Вяткин Андрей Палович: другие произведения.

Отчет: Трофи-Рейд чайников до деревни Дий

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 19/07/2018.
  • © Copyright Вяткин Андрей Палович (adrey.vyatkin@rambler.ru)
  • Обновлено: 16/01/2014. 61k. Статистика.
  • Отчет. Прочее:Урал , Автомобиль
  • Дата похода 09/08/2009 {9 дн}
  • Маршрут: г.Пермь 300 км п.Ныроб 50 км п. Валай 82 км д. Талово 17 км - д.Дий - 449 км г.Пермь
  • Оценка: 7.00*8  Ваша оценка:


       Трофи-Рейд "чайников" до деревни Дий
       в августе 2009 года.
      
      
       Все началось с того, что однажды один знакомый пригласил Виктора в поход (как мы тогда это назвали) на внедорожниках на север Пермского края. Виктор поехал в качестве штурмана-оператора. Вернулся не только в восторге от нового вида приключений, но и с полной решимостью влиться в клуб "внедорожников" как полноправный член, в качестве пилота собственного автомобиля. Одному, конечно, тяжело, начинать что-то новое, поэтому решил Виктор собрать команду единомышленников. Начал периодически после, очередной бани, ставить нам фильмы не о сплавах как раньше, а о внедорожниках: различные соревнования и экспедиции, дошла очередь и до его похода. Глаза у нас, естественно, загорелись: одно дело слышать или видеть как что-то делают другие, и совсем другое, когда получаешь информацию из первоисточника, да еще с различными комментариями и эмоциями. Постепенно стали вникать в терминологию и различные нюансы, понимать что такое "трифи-рейд", "триал", "лифт кузова", "хай джет", "техничка"... и т.д и т.п. Особенно зацепило Димона с Алексеем. Они оба -профессиональные водители, но раньше были ограничены дорогами, а теперь у них появилось твердое желание сломать эти рамки и заехать на машине туда, где еще никто не был.
       В общем, кроме Виктора, из нашей компании выделилось еще два будущих пилота внедорожников - Алексей и Дмитрий. Правда, кроме желания на тот момент у них для осуществления их мечты не было ничего. У Виктора только "Газель", а ее как ни переоборудуй, далеко от асфальта не отъедешь. Исключением, правда, является вездеход "Бобер", но это скорее "техничка". У Димона "Газон", тоже не "шишига", а фургон. У Лехи "Волга", боевая, но по болоту или колее далеко не пройдешь. Начался выбор авто для создания внедорожников. Леха поступил как настоящий профессионал, купил раздолбанный УАЗик, Дима предпочел Hanter с польским дизельным мотором Andoriya и "спайсировскими" мостами, брал тоже не новый, но в хорошем состоянии. Сложнее всего было Виктору, искал он ТОYOTу, не дорогую и не убитую, остановился на Крузаке-78, да еще и Brabus, год староватый, зато люк, велюровый салон, полный электропакет, коробка автомат, кондиционер. Следующий этап был ключевым: кто что соберет, у кого какая фантазия. Алексею предстояла самая большая работа: практически полностью переварить кузов, вкатить военные мосты, лифтануть, установить дополнительные амортизаторы, поменять проводку, установить ГУР и прочие переделки по мелочи. Димон решил не резать арки и поэтому после лифта кузова поставил усиленные рессоры, на них газелевские серьги, на перед - подставки под пружины и тоже добавил амортизаторы. Виктору, казалось, было проще всего: поставить под пружины шайбы - и готово, но ему пришлось серьезно повозится с ТНВД и турбиной. Мотор не тянул, машина не могла даже заехать на бордюр, не смогли ему помочь и в тойота-центре. Пока он сам до всего не дошел, не отрегулировал как надо, ничего не менялось, но методом "тыка" ему все же удалось настроить работу двигателя. Все остальное у всех стандартное: силовой обвес, лебедки, внедорожная резина.
       Во время подготовки, мы несколько раз ездили на соревнования, разглядывали машины, интересующие узлы фотографировали, доставали всех своими расспросами. Особенно Дима, он записал несколько телефонов, а потом надоедал со своими идеями: "что будет, если сделать так", или "а может купить такой радиус и такую марку". На удивление все ребята оказывались отзывчивыми и всегда что-то советовали, а не посылали Димона далеко и надолго.
       Насчет выбора и разработки маршрута особенно не заморачивались. Решили в начале августа на неделю двинуть на север, за Ныроб. Программой минимум был поселок Талово, а максимум ­- Дий.
       Выезд по техническим причинам несколько раз откладывали, но в итоге определили конечную дату - 9 августа 2009 года. В тот день встать пришлось пораньше, надо было по дороге забрать Сергея, он шел с нами как охотник, но, забегая вперед, хочу сказать, что ни одно живое существо от него не пострадало. Звуки двигателей и бензопил отпугивали от нас зверей, а специально бродить по лесу времени, к сожалению, не было. К Виктору подъехали около восьми, вскоре прибыли и остальные.
       0x01 graphic
      
       Всех круче смотрелся Hunter Димона: мощные бампера, кенгурятник, багажник, куча противотуманок ближнего и дальнего света; УАЗик Алексея представляла собой настоящий внедорожник для соревнований, Крузак Виктора тоже выглядел внушительно и очень стильно. Через час, воодушевленные предстоящими приключениями, мы мчались по мосту через Чусовую. Но после отворота на Добрянку наш пыл остудила первая поломка - у Виктора Крузак перестал переключаться выше второй передачи. Думали всё, приехали, накрылась коробка, а оказалось, что сломался трос спидометра и долбанная электроника не видя, какая скорость, не переключала передачи. Также при осмотре обнаружили, что вытекли задние амортизаторы. От Перми мы отъехали еще только 45 км, поэтому Виктор решил вернуться, т.к. в гараже лежат новые амортизаторы, да и дома проще починить спидометр.
       Посовещавшись, поехали дальше без него, встречу назначили в Ныробе. После Соликамска созвонились ­- Виктор уже выехал, стало немного веселей. Между Соликамском и Красновишерском есть д. Жуланова, там АЗС, кафешка и сотовая связь работает. Через 30 км - отворот налево на Чердынь. От него 55 км до моста через р. Вишера дорога проходит через болота. Асфальт неплохой, но местами можно влететь в опасные ямы, надо быть внимательнее. За д. Серегово дорога поднимается вверх, к Чердыни.
       С этого участка открывается прекрасный вид на долину рек Колвы и Вишеры и на место их слияния. На горизонте за долиной видна возвышенность Полюдов Кряж и сама гора Полюдов Камень выстой 527 метров. Недалеко от нее на левом берегу Вишеры находится красивый скальный участок Уральских гор - Ветлан. По одной из легенд, богатыри Полюд и Ветлан были защитниками здешних земель, по другой - это два брата, и оба были влюблены в красавицу Вишеру. Также есть предположения, что на горе Полюдов камень была застава со сменными караулами, и при приближении вогулов разжигался всполох - сигнальный костер, - это давало время для подготовки Чердыни к отражению атаки и осады.
       Под впечатлениями от увиденного пейзажа въезжаем в не менее красивый город Чердынь. Эта северная скромная красавица - столица Перми Великой, старейший город Урала. Первые упоминания о Чердыни датируются IХ-Х веком нашей эры. В 1462 году в городе Чердыни было крещение населения Северного Прикамья. 26 июня 1472 она официально вошла в состав Московского государства, хотя задолго до этого являясь крупнейшим торговым центром Урала. До присоединения к Москве Казанского ханства (1552г.), Башкирии (1557г.) и Вятской земли Пермь Великая оставалась единственной на Урале русской территорией, опорой для освоения земель Зауралья. За один только ХVI век ей одиннадцать раз пришлось принять на себя удары полчищ сибирских, ногайских и казанских татар. И ни разу - ни разу! - врагам не удалось взять город. От Чердыни начинался древний путь через Уральские горы в Сибирь. Со второй половины ХVI в. Чердынь становится важным перевалочным пунктом из Камского бассейна в Печорский. Но с открытием в 1597 году Бабиновской дороги, ведущей в Сибирь через Соликамск, Чердынь утратила свое стратегическое значение и превратилась в мирный торговый город, где вплоть до начала ХХ века жили богатейшие и знаменитейшие прикамские купеческие фамилии. И сегодня Чердынь представляет собой прекрасно сохранившийся образец провинциальной городской архитектуры.
       Едем дальше, и через 45 км поселок Ныроб. Несмотря на то, что Ныроб находится в доброй0x08 graphic
    тысяче километров от ближайшего океана, в каком-то смысле этот поселок - край земли. В самом деле, с юга от Ныроба располагается "наша земля" - с городами, деревнями и свободными людьми. А к северу - на многие десятки километров простирается "Потерянный край" - зоны, зоны, зоны... Их построили здесь еще при Сталине, но в отличие от многих других мест, где лагеря упразднили, в Пермском крае они действуют и поныне. Сам же поселок (в котором также есть зона) знаменит тем, что здесь в заключении содержался дядя первого царя из династии Романовых - Михаил Никитич Романов. В начале 1601 года (год тогда начинался в сентябре) он прибыл в Ныробку, деревушку из 6 дворов, по обвинению в колдовстве: Семен Годунов при помощи казначея Романовых подложил в кладовую Михаила мешок с кореньями - "колдовскими травами". Узника привезли в крытой повозке, закованного в трехпудовые кандалы, которые до сих пор хранятся в чердынском музее и считаются чудодейственными. Для осужденного на окраине деревни вырыли яму "сажень глубины, сажень длины и ширины", которая сверху накрывалась деревянным настилом с прорезью для подачи еды. Яма была темная и сырая, для жизни пригодная мало. К зиме был оборудован очаг - жилище Романова отапливалось по-черному. Показательный случай произошел дальше: ныробцы, как это водится на Руси, прониклись сочувствием к человеку, которого охранники держали в яме, и стали тайком его подкармливать. Они давали детям еду, которую те украдкой бросали в яму. Однако дело это было раскрыто, и последовала кара: хозяева пяти из шести дворов (в шестом жил доносчик, разоблачивший остальных) были задержаны и отправлены в Казань, где на допросах один из них погиб. Завершилось дело в августе 1602 года, когда Михаил скончался и был похоронен недалеко от места заключения. Весьма любопытен факт: усланные в Казань крестьяне были возвращены в Ныробку только через год после смерти Михаила. Следующим после Михаила Романова известным узником Ныроба стал Клим Ворошилов, который попал в эти края в 1913 году, как раз к юбилею царствующего дома. Условия, в которых содержался Ворошилов, были гораздо менее вредными для здоровья, чем в случае с Михаилом Никитичем - в качестве тюрьмы выступала не земляная яма, а двухэтажный деревянный хорошо отапливаемый дом. Интересно, прочувствовали ли жители Ныроба, ставшего одной из столиц огромной лагерной империи, построенной во имя Советской власти, ее заботу о себе? Вероятно да, ведь именно большое лагерное хозяйство, которое снабжалось через Ныроб, да собственная зона "на несколько тысяч посадочных мест" превратили небольшую деревню из 109 дворов (к началу 20 века) в поселок городского типа (с 1963 года), в котором проживают более 5000 человек. Вероятно, цифра эта в справочнике дана без учета обитателей исправительно-трудового учреждения.
       После Ныроба асфальт закончился, дальше пошла неплохая грунтовка. Доехав до д. Марушева мы остановились на развилке: основная дорога поворачивает направо, а прямо - съезд на разбитую грунтовку. Когда обговаривали маршрут рассматривали два варианта движения: через Валай (это по главной) и напрямую на Верхнюю Колву. Дорога прямо была короче, но информации по ней не было никакой. Виктор нас еще не догнал, связи с ним не было, и мы приняли решение провести разведку боем. Проехав около километра по грунтовке после переправы через очень сомнительный мост, мы выехали на очередную развилку, по GPSу вроде направо. Поднявшись в гору метров на двести, поняли, что отклоняемся от курса. Вернулись на развилку и поехали по второй дороге, опять в сторону. Так как обе попытки оказались неудачными, решили остановиться и подождать Виктора, чтобы принять окончательное решение. Погода была не очень, шел мелкий дождь, и мы, дабы немного отвлечься, развели костер и собрали небольшой перекус. С дровами проблем не было, т.к. остановились мы в заброшенной деревне. Через некоторое время мимо нас со стороны Ныроба прошла "Нива", и когда она поехала обратно мы, распираемые любопытством, остановили машину для расспросов о возможности дальнейшего продвижения по предполагаемому маршруту. Водитель, который оказался местным и неплохо знающим дороги, объяснил, что прямой дороги на Верхнюю Колву нет, на карте показан зимник, по которому уже лет пятнадцать никто не ездил, поэтому проехать в строну Талово можно только через Валай, а дальше по "глиняному перешейку", но там проходят только 66-ые с лебедками. После достаточно детального объяснения мы окончательно убедились, что дальше двигаться можно только полной командой, потому что связи больше не будет и Виктор нас не найдет.
       Ближе к вечеру, около семи часов, когда мы уже решили разбивать лагерь и вставать на ночевку, позвонил Виктор, он был в Ныробе. Мы выезжаем обратно в Марушево, я пересаживаюсь на свое штурманское место в Тойоту, и мы опять дружной командой двигаемся в сторону поселка Валай. Но через несколько километров Крузак начинает подпрыгивать как лягушка на каждой (даже небольшой) кочке. Виктор предположил, что поставленные новые газелевские амортизаторы тоже издохли, надо терпеть и ехать. Однако долго мы не выдержали, от такой тряски кишки выпрыгивали наружу, хорошо, что мы целый день почти ничего не ели. Остановились, Виктор полез под машину для осмотра, а подъехавший Димон, с круглыми глазами рассказал, что задняя часть тойоты во время движения подпрыгивала на полметра от рамы, и он думал, что еще немного и рама поедет отдельно от кузова. Причина оказалась банальной: амортизаторы не вышли из строя, а просто открутились и выпали нижние болты, которые Виктор в спешке видимо плохо протянул. Вроде все просто: нужны два болта 12х50 М1,5, но проблема в том, что с мелкой резьбой таких болтов ни у кого не оказалось. Дальше поехали гораздо медленнее, не для того чтобы меньше трясло, а чтобы не разбило и не сломало амортизаторы и места крепления. Скоро нам снова пришлось остановиться: видимо из-за движения на пониженной передаче Тойота закипела, антифриза с собой не оказалось, и мы, по старинке, залили воду из ближайшей лужи. На наше счастье на встречу попался Камаз с тралом, он шел в паре с Уралом в Ныроб. Они остановились и согласились помочь. Камазист выдал мне ведро с болтами и даже разрешил высыпать все на грязную дорогу, чтобы было легче искать. Через пять минут болты были найдены. Денег мужики с нас не взяли, от алкоголя тоже отказались. Честно говоря, меня удивил сам факт того, что они вообще остановились, а уж их отзывчивость и готовность бескорыстно оказать помощь меня как городского жителя просто поразила. Ведь все водители знают, что сломайся ты на какой-нибудь междугородней или федеральной трассе, неизвестно, сколько простоишь, и когда кто-нибудь остановится, чтобы тебе помочь. Поэтому мы, горожане, всегда воспринимаем незнакомца с опаской и живем по принципу "своя рубаха ближе к телу". А в тайге совсем другие законы - "помог ты, помогут тебе", и иногда помощь случайного попутчика может спасти тебе жизнь. В общем, через пятнадцать минут машина была готова, и, распрощавшись со своими спасителями, мы продолжили путь. (Кстати, еще от них мы узнали, что за Ныробом кончилась "советская власть": дальше не будет ни ГАИшников, ни ментов, - только ФСИНовцы и лесники.)
       В районе десяти вечера, немного не доехав до Валая, который от Ныроба всего в 50-ти км, мы съехали с дроги влево и остановились на ночевку у просеки ЛЭП. В лесу расчистили место под лагерь, натянули тент, развели костер, и уже через час мы сидели за шикарным столом, ели шашлык, заедали салатами и пили водочку в честь нашего первого совместного выезда.
       Утром, плотно позавтракав, наша команда тронулась в путь. К полудню мы были в п. Валай. На въезде установлен пропускной пункт, но шлагбаум был поднят, и мы проехали без остановки, только заспанный зек-бесконвойник, выполняющий обязанности контролера, удивленно посмотрел нам вслед. Сам поселок находится на берегу реки Березовая, по которой мы хотели сплавиться весной, но из-за отсутствия достоверной информации о возможности заброски не пошли, и теперь увидели реку уже из окон своих автомобилей. Валай - довольно крупный поселок, несколько улиц, около сотни домов. В нем временно проживают заключенные, которые работают на лесопилках, и живут сотрудники ФСИН, которые обеспечивают порядок и необходимый процент выработки древесины, со своими семьями. Сотовой связи нет, зато есть магазин, аптека и почта. Решили заехать в магазин и посмотреть, чем торгуют, какие цены, и купить то, что забыли в городе. В итоге Виктор купил мыльницу, а мы на всех взяли соленого хариуса, которого было всего полтора килограмма, по цене 150 руб/кг. Сереге, как единственному курящему предложили пополнить запас сигарет, но он сказал, что оставшихся двух пачек ему хватит. Как же он ошибся! Сигареты быстро кончились (т.к. я периодически помогал ему), и пришлось даже попробовать курить мох.
       Немного попугав местных жителей рокотом моторов и внешним видом наших машин, мы проехали мост через Березовую и повернули налево, в сторону поселка Вижай. Буквально сразу к нам навстречу вышел парень, махнул рукой, и мы остановились. Оказалось, они с другом немного в стороне от дороги, выезжая с реки, застряли. Мы, помня про принцип взаимовыручки, решили им помочь, хотя среди нас были и противники, которые утверждали, что парень почти дошел до поселка, а там бы ему точно помогли, и мы просто теряем время. Но их доводы были неубедительны, и Леха как самый опытный водитель УАЗика отправился на помощь. Пришлось вытаскивать криворукую Субару универсал, и по тому, с каким трудом нам это удалось, создавалось впечатление, что парней вместе с машиной просто принесло откуда-то к этому берегу реки.
       Дорога от Валая все время поднимается в гору и почти на конце подъема поворачивает направо; слева выезд на большую поляну или даже поле, место после вырубки, а прямо - нужная нам дорога в сторону Верхней Колвы и Талово. И только выехав на эту дорогу, поперек устеленную бревнами и горбылем, я услышал, что застучала правая задняя стойка Тойоты. Виктор проверил - разбило шланг, надетый на болт крепления амортизатора вместо потерянной втулки. Они с Алексеем решили вернуться в Валай и поискать у местных какие-нибудь подобные запчасти. Димон, чтобы дети не сидели без дела, отправил их искать грибы и дрова для костра. Ну а мы с ним решили попробовать хариуса и глотнуть пивка. Вскоре вернулись Виктор с Алексеем, они привезли саленблоки от Жигулей, которые после небольшой доработки идеально подошли. Дальше - первый деревянный мост на нашем пути через р. Кременая (правый приток р. Березовая). Несколько километров мы ехали с довольно приличной скоростью, дорога твердая хорошо отсыпана, мосты через ручьи в хорошем состоянии. На одном из них увидели интересную картину: беспробудно спит мужик, рядом с ним лежат двустволка и мотоцикл, видимо, сильно устал от охоты.
       0x08 graphic
    После трех часов дня решили встать на зеленую стоянку: всем было завидно, что мы с Димой уже пробовали хариуса, а остальные нет. Как говорится, рыба посуху не ходит, и мы, начав пить пиво, не переставали до самой ночи. Почти сразу после стоянки дорога из неплохой грунтовки превратилась в глиняные колеи. Дальше Димон несколько раз застревал, где-то его доставал Леха, где-то выезжал с помощью лебедки. Сильно сказывалось отсутствие ГУРа и наличие АТ-шной резины. Но в целом дорога неплохая, хотя есть опасные участки - их в основном проходили на скорости. Нам повезло, что небольшой дождь только сверху смочил глину, а до этого стояла сухая погода, веселее здесь было бы после сильного дождя. Виктор рассказал, что в прошлый раз они пытались проехать этот участок за ночь, а в итоге шли по нему двое суток. Вскоре мы выехали к останкам Краза-лесовоза - хороший ориентир, мы на верном пути. За очередным поворотом мы увидели вагончик на колесах. Он стоял к нам задом, двери были настежь открыты. Внутри на корточках сидели два человека в черной робе и с абсолютно черными как у шахтеров лицами и руками. Вагончик был зацеплен за гусеничный трактор, похоже "сотка". Остановились узнать, что они тут делают. Оказалось, занимаются планировкой дороги, но сегодня кончилась солярка, поэтому сидят без работы ждут топливо и продукты. Вид у них, конечно, измотанный, уже несколько недель они вдвоем живут в тайге, пытаясь своей работой хоть как-то улучшить ужасную дорогу. Позже мы узнали, что краевые власти для обеспечения постоянного транспортного сообщения с отдаленными населенными пунктами, выделили средства на ремонт дороги от Валая до Верхней Колвы. Но, как обычно у нас и бывает, деньги получены, потрачены, а дорогу делают зеки по приказу начальника какой-нибудь зоны. Правда, все это только слухи и домыслы.
       Дальше дорога действительно оказалась намного лучше, колеи практически не попадались, но мы столкнулись с другой преградой. На дороге, прижавшись влево, стоял Урал без левого переднего колеса, а за ним еще один, вроде бы на ходу. Это была техничка для бульдозера, но они не доехали и сейчас пытались отремонтироваться в полевых условиях. Объехать это искусственное препятствие оказалось непросто. Дорога в этом месте узкая, справа лес, а слева глубокая канава. Два варианта: либо по ней, либо пропиливаться по лесу. Выбрали первый, немного опаснее, зато быстрее. Получилось пропустить канаву между колес, т.к. она была не очень широкая. От волнения все немного вспотели, но обошлось.
       0x08 graphic
    Около шести вечера мы уже спускались по дороге к "Т-образной" развилке: направо - Талово, налево - Верхняя Колва. 17-ти километровый участок по глине, которого все очень боялись, в итоге прошли без особых проблем, а дальше 50 км по хорошо укатанной грунтовке до 0x08 graphic
    самой ИТК-18. На перекрестке со стороны Талово стоит меленькая избушка, - видимо, раньше здесь был КПП. Рядом стоит снегоуборочное приспособление, сделали его из двух продольных половин полуметровой трубы длинной около пяти метров, их в виде клина соединили между собой, внутри сделали распорки, а снаружи прицепное устройство. Похоже, эту штуку цепляли за мощный бульдозер и так чистили, или даже ровняли проезжую часть. Дорогу между поселками строили основательно: в несколько слоев укладывали бревна, а сверху засыпали камнем вперемешку с глиной. Покрытие получилось очень хорошее и долговечное, Виктор на одном участке даже разогнался до 80 км/час. Портят дорогу поперечные провалы, мы назвали их "бомчиками": надо быть осторожнее, если на скорости влетишь, мало не покажется.
       Через полтора часа, преодолев около 40 км, мы выехали к р. Колва. Мост рухнул в 2001 году, а где-то через год залетные рыбаки попытались сделать из одной опоры "пионерский костер". Вследствие чего остатки моста выглядят обгоревшими, поэтому бытует мнение, что мост специально сожгли после закрытия ИТК-18 для предотвращения разграбления оставшегося оборудования. На самом деле мост собирались ремонтировать, и даже завезли огромное количество древесины, остатки которой до сих пор лежат на берегу реки. Но планам осуществиться не удалось, и обветшавший мост просто развалился, не дождавшись ремонта. Так что впереди нас ждала водная преграда. Брод находится ниже по течению, с обоих берегов на него хороший выезд. Прошли через реку без проблем, уровень воды был очень низкий, но ощущения все таки были незабываемые - первый брод в жизни на наших внедорожниках.
       После Колвы качество дороги не ухудшилось. Проехав 2,5 км, мы остановились у отворота направо на д. Талово, но Виктор определил, что это верхняя дорога, она разбита грузовиками, поэтому надо вернутся назад метров на пятьсот и найти нижний проезд. Наконец-то съезд с дороги в лес! Димона берут сомнения, стоит ли туда соваться, но Виктор, воодушевленный долгожданным приближением к заветной цели, без развертки рвет вперед и сходу влетает в болото... Похоже, пришло время испытывать лебедку. Испытания оказались удачными, Тойота выехала. Двое других участников после внимательного осмотра места действия проехали болото без проблем. Вывод: торопиться не надо - больше времени потеряешь. Дальше еще несколько болот. Все было бы проще, если бы мы преодолели этот участок засветло, а тогда стремительно темнело, и вскоре лес погрузился в ночную мглу. Виктор сменил тактику и поехал слева по лесу, Алексей продолжил движение прямо по болоту, а Дмитрий выжидал, что будет дальше, не торопился. Ожидания Димона увенчались успехом: Леха провалился в болото, дальше на лебедке. Оказалось, что по лесу классный проезд, и вот спустя некоторое время мы уже спускаемся по некошеному полю к д. Талово. Въезжать ночью в заброшенную деревню не только немного жутковато, но и совершенно непонятно, куда ехать. Хорошо, что Виктор был здесь раньше, со второй попытки он нашел съезд к реке.
       Время 23:40, 10 августа 2009 года, завершается только второй день нашего путешествия, а мы уже видим перед собой дом с надписями "Талово-Сити", "Бар" и над нами развивается флаг Российской Федерации, - значит, это уже маленькая победа, ну а дальше восторги, шампанское и крепкий сон, - программа минимум выполнена. 0x08 graphic
       0x08 graphic
    Деревня Талово находится в излучине реки Колвы на правом берегу. Место для деревни выбрано не совсем обычное, это не открытая поляна на высоком берегу, а затяжной склон, спускающийся от леса к реке. На его вершине в ясную погоду открывается красивейший вид на долину Колвы и на виднеющиеся вдали вершины то ли Ямжачной Пармы, то ли Бужуйского камня. Посередине склона впадина с довольно большим ручьем, которая как бы делит деревню на две части. Справа и слева место поселения ограничено довольно высокими холмами, которые со стороны реки имеют даже скальные участки. На холмах как сторожевые башни стоят полуразвалившиеся дома. Всего в деревне можно насчитать около десятка домов с различными пристроями и хозяйственными постройками. Некоторые дома не плохо сохранились, если в них немного прибраться и подремонтировать, то можно жить и сейчас. Мы остановились примерно в таком же доме. (Просто из-за его удобного расположения на берегу реки он стал временным приютом для рыбаков, охотников и туристов.) В самих домах и пристроях сохранилось много полезных предметов: сельскохозяйственный инвентарь, личные вещи. Хотя последний житель покинул деревню в 2004 году (после закрытия колонии люди остались без работы, транспортного сообщения и продуктового снабжения), отдаленность от населенных пунктов позволила сохранить здесь все в таком хорошем состоянии.
       Несмотря на поздний отбой и усталость, встали в районе девяти утра. Еще вчера было принято решение, что сегодня будет дневка. Раз никуда ехать не надо, коньяк начали пить даже не умывшись. На берегу поставили шатер, накрыли стол: коньяк, шашлык, салаты.... Недалеко от дома - баня по-черному; решили затопить. Дети с интересом пошли на обследование деревни, после чего натащили всяких безделушек, в том числе различных открыток, конвертов, детских тетрадей и даже альбом для рисования, и практически везде была одна и та же фамилия: Собянин. Она также встречалась на настенных надписях в домах типа "Здесь был ...". Очевидно, очень распространенная фамилия в деревне, да и все еще приезжают сюда люди, которые здесь жили. Часов в семь Виктор, взяв с собой Ольгу и Диму с Аней, поехал за вениками. Вернулись они через два часа не только с ветками березы, но и с ведром грибов. Баня, на удивление, оказалась очень жаркой и имела потолки высотой около двух метров. В общем, от ее посещения мы получили такой заряд энергии, что пили и плясали почти до часу ночи.
       На следующий день раньше всех поднялся Алексей, пошел еще раз проверить здешние места на наличие рыбных ресурсов, но безрезультатно. Чуть позже встали Дима и Аня - решили побаловать нас грибовницей. Все остальные раскачались только к полудню. Позавтракав или пообедав (кому как пришлось), после недолгих сборов мы выехали к броду через Колву. Выезд нашли прямо напротив "нашего" дома, но на противоположном берегу пришлось пропиливать кустарник почти двадцать метров. Ивы были достаточно толстые и высокие, да еще и переплетены между собой. Дальше дорога по просеке, вверх по течению вдоль реки. Примерно через два километра ручей. Пошли на разведку. В траве нашли два моста, дорога проходит по ним. Они узкие и сильно прогнили, но вроде пройти можно. Понадеялись "на авось", повезло, но при выезде со второго моста обнаружили, что у Тойоты не работает передний мост. Оказалось, что Виктор в Талово снимал крышку левого хаба, потому что оттуда немного начало выгонять смазку. Намазав крышку герметиком, он поставил ее обратно и, по всей видимости, неправильно. До вечера разбирать не стали.
       0x08 graphic
    0x08 graphic
    После мостов на дороге развилка: налево, в зоне видимости, хороший участок лесной дороги; прямо тоже дорога, только с упавшими поперек деревьями. Со слов Виктора, за мосты до нас на внедорожниках никто не ездил, поэтому дальше можно двигаться только по карте и GPSу. После разведки выяснили, что хорошая дорога заканчивается болотом и уводит в сторону от нити маршрута, соответственно надо пропиливаться. Виктора из авангарда поставили между УАЗиками, для того чтобы иметь возможность помочь ему протащиться вперед или при помощи Димоновской лебедки вернуть назад.
       Через несколько сотен метров на нашем пути попалось первое серьезное болото. Алексей поехал первым. Его УАЗик - самый легкий и на 33-м гудриче чувствовал себя достаточно уверенно. Правда, на выходе все равно проваливается, и приходится использовать лебедку. Виктор, понимая, что без переднего моста медленно ехать смысла нет, с разгона на скорости пытается проскочить, но посредине проваливается, и дальше до самого берега едет на лебедке. Димону после этого приходится несладко, ехать по таким колеям на 32 резине, да еще и без ГУРа очень тяжело. Мы решили ему помочь: накидали в колею напиленных бревен, но получилось, что оказали "медвежью услугу". 0x08 graphic
    Перед бревнами он все равно провалился, а когда дальше тащился на лебедке, один обрезок елки вдавило Хатеру между передним мостом и двигателем, и он потащил за собой все накиданные деревья. Пришлось доставать его при помощи той же лебедки, только зацепленной через блок. Кстати, при детальном осмотре болота оказалось, что мы двигались по гати, - поперечно настеленным бревнам, - только от старости она сама уже стала частью болота, хотя мне кажется, если бы не было этого настила, мы бы вообще никуда не проехали. Забегая вперед, хочется добавить, что практически все болота, которые мы проходили на этом маршруте, когда-то давным-давно были оборудованы такими переправами, но и сегодня они нам очень помогли, а единственный их минус - это ширина (видимо, сделаны под телеги), и поэтому машины проваливались, как правило, только одной стороной. Так мы, периодически пропиливаясь, пройдя еще три болота почти везде с помощью лебедок, накормив стаи слепней (а к вечеру и комаров с мошкой, что гораздо неприятнее), к девяти вечера уперлись в конкретный лес. Судя по GPS, дорога есть, но фактически необходимо свалить пару десятков деревьев для того, чтобы ее пропилить, но и это еще не все. После ста метров лесоповала - ручей шириной около 1,5 метров и глубиной около двух, короче говоря, похоже, "приехали". Как ни странно, больше всех засомневался Алексей, говорит, что не хочет убивать машину, и что шансов доехать до Дия такими темпами нет, надо возвращаться в Талово. Мы его не поддержали, не для этого мы столько готовились, чтобы на полпути повернуть назад. Виктор предложил вставать на ночевку, а завтра с утра пропиливать дорогу и строить мост.
       Место, на котором нам пришлось вставать, было не очень удобным. Мы находились на левом берегу Колвы, но встать у воды не получилось: от самой дороги до воды крутой склон метров 40. Можно было сделать лагерь на берегу злополучного ручья, там неплохая поляна, но тогда пришлось бы таскать вещи далеко и оставлять железных коней без присмотра, в связи с этим пришлось расчистить место прямо около машин. Немного смущало наличие рядом нескольких муравейников, причем разворошенных медведем. Но муравьев задобрили сахаром, а медведей распугали бензопилой, когда валили сушину. Хотя сушиной подвяленную елку со сломанной вершиной назвать было сложно, но выбирать не приходилось, потому что, как ни странно, в лесу не было сухостоя вообще, как будто мы находились не посреди тайги на севере Урала, а на поляне для проведения туристических фестивалей в пригороде Перми. После всех приготовлений, установки палаток, стола и приготовления ужина, нам стало достаточно уютно в этом - на первый взгляд неприглядном - месте.
       0x08 graphic
    Проснулся утром под звуки пилы. Еще вчера сомневавшийся Леха, не дожидаясь завтрака, первым начал пропиливать дорогу. Остальные отправились на строительство моста. Мы с большим Сергеем встали последними, помогли Ольге с Аней: принесли воды, накололи дров и тоже пошли строить мост через ручей. Все оказалось не так страшно, как мы представляли. Накатав мост и пропилив проход для машин, в районе обеда мы сели за стол; опять непонятно, завтрак или обед. За столом Димон выдал перл: "Налейте мне 50 г, чтобы машину не жалко было царапать". Мы не только не отказали, а наоборот поддержали его и налили за построенный мост по "двадцать пять и пять десятых". Собрав лагерь, по очереди начали выезжать. Первым прошел Алексей, мост даже не пикнул. За ним Виктор, въехав на мост, остановился для того, чтобы запечатлеть этот исторический момент - трехтонная Тойота на самодельном мосту, между прочим построенном без единого гвоздя. Пока фотографировались, заметили, что Хантер за нами не едет, пришлось вернуться в лагерь. Димон не завелся: в двигатель не поступала солярка. Леха тоже залез под капот, нашел порванный шланг, заменили. Дима хотел поменять все топливные шланги еще в гараже, но не успел и взял их с собой. Общими усилиями машина была отремонтирована, и вот команда Хантера тоже выезжает к мосту. Виктор, видя приближение УАЗика, решил с моста съехать, но как только он тронулся, верхний ряд бревен под задними колесами раскатился, и Тойота, провалившись одним колесом, села на задний мост. Пришлось размотать лебедку. Мост поправили, и Димон проехал без проблем. Видимо, сооружение надежное, но все же сказывается отсутствие гвоздей. Их достали после прохождения препятствия для того, чтобы закрепить на дереве табличку с датой постройки моста и названием нашей экспедиции.
       Участок дороги после моста показался нам просто асфальтом, но и он скоро кончился. Сегодня дорога проходила по оврагам, штурмовать которые нам мешали не кончающиеся завалы и корчажник, скакать по нему не доставляло большого удовольствия. Особенно доставалось Тойоте без привода на передний мост; все эти препятствия Виктору приходилось проходить на скорости. Через полтора километра, если считать от нашего моста, дорогу преградил еще один ручей, но он оказался не таким глубоким, и мы просто завалили его вдоль русла напиленными бревнами. Скоро дорога вышла прямо на берег Колвы, а затем, повернув на право, мы стали отдаляться от реки, и вот уже перед нами река Ямжач.
       Как мы и предполагали, мост через Ямжач был только на карте. Леха опять говорит, что дороги нет, брода нет, теперь точно надо поворачивать домой. И действительно направление старой дороги мы потеряли перед самой рекой и выехали чисто на GPSе, соответственно на берегу дороги не было. Берега реки достаточно крутые, разведав их, съездов к броду мы не обнаружили. Глубина Ямжача в этом месте была около 40 см, поэтому даже для нас, которые еще не оборудовали свои машины шноркелями, не представляла большой опасности; похоже, нам опять повезло, что низкий уровень воды. А вот дно оказалось не очень твердым, да и по берегам одни дохленькие кустики: если застрянешь, лебедку цеплять некуда. Надо было принимать решение. Тут с противоположного берега вернулся Виктор: он нашел продолжение дороги и неплохой съезд в реку с нашего берега. Оставалось одно "НО": у Тойоты не работает передний мост, а без него брод Виктору не пройти. В итоге решение приняли такое: если нам удастся починить или просто включить хаб на Крузаке, значит, будем пробовать штурмовать Ямжач.
       0x08 graphic
    Все общими усилиями и назло всему, хаб удалось включить, и вечно сомневающийся Леха первым съехал в реку. Внизу у самого берега небольшая отмель, там он останавливается, и мы делаем более детальную разведку дна и места выезда. Дно вполне твердое, но местами есть ямы, в которые въезжать не желательно. Через 70 метров вверх по течению на противоположном берегу более-менее чистый выезд, наверху хорошая береза, за которую можно зацепится. Алексей очень осторожно, но уверенно проехал брод и на лебедке поднялся. По проверенной трассе пытался проехать Виктор, но он, как всегда, поторопился и влетел в яму. Мы все замерли, но он без труда выехал назад и, взяв немного ближе к центру реки, спокойно доехал до подъема, а по нему тоже на лебедке. Димон больше всех переживал, что застрянет и, спустившись в реку, долго сомневался, готовился, еще несколько раз просчитывал траекторию движения, после чего довольно резво, нигде не останавливаясь, дошел до выезда, а дальше, как все, на лебедке.
       После такого сложного для нас препятствия, дорога как бы давала нам отдохнуть. Завалов практически не было, небольшие болотца не представляли для нас опасности, и мы начали двигаться гораздо быстрее, чем до последнего брода. Через некоторое время путь нам все-таки преградило болото побольше, но и его, предварительно разведав, мы прошли без особых заморочек. Вскоре стало темнеть. Шли мы достаточно хорошо, и, судя по GPS, до выхода к Колве оставалось немного, а от него до Дия рукой подать. Решили идти, пока есть возможность. Вооружившись фонариками, бензопилами и топорами, вперед пошел я с детьми. Хочется отметить, что не только три подростка помогали нам в пути во всем, но и восьмилетний Ильюха не отставал от них ни на шаг. Всю дорогу они помогали пропиливать, цеплять и сматывать лебедки, а теперь их помощь 0x08 graphic
    вообще трудно было переоценить. Так мы впятером до полуночи шли впереди машин, расчищая путь от завалов и указывая направление движения пилотам.
       И вот вышли на покос на берегу реки. Так как траву уже много лет никто не косил, она выросла выше человеческого роста. С покоса мы сделали несколько попыток проехать в сторону Дия, но безуспешно: везде упираемся в густой кустарник и болотину. Похоже, что смысла продолжать движения сегодня уже нет, и мы, вытоптав машинами траву на самом берегу, встаем на ночевку. Дров здесь, среди ивняка, похоже, не найти, пришлось на Лехином УАЗике ехать обратно в лес, но и там ситуация не лучше: какой-то странный лес, сушин нет совсем. Находим несколько небольших сухих елочек и одну большую, правда, уже упавшую. Маленькие вытащили руками, а большую доставали лебедкой, и когда она была практически на дороге, лебедка издохла. Разбираться ни времени, ни желания не было, и, зацепив собранные дрова за фаркоп, мы дотащили их до лагеря. В итоге, отужинав, мы легли спать только в полтретьего ночи.
       Предвкушение скорого прибытия к финишу не дало нам долго спать, и, как только рассвело, наш лагерь стал оживать, но при этом вместе с нами проснулись тучи слепней. Их присутствие заставляло делать все гораздо быстрее. Я и Виктор отправились на поиски дороги; судя по карте отворот направо, на Дий, должен быть в лесу, возможно, ночью мы его не заметили, но, обследовав все на расстоянии 500 метров от реки, дороги мы не нашли. Было предложение спустится в реку и дальше идти вверх по течению, но ситуацию усложнило то, что мы стояли на берегу старицы, а дно у нее илистое. Вскоре наши поиски увенчались успехом. Как это обычно бывает, проход находился прямо у нас под носом, рядом с лагерем, просто дорогу затянуло ивой и размыло ручьем. После этого участка покосы до самой деревни, нам остается только пропилить проход, проехать через покосы, а дальше - несложный брод через Колву, и мы на месте.
       0x08 graphic
    Во время завтрака мимо нас пролетел вертолет, мы подшутили над большим Серегой: не он ли вызвал МЧС, чтобы его забрали домой. Поев, каждый занялся своим делом. Леха чинил хваленую "come-up"-скую лебедку, которая вчера умерла, выполняя, кстати говоря, очень легкую работу. Димон опять искал солярку, УАЗик с утра не завелся. Девчонки с детьми собирали лагерь, а я, Виктор и большой Сергей пошли пропиливать проезд. Во всем этом, по очереди каждому, нам помогала наша боевая экспедиционная кошка, которую Димон взял из дома. Она впервые была в таком дальнем путешествии, днем в дороге ехала в машине в коробке, а по ночам охраняла лагерь. К двум часам дня, на удивление всем, Алексей починил импортный агрегат, хотя вид его часом ранее, разобранного до винтика, надежд на успешный ремонт не давал. Дима тоже завелся, лагерь был собран, проезд готов, и мы поехали в сторону заветной цели.
       Переправлялись мы через Колву чуть ниже острова, перекрывающего вид на деревню, дальше по правому берегу острова вверх по течению, а затем через протоку выехали прямо к одному из домов.
       Все финиш!!! Шампанского всем!!! Далее следовала процедура обливания шампанским и допивания его остатков всей командой. У всех глаза блестели от счастья: мы дошли до Дия, первые на машинах за много лет!!! Сейчас стали понятны ощущения автогонщиков на пьедестале почета. Восторг и ликование продолжались в нашей команде еще очень долго. Мы выполнили программу максимум!
       После небольшого праздника в честь прибытия провели осмотр занятого плацдарма. Дом, около которого мы остановились, оказался пригодным для жилья: имелись баня, туалет и другие постройки, но мы решили ночевать в палатках на берегу. Костер организовали рядом с домом, там же соорудили и стол с лавками. Затопили баню. Жара на улице стояла страшная, а раздеться и позагорать не давали пауты. Вообще, нам с погодой повезло, дождь был только вчера в районе обеда, и то не долго, а все остальное время солнце. И мы, с утра перегревшиеся, решили искупаться. Рядом с домом был перекат, воды ниже колена, нырнуть не получится, и поэтому, зайдя в реку, мы просто обливались ведрами. Делать надо было это очень быстро, иначе пауты тебя сожрут.
       Вдруг мы услышали какие-то крики выше по реке. Я залез на крышу Хантера и увидел четыре фигуры в темной одежде, бегущие в нашу сторону по берегу. Встретить здесь людей в наши планы совершенно не входило, тем более их вид и поведение заставили насторожиться. На охотников-рыболовов они точно не походили, а кроме них оказаться в такой глуши могли с нашей точки зрения только беглые зеки, благо тюрем и лагерей вокруг предостаточно. Вооружившись ружьями двое наших пошли им навстречу. Вскоре крики замолкли, а еще через несколько минут томительно ожидания в наш лагерь мужики привели четырех подростков. Как оказалось, они были в составе группы детдомовцев из села Покча и вели их в походе два инструктора от станции туристов города Чердынь. Катамаран с остальными подплыл чуть позже, они встали лагерем в начале деревни. Руководители пришли к нам познакомится и пообщаться. Их группу 10 августа закинули 66-ым до ИТК-18, оттуда они пешком вышли в верховья Колвы и уже четыре для сплавляются. Им не повезло, воды в реке очень мало и приходится практически всю дорогу тащить катамаран на себе. Узнав, что мы приехали из Талово, они обрадовались и сказали, что завтра пойдут по нашей дороге к разрушенному мосту. Им надо было успеть к машине, а по реке они опаздывают. Также похвастались своими рыболовными трофеями (рыбы они действительно наловили много и достаточно крупной).
       Ближе к вечеру мы пошли в баню. В это раз она топилась по белому, только вот в качестве банной печи использовалась обычная "буржуйка". Сверху на ней были наложены гальки и установлен чан для горячей воды. На первый взгляд можно было подумать, что жара в этой конструкции не будет, но мы ошибались. Хорошо попарившись, мы опять купались в реке при помощи ведер и повторяли эту процедуру несколько раз. Баня постоянно топилась, помылись все, даже девочки из соседней группы. После бани сели за праздничный стол, к которому, кроме всего прочего, Леха притащил полведра свежепойманного хариуса. За столом продолжалось бурное обсуждение всех пройденных трудностей и всеобщее ликование по поводу нашей победы над ними. Назавтра планировалась дневка для отдыха, рыбалки и экскурсии по деревне.
       Утром мимо нас прошли под рюкзаками наши соседи - уж больно сильно они торопились. А мы, позавтракав, отправились на обследование деревни.
       Дий расположен на правом берегу Колвы. Деревня растянута вдоль подножия горы, часть которой покрыта лесом, а другая только травой. Само название деревни, как мне кажется, тоже довольно интересно. Например, в древнегреческой мифологии, Дий - одно из имен Зевса, в славянской мифологии Дый - бог неба, но, как ни странно, очень подходит английская аббревиатура DIY - do it yourself - "сделай это сам". Издавна в Дие жили вольные люди, которые занимались всем, что приносило пользу и давало возможность прожить: выращивали хлеб, заготавливали пушнину, охотились на медведей и лосей, ловили рыбу, мыли золото, для себя держали домашний скот и лошадей. Обо всем этом говорит огромное количество полей и найденный нами инвентарь: ручные жернова из березы, конные косилки и грабли, охотничьи лыжи, шкуры лосей и медведей, остатки самодельных сетей и различных ловушек, лотки для мытья золота, части упряжи для лошадей. Остатки большой конюшни находятся в нижней части деревни, на сеновале еще сохранилось большое количество сена. Ниже конюшни мы нашли сероводородный источник, интересно, использовали ли его деревенские для оздоровления и омоложения? Снизу деревня завершается кладбищем, могилы старые и за ними уже давно никто не следит. Почти напротив конюшни - свободный от леса, заросший травой склон горы. У его подножия мы обнаружили остатки метрологического оборудования; это подтверждает версию о том, что на вершине горы в советское время был аэродром малой авиации. На склоне горы установлен памятник жителю деревни, который в 1981 году в возрасте 76 лет ушел на охоту и не вернулся. Тело односельчане не нашли, поэтому памятник установили здесь, а не на кладбище. Обелиск качественно сделан из металла, на выцветшей фотографии можно разглядеть силуэт старика с большой бородой. На табличке, выполненной из нержавеющей стали, прочитали дату рождения и смерти, фамилию, имя и отчество; кстати, опять Собянин. Потом практически во всех домах, на разных вещах мы снова встречали эту фамилию. Складывается впечатление, что проживала тут одна большая семья. В деревне хорошо сохранились два дома. Добротные, с целым остеклением, с глинобитными печами и тесаными стенами, они до сих пор пригодны для жилья. Около одного из них мы остановились и на нем установили табличку о нашем пребывании, а второй находился в верхней части деревни. Это, скорее всего зимовье охотников, которые живут в нем во время занятия промыслом на соболя и куницу. Судя по тому, что в доме есть электрическая проводка и над ним установлена телевизионная антенна, приезжают они сюда надолго и привозят генератор, чтобы не жить при свечах.
       0x08 graphic
    После обхода деревни мы отправились на опробование рыбных мест. Алексей нашел неплохой перекат немного выше деревни. Хариус на нем не кончался, и, с перерывом в полчаса, его можно было ловить с одного места; не очень крупного, зато много. Лехе, как рыбаку азартному, после первого ведра это надоело, он уступил место Виктору с Ольгой. Молодежь разбрелась по разным перекатам и заливчикам, Алексей же разведал на противоположном берегу от деревни старицу и таскал там втихаря щук до самого вечера.
       Виктор начал ловить хариуса на дождевых червей, но клевало не очень. Попробовали на паута - оказалось гораздо лучше. И вот мы с Димоном сидим в одних трусах и охотимся на паутов для наживки, и что вы думаете? Их как ветром сдуло! Почти не летают, а буквально минут десять назад их были целые рои. Почувствовав свою ненадобность, мы решили идти в строну дома, но тут неожиданно из кустов к нам выходят два рыбака, за ними на лодках еще четверо, всего шестеро на трех резинках. Исходя из экипировки, люди они далеко не бедные, да и, как оказалось, закинули их сюда вертолетом, который мы видели два дня назад. От встречи с нами настроение у них немного ухудшилось - не ожидали они, что в тех местах, куда их доставляют на рыбалку за большие деньги, можно встретить конкурентов, а тут мы на машинах. Но совсем они помрачнели, когда узнали, какая перед ними прошла рыбная артель. Теперь причина отсутствия улова в верховьях Колвы для рыбаков стала более понятной, по всей видимости, цивилизация начинает возвращаться в когда-то забытые места. Возможно, вскоре вернутся сюда люди, чтобы жить и работать, а государство поможет восстановить заброшенные деревни и создаст для связи с ними транспортные пути.
       День пролетел незаметно. Впереди был грустный вечер, завтра дорога домой, а уезжать совсем не хочется. Дима решил, чтобы отвлечься, проверить еще раз свой УАЗик, и опять он не заводится! Все шланги топливной системы были уже поменяны, оставался бензонасос, но настоящую причину мы нашли только утром после последней ночевки перед дорогой домой: сгорел предохранитель на свечи накаливания, а без них импортный дизель заводиться на холодную не хотел. Но сегодня вечером хотелось хоть чем-то себя отвлечь от грустных мыслей. Потом был прощальный ужин, фото на фоне дома с табличкой и беспокойный сон перед дальней дорогой.
       0x08 graphic
    Утренние сборы были недолгими; в 10:00 мы выехали из деревни Дий в сторону дома, и уже через четыре с половиной часа наш караван прибыл в Талово. Обратная дорога оказалась намного проще, болота проходили по разведанным местам, "лебедились" по проверенным схемам. Запомнились два момента: когда на выезде с брода через Ямжач у Лехи, шедшего первым, не хватило длины троса лебедки, и ему пришлось с разгону штурмовать обрывистый берег. А второй, когда в одном из последних болот у Димона ослабло крепление второго конца троса лебедки, и трос слетел с барабана. Решили не ремонтировать, и Леха пару раз доставал Хантер своей лебедкой.
       0x08 graphic
    В Талово приняли решение, в связи с тем, что есть запас по времени, надо заехать на заброшенную территорию ИТК-18. Поднявшись по склону от деревни, случайно выехали на верхнюю дорогу. Почти сразу начались колеи, а потом вообще конкретные канавы. Леха как то приспособился и скакал по колеям на своей "танкетке", нигде не пользуясь лебедкой. Остальные же когда прошли примерно половину пути, застряли серьезно. Димке даже пришлось ремонтировать лебедку, иначе бы не выехал. На этом участке мы поняли, что могло бы быть с нами, если бы глиняный перешеек не выровняли бульдозером и прошли дожди.
       Через 15 км мы въехали на территорию бывшей колонии. Зрелище, конечно, малоприятное. Вокруг стоят бараки, административные корпуса, производственные здания, - в них нет окон, снята кровля, внутри брошенное и разграбленное имущество. В самой верхней части колонии стоит покосившаяся водонапорная башня. С левой стороны находится дизельная подстанция, в которой все оборудование раскурочено с целью добычи цветных металлов. В принципе, здания еще не сгнили, коммуникации можно отремонтировать и запустить этот объект, если не как колонию, то как деревоперерабатывающую фабрику, но отдаленность от крупных населенных пунктов делает это абсолютно бессмысленным, и сейчас все здесь выглядит как декорации к фильму типа "Техасская резня бензопилой". Оставаться долго в этих стенах большого желания нет, и мы выезжаем к месту последней ночевки ­- разрушенному мосту через Колву.
       На следующий день к семи часам вечера мы были уже в Ныробе. Там связались с родными, предупредили, что скоро приедем, поели в столовой, подняли давление в шинах и отправились в Пермь. Около часа ночи наша команда остановилась для прощания на АЗС перед Чусовским мостом. Там мы еще раз коротко вспомнили все трудности, с которыми пришлось столкнуться за последние девять дней, и сюрпризы, которые преподносила нам техника, характеры и здоровье некоторых участников. Расставание было теплым, но недолгим, и мы разъехались по домам в надежде, что скоро снова встретимся. Возможно, через год мы совершим еще один серьезный поход, но таких ощущений, как в первый раз, нам уже не пережить, и это - самое горькое.
      

    Вяткин Андрей, январь 2010 г.

      
      

    Приложение.

      
       Место проведения: Север Пермского края.
      
       Время проведения: с 9 августа 2009 г. до 17 августа 2009 г.
      
       Нить маршрута:
       г. Пермь 300 км п. Ныроб 50 км п. Валай 82 км д. Талово 17 км д. Дий _ 449 км г. Пермь
      
       Участника экспедиции:
      

     п/п

    Название машины

    ФИ участника

    Год рождения

    Специализация

    1

       Toyota "LC-78"
       Петров Виктор

    1962

       Пилот

      
       Вяткин Андрей

    1980

       Штурман

      
       Петрова Ольга

    1965

       Оператор

      
       Вершинин Сергей

    1962

       Охотник

    2

       УАЗ "Hunter"
       Логинов Дмитрий

    1969

       Пилот

      
       Логинова Анна

    1979

       Штурман

      
       Логинов Сергей

    1992

       Первый помощник штурмана

      
       Логинов Илья

    2000

       Второй помощник штурмана

      
       кошка Муська

    2006

       Охотник

    3

       УАЗ-469
       Кузвесов Алексей

    1968

       Пилот
      
      
       Кузвесов Сергей

    1994

       Штурман
      
      
       Нам Валера

    1995

       Первый помощник штурмана
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       15
      
      
      
      
  • Комментарии: 1, последний от 19/07/2018.
  • © Copyright Вяткин Андрей Палович (adrey.vyatkin@rambler.ru)
  • Обновлено: 16/01/2014. 61k. Статистика.
  • Прочее:Урал
  • Оценка: 7.00*8  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка
    жд билеты . личная жизнь моносов андрей леонидович биография. москапстрой.