lib.ru: другие произведения.

Тохмайоки

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 14/03/2003. 9k. Статистика.
  • Описание. Водный:Карелия , Байдарка
  • Дата похода 01/01/2000
  • Маршрут: р.Тохмайоки
  •  Ваша оценка:
         
    
            Тохмайоки
    
    ---------------------------------------------------------------
      From: Konstantin Beketov (kandid@mcep.rshmi.spb.ru)
      Вариант с картинками см. на www.tag.spb.ru ђ http://www.tag.spb.ru
      Date: 15 May 2000
    ---------------------------------------------------------------
    
         Река   Тохмайоки  протекает  в  северном  Приладожье,  севернее  города
    Сортавала.   Истоки  находятся  на  территории  Финляндии,  река  пересекает
    государственную границу  возле ст.Маткаселькя. ПротяжЈнность сплава около 45
    км. Сплав удобно начинать  от  хутора Саханкоски,  расположенного в  2  км к
    востоку  от  ст.Маткаселькя.  Подъезд к  началу  сплава от  Санкт-Петербурга
    возможен  двумя способами: на поезде No249 направлением на Костомукшу, далее
    волок  по  дороге  до  моста  через  реку;  можно  ехать  на  электричке  до
    Кузнечного,  далее  поездом  местного  сообщения до Сортавалы,  а  оттуда на
    попутной машине  прямо до реки. Удобное место стапеля на правом берегу в 300
    м ниже ж/д моста, возле разрушенной плотины.
         Сплавляться по Тохмайоки лучше всего в мае, во время весеннего паводка.
    Ширина реки  20-30  м.  Летом  воды маловато.  Река крайне редко  посещается
    туристами, хотя является одной из наиболее интересных в Южной Карелии.
         Описание реки.
         Под ж/д  мостом  возле хутора Саханкоски  препятствие  No1 -  небольшая
    шивера,  через 100  м ещЈ одна под автомобильным мостом  -  препятствие No2.
    Через  200  м разрушенная  плотина  (препятствие  No3),  здесь  две протоки,
    основная левая.  Заход  в порог через узкие бреши  в  каменной плотине,  для
    катамарана-двойки здесь габаритный  непроход.  В  левой протоке слив высотой
    около 2,5 м, длина препятствия 30 м. Обнос возможен правым берегом.
         Далее цепь несложных шивер (препятствия 4-7), ниже ещЈ один ж/д мост на
    дороге,  ведущей к мраморному карьеру  Рускеала. Карьер  остатся  слева п/х,
    интересно осмотреть его  старую часть с  озером на дне; в озере поразительно
    прозрачная вода зелЈного цвета. Из рускеальского мрамора построены Мраморный
    дворец в Санкт-Петербурге и многие станции питерского метро.
         Далее  до автомобильного моста  в пос.Рускевала  цепь несложных шивер и
    порогов (препятствия 8-10); под мостом короткий  порожек (препятствие No11),
    за ним круглый омут, река выходит влево через небольшой гранитный каньончик.
    Здесь через реку перекинуты  брЈвна и  металлические  трубы, в высокую  воду
    обнос 10 м левым берегом. Через 300 м на  повороте вправо препятствие No12 -
    разрушенная плотина. Три протоки, проход центральной. Слив высотой не  более
    1 м. Осмотр прав.берегом.
         Далее  следуют  плЈс,  за ним  цепь  мелководных перекатов (препятствия
    13-15). Правый берег высокий, с выходами скал, порос еловой тайгой.
         Препятствие No16  -  разрушенная  плотина;  ориентир - одинокий  дом на
    лев.берегу. На  входе  в порог  остров,  проход  слева, затем по центральной
    струе. Падение в пороге около 3 м, длина 50 м. Осмотр правым берегом.
         Далее на протяжении 1,5 км цепь несложных шивер и порожков (препятствия
    17-20), после  прямого участка ровного  течения вправо  уходит рукав,  слева
    впереди скальные выходы -  это ориентир порога No20 и за ним  через  100 м -
    мощного препятствия No21 - 4-х метрового водопада. Порог No20 имеет длину 30
    м, небольшой слив со скальных плит, проход слева, сложная система струй.  За
    порогом необходимо причалить к левому берегу и осмотреть водопад.
         Река разделена здесь на 4 протоки, самая мощная - левая. Правая протока
    удалена метров  на 200-300, остальные расположены рядом  друг с другом. Реку
    перегораживает  скальная  ступень,  водопады  на всех  четырЈх  протоках.  В
    большую воду  все протоки теоретически проходимы, но это препятствия  6 к.с.
    Место  очень красивое,  но в  100 м  ниже водопадов реку  пересекает  шоссе,
    поэтому здесь всегда  людно, подъезжают  на автомашинах. Останавливаться  на
    ночлег лучше в 200-300 м выше  по течению,  на прав. берегу основного  русла
    сразу  за  ответвлением  прав.протоки. Здесь  много  дров, место  сухое,  до
    водопадов не далеко и народ не шастает.
         Обнос водопада удобно сделать слева по скалам вдоль воды, протяжЈнность
    15 м.
         После  шоссейного моста  цепь  шивер и перекатов  (препятствия  22-23),
    затем слышен сильный низкий гул воды - это препятствие No24, разрушенная ГЭС
    и водопад высотой 7 м (!). Приставать удобнее к  правому берегу, здесь обнос
    50 м по кустам и скальным лбам. Над водопадом перекинут узкий бетонный мост,
    на  левом  берегу  полуразрушенное  строение   ГЭС.  Видимо,  электростанция
    работала за счЈт  подачи воды  в  подземный туннель, т.к. внешне сам водопад
    никак не затронут деятельностью финских гидростроителей.
         Теоретически  водопад  может  быть  пройден, но в большую воду  вселяет
    противоречивые чувства, близкие к суеверному ужасу. Это препятствие 6 к.с.
         За водопадом круглый омут, выход через узкие скальные ворота с  сильным
    течением.   Затем  поворот  влево,  следуют  несколько  шивер  и   перекатов
    (препятствия 25-27); далее  4-5 км тянется гладкая  вода с заметным,  но  не
    быстрым течением.  Справа к реке подходит склон г.Новоринмяки, возвышающейся
    над руслом на 80 м. Перед  горой шивера  (препятствие  No28),  протяжЈнность
    около 250  м.  Через  1,5 км начинается  мощный  порог  (препятствие  No29),
    заканчивающийся 2,5-метровым прямым водосливом старой плотины. ПротяжЈнность
    препятствия 500 м, осмотр  по левому  берегу.  Над  порогом  реку пересекает
    линия электропередач. В пороге русло  перегораживают 3 ступени примерно по 1
    м каждая,  при  высокой  воде линия движения: первый слив  -  проход  слева,
    второй -  справа, третий - по центру правее большой бочки. Затем река делает
    резкий  поворот  влево,  течение  быстрое,  но  гладкое,  и  падает  в  слив
    разрушенной плотины. Под  сливом мощная бочка,  проход  чуть левее центра по
    единственному "промывному"  валу. Надо хорошо прицелиться при заходе в слив,
    иначе в бочке есть шанс исполнить кормовую "свечку". За сливом 50 м бурлящей
    воды и резкое расширение реки.
         Ниже  на  4  км тянется плЈс, перед  пос.Рюттю небольшой перекат, затем
    препятствие No30 - порог,  заканчивающийся  разрушенной  плотиной.  Ориентир
    входа в  порог  -  деревянный мост.  Осмотр препятствия левым берегом. Длина
    порога  200 м, основную  сложность представляет слив плотины. В центре русла
    большая бочка, в паводок еЈ можно обойти справа вдоль берега.
         Через 700 м ж/д мост, затем деревянный автомобильный  мост, под которым
    завал  из брЈвен. Можно "просочиться" самым левым пролЈтом  моста, перетащив
    судно через одно толстое притопленное бревно.
         Через  3,5 км  гладкой воды  начинается  длинная (около  1  км)  шивера
    (препятствие  No31),  заканчивающаяся скальной плитой поперЈк  всего русла -
    слив 0,5 м.  Справа под  сливом хорошая стоянка  в еловом лесу.  Берега реки
    после шиверы высокие, крутые, поросшие еловой тайгой.
         Через 3 км препятствие No32 - водопадный слив высотой  1,5  м через всЈ
    русло.  В  высокую воду существует  также  узкая  правая  протока,  также  с
    водопадным сливом. Осмотр левым берегом. Длина порога 50 м вместе с выходной
    шиверой. Проход слева вдоль скальной плиты, по наиболее пологому сливу.
         До следующего порога (препятствие No33) 3,5 км  гладкой воды с заметным
    течением.  Берега лесистые,  но вдоль  русла полоса  кустов,  весной залитых
    водой. Ориентир несложного порога  No33  - на правом повороте сжимающие реку
    небольшие  скалы.  Ширина гранитных  ворот -  6  м. Быстрое  течение,  после
    "ворот" -  плита  поперЈк  русла, слив  0,3  м,  проход  слева.  Река  резко
    расширяется, слева отличная стоянка на скальных лбах. Елово-сосновый лес  на
    скалах.
         Через 300 м мощное препятствие  No34 - порог-водопад высотой более 3 м.
    Русло разделено островом на две протоки, более мощная  левая. Приставать для
    осмотра и/или обноса удобно к  острову.  Длина  порога  30  м, проход  левой
    протокой  в условиях  высокой воды  вполне  реален, но труден из-за  сложной
    перекручивающейся струи  во второй части слива. Категорийность препятствия -
    не ниже 5 к.с.
         За порогом крулый омут,  справа  на  холме видны  постройки пос.Хелюля.
    через 300  м разрушенный деревянный мост и за ним  плотина  с падением 4  м.
    Теоретически слив плотины  можно пройти на судне большого объЈма (типа рафта
    или   туристского  К-4),   сложность   представляет   исключительно   мощная
    "косоватая" бочка. Обнос препятствия No35 удобен правым берегом. За плотиной
    плЈс в скалистых берегах.
         Через  500  м ж/д мост,  окончание маршрута  на ст.Хелюля.  От  реки до
    станции 200 м (вправо от  моста). Антистапель либо прямо на  станции, либо в
    300 м выше по течению на скальной плите правого берега.
         При желании можно продолжить сплав до Ладожского  озера (ещЈ около  4-х
    км)  и "морем"  подойти к ст.Сортавала. При холодной  весне ладожские заливы
    могут быть ещЈ забиты льдом.
         Приблизительный расклад по времени  для двухместного  катамарана у  нас
    получился такой:
         начало сплава - порог No21 -- 3 часа
         пор.No21 - пор.No31 -- 6 часов
         пор.No31 - ст.Хелюля -- 2 часа
         Это время включало  в себя просмотры  и  обносы. Мы шли без какого-либо
    описания, поэтому часто  просматривали препятствия. С другой стороны, мы шли
    одним судном, что заметно ускоряет сплав. В любом случае нужно планировать 3
    дня на всю экспедицию, включая стапель-антистапель.
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 14/03/2003. 9k. Статистика.
  • Водный:Карелия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка