lib.ru: другие произведения.

Ууксунйоки

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 14/03/2003. 50k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Карелия , 2 к/с , Каяк
  • Дата похода 01/01/2000
  • Маршрут: р.Ууксунйоки
  •  Ваша оценка:
      
      
       Ууксунйоки
      
      
      
       московская городская станция юных туристов
      
       ОТЧЕТ
      
       о водном (катамараны, каяки) походе по маршруту:
       Москва -- С.Петербург -- г.Приозерск -- ст.Райконкоски --р.УУКСУНЙОКИ
       (р.Ууксун) ст.Ууксу -- г.Питкяранта --р.ЛОЙМАЛАЙОКИ (р.Лоймала) --
       р.ТУЛЕЙМАЙОКИ (р.Тулема) --п.Салми -- г.Сортавала -- острова ВАЛААМ,
      ПУТСАРИ --г.Сортавала -- г.С.Петербург -- ст.Гаврилово - оз.Сиясари -
       ст.Лейпясуе - г.Выборг -- г.С.Петербург -- г.Москва
      
       2 категория сложности (с элементами 3 кат.сл.)
      
       июнь - июль 1994 г.
      
       Клуб "АЗИМУТ" ДТДиМ Восточного округа г. Москвы
       Руководитель похода: Жиряков С.В.
       тел.: 167-98-55
      
       Отчет использовать:
      ..................................................................
      ........
      
       СОДЕРЖАНИЕ
      
       1. Справочные сведения о походе
       1.1. Паспорт маршрута
       1.2. Состав группы
       1.3. Некоторые замечания
      
       2. Цели и задачи похода
      
       3. Характеристика района похода
       3.1. Обзор района похода
       3.2. Погодные условия и водная обстановка
       в июне-июле 1994 г.
       3.3. Под'ездные пути, населенные пункты на маршруте
      
       4. Техническое описание маршрута и лоция реки
       4.1. График движения (Таблица дневных переходов)
       4.2. Сплав по р.Ууксун
       4.3. Сплав по р.Лоймала, Тулема
       4.4. Экскурсионно-познавательная часть маршрута
       4.4.1 Посещение островов Валаам, Путсари
       4.4.2 Пеший поход по линии Маннергейма
       4.4.3 Посещение г.Выборг.
      
       5. Выводы и рекомендации
      
       6. Приложение
       6.1. Картографический материал
       6.2. Сведения о материальном оснащении группы.
       6.2.1 Средства сплава
       6.2.2 Состапв специального снаряжения
      
       1. Справочные сведения о походе
      
      
       1.1. Паспорт маршрута
      
       Организация, проводящая поход - Детский турклуб "Азимут"
      ДТДиМ Восточного округа г. Москвы
      
       Вид туризма - водный
      
       Район путешествия - Южная Карелия
      
       Категория сложности - вторая с эл.третьей к.с.
      
       Нитка маршрута: Москва - С.Петербург - г.Приозерск -
       ст.Райконкоски - р.Ууксунйоки (р.Ууксун) - ст.Ууксу -
       г.Питкяранта - р.Лоймалайоки (р.Лоймала) - р. Тулеймайоки
       (р.Тулема) - п.Салми - г.Сортавала - острова Валаам, Путсари -
       г.Сортавала - г.С.Петербург - ст.Гаврилово - оз.Сиясари -
       ст.Лейпясуе - г.Выборг - г.С.Петербург - г.Москва.
      
       Средства сплава - Два четырехместных катамарана, каркасно-надувной
       каяк, пластиковый каяк
      
       Протяженность маршрута:
       сплав по р.Ууксун : 102 + 2П = 104 км
       сплав по рр. Лоймала, Тулема: 53 + 2П = 55 км
       посещение островов Валаам, Путсари 12 км
       пеший поход по линии Маннергейма 22 км
       Всего: 193 км
      
       Продолжительность похода: 27.6. - 12.7 1994 г. 16 дней
      
       Число участников 12 (10 + 2)
      
       Маршрут утвержден МКК МосГорСЮТур, шифр МКК 142-04-4323300
      
       Маршрутная книжка Љ 04/4-245
      
       Руководитель группы ЖИРЯКОВ Сергей Вячеславович
      
      
      
       Для прохождения маршрута необходимо оформить пропуск в
      погранзону
      
       1.2. Состав группы
      
       Љ ФИО г.рожд. м.учебы Турист.опыт
       Обязанности
       в группе
      
      
       1. Жиряков С.В. 1969р. Ока - 4у
      руководитель
       р.Песчанная - 3р
      
       2. Кузьмина Н.С. 1954 р.Ока - 4у
      зам.руководит.
       р.Ундоша - 1р
      
       3. Платицин Кирилл 1980 шк 1078 р.Ундоша -
      
      1у лоцман
      
       р.Мста -2у
      
       4. Култыгин Александр 1980 шк 1078 р.Ундоша -
      
      1у летописец
      
       р..Мста - 2у
      
       5. Глейзер Александра 1980 шк 1078 р.Ундоша -
      
      1у завхоз
      
       р.Мста -2у
      
       6. Андреянов Алексей 1979 шк 218 р.Ундоша -
      
      1у командир
      
       р.Мста 2у
      
       7. Кораблев Руслан 1980 шк 314 р.Ундоша -
      
      1у ремонтник
      
       8. Курочкин Илья 1980 шк 767 р.Ундоша - 1у
      
      фотограф
      
       9. Жракова Наталья 1979 шк 767 р.Ундоша -
      
      1у медик
      
       10. Чумаков Сергей 1981 шк 444 р.Ундоша -
      
      1у хронометрист
      
       11. Лурье Евгений 1983 шк 1210 р.Ундоша -
      
      1у
      
       12. Воронков Александр 1980 шк 344 р.Ундоша -
      
      1у
      
      
      
      
      
       Распределение по судам:
      
       катамаран 1 - уч. 1,3,5,10,12
      
       катамаран 2 - уч. 2,4,7,8,9
      
       каяк 1 - уч. 6
       каяк 1 - уч. 11
      
       1.3. Некоторые замечания.
      
       Подготовка к походу осуществлялась по двум отчетам (2-289-р.Уксун, 2-
      281-р.Уксун-Тулема) в клубе туристов г.С.Петербурга.
       Ленинградские туристы проходили эти реки весной (апрель-май), оценивая их:
      р.Ууксун - 3 с эл.5к.с., р.Лоймала-р.Тулема-3 с эл.4к.с.
       В Москве сведений о прохождении этих рек не было.
       По оценкам ленинградских туристов летом, из-за маловодности,
      препятствия 4-5к.с. труднопроходимы. Маршрут можно оценить 2к.с.с
      эл.3-4к.с.
       В данном отчете нумерация препятствий принята своя, названия
      препятствий сохранены.
       На весь маршрут даны карты масштаба 1:200000 и 1:100000.
      
       Перечень сокращений.
      
       ПП/ЛП - правый (левый) поворот
       ПБ/ЛБ/ - правый (левый) берег
       Прп. - препятствие
       Прг. - порог
       Швр. - шивера
       Прж. - прижим
       Прк. - перекат
       Ф. - фото
       Сх. - схема
       Ст. - место стоянки
      
       2. Цели и задачи похода.
      
       Выбор района путешествия определялся желанием познакомить данный
      состав детского клуба "Азимут" с достопримечательностями
      С.Петербурга, Выборга, Приозерска и особенно о.Валаам, побывать на
      линии Маннергейма. В то же время привлекала возможность сплава по
      рекам Ууксун, Лоймала, Тулема, так как эти реки московскими
      туристами-водниками еще не проходились.
       Близость района и удобные под'езды сочетались с полным отсутствием
      населенных пунктов при сплаве, создавая условия для автономного
      похода. Локальные прп.3-5к.с.в. в сочетании с шиверистым участками
      2к.с. давали полное представление о характере прп. карельских рек.
       Многообразие прп. позволяло использовать различные тактические приемы для
      их прохождения (движение тандемами, с нижней страховкой, обносы,
      движение без просмотра), а маловодость и локальность прп. делали
      сплав более безопасным.
       Все перечисленное предполагало, что данный маршрут будет хорош в
      учебно-тренировочном и познавательном планах.
       Ориентировочная категория сложности маршрута: 2-3 для различных типов судов.
      
       3. Характеристика района похода.
      
       3.1. Район похода - юго-западный озерный край, восточное
      Приладожье.
       Этот район представляет всхолмленную заболоченную равнину с
      перепадом высот от 5м у Ладожского озера до 150-200 м. у
      оз.Янисьярви. Озерные побережья изрезаны фиордообразными заливами,
      много островов.
       Реки района: Ууксун, Лоймала, Тулема зарегулированы в верховьях
      озерами. В низовьях они прорываются к Ладожскому озеру сериями
      порогов-падунов; на некоторых из них были построены плотины
      (сейчас частично разрушены).
       До 1970 г. эти реки были лесо-сплавными.
       р.Ууксун: длина 134 км. Расход 30-35 куб. м/сек. Скорость
      течения - 0,2 м/сек.
       Ширина реки 10-15 м (верховья), 30-40 (низовья)
       Рр.Лоймала-Тулема. Длина 142 км. Расход 40-45 куб. м/сек.
      Скорость течения - 0,5 м./сек.
       Ширина реки 20-50 м.
      
       3.2. Погодные условия для проведения похода были идеальными.
       Солнечная погода, температура воздуха 20-25, попутный ветер на
      плесовых участках. Дождей не было.
       Весенний паводок на этих реках: начало мая.
       Сравнивая наш уровень воды, с уровнем воды по фотографиям из отчетов и
      описаниям прп, можно оценить его на 1-1,5 м. ниже весеннего.
      
      
       3.3. Под'езд к началу маршрута прост и удобен:
       п.249 С.Петербург - Костомукша опр. 13.25 с Финляндского вкз.
       Прибытие на с.Райконкоски 0.30.
       п.655 С.Петербург - Петрозаводск отпр. 0.55, приб. 11.30.
       Выезд из п.Ууксу: автобус до .Питкяранта каждые 30 мин. Далее
      поезда на Сортавалу или Лодейное Поле.
       Выезд из п.Салми сложнее: Поезд в 8.17 до г.Питкяранта и далее до
      Маткаселька. Или поезд: Петрозаводск - Питкяранта - Л.Поле -
      Волхов - С.Петербург в 19.00.
       Ехали: туда - п.249, на ст.Райконкоски 0.30.
       обратно: поезд в 8.17 (от ст.Салми) до Маткаселька - 12.30
       Маткаселька - Сортавала отпр. 13.00, приб. 13.40
       п. Сортавала - С.Петербург отпр. 5.22, приб. 11.30
       Переезд от ст.Ууксу до моста через р.Лоймала на автодороге на
      Колатсельга (60 км)
       1. Средства сплава перевезли не разбирая на попутном КАМАЗе.
       2. Группа переехала на вахтовом автобусе кооператива "Гранит"
       Управляющий: Ольшанников Николай Степанович
       Кооператив расположен ближе к устью р.Ууксун рядом с пристанью.
       Населенные пункты расположены только в начале и конце маршрута:
      ст.Райконкоски, Ууксун, г.Питкяранта, п.Салми, где можно при
      необходимости пополнить запасы пр одуктов. Цены на продукты в
      среднем на 10-15% больше, чем в Москве. Во всех указанных
      населенных пунктах имеются почтовые отделения. В г. Питкяранта
      есть городская больница.
       Информация о работе музеев ост. Валааам и г. Выборг дана в
      соответствующих разделах.
      
      4. Техническое описание маршрута и лоция рек Ууксун, Лоймала, Тулема.
      4.1. График движения (Таблица дневных переходов).
      
      Дни Дата Участки маршрута Способ Км. Время (час) Характер препятствийПогода Примеч.
       передви ходовое
       ж. чистое
      1-2 27.6- Москва - С.Петербург поезд 650 поезд Љ30
       -28.6 отпр.
       1.52
       С.П.- поезд 300 прб.10.3
       ст.Райконнкоски 0
       поезд Љ249
       отпр.
       13.25
       приб.0.3
       0
      2. 28.6. ст. - поселок пешком 2 1.00 - 0,5 мелк.дож
       сборка судов 2.00 дь
       до оз.Уксиярви сплав 8 9.30 - 1,5 мост, завал от Стоянка - ПБ 2
       16.00 ЛБ, перекаты, с утра км от
       17.00- затем по оз. ясн. - ст.
       19.00 среди островов солн.
       +22
      3. 29.6 до озера на ЛБ сплав 19 10.30- 2 ширина реки 20-30 м,ясн.- Ст.-ЛБ
       (поворот долины на 13.00 2 отдельные прк солн. на
       юг) 15.00- проводка +22-24 перешейк
       17.30 завала у разр. е с
       моста озером
      
      4. 30.6 до разрушенного мостасплав 25 11.10- 2.40 шиверистый участок: шврясн.- Ст.-ЛБ у
       (завал) 14.00 3.20 до 100м, плесы солн. завала
       16.00- до 2 км. +22-24
       20.00
      
      5. 1.7 до прп. Љ16 сплав 22 10.45- 2.00 Прп Љ9, прп 10-ясн.- Ст.-ЛБ
       (прг.Каурокоски) 13.00 2.45 13 (швр)- прп. солн. на прп
       16.15- Љ14 (прг. под +22-24 Љ16
       19.15 мостом), прп
       15 (длиная
       швр).
      
      
      6. 2.7 до прп Љ21 /3 падун/ сплав 18 11.30- 2 Прп 16 ясн.- Ст.-ПБ
       13.30 2 (прг.Каурокоск солн. над прп
       15.00- и), прп. +22 21
       18.00 17(швр), Прп ( 3
       19-21, (1-2 падун)
       падуны) -
       обнос
      
      7. 3.7 тренировки ниже прп Љ 21 до 10.30- ясн.- Ст.-ЛБ
       прп Љ22 (4 падун) сплав сплав3 14.00 0,5 прп 22 (4 падун)солн. р.Лоймал
       до п.Ууксу (плотина) 7 14.00- 1 - обнос, прп- +22 а у
       14.30 23(швр Лихая - моста
       17.30- 2 км)
       18.30 прп 24, 25
       (слабые швр)
      
      8. 4.7 до моста через машина, 60 00.00- пасмурно Ст.-ПБ
       р.Лоймала автобус 2.30 , дождь
       сплав 28 2,5 Прп 1(прг +20,
       за 3 км до устья 12.10- 3,5 Деревянный- с обеда
       ИсаКиви-йоки 15.00 несл швр), ясн.солн
       17.00- прп2(быки .
       21.00 моста), прп 3 + 20
       (уч.швр до 500
       м)
      9. 5.7 до 1 ГЭС сплав 12.10- 2.00 Прп 5(прг ясно-солн.Ст.-
       обносГЭ 23 15.30 1.5 Кайтилакоски) +20, ПБ(100 м
       до 2 ГЭС С 16.00- 0,5 обнос 1 ГЭС - сильный выше ж/д
       сплав 17.30 0.5 ЛБ (300 м) ветер моста
       до п.Салми обносГЭ 17.30- 1 обнос 2 ГЭС- п.Салми)
       С 18.00 ПБ(300 м),
       сплав 18.00- прп8(пр
       18.30 Колхозный-
       18.30- мощная швр 700
       19.30 м)
      10. 6.7 до ст.Салми пешком поезд2 6.30- по дороге в 2 ясно-солн.Ст.-в
       до ст.Маткаселька поезд 112 8.00 ходки +23 лесу в р-
       до ст. Сортавала т/х 35 8.15- не
       до о.Валаам пешком 40 12.00 поселка
       до Никольскоо скита 4 13.00- Никольск
       15.00 ий
       17.00- скит
       19.15
       20.00-
       21.00
      11. 7.7 до Воскресенского пешком 6(6 10.00- 3 по хорошей ясно-солн.Воскресе
       скита и обратно ) 13.00 дороге +23 н-нский
       Валаам - о.Путсари т/х скит
       по острову пешком 25 14.00- 0.5 по тропе г.Елеон
       Путсари-Сортавала т/х 2 15.30
       35 16.00- Ночевка в
       17.00 здании
       17.00- вокзала
       19.00
      12. 8.7 Сортавала - С.Петербург С.П.поезд 205 5.22- ясно-солн.Дот Милли-
       - ст.Гаврилово поезд пешком90 11.30 +27 онный
       до оз. Сиясари 12 16.17- 2,5 По хорошей Ст. на
       18.30 грейдерной бер.оз.
       19.00- дороге Сиясари
       23.00
      Дни Дата Участки маршрута Способ Км. Время (час) Характер препятствийПогода Примеч.
       передви ходовое
       ж. чистое
      13. 9.7 полудневка осмотр линии ясно-солн.
       Маннергейма +27
       до р.Перовка пешком 8 19.30- 1,5 по лесной дороге Ст.-ЛБ
       21.30 р.Перовк
       а
      14. 10.7 до ст.Лейпясуе пешком 2 9.00- 0,5 по заболоченной ясно-солн.
       9.30 тропе +25
       до г.Выборга поезд 45 Ночевка в школе-
       10.00- интернат
       осмотр города Выборга 11.00 е
       г.Выборг
      
      15- 11- Выборг - С.П. поезд 110 15.20- ясно-солн.
      16. 12.7 С.П. - Москва поезд 650 18.00 +25 поезд Љ 29
       отпр.
       20.20
       приб.
       4.56
      
       4.2. Сплав по р.Ууксун.
      
       Начало сплава ст. Райконкоски.
       От ж/д ст. идти вперед по ходу поезда по дороге до первых
      домов поселка по правой стороне. За ними направо к пешеходному
      мосту через р.Ууксун. За мостом на ЛБ - поляна. Здесь можно
      собирать суда (для ночевки место плохое - прямо в пос.). Идя по
      пос. по ПБ можно выйти к лесистому холму слева от дороги, за
      ним небольшой лесок. Здесь возможна стоянка с ночевкой.
      Основной пос. - по ЛБ. Река делает ПП, на повороте поляна.
      Ниже этого места в 50 м - автомост через реку. Расстояние от
      ж/д ст. 2 км. Сюда же можно выйти более коротким путем (1, 2
      км): от станции назад до переезда, затем по дороге мимо гаражей
      к мосту.
       Прп Љ 1 - крутопадающая, мелководная швр. Длина 300 м.
      Начинается от ж/д моста, продолжается под пешеходным. На ЛП
      прижим к деревьям ПБ. Прп. не проходили, т.к. собирали суда
      ниже его. Сборка судов 50 м. выше автомоста (Ф1). Через 300 м.
      от моста на ПП завал с ЛБ. Проход у ПБ. Ширина реки 10-15 м.
      Сильно петляет. Ниже моста береа высокие, лесистые. Через 300
      м. от завала на ПП - перекат (прп Љ2): небольшой островок.
      Проход правой протокой. Через 200 м. - прп. Љ 3 - завал от ЛБ.
      Ширина чистого прохода у ПБ 1,5 м. Проводка у ПБ. Ниже
      расширение: начинается оз. Солменярви (длина 5 км). Много
      островов. Идти ближе к ЛБ. В конце, озеро пересекает линия
      электропередач. В сужении автомост (здесь на ЛБ бывш.
      п.Майсула). За мостом оз.Уксиярви. В 1 км ниже моста на
      песчаном мысу справа хорошее место для стоянки, чуть ниже слева
      за песчаным мысом тоже. Отсюда 4 км до истока р.Ууксун. Ширина
      реки 20-30 м. (Ф2). Скорость течения 0,2 м/сек. Берега
      лесистые, невысокие. Два простых переката. Озерное расширение.
      Шли мимо вдоль ЛБ. Река сильно петляет, в русле отдельные
      упавшие деревья (проходятся у одного из берегов), топляки.
      Через 2 часа движения прп Љ 4 у старого разрушенного моста
      (Ф3). Длина 50 м. Проводили с перетаскиванием через деревья у
      ПБ. Через 2 км - остров - проход правой протокой. Через 4 км
      устье левого притока. Стоянка на ЛБ при повороте долины на юг
      (по ЛБ озеро). Через 1,5-2 км начинается шиверистый участок
      (Прп. Љ 5) (Ф4) это 5-6 мелководных швр протяженностью 70-150
      м, разделенных плесами до 1,5 км. Некторые швр в протоках.
      Длина участка 5 км. Заканчивается участок шиверой в левой
      протоке. Правая протока перегорожена стенкой из камней. В конце
      швры, за ЛП, на высоком ЛБ хорошее место стоянки. Через 3 км
      небольшой однокилометровый участок мелководных швр прп. Љ 6
      (прк длиной 50-100 м и плесы 200-300 -м (Ф5). Ниже прп нет,
      кое-где поваленные деревья в русле. В одном месте перетаскивали
      суда через ствол поваленного дерева у ПБ. За 2 км до
      разрушенного моста на ЛБ развалины избы. Прп Љ7 - остатки
      моста. Перед ним завал 50 м. Обнесли по ЛБ 60 м. Здесь же
      хорошее место для стоянки.
       Через 1,5 км от завала - четыре простые швр (прп Љ8) -
      длиной до 70 м. Проход по основной струе. Через 300 м. за
      крутым ПП:
       прп Љ9 - прг "Безрадостный". Осмотр по ПБ. У ЛБ островок.
      Порог - в правой протоке. Расположен на прямом участке, длиной
      200 м. Входная швр - 50 м. Ниже слив с плиты и через 30 м слив
      в воротах шириной 4 м между надводными камнями. На выходе
      мелко. Улово у ПБ. Прошли тандемами по основной струе
      (фактически это прп- шивера средней сложости (Ф7)).
       Ниже 4 мелководные швр (прп ЉЉ10-13) длиной до 100 м
      каждая, разделенные спокойными участками по 300-500 м.
      Последняя (прп Љ13) швр - в левой протоке (Длина 50 м). В конце
      ее чалка в улове у ЛБ или за ПП на ПБ у опор моста. Под мостом
      и ниже прп Љ14-прг. Длина 150 м (Ф8-11).На входе слив под
      мостом в сужении до 15 м, "бочка", ниже, на небольшом ПП прижим
      к камням ЛБ. Затем крутопадающий прямой участок, на выходе в
      центре и слева крупнокаменистая отмель. Основная струя справа.
      Осмотр с моста и ЛБ. Проходили тандемом двух катамаранов, затем
      по одному судну с нижней страховкой катамараном из улова за
      отмелью; на входе через слив, далее уходить вправо от прижима,
      на выходе правее центра.
       Через 300 м от моста прп Љ 15 - длинная (500 м) швр.
      Проходили по основной струе. Через 1 км справа крутопадающий
      приток, еще через 3-4 км слева навстречу Ууксуну впадает
      р.Пенсаниоки. Ууксун здесь поворачивает направо. Ниже прп нет -
      до моста. Мост полуразрушен. Под мостом два низких бревна (в
      большую воду обнос по ЛБ 60 м. Сразу за мостом прп Љ 16 -прг.
      "Каурокоски" (Ф 12). Осмотр по ЛБ Здесь же хорошее место для
      стоянки. Длина прг.- 250 м. От моста: отдельные камни в центре
      русла и слева, через 50 м русло реки по всей ширине
      перегораживает гранитная плита. Через нее 3 слива разной
      мощности, "бочки". Ниже центральная и левая часть русла забита
      камнями на длине 200 м. Проходили прг. правее центра по
      основному сливу тандемом из двух катамаранов, затем остальные
      суда с нижней страховкой.
       До прп. Љ17 два часа сплава. В середине пути несложный
      перекат.
       Прп Љ17-шивера средней сложности длиной до 500 м.
      Ориентир: за крутым ПП по ЛБ песчаный обрыв 15 м. Шивера
      состоит из 2-х частей. Первая часть (длиной 200 м, затем
      быстроток 100 м. Вторая часть, более крутопадающая, начанается
      на ЛП, затем прямой участок. (Ф13-14). На выходе по ЛБ ряжевая
      стенка и небольшой островок. Правая протока мелкая. Проходили
      левой протокой по основной струе.
       Через 1,5 км - прп Љ18-швр.-длина 150 м. Проходили сходу.
      по основной струе. Через 40 мин. сплава сужение. За ПП чалка к
      ПБ. Справа хорошее место для лагеря.
       Прп Љ19 - Падун-1. (Ф 15-16) Длина 40 м. (Сх.1). Русло на
      всю ширину (15 м) перегорожено гранитной плитой. Крутой слив у
      ЛБ и в центре; справа более пологий. Перепад 2,5 м. За сливом
      пенный котел. Берега скалистые. В большую воду часть ПБ
      превращается в остров. Прохождение ближе к ПБ. В нашу воду,
      здесь на гребне слива мелко. Прг.4-5 к.с. Обнесли по гранитным
      плитам ПБ 20 м.
       Ниже плес 100 м и прп Љ20-Падун 2 (Ф17). Длина 40 м.
      Расположен в скальном сужении до 15 м. Здесь остатки плотины. В
      центре потока надводный камень. В правом сливе, за подводной
      плитой, пенный котел. В левом сливе, ближе к ЛБ, торчат прутья,
      но этот слив более пологий. На входе в падун еще один слив по
      центру. Слева и справа "бочки". Перепад 2 м. Ширина русла между
      камнем и ПБ - 5-6 м. Порог 4-5 к.с. В большую воду проход левым
      сливом. Обнесли по плитам ПБ-20 м. (Сх2)
       Через 2 км. после ПП в правой части русла остров. Чалка к
      ПБ перед островом. За островом начинается прп. Љ 21-Падун-3 (Ф
      18). Длина 50 м. (Сх.3) Осмотр с правого скалистого берега.
      Можно зачалиться к ПБ сразу за островом. Здесь хорошее место
      для ночевки. На прямом участке два слива образованных надводным
      камнем в центре потока. Перепад 1,9 м. Левый слив более
      пологий. В сливе обливники, "бочка" за сливом проносная. У ЛБ
      улово. Правый слив круче, более узок, засорен обливниками. Прг
      3 к.с. Прохождение возможно левым сливом. Ниже прг. плес. 300
      м. За прг. возможны тренировки (Ф 19). Обнос прп. по дороге ПБ
      200 м. От Падуна 1 до пос. Уукса по ПБ идет дорога. Прошли
      левым сливом одним катамараном.
       Через 3 км прп Љ 22-Падун 4. Длина 250 м (Сх. 4). Осмотр
      по ПБ. Входная мелководная швр - 100 м. Затем первая гряда
      обливных камней через русло. Более чистый слив у ПБ. Через 50
      м. вторая косая гряда обливников. Более чисты сливы у ЛБ. За
      грядой (через 20 м) начинается скальный коридор. Увеличение
      уклона. Перепад 1,5 м. Мощный слив вдоль ПБ, за сливом котел.
      От стенки ПБ косой вал. В центре русла большой обливник.
      Слева, сливы среди мелких, надводных камней. Через 20 м.
      несильный прижим к скале ПБ. Валы, небольшие "бочки" через
      русло на выходе. У ЛБ улово. Хорошее место стоянки на высоком
      ПБ. У прг. на ПБ - искусственные сооружения (лоток, колодец,
      остатки каменной кладки). Возможно прохождение на разгруженных
      катамаранах: вход у ЛБ (1, 2 гряды), затем через центр в
      основной слив у ПБ. После "котла" уходить в центр от прижима к
      ПБ. Ниже чалка к ПБ. Пр. 4 к.с. Обнесли по дороге ПБ 300 м.
       Сразу за падуном начинается прп Љ23-шивера "Лихая" длиной
      1,5-2 км. Первые 400 м мелко, затем за ПП, прп становится
      мощнее, возрастает уклон, большее количество обливников и
      надводных камней в русле. Последние 100 м опять мелко.
      Проходили по основной струе тандемами.
       После плеса и небольшого переката прп Љ24-прг.
      "Разгонный". - Это фактически шивера средней сложности. Длина
      200 м. Ближе к ЛБ остров. Левая протока - мелко. В правой
      протоке на ЛП- шивера. Проходили без просмотра тандемами по
      основной струе.
       Через 700 м-прп Љ25-прг "Последний" - слабая швр. длиной
      300 м. Ниже чувствуется подпор плотины. Чалка на ПБ в 100 м
      выше плотины у первых домов п.Ууксу. Место не очень хорошее,
      рядом дома, шоссе. Отсюда не разбирая судов переехали на
      р.Лоймала. Ниже плотины прп. Љ 26- Падун 5 - крутопадающий
      участок с обилием надводных камней (в нашу воду непроходим).
      
      
      
       4.3. Сплав по рр. Лоймала, Тулема.
      
       Начало сплава: от места через р.Лоймала на дороге
      Питкяранта- Петрозаводск (Ф20). Стоянка на ЛБ у моста. Перед
      мостом озерное расширение, под мостом прк. длиной 20 м. Ширина
      реки до 40 м. Через 20 мин сплава устье реки. Через 1 км- прп
      Љ1-"прг". "Деревянный" - (несложная швр. длиной 150 м.)
      Несколько больших надводных камней. Далее плесы, быстротоки.
      Через 2 часа сплава за ПП (после длинного прямого участка) прп
      Љ2. В русле остатки места (разрушенные быки). Их два. Ниже прж.
      к надводным камням у ЛБ. Проходили у ЛБ, затем по центру. Длина
      прп Љ2-30 м. (Ф21). Через 100 м. быстротока перекат, здесь по
      ЛБ остатки ряжевой стенки. Отсюда начинается шиверистый участок
      - (Прп Љ3.) Через 1 км-швр. Длина 100 м. Расположена на ПП с
      валами, обливников мало. Через 1- 1,5 км еще одна швр. с
      небольшими обливниками. Длина 70 м. Затем плес 1,5 км и более
      мощная и протяженная (до 300 м) швр. На входе крупные надводные
      камни, далее слалом среди обливников.
       На следующих двух км, выделяется еще одна швр. длиной 250
      Шивера в сужениях на поворотах. Проходили по основной струе.
      Следующий участок несложных швр. - за деревянным мостом (Прп
      Љ4) Эти швр (здесь их две) проще (Ф22- 24). Длина каждой до 100
      м. Характерных особенностей нет. Ниже прп нет, отдельные
      перекаты. Берега низкие, трудно найти место стоянки. Ширина
      реки до 50 м. Много топляков. Через 4 часа сплава справа
      приток, в устье мост. Расширение русла. Острова. ЛБ повышается.
      Через 2 мин. еще один приток справа. Затем впереди видны
      скальные выходы по ПБ. Прп Љ5-прг. Кайтилакоски. Длина 30 м. В
      центре русла скальный плоский остров. Левая протока
      непроходима. В правой, шириной 15 м, прг. Вдоль острова узкий
      слив, от ПБ до центр протоки гряда обливников через русло,
      "бочки" Улово за островом. Проход слева, осмотр с ПБ. Прошли
      тандемами по основной струе. Через 200 м, плотина 1ГЭС-прп Љ6
      Обнесли по ЛБ через дорогу, затем по плитам и проводка в
      мелководной протоке 300 м (Ф25)
       Через 2,5 км за ПП плотина 2ГЭС.-прп Љ7. Основное русло
      перед плотиной перегорожено перемычкой. Вода идет по обводному
      каналу вдоль ЛБ. В канале длиной 500 м препятстивия 4-5 к.с.
      Летом они трудо проходимы - мало воды. Обнесли прп Љ8- прг по
      ПБ 300 м.
       За плотиной 3 км плес. Ширина реки до 70 м. В конце два
      переката, затем ЛП. "и и и прп. Љ8 прг.Колхозный" - мощная швр.
      длиной до 700 м. Входная швр (200 м), затем две гряды
      обливников: первая от ПБ, вторая от ЛБ до центра. Между ними
      15- 20 м. Проходили центра, затем справа (Ф26-27). Улово у ПБ.
      Быстроток 50 м и за ПП остров. Основная протока левая. Далее на
      ЛП еще 200 м мелководной швр. Ниже по берегам начинаются дома
      п. Салми. Стоянка на ПБ в 50 м выше ж/д моста. Поляна рядом со
      складами. До ст. Салми 1,5 км. Через склад выйти на дорогу,
      налево через переезд к памятнику. Далее направо вдоль ж/д по
      дороге.
      
       4.4. Экскурсионно-познавательная часть маршрута.
      
       4.4.1 Посещение островов Валаам, Путсари.
      
       Т/х из г.Сортавала за 2 часа доставил нас на остров
      Валаам, причалив в Монастырской бухте. Осмотр острова включал
      в себя: посещение Спасо-Преображенского монастыря (1887-1896),
      Никольского скита (1853), экскурсию к Воскресенскому скиту на
      берегу Большой Никоновской бухты, посещение Гефсиманского
      скита, под'ем на гору Елеон.
       На обратном пути т/х сделал остановку на острове Путсари.
      Здесь посетили поклонный крест, монастырскую церковь.
       Общая протяженность пеших переходов по островам - 12 км.
      
       5.4.2 Пеший поход по линии Маннергейма. (Ф29-30)
       Ст. Гаврилово-дот "Миллионный" - оз.Сиясари - ст.Лейпясуе
      
       От ст.Гаврилово через переезд налево по хорошей грейдерной
      дороге (в сторону танкодрома) движение в течении 3 часов, через
      хвойный, а затем смешанный лес. Через 1 час движения сначала
      справа, затем слева от дороги в лесу видны старые макеты
      ракетных установок. Еще через 1 час дорога проходит через
      редколесье и постепенно поднимается на возвышенность. Здесь
      расположен бывший финский укрепрайон. Много дотов, дзотов,
      противотанковые рвы, траншеи, отсечные позиции. На
      возвышенности триангуляционный знак. Не доходя 500-700 м до
      знака направо отходит проселочная дорога. По ней выйти на
      дорогу параллельную основному грейдеру. По ней пройти налево 300-
      400 м и свернуть направо.
       Эта дорога через 300 м делает плавный левый поворот и
      выходит в го-....... Дорога через 200 м начинает подниматься на
      высокий правый берег реки. Здесь расположена система укреплений
      дота "Миллионный". Если пройти по основной дороге еще 200 м, то
      за языком высокого леса справа видна линия надолбов, уходящая
      через лес направо. Вдоль нее тоже можно выйти к доту
      "Миллионный". От дота тропа спускается к реке, пересекает ее и
      выводит через 500 м к оз.Сиясари. Здесь хорошее место для
      ночевки.
       Назад движение той же дорогой до грейдера, по грейдеру до
      макетов установок (1,5 ч) и поворот на грунтовую дорогу
      направо. По дороге 1 час движения до р.Перовка. За 400 м до
      реки дорога пересекает ручей и поворачивает вправо. Здесь идти
      прямо по тропе. Тропа выводит к реке. Ширина реки 5 м, глубина
      до 1 м. Переход по бревнам выше по течению места выхода тропы -
      50 м. От реки через 600 м тропа выходит в редколесье. Здесь
      болото. Последние 300 м. Тропа идет по болоту к ст.Лейпясуо.
      
       5.4.3 Посещение г.Выборг. (Ф31-33)
       Ст. Лейпясуо-Выборг-э/поезд-45 мин. Посещение Выборга
      включало: осмотр старого города, Замкового острова, крепости,
      музея, парка Монрепо.
      
      
       6. Выводы, рекомендации.
      
       1. Поход по данному маршруту можно оценить 2 к.с. с
      элементами 3 к.с. при условии начала похода не ранее 15 июня и
      обноса прп Љ
       19-20, 22 р.Ууксун и прп. обводного канала 2ГЭС на
      р.Тулема. Сплав по р.Ууксун можно разделить на 2 части:
       1 - большая часть сплава характеризуется прп 2 к.с. с эл.
      3 к.с. Это шиверы длиной 100-200 м разделенные большими
      плесовыми участками. Выделяются прп Љ14, 15, 17, 23-швр.
      "Лихая".
       2 - участок падунов - прп Љ19-22, разделенные плесами от
      100 м до - 3 км. Наиболее опасны 1,2 падун (прп р.Љ19, 20),
      наиболее технически сложнее - 4 падун (прп 22). На струе ниже 3
      падуна (прп Љ21) возможна организация тренировок. Здесь
      красивое место для стоянки.
       Участок падунов - прп. 4-5 к.с. В нашу воду прп Љ19 -
      трудно проходим - мало воды на гребне слива. Прп. ЉЉ20-22 -
      проходимы экипажами с соответствующим опытом. Р.Ууксун пройдена
      за 5,5 дня.
       Прп. рр. Леймала, Тулема: можно выделить шиверистый
      участок ниже разрушенного моста (прп.р.3) и прп.Љ8-прг.
      "Колхозный". Это прп. 3 к.с. Недостаток сплава по р. Тулема -
      необходимость обноса прп.6, 7 - плотин ГЭС. Обос прп. обводного
      канала 2ГЭС обязателен - это прп. 4-5 к.с.
       Р.Лоймала, Тулема пройдены за 2 дня.
       2. При прохождении данного маршрута в июле, августе (при
      наличии ягод, грибов) целесообразнее закладывать на прохождение
      10-12 дней.
       3. Возможны изменения и дополнения маршрута: сплав по
      р.Ууксунн до устья и далее вдоль берега Ладожского оз. до
      г.Питкяранта или начало сплава по р.Лоймала от ст.Лоймаа.
       4. Под'езд выезд с маршрута удобны, населенные пункты на
      маршруте только в начале и в конце сплава по каждой из рек.
      Здесь возможна закупка продуктов.
       5. Выбор мест стоянок на маршруте прост. Хорошие места:
      оз.Уксиярви 2 км ниже места (ПБ, ЛБ), прп 16 (ЛБ), прп 19 (ПБ)
      прп 21, 22 (ПБ).
       6. Направление рек - юго-западное: во второй половине дня
      прохождение прп. затруднено из-за солнца. Погода
      благоприятствовала прохождению маршрута (солнечно,
      безветренно).
       7. Маршрут логичен, позволяет познакомиться с новым
      районом, автономен, прп. разнообразны и интересны. Сочетание
      водной части с посещением острова Валаам и пешим - 2хдневным
      походом и осмотром г.Выборг делают его еще более увлекательным.
      
      
      
       7. Приложение
      
       7.1. Картографический материал.
       В отчете представлена общая карта района похода - М1:500000 и
      пять карт рек Ууксун, Лоймала, Туасла - М1:100000,
       4 схемы наиболее сложных порогов р.Ууксун.
       Условные обозначения на схемах:
       - плита
      
       - слив
      
       - "бочка"
      
       - котел
      
       - надводный камень (зуб)
      
       - подводный камень (зуб)
      
       - валы
      
       - косые валы
      
       - прижим
      
       - улово
      
       - направление течения
      
       - направление фотос'емки
      
       - место чалки
      
       - место лагеря
      
       - линия движения
      
       - страхующее судно
      
      
      
      
      
      
      
      
       7.2.1 Средства сплава.
      
       Один четырехместный катамарана грузопод'емностью 2 т. с
      металлической рамой.
       Один четырехместный катамаран грузопод'емностью 1,5 т. со
      встроенной металлической рамой.
       Разборный пластиковый каяк.
       Каркасно-надувной каяк.
       Экипажи катамаранов: 5 человек - 4 члена д/клуба -
      школьники, один руководитуль с опытом походов - 4 к.с.
       На каяках сплавлялись наиболее технически подготовленные
      участники клуба.
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 14/03/2003. 50k. Статистика.
  • Водный:Карелия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка