Важенков Роман Борисович: другие произведения.

Отчет: Велопоход на четверых

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]

  • Комментарии: 5, последний от 11/09/2013.
  • © Copyright Важенков Роман Борисович (rvazhenk()yandex.ru)
  • Обновлено: 12/05/2016. 61k. Статистика.
  • Отчет. Вело:Крым , 297 км , Велосипед
  • Дата похода 26/04/2007 {11 дн}
  • Маршрут: п-о.Крым - Бахчисарай - Пещерный город Чуфут-кале - Предущельное - Пещерный город Качи-кальон - Мишино - Верхоречье - Загорское водохранилище - Урочище Шелковичное - Кордон Молочный (олень) Крымского государственного природного заповедника - Бывший туб.Диспансер Крымский - Кордон Буковского Кгпз - г.Роман-кош - Перевал Гурзуфское седло - Гурзуф - Ялта - Кореиз - г.Ай-петри - Ласточкино гнездо - Форос - Перевал Байдарские ворота - Севастополь
  • Иллюстрации/приложения: 60 штук.
  • Оценка: 6.86*13  Ваша оценка:

      Все хорошее когда-нибудь кончается...
      Вот и подошел к концу отпуск. Надо сказать, что, несмотря на все трудности, он удался именно благодаря этому походу.
      Итак, маршрут: Бахчисарай - пещерный город Чуфут-Кале - Предущельное - пещерный город Качи-Кальон - Мишино - Верхоречье - Загорское водохранилище - урочище Шелковичное - кордон Молочный (Олень) Крымского государственного природного заповедника - бывший туб.диспансер Крымский - кордон Буковского КГПЗ - г. Роман-Кош - перевал Гурзуфское седло - Гурзуф - Ялта - Кореиз - г. Ай-Петри - Ласточкино гнездо - Форос - перевал Байдарские ворота - Севастополь.
      Продолжительность 11 дней (исключая проезд Москва - Бахчисарай и Севастополь - Москва). Пройденное расстояние 297км. Перепад высот - более километра.
      Участники: Попов Сергей, Евгений 'Жендос' Завьялов, Зверев Дмитрий и Важенков Роман (автор отчета ).
      
      27 апреля. 1-ый день пути.
      Поезд на вокзале Бахчисарая стоит всего две минуты, а количество выгружающихся туристов самой разной направленности - велико. Это нужно учитывать, думается, уже на этапе покупки билетов, так как самые выгодные места - это те, которые расположены поближе к выходу.
      Тем не менее, выгрузились, вроде, все и без потерь...
      Еще в вагоне начали замечать, что мы не единственные велосипедисты на поезде, однако наши 'братья' по спорту держались тихо и неприметно. Их разбросало по поезду здорово (были проблемы с билетами), и их велосипеды ехали в другом вагоне. А раз так, то и у нас не было повода с ними заговорить...
      Однако, когда один из них стал рассекать по вагону в 'памперсах', присутствие велобратии стало очевидным.
      Во время и после выгрузки мы с ними поговорили. Оказались ребята из московских и питерских клубов (Караван, Велопитер и еще один, который я не запомнил). Почему я так подробно о них? Они будут еще фигурировать в этой истории, как комично, так и очень полезно.
      Собрав велы, разместив все оборудование и снаряжение (у нас были заплечные рюкзаки и лишь немного вещей на багажниках. У меня так вообще багажник был только номинальный - на нем я вез только чехол для велосипеда), мы тронулись в путь. Но заехали в первое же кафе, которое показалось нам приличным.
      Первая мадера в моей жизни... Любовь на века!
      Пока сидели в кафе, мимо нас прошло несметное количество пеших групп. Все шли на Чуфут-Кале. Мы как-то так, не сговариваясь, начали называть их пехотой. В их числе прошли и ребята, не по погоде затянутые в камуфляж. Хорошо хоть разгрузок не было  Поздоровавшись с ними у кафе, мы выпустили их на какое-то расстояние, потом обогнали, потом в какой-то момент они снова нас нагнали, пока мы бездельничали на обочине, но мы снова быстро от них уехали (конный пешему не товарищ). Каждый раз изрядно над ними потешались, но, когда встретились с ними третий раз, решили больше судьбу не искушать, так как для нас это начало было легче некуда, а вот ребята напрягались... Как мы их понимали на самом деле! У каждого из нас довольно большой опыт пеших выходов, в том числе и с охотой, и что такое переть рюкзак с горы и в гору, мы знаем не понаслышке. Тем более что в этот раз с горы нас везли велосипеды...
      Но и нам вскоре жизнь перестала казаться медом. Дорога от Бахчисарая до Успенского монастыря, первого пункта в нашем плане, хоть и была с подъемами и спусками, но в целом она была довольно легкой, а указатели помогали ориентироваться. Однако перед самым монастырем нас ждал такой подъем, которому мы оказались не готовы в самом-то начале пути. Он короткий, но довольно крутой, так что не все из нас одолели его в один прием. Часть прошли пешком... Подъем перед Успенским монастырем []
      Успенский монастырь - храм, вырубленный в горе. Довольно удивительная вещь для нас, жителей Подмосковных равнин.
      И тут мы снова встретились с камуфлированными ребятами, а вскоре нас нагнали и Велопитер с Караваном. 'Пехота' в камуфляже, не спеша, нагнала нас, когда мы уже закончили осмотр монастыря. И как раз когда мы сходили с высокой лестницы, ведущей ко входу в храм, мы увидели приближающихся велосипедистов. И первым из них шел парень, мы не узнали, как его зовут, к сожалению, который ехал с нами в одном вагоне и с которым мы разговорились в Бахчисарае. Он довольно мощно вкручивал даже уже в самом конце подъема, соблюдая ритм и следя за дыханием. Ну, а мы на радостях вышли на дорогу с возгласами: 'Здорова, братья! Как подъемчик?' И в ритме дыхания он нам ответил: НИ-ШТЯК, НИ-ШТЯК  Вон там видно камуфлированную пехоту. []
      Мы не стали дожидаться, когда они сами посмотрят монастырь, у нас была своя программа, тем более что что-то нам подсказывало, что ребята за нами едут подготовленные и нам от них все равно не уйти. Так и получилось...
      От Успенского монастыря к пещерному городу Чуфут-Кале ведет сначала довольно крутой асфальтированный спуск, который, впрочем, очень быстро заканчивается (как все хорошее ), и снова начинается подъем. Дорога переходит в каменистую тропу, которая поворачивает влево и так и идет мимо горы, на которой находится Чуфут-Кале.
      Еще не очень осознавая свои возможности, мы пошли в подъем довольно резво. Тем более, что заплечные рюкзаки действительно позволяют 'играть' центром тяжести, но, не рассчитав по неопытности свои силы (подъем был не столько крутым, сколько мешали его чрезвычайная каменистость - это по сути была выложенная камнем дорога) и не доехав до конца подъема всего ничего, мы остановились перевести дыхание и попить. Тут нас догнали наши велопитерские и караванские знакомые и дальше, до самого сворота с этой дороги на тропу, ведущую на гору и ко входу в пещерный город, мы шли вместе с ними пешком.
      Тут получился еще один комичный, на мой взгляд, момент. Дело в том, что мы ехали в Крым не только за спортом, адреналином, свежим воздухом, но и за крымскими винами, местной кухней и прочими 'излишествами'. И, естественно, Серега и Жендос не удержались от покупки портвешку в дорогу. Кроме того, Жендос - единственный курящий из нас всех.
      Так вот пока мы отдыхали на этой тропе, ребята достали портвейн, Женька закурил. В этот момент появились велосипедисты, и Димыч, как раз, когда первые из Велопитера и Каравана поравнялись с нами, сказал: 'Мужики, вон нас уже догоняют, давайте, поехали'. На что Жендос ответил: 'Ща, по глоточку еще, докурим и поедем!'
      Не знаю, была ли здесь какая-то связь, но девушки из велопитер-караванных велосипедистов (их, вроде, было двое), одарили нас недобрыми взглядами и впоследствии мы не услышали от них ни слова. Правильно, тренируешься тут, тренируешься, а тут едут какие-то неправильные с рюкзаками на горбах, да еще пьют и курят, но ведь едут, заразы, и им хоть бы что.
      Потом был Чуфут-Кале. Пещерный город, созданный древними караимами, чуть ли не начало, колыбель, их государственности, разоренный татарами, несмотря на все свое выгодное местоположение и природные благоприятные, на мой взгляд, условия для обороны... Чуфут-Кале с дороги. []
      Хочу сказать спасибо ребятам из Велопитера и Каравана. Двое из них, оставшись сторожить вещи своих товарищей, согласились присмотреть и за нашими вещами, а один провел для своих товарищей и для нас интереснейшую экскурсию по городу.
      После этого наши дороги разошлись.
      Спустившись из Чуфут-Кале обратно на дорогу и распростившись с земляками из Питера и Москвы, мы поехали дальше. Как я уже сказал, она идет у подножья горы Чуфут-Кале, а потом сворачивает резко вправо.
      Тут нам пришлось разгадывать первый ребус. Тропа упиралась в старое караимское кладбище, и по карте, вроде как, мы должны были его пересечь и свернуть куда-то направо. Но наезженная дорога поворачивала направо уже перед самым входом на кладбище (пропустить его невозможно, так как это каменная стена с воротами довольно большого размера). Пришлось взять ГПС и пройтись пешочком по дороге, чтобы установить, что она идет точно к следующей точке на приборе.
      Поехали по дороге. Тропа петляет, но если придерживаться ей, проехав мимо большого количества подготовленных и 'диких' туристических стоянок (тропа выходит на вершину гряды холмов к югу от Чуфут-Кале, где открываются живописные виды вниз на море вдалеке), то она выводит на дорогу, которая спускается к небольшому поселению, а сразу за этим поселением мимо родника поворачивает налево и идет дальше, огибая еще один пещерный город Тепе-Кермен с запада до самого села Предущельное.
      Здесь на вершине холма мы встретили группу 'пехоты' из Донецка, которые что-то колдовали над картой и спросили нас!!! как дойти до Тепе-Кермена. Помогли, чем могли, по капле за знакомство и дальше. Ребята шли пешком, до стоянки они могли дойти напрямую, нам же предстояло еще покрутить.
      К поселению ведет спуск. И хоть скорость была немногим менее 40км/ч, первое впечатление о том, какой даунхилл может быть в Крыму, мы получили.
      Набрав воды в роднике, свернули налево по дороге. Проехали через небольшой лесок, в котором наши камуфлированные знакомые !!! уже разбивали лагерь на ночевку (пешие тропы сильно режут расстояние), и выехали в поле.
      Вид! Тоже самое видели кочевники-татары, когда прошлись огнем и мечом по караимским крепостям... Слева от нас возвышался Тепе-Кермен, в который мы не должны были заезжать. Смотрят татары. Вооон Тепе-Кермен. Пойдем, вздуем караимов! []
      Ну, что ж, дорога под гору! Вперед! Очередная порция скорости. Красота. В этом поле много дорог. Мы придерживались тех, которые уходили вправо, но нам показалось, что все они, в конце концов, сходятся в одну. Дорога от Чуфут-Кале мимо Тепе-Кермена к Предущельному. Вот затакие места я люблю Крым. []
      А эта одна!.. Жалею, что у нас были рюкзаки и хардтейлы. Здесь было бы лихо пролететь на двухподвесе! Дорога каменистая с небольшими каменными выступами, которые позволяют и попрыгать. Я развернул вилку на все 130мм хода и получил большое удовольствие от этого спуска, который, пропетляв, ведет до самого Предущельного, через которое уже проходит асфальтовая дорога, ведущая дальше на восток до Верхоречья и еще дальше до кордонов Крымского заповедника.
      В Предущельное заходить не стали. Заночевали в лесочке, не доехав до деревни около километра. Так как не знали, как местные реагируют на турье, решили не мозолить им глаза и разбили лагерь недалеко от дороги в небольшом понижении, чтобы не было видно костра. В этот вечер готовили на костре. Серега и Женька все-таки сходили до деревни, поискали магазин.
      Места классные. Распадок, в котором расположено село, имеет несколько скальных выходов, в которых тоже вырублены какие-то углубления.
      И природа здесь действительно живая. Поздно ночью, когда, не желая идти рано спать, мы сидели у костра, обсуждая прошедший день, к нашей стоянке пришел какой-то зверь. Увидеть мы его так и не увидели, зато слышали очень долго и отчетливо. Нам казалось, что кто-то довольно крупный, так скажем, с большую собаку, шарился всего в нескольких метрах от костра. Но собака, мне кажется, вышла бы или хотя бы были видны ее глаза, отражающие и свет от костра, и от фонарей, которыми мы периодически просвечивали по кустам в поисках нарушителя нашего спокойствия. Так и не нашли никого.
      Первый день завершился. Все отлично.
      
      День второй. 28 апреля.
      Встали не рано. Маршрут, который мы выбрали, не должен был быть длинным, а впереди у нас было еще порядка 10 дней, так что смысла рано вставать не было. Завтрак, сборы, поехали.
      Выйдя на дорогу у Предущельного, свернули налево. Нам - в заповедник. Но по пути решили заехать в магазин и пополнить запасы продовольствия и вина  Пока стояли у магаза, мимо нас прошло просто немерянное количество пеших групп из самых разных частей Украины. Все шли к пещерным городам. Было жарко, ребятам и девчатам, последних было, по-моему, больше, чем мужиков, было тяжело, но все, тем не менее, получали удовольствие.
      По пути к Верхоречью у нас был еще один пещерный город - Качи-Кальон. Он возвышается слева от дороги. Городом его назвать трудно, скорей это просто серия пещер, но побродить там было интересно. Кроме того, тропа, ведущая к городу раздваивалась у огромного камня, на котором стрелка направо показывала на 'Пещерный комплекс Качи-Кальон', а стрелка влево - на скит Св. Анастасии. Этот последний тоже ничего особенного не представлял, просто квадратная пещера, вырубленная в известняке. Все стены исписаны турьем... Так почитаешь, можно подумать, что святая Анастасия была изрядной матершинницей, прости Господи... Самым интересным был, пожалуй, источник Св. Анастасии. Со стороны скита это действительно святой источник, с иконами и какой-то такой умиротворяющей атмосферой. В жаркий день там было прохладно. Попив, сообщили своим внизу (мы разделились на пары, чтобы двое шли вверх, а двое сторожили вещи), чтобы сливали воду обычную и готовили бутылки для святой воды. Столб Качи-Кальона []
      Еще опять же стоит отметить сами тропы. Прекрасный спуск, где тоже можно было бы отжечь на веле, будь у нас время и недостаток мозгов рискнуть своими железными конями. Я все-таки сделал один короткий спуск на велосипеде, но мешал багажник, и на скорости я этот свой 'подвиг' повторять не стал.
      Ну, и просто несметное количество ящериц...
      До Верхоречья и дальше до Синапного дорога простая. Просто асфальт, строго по карте, никаких сюрпризов. Ну, и местные жители с удовольствием показывали дорогу. Сразу за Верхоречьем дорога поворачивает направо, и опять - все время по главной.
      А вот в Синапном нас ждал первый шлагбаум. Заповедник. В принципе, теоретически, получить разрешение на посещение заповедника можно, но это только теоретически. Мы же не имели вообще никакого разрешения, но имели большое желание прорваться. В результате подъезжали к шлагбауму, громко обсуждая размер взятки  Но у шлагбаума не было никого, кому можно было бы эту взятку предложить. Пустой вагончик и все.
      Дорога перед шлагбаумом раздваивалась. Одна шла направо явно вниз и к Загорскому водохранилищу, куда нам не надо. А вот левая: за шлагбаумом начиналась она сразу в подъем. Судя по карте, нам туда, так как нам теперь высоту надо было только набирать. Обойдя шлагбаум, пошли, а потом и поехали. Проблем на этом этапе нам не встретилось. Пару раз нас обошел УАЗ, как нам казалось, работники водохранилища, но мы у них никакого интереса не вызвали. Красота! И кругом следы животных. Заповедники нужны!!! []
      Дорога - сплошные подъемы и спуски. На 3-4км расстояния приходится набор высоты в 250м. Неплохо, но каждый небольшой спуск приносил сожаление, так как терялась высота, которую все равно придется потом набирать. Периодически открываются виды на водохранилище. Оно у нас все время справа. Очень красиво.
      Пришло время останавливаться на ночевку. Единственная проблема - вода. До водохранилища недалеко, но очень крутой спуск, и мы решили не спускаться с велосипедами, а встать высоко и недалеко от дороги. Найдя хороший, наезженный поворот к водохранилищу, свернули туда, но, не проехав и 200 метров, свернули опять уже с этой дороги в лес, где нашли отличное место для ночевки. Разложили палатки, легко перекусили, двое пошли вниз за водой (Серега и Димон), а я и Женька остались готовить ужин и лагерь.
      Это была отличная стоянка. Вид на водохранилище со склона горы, на которой мы встали, повсюду кабаньи следы, заходящее солнце. Вот это отпуск! Загорское водохранилище []
      Прошел еще один день и опять без происшествий...
      
      День третий. 29 апреля.
      С утра решили и мы с Женькой сходить на водохранилище. Набрать свежей водички, пофотографировать, сполоснуться. Загорское водохранилище, вид чуть выше. []
      Загорское водохранилище довольно красиво. Кругом сопки, вода, в которой это все отражается. Утки, другая живность. Заповедник, одно слово. Нет, мы хоть и охотники, но заповедников надо больше.
      К водохранилищу ведет дорога, которая переходит в тропу. Вот это дело! Решив, что у нас нет времени, чтобы просто здесь кататься, мы с Женькой поднимались обратно в лагерь, понимая, что потом будем очень жалеть, что не скатились здесь хотя бы раз. Трасса, достойная видео. И не просто видео, а видео в духе Red Bull-овских соревнований по даунхиллу, а кое-где - просто очень приятный и техничный синглтрек с прекрасными естественными контруклонами и небольшими, но приятными кочками для прыжков... Да, жалеем...
      Дальше опять подъем сменяется спуском, но теперь нам в основном вниз. На пути урочище Шелковичное. Здесь есть остатки деревень, говорят, татарских. Трудно сказать, когда они перестали существовать, но памятники павшим в Великой отечественной войне говорят о том, что на Войну люди уходили отсюда. Здесь когда-то были татарские деревни []
      По пути наткнулись на фазанов! Отличная фотоохота.
      Все это время дорога идет вдоль реки Кача. Кое-где встречаются броды, в том числе и автомобильные. Но на другую сторону нам не надо. Места - класс. Заповедник.
      Чем дальше заезжали в заповедник, тем больше становилось ясно, что народ сюда все равно наведывается несмотря ни на какие запреты. Повсюду были таблички, запрещающие въезд или поворот куда-то, причем всегда говорилось, что кругом шипы. Проверять это мы не стали, тем более что куда-то сворачивать, как нам казалось, нам не надо. Все время по главной, которая из себя представляла такой хорошо наезженный грунтовый тракт.
      Не тут-то было! На пути у нас, судя по карте, должен был находиться кордон заповедника под названием Аммональный. Мы рассчитывали по-тихому его просто пройти, а потом через несколько километров после населенного пункта под названием Крымский, который на карте был обозначен как нежилой, уйти на тропу, пересекающую заповедник с запада на восток и выводящую на дорогу, которая через подножье г.Роман-Кош выводит нас к серии перевалов Гурзуфское Седло, Никитский и дальше на спуск к Ялте.
      Так вот вместо Аммонального нам встретился кордон Олень, который по карте должен был быть от этой дороги километрах в 6-7 севернее!!! Хорошо, мы решили, что если будем рваться на восток, то все равно выйдем на нужную нам дорогу. Но фишка в том, что недалеко после кордона дорога раздваивалась, и пока мы решали, как нам ехать, нас догнал на мотоцикле лесник...
      Сказав нам, что мы должны поехать по правой дороге, чтобы выйти на кордон Аммональный, где с другими лесниками нас будут 'оформлять' за незаконное пребывание в особо охраняемой природной территории - заповеднике, лесник умчал дальше.
      Что ж делать, поехали... На кордоне нас встретили еще двое лесников. Договорились, что платим штраф, но идем дальше по своему маршруту. Конечно, наше пребывание на территории заповедника было незаконным, и мы понесли наказание. В то же время надо отдать должное лесникам, которые отнеслись и к нашим проблемам с пониманием, тем более, что многое говорило в нашу пользу: от газовых горелок (костры разжигать не надо, а именно пожара лесники 'боялись' больше всего) до пакета с мусором, который мы везли с собой, не желая выкидывать невесть куда. Пакет мы, кстати, оставили на кордоне с разрешения лесников.
      Кроме того, узнали, что получить разрешение в Анапе невозможно в принципе, так что народ ходит в заповедник незаконно. Лесники против туристов ничего не имели, но жаловались, что есть нерадивые туристы, которые жгут костры, а им потом вместо майских праздников приходится тушить пожары.
      Кроме того, выяснилось, что кордон, который нам встретился первым и который назывался Олень, вовсе не Олень, а Молочный. Олень находится там, где он обозначен на карте. Населенный пункт Крымский - это не населенный пункт, а бывший туберкулезный санаторий. Наш путь, по их словам, лежал через него по трудной тропе на восток до кордона Буковского. Он уже был расположен на нужной нам дороге к Роман-Кош.
      Что можно сказать тут? РЕБЯТА, ЕСЛИ КТО-ТО РЕШИТ ПОВТОРИТЬ НАШ МАРШРУТ, ИМЕЙТЕ ВВИДУ, ЧТО ЭТО ЗАПОВЕДНИК - ОСОБО ОХРАНЯЕМАЯ ПРИРОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ, КУДА ВХОД ПРОСТЫМ ЛЮДЯМ ЗАПРЕЩЕН! Так что все - на свой страх и риск. Если лесники вас завернут обратно с первой трети маршрута, не обижайтесь ни на нас, ни, тем более, на них. Нам повезло, а они выполняют свою работу. Очень нужную работу. И трудную.
      Угостив мужиков вкусным портвейном, выслушав упреки в том, что мы в Москве о Крыме, который русский, совсем забыли, что мы должны забрать Крым к себе... Но это тема для особого разговора. Я бы не против...
      Вернулись до развилки, где нас поймал лесник, пошли уже по левой дороге, которая привела нас к Крымскому.
      Санаторий Крымский в советские времена был, видно, всесоюзной здравницей. И довольно богатой. Развалины корпусов, оплетенные хвощем или чем там, статуи... Это нам напомнило фильм 'Добро пожаловать или посторонним вход запрещен'. Помните, 'когда я был маленьким...' или вот это 'а чёй-то вы тут делаете?'...
      В то же время ощущения были жутковатые... Думается, по ночам здесь по-прежнему бродят души тех, кто так и не оправился от ТБ.
      Проехали еще один памятник расстрелянным фашистами шахтерам-подпольщикам. Тоже заброшенный. Типичная стела, но к одной из ее сторон был приварен отбойный молоток. Недалеко от ТБ диспансера Крымксий []
      Мне кажется, что это была самая сложная часть пути. Технически ничего сложного не предвиделось. Дорога как дорога. Довольно широкая. Видно, что здесь ездят на чем-то вроде Шишиги (ГАЗ-66). Но стоило на нее ступить, сразу стало понятно: попали. Под этими листьями столько всего, чего не надо []
      Дорога покрыта толстым слоем прошлогодней листвы. Она не только пружинила и мешала ехать, но еще и скрывала под собой разные неприятности, вроде ям с жидкой грязью или...шипы! В результате Димон проколол колесо, но довольно вовремя. Надо было отдохнуть.
      Пока он клеился, мы обсудили наш дальнейший путь. Решили, что до асфальта вполне дойдем. Время есть.
      Перекусили, поехали дальше. И тут... Да, вот это был подъем. Ехать было невозможно. Даже идти, толкая велы, было очень трудно. Плюс опавшая листва и скользкая земля под ней. Когда поднялись, поняли, что опять нужен отдых. Оглянувшись назад, обалдели. Сверху спуск казался просто вертикальным. Промеряли по ГПС. За какие-то сотни метров набрали высоту в 120м! Велоальпинисты... Дна-то не видно! А мы оттуда! []
      Дальше дорога была легче. Лес был еще совсем голым, так как зима в Крыму в этом году затянулась. Зато все было видно издалека. Например, олени, которые то уходили от дороги, то длиннющими прыжками перелетали через нее, испугавшись четырех непонятных существ. Довольные. Это мы еще не знаем, что у нас впереди. []
      Были здесь и клещи. Но нет худа без добра. Думается, было бы теплее, мы бы их с себя снимали десятками. А так в прохладце они были неактивными.
      Вскоре дорога снова раздваивалась. После непродолжительной разведки было установлено, что нам - все время по прямой на восток. А вскоре показалась и дорога, на которую мы хотели выйти.
      Подумав, решили опять пойти и сдаться лесникам на кордоне Буковского. Ну, а что? Мужикам лишние деньги не помешают, а мы, глядишь, помоемся в бане, приведем себя в порядок перед выходом в цивилизацию. Скатились с горки к кордону... Оказалось, зря. По всей видимости, здесь уже все спали таким сном, который не просто прервать. И даже лай собственной собаки никого не разбудил. Что ж, не солоно хлебавши, развернулись и поехали искать место для ночевки.
      Заночевали недалеко от дороги, но в лесу и так, чтобы с дороги нас не было ни слышно, ни видно. Димон и Серега под покровом ночи сходили за водой.
      Ужин, отдых. Прошел еще один день.
      
      День четвертый. 30 апреля.
      Проснулись, чтобы узнать, что на улице во всю хлещет дождь. Он то затихал, то начинался опять. Но даже когда его не было, нас тут же накрывало облаками, причем столь густыми, что не могло быть и речи о том, чтобы куда-то ехать. Ну, время у нас есть, решили сделать дневку и остаться еще на одну ночевку, несмотря на то, что комфортной она быть не собиралась. В облаках есть жизнь. []
      Проблема оказалась еще и в том, что еды на четверых здоровых мужиков оказалось недостаточно, поэтому, дожив кое-как до ужина, сделали похлебку из всего того, что оставалось. Больше всего оставалось...ЛУКА ;)))) Поэтому супчик получил название луковой похлебки. Тем не менее, этого оказалось достаточно, чтобы продержаться еще ночь. А еще мы сварили компот из имевшихся у нас сухофруктов типа курага. Тоже ничего. Согревает.
      Ночью облако ушло. И ударил заморозок. GPS показал -3 с утра в палатке. Это была и самая холодная ночевка. Но нам не впервой.
      
      День пятый. 1 мая.
      Ну, с Первомаем!
      Встали очень рано, так как будильник зазвенел в пять утра. Не потому, что так решили встать, а потому что Жендос поставил будильник, чего-то там не рассчитав, то ли разницу во времени, то ли еще чего-то там у себя, но после того, как проснулись, спать уже не хотелось. Тем более, что предыдущий день был, считай, днем отдыха...
      Вышли на маршрут. Дорога была легкая, так как нам надо было просто ехать по главной и наслаждаться видами вокруг. А вокруг были горы. Почти настоящие, так как из-за затянувшейся зимы на их вершинах еще лежал снег.
      На пути, справа от дороги расположилась база отдыха Дубрава. На поляне перед домиком паслась лошадь. Идиллия. Сначала сделали фотографию лошади, а потом доехали и до указателя 'Дубрава, 1150м.н.у.м.' Документальное, так сказать доказательство, что перепад почти в километр у нас был. Дубрава. Высота над уровнем моря. Прошли целый километр вверх []
      В этот раз, несмотря на асфальт и относительно простой спуск, у нас все-таки начались проблемы. Мы с Жендосом этим спуском наслаждались. Только ветер в ушах свистит, едем, меняясь друг с другом ведущей ролью. Это то, зачем мы ехали в эти горы. Димка и Серега постоянно отставали. В какой-то момент мы решили вообще остановиться, чтобы дождаться ребят. Подъехал Димон, а Сереги с ним не было. Причем ждали достаточно долго. Потом решили вызвать его по рации.
      Ответил он сразу. Сказал, что у него все в порядке и что он сейчас подойдет. Вот это 'подойдет' меня и напрягло. Связались еще раз, сказал, что немного поломался, а вскоре и сам показался из-за поворота...
      Шел пешком. Издаля, вроде живой, без видимых повреждений. Оказывается, что на одном из поворотов не рассчитал со скоростью и начал вылетать на обочину. Ошибка оказалась в том, что сразу начал тормозить и пошел юзом. Лег на бок. Самого спас рюкзак.
      А вот велосипеду повезло меньше. Согнутый под нижнее перо рамы шатун, свернутый в спираль вынос и здорово погнутый руль. Но самое главное - отломанная горилла и вышедшая из втулок и сальников нога вилки. Вот такой руль. А еще шатун, штаны, кофта. Все это - в минус! [] Сломали... []
      Выгнули шатун. Сдвинули внутрь выноса руль в месте сгиба, чтобы не гнулся дальше. Ногу вилки вставили обратно, а сломанную гориллу обмотали веревкой и залили клеем 'Момент'. Таким образом Сереге предстояло дойти как минимум до Ялты. То, что раньше могут быть веломагазины, мы и предположить не могли. Починили!.. []
      Следующим пунктом на пути был Роман-Кош. Чучельский перевал. [] Самая высокая гора Крыма. Хоть видел я и повыше, но сгонять наверх все равно хотелось. Тем более что там есть множество туристических троп, да и вообще народ был, так что спросить дорогу наверх было легко. А там в горах все еще снег лежит. []
      Однако решили разбиться на пары, как всегда, чтобы кто-то сторожил вещи. Первыми пошли Серега и Димон (кстати, они там здорово покатались на задницах со снежников). На вершине Крыма. [] Их не было долго, и мы с Жендосом успели и замерзнуть и проголодаться. А когда они вернулись, мы поняли, что у нас опять проблемы. С ними шел лесник.
      Этот лесник был строже. Мы заплатили ему штраф, который опять оказался мизерным для четырех человек. Но в тоже время разговорились. Оказалось, что можно позвонить знакомому леснику, и он вполне может организовать отдых в заповеднике. Это незаконно, и их проверяют, но, насколько я понял, если группа идет в сопровождении лесника, то претензий меньше и к группе, и к леснику. В общем, на самом деле поговорили с лесником хорошо. Вид с Роман-Коша []
      Поехали дальше. Дорога опять легкая в плане ориентирования. А физподготовка здесь не помешает, так как подъемы сменяются спусками. Надо сказать, что у меня создалось впечатление, что спусков все-таки больше, что нас радовать не могло, так как нам порядка еще 300 метров набрать надо, а мы высоту теряем.
      Кстати, лесник сказал нам и еще одну вещь. Перевал Никитский, да и Гурзуфское седло, находятся под снегом, который еще не сошел. Пешего этот снег держит, а вот велосипеды не пройдут. Только волоком. Тем более, что за день до нас там засел 'смельчак' на джипе. Крррасафцы! []
      Сориентировал он нас на старую, как он сказал, коновозную дорогу. Через 3-4км после кордона 'Роман-Кош' с главной дороги налево сваливается дорога, которая ведет все к тому же перевалу Гурзуфское седло. Наша задача была протащить велы несколько км по снегу, чтобы выйти на перевал, где дорога раздваивается: одна уходит наверх с Никитскому и Беседке ветров, другая ведет вниз к Гурзуфу. Он предложил нам нижнюю.
      Как оказалось очень не зря, хотя по снегу идти было тяжело. Снегоходы! []
      Исток реки Кача в Крымском заповеднике. Река вытекает прямо из-под скалы. [] Когда мы вышли на Гурзуфское седло, перед нами открылся настоящий 'туристический' проспект! Одна группа уходила дальше на перевалы, другая спускалась, несколько отдыхали, кто-то катался на пенках со снежников. В общей сложности перед нами предстала картина: человек 100! туристов, и ведь это в заповеднике! Обменялись новостями, кто откуда. Мы были здесь единственными велосипедистами, хотя велосипедные следы все же были здесь не только наши. Гурзуфское седло. Нам предстоял классный спуск. [] Мы выше облаков на Гурзуфском седле. [] Гурзуфское седло. Там внизу то ли Ялта, то ли Гурзуф. []
      Спуск с Гурзуфского седла... Для обычных велотуристов такая дорога, наверное, является проблемной, так как ее рельеф довольно костотрясный. Для нас это было самое то! И мы с Жендосом отпустили тормоза!..
      Грунт, кое-где присыпанный камешками, повороты серпантина, и все это на протяжении пары часов! Даже попрыгать смогли. Нет, не нужно широкое седло и рюкзак-штаны на багажнике. Весь кайф будет пропущен или проползан на тормозах. Кое-где мы срезали и ехали не по дороге, а прямо по целине... Кайф!!!
      Были здесь и неприятности. Сначала 'убрался' Димон. Довольно жестко. Здорово разбил колено (да, не дураки придумали защиту). Пока Серега и Жендос уехали вперед, оказал ему первую помощь. Ехать дальше он вполне мог.
      По пути встретился еще один кордон заповедника. Из него никто не вышел, но возле него стояли два таких пепелаца! Можете себе представить 'Победу', установленную на шасси ГАЗ-66? Так вот таких там было 2! Чума, а не машины! Биг-Фут раз... [] Биг-Фут два-с... Шасси от ГАЗ-66 скорее всего. [] Правда, они там такие колеи делают!.. Сразу за машинами начиналась горка. Я с горяча махнул на нее первый, а там две колеи и между ними узенькая полоска ровной земли, на которой камень на камне... Вот это была борьба за выживание! Но все закончилось хорошо. Под горкой наконец-то остановился, отдышаться. Но это не все наши приключения были на этой дорожке.
      Уже выехав к Гурзуфу, вышли мы еще на одну горку. На открытой местности эта горка показалась совсем не опасной, и это впечатление также было обманчивым. Только на этот раз первым шел Жендос. Всего за несколько метров до подножия горки дорога поворачивала налево, причем довольно круто. А за поворотом... Опять все те же колеи от бигфутов... Женька влетел в одну из них, и почти не упал. Я кое-как остановился неподалеку от него, а, обернувшись, мы увидели Димона, который к этому времени уже перестал бороться за устойчивость велосипеда и просто падал. Пока мы ржали, он, матерясь, вылезал из-под велосипеда, выпутываясь из рюкзака. Матерился он на нас с Жендосом за то, что мы не помогли ему выбраться. А потом подъехал и Серега, который отснял все это на камеру.
      Въехав в Гурзуф, озадачились поиском ночлега. Грязные мы были с головы до ног, так что желающих взять нас на постой было немного (Серега во время падения на Роман-Кош разорвал себе штаны по шву штанины, а когда приехали в Гурзуф, просто ножом отрезал обе штанины. Неровно, так что вид у него был тот еще... Гаврош). Взяла в результате бабуля, у которой в огороде мы отмылись сами, отмыли велосипеды. А вечером хорошо прогулялись по Гурзуфу, поужинав в татарской кафешке неподалеку.
      
      День шестой. 2 мая.
      В Гурзуфе мы не планировали останавливаться надолго. Гурзуф у нас вообще не был запланирован и находился он дальше к востоку, чем нам нужно было. Вообще поселок очень приятный, но нам надо было в Ялту. Тем более, что нас впереди ждал Массандровский винзавод и Ай-Петри.
      Путь из Гурзуфа в Ялту не сложный. Дорога. Машин много, но больших проблем они не создают. Подъемы чередуются со спусками.
      На въезде в Ялту начали попадаться люди, предлагающие жилье. В большинстве случаев, как и в Гурзуфе, это были посредники, так как, как я понял, лучше искать все-таки хозяина, так как с ним можно поговорить и найти более подходящие условия.
      И тут нам здорово повезло. Проехав всего километра полтора, мы нашли мужичка, скорее даже дедушку, который сидел в своей белой 'копейке' и ждал клиентов. Надо сказать, что к различным чудо-предложениям мы относимся с определенной и вполне объяснимой осторожностью. Вот и здесь: когда дед сказал, что у него есть дом, который он нам практически отдает, а еще в придачу гараж, куда мы сможем поставить свои велосипеды, а еще их там можно помыть, а еще он живет в 10 минутах ходьбы от набережной и центра города и все это за 50 долларов на два дня на 4 человек... Рыбка, все хорошо, только я что-то не пойму, где ты меня кидаешь...
      Но решили ехать к нему. Всем, кто был в Ялте, известно, какие перепады высот в этом городе существуют. Вот и здесь, пока мы доехали до дома, нам пришлось спуститься к самому морю. По городу. На велах. Следом за белой 'копейкой'. На скорости ялтинского движения, которое не в пробках довольно быстрое.
      Пару раз пролетали мимо дорожной полиции. С удовольствием наблюдали, как ребята-полицейские провожали нас удивленными взглядами...
      Но не все коту масленица! Перед самым домом нам предстояло преодолеть подъем круче, чем тот, который мы с таким трудом взяли в первый день в Крыму, перед Успенским монастырем. Заехали только я и Димка, и то не до самого конца. Перед самым домом был крутой поворот и еще больший градиент, вот здесь-то мы и выкинули белый флаг. Зато сама поездка по городу с горки доставила большое удовольствие. Тем более, что чуть позже нам попались двое парней на прекрасных двухподвесах от Kona. Двухкоронные вилки и шлемы-фулфейсы четко указывали на то, что покататься здесь есть где.
      Пару слов о том, где же мы остановились. Дом деда представлял собой вписанный в склон горы трехэтажный особнячок с несколькими выходами. Сколько там комнат, я сказать затрудняюсь. Нам достались ТРИ!!! И по двуспальной кровати каждому!!! Отдельный вход, отдельный санузел с огромной ванной, своя кухня, выход на балкон и, действительно гараж. Один из трех, который запирался и туда никто больше ничего не ставил. Причем стоило это все 30 долларов в день. Однако дед сказал нам, что если мы останемся на два дня, это будет стоить уже 50 долларов и, чем дольше мы гостим, тем дешевле это будет.
      Решили остаться на два дня. Вид из окон наших аппартаментов в Ялте. []
      В первый вечер погуляли по набережной и отлично поужинали в кафе 'Калина'. В этом кафе мне позвонили с работы и 'обрадовали', что в конце июня я еду в командировку в Новую Зеландию...
      Неразборчивый Зверев чуть было не зацепил на набережной девчонок, которые оказались совершенно молоденькими, но решительными... Еле ноги унесли 
      
      День седьмой. 3 мая.
      Этот день мы целиком проведем в Ялте.
      Выспались отлично, ну, еще бы двуспальные кровати каждому, хорошая еда, чистое постельное белье и... Планы на этот день! Одна из основных целей нашего пребывания в городе Ялта было посещение винного завода в Массандре. Без слов ясно... [] Мы жили от него всего в нескольких минутах езды на маршрутке, поэтому вскоре после завтрака мы были уже там. Экскурсионная программа на заводе довольно разнообразная: есть возможность посетить различные цеха и подвалы завода и дегустацию, вот только за каждую часть придется заплатить. Мы решили пойти по максимум, все-таки неизвестно, когда мы здесь появимся в следующий раз. Поэтому нам предстояло посетить все подвалы винзавода, включая самый ценный королевский, где хранятся бутылки с хересом 1773 что ли года, ну и саму дегустацию. Королевский подвал винзавода в Массандре. []
      Мужики не сводили глаз с экскурсоводши, огромных бочек, в которых настаивается вино и... Но больше всего ждали дегустации. 9 сортов крымских вин. 50 грамм каждого вина. Экскурсаводша становилась все симпатичнее и симпатичней ;) В общем, эта часть поездки удалась. Да, что там говорить. Попов с бокалом перед входом на винзавод и находящееся радом кафе!.. А глаза все того же Попова перед дегустацией! Сразу было видно, что человек жил ради этого момента всю свою жизнь. А если еще учесть то, что Попова на дегустации хотели вообще обделить (кто-то не взял билеты на дегустацию, но на саму дегустацию пришел... Коварный план не удался!). Серега думает, что его обделили... Но враг не прошел! [] Серега думает, что его обделили... Но враг не прошел! []
      Затем в нашей программе была починка велосипеда Сереги. Напомню, что у него точно была в минусе вилка, вот ее-то и надо было найти. После довольно долгих поисков веломагазинов по городу (благо, не в сезон такси сильно в Ялте не дерут) было решено сдаться и пойти на местный рынок, где, как в Греции, есть все. Там была приобретена вилка... которая к Серегиному велосипеду просто не подошла. Сам не пойму, каким образом мы купили вилку с резьбовой рулевой трубой для горного велосипеда... Пришлось идти менять. Причем для кросс-кантрийного велосипеда была куплена (за отсутствием выбора) вилка RST Launch. Ну, кто не знает, это такая вилка с ходом в 130мм, которая предназначена для дерта. Зато неубиваемая. Для Попова в самый раз. Он вскоре этим начал пользоваться, не пропуская ни одной придорожной канавы. Жендос приобрел резину Tioga Factory DH 2.35. Хороша. Вроде как хвалили... Однако не все так просто. Резина оказалась слишком широкой для велосипеда Жендоса, в результате у него перестал работать передний переключатель, который начинал тереть о шипы покрышки, как только цепь перекидывалась на самую малую звезду системы.
      Обедали в какой-то столовой вроде как для бедных. Вспоминали свое студенческое детство .
      Вечер снова прошел на набережной. В этот раз без приключений.
      
      День восьмой. 4 мая.
      Настала пора покидать гостеприимную Ялту. Расплатились с Анатоличем, дедком, который взял нас на постой и предложил такие выгодные условия. Кстати, у него взяли контакты: Бог знает, может когда-нибудь кто-то из нас повторит этот поход, может со своими детьми, и Анатолич, дай Бог ему здоровья, снова даст крышу над головой.
      Наш дальнейший путь лежал вдоль побережья Черного моря, через несколько прибрежных населенных пунктов. Не могли мы не посетить и известное во всей стране Ласточкино гнездо. Где-то на пути к Ласточкиному гнезду []
      Надо сказать, что, сами того не зная, мы проложили себе достаточно простой маршрут, так как в очередной раз дорога сменялась подъемами и спусками, но подъемы не были такими уж страшными, а спуски были и затяжными и довольно скоростными, что не могло не радовать. О своем везении мы начали подозревать тогда, когда видели поднимающиеся на встречу группы велотуристов. У некоторых не было сил даже просто махнуть рукой в качестве приветствия. Ну, да ничего, мы-то их понимали... Хорошо там... []
      Само Ласточкино гнездо - место, конечно, красивое, но, как и везде, здесь уже давно, если мне не изменяет память, работает ресторан. Рядом куча сувенирных киосков и палаток с разным сопутствующим снадобьем. И это-то как раз все и портит. Кто был там, наверняка помнят, что есть такое Дерево желаний. Надо подняться чуть выше самого мини-замка Ласточкиного гнезда, и там будет дерево с висящими на нем разноцветными тряпочками. От этого дерева, по идее, должен открываться хороший вид на само Гнездо, но... Этот самый вид преграждала торговая палатка красного цвета с надписью Кока-Кола. Не, я все-таки антиглобалист, будь они не ладны эти транснациональные корпорации. Ласточкино гнездо в руках у Жендоса. []
      Короче, настроение этим нам немного подпортили, хотя фотки сохранят надолго воспоминания об этом, безусловно, красивом месте. Если ж он не скулил, не ныл, 	Пусть он хмур был и зол, но - шел, 	А когда ты упал со скал, 	Он стонал, но - держал... []
      Дальше нашей целью был поселок Кореиз, где мы планировали остановиться дня на два. Дело в том, что в Кореизе работает канатная дорога - фуникулер, с помощью которой можно подняться на гору Ай-Петри. А эта гора - еще одна цель нашего путешествия. В общем поехали...
      В Ласточкином гнезде мы провели немного больше времени, чем изначально планировали. Расплата наступила в конце дня, когда уже начало смеркаться, а до Кореиза мы все еще никак не могли добраться. Дорога была легкой и в плане езды, и в плане рельефа, да и местные жители, если что, были готовы подсказать дорогу, однако испытания для нас были припасены на самый конец.
      По дороге нам встретилась группа велотуристов. Не знаю, смеяться или нет, но встреча с ними оставила двоякое впечатление. Обычно велосипедисты, встречавшиеся нам, были довольно приветливы. 'Кто, как, откуда? Счастливо! Удачи!' - обычная форма приветствия. Эти же встретили нас молчанием. Кроме того, было видно, что они устали, да и в группе у них явно не все ладно было, потому что они на повышенных тонах 'обсуждали' свой путь. По всей видимости, они шли из Кореиза, так как спускались не на велах, а пешком по лестнице, которая потом и нам пригодилась, но уже когда мы просто гуляли вечером в окрестностях этого крымского поселка... Ну, а когда нас всех догнал Серега в своих рваных армейских штанах, наглой физиономией и заплечным рюкзаком на 120л (явно моветон для 'правильных' велотуристов) и спросил у ребят: 'Ну, что сегодня ужинаем на завтрак?', вся компания решила прекратить свои споры и дружно и молча ушла свои маршрутом. Подальше от нас...
      И вот тут-то и началось. По всей видимости, мы были все-таки ближе к подножью горы, на которой был расположен Кореиз. А как можно добраться на транспорте до вершины? Пра-а-а-авильно, по дороге, которая называется серпантин. По нему-то мы кое-как и уже затемно добрались до Кореиза. Начиналась эта дорога у входа в один из многочисленных домов отдыха, а выходила практически в середину поселка. Как раз к торговой палатке и автобусной остановке.
      Серега, когда хочет есть и спать, способен на многое. Поэтому, несмотря на поздний час, он куда-то пропал минут на 40, а когда вернулся, оказалось, что он нашел нам очень хороший ночлег. Мужичок поселил нас в отдельный летний домик, где была своя кухонька. Душ был в огороде, все хозяйство охраняла собачка а-ля Зефирчик из известного анекдота. Хорошее место. Распаковались, устроили на ночь велосипеды под тент, но пока всем этим занимались, с гулянки вернулась белокурая хозяйская дочка... Хм, одичали мы, видать, в горах-то, поэтому, поймав на себе наши взгляды, девчонка предпочла с нами не разговаривать и вообще потом обходила нас стороной...
      Поужинали и завалились спать. Уснули быстро, чему, видать, способствовали и накопившаяся за день усталость и думы о хозяйской дочке. Ну, и душ: он, конечно, расслабляет.
      
      День девятый. 5 мая.
      Сегодня нас ждет гора Ай-Петри - известная крымская велосипедная 'Мекка'. Мы были наслышаны о многочисленных тропах, по которым можно спуститься на велосипеде, однако лишних иллюзий не питали, так как велосипеды у нас были кросскантрийные, которые могли бы и не выдержать жесткого даунхильного изнасилования.
      Но сперва на Ай-Петри надо было подняться. Найти станцию канатной дороги было не сложно, так как поднимающиеся в гору кабинки были видны практически с любой точки. Однако, на всякий пожарный случай, мы спросили дорогу у местной дорожной полиции. Их ответ нас немного насторожил: полицейский сказал, что не факт, что канатка работает. Если ветер слишком сильный, канатку отключают. Тем не менее, мы решили попытать счастья и не ошиблись.
      Найдя станцию канатной дороги, мы взяли билеты (велосипеды оплачивать пришлось отдельно) и стали ждать своей очереди попасть в кабинку.
      Перед зданием станции огромное количество сувенирных магазинов, но это не то, что привлекло наше внимание. Войдя в здание канатной дороги, я увидел прислоненный к стене велосипед, о котором сам в то время мечтал и собирался купить раму, как только вернусь из Крыма (забегая вперед, скажу, что так оно и произошло, однако, вскоре только что купленную раму пришлось продать по семейным обстоятельствам). Это был видавший виды и, видимо, побывавший в даунхильно-фрирайдных боях Norco Six 3 года эдак 2005 выпуска. С прочнейшей вилкой FOX 36 Van... Что можно сказать? Да, именно на таком веле следовало приезжать на Ай-Петри. Но самое удивительное, владельцем этого аппарата была девушка. Шлем-фулфейс, полная защита... Человек приехал покорять гору. Я ей по-хорошему завидовал. Она уехала следующей кабинкой, а нам пришлось подождать еще одной.
      Поднятие на канатке - занятие тоже вполне себе интересное: постепенно далеко позади и где-то внизу остается Кореиз. Домики становятся все меньше, а стена Ай-Петри вырастает, однако сначала кажется, что нам в нее не подняться. Но кабинка все набирает и набирает высоту, и в конце концов оказываешься на конечной станции. Здесь есть смотровая площадка, с которой открывается прекрасный вид вниз на море и город, оставшийся далеко внизу. И леса...
      С места в карьер! Мы были налегке, лишь маленькие рюкзаки с водичкой и самыми необходимыми личными вещами. Ну, я еще аптечку прихватил, мало ли что. Кстати, понадобилась, но обо всем по порядку.
      Плато Ай-Петри похоже на сплошной рынок. В основном татарский. Здесь можно и перекусить, и отдохнуть и купить чего-нибудь, однако нас это все не интересовало: нам хотелось покататься, поэтому, ответив на вопрос какого-то молодого парня-татарина про цену на велосипеды (я там спрыгнул с небольшого уступчика пару раз, причем в первый раз чуть не грохнулся), мы поехали.
      Описывать все не имеет смысла. Заглянули в пещеру, кажется, она называется Синеглазка. Вход в пещеру Синеглазку [] Пофотографировали внутри. Даже сам хозяин пещерки - маленький гном-сталактит (или сталагмит?) сверкнул глазами для фотографии. Ледяной конус в центре и довольно низкая температура внизу впечатляли. Ко входу в пещеру можно спустится и на веле, лишь бы не налететь на других посетителей... Покатались и на других местных ямах...
      Но потом встали на дорогу, которая, как нам сказали, ведет вниз к водопаду Учан-Су, и пошли по ней.
      Спуск по серпантину - вещь коварная. Вроде неплохой асфальт стимулирует разгон и прохождение поворотов на грани заноса, однако машины здесь тоже ездят, так что надо быть предельно осторожными: попасть под машину в тысяче километров от дома - занятие на любителя...
      Кстати, о машинах. Дорога вниз с плато Ай-Петри проходит через Т-образный перекресток, на котором надо повернуть направо. Дальше уже будет довольно просто.
      На этом перекрестке мы встретили участников ралли 'Легенды Крыма'. Позже, на одной из смотровых площадок, с которой открывался хороший вид на зубцы Ай-Петри рядом с нами остановились две машины-участницы ралли. Как оказалось, в одной машине были две девушки, с которыми с удовольствием пообщались Серега и Димон, а в другой машине ехали наши земляки! Ребята из подмосковного Ногинска! Все-таки приятно встретить земляков так далеко от дома. Зубцы Ай-Петри. []
      Мы обменялись с ними координатами, просто так, как нам казалось. Но так как ребята занимались поставками крымских вин в Москву, по приезде домой я связался с одним из них, чтобы узнать, в какие магазины или рестораны они поставляют мадеры и хересы из Массандры. С одного такого ресторана у меня начался роман с моей будущей женой... Но не об этом... А, ну, не в качестве рекламы: на ст.м. Фрунзенская есть хороший магазин крымских вин с наибогатейшим выбором. Выбор такой, что я готов его рекомендовать. Цены, правда, не самые низкие. Четверо смелых. В щайтан-щапке я. []
      Спускаться с горы мы начали одновременно с ралли и довольно долгое время держали скорость такую же, как наши четырехколесные друзья, а иногда даже вырывались вперед. На поворотах велосипед все-таки оказывался быстрее. Но на одном из этих поворотов, поворачивая по малому радиусу, я вошел в занос, который чуть было не вышел из-под моего контроля (ехавший сзади Жендос сказал, что какое-то время я ехал вообще-то на одном только переднем колесе, а значит, вообще ничего не контролировал). Проблема была не только в этом, а в том, что сзади шли машины ралли, а навстречу попался Мерседес, под который я мог бы вполне угодить, если бы обстоятельства сложились по другому... В общем, раллийцев я решил пропустить вперед и поберечься.
      А вот и съезд к Учал-Су. Как любое людное и посещаемое место, этот поворот забит столиками с сувенирной продукцией и кафешками. Велосипеды пришлось оставить у ворот, где сидели охранники, которые, впрочем, сказали, что за технику можно не беспокоиться. Ну, спасибо и на том. На водопаде, гораздо выше того уровня, где остаются все туристы, стоит будка, на крыше которой стоит статую орла.
      Сделав несколько кадров снизу, мы с Серегой не преминули подняться по полуразрушенной и теоретически закрытой лестнице (там висела табличка 'вход запрещен'). Нас никто не остановил, да и не только мы туда лезли. Поднялись, прошли по тропке к самой будке. Будка эта очень похожа на чей-то водозабор, но запустение здесь крайнее. Кругом мусор. Даже чье-то нижнее белье плавает там, где расположены трубы водозабора. А у орла не оказалось хвоста... Печально все это. Вот у этого орла не оказалось хвоста []
      Сфотились и там, наверху. Здесь можно подойти к самому водопаду. По камням, сначала я, а потом и Серега, подобрались к самому подножью. Красиво. Серега на Учал-Су []
      А потом опять спуск по серпантину, выезд на шоссе, где нужно повернуть направо, на запад, и дорога ведет прямо в Кореиз, где мы славно поужинали в небольшой и пустынной кафешке. Если мне не изменяет память, там был какой-то из массандровских портвейнов. Я же говорю, какой-то из массандровских портвейнов ;) []
      В целом день прошел очень хорошо. Все цели были выполнены. Ну, а то, что мы не побывали на местных фрирайдных тропах - не беда. Будет повод вернуться сюда еще раз и на другой технике.
      
      День десятый. 6 мая.
      Сегодня выдвигаемся в сторону последнего пункта нашего маршрута - Севастополя. Ходу до него - расслабленные два дня, однако и здесь будут затяжные подъемы. А еще надо будет подготовиться к завершению нашего путешествия. Нет, не закупить сувениров и крымских вин, а подготовить ужин на четверых, который мы устроим на нашей предпоследней дикой стоянке.
      Недалеко от домика, где мы жили, располагался магазин, где продавали свежее мясо, которое было куплено и упаковано в кастрюльку, чтобы чуть позже быть замаринованным. Мясо Серега с Жендосом выбрали просто замечательное!
      Собственно, на этом можно было бы и закончить свой рассказ об этом путешествии, так как дорога здесь проста: можно сказать, что здесь все дороги ведут в Севастополь. Однако кое-что и здесь стоит упомянуть.
      Дорога - сплошной и довольно неплохой асфальт. Думаю, что даже люди физически не очень подготовленные к моменту подъезда к Севастополю уже будут готовы к любому подъему и спуску, если он асфальтирован, так что можно ехать себе и ехать.
      По пути решили остановиться у места, где дорогу пересекал какой-то ручей, стекающий с гор. Здесь есть небольшая стояночка-карман, где достаточно места для нескольких машин. Сам ручей 'закован' в бетон, но если подняться по ручью вверх, то там он становится гораздо живописней и избавляется от следов пребывания здесь 'цивилизованных' людей, то есть от мусора. Здесь, поднявшись повыше, где вода ручья была чистейшей, Жендос и Серега хорошенько промыли мясо, которое затем было засыпано приправками (в этом плане что Женька, что Серега оказались весьма запасливы), практически запрессовано в кастрюльку и поставлено на багажник к Димону для мариновки на ходу. Кстати, как оказалось потом, это - весьма эффективный способ приготовления шашлыка, так как мясо получилось нежнейшим!.. Чем дальше от людей, тем чище становился ручеек. А мясо!.. []
      Пустились в дальнейший путь. Дорога в Севастополь проходит через несколько тоннелей. Перед первым из них мы и остановились. Очень не хотелось ехать в автомобильном тоннеле, дышать гарью. Однако мы знали, что по побережью проходит две или даже три параллельных дороги. Они идут просто на разной высоте. Этим мы и решили воспользоваться, тем более, что недалеко от въезда в этот злосчастный тоннель направо и вверх уходила грунтовка. Карта также показывала, что эта грунтовка выходит на 'верхнюю' дорогу, которая, по информации в Интернете к тому же оказывалась и гораздо более спокойной в плане дорожного движения.
      Повел Серега... Да, это было еще одно испытание, так как дорожка, чередуясь крутыми и не очень подъемами, оказалась не такой уж легкой. Ну, и уж точно нельзя было назвать ее прямой дорогой на верхнее шоссе. Дело в том, что она практически развернула нас назад, обошла пару сопок и только потом повела в нужном направлении. Здесь был и один из тех редких подъемов, где приходилось применять всю свою технику владения горным велосипедом, переходить на передачу 1:1 и, не вставая с седла, крутить, крутить и крутить. К тому же в одном месте этот подъем был засыпан хвоей и шишками, что хоть и смотрелось очень живописно, но задачу по преодолению этого подъема отнюдь не облегчало...
      Вышли на верхнюю дорогу, отдышались. Никто не отстал, хоть в некоторых местах Жендос и Серега предпочитали катить велосипеды (у Жендоса, как я уже, по-моему, писал, передний переклюк не мог скидывать цепь на малую звезду из-за слишком широкой резины, а у Сереги был сильно задран вверх перед велосипеда из-за поставленной 130мм вилки). Дальше просто. Прямо по дороге, только оглядывай окрестности, тем более что мы были уже на довольно большой высоте над морем, что позволяло любоваться открывающимися отсюда видами.
      Дошли до места, где, как мне кажется, соединяются все шоссе, ведущие в Севастополь. Наш путь дальше лежал через Форосскую церковь и перевал Байдарские ворота, за которым надо было уже подумывать о ночлеге.
      Опять подъемы. К Форосской церкви ведет настоящий тягун. Но идем довольно дружно. Сереге и Жендосу немного труднее из-за высокой вилки у первого и неработающего как следует переднего переклюка - у второго. Тем не менее, вскоре мы у церкви, от которой уже видно и 'триумфальную арку' перевала. Еще сотня метров, и перевал... []
      Сама церковь очень хороша. Внутрь я не пошел, так как ехал в шортах и решил, что это не совсем подобающая одежда для такого места. Походили вокруг, попили чайку в придорожном кафе, то есть подкрепились, полюбовались видами со смотровой площадки сзади церкви на сам Форос... Вид завораживающий, так как церковь стоит на краю обрыва. С этим связана целая легенда, пересказывать которую нет смысла, наверное, так как многие знают, что такое церковь в Форосе. Форосская церковь, вид с Байдарских ворот []
      Затем еще один рывок и вот мы уже фотографируемся на перевале. Сам перевал отмечен 'триумфальной аркой'. Ничего замечательного в этой арке нет. Строение в духе здания Госдумы на Охотном ряду... Байдарские ворота []
      После перевала дорога пошла вниз. В принципе, нам теперь вниз всегда. Мы спускаемся с горной части Крыма к морю.
      По пути на обочине ребята заметили довольно крупную змею. Что это был за вид, сказать не могу, так как сам пролетел то место на скорости и, когда вернулся, змея, естественно, уже уползла.
      Потом остановились у придорожного источника, чтобы пополнить запасы воды. Время было уже довольно много, около 8-ми вечера, и мы решили, что уже давно пора где-то остановиться, так как это будет последняя спокойная стоянка. Следующая и последняя будет где-то близко к Севастополю, а значит, там надо будет всерьез думать о безопасности.
      Подходящее место подвернулось довольно скоро. Мостик, под которым протекал маленький ручеек, впадавший в озеро слева от дороги. К озеру, наверняка, ведут многочисленные дороги, так как от озера доносилась музыка. Вставать там, где гуляет куча народу, значит, лишить себя полноценного ночного отдыха, посему свернули на тропку справа от моста, прошлись вдоль ручейка и встали на ночлег на, можно сказать, подготовленной стоянке в кустах орешника. Было очевидно, что незадолго до нас с этого места снялась какая-то еще группа, так как прекрасно сложенное из камней кострище еще было совсем горячим. Наверное, эта группа ушла в горы, так как вдоль ручья наверх уходила тропа. Ну, что ж, отлично!..
      Пока Женька и Серега ездили в соседнюю деревушку за угощением (привезли целый букет вин: здесь были и портвейны и даже пино-гри, которое так понравилось Димону), я и Димон готовили лагерь. Палатки установлены, дров заготовлено на всю ночь, все подготовлено к торжественному ужину.
      Ребята привезли еще и овощей. Все делали на костре, так как и шашлык надо было сделать, да и... Ну, сами понимаете, поход подходил к концу... Лучший шашлык в моей жизни. С грустинкой, правда... []
      Ужин удался. Мясо было нежнейшим, портвейн вкуснейшим, овощи, слегка подсоленные, идеально сочетались с сочной свининой. И теплая крымская ночь... Разговоры затянулись далеко за полночь. Говорили обо всем, но было и немного грустно, так как поход был окончен...
      Десятый день похода был позади.
      
      День одиннадцатый. 7 мая.
      С утра встали поздно, так как торопиться было некогда. До Севастополя оставалось совсем немного. Поезд у нас 8 мая. И еще одна ночевка где-то недалеко от города... Сполоснулись в ручейке, я пробежался вдоль ручейка. Неплохая бы получилась радиалочка...
      Собрались, поехали. Следовали указателям на Севастополь и шли, не спеша. Были и подъемы, но главной проблемой была жара. Пекло хорошо, и спрятаться уже было некуда. Деревня шла за деревней. Здесь были фруктовые сады и мелкий кустарник, так что тенек найти было проблематично. Жаркие севастопольские подъемы [] Самой классной иллюстрацией этого были велотуристы, как выяснилось, из Киева. Ребята догнали нас во время одного из наших привалов. Нашли мы таки боль-менее высокие кусты, чтобы попить водички и отдышаться после очередного затяжного и в этот раз очень жаркого подъема.
      Это были 'правильные' велотуристы, у которых рюкзаки были не на плечах, как у нас, а на багажниках. Ну, по-другому они просто и не смогли бы ехать, так как у нескольких из них спины и руки были покрыты волдырями размером с двухрублевую монету! Ужас! Ведь взрослые люди и должны знать, что лучше недозагореть, чем перезагореть... Постояли, поговорили, кто откуда, да что за маршрут. Они ушли вперед, а мы еще повалялись в травке. Ладно, надо идти дальше... Обгоревшие киевляне. []
      Так и этот день начал клониться к закату. Место нашли возле одной местной деревушки. Встали, приготовили на газу ужин, но как только стемнело, место ночлега поменяли. Уж больно нездоровый интерес мы вызывали у местных деклассированных элементов. Кстати, второе место оказалось еще более уютным.
      Так прошел последний день похода. Завтра мы будем в Севастополе...
      
      День экскурсионно-погрузочно-поездной. 8 мая.
      Дошли до вокзала. Сгрузили рюкзаки в камеру хранения, а сами налегке покатались по городу, заехав на 'Оборону Севастополя'. Несколько фоток на память. Потом был поезд в Москву и 9 мая мы были дома. Поход, который стал одним из лучших в моей жизни, завершился. Получены исключительно положительные эмоции, серьезные приключения с грустным концом нас миновали, маршрут был пройден. Севастополь встретил легким дождичком и встречным ветром. [] У памятника воевавшим и погибшим кораблям. [] Оборона Севастополя. [] Памятник одному из бастионов. Крымская война. []
      
      
      
      В заключение, хочу еще раз отметить, что маршрут этот пролегает через Крымский заповедник, въезд в который запрещен. Мы прошли, но лесники просили нас указать, что это было скорее исключение, так что если пойдете этим маршрутом сами, имейте это ввиду и надейтесь только на свою сноровку и дипломатические способности .
      Удачи!
  • Комментарии: 5, последний от 11/09/2013.
  • © Copyright Важенков Роман Борисович (rvazhenk()yandex.ru)
  • Обновлено: 12/05/2016. 61k. Статистика.
  • Вело:Крым
  • Оценка: 6.86*13  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка