lib.ru: другие произведения.

Поньгома

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 04/02/2003. 15k. Статистика.
  • Описание. Водный:Карелия , 2 к/с , Байдарка
  • Маршрут: Топозеро - оз.Левицкое - Поньгома - Номоозеро - Вокшозеро
  •  Ваша оценка:
            Поньгома
    
    
    
     Date: 05 Aug 97
     From: Alex.Korchmar@p100.f28.n5020.z2.fidonet.org ђ mailto:Alex.Korchmar@p100.f28.n5020.z2.fidonet.org
    
         Итак,   чорт   меня  занес  именно  туда,  куда  я  ходить
    совершенно  не  собирался.   Вкратце  -   мое   мнение   слегка
    изменилось: на эту реку есть смысл ходить - но _в_июне_ и не на
    каркасной байде. Прекрасная тренировочная речка на 3-4  ходовых
    дня   получится   (от   автомоста).  С  "Тайменем"  делать  там
    совершенно нечего. (А уж на тройке я вообще  больше  никуда  не
    пойду! :)
    
            Заброска
    
         Заброска:  от Лоухов ходит автобус на Кестеньгу (в 7 утра,
    а  112-й  поезд  приходит  туда  аж  полпятого).   Дальше   (до
    Софпорога)  несколько  сложнее  и  там  погранзастава (со всеми
    вытекающими). В общем, доехать не проблема. IMHO, не проблема и
    обойтись  без  Топозера  вовсе,  забросившись от Куземы в любую
    точку на реке  -  по  словам  местных,  в  той  же  Куземе  "60
    водителей" и возить им совершенно нечего.
    
            Топозеро
    
         У  нас  на  все  Топозеро  ушло  четыре  ходовых дня - при
    абсолютно  штилевой  погоде.   Вообще  -  озеро  здоровенное  и
    спрятаться  от  ветра  там  негде - в менее удачное время можно
    надолго застрять. Кстати, на северо-восточном берегу наблюдался
    (17-18  июля)  неслабый  лесной  пожар, не факт, что погас. Для
    любителей лазить на топ-знаки - на о-ве Тараскин вышка  изрядно
    гнилая, лезть выше первой площадки нам не захотелось, с нее вид
    хреновый, т.е. никакого. Вышка на г. Ярушвара (всей "горы" - 20
    метров),   напротив  о-ва  Хамегеншари,  растет  под  углом  25
    градусов и тоже восторгов не вызвала.
                          
         Так,  что  у  нас дальше... дальше протока в оз. Левицкое.
    Нет ее.  Совсем  нет.   Даже  следов  не  осталось.  Есть  явно
    искусственный  канал,  экономящий  метров  300,  но  часть  его
    придется все едино обнести. Дальше он упирается в насыпь, где и
    кончается  (впечатление такое, что строили дорогу, но именно на
    этом  месте  обломились  :)  с  противоположной  стороны   этой
    псевдо-дороги  идет  тропа  (болото,  бурелом,  кусты  - метров
    700-800). В сырую  погоду  стоит  плюнуть  на  этот  "канал"  -
    добавится  еще  крюк, но хоть по хорошей дороге... (справа, там
    видно, главное с нее вовремя влево  свернуть)  На  той  стороне
    волока  есть стояночка, но комарятник там :( Из Левицкого в оз.
    Поньгома ручеек есть, узенький и с кучей  кирпичей,  но  вполне
    проходибелен. Где стоять - там есть, с избытком.
         Село Левицкое (видимо, в качестве издевательства, на одной
    из наших карт обозваное "базой отдыха") выглядит  примерно  как
    после  падения ядреной бомбы где-нибудь неподалеку. (По слухам,
    последней в нем жила воинская часть, и, видно,  при  отбытии  -
    оторвались...  )  Естественно,  никто  там  не  живет. От места
    впадения ручья в озеро Поньгома до этой "достопримечательности"
    по дороге идти минут 20-30.
                          
         До  Номоозера  река  -  сплошной  шкуродер  - штуки четыре
    шкуродерных переката, в том,  что  следующим  за  мостом,  меня
    изрядно  приложило  бортом  об камень посреди реки - девать там
    байду  было  совершенно  некуда.  (Мост,  кстати,   замечателен
    отсутствием  соответствующей ему дороги. Просто вот сам по себе
    мост. Зимник там, что  ли?  Тогда  зачем  мост  нужен?  ;-)  Со
    стоянками  в Номоозере так: первый мыс справа - замечателен, но
    муравьев там - выше крыши  (наши  дамы  дружно  отказались  там
    становиться),  второй  -  без муравьев, и без стоянки, третий -
    муравьев чуть поменьше, стоянка сильно похуже. Ах, да  -  кроме
    муравьев  есть  еще какие-то куницеобразные звери (горностаи?),
    тырят рыбу и чихать на людей хотели.
    
    
           За  Номоозером  (пилить  -  не  перепилить  :) несколько
    перекатиков (как обычно, шкуродерной консистенции), оз.Кокорино
    (пляжик  там  такой,  справа,  симпатичный), дальше река сильно
    петляет, снова целая куча  перекатов,  после  впадения  правого
    притока  количество  воды  в реке увеличивается, но она все еще
    остается преимущественно шкуродерной.
                   
           Вокшозеро  -  одно  из  наиболее красивых в этих местах.
    Стоянка есть сразу в месте впадения реки, справа,  но  нам  она
    чем-то  не  приглянулась; стояли на южном берегу, за проливом в
    восточную часть озера (кстати, найти  его  без  карты  было  бы
    непросто,  он  очень узкий. Ориентир - двуглавая горка на В., к
    северу от нее три залива (средний  -  меньше),  самый  северный
    "залив"  и  является проливом). Стояночки там очень симпатичные
    ("бараньи лбы" на этом берегу видны еще из  пролива,  в  них  и
    надо целиться).
         За  крайним  из этих камней начинается просека (обозначена
    на двухкилометровке), через ~3км и четыре  болота  выводящая  к
    геодезической  вышке  весьма  впечатляющих  размеров  -  ярусов
    шесть. К сожалению, со второй площадки  кто-то  уже  кувырнулся
    (судя  по  характерному  отсутствию  именно  средней части этой
    площадки - мы вяло поискали у  основания  вышки  скелет  нашего
    предшественника,  но  не  обнаружили)  но  и  с первой панорама
    открывается неплохая,  ее  почти  не  портит  даже  безобразный
    лесоповал непосредственно вокруг вышки.
         Между  Вокшозером  и  Волиналамбина  - узкая протока (а не
    пролив, как изображено на  карте),  желательно  успеть  увидеть
    загораживающий  ее  мысочек  до  запиливания  в глухой залив на
    В-Ю-В. Волиналамбина ничем не примечательна.
         Перекатики, затем левый поворот и первый приличный порожек
    на этой реке (и, кажется, единственный, где я сумел ни разу  ни
    за что не зацепиться) - то ли недостроенный, то ли давно смытый
    мост(с двух сторон подходит дорога, а посередине  ничего  нет).
    Вход  и  прохождение  -  по л.б., на выходе надо успеть вправо,
    т.к. там предусмотрен "сюрприз" в виде каменной  гряды  поперек
    реки.  Если знать о ее наличии, то можно ничего не осматривать.
    Следующий порожек  (или  вторая  ступень  этого?)  -  громадный
    камень-остров посреди реки, более ничем не замечателен.
         Далее  за  динным  плесом  перекатик, и еще один, в начале
    которого на л.б.  валяются шкура и ржавые кости  Салюта  (Люди!
    ЧТО  и  ГДЕ  можно было тут с ним такого сделать, чтоб пришлось
    выбросить?) За мостом автотрассы Питер-Мурманск довольно близко
    находится  пресловутый  пор.Падун.  Мы его обнесли, и, кажется,
    зря. Верхняя часть  представляет  собой  примерно  полуметровый
    водопадный слив, а в том месте, где хотелось бы с него с'ехать,
    подложена еще  одна  здоровенная  глыба.  Но  струя  там  столь
    слабая,  что, наверное, можно было бы продраться через слив под
    л.б. без особого ущерба.
         Дальше небольшой плес и "непроходимый" Стол-порог. Слева -
    водопадик, справа - небольшая ступенька и через 5 м - еще косая
    плита;  посередине  -  торчат острые камни. Попытка спрыгнуть с
    его левой, водопадной части,  привела  к  мертвому  застреванию
    байды  прямо  посреди  этого  "водопада" - нос на камне уже под
    сливом, хвост наверху и никакого желания оттуда убраться.   Без
    посторонней  помощи сидел бы товарисч там до следующей весны :)
    В такую воду прекрасно проходится справа - почти по центру,  на
    два-три  метра  правее  места,  где  выступает куча булыжников;
    нижних камней бояться не стоит - течения под сливом практически
    нет.  Попытка все же кильнуться в этом месте была сделана, но я
    слишком поздно увидел, что залез слишком влево от сбойки  струй
    (в  которой  и  хотел  искупаться :) и она не удалась.  В более
    приличную воду, вероятно, можно будет спокойно прыгать слева, а
    вот справа станет уже не так приятно.
         Дальше  за  левым  поворотом  еще  один  порог, на сей раз
    длинющий:  шкуродерная  шивера,  слив  в  гранитных   "воротах"
    (чью-то  кружку под этим сливом я выловил, кому ее не хватает -
    может забрать нашу, лежит на стоянке выше порога :) и  еще  раз
    шкуродер, на сей раз уже совершенно отвратный.  Стоянки есть по
    п.б. на Падуне, на Столе, за Столом, перед следующим  и  в  его
    конце  (эта  -  самая  симпатичная,  но  с  воды впечатления не
    производит- кажется, что там болото);  а  вот  дальше  -  сорок
    минут  стоячей  воды  в  болотных  гадких  берегах до Рогозера.
    (направо, пересечь большой залив, сразу за ним  -  точно  на  Ю
    пойдет  протока  во  вторую  часть  озера) Исток реки - порог с
    кучей кирипичей на входе, левым  поворотом  и  сливом  ~40  см.
    Проходится  под п.б., т.к. посреди слива торчит здоровый острый
    камень, собственно, к правому берегу в любом  случае  попадешь,
    главное, как раз, все же успеть повернуть :)
         Далее - тьма-тьмущая шкуродеров.
         Ориентиром   Роман-порога   служит   мост"  (А.Шилов,  "На
    байдарках  по  карелии")  Средняя  часть  моста  теперь  служит
    "ориентиром"   посреди  порога  Мостовой  (эк,  удачненько  :),
    километрах в пятнадцати ниже по течению.  "На  память"  остался
    ледорез,  возможно,  пригодный  и для резания байдарок, но не в
    эту воду (обходить справа, почти прижимаясь к нему).  Дальше  -
    узость, оставшаяся от моста, затем ступенька, настолько мелкая,
    что байдарку пришлось сваливать с нее на руках  (большая  часть
    воды  уходит в каменную кашу справа) Смотреть его желательно до
    конца, поскольку главная дрянь как раз дальше - естественно, мы
    это  сделать  не  потрудились  -  я  знал  лишь  о  ее наличии,
    поскольку дошел  только  до  ступеньки,  остальные  "узнали"  в
    процессе  прохождения,  т.к.  поленились  дойти за мост, а река
    слегка поворачивает влево.  Следующий  порог  -  снова  слив  с
    гранитной  плиты, изрядно разогнавшуюся там байду выносит прямо
    на острые камни (увы, но девать ее там  некуда;  большая  часть
    прочих  порогов  будет такими же - сперва все очень прилично, а
    потом ты на большой  скорости  с  треском  влетаешь  на  совсем
    мелкое место, тянущееся еще метров 50-70)
         Далее  -  непременная куча шукродеров и Корней-порог. Этот
    явно  не  для  каркасной  байды  (для  катамаранов  вопрос  его
    прохождения  решен окончательно, но вот как те мужики влезли со
    своим монстром в верхнюю часть реки, для меня - загадка). В его
    начале  по  п.б.  стоянка,  но  сильно  загаженная.  Вообще, со
    стоянками на этом участке туговато, а  дальше  будет  и  совсем
    плохо.  Мы  стояли  выше  Корнея,  слегка зайдя вверх по левому
    притоку. Следующий порог представляет  собой  здоровый  слив  с
    непременным  финишем в куче мелких камней (дальше я уже не буду
    упоминать эту обязательную программу), заход на  2-3  м  правее
    здоровенной глыбы.
         Через  ~5км  после  впадения  р.Егут  начинается  наиболее
    отвратная часть реки -  Егут  по  ширине  в  этом  месте  равен
    Поньгоме,  но  она становится не вдвое глубже, а вчетверо шире.
    Воды, соответственно, нет совсем, стоянок  -  тоже.   Стояли  у
    "моста" из бетонных труб (слева, 70 м по тропе [болото] от реки
    и будет около  зимника  вполне  приличное  место  -  во  всяком
    случае,  лучше  тут  точно  нет. Кстати, эта тропа ведет к дер.
    Кузема, всего километров 5.)  Дальше по карте нарисовано нечто,
    подписанное   скопом   "пороги".  Стоит  ли  их  осматривать  -
    сомнительно. Все  они  представляют  собой  здоровые  сливы,  с
    "обязательной программой". Резко отличается пор.Мостовой (хмм..
    надеюсь, это он. "Группам с недостаточным опытом  рекомендуется
    обнос"  -  щасс...   полкилометра сплошных болотных кустов :) -
    ориентиром  является  тот  самый  мост,  приехавший  сверху   и
    валяющийся   посреди,   на  острове.  Река  переливается  через
    огромный выход гранита. Увы -  при  немеряной  ширине,  большая
    часть  этой  штуковины сухая, вода пробивается по краям. Справа
    виднеется водопадик (острые зубья отбивают охоту знакомиться  с
    ним  поближе),  слева  - две ступеньки (между которыми еще надо
    увернуться от негостеприимного булыжника)  сразу  после  второй
    надо  резко  отгрестись  вправо  (я  предпочел  не  рисковать и
    затолкал своего бегемота в  стоячую  воду  под  левым  берегом,
    чтобы  зайти  поакуратнее).  А вот дальше - кажется, что дальше
    традиционный уходящий за поворот гадкий финиш. Поэтому,  увидев
    за  порогом  линию  ЛЭП  -  не  поленитесь, дойдите до _самого_
    конца. И посреди этого  шкуродера  обнаружится  почти  метровая
    ступень,  сверху  абсолютно  невидимая,  да еще и подходы к ней
    богато нафаршированы  камнями.  Я  увидел  куда  влетел  только
    тогда,  когда  вылез  из  байды,  чтобы снять ее с этих камней.
    Оказалось, что назад утащить ее я уже не могу, вперед и  справа
    -  сплошные  камни,  а слева - оно. И развернуться в одиночку я
    уже не успеваю, влечу туда бортом. В результате  перечень  моих
    маразмов  пополнился  перлом "упал на байду" - оттащить ее куда
    надо я с помощью девушки-матроса сумел, а вот  удержать  там  -
    нет.
         Далее уже видно железнодорожный мост, (кто раскатал губы -
    закатайте обратно, до станции Поньгома отсюда  дальше,  чем  до
    Куземы,  да  еще  и  ничего  там теперь не останавливается) под
    которым опять порожек (ура - не  надо  продираться  по  кустам,
    можно  вылезти  на  мост и все с него увидеть. В частности, то,
    что  можно  было  и  не  лазить).  Оба   сомнительных   участка
    проходятся  чуть  левее  центра,  ну  а  дальше - как обычно...
    бэээ...
         [И  вовсе он не "длинный", товарищ Шилов, метров 200]. "За
    ним - несколько  перекатов"  (все  оттуда  же).  Один  из  этих
    "перекатов"   -  весьма  хитрый  порог,  предусматривающий  три
    способа прохождения:
         1)  халявный  -  сползти  на  брюхе  по абсолютно гладкому
    гранитному желобу, после чего впереди  будет  небольшой  чистый
    сливчик, где воды вполне хватит, или
         2)  совсем халявщики могут до сливчика свернуть вправо - в
    узенькую протоку, почти без  течения,  обходящую  вообще  почти
    весь порог (местные ее что-ли прорыли?). Где и будут наказаны -
    оттуда очень неудобно заходить в "обязательную часть". :)
         3)...  ну, по струе, конечно. Под п.б., ступень, обливники
    ниже ступени, треугольная глыба, на которую изрядно  наваливает
    (одна из наших трех байдарок почти поздоровалась с этой штукой,
    другая смачно налетела на что-то из "подарков" ниже ступени)  и
    которую  надо  оставить  слева,  чтобы  правильно  вписаться  в
    здоровенный слив (если он покажется не вполне  приятным,  можно
    попробовать еще убраться резко вправо, в халявный вариант #1 )
    
         Ну  вот  -  почти  и  все.  Перед  носом - мост автодороги
    Поньгома-Кузема (выглядит так, как будто ему сто лет, и все сто
    лет он не ремонтировался).  Чалиться лучше справа. Автобуса нет
    и не будет. Будет -  Морской  порог.   Чрезвычайно  фотогеничен
    из-за  небольшой бочки посреди гранитной "трубы" с быстротоком.
    Проходить  лучше  в  полный  прилив  -  дальше  предстоит   еще
    продираться  через  "обязаловку"  (держаться  п.б.),  причем  с
    "техногенным мусором", метров 400  до  самого  моря.  В  отлив,
    скорее   всего,   там   не   пролезть   вовсе.   На   сей   раз
    двухкилометровки врут - дер.Поньгома + какие-то дачи тянется аж
    от  предыдущего  порога и до самого моря, т.е. не рассчитывайте
    тут стоять.
    
         Гмм...  Вот  и  все.  Как  и  не  ходил  никуда.  Остается
    напомнить традиционное пожелание не лезть в  Березовую  губу  в
    отлив,   кстати,   мы  дошли  по  речке  до  автомоста  и  пока
    разбирались, поступило  аж  два  предложения  нас  подвезти  на
    станцию.  Чего и всем желаю, чем таскаться полтора километра по
    болоту от всеобщего места разборки.
    
            Резюм:
    
         Все  было  бы  хорошо,  если  бы налили еще сантиметров 20
    воды. Т.е. речка для июньского похода, от моста  Питер-Мурманск
    до  Куземы  (и  забрасываться,  видимо,  лучше оттуда). Я бы не
    сильно рассчитывал пройти ее в "спортивном" темпе  за  два  дня
    (если,   конечно,  идти  на  обычной  байде),  из-за  того  что
    "ступеньки"  полностью  закрывают  обзор  и  по  большой   воде
    придется  почти  каждый  порог  осматривать  с  берега ("осмотр
    порогов после прохождения" для этой реки  явно  чреват  глупыми
    неприятностями),   но   неделя  с  парой  дневок  -  более  чем
    достаточно.
    
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 04/02/2003. 15k. Статистика.
  • Водный:Карелия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка