lib.ru: другие произведения.

С.Папуш. Сплав по очень сложным рекам на байдарках

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 04/02/2003. 12k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Статьи и обсуждения , Байдарка
  • Маршрут: Башкаус
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
    
            С.Папуш. Сплав по очень сложным рекам на байдарках
    
    
     Сложный сплав на байдарках осуществляется чаще всего по рекам,
    пройденным на более мощных судах. Смысл таких  походов  состоит
    не   только   (а  иногда  и  не  столько)  в  чисто  туристском
    прохождении реки, но и в преодолении порогов высокой  сложности
    именно  на  байдарке. Вопрос здесь не в том, какую выбрать реку
    (или участок ее)  для  прохождения  на  байдарке  (естественно,
    чтобы такой сплав учитывал возможности байдарки).
     Особенно  характерна  в  этом  плане  река  Башкаус  на Алтае.
    Впервые о ней поведал туристам "Ветер  странствий"  в  1972  г.
    Сложность  Башкауса  в  то  время казалась фантастической, хотя
    группа Н. Телегина прошла на плотах  только  верхнее  и  нижнее
    течение.  Разговор о байдарках на этой реке не мог даже зайти в
    то время. В последующие годы  Башкаус  был  пройден  полностью,
    вместе с нижним ущельем - сложнейшим многокилометровым каскадом
    с уклонами до 24 м/км и расходами порядка 100  куб.  м/сек,  со
    слаборазработанным,  заваленным  крупными  скальными  обломками
    руслу и некомфортными условиями по берегам - скальные стены или
    крупноглыбовые осыпи.
     Сегодня  река пройдена и известна. Однако и сейчас прохождение
    ее остается престижным для любой плотовой  группы,  особенно  в
    высокую  воду,  -  своего рода эталоном мастерства и туристской
    зрелости.
     И  на  такую  реку уже давно замахнулись байдарочники. Попыток
    прохождения   ее   известно   немного   -   все   они   сделаны
    высококвалифицированными группами.
     1974  г.  Москвичи  прошли  Башкаус  от  верховьев  до поселка
    Усть-Улаган (т. е. только верхнее течение)  на  плоту,  ЛАСе  и
    байдарке  (последней  удалось  пройти часть сложных препятствий
    верхнего Башкауса). Через две недели туристы из Тулы  -  четыре
    байдарки  - продвинулись еще дальше, до реки Тускуль, и впервые
    дошли до нижнего  ущелья  (правда,  на  верхнем  Башкаусе  были
    обносы).  Оба  сплава  были совершены в очень малую воду, когда
    река существенно теряет силу.
     Группа  на  трех байдарках из Москвы повторила успех туляков в
    1977 году, но в  более  высокую  воду.  Впервые  были  пройдены
    сложные  препятствия  верхнего  Башкауса - первый каньон, порог
    "Водопадный". В  Саратанском  каньоне  -  кульминация  верхнего
    Башкауса произошел групповой переворот при сплаве, в результате
    каньон был пройден лишь на половину.
     1978  г.  Группа  из  Москвы  специально  готовилась  к новому
    походу, ее состав был увеличен до 12  человек  и  шел  на  двух
    черырехместных  катамаранах и двух байдарках. Вода в реке в тот
    год превышала уровень предшествовавших лет,  когда  совершались
    плотовые  походы.  Мы  прошли  верхний  и  средний  Башкаус без
    обносов.  Нижнее ущелье удалось пройти примерно до середины, до
    места,  где  новый  подъем  воды  и  соответственно  увеличение
    расхода заставили нас отступить. На пройденном участке  нижнего
    Башкауса  байдарки преодалели серьезнейшие пороги: "Безлюдный",
    "Мельница", "Камикадзе", были обнесены "Баррикадный", "Крутой",
    "Ключевой".
     В 1981 году ленинградцы (катамаранная группа увеличена до трех
    единиц, плюс две одноместные байдарки) по  такой  же  примерно,
    что  и  в  1978 году, воде прошли без обносов верхний и средний
    Башкаус; в  нижнем  ущелье  уровень  воды  не  поднимался,  что
    позволило  дойти  до  устья,  -  правда, только на катамаранах;
    байдарки закончили сплав в том же месте,  что  и  экипажи  1978
    года.
     Такова  история  байдарочного  сплава по Башкаусу: 8 лет, пять
    групп, и река пока не пройдена.
     Каковы   же   выводы,  прогнозы  дальнейших  прохождений?  Как
    полагают специалисты,  нижнее  ущелье,  безусловно,  интересный
    объект  для  байдарочных  судов.  Вопрос целесообразности таких
    прохождений решается в зависимости от уровня воды.  В  малую  и
    среднюю  воду  река доступна для байдарок, возможно обеспечение
    безопасности. В более высокую воду (нижней  границей  ее  можно
    считать  уровень  1978 и 1981 гг. ) сплвляться не следует. Река
    при уклонах до 24 м/км и расходе до 200 куб. м/сек представляет
    собой  поток,  в  котором трудно обеспечить безопасность. Кроме
    того - неоднородность струи,  а  пенные  образования  по  своим
    размерам  одного  порядка  с  размерами байдарки и оказывают на
    последнюю воздействие, превышающее возможности экипажа бороться
    с  ними в иаких условиях.  В малую же и среднюю воду, напротив,
    река  проходима   подготовленными   группами.    Рекомендуется,
    однако, обнос 6-8 порогов в Нижнем ущелье ("Баррикадный" - вход
    в  порог;  "Крутой;  "Ключевой"  -  1-я  ступень;  "Капкан"   -
    "Мясорубка"; "Семейный" - "Упрямый; "Тесный" - "Калибр").
     При  увеличении  уровня воды этот перечень может увеличиваться
    (вплоть до ухода группы с маршрута).
     Прогресс  в  освоении  горных  участков  достигнут в последнее
    время в связи с новым подходом и существенными  достижениями  в
    следующих  основных  составных  частях  подготовки путешествия:
    мастерстве  и  подготовке  участников,  инвентаре,  обеспечении
    безопасности.    Рассмотрим    эти    проблемы    по   порядку.
    
            Мастерство и подготовка участников.
    
     Подготовка  спортсменов к сложным походам мыслится в настоящее
    время на основе серьезной слаломной подготовки. Именно освоение
    туристами  техники  гребного слалома в первую очередь расширило
    их возможности и позволило  пройти  такие  реки,  как  Башкаус,
    Чулышман, Шахдара, Ойгаинг-Пскем, Аварское и Андийское Койсу.
    
     Тренировки  на  гребном слаломе осуществляются на байдарках на
    бурной реке. Спортсмен  учится  свободно  чувствовать  себя  на
    легкой  маленькой  лодке  в  мощном  потоке, и решать задачи по
    преодолению слаломной трассы, сходные с  прохождением  сложного
    порога. Туристу, на наш взгляд, необходимо владение слаломом на
    уровне I-го  спортивного  разряда.  Примерно  такую  подготовку
    имели байдарочники всех перечисленных групп на Башкаусе.
     В  гребном  слаломе  используются  три  вида судов: байдарка и
    каноэ одиночки, каноэ-двойка. Разумно, чтобы в гребном слаломе,
    байдарочники-туристы  гребли  на  байдарках,  а  те, кто гребет
    канойным  веслом  (например,  катамаранщики),   -   на   каноэ.
    
            Инвентарь.  
    
     Вопрос  об  использовании  техники  гребного  слалома вплотную
    подводит  нас   к   проблеме   инвентаря   в   водном   походе.
    Действительно,  применение  слаломных приемов на судах "Салют",
    "RZ-85", "Луч", "Ладога", "Нептун", "Таймень" (одним словом, на
    любых байдарках, предлагаемых промышленностью, кроме, наверное,
    "Катрана") затруднено, а в полном объеме и  невозможно.  Слабое
    конструктивное   решение  этих  байдарок  делает  их  чрезмерно
    уязвимыми от ударов о камни и воздействия водного потока.
     В   настоящее   время  имеются  конструкции  байдарок,  вполне
    отвечеющие требованиям, предъявляемым к судам такого класса. Их
    обводы  похожи  на  обводы слаломных байдарок и каноэ. При весе
    15-20 кг (против 40-50 кг у "промышленных"  байдарок  с  учетом
    необходимых переделок) они практически не боятся ударов о камни
    и  требуют  в  походе  минимального  ремонта.  Байдарки   этого
    семейства  заложили  П. Добрынин и К. Подъяпольский. Сейчас эти
    байдарки  широко  известны,  хотя  изготовляются   в   основном
    самодеятельным  способом  (промышленный  вариант  ЗИЛовская КНБ
    "Катран").
     Стеклопластиковые  суда  в  сложном  походе  не менее, если не
    более,  перспективны.  По  всем  качествам,  особенно  в  плане
    использования  слаломной  техники,  они существенно превосходят
    разборные суда. Даже вопрос с  поломками  и  ремонтом  решается
    проще  со стеклопластиковой лодкой. Изготовить ее также гораздо
    проще, чем  разборную.  Сложна  лишь  доставка  судна  к  месту
    сплава.    Однако,   когда   речь  идет  о  суперпоходе  (вроде
    Башкауса), с многолетней  подготовкой  и  концентрацией  усилий
    большого коллектива, вряд ли доставка окажется определяющей.
     В более простых путешествиях, где подходы сопряжены со слишком
    большими трудностями, а спортивный сплав не  является  основной
    целью, следует предпочесть разборные конструкции.
     Вот  какие суда использовались на Башкаусе: 1974 г.: "Салют" и
    "RZ-85"; 1976 г.: "RZ-85" (в обоих случаях переделанные);  1978
    г.: КНБ; 1981 г.: стеклопластиковые конструкции.
     Сейчас  непременное  условие  сложного  похода  на байдарках -
    включать в группу судов катамараны.  Четырехместный  катамаран-
    великолепное  судно,  способное  проходить сложные каскады; оно
    имеет наибольшую по сравнению с другими судами в этой  "весовой
    категории"  скорость  и  может  быть  эффективно использовано в
    целях обеспечения безопасности.  Канойная  гребля  при  условии
    "коленной" стойки позволяет использовать весь арсенал слаломных
    приемов (кроме накренения  судна),  что  расширяет  возможности
    экипажа.
     Каноническим, пригодным в самых разных походах следует считать
    четырехместный катамаран,  с  диаметром  баллонов  50-60  см  и
    размерами 5 Х 2 м.  Изготовлен он должен быть из легких прочных
    современных материалов, каркас дюралевый (в простых  походах  с
    большой  пешей  частью  его  можно делать из местных деревянных
    материалов).
     Такой    катамаран    получил   в   последние   годы   широкое
    распространение. Все остальные гребные надувные суда с экипажем
    более  2  человек  (большие надувные лодки, катамараны с другим
    числом экипажа, маленькие или  слишком  большие,  с  одной  или
    двумя гребями) существенно уступают ему и постепенно вымирают в
    процессе туристской эволюции.
     Вопросы   снаряжения  водника  касаются  лагерного  инвентаря,
    палаток, спальных мешков, личного снаряжения,  состава  и  веса
    продуктов  питания.  Здесь  нет  смысла на них останавливаться.
    Отметим лишь, что  водный  туризм  весьма  разумно  заимствовал
    достижения  в  разработке  этих  проблем  из  горного  и пешего
    туризма.
     Применение  новых  синтетических  материалов  при изготовлении
    рюкзаков,  палаток,  спальных  мешков,  одежды,   использование
    сублимированных   продуктов   существенно   повышают   качество
    снаряжения, снижают его вес и расширяют возможности  групп  при
    пеших  переходах,  волоках  и,  что особенно важно, при сплаве.
    
            Обеспечение  безопасности.  
    
     Эта  проблема  стоит  на  первом  месте в любом водном походе.
    Успешное решение первых двух проблем уже само по себе  повышает
    безопасность    любго    похода.    Действительно,   регулярные
    тренировки на воде и повышение спортивного мастерства, привычка
    к бурному потоку, хороший инвентарь снижают вероятность аварии.
    В последние  годы  решающим  фактором  считают  наличие  нижней
    страховки,  осуществляемой мощным спасательным судном. Наиболее
    подходящим  являются  четырехместный  катамаран,  о   качествах
    которого  говорилось выше.  Имея высокую скорость, остойчивость
    и жизнеспособность, один в состоянии выловить человека в мощном
    потоке.   На   препятствиях,   где  такой  катамаран  не  может
    страховать, страховка практически невозможна.
     Характерно,  что  к  помощи  катамаранов  прибегают  теперь не
    только группы со слаломными средствами сплава, но  и  плотовые.
    Яркий пример тому - выдающееся достижение 1979 г. - прохождение
    реки Чулышман с первопрохождением каскада  "Каша"  и  отдельных
    порогов  Язулинского  каньона.  Основным  "проходящим" судном в
    этих группах служил плот, а на наиболее сложных  участках  была
    организована  страховка  катамараном.
    
            Итог.
    
     Таким  образом,  группа  для прохождения сложного (типа Нижнее
    ущелье Башкауса) маршрута на байдарках - слаломных судах должна
    состоять  из четырехместных катамаранов и этих слаломных судов.
    При  соответствующих   условиях   возможна   береговая   группа
    медицинского и кинофотообеспечения.
     Катамаранов в группе должно быть не менее двух. Это необходимо
    для страховки самих  катамаранов.  В  сложнейших  случаях  один
    катамаран  можно  обносить до прохождения первого судна. Состав
    слаломной группы может быть  разнообразным,  в  зависимости  от
    квалификации  и специализации спортсменов, входящих в группу, и
    в любом случае должен насчитывать не менее 12 человек.  Меньшая
    группа не в состоянии справиться со сложными порогами, и прежде
    всего с организацией страховки. Ведь  4  человека  осуществляют
    страховку   с   воды  катамараном,  2-4  челевека  -  береговую
    страховку и не менее 2 человек - съемку прохождения; итого 8-10
    человек обеспечивают прохождение препятствия одним экипажем.
     Опыт  показывает, что группы экстракласса имеют сейчас в своем
    составе 12-20 человек. Естественно, при этом резко  усложняются
    взаимодействие и связь различных звеньев (страховки, кино-фото,
    сплавных экипажей, медицинского  обеспечения)  при  прохождении
    препятствий.  Не  случайно  стараются  использовать  для  связи
    малогабаритные рации.
     Группа должна составлять монолитный коллектив, дружно и быстро
    реагирующий на изменение условий, и в случае  аварии  мгновенно
    использовать  все  имеющиеся  в  распоряжении  средства  для ее
    ликвидации. Психологически река для такой группы - как  вершина
    для  альпиниста,  которую  можно  покорить  только  сплоченными
    усилиями.  Создание такого коллектива  единомышленников,  может
    быть,   самая   трудная  задача,  но  только  решив  ее,  можно
    рассчитывать на успех.
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 04/02/2003. 12k. Статистика.
  • Водный:Статьи и обсуждения
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка