lib.ru: другие произведения.

Писта - Шуя Беломорская'99

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 27/04/2003. 61k. Статистика.
  • Дневник. Водный:Карелия восточная , Байдарка
  • Дата похода 01/07/1999
  • Маршрут: р.Писта - р.Северная Шуя
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Оз. Кимасъярви - порог "Падун" - Порог "Падун" - оз.Пистаярви - Озеро Пистаярви-порог "Курки"-Порог "Курки"-оз.Корпиярви - Озеро Корпиярви-мост-порог "Поалла"-мост - Мост через Писту-озеро Гнилое - Озеро Гнилое-пор.Темный - Порог Темный -порог Сосновый - Порог Сосновый-порог Щелиный - Порог Зигзаг-1км ниже ж/д моста
  • 
    
    
            Писта - Шуя Беломорская'99
    
    
    ---------------------------------------------------------------
         © Copyright
         Email: Tim Zatsepin (tsz@mail.ru)
         Date: 09 Mar 2000
    ---------------------------------------------------------------
    
         или долгая дорога к морю.
    
         Состав нашей группы:
         Экипаж КНБ Катран:
         Сергей Яковлев, он же Палыч, он же Лебедь, он же адмирал,
         Яна Бибикова.
    
         Экипаж катамарана:
         Константин Демидов,
         Анна Козлова.
    
         Экипаж Щуки:
         Сергей Егоров, он же я,
         Денис Будяк.
    
         Протяженность путешествия: 180км.
         Продолжительность путешествия:
         всего дней:12
         из них ходовых:9.
    
            График движения
    
            14.06
         Оз. Кимасъярви - порог "Падун"
         8км
         "Сакал-порог"
         "Захар-порог"
         "Змеиный"
         "Соленый"
         15.06
         Порог "Падун"-оз.Пистаярви /восточный берег/
         24км
         "Падун"
         "Коварный"
         16.06
         Озеро Пистаярви-порог "Курки"
         19км
         "Курки"
         "Семиповоротный"
         "Безымянный"
         17.06
         Дневка
         18.06
         Порог "Курки"-оз.Корпиярви
         25км
         "Грива"
         "Фурляляй"
         "Имисев"
         "Талии"
         "Хирви"
         19.06
         Озеро Корпиярви-мост-порог "Поалла"-мост /вверх по течению/.
         8км
         "Поалла"
         20.06
         Мост через Писту-озеро Гнилое/бассейнБеломорской Шуи/.
    
            21.06
         Озеро Гнилое-пор.Темный
         27км
    
            22.06
         Порог Темный -порог Сосновый
         30км
    
            23.06
         Дневка.
    
            24.06
         Порог Сосновый-порог Щелиный.
         30км
         25.06
         Порог Зигзаг-1км ниже ж/д моста (у разрушенного пешеходного).
         7км
    
            Об уровне воды и речках.
         На  Писте   до  озера  Пистаярви  воды  было  много,  уровень  примерно
    соответствовал описанию Аси Гавриной,  но и при таком уровне, камней в русле
    предостаточно. Поэтому в меньшую воду на каркасных байдарках  начинать лучше
    от озера Шуванда.
         После озера Пистаярви лес стоял в воде, воды было очень много, однако и
    пороги  там  чаще струйного типа,  поэтому даже в малую воду  проблем  будет
    меньше, чем вверху.
    
    
    
            10 наиболее сложных препятствий в порядке убывания сложности.
    
         1. Падун (левая протока) IV KC
         2. Поалла III-IV KC
         3. Семиповоротный III KC
         4. Захар-порог
         5. Коварный (средняя протока, она же левая (по лоции Шиханова) и правая
    (по лоции "Бандитских матрешек")
         6. Имисев
         7. Хирви
         8. Курки
         9. Змеиный II-III KC
         10. Сакал-порогII-III KC
    
         Обратите внимания,  что эту  "горячюю десятку" составлял капитан  Щуки.
    Особенностью этого  сплавсредства  является  крайне сложное выполнение каких
    либо маневров даже  в среднего размера валах, бочках и т.д. Поэтому наиболее
    приоритет  был отдан порогам,  требующим  каких-то  осмысленных действий  на
    сильной струе или слалома между камней на мощном течении.
    
         Наиболее травмоопасные препятствия для любителей самосплава.
         
         1.Хирви (гряды мелкосидящих острых камней)
         2.Семиповоротный (большая длина + острые камни (местами))
         3. Падун /правая протока (мелкая последняя ступень при сильном течении)
         
         Особенность реки - острые камни, поэтому можно сильно  покалечить ноги.
    Любителям сплавляться в болотных сапогах и без спасжилетов рекомендую особое
    внимание уделить Семиповоротному. Совсем криминальных порогов на реке нет.
         
            Про Щуку.
         Так  же  отлично упаковывается в рюкзак и не давит на спину. Ликвидация
    последствий переворота происходит практически моментально - достаточно лодку
    перевернуть и сесть на свое законное место ( можно делать как на воде, так и
    на берегу). В
         Скачка по валам на Щуке - зрелище очень  захватывающее, как со стороны,
    так и изнутри.
         
    ХОРОШО ПЛОХО
    Стапель - пять минут и она готова. Только не забудьте купить дополнительный комплект затычек для матрасов, а то иногда выскакивают, или привязывайте уже имеющиеся.
    Комфорт - диван, он и в Африке диван, даже если без ножек. Для тех кто любит заниматься физическими нагрузками в кресле или на диване прекрасный выбор. Однако, помните, это кресло без спинки. Слишком большие физические нагрузки на плесах, особенно с хорошей волной.(направление волн особой роли не играет)
    Необходимый ремнабор - клей, заплатки, иголка и нитка. Все. Так же отлично упаковывается в рюкзак и не давит на спину. При сплаве по каменистым рекам выбирайте обувь с толстой подошвой, а то все пятки отобьете.
    Ликвидация последствий переворота происходит практически моментально - достаточно лодку перевернуть и сесть на свое законное место (можно делать как на воде, так и на берегу). В принципе можно обратно и не переворачивать, качество управление от этого сильно не пострадает.
    Скачка по валам на Щуке - зрелище захватывающее, как со стороны, так и изнутри. ПРЕКРАСНАЯ ЛОДКА ДЛЯ МЕЛКОВОДНЫХ ШИВЕР. На шиверах Северной Шуи чувствовала себя лучше Катрана из-за гибкости и катамарана из-за габаритов. (Малая вода) УПРАВЛЯЕМЫЙ СПОРТИВНЫЙ СПЛАВ ПО МОЩНОЙ ВОДЕ - НЕ ДЛЯ ЩУКИ.
    В общем лодка заслуженно пользуется спросом у определенного круга любителей отдыха на свежем воздухе. Однако, универсальной ее назвать никак нельзя. Она скорее оригинальна, так как в отличие от большинства других сплавсредств при понижении уровня воды на Карельских реках , уменьшается и количество проблем у экипажа.  * ДНЕВНИК. *  ДЕНЬ 1. Рано утром приехали в Лоухи, вылезли на пустынный перрон и адмирал сразу побежалв милицию разбираться с погранзоной. Там специально для него был любезно разбужен представитель погранцов с которым наш адмирал имел короткий, но продуктивный разговор. В это время к нам подошел какой-то дядя. Как выяснилось, он был "заказан" нами из Москвы по телефону с целью перевозки всей нашей компании на озеро Кимасъярви. В это время подошел Палыч и сторговавшись на 900р мы поехали. Погранпост в Софпороге был временно упразднен, поэтому у нас даже паспорта не проверили. По дороге мужик рассказал мне много интересного. Сначала разговор шел об особенностях местной конкурентной борьбы в плане извоза туристов. В этой борьбе доходитдаже до использования колющих предметов по отношению к колесам конкурирующего транспорта. Однако, нас он вез, не опасаясь, так как "не сезон еще". Лоухи мне казались какими-то грязными и опустошенными, но мне объяснили, что только-только кончился выпускной бал. Не успев до конца обсудить последствия кризиса, мы наконец-то выехали из городка и наша беседа сразу перешла в другое, более приятное русло. Выяснилось, что лед на озерах полностью сошел только за 2 недели до нашего приезда, а неделю назад за ночь навалило около 30 см снега. Последние два дня стоит хорошая солнечная погода, которая по многолетним наблюдениям бывалого охотника должна продержаться еще недельку-другую. Через паручасов приехали в Софпорог, где пересекли первый ряд колючей проволоки сквозь безжизненный погранпост и направились дальше. Вскоре проехали Пяозерский, в котором переехали через очень красивый бурный поток с изящным горбатым мостиком. В общей сложности часа за 3-3.5 добрались до фермы, где и распрощались с дяденькой-шофером. Видимо, от большого желания куда-нибудь плыть, напролом спустилиськ реке, перелезая через какие-то ограды, и начали стапелиться. Вода в озере прозрачная и теплая на мелководье, некоторые энтузиасты искупались. Стапель Щукидело практически молниеносное, и этим занимался Денис, поэтому мне пришлось организовывать первую нормальную еду в походе. И тут-то выяснилось, что такие вещи, как тросик, крючья и таганки предпочли следить за нашими приключениями из Москвы, в результате чего мне пришлось взять топор и идти калечить лес. Лес оказался крайне странным - он был какой-то чистый, аккуратный, практически без сухостоя и при этом все деревья старались походить на пальмы, поэтому рогатульки для костра были найдены после длительных поисков. Через некоторое время поели, собрались и стали спускать пароходы на воду, при этом из-за плотных зарослей катамаран (груженый) пришлось тащить практически вертикально. Сели и поплыли. Сначала путь проходил по озеру, жарило солнце и непреодолимо хотелось снять каску, однако, куда ее сунуть я так и не придумал, поэтому пришлось страдать. Вскоре обнесли мост, к которому можно было подъехать. Не более чем пол километра от моста до Сакал-порога. Это препятствие вполне подходит на роль первого порога на реке- просто валы 0,7-0,8м, да на левом повороте бочка, образованная "заусенцем" правого берега. На заходе под водой угадываются острые камни. При осмотре казалось, что попади мы в эту единственную бочку, и оверкиль будет неизбежен. Решив, что это ключевое место, отправились готовиться к штурму. Пошли за Костиком с Аней. Они на катамаране шли вдоль левого берега. Нам там показалось мелко, и мы пошли по языку в центре и дальше вблизиряжевой стенки, которая изображала остров. В валах Щука начала так плясать, что пару раз я подумал, что "приплыли". Этого я никак не мог ожидать, сидя первый раз в этой лодке. После всего этого мы еще въехали в бочку, которой так боялись, но она прошлась значительно проще, чем валы на входе. Затем поснимали прохождение Лебедя и двинули дальше. Дальше по расписанию нас ждал "Захар-порог". Скорость течения стала увеличиваться, появились камни и несколько островков из-за которых доносился шум, но ничего не было видно. Чалимся к правому берегу и идем смотреть. Впереди озабоченно бегает Лебедь, а катамаран первую часть уже прошел. Порог состоит из двух частей, между которыми 20-30м быстротока. Вторая часть более простая- это достаточно мощная шивера в широком русле с кучей здоровых подводных и не очень подводных камней. Основной струи нет, но проходы между бульниками везде имеются. При меньшей воде из-за мелководности могут возникнуть проблемы. Основная особенность первой части - это большое количество островов (больше 10 точно). В начале порога левая часть русла представляет собой лабиринт шумящих и не всегда проходимых из-за мелководности проток. В самом пороге цепь островов идет в середине русла. В связи с этим есть два варианта прохождения. Между островами и правым берегом - веселая шивера с большим количеством, часто, острых камней и несколькими, довольно жесткими, бочками после невысоких пологих сливов. Между островами и левым берегом почти все падение срабатывается на сливе высотой чуть более метра, который представляет собой несколько узких проток между скальными выходами. Наиболее реальной для прохождения выглядит протока у левого берега. Вероятность заломаться в сливе сильно отличается от нулевой. Зато обносить порог надо именно по левому берегу, там и место для обеда есть - как раз напротив слива. В конце концов мы, походив по правому берегу, где нам повстречался нерастаявший сугроб, перечалились на левый берег, где провелись между островами и обнесли слив. В слив лезть не захотел Денис, а я выражал глубокие сомнения по поводу возможности Щуки выделывать необходимыедля прохождения справа "кренделя". Палыч и Яна прошли на Катране по правой протоке с промежуточным зачаливанием к острову перед небольшим сливчиком, в котором, вероятно, кильнуласьАсяГаврина. Вторая часть порога нас вынесла в следующее озеро, по которому мы поплыли дальше. На выходе из озера встретился слив с небольшими валами, и вскоре мы подъехали к "Змеиному". В начале порога небольшой островок, левая протока проще, правая интереснее. Шли по правой, затем валы в сужении, плавный левый поворот и дальше река скатывается по каменной горке. Достаточно чистый проход есть ближе к левому берегу. Без проблем прошли порог после осмотра по левому берегу и отправились дальше. Хотим добраться до стоянки перед Падуном, а время уже около 23 часов. Без осмотра проходим "Соленый", далее река расширяется, и по правому берегу появляется высокий скальный лоб, на котором мы и встаем. Уж полночь близится, но, несмотря на это половина группы в составе Палыча, Кости и Аниотправилась на катамаране кататься по правой протоке и изучать левую, которая значительно сложнее. За ужином адмирал подробно описал левую протоку, причем так увлекся, что картина, которая получилась с помощью моего больного воображения, явно не соответствовала географическому положению реки. Однако, прогуливаясь перед сном, я дошел по берегу до конца правой протоки, откуда были видны последние метры левой протоки. Надо сказать, что мысль о прохождении этого на Щуке меня не очень обрадовала. С такими мыслями я отправился спать. Кстати, палатку поставили в небольшом скальном распадке, куда она еле влезла. Так что если пойдет дождь, то бессонная ночь нам гарантирована. ДЕНЬ 2. Слава богу, что дождя ночью не было. Погода с утра опять теплая и солнечная, а вот в воду без гидры лезть не хочется. Не спеша позавтракали, покидали вещи в лодки и отправились к "Падуну" в левой протоке. Быстро перенесли вещи к концу порога и принялись долго и нудно его осматривать. Костик и Аня прошли основную часть, зачалились к острову, взяли в руки камеру и морковку и стали ждать остальных. Порог длиной 150-200м. Сначала русло сужается в скальных берегах и вода разгоняется. Затем поворот налево почти на 90 градусов и сразу за поворотом мощный метровый слив, более пологий у левого берега с пенным валом, более крутой у правого берега с бочкой и кусками скал в сливе у самого берега. Около слива ширина русла 5-6м. Сразу за ним крутой поворот направо, при этом струя выносит на камни у левого берега. Затем при небольшом расширении русла в течение 50-60м идет цепочка сливчиков с бульниками. Именно тут желательно вылавливать пострадавших. Далее река опять сужается и скачет через острые камни, образуяпенные валы и поворачивая налево. Успокоившись, протоки сливаются и образуют широкий плес с красивым скальным левым берегом. На правом берегу есть стоянка. После катамарана в порог должен был идти Катран, поэтому Лебедь вооружившись охапкой дров и, прихватив с собой Яну, направился к сливу. Там он стал швырять дрова в поток и что-то, оживленно жестикулируя, рассказывать Яне. Судя по выражению ее лица, Палыч показывал, как в этом месте поведет себя Катран. Вскоре палки кончились, и экипаж удалился к месту старта. Через некоторое время байдарка появилась вдалеке и не спеша стала приближаться к порогу. Увы, ничего интересненького не произошло. Ребята прекрасно прошли порог, пройдя первый поворот вдоль внутреннего берега, сиганули в более пологую часть слива, затем на реверсе ушли от навала на камни у левого берега и зачалились перед выходной шиверой. Подошла наша очередь покорять порог. Настроение было слегка обреченное, даже юбки не затягивали. Справедливости ради надо заметить, что успешность преодоления препятствия Щукой странным и противоречивым образом зависитюбки. Например, если юбка затянута, а один из гребцов в силу неожиданно возникшего в пороге крена захотел временно покинуть судно, то ему, скорее всего, юбка этого сделать быстро не позволит, и в результате цепной реакциипроизойдет оверкиль. С другой стороны затянутая юбка может уменьшить частоту возникновения такого противоречивого желания у гребца, так как является единственной деталью в конструкции лодки, препятствующей соскальзыванию задницы в воду при крене. Ну так вот, оставили юбки болтаться и поплыли. Я несколько раз мысленно представил процесс катапультирования из лодки. Вошли в поворот мы немного неправильно, в результате нос попал чуть правее в слив, чем хотелось бы, корму еще дальше отбросило. Упали в слив, через мгновенье Денис вылетал из бочки, в то время как я, сидя на корме, находился в бочке практически лагом. Еще через мгновенье Щука выскочила из бочки, видимо, благодаря силе упругости, но я в это время сидел уже в воде, в то время как ноги находились еще в лодке. В общем, мы кильнулись, и я, будучи капитаном, пустил весло в направлении Дениса и бросился спасать свою незаменимую для экипажа персону. Через секунду я оказался на правом берегу, практически, рядом со сливом, там стоял Костик, с раскрытым ртом глядя на происходящее, возле него лежала морковка. Когда мы уходили к месту старта, она была у него в руках, так что положил он ее, наверное, когда мы кильнулись, чтобы она не мешала следить за развитием событий (шутка). А события тем временем действительно развивались. Когда я перевел взгляд с Костика на реку, то увидел Дениса в тот момент, проплывавшего, или пробегавшего мимо Яны, стоящей на скале левого берега. Яна в отличие от Кости спасконец из рук не выпускала, на землю не клала и поэтому сразу запустила ее в направлении Дениса, до которого было метра 4. Морковка не долетела до цели метра 3. Увидев такое, Денис, одной рукой обнимавший Щуку, а другой держащий два весла, решил спасаться сам. Видимо, помогая себе ушами, он смог добраться до правого берега и тут я, наконец-то, бросился ему на помощь. Да так красиво, что не услышал от матроса по отношению к себе ни одного нехорошего слова, видать, он меня решил где-нибудь незаметно утопить. Потом мы еще с полчаса валялись у слива и ждали пока Костик с Аней привяжут вещи к катамарану и второй раз пройдут слив. Дождавшись, залезли в лодку и прошли выходную шиверу, которую Денис, чуть было, не прошел самосплавом. Внизу мы и катранщики загрузились и поплыли. До разрушенного моста здесь меньше километра по болоту. В нем мы спугнули лося и покричали ему вдогонку. Вскоре появился разрушенный мост. Байдарки спокойно прошли в правый пролет, а вот катамаран там что-то придумывал. Денис рвался им помочь, но не успел. Через 100 метров новый мост, с которого мы при заброске любовались прозрачной водой Пистайоки ,безмятежно текущей между опорами моста. Кто бы мог подумать, что такой мирный и компактный поток выше по течению создает такие масштабные и мощные пороги. В прямой видимости от моста начинается короткая изамусоренная камнями шивера. Для нас там основную опасность представляли Катран и катамаран, временами застревавшие на камнях. И вот мы влились в озеро Шуванда. Слева виднеется деревня, там и берег повыше, ну а справа типичный чахлый сосняк на болоте. На плесах экипаж катамарана из бесстрашных покорителей порогов превращался в каторжников и начинал тормозить. Однако, очень удачная конструкция баллонов катамарана и рвение экипажа к новым приключениям все таки не оставляли остальным много времени на крепкий здоровый сон. В то время как адмирал развлекал и подгонял катамаран, наша Щука аппетитно почмокивая на небольших волнах достигла острова в конце озера. Дождавшись остальных, мы проехали несколько несерьезных коротких перекатов, выехали в очередное озеро искрылись за поворотом. Тут начал заявлять о себе мордовой ветер с неприятными порывами. Очередное время ожидания катамарана скрасила нам парочка настоящих лебедей, плавающая по озеру. В силу нахлынувшей лени и дремоты, продолжили чего-то ожидать даже после того, как все уже мимо нас проплыли. По этой причине мы последними услышали внушительный шум, а чуть позднее увидели и источник шума. Это речка Винка в нескольких сотнях метров от нас впадала в озеро, преодолевая перед самым устьем порог со значительным падением. Не у одного экипажа согласованного желания подплыть поближе не возникло, поэтому направились к истоку Писты. Вскоре проплыли мост и по правой протоке преодолели порог. Он ничем не выделялся, только запомнилась сбойка струй в конце, которая нас зажевала и чуть не положила. Впали в озеро Мандуярви и прошли его вдоль правого берега. Зачалились на небольшом острове между двух проток порога "Коварный". Дежурные и сопереживающие начали готовить обед, а остальные пошли осматривать протоки. По острову расстояние между протоками метров 20, длина острова метров 30, за ним протоки соединяются и уходят за поворот, где, встав на мысочки, на самом кончике островочка, можно разглядеть валы и падение. Точнее разглядеть можно только падение и верхушки валов, а об их размерах догадаться по увиденному на реке выше по течению. Кстати, если увлечься разведкой, то появляется реальная возможность навернуться с отмели прямо в струю и все изучить с воды. В правой протоке безобидный невысокий слив и далее до слияния не очень глубокий быстроток. Левая протока куда интереснее правой. Сначала короткое скальное сужение, в конце которого имеется скальный островок с изящной сосенкой и красивым отбойником. Островок делит русло на две части - правая узкая, левая - основная. В ней вода скатывается по гладкому пологому сливу и в основании, упершись в подводную преграду, теряя скорость, падает еще на полметра. Общее падение не больше метра, однако, с такой конструкцией бочка получается, что надо.За сливом скальный островок заканчивается, иосновная струячерез 10 метров сливается с правой протокой и уходит в выходную шиверу. В самом конце левой протоки у левого берега лабиринт из нескольких островков. По этому лабиринту можно влететь в выходную шиверу в достаточно деликатном месте. За обедом адмирал стал читать лоции. Было две - рассказ Аси Гавриной про матрешек и отчет ярославской группы от Андрея Шиханова. Сначала прочитал ярославскую - более менее совпадает с тем, что видно. Затем Палыч берет Асин рассказ. После чего начинает метаться по острову в поисках "неслабого падуна" в правой протоке и "слалома" в левой, но безуспешно. Вскоре про это забыли и вспомнили только в озере за порогом. Дело в том, что мы обедали на неправильном острове, а проток у порога оказывается 3. Две правых разделяет небольшой островок, и они сливаются, прежде чем впасть в озеро. Левая стекает в озеро самостоятельно, что в ней мы не видели, но можно утверждать, что воды там течет меньше. После обеда первым свалил в левую протоку катамаран, прошел слив и скрылся за поворотом. Денис, видимо, посчитал, что одного заплыва в день вполне достаточно и поэтому плыть отказался. Костик еще во время обеда с готовностью вызвался его заменить после прохождения на катамаране. Когда он появился, глаза его блестели, он сказал, что за поворотом весело. Следующими в порог пошли Яна и Лебедь. В бочке их притормозило и выплюнуло левее, чем требовалось, в результате они лагом налетели на камень, но быстро соскочили и зачалились у входа лабиринт из островов - туда их вынесло. Там они стали изучать дно байдарки и думать, что делать дальше. В это время в порог пошли я и Костик. При заходе видна скала с сосенкой - очень красиво. Мы прошли слив по самому правому краю и поехали в шиверу. Там Щука сильно плясала во всех плоскостях, мимо проносились огромные камни, а Костик покрикивал от восторга свесив ноги в воду. Зачалились в конце на левый берег, потом к нам подъехали Палыч и Яна и рассказали про свои приключения. С их слов, они из протоки вырулили в шиверув очень экзотическом месте, и им во второй раз в этом пороге пришлось бороться за ровный киль. Как обычно, адмирал победил. Несмотря на располагающее к постановке лагеря время, мы отправились дальше. Первое что мы увидели - это настоящую левую протоку, шумно стекающую в озеро. Смотреть ее мы не поехали. Вскоре из озера Хирвасъярви въехали в речку, где было много приятных глубоких шивер с валами и мост с большим количеством пролетов. Пейзажи здесь очень приятны на глаз и было много мест для стоянок. Мы так и не решились испортить красоту этих мест своими палатками. Поэтому, оказавшись в озере Вехельтаярви, перекусили на воде, полюбовались карельским закатом и направились в следующую протоку. Лагерь было решено ставить на Пистаярви. Реку опять украшали шиверы, а последняя, перед озером, преподнесла несколько очень приличных валов явно больше метра высотой. В них мы с трудом уговорили наш диванчик не опрокидываться. Пройдя по озеру несколько километров, встали на восточном берегу в не очень симпатичном открытом месте. На стоянке стало ясно, что в озере держится очень большой уровень воды. Березы и сосны у берега стоят в воде, болота подтоплены озерной водой. Такое в Карелии я вижу впервые. За ужином обсудили планы на день грядущий. Следующую ночь хочется провести в районе Семиповоротного, но последнее слово будет все-таки за ветром. По-хорошему надо бы сейчас плыть, пока штиль и у всех исправно работает автопилот, однако, силы уже не те, да и уснуть за рулем можно. Постепенно все отходят ко сну, кто с мыслями о хорошей погоде, а кто вообще уже без каких либо мыслей. ДЕНЬ 3. Утро. Завтрак. Большую часть сегодняшнего дня погода будет пытаться навредить нам и не дать пройти озеро. Вредительство началось прямо с утра. После завтрака решили заняться ремонтом небольших дырочек в лодках, тут-то и стало капать с неба. К концу ремонтных работ дождь прекратился. Это и не мудрено при таком ядреном мордовом ветре. Небо стало чистым, однако ветер сильно беспокоил. Ну вот мы и отчалили от восточного берега напротив острова Шуришари. Наши ближайшие планы - добраться до мыса, на котором стоит деревня Тихтозеро, и попробовать там поискать моторную лодку до истока реки. На катамаране с утра "отрабатывают" Палыч и Костик, дамы катаются на Катране, ну а мы на своей рыбке. Несмотря на ветер, достаточно быстро добираемся до мыса. Здесь нас встречает местный мужик, приветливый и очень разговорчивый. Кстати, если, сидя в лодке, у берега посмотреть на дно, то можно увидеть зеленую лужайку, украшенную безмятежными желтыми цветочками. А зачалились мы среди березок. Местный показал по деревьям максимальный уровень воды этой весной - это где-то на пол метра выше нашего уровня, однако при этом заметил, что весенний паводок был в этом году невысокий. После него вода успела ощутимо упасть, но благодаря недавнему снегопаду опять поднялась и сейчас медленно падает. Стало ясно, что на озере мы "догнали" паводок. К этому времени подъехал катамаран, и на вопрос Палыча о транспорте мужик ответил, что лодка у него имеется, и он готов нас перевезти, но отсутствует топливо. Бензин, по его словам, был у кого-то еще, и он предложил нам пойти и поговорить с ними. И вот мы уже идем в гидрах по солнцепеку, ведомые нашим гидом, к дому, расположенному в двухстах метрах от места, где мы зачалились. Там выясняется, что у них есть бензин, но немного и его нам не хватит, но у такого-то тоже может быть бензин. Я, Денис и Костик идем дальше, к другим хозяевам, это еще более полукилометра. По дороге любуемся полем, которое кто-то усердно равнял и очищал от валунов - очень впечатляет, особенно камни, которые сребли в одно место. Из них получилась небольшая пирамида. Наконец пришли, и хозяйка говорит, что хозяина нет и вскоре вряд ли появиться. Облом. Идем обратно. Тут выясняется, что у тех фермеров, которых мы посетили вначале, имеется прекрасный, со слов нашего знакомого, самогон. Тут яуспокоился, а то меня стало настораживать, что за время достаточно продолжительного нашего общения с аборигеном стипичной для такой глубинки физиономией не было произнесено ни слова об алкоголе. Мы решаем купить одну бутылку себе и пол бутылки мужику в знак благодарности за заботу. Денис удалился к лодкам, а я и Костик пошли за покупками. Самогонщик пригласил нас в дом, налил в два небольших граненых стаканчика какую-то жидкость цвета шампанского и предложил продегустировать, подвинув к нам блюдце с ломтиками сала. Продегустировали,мне понравилось, Костику нет, но купили все что планировали. Потом Костик пошел на берег с нашей бутылкой, а я понес подарок мужику. Заметил, что гидра уже не так мешает, да и камни на дороге стали мягче. По дороге встретил Дениса. Пошли вместе в гости и раздавили на троих эти пол бутылки. По дороге к лодкам встречаю Палыча, который требует отчета о проделанной работе. Я что-то вкратце набросал о безперспективности дальнейшего пребывания в деревне, и мы отправились на берег. Как только выехали на оперативный простор, Лебедь указал нам следующую цель - продолговатый островок к западу относительно нашего местоположения. Туда две лодки сразу и устремились, а Костик с адмиралом стали продвигаться вдоль самого мыса, чередуя проводку с греблей. Ветер дул в лицо, прямо как из пылесоса. Добрались до острова, подождали отстающих. Я сменил на катамаране Костю, адмирал указал новую цель, опять остров на западе, и мы отправились дальше. К нашему прибытию обед был почти готов, быстро пообедали и отправились на юг, именно там по новым сведениям следовало искать исток Писты. На катамаране сейчас Костик и Денис. Благодаря изменившемуся ветру, который стал попутным, они быстро превратились в точку на горизонте, тем самым, подорвав дух остальных. Мы в поисках такой же халявы сделали из лодок некое подобие катамарана, натянули парус и долго- долго плыли в направлении исчезнувших из виду беглецов. В результате катамаран почти час ждал нас, пройдя, шиверу, ожесточенно отбиваясь от очень злого гнуса. Мы осмотрели шиверу. Осматривали ее, любуясь на ручейки, текущие прямо через лес. Потом быстро проскакали по здоровым валам и все расселись по своим судам. Впереди нас ждал Семиповоротный, который Денис еще в Москве был готов обносить. Солнечные лучи до воды уже не достают, меня после интенсивной гребли по озеру и увлекательной разведки деревни бросает в сон. Чалимся к левому берегу перед началом каскада, Палыч смотрит первую шиверу, проходим, чалимся снова к левому берегу.Некоторое время слоняемся по берегу туда и обратно, после чего начальство, сверившись с картой и лоцией, решает плыть до начала самого интересного, т. е. до левого поворота. Денис ощущает себя не в своей тарелке - уж больно мрачными выглядят эти шиверы вечером. Плывем между Катраном и катамараном. Везде валы, Щука ненадежно извивается во всех плоскостях. Если судить по лоции, то, кильнувшись здесь, можно при неудачном стечении обсоятельств плыть целый километр, а этого очень не хочется. Окончательно я проснулся, когда увидел следующую картину. Мы только что прошли очередную цепочку из внушительных размеров валов, и впереди уже начинается следующая. Туда в это время как раз заходит Катран. Валы там выглядят еще хуже, чем в предыдущих шиверах, а в самой середине что-то пенится. За считанные секунды Денис неоднократно выразил свое нежелание плыть по центру, апатично реагирую на его предложение объехать. В это время Катран скрывается в самом здоровом пенном валу вместе с экипажем и веслами, но через мгновенье выныривает на ровном киле. После увиденного Денис уже ничего не предлагал, а только молотил, что есть дури от основной струи, я ему начал с азартом помогать. Первая мысль посетила мою голову после того, как мы зачалились за адмиралом на правый берег. Экипаж Катрана выливал из лодки тот вал. Как выяснилось, зачалились там, где нужно - на левом повороте. Через некоторое время все пошли на осмотр. Прошли до конца, решаем идти кильватерным строем. На обратном пути, идущие за мной, Палыч и Костик горячо обсуждают очередность прохождения. То и дело слышно, как, то один, то другой утверждает, что если пойдет вторым, то обязательно догонит первого и врежется в него. В результате адмирал объявляет мне, что Щука идет первой. Я ничего против не имею, однако, предвкушая бурную радость по этому поводу у Дениса, предлагаю повременить с окончательным решением. Дело в том, что этот участок реки до боли напомнил нам с Денисом Полометь. А поскольку по Полометьской шивере Денис плыл сидя в лодке не на много больше, чем рядом с лодкой, то не трудно представить, как он загрустил, увидев в темных тонах карельских белых ночей этот порог... А что, собственно за порог? В принципе это просто каскад мощных шивер струйного типа. На первых шиверах до левого поворота река конкретно разгоняется и, несмотря на наличие гладких быстротоков между шиверами, этот участок лучше проходить без промежуточных чалок. Сбойки струй по краям основного потока местами вполне выразительны и могут стать роковыми для не очень опытных экипажей однокорпусников. Камней по нашей воде в этой части нет и в помине. Далее левый поворот. Лоция рекомендует чалиться к левому берегу. Мы спокойно чалились у правого, где явно слабее несло, нежели у левого. Сразу за поворотом горка метров 20 длиной, за ней правый поворот. Основная струя в горке угадывается под левым берегом, но идти по ней не хотелось из-за навала на левый берег. Затем около 300м мощной струи на, практически, прямом участке с камнями по краям, на которые легко может вынести. Далее крутой правый поворот, за ним уклон увеличивается, и вода скатывается по подводным каменным грядам, упираясь через 150м в стену и поворачивает налево. Здесь хороший прижим, поэтому надо заранее перестраиваться в левый ряд. Справа от стены здоровое улово, из которого не так то легко выбраться, не попав в прижим. После прижима еще метров 200 простой мощной шиверы с правым поворотом в конце. ... Денис мужественно выслушал свой приговор. Однако, перед самым стартом, когда все находились рядом и усваивали последние наставления начальства, Денис не выдержал и произнес краткую речь. Суть ее была в том, что если кто-то вдруг кильнется, после чего кто-нибудь в полном одиночестве выберется на берег, чтобы не было, как весной на Пшехашке, и к пострадавшему обязательно кто-нибудь бы подошел и справился о самочувствии. Я на Пшехашке не был, поэтому речь не произвела должного впечатления, кто был на Пшехашке виновато переглянулись и скромно улыбнулись, адмирал ответил что-то невнятное и на этой хорошей ноте мы отправились первыми в порог. Съехав с горки по центру и не упав в первых косых валах, задача свелась к удержанию Щуки в этом месиве книзу килем, для чего наиболее выдающиеся валы стоило объезжать. Справедливости ради, надо заметить, что не один из здешних валов не сравнится с валом, живущем в последней шивере перед горкой, но зато здесь вал стабилен, да и на камни может струя выбросить. Объезжать валы не всегда удавалось, поэтому временами приходилось просто давить на нужный баллон рукой, чтобы кверху не сильно задирался. Порог прошли на одном дыхании. Мне неожиданно большим показался уклон участка перед скалой с прижимом. Во время прохождения никаких предпосылок к аварийной ситуации нами создано не было. На большой скорости влетели в небольшое озерцо, на правом берегу которого была в наличии стоянка. На выходе из озерка было видно начало следующего порога, первый слив которого был украшен островком с сосенками. К нему после прохождения слива и зачалились катамаранщики. Аня вылезла на остров и стала нам о чем-то размахивать руками. Как потом выяснилось, она хотела предостеречь нас от попадания на пень.Слив достаточно высок, так что из лодок практически ничего не было видно. Лоция рекомендовала проходить под правым берегом, это мы и делали. В то время, как немного ближе к середине под сливом рос какой-то пень. Попадание на него было бы очень вредным для Катрана. Нам-то такие бяки практически по фигу. Если не безобразничать и слушаться лоцию, то пня опасаться не стоит. Основная струя, она же единственная, нормальная струя, идет под самым правым берегом. За сливом небольшой быстроток, и мощная выходная шивера с пенными валами. Порог нас вынес в озеро Муасъярви. Озеро состоит из двух плесов с узкой горловиной между ними. Берега первого плеса и горловины красивы - это невысокие сельги, поросшие чистым сосновым лесом. Там много соблазнительных стоянок. На следующий день у нас была запланирована дневка по случаю дня рождения Ани, а сидеть без дела целый день в красивом месте хотели далеко не все, в том числе и адмирал. Поэтому на фоне берегов, разукрашенных продолжительным карельским закатом, мы не спеша приближались к порогу Курки, где были запланированы праздничные катания. Встали на левом берегу в начале порога, поставили лагерь, что-то поели, возможно, даже что-то попили, я все происходящее воспринимал сквозь сон. Перед сном сходили посмотреть на основную часть порога. При скромном освещении основной слив показался не достаточно глубоким в основании, бочки же после него не вызывали сомнений в возможности оверкиля байдарки при нежелании экипажа, и оверкиля катамарана при желании экипажа. После слива у берега в воде лежало какое-то дерево, на него вроде даже несло. А перед сливом валы, валы и бочки местами. Короче, посмотрели мы на это и решили подождать до утра. ДЕНЬ 4. ПРАЗДНИЧНЫЙ. Сегодня дневка. До обеда все пытались чем-нибудь заняться, видимо руки без весла чесались сильно. Аня кидала морковку под руководством адмирала, который, к тому же, в свободные минутки бегал с камерой по поляне и всех снимал. Костя зашивал "уши" своего катамарана, я что-то читал. Все были при деле, но некоторые частенько с задумчиво целеустремленным лицом смотрели в сторону порога. Вот грянуло обеденное время. Ане было вручено огромное по походным меркам количество подарков. То, что подарки наконец-то вручены, наверное, добавляло праздничного настроения экипажу Катрана, у которого все они ехали до сегодняшнего дня. После обеда уже ничто не могло удержать нас от катания в пороге. Его начало напротив стоянки - здесь русло очень широкое и вода медленно обтекает островки. Однако русло быстро сужается до 20-30м, уклон увеличивается, появляются валы и несколько бочек, которые могут сбросить судно с намеченной траектории. Через, примерно 50м, после начала сужения имеет место быть пологий слив через все русло около метра с мощной бочкой. В центре бочка разорвана гладким крутым валом шириной метра 2. Справа от него две подряд идущие глубинные бочки и слив там с заметными сюрпризами. Там катался катамаран и из второй бочки с пол минуты не мог выбраться. Слева от вала прекрасная чистая поверхностная бочка, где катались остальные. Перед сливом еще серия крутых валов. За всем этим весельем еще метров 150 шиверистого быстротока с бульниками. Щука сделала 8 боевых выездов в порог, из них 3 оверкиля, Катран 4 выезда и 2 оверкиля, катамаран 2 выезда с одним несанкционированным приключением в дальней бочке. Самыми красивыми были признаны эпизоды с удержанием в бочке под сливом Катрана на опоре, прохождение лагом этой же бочкиЩукой и ее же оверкиль в валу при сдутом одном из баллонов, по причине вылетевшей затычки. Во время катаний был первый в этом походе дождь, причем сильный. Однако к окончанию катаний в чистом небе уже снова светило солнце. Ужин был праздничным, выпивали, закусывали, пели песни, разговаривали и подводили итоги о потерях в пороге - затычка от баллона, репелленты. Вообще, дневную норму по физической нагрузке выполнили сегодня за несколько часов, так что бессонница опять не мучила. Одно вызывало у меня опасения, точнее один - Денис. Он сегодня в воду не залезал и поэтому горел желанием завтра с утра пройти не по валу, а по бочке, что меня расстраивало по двум причинам. Первая - не хотелось начинать день с оверкиля, вторая - за сегодняшний день мне эта бочка ужеопостылела. ДЕНЬ 5. Опять утро, опять солнце, опять вкусный завтрак. Птички поют, травка зеленеет, листочки шелестят, водичка в бочке шумит и пенится. Да, в такую погоду Дениса не отговорить, придется лезть в нее. После завтрака загрузились. Палыч, объявив, что пойдет через бочку, отчалил, мы в 10 метрах за его спиной. Катран плыл в пороге не по воде, а в воде. В то время, как на осадке Щуки, загрузка ни как не отразилась. Ну, ухнули мы в бочку, курс не изменили, но выехали из нее практически на одном баллоне, но с таким энтузиазмом стали давить на другой баллон, что нам на мгновенье удалось исправить положение, как ни странно. Более того, когда лодка уже стояла на ровном киле, я по инерции съехал в воду в противоположную, только что ликвидированному крену, сторону. В голове промелькнула мысль, что лучше самому вывалиться, а потом залезть, чем судно килять, но было уже поздно... После вчерашних тренировок практически моментально оседлал кильнутую лодку, моему примеру последовал Денис, так что выходную шиверу мы прошли практически по-штатному. После шиверы нас медленно несло к берегу, где, как думал Денис, мы будем приводить лодку в порядок. Я же имел по этому поводу свое мнение, поэтому еще раз закилял Щуку. Денис, не понимая что к чему, пытался сопротивляться, но безуспешно. Снова залезли, отлили воду и стали ждать катамаран. Дальше до озера были мощные короткие шиверы, и затопленные березовые рощицы по берегам. Так же был порог Грива, который можно без осмотра проходить в левую протоку. Осмотреть порог можно с острова. За островом у правого берега пологий и мелкий слив, у левого - валы и одиночные бочки. Лебедь шел через правую протоку, затем на реверсе ушел в центр и нырнул в одиночную бочку, которая в очередной раз с головой окатила Яну. Мы шли по левой протоке, целились в ту же бочку, но не попали. Где шел катамаран, нам не известно. На озере Вайкульском дуло в лицо. Поочередно, сменяясь на катамаране, прошли озеро, мост, перекат и зачалились на левом берегу перед порогом с экзотическим названием "Фурляляй". Озеро и река за ним имеют красивые, поросшие лесом берега и поэтому плыть было приятно. Обедать тоже было приятно, осознавая, что впереди нас ждут полкилометра халявного течения. Порог симпатичный и простой. Можно идти сходу. Главное, после большого левого улова перед скалой у левого берега уйти правее, чтобы объехать по гладкой воде бочку. Если хочется по позировать в бочке, то придется чалиться в улове, что и сделали мы. С некоторыми проблемами вылезли на берег, посмотрели, решили пройти по правому краю бочки, так как в центре мелко. Однако, ни Щуке, ни Катрану этого не удалось, наверное, потому, что светило солнце. Оба судна просвистели правее бочки и энергично зачалились к левому берегу. Палыч с Аней обнесли Катран и прошли бочку по центру под аккомпанемент кильсона. Катамаран тоже прошел по бочке. Вскоре река остановилась. Начался плес, который идет до порога Имисев. После Фурляляя берега потеряли свою привлекательность. За полоской темного заросшего ельника угадывались большие пространства болот, которые, по мере нашего продвижения вперед, становились все ближе к реке. Шум порога Имисев из-за открытости местности разносится далеко. Он сильно действует на нервы. Пока молотили до порога, у меня от нетерпения, в голове проносились разнообразные пейзажи с белой водой, заставляющие сердце биться быстрее и стимулирующие более активную работу веслами. У Дениса были, видимо, схожие ощущения, поэтому на последних километрах мы оторвались от "косяка" и прибыли к порогу первыми. Вскоре подъехали остальные, и мы пошли смотреть порог по правому берегу. Первое на что обратили внимание, так это на плохую тропу и плохие места для стоянки. После катания на Курках адмирал был предрасположен к поиску для ночлега порога со сносной стоянкой с целью покататься на пороге до обеда. Естественно, на порог тоже накладывались некоторые условия. Имисев этим условиям не удовлетворял. Посмотрев и поплевавшись, решили идти кильватерным строем без фото- и видеосъемки. На заходе довольно узкая струя, широкие здоровые, но пологие валы, большой уклон и огромная скорость, затем поворот направо с трэком с метровыми валами, затем 60-70м гладкий быстроток, ну очень быстрый, затем налево и вниз - уклон еще больше, скорость тоже. Первый вал при нормальных скоростях, наверное, был бы бочкой. На такой скорости в него врубаешься как в стену, при этом я боялся, как бы не влететь носом Денису в затылок. Затем еще несколько очень неслабых валов, явно больших 1.5 метров, после которых уклон исчезает, и река начинает останавливаться. Правда останавливаться она будет еще долго. При прохождении нами порога дополнительную и немалую, надо сказать, сложность добавили тучи каких-то неагрессивных насекомых, которые "тусовались" между ступенями. Они, бедняжки, не успевали уворачиваться от несущихся сквозь их ряды людей и забивались в широко раскрытые глаза, рот и всякие другие отверстия головы. В связи с этим вторую ступень многие проходили практически на ощупь, чихая и кашляя. В 100 метрах ниже порога - поворот, если перед ним оглянуться, то откроется фантастический вид на порог, только здесь мы оценили немереное падение на менее чем 300 метрах препятствия. Кстати, после порога еще достаточно долго хорошо несет, но последние метры перед порогом Талии идет стоячая вода. Перед порогом длинный прямой участок, в конце которого видны низко посаженные деревья и слышен грохот, как от товарняка. В голову поползли предательские мысли о ночевке и утреннем катании. Однако при осмотре выяснилось, что ничего кроме длиннющего языка и 1.5м пологого вала за ним, в пороге нет, разве что камни, плохо прикрытые по краям и 70-80 м волнения за валом. При прохождении я на валу еле удержался в лодке. Дальше через 200м плеса начинается порогХирви. На правом повороте зачалились на левый берег и пошли изучать порог. Глядя на две каменные косы, отделяющие основной поток от береговых канализаций, стало ясно, что камни в пороге острые. Порог начинается мощной бочкой высотой около метра и шириной метров 5, за ней и левее расположена еще одна почти такая же бочка. После них вода несется между двух кос через многочисленные гряды камней, образуя сливчики и бочки. Примерно через 100м все заканчивается. Препятствие, видимо, жестоко обойдется с ногами и другими частями тела потерпевших крушение в первой части, поэтому Катран и Щука прошли по правому краю первой бочки, чтобы не искать лишних приключений. Катамаран шел через обе бочки и затем смещался в центр, чтобы не вылететь на левую каменную косу, усыпанную бревнами. Порог очень весел, особенно, если идти через бочки. После порога экипажи снова перемешались, и я с Палычем оказался на катамаране. Через час с небольшим мы оказались у входа в озеро Корпиярви. Катран, повинуясь дамам, носился от берега к берегу, Щука лениво выдерживала общее направление движения, ну а мы ковыляли в конце. Догнав лодки, стали обсуждать дальнейшие планы, любуясь на красивый закат и не менее красивые тучи. Денис, например предлагает встать на острове, который размером 20 на 10 м , а из растительности на нем кустик и огромная сухая сосна. Слава богу, Палыча ломает возвращаться. Еще некоторое время поскитались по озеру и приютились на каком-то острове, где с трудом вылезли на берег и нашли места для палаток. Даже после нашего пребывания на острове это место вряд ли можно назвать стоянкой. С острова, кстати, видна дорога. Поужинали, съели спертую из каких-то сетей Аней и Яной рыбу и разошлись по своим берлогам спать. ДЕНЬ 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. Утро началось интригующе. Дул ветер, временами капал дождик. После завтрака адмирал, наверное, тайком, пока никто не видит, решил вздремнуть в неурочное время. Выбрал для этого местечко поудобнее и лег. Рядом стояли весла, одно из них не выдержало такого прямого нарушения режима и рухнуло на мирно посапывающего адмирала и лопастью своей рассекло ему губу. В это время я сидел у костра, пил вчерашний чай (спасибо дежурным) и готовился морально к сборке вещей и загидриванию. Мне сразу показалась какой-то подозрительной просьба Яны в 11 часов утра выдать ей водку. Она, конечно, завхоз, но что-то тут не так. Я выдал водку, и Яна удалилась, оставив меня в раздумьях. Вскоре пришел Костик и сказал, что на Палыча обрушилось весло и, видимо, зуб выбило, так как крови куча. Картина начала прорисовываться. Девушки в лесочке суетились вокруг Палыча и их не очень траурные лица говорили, что адмирал скорее будет жить, чем нет. Это радовало. Еще больше радовало то, что неурочное время для сна превратилось в урочное. После коротких скитаний по острову в поисках укрытия от дождя и ветра, я взял коврик, залез под кильнутую Щуку и попытался поспать. Увы, но Яна слишком быстро заштопала губу Палыча нитками из ремнабора, и он, прихватив видеокамеру, пошел собирать группу на собрание. На повестке дня был один вопрос, что делать дальше, в связи с неожиданно закончившейся рекой. Было принято решение плыть сегодня до Поаллы - последнего именного порога на реке, там пообедать и покататься, а затем вернуться к автомобильному мосту, где ловить транспорт для переброски на Северную Шую. В конце озера преодолели простой порожек в протоках, проплыли под мостом и через 1-1.5 км перед нами появилась первая ступень Поаллы. Первая ступень никакого интереса не представляет, просто цепочка валов. А вот вторая, расположенная через 200-300м после первой вполне на уровне. Начинается она пологим сливом около 2м высотой. У левого берега это узкий поток между скал, труднопроходимый даже для каяка, в центре вода струится по скале, образуя внизу бочку и водоворот, а правая часть, где проходит основная масса воды, это цепочка очень мощных валов. Дальше эта цепочка пересекает русло справа налево. В месте, где она практически упирается в левый берег расположен второй слив высотой около 1м с разнообразными бочками. Для того, чтобы в него нормально зайти, нужно пересечь струю с валами, что, как оказалось, было проблематично сделать на Щуке. В этойсвязи одно из прохождений порога было отмечено оверкилем между двумя сливами. Накатавшись, пообедали и к вечеру вернулись к мосту. Встали на правом берегу ниже моста. Место некрасивое, но выбирать не приходится. Все находятся в расслабленном состоянии, гуляют, любуются закатом. Небо с обеда снова чистое. У моста отчетливо слышен шум Поаллы-самого мощного на реке порога. Надеемся, что завтра окажемся на Шуе. ДЕНЬ 7. Проснулись рано, позавтракали. Собираем свои манатки и по очереди дежурим у дороги. Финнов по дороге проезжает больше, чем соотечественников. Впервые в походе пытаемся ловить рыбу, однако "клюют" только провода. При шуме подъезжающей машины все бегут ее ловить, а я со спиннингом бегу под мост. Днем Палыч решает на чем-нибудь добраться до Калевалы и там искать транспорт, так как всю нашу компанию, да еще с неразобранными судами везти никто не хочет. Через некоторое время адмирал останавливает финнов и уезжает с ними в Калевалу. Время опять поползло медленно и скучно. Я пытаюсь выловить кого-нибудь из реки, Денис и Костик отдыхают. Часов в семь вечера я, выйдя на дорогу, увидел, как Яна с Аней заталкивают сонных Костика и Дениса в полупустой рабочий автобус. Костик тоскливым взглядом провожал свой неразобранный катамаран, я, не менее тоскливым взглядом, взирал то на Костю с Денисом в автобусе, то на Катран и катамаран у обочины. У реки нас осталось трое и мы принялись разбирать сплавсредства. Палыч на микроавтобусе подъехал, когда все уже было практически разобрано. Калевальский фермер был готов везти нас куда угодно, а по дороге он провел нам бесплатную экскурсию по героическим местам Великой Отечественной Войны. В Калевале отыскали Дениса и Костика, посетили магазины, священную сосну, заправились и поехали в направлении Белого моря. Часа через 2-3 выехали на М18 и переехали через Кемь. Народ стал постепенно просыпаться и ждать мост через Шую. Проехали - вода показалась большой, однако, сравнивать мог только Денис, но он никаких вердиктов не выносил. Всеми правдами и неправдами уговорили довезти нас до озерка, в которое впадает ручей из Пертозера.Микроавтобус,на котором мы ехали, создавался явно не для таких дорог. Время около 2 часов ночи. Быстро поставили лагерь, поели и плюхнулись спать. ДЕНЬ 8. С утра опять солнце, опять жара и значительно больше гнуса, чем на Писте. Я помогаю Костику собирать то, что так быстро разобрал вчера вечером. Девушки проснулись позже, покормили нас завтраком и в 11-12 часов мы были на воде. Обедали мы уже на Кипозере. Денис силился провести какие-то сравнения с августовским уровнем воды какого-то там года. Особой разницы он не находил, это настораживало. Костик на обед съел первую и последнюю, пойманную мной в этом путешествии рыбку. Попялились на идолов и поплыли к выходу из озера-там должен быть расположен первый порог. Скоро все выяснится. Кстати, лоции у нас нет. Есть только карта, а также известна очередность расположения главных препятствий, есть еще Денис, который плавал до автомобильного моста. Подплываем к препятствию - расход от силы "куба два". После Писты кажется просто ручьем. Мы проходим нормально, Палыч основательно застрял, Костик на катамаране своими воплями на матроса распугал все камни. После порога адмирал поник, как цветок перед закатом. Я и Денис хорошо ему раскатали губы насчет Шуи в высокую воду, а сейчас, по мнению Дениса, вода меньше, чем была у него в августе. Вскоре начались какие-то перекаты, которые не пройти ни на чем. Пришлось проводить. На плесах пытался что-нибудь поймать. Страшный порог "Бутылочное горло" проходили по воде, а не по дну. Значительно большей популярностью стали пользоваться репелленты. Ниже порога Щука практически нигде не застревала, чего не скажешь о Катране и катамаране. Заночевали на острове у порога "Темный", который я опознал, вспомнив фотографию из отчета группы Новака. После ужина мы с Палычем направили всю свою нереализованную энергию на спасение сплавсредств от гипотетических гигантских муравьев. В результате получасовой беготни по острову с веревками и морковками все посудины перешли в подвешенное состояние. После такого веселья еще бодрствующие пошли спать, а я со слезами на глазах пошел вниз ловить рыбу. К концу второго часа безуспешной ловли в этом комарином раю, я вернулся в лагерь, но еще долго не мог заснуть, вспоминая страшные препятствия на этой скромной карельской речке. Что же будет дальше? Одно радует - господин В. Юрин обещает короткие плесы, а это было бы не плохо, если добавить еще немного водички. Думаю, завтра добавим, мы сегодня много пили. ДЕНЬ 9. С утра по небу пролетают облака, которые чем дальше, тем больше и темнее становятся, энергично превращаясь в тучи. За полчаса до отплытия пошел ливень, который быстро перешел в монотонный дождик. Правда, при прохождении Софринского, снова начался ливень. Если посмотреть на небо, то можно увидеть типичный карельский "обложняк", который впервые появился за время наших приключений. Такие изменения в погоде мы приняли с восторгом, во-первых потому, что стало прохладнее, а во-вторых надеялись, что поднимется вода. Ниже запомнился порог "Чайник", точнее выход из него. "Белую Лошадь" я шел по берегу, поскольку ее миниатюрность поразила меня до глубины души. Денис шел один, в какой-то момент его неплохо дернуло. Катран, как и в Софринском, долго, но очень гордо и хладнокровно сидел на скале над одним из сливов, катамаран стачивал заусенцы на правой продолине в прижиме. Дальше Денис хотел сваливать с моста, однако догнать остальных мы смогли, только значительно ниже дороги, поэтому моего матроса легко уговорили не покидать нас. Обедали после очередной, сравнительно чистой, шиверы на правом берегу. Во время обеда "обложняк", шокированный нашей реакцией на его присутствие ушел, открыв синее небо и солнце. После обеда долго плыли по плесам с короткими перекатами, потом длина перекатов начала увеличиваться. Где-то здесь надо искать скальный массив в лесу, но где точно я не помнил, поэтому и не пытался. После продолжительного нудного, но безболезненного катания по шкуродерам прошли порог "Директор". Тогда я мог только догадываться, что это "Директор". Так же я догадывался, что других вариантов кроме как плыть до "Соснового" у нас нет. До Соснового мы в конце концов доплыли - это победа. Но скольких же часов преотвратнейшего плавания по мелким перекатам и длиннющим плесам между двух непролазных стен молодого березняка по берегам нам стоила эта победа. Однако, все позади, и вот уже Костик с Аней после беглого осмотра сигают на катамаране в порог. На следующий день они поочередно сидели у баллонов с иголкой в руках. Мы с Денисом о вечернем катании и не помышляли, мудрую Яну горячий Палыч тоже не смог усадить в Катран, после того как она из него выбралась. Вечером я опять силился что-нибудь вспомнить о расстояниях между Сосновым, Московским, Пулопорогом и Падуном. А завтра у нас дневка с катаниями по порогу и баней. ДЕНЬ 10. ДНЕВКА. Единственное существенное мероприятие, которое удалось провести до обеда, это переправить на наш берег фрагмент огромной, сухойи очень сучковатой елки. Одним из основных развлечений мужской части группы стало измельчение этого бревна для топки бани и готовки еды. Так же после обеда проходили порог на Катране и Щуке и купались. Вечером, даже, наверное, уже ночью, была баня с купанием в заливе ниже порога. Эта баня позволила впервые на Шуе ощутить полноту жизни, а так же уничтожить все негативные эмоции, связанные с отсутствием воды. Больше я от реки ничего хорошего не ждал и правильно делал. ДЕНЬ 11. Сегодня весь день сплошная прямая гребля с небольшими вкраплениями обносов и слалома. День, правда, начался интригующе. Все было как обычно, и жара и комары и уровень воды, даже сонная гадюка виденная нами была вполне нормальной окраски. Но, несмотря на все это Палыч умудрился кильнуться через километр другой после старта на шивере, состоящей из 3-4 камней и с пешеходной скоростью течения. Я этого не видел и до сих пор не могу себе этого представить. После этой шиверы еще долго молотили до Московского, обносили основной слив с застявшим поперек бревном. Затем был слалом в выходной шивере. Далее Предбанник - прохождение, Пуло-порог - обнос из-за острых скал в сливах. Катамаран прошел первый слив и обносился по острову. А в большую воду тут, наверное, интереснее правая протока. Часам к четырем доплыли до Большого Падуна, где и отобедали. До обеда посмотрели порог. Если бы сюда пустить Писту, то, наверное, получился бы очень суровый порог, а так какой-то ручеек петляет от берега к берегу. После обеда по моей иннициативе Щука была отнесена сразу в конец порога, а остальные сплавились по веселой выходной шивере. Затем опять плыли по широкому плесу и любовались красивыми кучевыми облаками. Встали на левом берегу после симпатичного порога Щелиный, который использовали в качестве джакузи. Временами капал дождь. Комаров в этом месте больше, чем где-либо ранее. Начиная от Большого Падуна, по правому берегу идет дорога, которой пользуются рыбаки, так что ощущение оторванности от мира начинает пропадать, да и стоим в какой-то осиновой роще. ДЕНЬ 12. День начался хреново - я в шиверах после стоянки посеял свой красно - синий спасжилет, с которым так много интересного пережил и в Карелии, и в Сибири, и на Кавказе. Рассказывать, как можно потерять надутый яркий спасжилет при сплаве не буду, так как сам до конца не понимаю. Шиверы продолжались недолго. Вскоре начался плес, мы проплыли ж/д мост и зачалились в районе разрушенного пешеходного моста к правому берегу. Подходы к воде плохие, сырые. А так место симпатичное - разноцветный пышный луг и яркие белые домики, утопающие в зелени и цветах на противоположном берегу. Адмирал послал меня на станцию, чтобы выяснить обстановку. Там стало ясно, что надежнее всего добраться до Беломорска на местном поезде, что мы и сделали, успев, купить в Шуерецком пива, варенья из морошки, мороженого и чего-то еще. В Беломорске гадали куда ехать дальше в Питер или в Петрозаводск, посмотрев на себя в зеркало, решили, что в Петрозаводск. Туда мы и прибыли рано утром следующего дня. Купили билеты на вечерний московский поезд и полдня гуляли по праздничному городу, отмечавшему свой день рождения. Купались, катались на карусельках, покупали сувениры. Вечером загрузились в душный поезд и поехали в еще более душную Москву, домой. Основные выводы после похода: 1. На Шую я не поеду больше никогда. 2. В Щуку я не сяду больше ни за что.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 27/04/2003. 61k. Статистика.
  • Водный:Карелия восточная
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка