Москва.
Отправление из Вологды -- 6.20, прибытие в Ярославль -- 10.18.
Техническое описание
(Лоция реки Писта2, средняя вода)
Объекты
Км между объектами
Ходовое время
оз.Кимасъярви
В районе столба 17 км от границы свернуть с дороги вправо на большую
поляну "У фермера". Можно подъехать к самой воде. Дров немного. После себя
обязательно все убрать. У фермера можно купить молоко.
Можно попробовать уговорить водителя заброситься еще ближе к границе до
моста через Писту, чтобы захватить еще один порог, отмеченный на карте. Под
систему (идет примерно в 5 км от границы), чтобы захватить еще несколько
порогов, заброситься скорее всего не получится, так как, по словам
пограничников, пороги начинаются прямо под колючкой, и в русле также
колючка.
0
0
низкий деревянный мост
Обнос по правому берегу около 15 метров
3
30'
порог "Сакал-порог" (III к.с.) фото No 2
Длина около 100 метров. Осмотр по левому берегу. Заход из-под левого
берега, прижим к плите у правого берега на повороте.
0.5
5'
порог "Захар-порог" (III к.с.)
Длина около 500 метров. Порог мелкий, много островов. В малую воду
обнос по левому берегу. В среднюю воду осмотр с островов и правого берега,
проход между островами ближе к правому берегу. Порог требует внимания и
тщательного осмотра.
0.5
5'
маленькое озеро
На острове возможна стоянка
--
--
слив на выходе из озера
Без осмотра по центру
1.5
15'
порог "Змеиный" (II--III к.с.) фото No 3
Длина около 200 метров. Осмотр с левого берега. Островок, две протоки.
Заход справа от острова. Выход мелкий.
0.5
5'
порог "Соленый" (II к.с.)
Длина около 150 метров. Осмотр с левого берега.
0.5
5'
порог "Падун"
Длина около 200 метров. Река разделяется большим островом на 2 протоки.
В левой протоке -- "Падун" (IV к.с.) (фото No 4). Осмотр по левому берегу. В
правой протоке -- порог (II--III к.с.). Осмотр по правому берегу. Правая
протока короче. Перед разделением реки на правом берегу высокий каменный
"лоб" -- возможна стоянка на "лбу" и рядом в глубине.
0.5
5'
шивера
Без осмотра.
0.7
7'
2 моста
Первый -- разрушенный. Проход у правого "быка".
1.3
13'
шивера
Длина около 150 метров. Без осмотра.
0.1
1'
оз.Шуванда
На левом берегу деревня Кушеванда. У выхода из озера на левом берегу --
стоянка.
--
--
шиверы
Без осмотра
2.5
30'
мост
2
25'
порог No 6 (II к.с.)
Длина около 200 метров. Осмотр по левому берегу. Остров, две протоки.
Проход левой протокой. Правая -- каменистая.
0.1
1'
оз.Мандуярви
--
--
порог "Коварный"* (III--IV к.с.) фото No 5
Длина около 250 метров. Осмотр по правому берегу. На выходе из озера
остров, две протоки. Левая -- сложная, проход проблематичен. Проход правой
протокой. Начало протоки мелкое.
3
35'
оз.Хирвасъярви
--
--
шиверы
Без осмотра
3
35'
мост
От моста до озера есть несколько мест для стоянки.
1
10'
оз.Вихельтаярви
--
--
шиверы
Без осмотра
5
50'
оз.Пистаярви
На правом берегу озера на мысу деревня Тихтозеро. Можно купить молоко.
Место для стоянки есть на левом берегу напротив острова Шуришари и на правом
берегу недалеко от выхода из озера в подковообразном заливчике.
1
10'
шивера (II к.с.)
Без осмотра
14
2ч.30'
порог "Семиповоротный" (III--IV к.с.) фото No 6
Длина около 1.3 километра. Начинается после 4-х несложных шивер. На
левом повороте уклон заметно увеличивается. Нужно зачалиться к левому
берегу. Напротив этого места чалки на правом берегу большая каменная россыпь
(В нашем случае на этой россыпи стояли рыбаки, как потом оказалось --
рыбнадзор). Осмотр по левому берегу. Примерно через 600 метров от начала, на
правом повороте на 90№ есть небольшое улово для промежуточной чалки. Часть
порога после улова большой сложности не представляет.
0.5
5'
порог "Безымянный"* (II к.с.) фото No 7
Длина около 500 метров. Перед порогом на правом берегу хорошая стоянка.
Без осмотра. 2 ступени. В первой -- проход у правого берега по сливу, во
второй -- проход по центру.
0.5
5'
оз.Муасъярви
--
--
порог "Курки" (III к.с.) фото No 8
Длина около 400 метров. Осмотр по левому берегу. Заход мелкий, затем
проход через бочку и далее по валам. Есть две стоянки: одна на левом берегу
перед порогом, другая на правом берегу после порога.
5
50'
шивера
Без осмотра
--
--
слив с валами
Без осмотра
--
--
шиверы
Без осмотра
--
--
порог "Грива"* (II к.с.)
Длина около 100 метров. Перед порогом 2 острова. Осмотр и заход с
левого берега (можно заходить и под правым берегом, но там мелко, и после
острова надо уходить под левый берег). За порогом на левом берегу хорошая
стоянка.
4
40'
оз.Вайкульское
На озере возможна только одна стоянка -- на выходе из озера на левом
берегу.
--
--
мост
7.5
1ч.15'
шивера
Без осмотра
0.5
5'
порог "Фурляляй"* (II--III к.с.)
Длина около 500 метров. Осмотр по левому берегу. Начало порога
несложное. Затем нужно зачалиться в большом улове у каменного "лба" на левом
берегу для осмотра последней основной ступени порога. Здесь есть стоянка.
0.1
1'
порог "Имисев" (IV к.с.) фото No 9
"Праздничный" порог (как сказал москвич Боря). Длина около 300 метров.
2 ступени. Осмотр по правому берегу. Мощный порог с валами. Стоянки на левом
и правом берегу.
4
40'
порог "Талии" (II--III к.с.) фото No 10
Длина около 100 метров. Осмотр по правому берегу. Мощный слив, валы.
0.5
5'
порог "Хирви" (II--III к.с.)
Длина около 200 метров. Осмотр по левому берегу. Несколько каменных
гряд через все русло и беспорядочно разбросанные камни. Порог мелкий. Обнос
затруднен. В малую и среднюю воду для не желающих рвать суда можно
рекомендовать проводку у левого берега.
0.5
5'
оз.Корпиярви
На левом берегу 2 поляны, которые видны издалека. Возможны стоянка и
выход к автодороге Войница -- Калевала (200 м), на которой при необходимости
можно поймать попутку до Калевалы.
5
50'
порог No 16 (I--II к.с.)
Длина около 50 метров. Два острова, три протоки. Прошли по левой
протоке.
5
50'
мост
0.5
5'
порог "Поалла" (IV к.с.) фото No 11
2 ступени. Длина первой -- 70 метров, второй -- 150 метров. Между
ступенями расстояние около 300 метров. Осмотр 1-й ступени -- по правому
берегу, 2-й -- по левому. Мощный порог с валами и бочками.
2
20'
порог No 18
Длина около 100 метров. Без осмотра. Возможна стоянка на левом берегу.
2
20'
порог No 19 (I--II к.с.)
Длина около 100 метров. Без осмотра.
6
1час
оз.Верхнее Куйто
Стоянок мало. Хорошая стоянка есть на "Итальянском" (сапог) полуострове
на левом берегу приблизительно на половине пути по Верхнему Куйто.
--
--
оз.Алаярви
Порога, указанного на топографической карте, между озерами В.Куйто и
Алаярви не существует в связи с подтоплением озер Алаярви и Ср.Куйто.
Возможна стоянка на мысу левого берега (большой брусничник).
54
11 часов
оз.Среднее Куйто
Возможна стоянка на мысу правого берега перед выходом в озеро.
3
30'
пос.Калевала фото No 12
Держать курс сначала на остров Варнасуари, затем вдоль островов
Тойнен-Ухутсари и Урнашари на высокие каменные дома, слева от которых
небольшой залив с причалом. Около причала парк, где можно разобрать и
просушить байдарки. До автостанции около 100 метров. автобус "ПАЗ"
отправляется до станции Кемь 1 раз в сутки в 15.30. Стоимость билета с
багажом -- 53 рубля. Также есть рейс автобуса до Юшкозера.
12
2 часа
Итоги путешествия, выводы, рекомендации
Запланированный маршрут был пройден в среднюю воду без изменений и
отклонений. Руководитель и участники путешествия оценили маршрут третьей
(III) категорией сложности. Почти все пороги достаточно сложны и требуют
слаломной техники для их преодоления. Особо следует отметить особенность
реки -- очень острые камни!!! Это требует особой осторожности и
наличия в достаточном количестве ремонтных материалов (клея, заплат).
Для въезда в пограничную зону в Республике Карелия кроме российских
паспортов (или советских с вкладышем гражданина России) обязательно нужно
иметь разрешение, которое можно получить заранее в штабе Северо-Западного
пограничного округа в г.Санкт-Петербурге или непосредственно в пограничных
отрядах в районе расположения реки. Отряды базируются в поселках Реболы,
Калевала, Алакуртти (Мурманская область), г.Сортавала. С отрядом в Калевале
можно заранее созвониться по телефону 2-10-17, позывной "Шипучий", спросить
командира части или начальника штаба. Для граждан Карелии для въезда в
пограничную зону в Республике Карелия достаточно паспорта с карельской
пропиской.
В реке Писта много рыбы, в том числе красной (горбуша, лосось,...), но
ловля без лицензии запрещена. Первая проверка рыбнадзора у нас была на
пороге "Семиповоротный". Лицензию можно купить в инспекциях рыбоохраны в
Калевале и Лоухах. Стоимость ее при ловле на удочку или спиннинг составляет
от 8 до 35 рублей в день в зависимости от вида рыбы. Штраф за ловлю рыбы без
лицензии (даже за просто развернутую снасть) -- до 10 минимальных зарплат на
снасть.
До начала маршрута рекомендуем добираться машиной "УАЗ" (фургон) из
поселка, что дешевле (600 рублей против 1200), чем предлагают "станционные
извозчики".
Река малонаселенная, стоянок мало, в основном на порогах. Много грибов
и ягод.
Из озер Алаярви и Среднего Куйто воду лучше не брать. В Калевале нет
очистных сооружений, а вода привозная.
Если заканчивать маршрут на озере Корпиярви, надо учесть, что транспорт
в сторону Калевалы идет в основном утром с 8 до 11 часов.
Группа выражает благодарность:
Ивановой Светлане Николаевне -- за "открытие" реки для Ярославля в 1994
году, сборе и предоставлении первой информации о маршруте;
Баранову Николаю Юрьевичу -- за предоставление дневниковых записей 1995
года;
Особую благодарность группа выражает:
Чеканову Николаю Ивановичу и Леонтюку Леониду Леонидовичу
(начальник заставы в Софпороге) -- за доверие и содействие въезду в
пограничную зону.
Список использованной литературы
Дневниковые записи Баранова Н.Ю., 1995 год.
А.Л.Шилов. На байдарках по Карелии. Москва, 1997 г.
Топографическая карта "Республика Карелия". Москва, 1996 г. Масштаб
1:200000.
Продольный профиль межозерных участков реки Писта
1 Символом (*) отмечены названия порогов, которые дала наша группа.
Названия остальных порогов взяты из топографической карты и отчета
Шапошникова А.М. (1995 г)
2 Поскольку приличных отчетов по Писте мы не нашли, то километраж
пришлось рассчитывать по карте и нашему ходовому времени, в результате чего
возможны незначительные корректировки километража и ходового времени.
Связаться с программистом сайта.