Аннотация: Хитрое переплетение дорог, парящих над землей, проносящиеся под вами, рядом с вами, над вами автомобили ввергают в немой восторг, вы ощущаете удовлетворение от соответствия ваших представлений с действительностью.
.
Часть первая
.
.
Ненастоящая Япония
.
1
.
Некоторое время назад я получил приглашение от одного старого московского приятеля.
Появился важный повод.
Мой приятель, а зовут его Сергей, купил дачу.
По местным меркам не так далеко. Всего в ста двадцати километрах от... Токио.
Да, Сергей, живет в Японии. Выпускник МГУ, со своей восточной гуманитарной специальностью, в начале девяностых, он, как и многие, сидел в глубокой... и, соответственно в такой же депрессии.
Но тут удалось выбить "грант" и Сергей оказался в городе Токио, который, как известно, является столицей Японии.
Здесь он живет уже почти двадцать лет, женился, растит двоих детей и уезжать из "страны восходящего солнца" пока не собирается. Тут вот еще и дачу купил.
Побывать в Японии мечтают многие. Но не всем удается. Причин тут много - далеко, дорого, проблемы с языком и вообще страна эта лежит в стороне от туристических проспектов и улиц.
Здесь же приглашают, и приглашают настойчиво.
Конечно, лучшее время для поездки в Японию - март и апрель. Сезон, когда цветет сакура, а воздух вокруг сухой, прозрачный и прохладный.
Но не получилось. Пришлось ехать позже. Но до начала сезона дождей и изнуряюще жаркого лета успел.
Не знаю как назвать то, что я там увидел.
Один из возможных вариантов нашей будущей жизни?
Но хотел ли я жить в таком будущем? Не думаю.
Мои выводы, конечно, весьма поверхностны и спорны. Что может сказать дилетант. который путешествовал по этой древней прекрасной стране в радиусе до двухсот километров от столицы.
Поэтому я постараюсь описать все, что видел и слышал, а дальше пусть каждый делает выводы сам.
.
.
Загадка Японии
2
Название этой страны знакомо каждому. Или почти каждому.
На любом континенте можно встретить автомобили известных марок, которые уверенно завоевывают рынок, вытесняя американских и европейских производителей.
Пожалуй в каждом доме, даже в самых глухих уголках планеты, вам попадется что - нибудь с "брендом" этой страны.
Электроника, музыкальные инструменты, мотоциклы. Список бесконечен.
Во многие языки вошли слова - карате, суши, дзю - до, караоке.Названия гигантских концернов - "Сони", "Мицубиши", "Тойота" постоянно на слуху. В какой ли точке планеты вы бы не оказались, везде, где - то больше, где - то меньше, присутствуют следы этих монстров.
Япония - такая знакомая снаружи и совершенно незнакомая изнутри.
.Что мы знаем о ней? Да почти ничего!
Открывшись миру в конце девятнадцатого века, Япония до сих пор старается держать свои ворота в полуприкрытом состоянии. Сегодня это одна из немногих стран, находящихся в состоянии самоизоляции.
В современном, динамичном, быстроразвивающемся мире такое положение выглядит по крайней мере странно, тем более, по уровню развития экономики, Япония занимает почетное второе место, уступая лишь США.
Как удается этой стране, заполнившей весь мир своими товарами, сохраниться в самоизоляции? Пусть не в полном объеме, но все - таки.
Почти со всем миром, за исключением США, Канады и нескольких стран "шенгенской зоны", Япония сохраняет строгий визовый режим. Сюда входит также фотографирование и снятие отпечатков пальцев на паспортном контроле у каждого прибывающего в страну. Добавьте группы вооруженных полицейских с собаками почти во всех залах аэропорта. Это при "нулевом" уровень криминала. По крайней мере по официальным данным.
Выходит, что не все так идеально в "стране восходящего солнца".
Аэропорт "Нарита" - одна из "калиток" для входа из "Большого мира". Это глядя с нашей стороны. У японцев - взгляд с точностью до наоборот.
Принято считать, что "Нарита" находится довольно далеко от центра Токио и, соответственно добраться туда очень дорого.
Действительно, шестьдесят пять километров - это неблизко. Если пользоваться такси, то наш стереотип становится правдой.
Однако есть и альтернативные варианты - автобус и поезд. В Токио основные гостиницы сконцентрированы в районах железнодорожных станций.
Сравнивать же стоимость проезда на такси и на общественном транспорте просто неприлично.
Тем более в столице Японии.
Мы же гордо рассекаем толпу пассажиров, прибывших нашим рейсом, а других в зале выдачи багажа в этот час не оказалось, и выходим на улицу.
Нас встречают. Почти не успев ступить на японскую землю, мы уже расположились в салоне новенького "Лексуса".
Автомобиль выезжает со стоянки и, проехав лабиринтами внутри терминальных дорог, миновав многочисленные шлагбаумы, платежные автоматы и полицейские посты с вооруженными до зубов "стражами порядка", выбирается на скоростное шоссе.
Кстати, при въезде из Токио на территорию аэропорта находится специальный терминал, проезд через который очень напоминает границу бывшего СССР, которая, как известно, всегда была "на замке".
По дороге Сергей рассказывает о причинах такой усиленной охраны.
В начале шестидесятых годов прошлого века Токио принимал самолеты с "Большой Земли" в аэропорту "Ханеда", расположенном в Токийском заливе, то есть практически в городе.
Небывалый экономический подъем, который впоследствии привел Японию в клуб ведущих мировых держав, имел и обратную сторону.
"Ханеда" оказался перегруженным. Расширить его можно было только одним способом - создать искусственную большую площадь на морской территории. Это сегодня третья часть города находится на "насыпных" землях. Тогда же страна не могла себе позволить такое расточительство.
Кроме того диспетчера "Ханеды" вынуждены были делить воздушное пространство с, расположенной по - соседству, базой ВВС США.
В 1962 году начались подготовительные работы по строительству альтернативного аэропорта. Главной проблемой было даже не проектирование и финансирование, а нехватка свободных территорий.
Место для возведения аэропорта, не всего, только части комплекса, нашли на так называемых "императорских землях".
В этот период движение "социалистов" ещё не было значительной политической силой в Японии, однако оно постепенно набирало влияние со времени масштабных студенческих волнений в Токио в 1960 году.
Среди местных жителей, которые жили в этом районе много лет и не хотели оставлять свою землю, часть "новых левых", противников строительства аэропорта, распространяли информацию о том, что реальная цель проекта - база американских военных самолётов в случае войны с Советским Союзом.
Механизм принудительного выкупа редко использовался до этого момента. Традиционно японское правительство предлагало переезд домовладельцев в другие регионы с конфискуемых земель, но в этот раз законом была предусмотрена оценка земли с последующей денежной компенсацией. Дело в том, что некоторые местные жители угрожали поджигать новые дома всех тех, кто согласится на добровольную смену места жительства.
По плану аэропорт должен был быть построен к 1971 году, но из-за продолжающихся проблем с переселением не вся территория для строительства оказалась доступна к этому времени. Наконец, в том же 1971 году японские власти начали насильственную экспроприацию земли. 291 демонстрант был арестован и более 1000 полицейских, местных жителей и студентов пострадали во время массовых беспорядков.
Самые мощные из них прошли 16 сентября 1971 года, когда трое полицейских были убиты.
Хотя аэропорт все - таки построили и открыли, в нем были применены беспрецедентные для Японии меры безопасности. Лётное поле окружено непрозрачным металлическим ограждением и усилено башнями охраны, в которых постоянно находятся полицейские. Пассажиры, прибывающие в аэропорт, должны проходить проверку документов и досмотр багажа до входа в терминал для того, чтобы задерживать активистов движения против аэропорта и террористов на самом раннем этапе.
Последние выступления. организованные левыми боевиками, имели место в 1985 году.
Такова официальная версия.
После бессонной ночи и десятичасового перелета рассказ Сергея воспринимается с трудом. Да еще хочется посмотреть на пейзаж за окном. Правда, ничего интересного там нет. Мы едем по "хайвэю", по сторонам которого установлены специальные акустические стены, шумозащита для жильцов окружающих зданий.
Поэтому рассказ Сергея воспринимается в полудреме, скорее как фон в общей картине первой встречи с Японией.
Спустя некоторое время я вернулся к этой истории. Содержать такую дорогостоящую систему безопасности, всех этих, вооруженных до зубов, полицейских, приборы контроля, овчарок и так далее из - за неудавшегося теракта почти тридцатилетней давности.
Нет, действительно что - то не ладно в суперсовременном мире сегодняшней Японии.
Но не будем делать поспешных выводов. Тем более, что мы въезжаем в Токио.
.
Вот она какая - большая пребольшая
3
.
.
В современной Японии существует какая - то болезненная страсть к гигантомании.
Самый большой в мире "Диснейленд", самый загруженный перекресток - не автомобилями, а пешеходами.
Пока китайцы рекламировали строительство в Шанхае самой высокой в мире телебашни, японцы их опередили. На несколько десятков метров. Но все - таки.
И столица у японцев тоже самая - самая.
Мегаполис Большой Токио со всеми его пригородами и островками считается крупнейшим городом мира.
Добавьте сюда город средних, по японским понятиям, размеров Кавасаки и, далеко не маленький, город Йокогама, то вы получите этакого монстра, встречи с которым мы ждали с некоторым трепетом.
А монстр оказался совсем и не страшным, даже наоборот, дружелюбным.
Перед поездкой в Японию меня преследовал стереотип, знакомый, наверное, многим.
После засилья японских автомобилей, японской бытовой техники, после того, как Япония стала ассоциироваться со всем передовым в области высоких технологий и всего самого передового, страна представлялась как бы неживой, безжизненной, лишенной природы, застроенной многоэтажными дорогами и высотками.
Но реальность оказалась несколько иной.
Да, выехав из Токийского аэропорта и направившись в центр, вы взмываете по эстакадам вверх, и долгий путь проходит на уровне 5-го, 6-го, 7-го этажей!
Хитрое переплетение дорог, парящих над землей, проносящиеся под вами, рядом с вами, над вами автомобили ввергают в немой восторг, вы ощущаете удовлетворение от соответствия ваших представлений с действительностью.
Как только автомобиль спускается на землю, на обычную городскую улицу, вы оказываетесь в царстве зелени, вас окружают цветы, деревья, и действительно свежий воздух кружит голову. Пожалуй, это самое сильное первое впечатление, повергающее прибывшего в японскую столицу гостя в шок.
Токио действительно, очень зеленый город. В это верится с трудом, но на учете находится КАЖДОЕ ДЕРЕВО! Абсолютно все! Каждое городское дерево имеет специальный паспорт, в который заносятся все необходимые данные - когда оно было посажено, когда его обрабатывали, когда обрезали сучки и задоринки, и т. д.
Не санкционированно обломленная ветка приравнивается к национальной катастрофе! Именно поэтому, город буквально утопает в зелени, в парках поют птички, а в прудах плавают лилии и зеркальные карпы.
Столица началась с... мусоро - перерабатывающего завода, который выглядел как угодно, но только не промышленным предприятием подобного профиля. Высокая дымовая труба спрятана в короб, разрисованный веселыми картинками.
Это "творение" хорошо сочетается с, расположенным поблизости, "Диснейлендом". Подобные парки сегодня есть во многих странах. А когда - то был один, в Орландо - США.
Наши дети не хуже американских - решили японцы и построили свой парк. Он стал первым "Диснейлендом" за пределами США и, конечно, размерами превосходит свой "оригинал". Сегодня он так и остается крупнейшим в мире.
Но японцы пошли дальше. Они построили два парка - типовой "Диснейленд" и "Диснейси", который ориентирован, в основном, на морскую тематику. Чтобы детям долго не ходить под солнцем, эти парки соединены монорельсовой дорогой.
Так начался Токио - с помойки и парка развлечений. Хотя эта граница весьма условна. Практически из Большого Токио мы никуда не выезжали.
Аэропорт "Нарита" находится в столичной зоне.
Скоростное шоссе поднималось все выше, дома за акустической стеной опускались ниже. Над нами вверху проходил еще один "хайвэй". Сколько их было всего понять невозможно.
Мы же въехали в центр Токио примерно на уровне пятого этажа окружающих зданий.
.
Что такое современный Токио?
4
.
Япония - островное государство, вытянутое с севера на юг примерно на 3000 километров. Такое положение позволяет говорить о том, что в стране есть настоящая зима - остров Хоккайдо и тропическое лето - остров Окинава. В средней части архипелага находится остров Хонсю - колыбель японской цивилизации.
Здесь самая высокая плотность населения, В центральной части острова, где раскинулся мегаполис Большой Токио, плотность населения достигает рекордной отметки. Это самая густонаселенная столица в мире.
Япония разделена на сорок семь префектур, одна из которых включает в себя столичный мегаполис.
До 1868 года Токио был известен как Эдо. Небольшая крепость в XVI веке, Эдо стал политическим центром Японии в 1603 году.
Несколько десятилетий спустя, Эдо превратился в один из самых густонаселенных городов мира.
В 1868 году император и столица переехала из Киото в Эдо, который был переименован в Токио - "Восточная столица". Большая часть Токио была уничтожена во время землетрясения Канто 1923 года и в воздушных налетов в 1945 году.
Говоря о военных действиях в Японии в конце Второй Мировой войны, прежде всего вспоминают о жутких атомных бомбардировках двух крупных городов - Хиросимы и Нагасаки.
О том, что происходило в то же время в Токио, известно намного меньше. Трагедия крупнейшего японского города, по своим масштабам, намного превосходит катастрофу Дрездена и сопоставима с уничтожением Хиросимы и Нагасаки.
Сами же японцы стараются не заострять внимание на своих поражениях.
Что же происходило там на самом деле?
К лету 1945 года налеты пережили почти все крупные японские города.
Токио испытал массированный удар 9 марта 1945 года. В этот день на город зашли 300 "крепостей", до отказа набитых напалмом. Огромная площадь Токио исключала возможность промахов. Ковер из "зажигалок" был расстелен точно, несмотря на ночные часы.
Американцы шли низко, всего в двух километрах над землей, и летчики различали каждый дом. Будь у японцев бензин для истребителей или снаряды к зениткам, за такую наглость пришлось бы заплатить. Но ни того, ни другого защитники токийского неба не имели.
Дома в городе стояли плотно. Огненнные русла, оставляемые бомбовыми потоками, быстро слились в единое море огня. Воздушная турбулентность подстегнула стихию, создав огромный огненный смерч.
Те, кому повезло, рассказывали, что вода в реке Сумида кипела, а стальной мост, перекинутый через нее, плавился, роняя в воду капли металла.
Американцы оценивают потери той ночи в 100 тысяч человек. Японские источники, не показывая точных цифр, полагают, что ближе к истине будет значение в 300 тысяч сгоревших. Еще полтора миллиона остались без крыши над головой. Американские потери не превысили 4% от участвовавших в налете машин.
Поэтому, можно сказать, что современный Токио - совершенно новый город, построенный на почти пустом месте.
Американцы его уничтожили, они же и помогли своему бывшему врагу в восстановлении.
Новый город строился хаотично, без единого плана. И получилось то, что получилось.
Современный Токио не имеет никакой архитектуры и напоминает город - автомат, где жизнь его обитателей запрограммирована на много лет вперед. При этом в таком городе очень удобно жить. Здесь предусмотрено все, что необходимо, но до определенного возраста.
В столице почти не встретишь стариков. Они живут в красивейших маленьких городках, ближе к природе, которая в Японии сама по себе произведение искусства.
А Токио - город для молодых, энергичных и амбициозных людей.
Собираясь в дорогу, я открыл поисковик Google и задал тему - "Трущобы Токио". Нашлось все. Трущобы Сан - Пауло, Кейптауна, Момбаи, Касабланки. Список огромный. Но на мой запрос не было ни одного ответа. Это значит, что в Токио нет трущоб? Представьте себе, что нет.
В нашем понимании этого слова.
В Токио существует великолепная транспортная инфраструктура. Кроме "хайвеев", пронизывающих город во всех направлениях, имеется широко развитая система метрополитена.
Японские железные дороги - JR - тоже набросили свою сеть на столицу. После приватизации JR, Токио разделили между собой две частные железнодорожные компании. Но на частоту и точность движения поездов это не повлияло.
Кольцевая линия JR - Яманотэ - зеленая, охватывает двадцать три округа, те, которые имеют свою, независимую систему управления и входят в "Метрополис Токио". Они и считаются центром Большого Токио.
Настоящие масштабы и грандиозность этого города начинаешь понимать глядя со смотровых площадок, расположенных на сорок пятом этаже здания Правительства Токио - "Тосе". Этот 248 - метровый небоскреб построен в 1991 году и является вторым по высоте в городе.
Перед вами открывается незабываемая панорама самого большого города планеты.
Глядя на это, уходящее за горизонт, море зданий невольно замираешь пораженный человеческим гением и его безграничными возможностями.
.
Остров двадцать первого века
5
.
С помощью Сергея мы забронировали комнату в отеле недалеко от его дома. Район неплохой, конечно не Гинза, но и мы, скажем прямо, не вписываемся в формат самого центра Токио.
Минато - ку - округ, где нам предстояло жить - место довольно приличное, а станция Шинагава JR - Японские железные дороги, помните те, приватизированные - один из крупнейших транспортных узлов. Отсюда можно относительно быстро добраться в любое место.
Несмотря на то, что Токио считается одним из самых дорогих городов мира, здесь можно найти жилье на любой вкус по вполне умеренным ценам при отличном обслуживании.
Думаю, что миф о дороговизне токийской жизни создан самими японцами. Может быть из - за той же любви к гигантизму - у нас все самое - самое, а может - быть - только между нами - таким образом они хотят отпугнуть иностранцев.
Ну не любят их японцы, называя между собой презрительно "бака - гэйдзин". Что - то типа "чужак - придурок". И это несмотря на то, что турбизнес - один из важных источников дохода страны.
Напуганные информацией о дороговизне в Японии, на стадии подготовки к поездке, мы решили остановиться на съемной квартире. Кроме того нам хотелось пожить среди японцев, может быть даже пообщаться в неформальной обстановке.
Вот оно - отсутствие информации. Даже, если бы мы сняли квартиру, то о никаком общении с соседями в неформальной обстановке не могло быть и речи. И дело не только в языке.
Как вы поняли, квартиру мы не сняли. Предложений было много и цена нормальная. Но стоимость, указанная в объявлении, изменялась по мере продвижения процесса переговоров.
Окончательная цена - во всех предложениях - оказалась примерно в полтора раза выше первоначальной. Мне присылали длинный перечень дополнительных платежей. Вот некоторые из них - вступление в организацию жильцов дома. выход из этой организации, "благодарность хозяину квартиры", городской налог и далее в то же духе.
Кстати, по словам Сергея, при съеме квартиры на длительный срок, сумма этой "благодарности" равна двум месячным платежам.
Таким образом мы вернулись к первоначальному варианту и заказали европейскую комнату в отеле. недалеко от Сергея. Именно такую, а не в японском стиле.
И вот мы уже в Токио, но в гостинице нас примут только в два часа дня, может быть немного раньше. Время заселения здесь выдерживается строго. Поэтому у нас есть несколько свободных часов и мы, по совету Сергея, поехали на... пляж. Точнее на остров Одайбо.
Пляж действительно был. Небольшая полоска песка на берегу канала, выходящего в Токийский залив.
Но мы сюда не купаться приехали.
Одайбо - относительно молодой район, построенный в Токийском заливе на насыпных островах.
Эти острова были созданы в пятидесятых годах XIX века с оборонной целью, чтобы перекрыть вход в Токийский залив западным кораблям.
Размещенные на островах, артиллерийские батареи не понадобились, и долгое время тут ничего серьезного не строили, на одном из островов даже была организована свалка.
В начале 1990 - х годов власти Токио приступили к обустройству этих земель. Промежутки между островами были засыпаны блоками из прессованого мусора. На объединенном острове Одайба началась бурная постройка небоскребов и модернистских зданий.
Что же предлагает туристам так называемый "Остров двадцать первого века".
"Радужный мост" - визитная карточка столицы. Он соединяет собственно Токио и Одайбу. Помимо автомобильной дороги - "хайвэя" и монорельсовой дороги на мосту есть пешеходная дорожка длиной 918 метров, по которой можно совершить прогулку из Токио на Одайбу или обратно на "материк".
Здесь, на острове, множество торгово-развлекательных комплексов, один из них - "Токио бич" - любимое место отдыха горожан. Отсюда открывается потрясаяющий вид на Токийский залив. Здесь можно расслабится и на несколько часов забыть о повседневных заботах.
Под крышей развлекательного комплекса находится шоу-рум последних игровых автоматов, торговый центр "Дайба маленький Гонконг" с китайскими ресторанами и колоритными магазинчиками.
Еще один интересный проект - оригинальное здание "Фудзи - ТВ" было спроектировано известным японским архитектором Кензо Тангэ и построено в 1997 году. Внутри массивной сферы - смотровая площадка.
Одно из самых высоких колес обозрения в мире тоже находится на Одайбо, в парке аттракционов.
Оно имеет диаметр 115 метров и особенно впечатляет вечером, когда подсвечено разноцветными огнями. Полный круг колесо совершает за 16 минут.
Кстати, первое колесо подобного размера я видел по дороге из аэропорта. Тоже самое - самое? А в Йокогаме - третье.
На территории парка есть боулинг, караоке и, естественно, множество ресторанов и кафе.
Комплекс "Тойота мега вэб". В нем, помимо шоу-рума последних моделей "Тойоты", есть также зал с самыми знаменитыми моделями прошлых лет.
На понравившейся машине можно даже прокатиться по специально огороженной трассе. И никто не запрещает трогать руками. Даже наоборот, помогают.
На Одайбо есть и несколько музеев - Музей морских наук, построенный в форме лайнера, Национальный музей современной науки и инноваций, огромная сфера у входа в который и крутящийся глобус, подвешенный к потолку на первом этаже, создают впечатление, будто это здание попало на Землю откуда-то из далекого будущего.
На набережной находится Статуя Свободы - подарок города Парижа. Как же так - в Нью - Йорке есть, в столице Франции тоже, а в Токио?
,dd>.
В Японии должно быть все!
.
.
Отель
6
.
.
После наших неудачных попыток раствориться в японской среде, мы вернулись к более привычному варианту и заказали недорогой номер в гостинице европейского типа.
Для рассказа об отеле нужно минимум отдельную главу. Но впереди нас ждет столько интересного, что распространим режим экономии на это описание.
По сути дела это обычная токийская гостиница европейского типа - для иностранцев и, судя по, проживающей здесь публике, с элементами японского "декора".
Четыре корпуса, два новых, один старый и еще один совсем старый. Последний - это наш.
Согласно режиму экономии.
Не знаю, как в новых корпусах, но у нас в номере было все, что необходимо - большая - в Японии! - комната. все удобства, автоматический кондиционер, пижамы, тапочки, бидан со множеством режимов - правда не говорящий и не поющий - это привилегия более дорогих номеров.
Но, главное, идеальная чистота. Каждый день на свежей накрахмаленной постели лежало удостоверение о том, что материал полностью удовлетворяет японским стандартам охраны природы.
Не знаю, что это за стандарты такие, но после уборки в номере все сверкало - и в ванной, и в небольшой кухне, и в комнате.
Все корпуса соединены между собой в один торгово - развлекательный центр. Здесь есть все и даже больше, например аквариум и дельфинариум. И, конечно, масса всевозможных магазинов, ресторанов, закусочных. Бассейны, кинотеатр, СПА - в общем типовой токийский отель туристического класса.
Здесь можно жить полностью автономно, не общаясь и не выходя в город.
Но мы выходили.
Наш отель находится прямо напротив вокзала Шинагава.
Здесь в один узел сплетены несколько линий городской электрички и метро. Отсюда отправляются поезда в разные концы страны, а также "шинкасены" - скоростные поезда, которые курсируют по всему острову Хонсю, а с 2011 года - по большей части острова Кюсю.
Когда - то не так давно, рассказывая нам о чудесах Японии, обязательно упоминали, единственный тогда, скоростной поезд Токио - Осака.
Сегодня "шинкасен" - обычное средство передвижения, пустившее глубокие корни в японской инфраструктуре. Сейчас есть три вида скоростных поездов - "Нозоми" - с остановкой только на крупных станциях, "Хикари" - остановок немного побольше и, наконец, "Кодама" - самый медленный - следует со всеми остановками.
Но вокзал - не только поезда, но и большой торгово - развлекательный центр, как и тот, что напротив, в нашем отеле.
Вначале мне казалось, что в Токио, конкретно в нашем районе, слишком много торговых заведений. Но, увидев непрекращающийся в течении дня, поток "белых воротничков", то, с какой скоростью заполняются многочисленные кафе во время ланча, понял, что их, пожалуй, даже маловато.
Тем более, что метров через сто от вокзала, вся эта торгово - кулинарная роскошь полностью исчезала. И до следующей "узловой точки" не было ни одного магазина.
Разве что, кроме маленьких, спрятанных глубоко внутри кварталов.
.
Необычная экскурсия
7
.
Многоуровневые развязки, пронизывающие Токио, вездесущие датчики и "умные" светофоры - этот футуристический арсенал помогает японцам изо дня в день побеждать дорожные заторы в одном из крупнейших мегаполисов мира.
Нам удалось, не без помощи Сергея, побывать там, где проводить экскурсии строго воспрещено - в центре управления транспортом Токийской полиции.
Здесь в смене находится всего пять человек. Объясняется это тем, что управлять всеми функциями можно с любого компьютера.
Именно в этом "мозговом центре" японской столицы кипит невидимая работа, без которой многомиллионный Токио встал бы намертво. На экране отображается дорожная сеть мегаполиса. В левой части - скоростные магистрали, в центре - обычные дороги. Их цвет меняется в режиме реального времени, показывая ситуацию с трафиком.
Лет двадцать пять назад советские журналисты - международники с сочувствием описывали, как задыхается в выхлопах парализованный в часы пик Токио. Сейчас здесь дышится гораздо легче, чем в Москве, - в том числе благодаря "гибридам", на которые пересаживаются автомобилисты.
На скоростной трассе затором считается движение менее 60 километров в час, на обычной днем - 40.
В Токио около 15 тысяч светофоров, и прямо отсюда можно управлять временем подачи зеленого и красного сигналов, в зависимости от графика.
После землетрясения 11 марта 2011 года скоростные дороги в Токио закрылись - до утра следующего дня. Трудно поверить, но примерно за сутки ситуацию в городе удалось взять под контроль.
Мегаполис опутан паутиной многоуровневых развязок, которые уходят в подземные тоннели и взмывают на высоту двух-трех десятков метров. В Токио действуют восемь бесплатных кольцевых автодорог и четыре платные. Даже оплату проезда японцы довели до виртуозного автоматизма - датчик считывает персональный код водителя, и нужная сумма списывается с его банковского счета.
Но вся эта махина вряд ли бы работала так слаженно, если бы не высокая культура вождения дисциплинированных японцев. Хотя милые слабости порой все же не обходят стороной их стойкую самурайскую натуру.
Так, здесь нещадно штрафуют попавшихся за рулем в подпитии - а также их несознательных попутчиков и даже рестораны, где был учинен "кампай". Могут и прав лишить.
Вообще же все больше японцев пересаживаются на метро, городские электрички JR и скоростные поезда. На них очень удобно добираться в центр с окраин и из соседних префектур. Тем более что парковки в Токио довольно дорогие - до 600 йен в час (кое-где введен максимальный предел - 3000 йен за стоянку). Многие клерки в предпочитают оставлять автомобиль и пользоваться для личных поездок общественным транспортом.
А еще в Токио очень популярны велосипеды - они припаркованы вдоль дорог по всему городу.
.
Наше открытие Гинзы
8
.
Токио - хаотичный, утопающий в неоновых огнях суперсовременный мегаполис, в котором никогда не опаздывают поезда и редко ломаются автомобили.
Здесь идет постоянная борьба между современностью и традицией, поп - культурой и наследием прошлого.
В Токио, не скажу за всю Японию, весьма своеобразная адресная система. Здесь обозначается не улица и дом, а название округа или района, затем - номер квартала и номер дома. Так что не ищите, например, улицу Гинза.
Ее просто не существует. А есть несколько кварталов, связанных не только названием.
Впервые попадая в такие районы, как Гинза, Роппонги, Сибуя или Синдзюку, знаменитые своими развлекательными и торговыми центрами, замираешь от увиденного.
Центра города как такового в Токио не существует. Есть двадцать три локальных округа, образующих гигантский мегаполис. Перемещаться по Токио просто, благодаря удобной системе городского транспорта, которая считается одной из самых эффективных и комфортных в мире.
Гинза - самый престижный квартал Токио. Здесь можно увидеть модно одетых женщин, фланирующих по магазинам в поисках новых нарядов; встретить политиков и бизнесменов, за корпоративный счет наслаждающихся дорогими напитками в компании, одетых в кимоно, официанток.
Гинза - это, нехарактерные для Токио широкие улицы, по которым удобно бродить, рассматривая витрины сверкающих своими роскошными товарами магазинов.
По выходным центральная улица района, Гиндза Дори, которую еще называют Тюо Дори, закрывается для проезда транспорта до 18 - 00 и превращается, как говорят местные жители, в настоящий "рай для пешеходов", многочисленные кафе выставляют свои столики прямо на проезжую часть.
Небольшие магазинчики, торгующие традиционными японскими сладостями вагаси, расположены прямо по соседству с бутиками "Gucci" или "Louis Vuitton".
Выходя на японский рынок, иностранные розничные сети открывают свои магазины именно на Гинзе.
Здесь также находится и гигантский 8-этажный магазин одного из главных японских брэндов, Sony, с бесплатным игровым центром Play Station на 6-м этаже.
Рядом расположился бутик "Hermès" - узкая высокая башня из полупрозрачного золотого стекла, построенная по проекту Ренцо Пиано.
Пересечение Гинзы Дори и Харуми Дори называют "главным перекрестком города". На Харуми Дори находится "Wako" - респектабельный универмаг часов и ювелирных изделий, знаменитый своими шикарными витринами и, украшающей здание, часовой башней.
Напротив "Wako", на другой стороне Гинза Дори, расположен универмаг "Мицукоси", бронзовая статуя льва у дверей которого, является популярным местом встреч.
Немного дальше по Харуми Дори, по правой стороне Синохаси Дори, находится "Цукидзи" - крупнейший в мире рыбный рынок и одна из главных достопримечательностей Токио.
Здесь каждый день, примерно с пяти тридцати утра, проводится аукцион по продаже тунца. Не того маленького, что был у нас в консервных банках и служил хорошей закуской, а огромной рыбины.
Честно говоря аукцион мы проспали и приехали на рынок часов в шесть. Но судя по толпе, выходящей оттуда, мест бы нам не хватило. Ведь зрителей пускают ежедневно только 120 человек.
Описать то, что продается на рынке, невозможно. Здесь нужен специалист.
Но меня поразило другое.
Продаже такого рода продукции обязательно сопутствует специфический запах. Так пахнет на всех рыбных рынках, где мне довелось побывать. Здесь, в Токио не пахло. Совсем.
Все это рыбное великолепие, кальмары, осьминоги и прочая морская живность упакованы в специальные коробки из пенопласта или нержавеющей стали, полы постоянно моются шлангами.
И все - таки здесь чего - то не хватает. Скорее всего именно этого запаха рыбы.
Второе. Система оплаты. Все платежи проходят через кассу. Кассиров конечно достаточно, чтобы не создавать очередь.
Сергей воспользовался случаем и закупил здесь столько "даров моря", что их, по - моему, хватит его семье минимум на год.
Несмотря на статус одной из главных местных достопримечательностей, а в Токио их не так и много, "Цукидзи" очень "колет глаза" местным властям.
В таком фешенебельном районе, где земля стоит огромных денег, в самом центре города - рынок. Пусть, по - японски, стерильно чистый, но все - таки базар.
Выдвинув свою кандидатуру на проведение Олимпийских Игр 2012 года, городские власти объявили, что, в случае победы в конкурсе, "Цукидзи" будет переведен в другое место.
К сожалению для города, но к счастью для рынка, столицей Олимпиады в третий раз стал Лондон. Так район Гинза, наряду с фешенебельными магазинами и ресторанами, имеет и это своеобразное торговое предприятие.
Гинза - один из немногих символов японской столицы, который был известен нам с детства.
Как то, знаменитое, все в огнях реклам, здание на Пикадилли - Серкус в Лондоне, было для нас, растущих за "железным занавесом", своего рода образцом капиталистического процветания, так и, при слове "Гинза", в памяти всплывали фантастические фотографии невиданного мира.
Мира, заполненного яркими витринами роскошных магазинов на фоне волшебного зрелища симфонии света.
Лондон подвел. Такое здание там оказалось одно, а вокруг - весьма скромное освещение, если даже не сказать темнота.
Но Токио - не Лондон, а Гинза - не Пикадилли.
В один из дней нам все - таки удалось "сбежать" из - под опеки моего приятеля. Шел нудный моросящий дождь и мы поехали на Токио стэйшн - главный вокзал города и огромный торгово - развлекательный "монстр", где можно провести время не выходя на улицу.
Расположенная в самом центре города, станция ежедневно принимает примерно два миллиона пассажиров. Только выходов здесь около шестидесяти.
Станция Токио - железнодорожный вокзал, который находится в бизнес - квартале Маруноути района Тиёда, недалеко от Гинзы и Императорского Дворца.
Токийский вокзал был построен в 1914 году. Пережил землетрясение 1923 года.
На станции 68 железнодорожных путей, по которым ежедневно проходит около 4000 поездов. Надо еще учесть, что вокруг вокзала расположено еще несколько линий метро.
В общем, японская "гигантомания" в действии.
Маруноути - главный деловой центр всего Токио. Когда-то это было тихое и спокойное место, однако, бурное строительство последних лет вдохнуло в него новую жизнь и сделало одним из самых оживленных кварталов города. Здесь множество ресторанов и торговых центров, новейшим из которых является "Син Маруноути билдинг".
Главная достопримечательность этого района - Императорский дворец - резиденция японской императорской семьи с 1868 г. Сам дворец для посещений закрыт, и только 2 января и 23 декабря здесь могут побывать все желающие.
Оказавшись тут в другое время, максимум, что можно сделать - это сфотографировать идиллический вид на элегантный мост Нидзюбаси, прогуляться по Восточным императорским садам и увидеть японский садик и развалины некоторых исторических построек.
Император Японии и, допустим, королева Великобритании - два разных полюса. Конечно в пределах "высшего света".