lib.ru: другие произведения.

Усьва

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 14/03/2003. 7k. Статистика.
  • Техотчет. Водный:Алтай , Байдарка
  • Дата похода 01/01/2000
  • Маршрут: р.Усьва
  •  Ваша оценка:
    
    
            Усьва
    
    ---------------------------------------------------------------
     From: Александр Мягков (myagkov@vkab.kazan.ru) ђ mailto:myagkov@vkab.kazan.ru
     Date: 1 Jun 1998
    ---------------------------------------------------------------
    
           р.Усьва, 13.05.98 -- 24.05.98, 6 человек, 3 байдарки "Таймень"
    
            Введение
    
    Усьва  была  последней  нехоженной нами рекой из целого "куста"
    левых  притоков  Чусовой  --  Вильва,  Вижай,  Койва.   Поэтому
    казались привычными район, заброска, климат. Но с самого начала
    все стало выбиваться с накатанной  колеи.  Зима  1998  выдалась
    снежной, а весна -- поздней. Информацию о вскрытии рек получали
    только отрицательную, поэтому дважды переносили  сроки  отъезда
    --  с  3  мая  на 9, с 9 на 13. Уже прибыв на реку, узнали, что
    Усьва вскрылась 9 мая. Камень в огород Пермских и  Н.Тагильских
    туристов    --   никакой   информации   в   интернете.   Другой
    неожиданностью стала полная разруха в тех краях и как следствие
    --   заброска  с  помощью  узкоколейки  от  ст.Вижай  накрылась
    (дорога, по слухам, просто разобрана), а подъезд от Теплой горы
    до пос.Средняя Усьва на машине обошелся в 500 тыр.
    
            13.05.98
    
    Отъезд на паровозе Казань-Соликамск в 22-30. Тариф до г.Чусовой
    -- 112 тыр.
    
            14.05.98
    
    Вечером  (около  18-00)  прибыли  в  Чусовой.  Ждем электричку.
    Встретили туристов  забрасывающихся  на  Вижай.  Информация  --
    Койва вскрылась и давно, про Усьву, Вильву и Вижай не знают.
    
            15.05.98
    
    В  3-12 отправление. В электричке мороз. Около 6-00 прибытие на
    ст.Теплая гора. Пошли на  поиски  машины.  Заодно  позвонили  в
    Ср.Усьву  --  река  вскрылась.  Не очень "техничные" переговоры
    привели к договоренности с водилой УАЗ-а "буханки" за 500  тыр.
    В  качестве  утешения  на  след. день прибыла группа из 12 чел.
    отдавшая еще больше.
    
    В  17-00  отправились. Через 3 часа не самой плохой дороги были
    на мосту.  Разбили бивак справа до моста. Вода  показалась  нам
    сравнительно низкой.
    
            16.05.98
    
    Начались  сборы.  Где-то к обеду пошел снег. Здравствуй, ж... ,
    Новый год! Тем не менее тронулись. Река  узкая,  но  достаточно
    стремительная.  Сильно  напоминает  р.Юшут в Марий Эл, почти на
    каждом повороте расчески, встретили один  завал  -  обнесли.  К
    сожаленью,  легкая потеря нюха и отсутствие схоженности привели
    к оверкилю на 15-й минуте  похода  --  на  правом  повороте  от
    левого берега почти до правого лежала береза. В которую один из
    наших трех экипажей и въехал. Благо без последствий --  глубина
    "по колено" и близкий в метре берег. Встали на ночевку. Вечером
    повалил снег, перешедший в метель. За ночь навалило сантиметров
    8-10, река по берегам до 1-1.5 м замерзла.
    
            17.05.98
    
    Река  постепенно стает шире и менее извилистой. Если продолжить
    сравнения -- вылитая р.Илеть из той же  Марий  Эл.  Около  часа
    прошли до трубопровода.  Антропогенное препятствие с небольшими
    валами и обилием арматуры по берегам было тщательно разведано и
    также  пройдено.  Некоторое  время  спустя  прошли новый мост у
    Нижней Усьвы (видны следы старого разрушенного). Справа впадает
    крупный приток. Всего около 3 часов хода. Пасмурно, холодно.
    
            18.05.98
    
    Через  1.5 часа хода по спокойной воде подошли к Сухим порогам.
    Перед порогами местами с воды хорошо  видны  Басеги.  Незадолго
    перед  порогами  стоит мост с небольшими разрушениями некоторых
    пролетов,  прохождение  по  центру.   Попытки  идентифицировать
    ступени  по  описаниям  в  отчетах ни к чему не привели. Вводим
    свою  классификацию.  Первая  ступень  неявно  выражена,  очень
    простая,  хорошо  заметна  с  воды,  просмотр с правого берега.
    Спокойно проходится почти по центру, ближе к правому берегу.
    
    Вторая  ступень  выглядит  помощнее,  так  же просматривается с
    правого берега, проходится также однозначно по основной  струе.
    Перед входом в порог на правом берегу висит знак. Обе ступени с
    минимальными  лавировками  между  камней.   После   2   ступени
    начинается длинный перекат с камнями в русле (не менее получаса
    хода). По нашей воде камни мало заметны с воды. Такое коварство
    привело ко второму оверкилю -- наезд влоб на здоровый обливник.
    Некоторое время байда зависла на  нем,  затем  ее  завалило  на
    правый  бок.   Выглядело все гораздо стремней -- почти середина
    реки, достаточная скорость и мощь потока. Но снова все обошлось
    без  малейших потерь. Экипаж сам добрался до берега с байдаркой
    и веслами под мышкой. После обеда прошли не больше  15  мин.  и
    встали   на   ночевку  на  плановой  стоянке  на  левом  берегу
    (обозначена  табличкой).  Причины  малого  ходового  времени  -
    портящаяся   на   глазах  погода,  полное  отсутствие  стоянок,
    нежелание  в  этот  же  день  идти  третью  ступень.  Погода  -
    переменная облачность, к вечеру - дождь.
    
            19.05.98
    
    Сразу  после выхода, на правом повороте начинается 3-я ступень,
    на наш взгляд самая мощная. Просмотр с левого берега. Проход по
    основной  струе  с аккуратным прохождением многочисленных косых
    валов и  лавировкой  между  камней.  Заканчивается  участком  с
    многочисленными   небольшими   валами.  Минут  через  20  слева
    открывается  просека  ведущая  на  Северный  Басег.  При  нашем
    состоянии  снежного покрова подъем был невозможен. Еще час ходу
    и встали на левом берегу. Вообще со стоянками была беда.  Снег,
    завалы  нанесенного льда, все это сочится водой, местами крутой
    берег или бурелом. Погода - с утра дождь, затем туман на  реке,
    с обеда и до конца похода - ясно, тепло.
    
            20.05.98
    
    Самый  скучный день. 4,5 часа хода по спокойной, хотя и быстрой
    (5-6 км/час) воде. Проехали Безгодово (магазин, почта) и  сразу
    за ним встали на ночевку.
    
            21.05.98
    
    Река "повеселела" -- то и дело попадались перекаты с небольшими
    валами, скорость  ощущалась  невооруженным  взглядом  --  может
    быть,  началось  активное  таяние. Вода заметно поднималась (за
    ночь см на 25). Прошли 4 часа до Громового. Встали минут  через
    30 хода от Громового на отличной стоянке на правом берегу.
    
            22.05.98
    
    До  Шумихинского  порога  1  час  хода.  После  поворота налево
    (ориентир -- скальная стенка с правого  берега)  начинается  не
    очень   длинная   шивера  с  заметным  падением  воды.  Никаких
    сложностей. Еще полчаса шли до Усьвинского  порога.  Это  самое
    впечатляющее   препятствие   похода.  Хорошо  заметен  с  воды,
    просмотр с правого берега. Весьма  длинный  участок  с  мощными
    разнообразными  валами.  Центровой  участок  --  "ворота" между
    бочкой справа и косой плитой слева. За ними стая мощных  валов,
    от  которых  желательно  уходить правее от основной струи. Плюс
    дополнительная уход от камней.  Почти  сразу  после  порога  --
    станция Усьва.
    
    Встали  сразу за ж.д. мостом справа на пригорке. Договорились о
    баньке и весь вечер оттягивались.
    
            23.05.98
    
    Узнали  что  Соликамский  паравоз  отменен  и  начались  долгие
    мотания по электричкам и поездам. 11-52 электричка до Чусового.
    Прибыли 13-40. 16-00 электричка до Н.Тагила. Прибытие 21-40.
    
            24.05.98
    
    В  0-40 поезд до Свердловска. Прибытие 3-30 . Битва за билеты и
    здравый рассудок в связи с переходом  на  летнее  расписание  и
    массовым  опозданием  поездов из-за забастовок шахтеров. В 6-45
    отправление на  поезде  Новокузнецк-Москва.  Прибыли  в  Казань
    21-40.
    
            Послесловие
    
    Река  однозначно понравилась всем участникам похода. Неизвестно
    что бывает при другой  погоде  и  другой  воде,  думается,  что
    пороги  могли  бы  выглядеть еще внушительнее. На катах на ней,
    вероятно, скучновато, на байдарках -- самое то.  Очень  большая
    скорость  течения даже на плесах - не меньше 6 км\ч в среднем и
    нижнем течении. Обязательное требование -- фартуки, юбки. Групп
    мало  (видимо  из-за  заброски),  населенки  тоже  почти нет --
    помощи, если что, ждать неоткуда. Погода была всякая (вплоть до
    метели  16  мая),  хотелось  бы  отметить  очень светлые ночи и
    резкое похолодание  после  захода  солнца.   Ночевки  холодные,
    почти всегда на лапнике.
    
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 14/03/2003. 7k. Статистика.
  • Водный:Алтай
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка