lib.ru: другие произведения.

Жомболок - Ока

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 25/04/2009.
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 06/04/2003. 54k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Саян восточный , 5 к/с , К4
  • Дата похода 01/01/2000
  • Маршрут: р.Жомболок - р.Ока
  • Оценка: 7.30*5  Ваша оценка:
    
    
            Жомболок - Ока
    
         (Восточные Саяны) август-2000
    
    
         ОТЧЕТ
         о водном туристском путешествии пятой категории сложности
    
         СРЕДНЯЯ ВОДА
    
         Автор: Антон Каменецкий (tovirt@mail.ru) 
    
    
         ВИД ТУРИЗМА: водный, сплав по р. Жомболок, Ока.
         КАТЕГОРИЯ СЛОЖНОСТИ: пятая, средняя вода.
         РАЙОН ПУТЕШЕСТВИЯ: Восточные Саяны.
         НИТКА МАРШРУТА: Москва -- Слюдянка -- пос. Орлик -- мин. ист. Хойто-Гол
    -
         долина вулканов -- хутор Хутэл - пер. Дэбэ-Хутэл-Дабан --
         озеро Олон-Нур - сплав по р. Жомболок до устья --
         сплав по р. Ока до пос. Верхнеокинский -- ст. Зима - Москва.
         ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: с 29 июля по 18 августа 2000 года включительно.
         СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ: сплав на катамаранах-4, пешком.
         ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: 21 день.
         КИЛОМЕТРЫ И ЧАСЫ : пешая часть 82 км., 24 часа.
         сплав по р. Жомболок 60 км., 18 часов.
         сплав по р. Ока 250 км., 21 час.
         ПОДЪЕЗДЫ И ОТЪЕЗДЫ: железная дорога Москва -- Слюдянка, Зима -- Москва;
         автомобиль   ст.   Слюдянка   --   пос.  Орлик  -   хутор  Хутэл,  пос.
    Верхнеокинский -- ст. Зима.
         ПОЛНЫЕ  ЗАТРАТЫ НА 1 ЧЕЛ.: 2700 рублей (99$): билеты на  поезд  - 1000,
    продукты и питание в
         поезде - 700, авто и прочее - 1000.
    
    
         МОСКВА - 2000
    
         Содержание
    
         Список группы 2
         Характеристика района путешествия 2
         График движения по маршруту 3
         Дневник и лоция 3
         Пешая часть: Хойто-Гол и долина вулканов 3
         Сплав по реке Жомболок 7
         Сплав по реке Ока 12
         Выводы и рекомендации 14
         Литература 14
    
    
    
    
         Список группы
         
         No
         Фамилия, имя
         Обязанности в группе
         Опыт (катамараны)
         Контакт
    
         1.
         Шульман Антон
         Адмирал, капитан-1, завпит, казначей
         Шавла-Аргут-Катунь 5р., Кекемерен-Чаткал 5р., Китой-Онот 5р.
         (095) 9041197
    
         2.
         Андреев Алексей
         Матрос-1
         Шавла-Аргут-Катунь 5у., Кекемерен-Чаткал 5у., Китой-Онот 5у.
    
    
         3.
         Шамшурина Анна
         Матрос-1
         ----
    
    
         4.
         Каменецкий Антон
         Матрос-1, борт-журналист
         Кекемерен-Чаткал 5у., Китой-Онот 5у.
         (095)1386357
         tovirt@mail.ru
         nhpfond7@cityline.ru
    
         5.
         Супонев Петр
         Оператор видео.
         Вама-Водла 3у.
    
    
         6.
         Плужников Игорь
         Капитан-2
         Уба 3р.
    
    
         7.
         Плетников Михаил
         Матрос-2, врач
         Темник 4у.
    
    
         8.
         Захаров Алексей
         Матрос-2
         Ока-Ия 3у.
    
    
         9.
         Алифанов Никита
         Матрос-2
         ----
    
    
            Характеристика района путешествия
    
         Восточные Саяны -- место очень известное и популярное  среди российских
    туристов. О  нем сказано  немало в  самых разнообразных  отчетах,  книгах  и
    популярных  журналах. Чтобы не повторяться, могу  сослаться  на  собственный
    отчет  по  р.  Китой  -- Онот, август 1998,  размещенный на  сервере Максима
    Мошкова.
         Остановлюсь   на   характеристике   реки  Жомболок,   самой,   пожалуй,
    оригинальной в этом районе. Вся соль в том, что на всем протяжении (около 60
    км.  технической  части) река течет  по лавовым  полям,  покрытых в основном
    смешанным  лесом.  Часто  попадаются голые лавовые глыбы. Такой  рельеф, вне
    сомнения, совершенно уникален для этого района. Он же и  определяет характер
    порогов на реке -- короткие, мощные, с большим падением и крутыми локальными
    сливами.
         Река маловодна, расход воды от 15-20  у Олон-Нура до 25-35 кубометров в
    секунду в устье. Ширина реки  от 8  до 50 м., но она  часто делится на узкие
    протоки. Принимать во внимание средний уклон не имеет смысла,  поскольку все
    падение реки сосредоточено на локальных препятствиях. В участках быстротоков
    и  завалов уклон до 15 м/км.  Река сильно зарегулирована озерами и болотами,
    вода  чистая и прозрачная, но из-за избытка в ней  сероводорода на 2-3  день
    похода  лица сильно отекают. Вода холодная,  около 10  градусов.  Выше озера
    Олон-Нур  река очень  маловодна,  сильно завалена.  Все  группы,  пытавшиеся
    начать маршрут по Жомболоку выше Олон-Нура сочли это нецелесообразным.
         Долина реки заселена, но все поселения по левому берегу.
         Хочется  отметить и  тот факт,  что  маршрут  очень сильно выигрывает и
    приобретает  логическую  завершенность, если  дополнить  его  вначале  пешей
    частью через горячие сероводородные  источники Хойто-Гол и  долину вулканов,
    осмотрев источник всей  этой лавовой прелести. Если вы не были там,  то быть
    рядом и не увидеть жемчужины края просто глупо.
         Сплав  по  Оке также  очень  приятен,  поскольку  контраст с Жомболоком
    весьма  разителен.  Поход,  таким  образом,  получается  "три  в  одном"  по
    впечатлениям.
         Электронная   карта   (пятикилометровка)   Жомболока   и   окрестностей
    прилагается.
    
         Карта.JPG [680Kb] ђ kartinki/karty/zhombol3.jpg
    
    
         График движения по маршруту
         
         День
         Участок маршрута или стоянка
         Метод
         Км.
         Ч.
         Погода*
         Темп.*
    
         1-4
         Москва -- Слюдянка.
         Ж/д
         5300
         95
         ---
         ---
    
         5
         Слюдянка-п.Орлик- хутор Хутэл
         УАЗ
         500
         16
         Переменно
         10, 20
    
         6
         Хутэл -- Хойто-Гол
         Пешком
         35
         8
         Ясно
         2, 25
    
         7
         Хойто-Гол -- влк. Перетолчина
         Пешком
         16
         6
         Ясно
         10, 25
    
         8
         влк. Перетолчина -- Хойто-Гол -- развилка на Жойгон
         развилка на Жойгон -- Хутэл
         Пешком
    
         "Урал"
         21
    
         30
         5
    
         3,5
         Дождь
         5, 15
    
         9
         Хутэл -- оз. Олон-Нур
    
         Пешком
         Лошади
         10
         5
         Ясно
         5, 25
    
         10
         Оз. Олон-Нур -- слева в 300 м. за No42
         По воде
         20
         4
         Ясно
         10, 30
    
         11
         Слева в 200 м. за No46
         По воде
         5
         5
         Ясно
         10, 30
    
         12
         Справа за первым непроходимым завалом
         По воде
         25
         8
         Ясно
         10, 30
    
         13
         Устье Жомболока -- Хужир -- Справа в 20 км. ниже Хужира
         По воде
         50
         5
         Ясно
         15, 30
    
         14
         Орхо-Бом - Справа в 10 км. ниже пор. Окинский
         По воде
         30
         3
         Ясно
         15, 30
    
         15
         Справа в 30 км. ниже устья Хойто-Оки
         По воде
         70
         7
         Дождь
         10, 12
    
         16
         пос. Верхнеокинский
         По воде
         110
         7
         Дождь
         10, 12
    
         17
         пос. Верхнеокинский -- ст. Зима
         "Урал"
         80
         2
         Дождь
         7, 11
    
         18-21
         ст. Зима -- Москва
         Ж/д
         5000
         88
         ---
         ---
    
    
         * - Погода дневная. Температура ночная и дневная.
         Дневник и лоция
         
         Пешая часть: Хойто-Гол и долина вулканов
    
            2 августа, ср.
    
         Поезд No318 --  единственный  удобный поезд из Москвы, прибывает  в
    Слюдянку около 6 утра по местному времени (московское +5 часов). Цена билета
    в сравнении с самолетом просто смешная, около 500 р. в одну сторону, притом,
    что самолет стоит около $150 (1$ = 27,5 р.).
         Погода встретила нас  холодным  моросящим дождем при  температуре около
    +10 градусов.
         С  машиной  до  Орлика и далее  мы  договорились из  Москвы  заранее  с
    Алексеем Жалсараевичем  Сыреновым  по  телефону  в  Орлике  (ищи  на сервере
    М.Мошкова!). Поскольку дозвониться  по коду  нельзя,  лучше всего заказывать
    разговор  из Москвы между  12  и  2 часами ночи. На  вокзале  нас  ждал  УАЗ
    "таблетка", но нам пришлось поделиться местом с другой группой, которым на 9
    человек  и  3  пластиковых каяка  выделили  всего  лишь ГАЗ  "козел". Позже,
    правда, они умудрились влезть туда целиком,  поставив своеобразный рекорд. В
    нашей "таблетке" ехало 11 человек с грузом, не считая водителя.
         Заброска туристов в  Орлик  давно  поставлена на  поток,  и  Сыренов  -
    типичный представитель  местной  автомобильной  мафии, не  уступит ни рубля.
    Стандартная такса  до Орлика  350р. с  человека,  машина типа  "Урал"  будет
    стоить примерно вдвое дороже. Поскольку дорога эта известна многим туристам,
    подробно  описывать ее не  буду.  Скажу лишь,  что  из-за постоянных поломок
    машин  г-на  Сыренова  в  пути,  объезда  милицейских  постов, бессмысленных
    ожиданий приготовления  поз в  придорожном  кафе  (10 поз на 30 человек), мы
    убили на эти 400 км. почти целый день, прибыв в Орлик около 7 вечера.
         Примерно час проколупавшись с  пересадкой групп, мы снова на "таблетке"
    за 1500 р.  поехали до пункта нашего назначения --  хутора Хутэл в долине р.
    Сенца, откуда лежит путь через перевал Дэбэ-Хутэл-Дабан  на стапельное озеро
    Олон-Нур. Дорога  вдоль Оки  до отворота  в  долину  Сенцы просто  отличная,
    вместо парома  на Оке теперь  новый мост.  Мы ехали по  ней минут 40, причем
    водитель разгонялся на прямых участках до 90 км/ч, резонно пытаясь успеть до
    темноты. В месте развилки огромная поляна с ориентирами для посадки самолета
    -- очень красиво. По утверждению местных, на этом поле садился аж ТУ-134. Мы
    расстались с группой москвичей с каяками, с удовольствием понаблюдав процесс
    их размещения в "газике".
         От поворота в долину Сенцы дорога, в принципе, предназначена уже только
    для вездеходов  ("Урал", "ГАЗ-66"  и  т.п.), но наш  водитель  показал  себя
    законченным  "рокером".  "Таблетка"  козлом прыгала  по  булыжникам,  опасно
    кренилась  на  уклонах  и буксовала в  глубоких  колеях на болотах. Водитель
    разгонялся до  60  км/ч, совершенно  не берег машину, но  довез-таки нас  до
    хутора в  10:30  вечера,  где мы и  заночевали  в лесу,  обильно  удобренном
    коровами. Темнеет около 11 вечера.
         Несмотря  на  обложной дождь,  встретивший нас  в  Слюдянке,  погода  в
    течение дня была хорошая, но после мощного  ливня, настигшего нас  в Орлике,
    ночью похолодало до +2. Это была самая холодная ночь на маршруте.
    
            3 августа, чт.
    
         Долина Сенцы весьма плотно  заселена бурятами,  хутора  встречаются
    чуть ли не через каждые 5 км. Благодаря тому, что в глубине долины находятся
    горячие минеральные источники Хойто-Гол, а также походит дорога на еще более
    известный  Жойгон (Чойган)  и в долину вулканов,  туристов со всей  страны и
    даже иностранцев тут  хоть отбавляй.  Следствием этого является чрезвычайная
    избалованность и сребролюбие местных. На попутных машинах/лошадях никогда не
    повезут  бесплатно,  скорее заломят  двойную  цену.  Торговаться  с бурятами
    весьма  затруднительно, единственный действенный аргумент в этом  случае  --
    "Обойдемся без вас!". Договариваться о цене лучше сразу, надо быть готовым к
    тому, что  по  факту  (при  погрузке  в  машину,  на  лошадей и  т.п.)  цену
    попытаются  поднять  еще  на 20-50%. Еще мелочь  -- если вы  договоритесь  о
    лошадях  с  Робертом (типичное бурятское имя, не правда  ли?),  то он  часто
    просто не  приходит.  В  целом  буряты  дружелюбны,  и,  что  важно,  весьма
    неназойливы, что позволяет спокойно стоять вблизи хуторов.
         Наши планы на пешую часть похода (3-4 дня) были весьма просты -- пройти
    через  Хойто-Гол  в долину  вулканов и залезть на  сами вулканы,  дальше  по
    лавовым  полям спуститься  в долину Жомболока, дойти  до  места  стапеля,  и
    налегке  сходить  через перевал Дэбэ-Хутэл-Дабан  за водными вещами в Хутэл,
    где мы договорились об их хранении. Таким  образом, мы собирались посмотреть
    все  лучшее в  этих краях  (кроме  Жойгона  и  пика  Топографов),  ради чего
    приезжают  в этот район  туристы-пешеходники. Хранение вещей по факту стоило
    нам 300 р., все из-за того, что не обговорили цену с самого начала.
         Накануне вечером двое наших сходили на разведку и обнаружили  сразу  за
    Хутэлом большое болото, из которого две сибирские группы только что вытащили
    застрявший там  ГАЗ-66.  Туристы  тут не  намного лучше местных,  а  скорее,
    гораздо  хуже,  поскольку  все  группы наотрез отказались нас  подбросить до
    Хойто-Гола, даже за деньги. Особенно выделялся хамоватый руководитель группы
    школьников  из  Перми,  ехавший  на  "Урале"  СИВЦЕВ  ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ  --
    омерзительный  образчик  антитуриста.  Поэтому,  несмотря  на  две  попутные
    машины,  все  35  км.  до  источников  мы  прошли за  один ходовой  день  по
    вездеходной дороге.
         Рассортировав вещи,  мы  вышли на  пешку с рюкзаками 10-15 кг. и решили
    обогнуть болото по  склону.  Как выяснилось  позже,  делать этого не стоило,
    поскольку мы потеряли около 30 минут, а ноги все равно промочили. Порадовало
    только  море голубики  на болоте.  В  довершение,  мы потеряли  одного члена
    группы, который, не найдя нас, зачем-то пошел искать нас снова на болоте. Он
    догнал  нас   только  на  обеде,   у  первого  большого  брода  через  ручей
    Барун-Кадыр-Ос, кстати, стекающего прямо из  долины вулканов. Итого до обеда
    мы потеряли около 1,5 часов чистого ходового времени, пройдя в сумме менее 3
    часов (12 км), поэтому вторую половину  дня, с 3 до  9  вечера, нам пришлось
    идти  в  достаточно напряженном  ритме.  Помимо общей усталости,  добавились
    стертые  почти у  всех  ноги, сорванные суставы  и прочая  гадость.  Чистого
    ходового времени - около 4 часов (всего мы шли 6  ч.). "Урал" идет часа три.
    Выводы делайте сами.
         Ориентироваться  на дороге очень  просто -- двумя большими  бродами она
    делится на примерно равные трети.  В конце дорога на  протяжении свыше 5 км.
    идет вдали от Сенцы, постепенно  от  нее  уходя. Не стоит идти  все время по
    вездеходной дороге, очень часто напрямик идет набитая лошадиная тропа -- она
    всегда короче и удобнее, по ней  мы даже умудрились  обогнать пешком  едущий
    ГАЗ-66!
    
            4 августа, пт.
    
         Хойто-Гол,  куда   мы  доползли   вчера  вечером,  оказался  местом
    достаточно  цивилизованным.  Две-три группы туристов  или  просто отдыхающих
    находятся там  постоянно  и живут  в  палатках  или  домиках. Там  же  живет
    несколько бурятских семей.
         Сам Хойто-Гол находится на пологом склоне распадка одноименного  ручья,
    у него  кончается вездеходная дорога и  круто вверх по распадку идет набитая
    тропа в долину вулканов. В сезон по ней ходит по несколько групп туристов  в
    день.  Горячие  источники вытекают со склона  распадка неподалеку от ручья в
    нескольких местах. Они собраны в деревянные лотки и  подведены  к  маленьким
    бревенчатым  домикам, в каждом  из которых оборудована деревянная  проточная
    ванна. Мы насчитали  четыре домика,  два внизу и  два выше по ручью.  Вокруг
    домиков бурханы.
         Вода  теплая,  около 25-35  градусов  изобилует сероводородом, к запаху
    которого,  впрочем, быстро  привыкаешь.  По ощущениям  и на вкус  она  очень
    приятна и отлично снимает усталость. Естественно,  по бурятским поверьям,  и
    питье  и  купание  помогает  от всех  болезней, а каждая  ванная лучше лечит
    отдельные  группы заболеваний. Как обычно,  во  всем  нужна  умеренность,  и
    купаться более 10-15  минут в  день не рекомендуется, а  не то будешь болеть
    всем, чем и раньше, но долго и тяжело. Однако, мало кто живет по понятиям, и
    мы  провалялись сходу более  часа -- какой  же кайф после напряженной пешки!
    Пожалуй,  это  единственное,  что может  оправдать  наш  вчерашний  безумный
    напряг.
         В первой половине дня  мы отдыхали, отходили  от вчерашнего, отмокали в
    источниках. Палатки поставили прямо у домиков, на большой  поляне, поближе к
    источникам. После обеда  мы разделились  --  двое  самых "спортивных" ребят,
    которые  еще  вчера  проехали с  бурятом  Робертом последнюю  треть  пути на
    лошадях  (100  р./штука),  отказались  идти  и  остались  на  источниках,  а
    остальные, ковыляя на стертых ногах, полезли  вверх в долину вулканов. Таким
    образом,  идея  круговой  пешки на  Жомболок была  похоронена  -- все  равно
    придется  возвращаться. Мы  договорились  за 500  р.  с  водителем  "Урала",
    который  завтра, отвезя школьников на  Жойгон, будет  ждать нас в 4 вечера у
    развилки, примерно в 5 км. от Хойто-гола обратно вниз по дороге на Хутэл.
         Итак, мы  начали  радиальный  выход  в долину  вулканов. После  крутого
    подъема прямо  от бурятского  домика (20  минут до бурхана в конце подъема),
    тропа  выходит в  пологую  часть  распадка  и идет по правому  берегу ручья,
    переходя  его затем  на  левый берег.  Тропа петляет по кустам  и карликовой
    березе. Примерно через 30  минут  тропа и  ручей резко поворачивают направо.
    Здесь небольшой островок леса, откуда начинается основной подъем на перевал,
    находящийся в правой части  распадка, по направлению движения. Крутой подъем
    на перевал  занимает около  часа по отличному  каменистому  серпантину.  Сам
    перевал  наверху очень пологий, там  находится обширное мелкое болото, и как
    таковой  тропы  там  нет.  Ориентироваться приходится  по  отдельно  стоящим
    каменным турам, общее направление движения -- направо под 45  градусов, если
    стоять строго лицом к хребту. Идти по болоту около 20 минут.
         После такого  незаметного перевала постепенно начинает открываться  вид
    на совершенно безлесную  узкую долину. Прямо внизу находится длинное  (около
    500 метров) мелководное озеро,  куда стекают ручейки  с  болота. Над  озером
    навис красивый  нескользкий  снежник.  Тропа  огибает  озеро  справа,  круто
    спускаясь  в долину,  и  далее заворачивает  налево,  идя  по  долине  вдоль
    дальнего  берега  озера , то удаляясь,  то приближаясь к  нему, то теряясь в
    болотах, то всходя  на небольшие каменистые пригорки.  Почти  вся  долина --
    одно сплошное болото.  Ходовое время 40  минут.  Выход из долины --  пологий
    подъем  на  холм,  этакий  микроперевал,  на  котором  стоит  большой тур  и
    открывается  вид на долину вулканов, вулкан  Перетолчина,  озеро Тухурен-Нур
    слева, темно-серые безжизненные лавовые  поля  на  пути к вулкану. Отсюда до
    подножия вулкана чуть более часа. Вначале тропа достаточно круто  спускается
    к ручью  Барун-Кадыр-Ос,  вытекающего  из  озера  Тухурен-Нур,  и,  теряясь,
    пересекает  его.  Она  снова возникает за ручьем на террасе слева по ходу, и
    идет до вулкана, стараясь избегать встречающихся на пути нагромождений лавы.
    Лавовые поля -- это  хаотичные  первобытные нагромождения  острого пористого
    камня, который  крошится под  ногой. Такое впечатление, что  извержение было
    недавно  --  на  лаве ничего не растет.  Идти по  ней,  мягко говоря,  очень
    неудобно. Общее ходовое время составило 6-6,5 часов, чистое -- 4 часа.
         Вулкан Перетолчина прижат к  правому склону долины и представляет собой
    правильный  усеченный  конус  высотой   метров  50   и  поросшими  травой  и
    низкорослым  кустарником 40-45  градусными  склонами.  На  вершине  по  краю
    кратера -- редколесье. С правого склона долины по небольшому кулуару стекает
    ручеек  --  единственный  источник воды  поблизости.  Удобных стоянок  около
    ручейка  нет,  стоять  можно только  на большой,  поросшей  высокой  травой,
    кустарником  и карликовой  березой  пустоши  у подножия  вулкана.  К  нашему
    приходу   там  уже  стояло   две   группы,   но  места  для  всех  оказалось
    предостаточно. Нормальные  дрова  есть только  на склоне долины, где  растет
    чахлый  лесок,  но  туда  надо  подниматься  метров сто  по  крутому склону.
    Естественно, никто туда не полез, к тому же вокруг в  избытке оказался сухой
    кустарник, который вполне подходит в качестве дров.
         В  глубине  долины  слева  открывается  вид  на  более  внушительный  и
    совершенно  безлесный  вулкан Кропоткина. По  словам  стоящих рядом  с  нами
    туристов, идти к нему по  лаве около 40 минут. Ввиду тотальной усталости, мы
    решили отложить восхождение на ближайший вулкан на завтра, сделав напоследок
    несколько  снимков долины и  лавовых  полей, залитых  светом  заходящего  за
    хребет солнца.
    
            5 августа, сб.
    
         Утро встретило нас проливным дождем и обложной облачностью. Температура
    упала  до 10 градусов.  Подъем и спуск с вулкана занял около часа. Шли прямо
    по склону,  поскольку  тропу, ведущую на  вулкан  от  борта  долины,  сильно
    размыло  дождем. Кратер  --  тоже правильный конус,  но  направлен  в другую
    сторону, с бурыми стенками мелко раскрошенной лавы. На дне большая лужа,  но
    озера нет,  видимо,  вода куда-то просачивается. Ритуально пописав в кратер,
    быстро спускаемся -- неплохо бы успеть к четырем на машину.
         Менее  чем  в километре  от  вулкана хорошо  набитая тропа  ведет резко
    влево, в  долину  ручья  Барун-Кадыр-Ос, не пересекая его.  Она  безо всяких
    перевалов выводит в долину Сенцы в том месте, где мы 3 августа обедали. Если
    бы не ребята, которые ждали на Хойто-Голе, мы могли бы хорошо сократить наше
    занудное возвращение под проливным дождем. Свернув с этой тропы и вернувшись
    через пригорок  на нашу старую тропу (перепутать  долину  очень легко!),  мы
    вернулись  обратно  около  14:30,  и,  напоследок минут  на  15  отмокнув  в
    источниках, побежали вниз за машиной.
         Благополучно  встретившись и  протрясясь три часа в грузовике, мы около
    семи вечера  приехали  в Хутэл,  насладившись  напоследок  зрелищем "Урала",
    переезжающего болото около  хутора. Людей водитель высаживает, а  сам шпарит
    на  сдутых  баллонах  со всей мочи по болоту, чтобы не  успеть  провалиться,
    ломая чахлые сосенки и брызгая грязью во все стороны, каждый раз делая новую
    колею. Зрелище не для слабонервных, особенно если учесть, сколько мороки его
    оттуда вытаскивать. По дороге  водитель подобрал группу из русских и  одного
    француза с  ребенком,  который приехал  за  русской  экзотикой, и, по общему
    мнению, пребывал постоянно в шоке. В их дальнейшие планы, как  рассказал нам
    встреченный по дороге на вулканы Митя Окинский, входило прохождение Сенцы  и
    Оки. Пока надували  баллоны  "Урала", мы вместе с бурятами и французами близ
    Хутэла  вдоволь  наигрались  в  волейбол  (мяч   был  наш),  завершив  таким
    экстравагантным образом пешую часть похода.  И  те, и другие, как оказалось,
    неплохо играют.
         Заночевали  около  хутора,  на  стационарной стоянке  на  поляне  между
    забором,  ручьем  и  болотом,  прямо возле  дороги.  Ночь  была  холодная  и
    звездная, около +5 градусов.
    
            6 августа, вс.
    
         После того, как Роберт  не пришел, договорились с местным бурятом о
    лошадях через перевал до Олон-Нура за 600 р.  На  одну лошадь грузили по три
    рюкзака,  но  все равно хорошо привязать не удается, в дороге несколько  раз
    приходилось  перевязывать.  Чтобы не  подниматься сразу круто на склон вдоль
    ручья, мы  совершили обходной маневр,  вернувшись более  километра по дороге
    (направление вниз  по Сенце). С  дороги надо сворачивать налево в том месте,
    где она упирается в крутой склон горы и сворачивает направо, а влево  уходит
    незаметная  заросшая  колея, которая  превращается  в хорошо  набитую  сухую
    тропу, которая ведет вверх по  распадку  по левому  берегу ручья. Стоянок на
    тропе после начала подъема нет.
         Примерно через  час хода резко  начинается  поросшее  лесом  болото, по
    которому придется пройти всю оставшуюся часть пути. По болоту вести  лошадей
    гораздо  труднее -- они вязнут и падают, с них сползают рюкзаки. Надо отдать
    должное  бурятам, которые  постоянно помогали нам  справляться  с  лошадьми.
    Через  40  минут "грязного"  болотного пути слева возникает небольшое озеро,
    которое, собственно, и означает перевал. Далее тропа свыше километра идет по
    поросшему лесом  болоту, а потом выходит на большую болотистую  пустошь (300
    м.),  являющуюся отличным ориентиром.  После пустоши  тропа менее  чем через
    километр  выходит  на берег  ручья, вытекающего из болот  и уже  являющегося
    притоком Жомболока.  Вдоль  этого ручья  надо  идти около километра,  причем
    тропа пересекает его несколько раз и часто  теряется.  Тропа здесь плохая  и
    почти  незаметная.  В  итоге, буряты  просто сошли с  тропы и  поднялись  на
    террасу левого берега ручья, где снова оказалась тропа. Еще менее  чем через
    километр  тропа выходит  из  заболоченного  леса  в совершенно подмосковное,
    заросшее  некошеной травой  и очень странно здесь смотрящееся  поле, в конце
    которого черной стеной возвышается поросшая редколесьем лава.
         Озеро  Олон-Нур, через  которое протекает  Жомболок, вытянуто и разбито
    лавовыми перешейками  на  пять озер. Минут через пять, петляя по лаве, тропа
    выходит  на  стык 3 и 4  озер,  где  на одном  из  островков  есть  отличная
    стапельная  стоянка,  на которой  было  построено немало катамаранов.  Между
    озерами  река  прорывает  лаву  несколькими   узкими,   круто  падающими   и
    заваленными протоками, через которые местными наведены низко висящие мостки.
    Общее ходовое время,  включая  вытаскивание лошадей  из  болота, привязку  и
    перевязку рюкзаков, 5 часов.
         Красота  вокруг совершенно неописуемая и непередаваемая. Застывая, лава
    образовала  многочисленные   провалы  и  разломы,  в   которых  образовались
    чистейшие  озерца.  На  сухой  почве  растет  огромное  количество неведомых
    грибов, среди которых много  и вполне  съедобных, в основном, подосиновиков.
    Очень много черной смородины, гораздо крупнее  и слаще садовой, много дикого
    шиповника, малины. Кристально чистые ручейки, журча, выбиваются из-под лавы.
    И,  в  довершение,  зеркальная гладь  озер  и горы  со скалами и  снежниками
    вокруг.
    
         Сплав по реке Жомболок
    
            7 августа, пн.
    
         Вода,  по словам местных, средняя, но ниже по реке она местами заливает
    прибрежную траву. Поэтому сначала мы решили, что вода высокая. Однако, ближе
    к  концу маршрута,  мы  сильно  в  этом  усомнились.  Во-первых,  в  течение
    последующих 4 дней в нашей долине не было ни одного дождя, а уровень воды не
    уменьшился, во-вторых, цвет воды абсолютно прозрачный, что не характерно для
    высокой  воды, в-третьих, в нижнем участке завалов много обнаженных каменных
    отмелей, в-четвертых, река очень  сильно зарегулирована  озерами и болотами,
    и, наконец, во всех отчетах наблюдался примерно такой же уровень воды, как и
    у нас. Все  эти  факторы  в совокупности позволяют сделать  вывод, что такой
    уровень  воды  характерен  или  наиболее  вероятен  для этого  времени года,
    следовательно, вода средняя или немногим выше средней.
         Не  торопясь, собираем катамараны,  леса  для  каркасов  предостаточно.
    Погода отличная,  пожалуй,  даже слишком жарко, в тени +25, а на  солнце все
    40.  Несмотря на жару, донимают комары, которых  даже больше, чем на болоте.
    Это странно, поскольку ни на  Китое, ни на Оноте или Урике такого количества
    комаров не было даже в дождливые годы. Отплыли около 5 вечера, причем решили
    оттащить каты сразу на 4 озеро, метров 50 от стоянки, чтобы не связываться с
    заваленными протоками (препятствие No38).
         Переплыли озеро по зеркальной водной глади. Вода совершенно потрясающая
    --  абсолютно прозрачная,  чище  любого бассейна. На  дне отлично  видны  на
    большой глубине чистейший белый песок и черные лавовые плиты. Выход из озера
    расположен в правой части, хотя есть соблазн поплыть налево. Там оно мелеет,
    и нам пришлось плыть очень осторожно, чтобы не порезаться. Будь вода хотя бы
    на  10  см. ниже, нам бы пришлось  проводить  катамараны.  Ходовое время  по
    озеру, при ленивой гребле, около 30 минут.
         No39. Между  4 и  5 озерами  прямой  крутой слив  около 1,5  метра, при
    ширине протоки  около  5  метров. Сразу  за сливом  хаотично  торчат  весьма
    неприятные  лавовые  зубья,  о  которые мы  проскреблись, но,  к счастью, не
    порвались. Поскольку чисто пройти мимо зубьев малореально, слив можно идти с
    наплыва.
         Пятое озеро короткое (около  500  метров)  и мелкое, надо  брать левее,
    что, впрочем, и так очевидно.
         Следующий  10-15 минутный участок -- разбои с  узкими  заваленными  или
    частично заваленными  протоками.  Скорость  течения быстрая,  около 15 км/ч.
    Поскольку  протоки извилистые, надо  быть  предельно внимательным,  чтобы не
    влететь  в  завал.  Рекомендуем  просмотр  всех  сомнительных  участков.  Мы
    совершили на этом участке два коротких (по 10 метров) обноса завалов, причем
    первым  был неочевидный обнос  направо по  мелкой  протоке на резком зигзаге
    основного русла. Первый завал встретили примерно через 5 минут.
         После  завалов  река  успокаивается  и  начинает  походить  на  обычную
    карельскую байдарочную трешку, если бы не горы вокруг. Лавы не видно.  Почти
    сразу  после  завалов  слева  большая,  поросшая  редкими деревьями  поляна,
    изгаженная и общипанная коровами.  Увы, долина Жомболока также весьма сильно
    заселена, хоть и меньше, чем долина Сенцы.
         В течение ближайшего получаса  сплава встречаются  препятствия 40 и 41,
    которые мы прошли с наплыва.
         No40. Можно  идти с  наплыва.  Разгонная  зигзагообразная  горка длиной
    около  100 м.,  стиснутая  вертикальными  двухметровыми  лавовыми  стенками,
    начинается видимым уклоном, возникновением  стенок и ограничением видимости.
    В конце слив около 1 м., за ним спокойный участок быстротока.
         Вообще, структура порога, аналогичного No40,  характерна почти для всех
    серьезных  и требующих просмотра порогов Жомболока, за исключением, пожалуй,
    "Недотроги". К основным атрибутам порога можно отнести:
         резкое ограничение видимости на крутом чаще всего левом повороте;
         возникновение невысоких лавовых стенок по обоим берегам;
         видимый уклон и ускорение скорости течения;
         наличие зигзагообразной разгонной шиверы с прижимами, разной сложности;
         слив на выходе из порога;
         участок   спокойного  быстротока  за  порогом,  удобный   для  чалки  и
    страховки;
         просмотр/обнос всегда левым берегом;
         все  пороги короткие  и с  большим падением в сравнении  со средним  на
    реке;
         исключительная фотогеничность (мы фотографировали почти все!).
         Ориентируясь по этим признакам, влететь в порог практически невозможно.
         No41. Гораздо более  мощная  копия No40,  с сильным прижимом  к  левому
    берегу  на выходе  перед сливом,  в  который первый  кат влетел,  ударившись
    каркасом, без последствий. Второй кат  ушел от прижима. Рекомендуем просмотр
    левым  берегом. Менее  чем  через  500 м. после  порога  низкий мост,  обнос
    справа.
         Через некоторое  время очень  интересный  ориентир  -- река утыкается в
    высокую  лавовую стенку, стоящую точно поперек  течения,  разделяясь  строго
    перпендикулярно  на две  совершенно равноценные  протоки.  Идти  следует  по
    левой, справа через 150  м. завал,  нам пришлось  с трудом выгребать  против
    течения, что, к нашему удивлению, вполне удалось. Левая протока чистая.
         От No41 до большой, безлесной и  поросшей высокой  травой  поляне слева
    около 30  минут сплава.  На  поляне  бродили  2-3 бурята, которые,  впрочем,
    удалились при нашем появлении. В глубине поляны свежий бревенчатый домик.
         No42. Начинается  практически  сразу  у конца поляны,  на резком  левом
    повороте. На заходе слева полуобливная гребенка. Обход справа, затем заход в
    слив по  центру.  Прижим  вправо слабый, слив  более  1  м.  пологий,  бочка
    проносная.  После слива  выносит  на плоскую  едва  заметную  плиту у левого
    берега,  не забудьте  отгрестись.  Длина  порога  около 70 м. Просмотр левым
    берегом. В принципе,  можно идти сходу. У порога  просто море  черники, есть
    чем заняться на просмотре.
         В 300 м. ниже порога по левому берегу,  в глубине огромного улова, чуть
    ли  не озерца, стоянка. Судя по отсутствию кострища,  мы стояли там первыми,
    но  место  не  самое  худшее.  Мимо  проходит  слабая,  угаженная  лошадьми,
    бурятская тропа. Общее ходовое время 4 часа.
    
            8 августа, вт.
    
         Сегодняшний  выход, благодаря усердному  вчерашнему питию и песнопению,
    затянулся до полудня. Подвязали  бревна к бокам  ката, чтобы ударяться ими в
    прижимах.
         До No43 менее 10 минут сплава.
         No43. "Бильярд". Порог начинается с разгонной зигзагообразной  шиверы в
    низком лавовом  каньончике. Просмотр левым берегом, идти до порога по берегу
    около 5 минут. Сам порог является логическим продолжением разгонного трека и
    начинается на левом повороте прижимом к скале правого берега,  на повороте у
    прижима в самом неприятном  месте  стоит клык,  вдоль которого и надо  идти.
    Затем вспененная крутопадающая  горка длиной около 20 м., с валами около 1м.
    Общее  падение в горке 2-3 метра, после  чего вся  река упирается  в  острую
    лавовую  плиту  левого берега,  сильно наваливая и перехлестывая через  нее,
    образуя  мощный и  очень  неприятный прижим. В завершение  порога, сразу  от
    прижима река  круто  падает вправо,  образуя финальный скрученный слив более
    1м.  с косой бочкой  на  выходе.  На выходе валы,  река  поворачивает влево,
    лавовая гряда  кончается и  слева -- чистое круглое песчаное улово, через 80
    м. No44.
         Главная  опасность  при  прохождении --  мощный прижим к  плите  левого
    берега перед финальным сливом.  Тактика прохождения -- заход в первый прижим
    ближе  к  клыку, и при падении с  горки  сильная работа экипажа вправо, была
    выдержана  обоими  экипажами, удаление  от плиты  в прижиме  составляло  2-3
    метра, бочка за сливом легко  пробивается и  почти проносная. Однако, второй
    кат, с достаточно  потрепанными баллонами, чиркнул клык в  первом прижиме, в
    результате  чего  (а  возможно,  и  от удара в бочке  внизу) внешний  баллон
    разошелся строго по шву по длине  свыше  1м., в верхней половине в  5-10 см.
    выше  ватерлинии.  Дыру  зашили   сразу  после  порога,  на   обеде,  удобно
    зачалившись в улове. Очень много черники.
         В целом, порог весьма впечатляет и достоин особого внимания и  именного
    названия. Страховка спасконцами за сливом и перед No44.
         No44. Чистый пологий слив около 1м.
         No45.  Через 5 минут после No44.  Короткий  разгон, затем  крутой  слив
    более  1,5 м., закрученный с плиты  левого берега вправо. Мощная косая бочка
    на  выходе.  Справа меньше воды и слабее  бочка.  Шли,  прижимаясь  к кустам
    правого берега. Порог  очень похож на  "Вариант",  и  неплохо психологически
    готовит к No46. Просмотр левым берегом.
         No46. "Катапульта". Находится в 300 м. от No45,  после левого поворота.
    Начало порога очевидно с воды по видимому резкому падению реки. Засасывает в
    порог слабо, встать лучше в  улово у левого  берега прямо перед заходом. Это
    тот редкий  случай,  когда готовящийся к прохождению экипаж виден  с  берега
    снизу порога. В месте чалки  плохонькая стоянка. Отсюда до "Недотроги" около
    1  км.  идет  широкая  тропа  просмотра/обноса,  а  в  100-200  метрах  ниже
    "Катапульты" хорошая,  но весьма  бугристая  стоянка, куда мы  сразу отнесли
    вещи на ночевку, полностью разгрузив катамараны.
         После короткого разгона и мощной косой бочки, отбрасывающей кат в левый
    прижим,  вся  река падает водопадным резаным сливом  высотой свыше 2 м., при
    этом река сужается до 6-7 метров, вкладывая все свои 20-25 кубов в секунду в
    этот узкий и мощный слив. Основной навал на лаву левого  берега, справа слив
    маловодный  и  прямой. Вследствие этого  мощного навала,  сам  слив закручен
    штопором слева направо, по вертикали, образуя в центре пугающую воронку. Все
    маневры по уходу вправо привели лишь к уходу  от удара в скалу левого берега
    и прохождению слива  одним баллоном  по  центру, а  другим по  левому  языку
    слива.  Попасть  в  чистый  правый  язык  на  4-х  катах нам  представляется
    практически  нереальным. После слива глубокая пенная  яма, затем короткий 20
    м. трек вправо, с прижимом  к подводным плитам у смотровой площадочки левого
    берега, затем два мелких несложных слива менее 1м. каждый.
         Порог проходили  обоими катамаранами. Первый --  двухтонник  с хорошими
    наплывами,  не  уйдя, как планировалось, вправо,  ровно зашел в левую  часть
    слива и  был проплюнут далее, практически не  зарывшись в пену. Левый задний
    гребец повредил весло при ударе о скалу, но позже на  стоянке  его выправил.
    Второе  прохождение  полуторатонного  катамарана с баллонами  типа "сосиска"
    оказалось гораздо  интереснее  первого.  Слегка не заведя при падении  корму
    влево, катамаран вошел правым баллоном в воронку по центру, а левым скатился
    по сливу, оказавшись дальше от левого берега, чем первый кат.  После падения
    он зарылся  примерно  на секунду глубоко в пену, а на выходе был подкушен по
    диагонали через правого заднего гребца. У обоих задних гребцов были  порваны
    (не  очень  прочные  изначально)  упоры,  левый   гребец  Леша  оказался  на
    катамаране, а  правый Миша плыл рядом, зацепившись ногой за  остаток упоров,
    считая попой камни в  мелких сливах за порогом  и  пытаясь достать стропорез
    неудобной  рукой. Метко  брошенную точно в физиономию  "морковку" он, тем не
    менее, проигнорировал.
         Страховка спасконцами над бочкой и со смотровой площадочки.
         "Катапульта" - самый острый порог по эмоциональным ощущениям и до, и во
    время,  и после прохождения,  является, на мой  взгляд, кульминацией похода,
    его изюминкой, и основным украшением реки  вообще, не считая озер Олон-Нур и
    последней шиверы, которую мы, посоветовавшись позже с Митей Окинским, решили
    назвать  "Восторг водника".  Безусловно,  пройти  его стоит, потом будет что
    вспомнить и  что рассказать внукам, хотя название  и не совсем отражает суть
    процесса при прохождении на 4-х катах, но все же оно лучше, чем какой-нибудь
    "Падун".
         Общее ходовое время 5 часов.
    
            9 августа, ср.
    
         Собрали лагерь и занесли вещи за "Недотрогу". Никаких обжитых стоянок и
    даже  кострищ  на  тропе мы  не  обнаружили.  Мест для  стоянок  нет.  После
    "Недотроги" река разливается, и левый берег на большом протяжении заболочен.
    Подход к воде есть только с противоположной стороны невысокой лавовой  гряды
    в конце порога, где мы и оставили рюкзаки.
         На обратном пути просмотрели все, выбрали место для промежуточной чалки
    слева  в уловке примерно в  100 м. от захода в "Недотрогу", прошли No47-49 и
    зачалились в условленном месте.
         No47-49.  Пять (!) пологих сливов высотой  от 1 до 1.5 метров различной
    мощности, обозначенных  почему-то как три препятствия. Технической сложности
    не представляют.
         No50.  "Недотрога".  Мощный,  короткий  (50  м.),   стиснутый  лавовыми
    стенками трек на  левом повороте  реки с  большим общим падением 3-3,5 м.  и
    жесткой выходной бочкой.  На заходе несильный прижим  к левому берегу, далее
    вся  река  упирается  в  стенку  правого берега,  образуя  высокий  навал  с
    прижимом. Собственно, навал и спасает от прижима, поскольку  места и времени
    для  ухода очень мало. После этого река падает влево пологим сливом с мощной
    финальной бочкой,  более  глубокой справа. Далее  успокоившаяся,  но быстрая
    река  выносит направо, слева большое улово. В струе слева  подводные лавовые
    зубья.
         No51. Через 40 м. быстротока после  No50.  Косой слив и выход в разлив,
    подобный озеру. На  выходе мелко, торчат надводные лавовые плиты, но течение
    слабое.
         "Недотрога",  хоть  и выглядит  внушительно,  был легко  пройден обоими
    экипажами по центру, с уходом  влево от  прижима и  мощной выходной бочки, а
    затем резко вправо от зубьев в быстротоке.
         До порога "Вариант" около 10-15 минут сплава по разбоям.
         No52.  "Вариант". Начинается  так  же, как  и  все пороги  Жомболока --
    ускорением   течения   и   ограничением  видимости.   Перед   порогом   река
    перпендикулярно  разделяется на  две  протоки, предоставляя,  очевидно,  два
    варианта  прохождения порога.  Мы  шли левой  протокой. Чалка в уловке слева
    перед разгонным участком, просмотр левым берегом  около 100  м. После  того,
    что мы уже прошли на реке, можно идти  сходу. Порог сильно напоминает  No45:
    короткий разгон завершается крутым (но уж никак  не водопадным) сливом более
    1,5  м.,  закрученным слева направо,  с  бочкой на  выходе.  Проходится  без
    проблем. Прямо за сливом хорошая стоянка.
         От слива видна  впадающая  с противоположной  стороны большого круглого
    плеса  правая  протока. Это типичной жомболокский  трек с  крутым  падением,
    валами и прижимами. Протока явно более сложная, чем пройденная нами.
         No53,54.  Через  некоторое время, после  недостойных внимания  No53,54,
    течение  реки  сильно  замедляется  и  начинается  Шарзинская котловина.  От
    "Варианта" до моста у деревни  Шарза немногим менее часа сплава. Просвет под
    мостом около полуметра, обнос левым берегом.
         Помимо  моста,  характерная  примета  деревни -- спутниковая  тарелка в
    крайнем доме. Деревня по левому берегу, обжитая, много местных. Правый берег
    высокий.  Игорь  пошел в деревню заряжать аккумуляторы для  видео.  Купив за
    бешеные деньги, по ценам в два раза выше московских, сметану, молоко и яйца,
    устроили справа за  деревней роскошный обед. Теперь понятно, откуда у  бурят
    спутниковые тарелки.
         После двух-трех плесовых петель (около 1 км.) река ускоряется на правом
    повороте. Ближайшие  полчаса плывем по  быстротоку и разбоям,  без  завалов.
    Вскоре после одинокого дома на высоком левом берегу начинается  классический
    плес  около  километра  длиной,  совершенно нехарактерный  для  реки.  Такое
    ощущение, что река успокаивается , готовясь к новому мощному прорыву.
         От конца  плеса  до  деревни  Обтой  по левому  берегу около километра.
    Начало Обтойской  шиверы  ознаменовано  низким  пешеходным мостом у деревни,
    обнос слева.
         No55.  "Обтойская шивера". Начинается  сразу за мостом.  Очень  быстрое
    течение  (до  20  км/ч),  мелкие  камни  в  русле,   лавы  нет.  До  первого
    автомобильного моста  (дорога Саяны -- Хужир) менее двух километров, около 5
    минут сплава. Фактически, эта шивера с быстротоком, с небольшими перерывами,
    тянется до Оки. Перед мостом слева открывается широкая, выкошенная  коровами
    поляна  с редко  растущими деревьями. Чалиться  следует  в небольших уловках
    слева,  пристать на  быстротоке не удастся. Непосредственно  перед мостом  в
    правой части русла слив около 1 м. с бочкой и навалом на правую опору моста.
    Вдоль левой опоры проход совершенно чистый, просвет под мостом более 1 м.
         От моста можно  сходить в Обтой и попытаться  договориться о переброске
    на  нижний  мост,  чтобы объехать  неприятный  участок  завалов,  или вообще
    закончить маршрут.
         В  течение  ближайших 20-30 минут сплава шивера  продолжается, скорость
    течения остается прежней.  Судя по скорости,  уклон здесь около  15 м/км. На
    этом участке завалов  нет, но река часто не просматривается,  поэтому  плыть
    неприятно. В разбоях следует идти по  наиболее мощной и полноводной протоке.
    Далее начинается участок сплошных завалов и прижимов под нависающие бревна.
         Картина завалов,  очевидно, меняется с каждым паводком. У нас было лишь
    одно место, где  был явный непроход,  требующий предварительного просмотра и
    проводки. Ориентиром его является выход самой мощной протоки на участок, где
    справа  галечная отмель,  а впереди  в шахматном порядке видны  вывороченные
    корни деревьев на пути  потока. Нужно  срочно чалиться на отмель и  смотреть
    весь  участок  минимум на  ближайшие 500 м.  Следует отметить, что  просмотр
    затруднен тем, что  узкие и глубокие протоки, на которые разбивается река  в
    завалах и разбоях, очень трудно перейти вброд.
         Идущий впереди кат несильно  прижало к корню,  а следующий кат ювелирно
    прошел в  дырку  между  корнями, и  после короткого трека  основной  протоки
    угодил под нависающие деревья подмытого  правого берега. Причем деревья  эти
    раскачивались  и  сами были уже  почти готовы расстаться с  берегом и уйти в
    свободное плавание. Берег размывало на  глазах. Места для ухода физически не
    было. Катамаран засосало под  бревна, и после того,  как все перебрались  на
    противоположный баллон, выплюнуло  из-под  завала, скинув всех, кроме одного
    "чайника", в  воду. Экипаж выбрался на берег в разных местах до 300  м. ниже
    по течению, катамаран удалось зачалить в 100 м. ниже. Верхом абсурда во всей
    этой  истории  стал  такой  эпизод:  "чайник",  вместо  того,  чтобы  помочь
    выбраться проплывающему мимо адмиралу на катамаран, бросил ему в  воду весло
    (у  него их  стало два)!  "Чайник"  оправдывался  тем, что  с  веслом  лучше
    управлять движением тела в потоке. Вот до чего доводят людей завалы...
         Несмотря  на то, что экипаж второго ката был предупрежден об опасности,
    ему тоже  досталось по полной  программе. Проведя кат  через  первый  завал,
    экипаж столь тщательно  готовился к чалке при помощи "морковки", что слишком
    поздно  заметил  нависающее  над  водой  вровень  с  катамараном  бревно,  в
    результате  чего большая часть экипажа,  как  горох,  посыпалась  в  воду, а
    неудачно брошенный спасконец зацепился за дерево. В  общем, поплавали  почти
    все.
         Странное совпадение, но оба катамарана были зачалены  в одном и том  же
    удобном месте, где река собирается в одну протоку у высокого правого берега,
    и на большом  протяжении (около 300  м.) можно  стоять  лагерем.  Там  мы  и
    заночевали, удвоив по понятным причинам  вечернюю норму спирта. Далее  около
    300 м. река течет единой протокой.
         Результатом  наших  вечерних  злоключений  стало три  уплывших весла  и
    коврик, одно  из весел мы нашли на следующий  день в 300 м.  ниже,  а коврик
    поленились снимать с большого завала по центру реки ниже. Два весла так и не
    выбрались к нам на берег.
         Общее ходовое время 8 часов.
    
            10 августа, чт.
    
         Напуганные завалами, смотрели почти все,  что не видно с наплыва, и как
    выяснилось,  зря.  Сплошных  завалов  больше  нет.  Для  чалок  использовали
    многочисленные булыжные  отмели,  частично  заваленные  пнями  и  деревьями.
    Следует  отметить,  что  пристать  к  берегу  на  быстротоке  без  береговых
    чальщиков  нереально,  поэтому остается уповать только на  отмели, которые в
    действительно  высокую воду, очевидно, залиты. Тогда  остается только Бог  в
    помощь, или "Урал" от моста до моста.
         Менее  чем  за час  сплава  доплыли  до  второго  и последнего на  реке
    автомобильного моста.
         No56, 57. Не  впечатлили, но  являются  хорошими ориентирами  окончания
    участка  завалов. Перед  мостом можно  пристать  слева  в  улово на  границе
    большого поля, чтобы  посмотреть начало заключительной шиверы. Мост высокий,
    около 2 м. над водой, никакой  гадости под ним нет. В  принципе, можно сразу
    безостановочно сплавляться до Оки.
         No58.  "Восторг водника".  Начинается  прямо  от  моста, где  по  обоим
    берегам появляются высокие,  от 5 м., вертикальные лавовые стенки.  От моста
    виден  очень красивый зигзаг в каньоне с прижимами к правому, а затем левому
    берегу. Ниже берега  высокие, местами  до 20 метров. Прижимы  проходятся без
    проблем при четкой работе экипажа.  Шивера очень  длинная,  мощная, с крутым
    падением и  крупными обливными камнями,  требующими  от  катамарана хорошего
    слалома. Прохождение доставляет массу удовольствия, мы даже снимали на видео
    с воды. Отличное завершение маршрута по Жомболоку. От устья до моста около 2
    км.
    
         Сплав по реке Ока
    
         При  впадении  в  Оку  справа  фундаментальная  стоянка,   если  хотите
    приставать,  то надо  не  прозевать момент, а то  по Оке унесет моментально.
    Стоянка была  занята группой из  Самары. Как только  выяснилось,  что забыли
    выше моста чехол от видеокамеры, сразу решили пристать к стоянке на обед, но
    нас уже успело унести метров на  150 вниз  по  Оке. Протащили  катамараны до
    устья, но перегрести течение Жомболока в устье нам не удалось, стали обедать
    на булыжном пляже вместо песчаного. Параллельно насладились  шоу по переходу
    Жомболока по веревке части самарской группы, которая ходила смотреть водопад
    ниже по Оке.
         Примерно  через 300  м.  сплава по Оке, у первого же  впадающего  слева
    ручейка  следует  обязательно  остановиться,   чтобы  насладиться   зрелищем
    великолепного  27-метрового водопада,  которым  этот  ручеек  падает  чуть в
    глубине  с  отвесной  скалы  берега  Оки.  При  очень большом  желании,  под
    водопадом даже можно искупаться.
         От устья  Жомболока до  поселка Хужир, что на левом  берегу, около  1,5
    часов  сплава.  В поселке  мы  высадили  Петра,  который сильно  торопился в
    Москву. Выехать оттуда  весьма проблематично, нет  не  то  что машин,  но  и
    людей, все  взрослые  днем  работают где-то за  деревней. Абсолютно вымершая
    дыра на краю Земли.
         По берегам Оки огромное количество стоянок, но еще больше населенность.
    Вставать лучше на менее населенном правом берегу, что мы и сделали. Сплав от
    Хужира до стоянки 2 часа, общее ходовое время 4,5-5 часов.
    
            11 августа, пт.
    
         Примерно за 40 минут доплыли до начала ущелья Орхо-Бом, пожалуй, самого
    известного  места среди туристов в этом районе. Таким образом, общее ходовое
    время  от устья  Жомболока до  начала  ущелья около 4  часов.  Вода  на  Оке
    средняя, но река течет шустро, около 10 км/ч.
         Через  два  часа  непрерывного  сплава  остановились  на полудневку  по
    правому берегу. Все пороги,  включая Окинский, шли сходу.  После Жомболока в
    них просто  расслабляешься. Пляжная погода довершает  разложение группы, все
    плывут чуть ли не в плавках.
         Стоянок море, за  каждым поворотом, но  почти  все  заняты, обогнали не
    много ни мало десять групп! Нас же  в течение дня не обогнал никто. Глядя на
    разные группы,  мы  были просто в шоке -- плывут  на десятитонных плотах или
    карабуберах, на худой конец  на четверках. Каяков  и катамаранов-двоек почти
    нет. Встали очень вовремя -- второй катамаран посадил на каком-то камне дыру
    во внешнем баллоне около 40 см.,  видимо,  совсем халяву почувствовали, да и
    баллон гниловат.  На полудневке ремонтируем старые и новые раны катамаранов,
    погода явно  начинает  портиться, натягивает многослойная облачность, но все
    равно тепло и дождя нет.
         Общее ходовое время 2,5-3 часа.
    
            12 августа, сб.
    
         Наконец-то  погода  испортилась. Пришел  глобальный дождевой фронт,  на
    горы сели тучи, дождь моросит почти непрерывно, похолодало  до +12.  Вода  в
    реке пока не поднялась, но скорость течения по-прежнему высокая.
         До обеда  дошли до Хойто-Оки, которая означает  конец Орхо-Бома  за три
    часа, по  пути  снова обогнав около 10 групп.  Нас,  как  вы,  наверное, уже
    догадались, так никто и не  обогнал. В устье  Хойто-Оки, на хорошей стоянке,
    решили  сделать  обед,  и  встретили группу  москвичей  с  каяками,  которая
    забрасывалась вместе с нами до Орлика на "газике". Не мир тесен, а прослойка
    тонка.
         После  обеда четыре часа гребли под  проливным  дождем, стоим на низком
    правом берегу, где на песке растет сосняк. Место идеально ровное, но  мешает
    песок  и   невообразимо-жуткое  количество   мошки.  Все  репелленты   давно
    кончились,  спасаемся   только  дымом.   На   дождь  уже  как-то  наплевать,
    гидрокостюм снимаешь только когда  собираешься лезть в спальник. Встреченные
    рыбаки  угостили   (бесплатно,  это  не  буряты  какие-нибудь)  пересоленным
    застарелым хариусом, энтузиасты взялись в ночи его жарить и даже есть.
         Общее ходовое время 7 часов.
    
            13 августа, вс.
    
         Весь день проливной дождь и холодно. На небе просветов нет. За ночь
    вода поднялась  до  полуметра и  поднимается  на  глазах.  Сильный  дождевой
    паводок. Цвет воды -- кофе с молоком.
         Плывем по часам, 4 часа до обеда и 4  после, надеемся доплыть поближе к
    Верхнеокинскому,  до которого  по  нашим подсчетам  не  менее 110  км.  Река
    разлилась  до невообразимости,  местами ее ширина метров триста. Обедаем  на
    галечной  отмели,  чтобы было поменьше мошки. Вода за  время обеда на глазах
    поднялась на 10 см., вытащенные  на берег катамараны всплыли. Таким образом,
    скорость подъема воды примерно 10 см/час.
         Групп нет, и нас никто не обгоняет. Несколько раз видели одних и тех же
    рыбаков на моторках. Ориентироваться по имеющемуся у нас абрису Оки и лоциям
    совершенно бесполезно, только когда горы кончились, мы поняли что до поселка
    осталось  около 50 км., и  поразились, как же быстро мы плывем. На равнинном
    участке  река  разделяется  на широкие  протоки,  разделенные  длинными,  по
    несколько километров,  островами. За  20  км.  до  поселка по  обоим берегам
    правой протоки деревня, в конце самого длинного острова еще одна.
         После обеда за три часа доплыли до Верхнеокинского, что на левом берегу
    Оки. Таким образом,  за  7  часов мы проплыли минимум 110 км.,  как несложно
    вычислить, средняя  скорость течения около  16 км/ч, поскольку  мы  почти не
    гребли. Поселок  к воде  не выходит, поэтому  его очень легко проскочить. На
    левом  берегу лежат  две-три  лодки,  это "лодочная  станция".  Как  сказали
    местные,  часто  лодок нет вообще. Хорошая стоянка, дорога уходит от  реки к
    деревне. Самое короткое расстояние от реки до края деревни 500 м. Ориентиром
    поселка является единственный красноватый скальный  выступ правого берега --
    "Толстый  мыс",  с  чем-либо перепутать  его невозможно. Горы давно ушли  от
    реки.
         Ребята  сходили в деревню и огорчили  нас  тем,  что последний  автобус
    уходит через полчаса, а завтра автобусов не будет. Если бы мы приплыли  хотя
    бы на полчаса раньше, то мы  бы на него успели. Однако, "бы" не в счет, и мы
    договорились с машиной за  утро за 500 р., а также переночевать за 100  р. в
    деревенской  баньке,  ставить  палатки  под  проливным  дождем  надоело.  Мы
    поступили  очень разумно, т.к. еще раз встреченный на  вокзале  в  Зиме Митя
    Окинский   рассказал   нам,  что   сразу  после   отъезда  на  Оке  наступил
    катастрофический  паводок, которого  не  помнят старожилы.  Стоянку,  где мы
    хотели встать, залило. К  этому и шло, поскольку на  равнинном  участке вода
    поднялась более  чем на  1,5  м.  и вечером по  реке уже шли  вывороченные с
    корнем старые и свежие деревья, а также моторные лодки, сорванные и смытые с
    берегов. Все отмели залило еще в середине дня. Митя также рассказал нам, что
    внизу Орхо-Бома видел перевернутый катамаран французов, с которыми мы играли
    в  волейбол, без гребцов. Что с  ними стало, неизвестно. Зря мы  удивлялись,
    откуда на такой простой реке столько памятников.
         Общее ходовое время 7 часов.
    
            14 августа, пн.
    
         "Урал" довез нас до станции "Зима" за 2  часа. Утром резко  похолодало,
    до +7, а по прогнозам обещали  заморозки. С севера  идут нескончаемые низкие
    свинцовые  тучи,  порывы  ветра приносят  мелкий ледяной  дождь. Вовремя  мы
    уезжаем, Сибирь нас прогоняет, показывает свой суровый характер. Без проблем
    взяли билет  на поезд, но ждать  его пришлось долго, почти сутки. Сначала мы
    огорчились,  но  потом  поняли,  что  надо сушить  вещи, сухого-то почти  не
    осталось.  Надо отдать  должное работникам  вокзала,  которые  не мешали нам
    устроить из зала  ожидания  цыганский  табор и  сушильную  камеру. Сходили в
    сауну и отлично попарились, должным образом отметив окончание похода.
         Выводы и рекомендации
         
         Жомболок вполне реально пройти за три ходовых дня.
         На  Жомболоке  много  комаров,  а на  Оке  --  мошка,  берите  побольше
    репеллента и накомарники.
         Сказки, что катамараны обязательно порвет  или  измочалит на лаве.  При
    известной осторожности  нам полностью удалось этого избежать, причем баллоны
    были, мягко говоря, далеко не самые новые и прочные.
         Будьте готовы к  неприятностям  в  завалах  после Обтойской шиверы, при
    малейшем  сомнении  лучше  сразу  зачалиться  на отмель  или  в  улово. Если
    удастся, можете попробовать договориться в Обтое с каким-нибудь грузовиком и
    перевезти  катамараны   не  разбирая  от  одного  до   другого   авто-моста.
    Гарантированно сэкономите время,  нервы и весла, ничего при этом не потеряв.
    В высокую воду идти участок завалов просто опасно -- негде чалиться.
         В паводковую воду Ока  идется за два (!) полных ходовых  дня, в среднюю
    -- за четыре.
         С бурятами денег не сэкономишь.
    
            Литература
    
         Отчеты 5533, 5528, 5455, 5378 библиотеки Московского ГЦТК.
         Лоция В. Юрина, сервер М. Мошкова.
         Лоция П. Золотова, сервер М. Мошкова.
    
    
    

  • Комментарии: 1, последний от 25/04/2009.
  • © Copyright lib.ru (petr@rusf.ru)
  • Обновлено: 06/04/2003. 54k. Статистика.
  • Водный:Саян восточный
  • Оценка: 7.30*5  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка