Сережа - 98 (Валдайская возвышенность)
Активный туризм:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь]
Сережа - 98 (Валдайская возвышенность)
---------------------------------------------------------------
From: Михаил Виноградов (misha@bpgroup.spb.ru)
---------------------------------------------------------------
Если вы используете Netscape и имеете большую скорость связи,
то можете получить более красивые версии этого же документа:
С небольшими Inline-картинками. 90 Kbђserezha2.txt_with-icons.html
С БОЛЬШИМИ иллюстрациями. 700 Kbђserezha2.txt_with-big-pictures.html
---------------------------------------------------------------
25 апреля - 2 мая 1998г.
г. Торопец - оз. Наговье - р.Сережа -
р.Кунья - г.Холм
Подъезды.
Станция Торопец находится на ж/д ветке Бологое -Великие Луки. Поезд с
Московского вокзала Санкт-Петербурга.
No Пункт назначения Отпр. Приб.(на ст.Торопец) Цена билета плацкарт
611 Невель 20:00 07:27 71.30 по четным
Авто-станция в Торопце (Тверская область) примерно в 20 метрах от ж/д
вокзала. Далее надо ехать автотранспортом до деревни Наговье на берегу
одноименного озера. Утренний автобус идет около 06:00, а вечерний в 19:00.
Ехать около 50км. Дорого большей частью не асфальтированная.
Отъезд.
Расписание движения автобусов от г.Холм (Новгородская область).
No Пункт назначения. Время отправления.
262 Новгород 05-00; 10-25; 12-00
764 Великие Луки 10-15
942 Санкт-Петербург 11-00
262 Старая Русса 17-00
111 Подмолодье 06-00; 18-00
111 Тухомичи 06-00; 18-00
112 Аполец 06-00; 18-00
111 Тухомичи через Каменку 13-00
119 Замошье 06-00; 15-00
Локня (ж/д станция) 14-00 с 29 апреля
Стоимость проезда до Санкт-Петербурга 100.50 (межгородской тариф)
до Новгорода 38.00 (областной тариф)
Из Новгорода до Санкт-Петербурга ходит электричка в ~ 12:05, с
прибытием на Московский вокзал, и примерно три подкидыша в течении дня через
Новолисино на Витебский вокзал. Плюс много автобусов.
Возможно сняться также от моста у деревни Головково( проезжаем при
заброске). А также из большого поселка Плоскошь, автобусом в Торопец или
Холм. Очевидно можно и из некоторых других населенных пунктов на маршруте -
например, Волок.
Характеристика реки.
Река Сережа на всем протяжении течет в высоких, в основном, лесистых
берегах. Она падает на 156м, при длине 100-120км, и имеет высокую скорость
течения. Ширина реки 8-25м. У истока из озера Наговье находится единственный
на реке порог (примерно второй категории). Его проходимость зависит от
наличия или отсутствия застрявших бревен.
На участке до Головково река шириной 8-12м, скорость течения 10-7км/ч.
Встречается несколько шивер, две длиной не менее 1.5км. Река сильно петляет.
Упавшие деревья могут представлять серьезную опасность. Есть завалы, но их
не много 10-15. Завалы непостоянные и, видимо, каждый год меняются.
Участок от Головково до деревни Лука имеет максимальные для Сережи
уклоны до 5м/км. Здесь расположена большая часть шивер. В километре после
Головковского моста начинается шивера длиной 4.5-5км. Река течет в узкой
долине с высокими обрывистыми берегами и сильно петляет. Скорость течения
10-8км/ч. Ширина реки 10-15м, глухих завалов нет. Встречаются острова.
Далее до деревни Волок еще встречаются небольшие перекаты. Течение
постепенно уменьшается до 4-5км/ч, и таким остается до устья. Берега
понижаются. После Волока река становится шире 20-25м.
Состав участников.
Байды Участники
Дуэт-2. ( конструкции Жукова )
Виноградов М.Н. - руководитель
Волков А.Н - матрос ( в водном походе впервые ) /Толя
Таймень-2.
Лубневский И.И. - Кинооператор /дядя Ваня
Лубневская Л.В. - матрос /Лариса
Лубневская А.И. - 7 лет /Аня
Дуэт-2. ( конструкции Жукова )
Тягур И.Ю. - ремонтник /Игорь
Тягур М.И. - 7 лет /Миша
Тягур И.И. - 5 лет /Илья
КНБ четырех балонная ( производства Тритона 1992г. )
Тягур Т.Н. - первый раз сама себе капитан /Татьяна
Таймень-2.
Дунаев В.И. - /Вова
Дунаев И.В. - 14 лет /Ваня
Дуэт-2. ( конструкции Жукова )
Холодкевич О.И. /Олег
Холодкевич С.А. /Света
Салют-2.
Чернышев Д.К. /Димыч
Светлов А.А. /СанСаныч
Мы ходим в водные походы семьями с детьми с 1987г., по два похода в
году. У многих туристский опыт не ограничивается как водным туризмом, так и
1987 годом.
Дневник.
25 апреля 1998г.
Проезд прибыл на ст.Торопец без опоздания в 07:27. Неспешно
выгружаемся, стоянка 13 минут. Народ поеживается от утренней прохлады.
Вместе с нами выгружается семья пенсионеров с байдой, едут на Торопу.
Авто-станция рядом с ж/д вокзалом, также есть магазин открывающийся в 09:00.
Город в 1-2км от станции, но туда часто ходит автобус. Из расписания
авто-станции узнаем что рейсовый автобус на котором можно доехать до озера и
деревни Наговье будет в 19:00. Эта перспектива не вдохновляет. Бродим,
думая, где бы найти транспорт. У водителя автобуса ходящего в город узнаем
что можно заказать автобус через кассу. Через кассиршу проводим переговоры с
автобазой. Сперва нам предлагают мягкий автобус за 450 рублей. Мы говорим "
а если не мягкий " - тогда 400 рублей. Выясняем сколько стоит на рейсовом -
получается около 200 рублей без багажа. Ехать примерно 50км, в основном, по
грунтовым дорогам. Мы мнемся. Тут выясняется что бывает еще маленький
автобус - пазик, по цене 330 рублей. Посовещавшись с народом, решаем
заказать маленький. Удивляет, что без оформления автобус не дают. Обещают в
09:00. Дежурные уже организовали завтрак. Он вызывает небольшое оживление,
но жаль быстро заканчивается. Играем в волейбол на привокзальной площади. В
ее центре как и положено стоит Ильич. Автобус задерживается. Около 10:00 он
все же появился. Ну, наконец-то, едем. Оплату вперед не требуют. По дороге
заезжаем в город, купить забытую фотопленку. Едем больше часа. Подьезжаем к
первым домам деревни Наговье и видим за ними покрытое серым льдом озеро.
Смотрим на карту. Вдоль южного берега должна быть дорога, с мостом через
Сережу, в километре от истока. Узнаем у местных - говорят дорога хорошая,
ехать примерно 4км. Вот и река. В итоге, автобус обходится нам в 350 рублей.
Места для стапеля много на правом берегу выше моста. Спуск на воду удобный.
Воды много, если она и была выше то чуть-чуть. Под мостом начинается перекат
100-150м. Скорость течения 8-10км./ч. Вообще вид реки внушает не скучный
сплав. Солнце, на небе ни облачка. Ветра нет, почти тропики. Иду посмотреть
Сережу, до истока. Оказывается всего 350-400м. Начинается Сережа порогом с
перепадом метра 1.5 и длиной ~ 80м. Струя бьет в остров. Правая протока
перегорожена завалом, а левая - основная, деревом уже на выходе. Дальше плес
и за левым поворотом почти прямая шивера, 50м, волна 0.7м. Решаю спокойно
собраться, отдохнуть от дороги, покататься по шивере. Удобный обнос шиверы
по левому берегу, по лесной дороге. Правда на левый берег приходиться
переходить на байде и дорога в тени, поэтому снега там 15-20см.
Не торопясь проводим стапель. Загораем. Вова пытается доделать фартук
на своем Таймене. Погода расслабляет.
pic00.jpg ђ kartinki/serezha2/pict0000.jpg
Пинаю всех кататься по шивере, и вообще почувствовать весло, воду. Меня
слегка
pic01.jpg ђ kartinki/serezha2/pict0001.jpg
волнует как будут себя чувствовать на узкой и быстрой речке некоторые
мало опытные экипажи. Правда шиверка простая, всем понравилась.Олег, по
неопытности, кильнулся при выходе на струю. Это был наш первый, и как потом
оказалось, самый безобидный киль. За всеми этими занятиями незаметно
подкрался вечер.
Пока готовится ужин, иду посмотреть Сережу вниз по течению. Иду 50
минут. На просмотренном участке течение 7-10км/ч, ширина реки 8-12м. Река
извилистая. Сплошных завалов нет, но часто встречаются упавшие в воду и
висящие над ней деревья. Мест зачалиться нашей большой группой 2-3. Долина
реки узкая, берега довольно быстро повышаются. Дошел до начала следующей
явно выраженной шиверы. Метров через 100-150 после ее начала -неприятный
мощный навал на дерево слева перед правым поворотом. Пройти можно у правого
берега. Уровень воды у нас высокий. Видно, что дальше шивера мощнее. Но
нужно возвращаться, темнеет.
26 апреля 1998г.
Утром в первый день собираемся, как всегда, долго. Выходим уже в первом
часу. Все сели в байды и тут СанСаныч заявил что начинает новую традицию.
Открыл шампанское, взболтал и всех им оросил. Я, если честно, опасаюсь за
некоторые байды на такой быстрой и узкой реке. Через 200м от места старта
завал на правом повороте с узким проходом под кустами справа. Встаю в
уловчике после завала, но увидев, что вроде все прошли, спустился еще метров
300 до большого улова. Жду. Вдруг видим шапочки плывут, а за ними и
желтенькая КНБэшка кверху килем выплывает. Ясно, Татьяна уже нашла бревно
для киля. Вскоре выясняется что ее и ребенка успешно вытащили и уже
переодевают. Утонули сапоги и весло. Поиски весла успехом не увенчались. Тут
выясняется, что еще дядя Ваня оставил одну лопасть в завале. А КНБэшку
видимо неплохо приложило, надломило два шпангоута и вырвало заклепку на
кильсоне. Хорошо погода теплая и солнечная. Славное у нас получается начало.
Объявляю обед и ремонт. Обед затягивается до 16:30. Успеваем даже выстругать
из сухой осины лопасть весла. Все эти происшествия изрядно добавляют всем
серьезности. Ну все таки идем дальше. Примерно через километр начинается
шивера, ориентир - обрыв левого берега, река сужается в высоких берегах.
Осмотр. Как проскочить под деревом. ђ kartinki/serezha2/pict0003.jpg
Начало шиверы. ђ kartinki/serezha2/pict0002.jpg
Перед шиверой есть улов справа. В 150 метрах от ее начала хороший навал
на дерево, перед правым поворотом, проход у правого берега. На всякий случай
ставим страховку. Шивера тянется еще на 350-400м, на поворотах прижимы,
волна 0,5-0,7м, есть обливняки. Я прохожу за себя и за Татьяну. Дальше идем
около 1,5км и встаем на сухой поляне левого берега. За поляной старица
покрытая льдом. Быстро ставим лагерь, дежурные готовят ужин. Из неучтенки
появляется боченок "Балтики". Народ подтягивается к костру, и под пивко
обсуждает прошедший день.
27 апреля 1998г.
Выходим в 11:30. Метров через 200-300 глухой завал. Вода переливается
через маленький островок у правого берега, обходя завал. С Толей проводим
байду через остров и стоим принимаем по очереди остальных. Олег и Света
неудачно заходят, попав почти на пол корпуса между деревьев. Их моментально
разворачивает, ложит и начинает ломать. Мы их быстро выдергиваем, через пару
минут они уже переодеваются на берегу. Отделались - легким испугом. Все
остальные проводятся без проблем. В 12:10 двигаем дальше. Протискиваемся
через 3 или 4 завала. Течение немного успокаивается 5-7км/ч. Извилистость
реки увеличилась и несет по прежнему неплохо, зевать некогда. В 14:00
останавливаемся на обед.
16:00 идем дальше. Через 15 минут, остатки старого моста, и приток
слева. Наконец-то с определили свое место на карте. Остановились на ночь в
19:15. После обеда прошли мало. Встретилось шесть хороших завалов.
pic04.jpg ђ kartinki/serezha2/pict0004.jpg
Четыре обнесли. Обносы короткие, но все равно времени отняли прилично.
Один завал случайно срываем, пильнув всего одно бревно. Он, на виду у
изумленной публики, уплывает разваливаясь.
28 апреля 1998г.
Выходи снова в 11:30. Характер реки не меняется, до 14:00 прорубились
через 5-6 небольших завалов. Далее простой перекат 300-400м, начинающийся
небольшим сливом через бревно, в нашу воду проходится. Перед перекатом
высоко над водой через реку лежит большая осина. После плеса 200-300м через
реку две расчески на расстоянии метров пяти друг от друга. За расческами
начинается перекат 200м с островом в конце. На этих расческах приключилось
два киля. Во второй раз Татьяна одна без ребенка и открыли сезон Володя с
Ваней на Таймене-2. Кили безобидные, но заодно решили по обедать. Тут
выяснилось что Татьяна утопила посуду. Вот и пригодился пустой боченок от
пива. Словом 14:30-16:00 обед.
Дальше была очень приятная шиверка с волной до 0.7м, обливняками, и
длиной 1.2-1.5км. После шиверки, заждались Игоря с детьми, уже начали
волноваться. Выяснилось, что дети посередине шиверы захотели ... , а он не
смог отказать. Кстати промокший ранее рулон туалетной бумаги назвали - "Не
дай себе засохнуть".
Около 17:00 на подходе к Головково, метров 400 не доходя моста,
произошел самый неприятный киль, чуть не закончившийся трагически. Проходили
между двумя упавшими деревьями, с траверсом реки между ними. Расстояние
между деревьями 5-6м при течении 6-7км/ч. Сам я киля не видел. Таймень ко
второму дереву приложило и начало ломать, чему Иван успешно
воспрепятствовал. Но криминал был в том, что у Ивана мертво запуталась нога
в фартуке частично сорванном водой с байды. Так, что вылезти он не мог,
только голова над водой. Пока проводили спас работы, резали фартук под водой
и вытаскивали Ивана и байду, прошло минут 20-25. У Ивана уже был шок от
переохлаждения, лодку не хотел отпускать. Отогревали его всеми доступными
средствами: спирт, втирание "Випросала" ( ушел целый тюбик), массаж, в том
числе и тайский. Через час этих непрерывных процедур Иван начал приходить в
чувство, и через 1.5 часа стало ясно, что все будет нормально - процедуры
прекратили. Стали смотреть потери., их почти не было, все вещи сухие. Уплыли
стойки от палатки, пила и каска.
Пока все это происходило, Олег и Света прошедшие чуть ниже моста
встретили семью на двух каячках. Те рассказали, что дальше будет шивера
4-5км длиной на которой в прошлом году несколько Тайменей заломало. Мы
спускаемся ниже моста примерно на 1км и встаем на левом берегу, перед
шиверой в 19:30. Быстро ставим палатки. Пока готовят ужин, идем с Игорем
посмотреть, что за шивера такая, ничего такого особенного не увидели, надо
не зевать и все. Воды много,0 река извилистая, прижимы, камней в меру.
Возвращаемся, ужинаем. Недолго сидим у костра, все быстро расползаются по
палаткам. День был напряженный психологически.
29 апреля 1998г.
Утром, находясь под впечатлением вчерашнего, Татьяна и Лариса с детьми
решают пройти просмотренную нами вчера часть шиверы по берегу - это
километра три. Поэтому я на Татьяниной лодке и Димыч с Сансанычем на Салюте
выходим в 10:00, пока остальные собираются. Без приключений, но не без
удовольствия спускаемся по шивере эти 3км, и чалимся у большой поляны после
правого поворота реки на 90 градусов. Прохождение заняло у на 12 минут, река
сделала 14 или 15 поворотов, примерно посередине участка был сливчик через
бревно - проходимый при нашей высокой воде. Мы с Димычем идем обратно, чтобы
пройти этот приятный участок еще раз. А СанСаныч остается у лодок в качестве
ориентира и страховки с морковкой т.к. струя на повороте бьет прямо в завал
у левого берега. В общем к 12:00 мы закончили с этим этапом. Далее плес 100м
и шивера продолжается приблизительно 1км. За ближайшим поворотом на право
обливное дерево, проводим у правого берега. После шиверы течение 8-10км/ч.
Прошли 3-4 завала и в 14:00 остановились на обед. На пройденном участке
Сережа течет в живописных, высоких берегах. Света рукой поймала форель грамм
на 300, видимо в укор нашим рыбакам, которые пока сачкуют.
Выходим в 15:30. Далее характер реки не меняется. Проводим байды под
низким бревном. Дальше начинаются перекаты, и шивера километра 1.5, с
заметным падением. После еше несколько коротких перекатов. К 18:30 дошли до
моста на проселке у деревень Дроздово, Бончарово. Деревню с реки не видно.
Перед мостом на крутом левом повороте - перекат. Посередине реки - остров,
перед ним и в правой протоке - завал. В левой протоке - сильный прижим к
завалу на песчаной косе вдоль левого берега. Почти все задели этот завал. А
Вову, который шел последним, к этому завалу припечатало. Сперва услышали
крик, и тут же из-за поворота выплыл Ваня. Его быстро выловили. А
вытаскивание Тайменя заняло 1.5 часа при участии всей мужской части группы.
Таймень отделался двумя небольшими Г-образными пробоинами, двумя треснутыми
шпангоутами и слегка погнутыми стрингерами. Так что остановились тут же у
моста, на правом берегу. Мост полу развалившийся и, поэтому, только
пешеходный. Под мостом сливчик 0.5м. Прогуливавшиеся на другом берегу двое
местных вели себя нейтрально. Обсудив за ужином прошедший день, народ снова
довольно быстро расползся по палаткам.
30 апреля 1998г.
Выходим поздно, после 12:00. Вова что-то сильно тормозил. В 13:15
прошли деревню Лука. На участке до
Вова делает вид что сушиться после вчерашнего киля. ђ kartinki/serezha2/pict0005.jpg
этой деревни часто встречаются простые перекаты. Дальше прорубаем пару
завалов и в 15:15 останавливаемся перекусить. Все без устали валяются на
солнце. Расслабится народу не даю, намякнув на возможно работающий в
Плоскоши магазин. В 16:00 выходим, течение постепенно уменьшается до
4-5км/ч. В 17:00 подходим к железобетонному мосту в конце крупного поселка
Плоскошь. Отправляем желающих в магазин, до него 15 минут пешком.
Солнце сегодня припекает особенно сильно. Гонцов не ждем идем дальше
искать место для стоянки. Пилимся еще через один завал. И уже в 19:30
останавливаемся не доходя 1.5-2км до деревни Медведево. Быстро ставим
палатки. Я решил купаться, и видимо спровоцировал почти всех, начались
массовые купания. А вечером неплохо посидели и попели.
01 мая 1998г.
Вышли после вчерашних посиделок почему-то рано в 10:30. Объявил сегодня
праздник гребли. Вначале
1-ое Мая начинается. ђ kartinki/serezha2/pict0006.jpg
поселка Волок небольшой перекатик. Река стала немного шире 20-25м,
течение 4-5км/ч. Иногда встречаются завалы, через два пришлось проводится,
впрочем это зависит от уровня воды, который начал падать. В 14:00
остановились перекусить. С погодой просто везет, к припекающему солнцу все
привыкли. 15:00 поехали дальше. 17:45 вышли в Кунью. Это уже большая река
шириной метров 70-80, но течение на участке до Холма не менее 5км/ч. Кунья
живописно бежит в берегах поросших березовыми рощами с островками сосняка.
Почти на каждом повороте перекатики. Почти не гребем, ищем место. В 18:40
решаем все-таки остановиться на правом берегу. Через часок стихийно
организуется футбольный матч, с перерывом на ужин, и заканчивается с заходом
солнца. Варим глинтвейн и праздник продолжается.
02 мая 1998г.
Мне как всегда немного грустно, все кончается. В 12:00 выходим и около
15:00 причаливаем на левом повороте перед впадением правого притока Бол.
Тудер. До впадения в Ловать километра два. Пока есть погода начинаем
антистапель. Я, Вова, Олег идем в Холм узнать расписание. До города около
километра, по тропинке через висячий мостик над Большим Тудером. От нашей
стоянки до Автовокзала 2.5км. Смотрим расписание, берем хлеба, пива и
возвращаемся. Футбол уже продолжается.
Решаем уезжать на первом автобусе в 05:00 до Новгорода. Упаковываемся.
Играем в футбол. Погода начинает портится: по небу несутся тучи, задело
краем первой грозы. Дождь пытается пойти еще несколько раз, но все таки
сдерживается. Дети спят в палатке, остальные кто как. Я до 02:00 сижу у
костра. После двух начинаем двигаться на вокзал. Кому-то троим надо сходить
два раза.
Ну вот и все, действительно, кончилось ...
---------------------------------------------------------------
Автор: Виноградов Михаил
Коментарии присылайте по адресу: misha@bpgroup.spb.ru
Связаться с программистом сайта.