lib.ru: другие произведения.

Подчерем - Тельпоз - Щугор, август 96 года

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 14/03/2003. 38k. Статистика.
  • Описание. Водный:Алтай , Каноэ
  • Дата похода 01/01/1999
  • Маршрут: подчерем - тельпоз - щугор
  •  Ваша оценка:
    Подчерем - Тельпоз - Щугор, август 96 года --------------------------------------------------------------- Origin: http://www.adicom.ru/~vab/Tourism/My/Shugor/to_lib/shugor_big.html ђ http://www.adicom.ru/~vab/Tourism/My/Shugor/to_lib/shugor_big.html ---------------------------------------------------------------

    Подчерем - Тельпоз - Щугор,
    август 96 года.

    3.08.96 - 25.08.96

    Василий Белов.   Мои впечатления.

    Subject: Re: Нужна информация по Северному Уралу - одумайтесь !!!

    Пишу вот тут и отлично понимаю ненужность и даже бесполезность данного письма - поздно видимо уже - но все же не могу промолчать ! Прихожу из отпуска, читаю конфу - и что же вижу - еще кто-то, кроме нас болезных собирается на Щугор через Подчерем ... Люди, умоляю - одумайтесь - не портьте себе и сотоварищам отпуск !

    Ходили мы так в том (96-ом) году - и вот что из этого получилось:

    Уезжали мы из Москвы 1-2 августа поездом на Лабытнанги до Печоры. Приходил поезд на место часа в два ночи, а где-то в семь утра - "Заря" - семь часов вверх по течению Печоры, ветер, жуткая вибрация, с рюкзаками привязанными на крышу кое-как - в спешке и суматохе, с отдельного разрешения капитана - в общем приключения начинаются.

    По дороге туда. Котлас.

    ВАЖНО> Теперь могу сказать, что более логичен другой вариант заброски на этот маршрут - по моему, нигде не описанный, но на обратном пути мы встретили мужика, который ехал именно так - на поезде до Ухты, далее автобус до Вуктыла - уходит рано утром и успевает к "Заре" - где-то тридцать километров вниз (!) по течению - меньше часа - по деньгам получается примерно так-же.

    О "Заре" - ходит раз в два дня по марщруту Печора - что-то гораздо выше по течению - один день вверх - другой вниз - по каким именно - четным или нечетным - сейчас не помню, найду дневник - скажу точно.

    О деньгах - во-первых, милые уральские речники строят из себя монополию - билет на человека с багажом - примерно 80 Круб по ценам 96 года (!), во-вторых - весь маршрут проходит по территории нац.парка - посему на вокзале в Печоре висит большой плакат - мол раскошеливайтесь - мы позвонили ночью тамошней служащей - в итоге - по 5 Круб с носа в день (умножили - ну-ну !!!), иначе на ту же сумму обувают егеря нац.парка - на Подчереме таковых встретилось нам двое (самый колоритный - инспектор Гаврилов, прямо как из старой байки - вам чаю сколько? Полкружечки. А кипятку сколько наливать? С тех пор чай по рецепту пачка на кан - гавриловка, или чай по щугорски. Плюс получасовая лекция о лайках, и называние эрделя, что был с нами, "кастрюлей". Ежели увидите - привет от прошлогодней группы москвичей), а вот на Щугоре - ни одного (!!!) - несмотря на все жуткие рассказы об опергруппах - так что на Щугоре спининги и ружье прятали зря. В чем плюс - в конторе нац.парка можно отксерить двухкилометровку любой территории - в Москве нам такой карты найти не удалось (это к воросу о волоке - мы то шли иначе - Подчерем - Тэльпос - Щугор, т.е. минуя верховья Щугора - ну этот то маршрут вообще нечто невообразимое - скажу только, что в два дня волока мы не уложились - итого почти трое суток волока по азимуту (в смысле без тропы)).

    Первые 25 км (до Орловки) нас забросили на моторках вверх местные мужики коми-пермяки за какие-то очень небольшие деньги и 1.5 л водки. Моторки их замечательно оборудованы - под винтом чугунная "лыжа", на перекате она впаивается со всей дури в камни и далее не глуша мотора (!) на шестах.

    Вверх по Подчерему на моторках.

    Сам Подчерем - речка очень красивая, и вобщем то для подьема вверх неплохая - по берегам почти всюду каменистые отмели - что-то типа тропы-бечевника (о подьеме на веслах забудьте сразу - и бечевой то в одни руки не всегда байдарку можно вытянуть), однако: по берегам многометровой полосой растут некие местные кувшинки ("лопухи") - течения в них естественно никакого - никаким корабликом на пятнадцать метров байдарку от берега не отведешь, веревка цепляется за лопухи, байдарка зарывается в лопухи, затем тыкается носом в берег - приходится, ныряя чуть не по уши, выводить ее на чистую воду - и так каждые двести метров. На подьем до верховьев Подчерема нужно отводить десять дней минимум (плюс обязательно одна дневка - задалбывает подобное время препровождение ужасно). От типа судов скорость подьма практически не зависит - у нас были ПСН и "Егерь", а паралельно шла группа каких-то уральских ребят на Салютах - шли примерно в одном темпе - то мы их обгоняли, то они нас.

    Сквозь лопухи (кувшинки) ...

    Немного об общем антураже - кроме того, что места очень красивые (действительно потрясающе красиво), еще и очень изобильные - грибов и ягод как грязи, ловля хариуса на муху - занятие чисто механичекое - стравливаешь мушку под перекат, вытягиваешь, снимаешь харю, стравливаешь и т.д. - за полчаса - десяток как здрасьте.

    Подчерем.

    Комары и мошка были - но доставали только на волоке, у воды жить можно было, видимо потому (как в старом анкедоте - крокодилов тут нет, они боятся акул), что было очень холодно - температура воды градусов пять, покрытые ледяной коркой к полуночи баллоны "Егеря" лежащего на берегу у воды - рядовое явление (середина августа !!!). На выезде пошли гулять по Ухте - сняли с себя все - теплынь ! , а на вокзале увидели термометр +10С !!!

    А места вообще то зековские, вокруг лагеря, летом встречаются беглые, о чем постоянно грузят все встречные местные жители и рассказывают жуткие истории, в которые не очень то вериться, однако меня сильнее всего поразило беспокойство по этому поводу мужика, встреченного на выезде и приезжающего в эти края уже десяток лет.

    Как я уже сказал волок у нас был почти три дня - и не долиной (бурелом, кустарник), а через перевальчик по осыпям ... Вышли мы на ручей впадающий в Тельпос, вырубили в прибрежном ивняке площадку, надули прямо на воде ПСН - наконец-то сплав!!! Тельпос - практически сплошная несложная шивера, примитивная лавировка, даже и выделить в общем-то нечего ... 60-70 км - полтора дня.

    Тельпоз - сплошная не сложная шивера (60 км).

    Щугор ниже впадения Тельпоса - совершенно немерянная река, плесы, плесы, редкие "перекаты" - глубина на перекатах - метра полтора. В итоге совершенно задолбавшись мы плыли даже ночью - два человека в "Егере" запросто удерживают ПСН на середине реки (а больше ничего и не нужно !), а остальные спят.

    Щугор в солнечный полдень.

    Выезд наш - отдельная история. Если кратко, то вот так: Из Усть-щугора, опоздав на полдня на "Зарю", на катере начальства зековской командировки до пристани зоны особого режима Щугор-8, ночевка в балке начальства пристани, рано утром тем же катером до Вуктыла (итого 100Круб с носа), далее автобус до Ухты.

    Итого - 18 ходовых дней (из них 4.5 суток (именно СУТОК) - сплав), около 700 Круб с носа за дорогу, общая продолжительность - 2 - 25 августа.

    Очень надеюсь, что этот рассказ отбил охоту идти по нашим следам.

    Василий Белов, mailto:vab@samovar.ru

    Щугор 96, август, дневник.

    В связи с объективными трудностями, возникшими вследствие особенностей комплектации группы и для ликвидации неоднозначности при изучении данного документа, в данном отчете Василий Анатольевич Белов будет именоваться Вася1, а Василий Вячеславович Стрелков - Вася2.

    3.08

    В 12.30 мы собрались на Ярославском вокзале. Как всегда, сплошная суета, множество провожающих родных и близких. Кира со Светой забыли одну лопасть весла. До отхода поезда оставалось минут 25, когда Таня вызвалась съездить за ней. Как ни странно, успела.

    Время 13.15 - поехали. В обстановке спешки и мельтешения не успели купить на вокзале пива. На ближайшей стоянке через 2 часа в Александрове Кирюша, рискуя отстать от поезда (стоянка - 6 минут) купил таки его и мы смогли пообедать. А затем и поужинать, купив пива в Вологде еще через 7 часов. На этой же стоянке получил травму Билл - содрал коготь, спускаясь по ступенькам вагона. Так до конца похода Билл и прыгал на трєх лапах. Особенно в начале, когда он постоянно прыгал по воде, по траве и по камням.

    4.08

    В 1.50 приехали в Печору. Сразу же пошли на автобусную остановку, но автобус не захотел нас дожидаться. Стали ждать следующего. Зашли на вокзал. Обнаружили на стенке большой плакат, из которого следовало, что наш маршрут проходит по территории национального парка "Югыд Ва" и на пребывание в нєм надо получить разрешение. Ниже были приведены телефоны администрации парка. Раз телефоны написаны, по ним кто-то должен звонить. Прямо в пол третьего ночи Кира и позвонил. По одному из телефонов ответили. Это был домашний телефон сотрудницы парка. Она согласилась придти в 6 утра в контору и выписать нам бумажку. Цена бумажки определялась из расчета 5 тыс. рублей на человека в день. Мы вернулись на остановку. Здесь Кира начал выяснять у каждого встречного время, пытаясь услышать результат +2 часа по отношению к Москве, но местные жители упорно называли московское время. В конце концов, пришлось им поверить. В 3 часа ночи Вася2 купил себе в ближайшем ларьке часы "Моп1апа" с 16-ю мелодиями. Эти часы стали отдельным символом похода. Они отказывались работать при малейшей сырости, песни играли, когда хотели. Но когда они работали, подъєм под звуки "Боже, царя храни" вселял в душу веру, и варка каши происходила с думами о большом и чистом. Вася всю дорогу мечтал о том, как после похода он сожжєт эти часы. За всеми этими развлечениями подошел автобус и в 3.15 мы отправились на речной вокзал. Там сложили вещи в большую кучу и легли немного поспать на втором этаже прямо на полу. В 5.30 мы с Кирюшей и Васей2 пошли за разрешением. Идти оказалось не очень далеко - минут 20. Найти же офис управления нац. парка оказалось сложнее - никакой внешней информации на здании не было. Но когда проникнуть внутрь всє же удалось, остальное удалось сделать довольно быстро - дама, пришедшая в столь ранний час оформила нам путєвку за 360 тысяч, разрешила отксерить 2 листа хорошей двухкилометровки по Подчерью и району нашего волока.

    Когда мы вернулись на речной вокзал, уже пришел капитан "Зари" и мы стали грузить вещи на ее крышу. Привязывать не стали.

    "Заря" в Усть-Подчерье.

    В 14.00 прибыли в Подчерье. Пошли с Кирой отправить телеграмму и поискать транспорт, чтобы нас подвезли вверх по реке. Телеграф уже был закрыт (работает до трєх) - текст телеграммы оставили женщине, живущей напротив. Посєлок большой- есть сберкасса, почта, коммерческий ларєк, магазин "Север- Сервис". Местные жители объяснили, что наземным транспортом никуда добраться нельзя, а для моторок нет бензина.

    Разгрузка "Зари" там же.

    Купив молока, мы вернулись. К этому времени, видимо вследствие отсутствия водки (хотя, в продаже она была), у мужиков на берегу нашелся бензин, и они предложили свои услуги по доставке нас в деревню Орловка. Мы разместились на двух лодках - оба Васи на одной, а остальные - на другой. И отправились.

    Оказалось, что идти на моторке вверх по мелкой перекатистой реке - это весьма увлекательное занятие. Вдобавок на лодке, где были Васи, мотор на каждом перекате глох, не охлаждался и дымил. Его хозяину Ване приходилось постоянно поливать мотор водой. Выглядело это просто замечательно, а за лодкой струился густой пар, создавая видимость стоящего на корме самовара. Тем временем пришла гроза. На лодке от неє спрятаться некуда - пришлось вымокнуть до основания и замєрзнуть. Остановились погреться у смотрителя ЛЭП Платона - примерно на полпути. Там согрелись, попили чаю, получили в подарок новые портянки и пошли дальше. В 21.30 пришли в Орловку. Там в нормальном состоянии сохранился лишь одна изба. Там мы и остановились. Мужики, подвозившие нас, перед отъездом сварили ухи, а щугорский рыбинспектор Миша рассказал, на какие блесны лучше идєт хариус, а также то, что на Щугоре бродит уйма всяких инспекторов и вертолєтами туда забрасывают множество страшных опер групп.

    После грозы.

    6.08

    Орловка.

    С утра долго сушили промокшие накануне вещи, перебирали продуты в поисках промокших (таких, правда, не оказалось), собирали плавсредства.

    Стапель "Егеря".

    В результате вышли в 16.00. Сначала попробовали подниматься на вєслах. Деревня Орловка упорно не хотела скрываться из вида. Пришлось сойти на берег и взять в руки верєвки. Поднялся довольно сильный ветер ( как ни странно, попутный). Но этим ветром у Васи2 сдуло и унесло непромоканец. Оба Васи отправились на его розыски. Ходили долго, но не нашли. Попробовали получить от ветра хоть какую-то пользу и поплавать под парусами (использовав, в частности, тент от ПСНа). Особых результатов это не принесло. Встали в 20.10 в 1км выше ур.Паша-Кырта.

    Вверх на веслах.

    7.08

    С утра была неплохая погода. Вышли в 12.00. Понемногу приспособились тянуть вверх ПСН - привязали одну верєвку вместо двух и стали тащить его под постоянным углом к струе. Приходится, правда, всє время отталкивать его палкой от берега, камней и лопухов. Этим занималась Светлана. Во время перекуса Кира добыл первую рыбу- хариуса длиной -20 см.

    Берега Подчерема.

    Прошли мимо " Кирпичной стены "- длинного и высокого скального участка на правом берегу. Весьма красивое и интересное место. Это, конечно, субъективное мнение, но мне показалось, что Подчерье- река более красивая, чем Щугор. Она не такая широкая, более гармоничная.

    "Кирпичная стена".

    Встали в 19.50 за Бол. Дроватницей. За день прошли -9 км.

    8.08

    С утра пораньше, завидев дым разведенного Васей2 костра, заявился инспектор нац. парка Гаврилов с ржавым ружьем и напарником Димой. Как выяснилось- это главный человек на этой реке. Он проверил документы и выпил чаю, насыпав в кружку примерно полпачки заварки. Затем он прочєл лекцию по кинологии, поведав об особенностях разведения западносибирских лаек. Поговорили о ловле рыбы. Гаврилов сокрушался, что трудно достать хорошие блєсны. Пришлось подарить парочку. Заодно Кира презентовал ему два патрона. Напоследок инспектор Гаврилов одарил нас тремя малосольными хариусами и флакончиком репеллента, а Дима снял нас видеокамерой. Инспектор Гаврилов стал еще одним символом похода. Не проходило и дня, чтобы его имя не поминалось.

    Вышли в 14.30. Пока шли по зарослям лопухов, Кира подстрелил утку и своим выстрелом разбудил в Билле охотника. Пес начал метаться по всем кустам в поисках дичи. Один раз ему почти повезло. Он, кажется, даже дотянулся зубами до крыла большой и жирной утки, но больная лапа не позволила совершить заключительный прыжок, и птица улетела. Остальные охотничьи упражнения тоже к успеху не привели. Утки предпочитали перелетать на другой берег, а плавать со скоростью птичьего полєта собаки пока не умеют.

    Билл в ПСН-е...

    Когда мы прошли избу Летняя, нас догнала и перегнала группа московских байдарочников. Встали в 21.20 на высоком берегу напротив скал. В этом месте оказалось очень неплохое эхо. Вечером Билл долго пытался его перелаять.

    Стоянка в урочище.

    За день прошли -10км.

    9.08

    Вышли в 13.00 Вскоре после выхода догнали вчерашних байдарочников. И обогнали. Потом они догнали нас. И так за день три раза. Им не очень везло. Сначала один из них сорвался в воду, идя вдоль скалы, потом ещє один искупался.

    По скалам.

    Течение стало заметно быстрее, больше перекатов. Приходится перебираться с одного берега на другой. В одном месте расстегнулся карабин, которым буксировочный фал крепится к обвязке ПСНа. Сразу стало так легко и приятно тащить. Но Света остановила эту благодать и не дала ПСНу умчаться вниз по течению. А жаль.

    Река становится меньше.

    Встали в 20.50. Прошли 12..13 км.

    10.08 дневка.

    Погода дождливая.

    С утра делали мушки для рыб. ловли. Вязали их из покупной импортной ярко-рыжей шерсти и шерсти Билла. Делали кораблик. Правда толстой лески нет, кораблик плохо держится в струе, далеко от берега не отходит и вообще в воде разваливается.

    Вася1 набрал к обеду и ужину красной смородины.

    Вечером готовили блины. Вася1 попытался жарить их на противне, но там всє подгорало и не пеклось. Стали уговаривать Васю2 снять с "Егеря" руль и жарить на нєм. Вася долго отпирался, но всє-таки сломался. Кулинарный процесс пошєл в восемь рук. На пере руля стало печь веселее, а смотрелось со стороны это, наверное, совсем замечательно. К сожалению, никто не решился разбудить Светлану и взять у неє фотоаппарат. В 12 ночи сели ужинать.

    11.08

    С утра была весьма освежающая морось.

    В 9.30 на моторке снизу пришли 3 мужика. Один представился главным лесничим. Сказал, что он здесь самый главный. Такой, что даже инспектор Гаврилов это его мелкий подчиненный. Сразу родилось предположение, что завтра придет кто-то еще, и скажет, что он представитель Бога на Подчерье, и что этот лесничий ему по утрам сапоги чистит. Правда, он не пришєл. Кира сразу начал рассказывать этому лесничему, что у нас с карты осыпалась вся краска и стал расспрашивать о дальнейшем пути. В результате те и спрашивать не стали про ружье и рыб. снасти.

    Вышли в 12.00. Опять были мели, перекаты, порожки, лопухи и скалы. На перекус встали рядом с порожком (довольно сильным) перед впадением р. Кобылки. Вася2 там чуть-чуть искупался.

    Встали в 19.15 в 2 км ниже впадения реки Тименки на высоком правом берегу. Стоянка хорошая. За день прошли 13 км.

    Почти у истока.

    12.08

    С утра Вася2 тщательно кипятил заваренный чай, утверждая что готовит фирменное блюдо "веник с лимоном".

    Вышли в 12.10. Вызвало проблемы прохождение Билла по скальным выступам. Сверху обходить он не хочет, по воде ему противно, в лодке сидеть не желает, а цепляться за камень- не умеет.

    Около 17.30 прошли избу Петна. Там в очередной (четвєртый раз) встретили лесничего с сотоварищами. На высоком правом берегу после этого Вася2 и света набрали по пакету грибов. Встали в 20.10 на левом берегу. Место красивое, ровное, рядом ручей, напротив скала, но стоянка очень сильно замусорена.

    Вечером допили "белого орла", достав к нему банку маринованных огурцов.

    13.08

    С утра шел мелкий дождь.

    Вышли в 12.15. Идти стало легче и быстрее. Вася2 взялся вытаскивать ПСН из всяких гадостей типа лопухов и камней. Ото сильно помогло. Днем погода стала лучше. Временами стало выглядывать солнце. В 16.00 прошли приток Малый Емель. На правом берегу напротив строится новая изба. На перекус остановились в хорошем черничнике. Пришлось доставать банку сгущенки.

    Кира на фоне "Егеря"

    Встали в 20.20. До руч. Камчатка осталось -7 км.

    Вечером пошєл дождь и до ночи не прекращался.

    14.08

    С утра погода мерзкая- дождь. Решили идти до Камчатки без обеда.

    Вышли в 11.30. Река стала очень облапушенной. То есть почти всє время шли по лопухам. Местами продирались через заросли ивняка, несколько раз пришлось протаскиваться по заросшим протокам.

    В 13.10 подошли к Залазной. Там передохнули и пошли дальше. Ручей Камчатка маленький. С противоположного левого берега его наверное вообще не заметно.

    Встали в 16.25 немного дальше ручья. Там большая площадка с высокой травой. Лагерь разбили примерно в 120 м. от берега в березняке. Оборудованное место'. стол, скамейки. Но с дровами сложно. А с гнусом хорошо, благо место не продувается. Последний раз встретились с байдарочниками- они с завистью смотрели на то, что мы уходим с этой реки. Вечером пересчитали продукты и устроили большую обжираловку.

    Стоянка перед волоком.

    15.08 Волок.

    С утра начали собирать рюкзаки. Ненужные вещи и продукты стали складывать под елочку. Очень скоро она приняла вид новогодней. Кира долго боролся со Светланой за вещи (те, которые он хотел повесить на елочку).

    Это возьмем, а остальное - лишнее!

    Вышли в 13.10. В связи с отсутствием какой либо тропы, пошли по азимуту (азимут 85). Но говорят, что из другого угла поляны идєт тропа, но мы еє не нашли, и не заметили еє позже, хотя должны были пересечь еє. Режим передвижения мы выбрали такой'. 40 минут идєм, 10- отдыхаем. Путь проходит через влажный болотистый лес, местами открытые болотца с карликовой берєзкой и морошкой.

    В 17.50 подошли к руч. Васька-Камчатка-Ель, разожгли костєр, перекусили, передохнули и решили заночевать на высоком бережку ручья. Место красивое, но комаров до безобразия много. Зато приятно, что погода весь день была очень даже ничего.

    Через ручей Васька-Камчатка-Ель.

    16.08

    Вышли в 12.20. Идя по прежнему азимуту, прошли до зимника. Пошли по нему. Местами зимник можно опознать только по зарубкам на деревьях. Мы поняли, что слишком забрали к югу. Немного пройдя по зимнику, свернули с него и пошли по азимуту 30, а примерно через 30 мин. - 45. Начали подниматься в гору. Идти стало сложнее. Шли переходами по 100-150 метров, останавливаясь минут на 15. Погода совсем испортилась - днєм ни единого облака, жарко.

    В 18.00 остановились и мы с Кирой пошли на разведку местности. Прошли вперєд по склону распадка, поднялись вверх, огляделись. Сверху хорошо видены ближайшие склоны, распадок и Тельпос, до которого -5 км. Спустились вниз и пошли обратно по распадку. Ожидавшие нас напомнили, что имеет смысл возвращаться, выстрелив в воздух. К 19.40 подошли к ним и к рюкзакам уже по звуку второго выстрела. Прошли ещє метров триста до ручья с водой, стекающего по склону, и встали.

    Сухая стоянка на склоне.

    Вечером прошла гроза.

    17.08

    С утра шел мелкий дождь, вскоре прекратившийся. Вышли в 12.20. Пошли на север. Через 1-1,5 часа спустились в распадок. Пошли по заболоченному лесу. В 16.00 к ручью, впадающему в Тельпос. Ширина его русла составляет метра полтора, но идти даже на "Егере" нельзя- русло сильно заросло ивняком. Пошли по берегу, вдоль ручья. Через 1,5 часа вышли на петлю ручья. Берега полотна заросли густым и развесистым ивняком, но русло довольно чистое.

    Надуваем ПСН на воде ...

    ПСН надували прямо на воде, так на берегу никакой площадки не нашлось. Затем загрузили туда все вещи и загрузились сами.

    ... в ивняке.

    В 17.15 отплыли. Через 10 минут влились в Тельпос. Река довольно узкая, сильно перекатистая. Вскоре увидели на берегу трєх мужиков. Лихорадочно стали прятать ружье, но мужики сами срочно скрылись в лесу. Через некоторое время такая же ситуация повторилась ещє с двумя. Пошєл дождь, а встать негде. Берега кругом низкие и болотистые.

    Встали в 19.00 на левом берегу с высокой травой. Сразу же развели костєр и стали греться. На противоположном берегу была очень яркая радуга.

    Двойная радуга.

    18.08

    С утра все проспали. Встали около девяти утра. Настроение очень нерабочее. Васи очень тщательно собирали "Егеря". В результате вышли в 15.15. Река изобилует перекатами и порожками. Грести приходится очень мало. Всє утро после дождя было яркое солнце.

    По дороге останавливались половить рыбу и птицу. И то и другое поймалось в единственном экземпляре.

    Пошєл дождь и не прекращался до самого вечера. Около 18.10 устроили перекус прямо на воде. Начало темнеть. Идти стало очень мерзко- ничего не видно. На берегу снова заметили трєх исчезнувших человек. Вообще оказалось, что народ на Тельпосе и Щугоре гораздо менее общительный, чем на Подчерье. Там каждый считал своим долгом подойти, проверить что-нибудь, рассказать что-то, а здесь ... Может быть, это местные приведения?

    Встали в 20.20 на правом берегу.

    19.08

    Вышли в 11.35. Васи использовали свое преимущество в скорости с целью рыболовли. И это им удалось. Рыба ловилась.

    Вышли в Щугор в 15.30. Сразу напротив устья Тельпоса остановились перекусить на каменных плитах правого берега. Разобрали и спрятали все рыбно- охотничьи снасти.

    Первый обед на Щугоре.

    Непривычно увидеть после узкого и каменистого Тельпоса такую широкую и спокойную реку. Под стать ей и гора Тельпосиз, которую, правда не удалось разглядеть из-за низкой облачности.

    Вот он какой - Щугор!

    Когда немного прошли вниз, совсем неподалєку приземлился вертолєт, но сразу улетел. Изредка по берегам попадаются лодки, но людей не видно. Ближе к вечеру встретили группу, которая шла с Торговой на рафте.

    Для уравнивания скорости наших плавсредств Вася1 покинул Васю2 и пересел на ПСН. Так мы дальше и шли, только пару раз сменяясь на "Егере".

    На ПСН-е в четыре весла.

    Встали в 20.30. Перед этим долго обсуждали, стоит ли останавливаться, или лучше идти ночью. Решили встать, но с утра подняться полшестого и идти до упора.

    20.08

    Не вышло встать в 5.30. Просто никто не услышал будильника. Проснулись в 7.20. Вышли в 10.30.

    На берегу снова стали появляться приведения в образе тающих в лесу браконьеров. Но местная фауна как-то узнала, что наши снасти надежно спрятаны. Рыба стала плескаться вокруг, как бешенная, а три здоровые утки просто издевались над нами. Они подлетали на расстояние выстрела из рогатки и садились на воду.

    Хотя шансов успеть попасть в четверг утром на "Зарю" не осталось, решили идти ночью. Остановились на ужин в 19.30 ниже Малого Патока. Натянули тент ПСНа, оборудовали спальные места. ПСН привязали к "Егерю". Затем поделили время дежурства на "Егере". Дежурить решили по двое. Каждая пара по 4 часа.

    Чтобы легче было просыпаться и засыпать в три часа ночи, в термос налили кофе, приготовили сухари и конфеты.

    В 23.00 Кира и Вася2 заступили на вахту и в совершенной темноте вывели караван на фарватер. А остальные заснули. Правда спалось не очень. Несколько мешали сапоги, которые, как Кира старательно объяснил, обязательно пригодятся в течении ночи, когда понадобиться быстро с криками выпрыгивать прямо из спальника в воду и спасать ПСН. Но это было лишним. И такое мы больше не повторяли.

    Ночь в ПСН-е.

    21.08

    В 3 часа ночи разбудили нас с Васей1. Когда мы вылезли из ПСНа, оказалось, что уже достаточно светло чтобы различить берега и камни в воде. Да и облака на востоке уже начали краснеть. Первым делом, мы решили перекусить, достали сухари и кофе. Но когда Вася1 открыл термос, в нєм не было ни капли. Сначала это показалось неразрешимой загадкой природы, но затем объяснение было найдено. Кира говорил, что сидеть в носу "Егеря" ночью ему было тепло. Наверняка, его грели три литра горячего кофе, вылившиеся из термоса. Хорошо, что там не было сахара.

    Первая ночная вахта.

    Пока мы шли, а солнце всходило, было очень приятно любоваться облаками, которые окрашивались в разные красные тона, причем явно не из 256- цветной палитры, а не менее чем из 65 тысяч цветов.

    Грести, благодаря течению, особо не приходилось, но перекаты не давали заснуть. В 5.30 Подошли к Верхним воротам - красивейшему месту на Щугоре. А может, конечно, это показалось из-за времени. Любовались мы ими долго. Всє из-за того, что течения там почти нет - большая яма. Когда рассвело, началась мерзкая морось. Перед Средними воротами - довольно длинный и сильный ( по Щугорским меркам ) порог. Там мы довольно сильно приложили ПСН о камень, торчащий из воды. Всє из-за непредсказуемости движения этого судна на буксире.

    Когда мы подходили к камню, оно было левее нас, а когда "Егерь" уже был слева от камня, ПСН вдруг оказался правее и "Егеря" и камня. Байдарку на его месте просто размазало бы по камню, а ПСНу хоть бы что (за весь поход ни одна надувная часть его не была пробита). Сполз правее камня и пошєл дальше. Правда, спящие в нєм получили утреннюю информацию о температуре и степени свежести воды и насладились предчувствием кораблекрушения и команды "Полундра". Встали на завтрак в 7.00 не доходя Средних ворот. Вскоре морось исчезла и вышло солнце.

    А в 10 часов из Усть-Щугора ушла без нас "Заря". Следующая- во вторник. После завтрака собрали ПСН в дневное положение и вышли в 11.30.

    Средние скальные ворота.

    Прошли Средние ворота. Там встретили первого человека, который никуда не исчез. Это был геолог, который стучал молотком по этим самым воротам. Согласно описанию, в этих скалах есть замечательные пещеры. Мы их искали, но не нашли.

    Пещера в средних скальных воротах

    Шли без перекуса. Точнее, поели не сходя на берег. Постепенно, всякая гребля прекратилась, и ПСН, как и ночью стал спальным местом, правда теперь его на буксире никто и не тащил. Мне ничего не оставалось, как подгрести на "Егере" к ПСНу, сцепить их бортами и перелезть к спящему большинству.

    Встали на ужин в 18.25. Приготовили оладьи, достали сгущєнку. Объелись.

    Вышли в 23.30. Теперь уже спящим и в голову не приходила мысль оставлять сапоги на ногах. Спать- так спать нормально.

    А для тех, кто не спит наступало веселое время. В кромешной темноте Вася2 и Кира загнали наши плавучие единицы в глухую протоку и долго с ней разбирались. Но до Нижних ворот дошли.

    22.08

    Не очень радостное занятие- вылезать в три часа ночи из тєплого и сухого ПСНа под дождь. Но пришлось. Кирюше пришлось рассказать нам, куда надо грести. Течения в этом месте почти не было.

    Новая вахта - "собака".

    Спустя примерно полтора часа, дождь кончился, но облака в это утро уже не окрашивались ни в какие цвета. Эти же полтора часа мы наблюдали Нижние ворота- скорость нашего расставания с ними была крайне мала. Течение иногда появлялось на перекатах, но далеко не всегда.

    В 7.15 встали на завтрак в шести километрах от устья на левом берегу за островом. После завтрака вышли в 12.20. За время завтрака поднялся сильный встречный ветер. Если бы мы не гребли, то оказались бы выше по течению.

    Раннее утро.

    За островом на правом берегу изба с крупной надписью на всю крышу "ПОСТ - 1 "До этого мы лишь слышали, как туда подошла моторка. Теперь она пошла к нам. Два изрядно выпивших мужика на ней стали, приглушив мотор, кружить вокруг нас. Они решили выяснить, кто мы и почему. Удовлетворившись ответом, что все документы у нас в порядке, они предложили помощь в транспортировке нас вниз, от которой мы отказались. Поговорили про "Зарю". Убедили мужиков, что нынче пятница, а не среда, как те считали, и пошли дальше.

    В 13.45 мы пересекли Печору и остановились на левом берегу перед Усть-Щугором. Когда выбрались на берег, Билл первым делом пошєл знакомиться с местной фауной. В качестве еє представителя он выбрал зайчонка. И побежал за ним. Догнать его удалось быстро, а что делать дальше, он не знал. Так и бежал за ним в двадцати сантиметрах, пока не запутался в кустах.

    Васи остались готовить обед, а остальные пошли в деревню с целью выяснить, как можно выбраться, отправить телеграмму, купить еду и молоко.

    Первые же встречные мужики, которые чинили свои лодки на берегу, поведали нам, что "Заря" ушла сегодня, потому что сегодня четверг, а вовсе не пятница, что, следовательно, мы опоздали на неє на четыре часа, что магазин будет работать завтра, что почты нет и телеграмму можно отправить только через телеграфистку соседнего села, с которым имеется телефонная связь. Тут Кира достал из кармана часы (они у него показывают день недели) и увидел, что это правда. Но раньше это казалось слишком сложным. Проще было высчитывать дни недели математическо-физико- химическими способами.

    Мы походили по деревне. Тєтенька с метеостанции, где есть телефон, позвонила по нашей просьбе телеграфистке, но той уже не было на месте. Молока купить не удалось. Дорог из деревни ни до какого транспортного узла не идєт. Нам посоветовали выйти на песчаную отмель, которую там все называют дамбой, и к которой пристают катера, и пытаться тормознуть какой-нибудь попутный катерок.

    Мы вернулись, пообедали и пошли тормозить показавшийся буксир с баржей. Буксир не остановился, даже несмотря на то, что Васи на "Егере" подплыли к нему достаточно близко. Он просто не имел физической возможности остановиться, так как тянул вниз по течению некую громадную конструкцию. Но Васи покатались не зря. Они разглядели на противоположном берегу, где стояла здоровая шатровая армейская палатка и грузовик, довольно симпатичный катер. Кира с Васей2 отправились на переговоры. Не было их почти два часа. Выяснилось, что в этом месте зэки заготавливают сено, и катер этот принадлежит их начальству. А оно (начальство) отправилось ловить рыбу. Когда оно вернулось, нас согласились довезти сегодня до Щугора-8, где раньше находилась зона строгого режима, а теперь- колония поселения, а завтра с утра этим же катером довезти до Вуктыла, откуда ходит автобус до Ухты. Стоит это по сто тысяч с человека.

    На другом берегу в это время появился пьяный щугорский рыбинспектор с братом. Он уговаривал нас отправиться к нему в избу, и уже там ждать до вторника. Мы объяснили, что два наших человека на другом берегу, и без них мы решить никак ничего не можем. Тогда он отправил брата на моторке на другой берег. Тому действительно удалось взять "Егеря" на буксир. Вася2 сел в моторку, а Кира лег на дно "Егеря", чтобы тот не перевернулся. К левому берегу моторка с "Егерем" и катер "Тундра-32" подошли одновременно. Мы быстро перебросали вещи на катер, и отправились вверх по течению.

    По Печоре на катере.

    В катере нашлась весьма жаркая, но уютная каюта, в которую мы сели. Вскоре мы уже пристали к берегу. На берегу стояла машина с подполковником- начальником зоны, чему перевозивший нас мужик был не очень рад. Подполковник потребовал от трех находившихся неподалєку зэков, чтобы они помогли нам разгрузить вещи и перенести их в стоящий неподалєку от берега балок начальника лесобиржи. Там было электричество (правда без лампочки), радиостанция, печка, и вообще- неплохо.

    Балок начальника пристани зоны Щугор-8.

    Договорились, что утром в пять часов нас разбудят. Пока разбирали лодки и варили ужин, зэки, на этот раз по собственной инициативе, наловили для нас рыбки, отдали свою единственную лампочку, принесли хлеба, крупы, комбижира и кастрюльку с чефиром. Их изба- через дорогу от балка. Поговорили с ними, затем поужинали и легли спать.

    Печора.

    23.08

    На это раз будильник в 4.50 услышали все. Но уже через две минуты наш судоводитель, которого все там зовут "Таксист", пришєл и сказал, что двигатели он уже завєл. Бегом перетащили вещи. Расположились так'. три человека в каюте, двое- на корме. Тут то как раз и погода наконец исправилась- вышло солнце. Этот катер действительно оказался очень быстрым- в 8.40 мы уже были в Вуктыле. "Таксист" нас проводил до остановки автобуса.

    Прибыли в Вуктыл.

    Автобус идєт в 13.00. Билеты стоят 65 тыс. По той же цене возят частники на легковушках. Взяв билеты, мы пошли знакомиться с городом. Зашли на почту. Потом закупили продуты, зашли в местный бар, где готовят пельмени.

    Народу в автобусе было немного. До Ухты приблизительно 120 км. Автобус идєт около четырєх часов. Купили билеты на 105-й поезд, идущий в 22.25. Вагоны там только купейные.

    Паром через Печору.

    Затем мы с Васей1 отправились в город за продуктами. Заодно познакомились с городом. С точки зрения достопримечательностей, наибольший интерес представляет главный городской храм ( и по всей видимости, единственный). Изначально он был, похоже, дворцом культуры или театром. Прямоугольное в плане здание, двускатная крыша, восемь колонн при входе, на фронтоне- гипсовая лира. Так вот из этой лиры каким-то грубым инструментом выбиты все струны, а их место занял позолоченный крест. Вместо афиш перед входом- расписание служб и ящик для пожертвований. Поезд пришел с опозданием- в два ночи. Но это уже были пустяки.

    24 08

    Едем. Кира первый раз после волока достал гитару, для которой мы так и не купили первую струну. Подсчитали, сколько осталось денег, чтобы добраться до дому. На всех- десять тысяч.

    По дороге обратно. Вологда.

    25,08

    Приехали. Зловредный поезд ликвидировал всє-таки отставание и пришєл вовремя- в 3.45. На вокзале нас встречали Светины родители. Все мы отправились к Тверским, где нас ждал роскошный завтрак в полпятого утра. На этом наш поход, собственно и кончился.


  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 14/03/2003. 38k. Статистика.
  • Водный:Алтай
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка