lib.ru: другие произведения.

Река Уукса

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 14/03/2003. 17k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Карелия , 3 к/с , Байдарка
  • Дата похода 01/01/2000
  • Маршрут: р.Уукса
  •  Ваша оценка:
    
    
            Река Уукса
    
    ---------------------------------------------------------------
     From: Doktor (dokden@chat.ru)
     Date: 10 Apr 1999
    ---------------------------------------------------------------
    
         пос. Райконкосски - пос. Иля-Ууксу. ( 125 км, 5 ходовых дней),
         (3-я категория сложности)
    
            Общая характеристика реки
    
         Реку  Уукса  (Ууксунйоки) можно  отнести  к типичным карельским  рекам,
    характеризующимся  довольно  протяженными  плесами  и относительно короткими
    порожистыми   участками.  Впадая  в   Ладожское  озеро,  река  Уукса   имеет
    генеральное направление  с севера  на  юг,  поэтому во второй  половине  дня
    прохождение порогов часто затруднено слепящим в глаза солнцем Река протекает
    в  Южной  Карелии, где  среднесуточная  температура  июля  --  16  градусов.
    Температура в самой  реке, тем не менее,  редко бывает выше 15  градусов, и,
    собственно, купание в  ней не доставляет  большого удовольствия. Для  похода
    мы,  однако,  рекомендуем  выбирать время в  конце  июня -  начале июля, что
    связано в первую  очередь  с маловодностью  реки. Возможен сплав  и в период
    весеннего   половодья,  но   от   каких-либо   рекомендаций   здесь   авторы
    воздерживается;  можно лишь  сказать, что такой  сплав был бы в  этом случае
    сугубо спортивным, и наиболее предпочтительным средством сплава следовало бы
    выбрать катамаран. Средний расход воды в районе пос. Райконкосски в июле  --
    4 куб.м/сек.;  в  районе пос.  Иля-Ууксу - 12  куб.м/сек.  (Ввиду того,  что
    количество препятствий в  Ууксунйоки сильно зависит от уровня воды, не имеет
    смысла вести нумерацию порогов).
    
            Подъезд и отъезд.
         Начинать маршрут можно от пос. Райконкосски (он расположен в погранзоне
    --  разрешение  на  въезд  обязательно),  где  до  воды от 500  м до 2 км, в
    зависимости от того, где вы планируете  спускать  суда на воду.  Дело в том,
    что  в  самом  поселке  расположен  длинный  (ок.  700 м)  и  сложный  порог
    Райконкосски с общим  падением 7 м. В малую воду о проходе его не может быть
    и  речи, в  среднюю  воду он по  силам разве что каяку, а в большую он может
    быть довольно интересным и  опасным.  Ширина реки  здесь около 6 м,  в русле
    много крупных валунов, от которых в большую воду довольно сильный отбой.
         Окончить маршрут удобно в поселке Иля-Ууксу слева перед ж/д мостом, где
    до платформы около 200 м, или  1,5 километрами выше по течению перед порогом
    "Уукса-падун" -- на  правом берегу, где до той  же платформы около километра
    по  хорошей асфальтированной  дороге.  Единственным  промежуточным местом, с
    которого  можно  сняться  и  откуда можно начать  маршрут  по нижней  Ууксе,
    является  мост а/м дороги Сортавала - Пряжа (через Ведлозеро), расположенный
    примерно посередине маршрута.
         До ст. Райконкосски удобно добраться поездом  из Петрозаводска (6 часов
    в пути,  приб.  около  6.30  утра);  поездом из Санкт-Петербурга (10 часов в
    пути,  приб.  около  11  часов  утра),  или  автотранспортом  из   райцентра
    Питкяранта (1.5 часа в пути), куда можно  добраться  прицепными  вагонами из
    Москвы и Санкт-Петербурга (приб. 9.30 утра).
         До  моста а/м дороги Сортавала -- Пряжа можно добраться автотранспортом
    из той же  Питкяранты (2 часа в пути.) или из пос. Ведлозеро (1 час в пути),
    до  которого  можно добраться автобусом из Петрозаводска. Через  Иля-Ууксу в
    17.40  проходит  местный  поезд  Питкяранта  - Лодейное  Поле  с  прицепными
    вагонами до Петрозаводска, Москвы и Санкт-Петербурга.
    
            Техническое описание маршрута.
         Маршрут удобно разбить на три части:
         Участок  от пос. Райконкосски до моста а/м дороги Сортавала  -Пряжа (70
    км,  средний  уклон  реки  0.35  м/км  (исключая  порог  Райконкосски));  (2
    категория сложности).
         Участок от а/м моста  до порога "Лапа" (35 км, средний уклон 0.5 м/км);
    (2у категория сложности).
         Участок от порога "Лапа" до пос. Иля-Ууксу (20 км, средний уклон 2.5
    м/км); (4 категория сложности).
    
            1-я часть.
         После порога в поселке Райконкосски река надолго успокаивается. Средняя
    ширина ее -- около 6  метров.  В  конце поселка а/м мост, от которого до ст.
    Райконкосски 1.5 км  по дороге.  Далее  берега  одеваются  диким  карельским
    лесом, и через 3 -4 км река впадает в единственное  на маршруте озеро. Из-за
    сильно  изрезанной  береговой  линии размеры  озера  указать  трудно.  Можно
    сказать,  что  по  нему  предстоит   путь  в  7  -  8  км  сначала  по   его
    северо-западной   части  (оз.  Сариярви),  а  затем  по   юго-западной  (оз.
    Уксиярви). Эти части соединены между собой протокой шириной  4 м и длиной 10
    м, над которой расположен мост а/м дороги Сортавала -- Суоярви. Перед мостом
    на  левом берегу отличная стоянка. По-видимому, на самом озере  также немало
    стоянок.
         Река Уукса,  вытекающая  из озера  имеет  уже ширину 10  -15  м  и тихо
    струится между довольно живописных лесных берегов. На этом участке в 15 - 20
    км  (да  и  дальше)  встречаются  завалы,  образованные  сваленными  бобрами
    деревьями.  Через 3  км  после  озера на  левом  берегу  отличная  стоянка в
    сосновом бору, а спустя 300 м справа -- километровая ламбина. После нее плес
    в 15  км, встать на котором затруднительно, и первый перекат-порожек (длиной
    40 м),  в  большую воду,  видимо, полностью  залитый.  После  этого  порожка
    препятствия идут в  среднем  с интервалом в 1.5 км. В основном это шиверы  с
    довольно ощутимым падением, длиной 50 - 300 м, в большую воду практически не
    представляющие  трудностей,  но  существенно  меняющиеся  в  маловодье из-за
    сильно  засоренного  судового хода. Несмотря  на малую мощность, несет в них
    довольно ощутимо, и посадить  пробоину в обшивке ничего  не стоит. В малую и
    среднюю  воду  целесообразно рассмотреть вариант прохода некоторых из них по
    одному в байдарке.
         После  пятого  или шестого порога (уже  довольно мощного) река образует
    омут, на  правом берегу  которого сразу за впадением рукава неплохая стоянка
    (38 км  пути). Далее на протяжении следующих 18 км встать практически негде;
    река  представляет  собой  2-3  километровые участки плеса,  разделенные уже
    знакомыми нам шиверами,  большинство из которых с островными  разбоями[AK1].
    Нелишним  будет  сказать,  однако,  что  порожки  становятся более  длинными
    (200-400  м), линия движения  более сложной, а  мощность порогов уже такова,
    что кое-где  может потребоваться фартук. Ширина реки  также увеличивается до
    20 метров.  На  50 км  пути на левом берегу расположена изба пограничников с
    мостками, спускающимися к воде. На 58 км пути слева скальный выход, а спустя
    полтора километра  крупный,  многолетний,  завал  на  месте  старого  моста,
    снесенного в половодье. Обнос  удобен  по левому  берегу; здесь  же отличная
    стоянка.
         Далее   на  протяжении  следующих  10-12  км  препятствия,  аналогичные
    описанным  выше, только чуть более мощные, следуют  одно  за другим. В конце
    этого участка туристы увидят небольшой порожек у левого скалистого выступа с
    четко выраженной струей, после которого река как бы упирается в автодорожную
    насыпь, делая крутой  поворот направо и сразу же налево, где под мостом  а/м
    дороги Сортавала - Пряжа начинается  первый серьезный  порог реки  "Мост" (3
    к.с.).Чалка в улове у левого берега сразу за порожком.
    
            2-я часть.
         Порог  "Мост"  удобно осмотреть из-за наличия  собственно моста с обоих
    берегов. Препятствие представляет  собой довольно крутую шиверу с множеством
    камней  в русле. Эта шивера  длиной 200 м начинается  сразу под мостом четко
    выраженным сливом (ширина реки  здесь 4 м); далее следует  поворот направо и
    три-четыре ступеньки, требующих очень четкого маневрирования. Нелишним будет
    сигнальщикна  правом берегу,  направляющий  байдарку меж  камней  на  правом
    повороте. Сразу за порогом большой  разлив с  очень высоким песчаным  правым
    берегом. Здесь можно встать  на  стоянку, но  довольно пыльно  из-за наличия
    автомобильной дороги.
         Через 500м начинаются пороги "Сухие"  (мелководные порожки, разделенные
    значительными плесами), растянувшиеся на 3 км; после второго из  них впадает
    правый приток, в малую воду  в  устье которого груда мелких камней.  Рядом с
    притоком на  правом  берегу  небольшая  стоянка, к  которой близко  подходит
    дорога.  Через 4 км слева открывается большая долина самого крупного притока
    -- реки Пенсанйоки; здесь  на правом берегу на луговине  место для стоянки с
    очень неудобным выходом в  малую и среднюю  воду.  После 10 км плеса удобная
    стоянка на левом берегу. Река как бы упирается в нее,  делая крутой разворот
    с юга на север; здесь же легкий перекат-порожек. Спустя 2 км река подходит к
    довольно  заметному  порогу "Разрушенный  мост" (2  к.с.). Перед  порогом  у
    правого берега  остатки  старого  моста.  Порог начинается  четко выраженным
    сливом у правого берега, далее 200-метровая  шивера, сильно забитая камнями.
    В  малую  воду  чистый  проход  проблематичен, в  большую, по-видимому, есть
    возможность  прохода  и  по  центру.  Вдоль  всего  порога  на левом  берегу
    обширная, оборудованная стоянка, используемая автотуристами.
         Далее  на  протяжении  следующих  3 км  лишь  несложные  шиверы,  затем
    ламбина, после которой на левом берегу снова стоянка, похожая на предыдущую.
    Берега  повышаются; темный елово-березовый  лес все чаще перекрывает солнце.
    Следует плес длиной  8  км с множеством валунов в русле, в середине которого
    река  разбивается на два рукава: мы  советуем идти в правый, хотя он длиннее
    на 2  км В конце  плеса серьезная шивера "Песчаная" (3 к.с.)[после первых ее
    100  метров следует крутой правый поворот  около высокого  левого  песчаного
    берега].  Шивера,  по-видимому,  сложна в  любую  воду из-за  большой  длины
    (1000м),  существенного  падения  (6  м) и  очень  сложного  судового  хода.
    Зачастую приходится рассчитывать свои действия с точностью до гребка.
    После шиверы через 3.5 - 4  км левый приток, а  еще через километр на правом
    повороте реки расположен очень опасный порог "Лапа" (4 к.с.).
    
            3-я часть.
         Порог  "Лапа"  - водопадного  типа, без  входной и  выходной  шивер,  с
    падением около 3-х метров. Он начинается сразу на повороте, и, едва заслышав
    шум порога, следует переместиться  к берегу с тем, чтобы зачалиться справа у
    каменного мыса в 15 метрах перед порогом. В малую воду здесь удобная бухта у
    каменного перешейка между  берегом и островом.  Однако в  высокую воду через
    этот перешеек ("большой палец Лапы") также идет свал воды,  и чалиться лучше
    заблаговременно. Вплоть  до входа в  бухту  воды за  порогом  не  видно, над
    сливом  висит  водяная  пыль.  Основная  масса  воды  сливается  по  четырем
    "пальцам" "Лапы"  (указательный  "палец" "отколот"), образуя огромный пенный
    котел, к  тому  же не идеальной  чистоты. Перед основным сливом -  небольшой
    перепад высоты (0.3  м), затрудняющий ориентировку.  Проход проблематичен на
    любом виде  судов из-за  очень большого уклона слива (более  45  градусов) и
    возможности "приземления" на метровый "обливник" под сливом. (Удобный
    обнос по правому  берегу, здесь же в еловом  лесу отличная  стоянка. Стоянка
    поменьше  есть  и на  левом  берегу, но  она  расположена прямо над сливом и
    значительно  более  шумная.)  Проходить этот порог  могут только  достаточно
    опытные  экипажи  после   детального  осмотра,  выставления  сигнальщика   и
    обязательной  страховки  с  воды  сразу  за   сливом   (страховка  с  берега
    нецелесообразна).
         Сразу за  порогом  широкий разлив  реки с небольшим поворотом  влево, и
    через 500 м после "Лапы"  порог "Верхняя Мельница"(3 к.с.), расположенный на
    месте разрушенной водяной мельницы.
         Порог длиной 30 метров имеет два пути прохода:
         заход вдоль правого берега сначала  через небольшой перепад высоты (0.5
    м) по всей ширине реки, а затем по основному водоскату высотой около 1.7 м и
    далее по выходной шивере длиной 100 м дугой вдоль левого берега;
         заход  посередине  через  тот  же полуметровый перепад  высоты, а затем
    резкий  уход влево  и  пологий последующий спуск вдоль;  левобережной скалы,
    судовой ход здесь сильно засорен валунами  и  металлическими штырями, но,  в
    целом,  проход  менее опасен. Обнос порога удобен по правому  берегу  (длина
    обноса 50 м, здесь же довольно сносная стоянка), проводка в малую воду может
    быть осуществлена по левому сливу, но она не  проста. Остальные рекомендации
    теже, что и  для порога "Лапа". Следует подчеркнуть, что в большую и среднюю
    воду выходная шивера "Верхней Мельницы" практически полностью залита.
    
         Через  полкилометра  справа   впадает   река  Мустанйоки.  Следует  4-х
    километровый  плес, на котором в малую воду может обнажиться  ряд каменистых
    перекатов, и река подходит к порогу "Ууксинский Кеняйкосски" (4 к.с.). Порог
    начинается  прямой входной  шиверой, длиной  250 -300 метров,  проходимой  в
    любую  воду (в  большую  - валы  до 0.5 м). При движении следует  постепенно
    смещаться вправо и зачалиться  в  20-30 метрах, не доходя  до основной части
    порога у правобережного скального  выхода, нависающего практически над самим
    сливом  Здесь же на высоте  7  метров, прямо над  сливом  отличная стоянка в
    сосновом  бору.  Сам  слив представляет собой два  водоската высотой 2 метра
    (большой - у левого берега и малый -  у правого), сильно  забитых камнями. В
    малую и среднюю воду идти могут разве что отважные каякеры. Правый слив хотя
    и более крутой, но существенно менее мощный  и менее забитый камнями, вообще
    говоря, пригоден  для проводки. Возможно, в  большую воду сплав  на байдарке
    целесообразно  осуществлять здесь, но  от каких-либо конкретных рекомендаций
    по прохождению порога в большую воду мы воздержимся.
         После  километрового  плеса река  выходит на  прямой  участок  длиной в
    полтора километра  и  сразу  после  левого  поворота  река подходит  к очень
    серьезному  порогу  "Нижняя  мельница"  (4 к.с).  Порог  начинается  входной
    шиверой  длиной  200 метров,  сильно  забитой камнями, но  проход возможен в
    любую воду. Постепенно в ней появляются все более четко выраженные ступеньки
    с падением около 0.3 м  Расположены они, как  правило, в хаотическом порядке
    (направления сливов  также образует разные углы с осью реки). В большую воду
    возможны небольшие  бочечки и  валы  до  0.5 метров.  На 50-ом  метре шиверы
    расположена последняя ступень с метровым падением и основным сливом с бочкой
    у правого  берега. После нее струя огибает правобережный скальный выступ, на
    котором  расположена  разрушенная мельница  и  через 5  -  7  метров  падает
    трехметровым водопадом  со  смещением  вправо,  Вдоль  левого  берега  также
    невообразимый слив,  сплошь забитый  камнями. Сразу за  правобережным сливом
    тупиковый   улов  с  большим  количеством  камней,  а  основная  масса  воды
    шиверистым  быстротоком уходит влево, где соединяется с  водой левобережного
    слива. От  прохождения порога следует отказаться. Авария, притом  с тяжелыми
    последствиями, кажется автору весьма вероятной. Чалиться  для обноса лучше в
    середине  входной  шиверы,  что  бы  не  допустить затягивание  в  последний
    метровый  слив,  ибо  после  придется  проходить  сам  порог.  Обнос  порога
    неудобен,  но разумнее  его  совершать  по правому берегу,  где  расположена
    неплохая  стоянка. 150-ю  метрами ниже на высоком  правом берегу расположена
    значительно более привлекательная стоянка, хотя и не на самом сливе.
         Сразу после  порога  начинается 6-ти  километровая шивера, доставляющая
    удовольствие  в большую  воду  (в этом случае она  состоит из  серии  шивер,
    разделенных  участками быстротока), но  являющейся мукой  для экипажей  всех
    судов в малую. Следует километровый плес, затем серия  коротких (30 - 50 м),
    но крутых шивер, растянувшихся на полкилометра, после которых река ненадолго
    успокаивается. Справа расположен последний скалистый выступ высокого правого
    берега, за  ним длинный,  более чем  километровый  прямой участок реки.  Лес
    отступает  от берегов, начинаются  покосы. Еще  одна несложная шивера, после
    нее берега слегка повышаются и начинаются строения  поселка Иля-Ууксу Ширина
    реки здесь около 50 метров.
         Через  500 метров прямо по  курсу остров и  старая  плотина генеральной
    запани,  расположенная  слева  от  острова. В  малую  воду  вся  масса  воды
    сливается  здесь  через  узкий 1.5 метровый открытый левый шлюз, на  котором
    перепад  около 0.5 м Пройти этот слив не представляет труда, но за ним сразу
    (!) начинается на наш  взгляд непроходимый  (по  крайней мере, для байдарок)
    порог "Уукса-падун".  Первые 100 метров  после плотины  основная  масса воды
    очень  бурной  шиверой  бежит  вдоль  левого  берега,  огибая  правобережную
    скальную отмель[AK2] и не оставляя возможности [AK3]для  легкой чалки. Затем
    часть  воды поворачивает  направо  и  прорубает скальный кряж  4-х  метровым
    водопадом с двумя ступенями,  расположенными под  прямым углом Другая  часть
    воды устремляется прямо, где через 50 метров, упираясь в берег, поворачивает
    более  чем  на  90  градусов  и  падает  несколькими  ступенями, после  чего
    сливается  с первой  частью.  В  большую воду,  возможно,  существует проход
    справа  от острова, где река падает хоть  и крутой,  но равномерной шиверой,
    длиной 200 метров.
         После   порога   начинается  километровая  выходная  шивера  с   сильно
    засоренным  судовым  ходом В малую воду, скорее всего, потребуются проводки.
    Шивера заканчивается в районе автомобильного моста небольшим  сливом по всей
    ширине реки. Через 200 метров расположен железнодорожный мост, перед которым
    на левом берегу удобно закончить маршрут.
    
         Июль 1997 г., малая вода.
         [AK1]Стенька Разин
         [AK2]Скалу у правого берега
    
         [AK3]
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 14/03/2003. 17k. Статистика.
  • Водный:Карелия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка