Войтенко Сергей Николаевич: другие произведения.

Дневник: Беги,река

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Войтенко Сергей Николаевич (sergey5@zahav.net.il)
  • Обновлено: 29/03/2005. 70k. Статистика.
  • Дневник. Водный:Карпаты ,Украина , 3 к/с , К2
  • Дата похода 01/01/2000 {6 дн}
  • Маршрут: р.Чёрный Черемош - р.Черемош
  • Оценка: 3.27*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    От погранзоны до слияния с Прутом.Классический маршрут по Черемошу.5 байдарок и страхующий катамаран.

  •    ПРЕДИСЛОВИЕ
      
       Готовя электронную копию этих записок, я, конечно, видел и несовершенство их стиля и стилистические огрехи.Велик был соблазн отредактировать их в соответствии с моим сегодняшним пониманием происходившего,но,подумав,я решил ничего не менять.Оставить всё так,как это было написанно мною для себя тогда,семнадцать лет назад.Оставить таким,каким я это видел и воспринимал,будучи молодым,имевшим интересную работу,семью и увлечения,всё то,чего сейчас у меня нет в такой степени как это было и уже,наверно,никогда не будет.
       Я исправил явные ошибки,ввёл пояснения некоторых специальных терминов и слэнга,постарался избежать специальной терминологии.
       Всё отражённое в этих записках действительно происходило и я не стал менять имена там,где они упоминаются.Я не стал раскрывать название Реки и указывать регион,так как считаю,что это неважно.
       Если у вас по прочтению возникнут какие-либо вопросы - я готов на них ответить,а также устранить ,замеченные вами, ошибки.
       А теперь - в путь!
      
      
       I
       Однако,пора.Так,перчатки и спасконец я положил,продукты тоже,гитару - само собой.Всё.Погнали.
       Ключ повернулся в замке, и закрывшаяся дверь на несколько дней отрезала меня от привычного и будничного мира.По старой привычке схожу с восьмого этажа по лестнице.Такая нагрузка помогает войти в образ.Что у нас со временем?У меня ещё 25 минут. Пошли, родимый, пошли. Походка лёгкая,нога - от бедра.Не совсем,правда лёгкая и не совсем от бедра.С двадцатью килограммами за спиной легко не походишь.Что же это там так тянет?Скорее всего,гидрокостюм.Ну,пошли,пошли.
       Я шагаю по микрорайону мимо длинных,как горный хребет, девятиэтажек и стройных четырнадцатиэтажных небоскрёбов.Каким я вернусь к ним из этого похода?С какими впечатлениями?Посмотрим.
       Машину, в которую грузилась наша группа я цвидкл метров за двести.Судя по тому,что в неё натаскали байдарочных упаковок,все уже были на месте.Кто-то докуривал у кабины.Ходу,резвые,ходу.Чувствуя как сердце бьётся в лямки рюкзака,стараюсь увеличить темп.Меня заметили и кто-то из кузова машет рукой.Тяжело дыша подбегаю к машине.И тут же слышу:
       - "Чайникам" привет!
       - Спи спокойно,дорогой товарищ. - отвечаю я.
      Это меня приветствовал Вовка.Человек,рождённый с судьбой бродяги,со слабо выраженным чувством самосохранения и неудержимой тягой к путешествиям.Я знаю его давно,но в один экипаж мы попали впервые.Когда возникла необходимость страховать наших ребят при прохождении Реки,а из моего экипажа никто пойти не смог,я позвонил Вовке и сказал,что нуждаюсь в его услугах.Реакция была незамедлительной.
       - На Реку?На катамаране?Да там на нём нечего делать!Что?Идти спасателем?Девочки будут топиться?Очень надо!Ну ладно,ладно,когда выезжаем?
       Мы выезжали через неделю.За это время надо было закинуть катамаран в контору от которой шла машина,оформить отгулы и договориться с родными о возможности поездки.Короче,типичная суета перед отъездом.
       Сейчас Вовка принимает мой рюкзак и передаёт его вглубь крытого кузова.Залажу в кузов и вижу,что 10 байдарочных упаковок и 12 рюкзаков создали в нём определённый комфортЮосновной особенностью которого являются поджатые под себя ноги. Едва успеваю поприветствовать наших,как машина,выпустив облако сизоватого дыма,трогается с места,Мы поехали.Началось.
       Я еду на Реку в третий раз.Впервые,три года тому назад,наслушавшись рассказов об её мощных и захватывающих дух порогах,мы сунулись втроём, на одном катамаране в ,общем-то, относительно безопасный участок.Первое впечатление - полное разочарование.Начало октября.Река,уставшая от весенних паводков и летних ливней,готовилась к зиме.Я не видел воды прозрачней.Не было ни грозного рокота шивер*,ни настороженного бормотания перекатов.Зверь был усыплён отсутствием воды.Вот это нас и погубило.
       Прошли всего несколько километров и на повороте почувствовали сильный удар в правую гондолу.Катамаран дёрнулся.Один из нас,резко дёрнувшись от удара,оказался в десятиградусной воде.Гондола таяла на глазах.Катамаран начал разворачиваться вокруг препятствия.Мы явно на что-то сели.Надо было прыгать в воду.Втроём нам удалось приподнять повреждённую гондолу.В нескольких сентиметрах от уровня воды показался острый штырь арматуры,воткнутый в бетонную глыбу.Легче от этого зрелища не стало и к тому же Река отплатила нам за излишнее любопытство красными кистями рук и ознобом.
       20 метров до берега мы прошли по пояс в воде,волоча за собой
      -----------------------------------------------------------------------------------
      *шивера - понижение русла реки с многочисленными камнями на дне,создающими серию небольших валов на поверхности воды
      
      уродливый,с хлюпающей оболочкой, катамаран.По окончании процедуры
      транспортировки,стало ясно,что плыть больше не придётся.Пробита оболочка из шахтного воздуховода и полиэтиленовый вкладыш.Полдня на ремонт - роскошь при длительности поездки 3 дня.Ясно,что одной самоуверенностью Реку не возмёшь и мы отступили.Осталась злость на себя и на Реку .Я должен пройти по ней.Мне это надо.
       Следующей весной я попросился в группу,которая шла покорять Реку.Шли на байдарках.Приехали к Реке холодным,серым утром.В горах ещё лежал снег.Реку я не узнал.Это был бурый поток,в котором изредка проплывали обломки досок,коряги и прочий мусор,сносимый в реку тающими снегами.От обилия воды поверхность Реки казалась выпуклой.
       Шёл третьим экипажем из пяти.Сидел сзади - за капитана.С первых минут прохождения стало ясно,что сложность Реки находится на грани возможностей группы.По крайней мере три экипажа по такой воде никогда не ходили.Через полтора километра один из них развалил свой "Салют" до состояния дров и остаток дня ушёл на ремонт.
       На следующий день настал мой черёд.Мы подошли к очередному порогу где-то в середине дня.Осмотрелись.Первых два экипажа прошли без заминки.Моя задача была следующей: пересечь Реку поперёк струи - сделать траверс - почти до противоположного берега, развернуться по струе и сплавляться, оставляя метровую пенную яму по правому борту.Траверс был
      затруднён громадным камнем,метрах в пятидесяти выше по течению от пенной ямы.В общем, под правый берег,стоявший грозной каменной стеной , лучше было не попадать.
       Предчувствия перед посадкой в байдарку были самыми нехорошими.Траверс вы сделали, но настолько увлеклись борьбой со струёй, что когда развернулись по течению,то увидели как в десяти метрах от нас ,двумя мощными сливами, вода обтекает тот самым камень перед пенной ямой.Для того,чтобы уйти оставалось не более трёх секунд.Что можно успеть за это время?Мы начали отворачивать и тут байдарка вошла в левую сливную струю и,как мне показалось,начала медленно кренится на левый борт.Больше мы ничего не успели.Переворот произошёл мгновенно.Я почувтсвовал как надо мной сомкнулась вода и тутже что-то выбило весло из рук.Изогнувшись в немыслимом повороте,вниз головой,мне удалось выбраться из байдарки.Казалось,что я это делал целую вечность.Когда моя голова вновь оказалась над водой,я увидел что снесло нас всего метров на двадцать.Под ногами почувствовал дно.Мой напарник занимал такое же положение, намертво вцепившись в парашютную стропу обвязки байдарки.Устоять нам не удалось и Река потащила нас прямо в пенную яму.До того как нас швырнуло ,я успел крикнуть напарнику "Ноги вперёд" и сам принял такое же положение.Меня оторвало от байдарки,потянуло вниз,вперёд и обратно вверх.Когда я вынырнул,байдарка была недалеко,в метре.Я заметил,что наперерез пошёл страхующий экипаж и не понятно почему мозг зафиксировал солидный бетонный мост ниже по течению.В голове тут же мелькнуло "Если не вытащат,пойдём к мосту.А там или пролёт,или опора.Прижмёт к опоре - кранты.Значит до моста доплывать нельзя.".Тем временем страхующий экипаж прошёл выше меня по течению и бросил спасконец.Бросили они точно и я схватил его с первой попытки.И только тут заметил,что он без карабина.Пристёгиваться нечем.Оставалось только,два раза провернув кисть,намотать спасконец на руку.Байдарка тянула вниз,страхуюший экипаж - вверх.Меня разрывали.Через какое-то время я понял,что ребятам не выгрести и когда боль парализовала левую кисть,я отпустил байдарку.Держась за спасконец, плыл за страхующим экипажем к пологому левому берегу.
       Выбравшись на прибрежную гальку,увидел своего напарника.Он сидел на валуне и его трясло.Купание в десятиградусной воде без гидрокостюма мало кому идёт на пользу и вокруг него уже суетились наши с сухой одеждой и спиртом.
       Нашу байдарку поймали через три километра ребята из другой группы.Когда я увидел её,то понял,что предал своё судно,пустив его вниз по течению без капитана.Фальшборта были поломаны на куски длиной не более метра и чудом держались в замках.Один из четырёх шпангоутов поломан в пяти местах,стрингера пробили оболочку.Если эти руины обратно не превратить в байдарку,то можно сходить с маршрута.Поскольку в тот день происходили разные события,то я встретился с руководителем группы только вечером.Байдарку решили восстанавливать.
       Работали над ней весь вечер и следующее утро.Видимо желание идти дальше было написано на моём лбу и наш шеф отдал мне последний запасной шпангоут.Мой напраник сошёл с маршрута,жалуясь на озноб и высокую температуру.Винить его бессмысленно.Люди ломаются по-разному и каждый сам себе судья.
       Я пошёл дальше по Реке.Были и забитые камнями шиверы,и пороги и ещё один переворот в залитой валом байдарке.Но свой первый "киль" я запомнил на всю жизнь.Не только из-за его высокой степени опасности,но и и-за того,что Река ещё раз взяла верх.
       Прежде чем я оказался в этой машине,забрасывающей группу в верховья Реки,мне довелось поупражнятся на карельских порогах и поучаствовать в гонках на катамаранах .Так что чувствовал я себя уверенней чем в прошлые разы,но знал,что возможно всё.
      
       II
      
       Машина катила по шоссе.С юга,чуть подсвеченные заходящим солнцем,подступали горы.Ребята слушали очередную историю,которой Вовка,с присущим ему артистизмом,заворожил всю группу.Оживлённо жистикулируя,он рассказывал:
      - Ралли в том году были чудные!Просто песня!Народу заявилось немеренно.Чего только не было.Катамараны от шестёрки до двойки.Плоты надувные,ЛАСы*,а какие -то орлы приволокли десантную лодку "шестёрку".Старт раздельный,через три минуты экипаж.Мне попалось идти на ЛАСе тройке.Ну,ЛАС - это ещё то корыто. Заливает как хочет,сидишь всё время в воде,на вал всходит,но остойчивости никакой.Короче,пошли мы топиться.Стартонули,гребём.Через час всё на реке перемешалось.Кто засел в прижиме,кто пробился,кто,как подорваный гребёт вперёд как за зарплатой.Одни чудики вообще начали как в сказке.При старте капитан не успел запрыгнуть на катамаран.Осталось их трое.В первом же прижиме
      катамаран полез на стенку и второго заднего тоже потеряли.Двое передних гребут,думая,что экипаж весь,только катамаран как-то странно тяжело управляется.На следующем повороте,практически неуправляемй,катамаран вылетает на плёс,правый гребец спрыгивает на отмель ,чтобы столкнуть.Сталкивает и остаётся на отмели.Катамаран,уходит с последним гребцом,но им уже занялись спасатели.
       Мы всего этого не знали,нам спасатели потом рассказывали.Короче!Идём.И ту попадается такое местечко.Есть две протоки на повороте.Правая поменьше,но покороче,а левая уходит по ряжевую стенку с брёвнами.Пошли мы правой.И тут ,на тебе,с ьерега торчит коряга,места отвернуть нет и мы получаем ветку от коряги под обвязку.Короче нанизываемся на ветку как окорок.Струя нас болтает,а мы висим.Ну,думаю,так дело не пойдёт.Вытаскиваю ножовку из упаковки и лезу вперёд пились сук на котором мы сидим.Начинаю пилить и тут в протоку заходит катамаран-шестёрка,а на нём такие угрюмые "качки" сидят и лопатами машут.Как въехали они по нам!И вот картина.Идёт катамаран по протоке,а между гондолами у него наш ЛАС с нами.Причём я на носу,как идиот с ножовкой в руках.Какая гонка,какое ралли!Еле стряхнули нас на спокойной воде.
       Закончив рассказ,Вовка раскуривает трубку,наслаждаясь произведённым эффектом.
       Тем временем стемнело.За бортами машины промелькнул горный
      *ЛАС - лодка авиационная спасательная,в данном случае трёхместная.
      
      посёлок с засыпающими турбазами,пансионатами и гостинницами. Конечно,те кто заканчивал свой день в этом посёлке не могли знать кого и куда повезла одинокая мащина,мелькнувшая фапами по стенам домов.Их незнание разделяло нас.Казалось,что группа оторвана от мира.
       Стало очень тихо.Ребята дремали,хотя езды оставалось не более сорока минут.Всё дальнейшее будет немколько отличаться от общепринятой тактики прохождения.На развилке дороги,у Реки,мы оставим основную часть группы и постараемся с одним катамараном и байдаркой закинутся как можно выше по течению.Завтра сплавимся до стоянки основной группы и далее пойдём вместе.Так было решено с самого начала.
       Развилка,ущелье и дорога вынырнули совсем неожиданно.Машина остановилась.Народ с радостью посыпался за борт и закурил.Мы с Вовкой сходили к Реке в надежде увидеть уровень воды.Темень непроглядная,только слышен тревожный голос Реки.
       Когда мы вернулись к машине,ребята уже начали выгрузку.Эх, "Таймень","Таймень" ! 38 килограмм резины,дюраля и брезента.Это в чистом виде.Если учесть прокладки под кильсон,стрингера и шпангоуты,то все 45.Для здорового мужчины,отдыхающего на свежем воздухе - самый подходящий вес для переноски на небольшие расстояния.На дороге моментально выросла куча вещей.В кузове остался наш катамаран и две одинокие упаковки "Тайменя".Мы попрощались с ребятами и машина медленно поползла по горной дороге.
       Как-то обострилось чевство оторванности от людей.Глубокое ущелье,поросшие лесом склоны гор,шум Реки.Каждый километр,пройденный нами сегодня,чем обернётся он завтра?Ребята молчат.Да и что говорить?Два часа ночи.Я и не заметил как завтра стало сегодня.Двигатель работает всё тяжелей и тяжелей.Машину качает с борта на борт.Мы еле ползём и ,вдруг, останавливаемся.Всё.Впереди,пересекая дорогу,гремит ручей.Выгружаемся.
       Площадку у Реки находим быстро и в две ходки переносим на неё свои вещи.Недурно было бы чего-нибудь съесть,и мы решаем сборку плавсредств и готовку ужина вести паралелльно.Спасибо шофёру,который согласился подсветить нам сверху с дороги фапами.
       Для нас с Вовкой начинается самое трудное : надувание гондол.Расстилаем зелёные гондолы на зелёной траве и начинаем.Как правило тяжело идёт первая сотня выдохов,потом легче.Гондола растёт прямо на глазах.Стоять приходится на коленях,согнувшись.Я чувстсвую как замерзает спина.В это время в горах ночные заморозки - закон.Надо бы согреться.Ребята уже развели костёр,поставили палатку.Иду к костру.Немного кружится голова.Попробуйте надуть полсотни шариков.Это не шутка.
       Мы с Вовокой садимся у костра,в небольшой зоне уюта,в которой температура на несколько градусов выше окружающей.Закуриваем.Ребята заваривают чай.Я смотрю на них и думаю,что завтра им,наверно,достанется.Их двое : Витя и Дара.За плечами у них хорошие маршруты и хочется,чтобы завтра у них всё было нормально.
       Сверху с дороги спускается водитель.
       - Ну,как?, - спрашивает его Вовка.
      - Надо выключать фары.Аккумулятор посадим.
      - Садись.Попей чаю.Потом будем выключаться.
      - Завтра дособерём аппарат.Встанем в 8 и дособерём, - предлагаю я.
      - Игорь ждёт нас с группой до часу дня.Если в 8 встанем,то будем к 10-ти на воде.За три часа должны пройти то,что сегодня проехали. - отвечает Вовка.
      - Если ничего не случится. - добавляю я.
      - Если случится придём к группе пешком.
      - С байдаркой на плечах? - спрашиваю я Вовку.
       - Ну,нсли байдарку разгрохают,то закрузим её на катамаран,ребят туда же и как-нибудь дошлёпаем. - отвечает он.
      - Ладно,спасатель, "разгрохаем,дошлёпаем"...Пошли,лучше,воду посмотрим.
       Мы допили чай и,шагая по хрустящей инеем траве,спустились к Реке.Но разглядеть опять ничего не удалось.Фапы погасли и мы остались один на один с шумом Реки,двумя чёрными хребтами и звёздным небом.Ну,чтож завтра всё увидим.
       Вернулись к палатке.Костёр догорел.По скатам палатки металось пятно света от фанарика.Ребята укладывались.У палатки лежали наши гондолы и полусобранная рама. Чуть дальше - почти собранный "Таймень".Пятно света исчезло и мы с Вовкой залазим внутрь палатки.
       Всё.Теперь можно вытянуть ноги,расслабится и медленно погрузится в сон среди обволакивающего тепла.Ещё проносятся обрывки мыслей,плывет тревога нерешённых проблем,но ты уже не в состоянии что-либо решить.
       Убаюканные шумом Реки, мы быстро уснули.
      
      
       III
      
       В палатке было светло тем робким,неуверенным рассветным светом,который бывает только ранним утром.Ребята спали.Я выбрался наружу,обул влажные ботинки и пошёл расжигать костёр.Холодно.Небо - очень чистое,один из склонов каньона розовеет восходом.Скорее всего будет тёплый день,но для нас это тепло начнётся лищь с приходом солнца в каньон.
       Костёр не разжигался.Мелкие веточки,которые должны были запустить процесс только шипели без толку.
       В палатке началась жизнь.Первым,щуря глаза и почёсывая бороду,вылез Вовка.Потом трусцой вдоль берега на разминку побежал Витя.Последней,зябко кутаясь в штормовку,вылезла Дара.
       Вовка с ухмылкой занялся костром,а я побежал к Реке за водой.Пток был светло-коричневый,уровень воды - средний. Пока набранная вода отстаивалась, я смог понаблюдать за Рекой.
       Вдоль левого берега,между камней, лежали островки невысохнувшего ила.Значит,пик паводка уже прошёл.Ниже по течению, за левым поворотом,растекался гул и шум падающей воды.Я пошёл вдоль берега.Шумел порог.Левый берег вздыбился крутым десятиметровым обрывом.С обоих берегов тянулись навстречу друг другу скальные выходы,оставляя в центре шестиметровый проход с полутораметровым сливом.За сливом,как водится,стояли валы.Первый и-и немного ниже слива по высоте и два последующих поменьше. Обойти слив и валы было невозможно.
       Для нас с Вовкой порог такой порог практически неопасен.Прыгнем и уйдём под правый берег на страховку с воды.Если ребята перевернуться,а происходит это,как правило,на втором валу, то наша задача - как можно быстрее их догнать.В запасе у нас - до шиверы у следующего поворота - триста метров.
       Пора возвращаться к костру.
       Вовка встретил меня вопросом:
      - Что это там так шумит?
      - Ниагарский водопад. - отвечаю я.
      - Понял.А за водой ты ходил к основной группе?
      - Нет.К Ниагарскому водопаду.
       Пока мы продолжали словестную разминку,прибежал Витя.Он тоже осмотрел порог и начал излагать нам свой вариант прохождения,изобилующий обширными теоритическими отступлениями в гидродинамику.Пока Вовка возился с завтраком,делая вид,что его очень заинтересовали варианты ухода байдарки от валов,я пошёл поддувать гондолы.
       Наверно самое неприятное в нашем случае - накачать катамаран без насоса.Сто выдохов и ты поднимаешься на ноги мо млабым головокружением и непониманием того,что происходит вокруг.Короткий отдых - и опять садишся у гондолы с патрубком во рту.Единственное что утешает - метаморфозы гондолы.Вот она ещё бесформенная,набирает форму,вот исчезли морщины,и,наконец,упругая,гладкая,блестящая оболочка радует сердце своего творца.
       Через полчаса мы с Вовкой уже довязывали раму к гондолам.Настало время переодеваться в карнавальные наряды. Спортивные костюм,сверху гидрокостюм,шлем,спасжилет,старые кроссовки,перчатки в стиле "хэви-металл",приспособленные для работы с узлами.Пока мы экипировались,ребята упаковывали байдарку,Закончив макияж,мы закрепили свои рюкзаки на раме,поставили катамаран на воду за небольшим камнем,носом против струи.До старта необходимо было попробовать воду,покрутиться на течении,привыкая друг к другу.
       Вовка пробрался по раме на своё место слева,закрепился и ждал меня.Я оттолкнул катамаран от берега,запрыгнул на своё рюкзак,служивший мне сидушкой,закрепил ноги и мы пошли.
       Попытка траверса была несовсем удачной.Из-за наших несинхронных гребков катамаран рыскал носом по струе и мы с большим трудом завели его за большой камень.Ещё 15 минут мы вели борьбу со струёй,пока нас не снесло метров на сто ниже лагеря.Требовалась передышка и перекур.Первая проба показала,что катамараном мы владеем,но необходимо срабатываться.Вопрос - когда?
       Пока мы перекуривали и обсуждали только что полученные впечатления,ребята спустили байдарку на воду и перед нами состоялась процедура посадки.Мы уже подумывали,а не купнуть ли нам по второй,когда ребята,наконец застегнули свои "юбки",и Витя,обернувшись,махнул нам рукой в сторону порога.Всё.Вперёд!
       Мы отошли от берега,развернулись влево и,выйдя на струю,почти не гребя,пошли к порогу.Вход в порог был виден сразу и мыначали разгонять катамаран,нацеливая его на верхушку первого вала за сливом.Теперь оставалось только держаться.
       Катамарн нырнул в слив.Как только носы гондол коснулись основания вала,бешеной силы удар кинул наши тела вперёд.Катамаран на мгновение остановился,а потом начал медленно взбираться на первый вал.Теперь нужно грести и сильно грести.Носы гондол продолжали задираться в небо,а потом резко ушли вниз,чтобы всё повторить на втором валу.Нам удалось зацепиться вёслами за верхушку второго вала и катамаран начал набирать скорость.Пора разворачиваться вправо и становится на страховку.Катамаран ткнулся в берег,обхватив носами гондол валун.
       Настало время делится впечатлениями.Залило нас несильно - по грудь. Вовка полез проверять сохранность сигарет и спичек в нагрудном кармане спасжилета.Через полминуты из-за поворота засверкали кончики вёсел.Байдарка всё ближе и ближе подходила к сливу.Мы с Вовкой стали потихоньку отчаливать.Нос байдарки скрылся за первым валом,корма взметнулась вверх.Если что-то произойдёт,то только сейчас.Из вала стремительно вылетел нос байдарки - ребята пошли на второй.Прошли его.Выражения их лиц начали меняться от напряжённого суровых к беззаботно радостным.Мы с Вовкой гаркнули : " Молодцы!!!".Витя махнул нам рукой,Дара - улыбнулась.С её шлема стекала вода,а спасжилет был полностью мокрым.При прохождении подобных препятствий первому достаётся больше всего.Вал накрывает с головой и ощутимо бьёт в грудь.
       Мы пропустили ребят вперёд,выйдя на струю,погнали катамаран за удаляющейся байдаркой. Наша задача - не упустить их из виду.А они сейчас погонят.У них эйфория после прохождения,даже нам слышны восторженные витины возгласы.
       Река засуетилась поворотами и прижимами,на относительно спокойных участках шли почти сплошные шиверы.Внимание за байдаркой стало понемного ослабевать.Можно было поглазеть по сторонам.Всё шло к тому,что день расходился прекрасный.Блестел кое-где снег,не такими мрачными казались голые деревья,появившаяся зелень смотрелась не столь уж робкой.
      
       Из размышлений на спокойной воде
       Практически всех,кто садится в байдарки,на катамараны,становится к гребям плотов можно с определённой степенью условности разделить на три категории.
       Первая.Назовём её "матрас".Люди находят себя в некатегорийных походях и в походах 1-й категории сложности.Это великолепный семейных отдых,поэтому в группах часто участвуют дети.Небольшие суточные переходы,рыбалка,жывописные места,сухие стоянки с изобилием дров и чистой питьевой водой.Вы проводите отпуск среди хорошо знакомых милых людей.Городская суета позади,можно любоваться закатами и вполне справедливо рассуждать о том,что нет отдыха прекраснее на свете.
       Вторая."Спортивная". Вторая и тертья категория сложности.Людей увлекает сплав по рекам с препятствиями соответствующей сложности,расположенных в раойнах с относительно благоприятными климатическими условиями.Преобладает спортивный интерес.Часто группы смешанные.Поход сопровождается всеми необходимыми атрибутами:разведка,осмотры,страховка.Эта категория служит "кузней" кадров для следующей третьей категории.
       Третья. "Волки".Четвёртая,пятая и высшая категории сложности.Специальное,часто самодельное,снаряжение.Неоднократно проверенные конструкции плавсредств.Тщательная,иногда не один год длящаася, подготовка.Почти всегда чисто мужские группы.Осознанный уровень риска.Короче - элита.Интересы - чисто спортивные.Помимо группы сплава,возможны группы сопровождения.
      
       Можно было бы размышлять и дальше,но в это время Вовка как-то буднично произнёс : " Киль". Воистину,наиболее вероятно то событие, которое наименее ожидаемо.
       Впереди,метрах в 20-ти,за небольшой "бочкой"* виднелся зелёный киль "Тайменя" с чёрными полосами обклейки и два красных шлема.Хотя всё вокруг осталось прежним,мы с Вовкой оказались в другом мире.Только ребята впереди не махали вёслами,а находились в холодной и враждебной воде.
       Повинуясь нашим гребкам,катамаран пошёл вперёд.Мы обошли "бочку " слева и развернулись,отрезая ребят от струи.Они держались за обвязку байдарки.Дара плыла,а Витя уже стал ногами на дно,но его всё равно ташило по струе.Пока мы подходили к ним против струи,ребята успели подойти
      ближе к берегу и стояли по пояс в воде,удерживая байдарку.Применять спасконец стало бессмысленным и мы ткнулись в берег,зачалили катамаран и полезли в воду вытаскивать "байду".Дара,упустившая в воде весло,пошла по берегу вытаскивать его из ближайшего завала.
       Втроём,мы вытащили "Таймень" на берег,вылили из него воду и после осмотра убедились,что всё нормально.Наступало время разбора полётов. Витя,слегка ошалевший после переворота,рассказывал:
       - Понимаешь,увлёкся я уходом от прижима.Прижался к выпуклому берегу и просмотрел "обливник"** с "бочкой". Когда сели на "обливник",начал крениться от струи. Нас стащило в "бочку",а назад открениться на струю уже не успели.
      - Так можно было и башкой в дно заехать, - прокомментировал Вовка.
       После того,как к нам подошла Дара - девушка с веслом,мы прекратили обсуждение эпизода и через пару минут опять были на воде.
       Уверенности в том,что после порога мы дойдём до основной группы без приключений уже не было.В принципе,то,что ребята кильнулись на относительном мелководье и хорошо и плохо.Хорошо в том смысле,что им удалось стать на ноги и уйти к берегу.Плохо - потому,что на мелководье,плавя головой вниз,очень просто можно той же головой въехать в какой-нибудь булыжник со всеми вытекающими отсюда последствиями.
      -------------------------------------------------------------------------------------------------
      * "Бочка" - вертикальное круговое движение воды.
      ** "обливник" - лежащий на дне валун,уровень воды над которым не превышает нескольких сантиметров и осадки плавсредства.
      
      
      
      
       Теперь мы шли по шиверам и прижимам,не отрывая глаз от байдарки.Они
      осторожничали и тоже далеко от нас не уходили.Волнение улеглось.Солнце уже светило вдоль долины.По-прежнему искрились пятна снега.День набирал силу.
       Совсем неожиданно для себя,к часу дня,мы выскочили к месту стоянки основной группы.На глазах у изумлённых зрителей,мы с Вовкой,для куражу,развернулись кормой по течению и запрыгали по небольшим валам,подгркбая к берегу.Дара и Витя уже были на берегу.
       Отбросим ложную скромность - встречали нас радостно.Аытаясь сохранить деловой и сосредоточенный вид,мы отвечали на многочисленные вопросы.Что только не интересовало товарищей по веслу!И как вода,и как прошли,и неужели был "киль" и как всё происходило.Отвечая в меру сил,я потихоньку пробирался к костру,на ходу снимая спасжилет и шлем.Вовка уже грелся,отхлёьывая чай из огромной бадьи,которою он по недоразумению,называл кружкой.В перерывах между глотками он рассказывал ребятам,готовившим обед,о точ,что никогда не думал как это хлопотно на таком "дредноуте" страховать "чайников".Мне тоже протянули
      кружку с круто заваренным,почти чёрным чаем.Можно было вытянуть ноги,согреться и отдохнуть.
       Вокруг наблюдалась типичная картина позднего сбора.В радиусе ста метров земля была усеяна полиэтиленом в кусках и кульках,обрывками киперной ленты и упакованными мешками из "серебрянки"*. Четыре байдарки уже собраны и возле них крутились ребята.Кто-то натягивал обпязку,кто-то привязывал ёмкости непотопляемости,кто-то укладывал непромокаемые упаковки.В общем тут на час работы плюс полчаса обед.
       Я допил чай,посидел,греясь,у костра и,одев на ходу шлем,пошёл докладывать руководителю группы.Не доходя нескольких шагов до Игоря,что-то трамбовавшего в упаковку,я перешёл на строевой шаг и приставил кисть к виску.Прошагав таким образом оставшееся расстояние,остановился и доложил:
       - Товарищ руководитель группы,за время автономного плавания ничего существенного не произошло.Порог пройден,последствия киля подшефного экипажа ликвидированы,попытка потери весла пресечена.
       - Всё нормально?, усмехаясь ,спросил Игорь.
       - А то!, - выходя из образа ,ответил я.
       - Как вода?, - продолжал расспрашивать Игорь.
      - Да в общем,ничего страшного.Судя по всему,пик паводка уже прошёл.Как идём дальше?
      - Скорее всего - так.На спокойной воде вы идёте сзади на расстоянии прямой видимости.Перед препятствием мы вас пропускаем вперёд.Вы проходите и становитесь на страховку.В случае киля,пока экипаж не будет на берегу,следующий не начинает прохождения.Годится? - закончил инструктаж Игорь.
      - Понял.Принимаем к исполнению. - ответил я.
       Пока я разговаривал с Игорем,Вовка натягивал "фартук"** на чей-то байдарке.Мы ещё походили с ним между ребятами,оказывая незначительные услуги,но,по большому счёту,делать нам было нечего.В это время у костра забренчали кружками и народ потянулся на заслуженный обед.
       Перекусив,я побрёл к Реке мыть свою миску и увидев наш катамаран - остолбенел.Правая гондола бесформенной тряпкой полоскалась на воде. "Пробились!Но где?", - мелькнула мысль. "Вовка!Иди сюда!" - заорал я чужим голосом и бросился к катамарану.При беглом осмотре ничего не обнаружил.Вместе с Вовкой осмотрели всю гондолу,но порезов и рваных дыр не нашли.Дыра должна быть солидной так как гондола стравила воздух довольно быстро.Страсти накалялись.Мы решили поддуть гондолу и по
      пузырькам выходящего воздуха найти дыру.При первых же выдохах совсем близко услышали шипение воздуха.Наконец,чцть отклонив вхлжной патрубок мы обнаружили,что он треснул почти по всей своей длине окружности.
       - Сейчас возьму волейбольную камеру, - сказал Вовка и побежал к лагерю.
       - Ремнабор не забудь! - прокричал я ему вслед.
       Пока вырезали патрубок, пока отдирали старый,обрабатывали место склейки и ждали пока высохнет клей,народ начал сносить байдарки на воду.Группу задерживать не хотелось: и так на сплав сегодня осталось совсем ничего.Новый патрубок уже полчаса как был под грузом,когда подошёл Игорь.Посмотрев на нашу роботу,он сказал:
       - Значит так.Мы пошли.Участок пока спокойный.Особенно гнать не будем,а вы скорее догоняйте.
       - Хорошо.Нам надо ещё полчаса надуть гондолу. - ответил я.
      - Догоним,если травить не будет. - буркнул Вовка.
       Как группа стартовала я не видел.Согнувшись,выдох за выдохом я гнал воздух в гондолу.Потом меня сменил Вовка,потом всё повторялось.Через сорок минут мы оттолкнули катамаран от берега и,стараясь не вылетать из
      *"серебрянка" - двусторонний прорезиненый ласан серебристого цвета.
       ** "фартук" - оболочка ,одеваемая на байдарку для предотвращения попадания воды .
      
      
      
      струи,погнали катамаран вслед за группой.
       Мы догнали их через восемь километров.Судя по времени,Игорь вёл группу осторожно,в невысоком темпе.Они как раз пристали к берегу,когда наш катамаран,вышел из очередного прижима.Мы довернули,отработали вёслами против течения и пристали за последней байдаркой.Игорь известил нас о том,что мы идём замыкающими.Для нас же главным было то,что мы догнали группу и всё стало на свои места.Нельзя сказать,что пока мы шли одни нас преследовал кошмар группового киля,но на душе было неспокойно.
       Теперь,когда два десятка лопастей засверкали на солнце,мы пристроились в 20-ти метрах за последней байдаркой и пошли,сильно налегая на вёсла, поскольку гнать по Реке байдарку или катамаран - две большие разницы..Группа просматривалась нами почти всё время. Перед шиверами и прижимами Игорь не снижал скорости и темп был довольно высоким.
       Как-то незаметно подкралась усталость,налились свинцом спина и руки,заиекли ноги.Самое время пристать к берегу,ибо сплав в таком состоянии - не в радость.
       И в это время,выскочив из очередного поворота,мы увидели конечную цель на сегодня - порог.Пека плавно поворачивала влево,правый берег взлетал вверх крутым склоном,На самом повороте из правого берега в воду грозно вступал скальный выход.Когда-то всё это выглядело более сурово,но люди взорвали часть скалы и теперь бывший порог давал о себе знать прижимом и сливом,равномерно нараставшим от середины русла к скале.Слив был невелик - до метра.В общем препятствие на любителя.Хочешь обходи слив,прижимаясь к левому берегу,а хочешь - иди в слив под правый.
       К моменту,когда мы увидели порог,Игорь уже выходил из "бочки" за сливом.Значит проходить порог группа будет с ходу.Одна за одной байдарки входили в слив,взлетала корма,байдарка рассекала "бочку",летели брызги,и экипажи уходили чалится под левый берег.
       - Мы славно поработали и славно отдохнём, - прокомментировал происходящее Вовка.
       - Сигать будем? - спросил я его.
       - Да уж!Мне этот гребной канал все глаза намозолил.
       - Непроменно,непременно под правым берегом? - шутки ради продолжал я консультироваться у Вовки.
       - Как получится. - утешил меня он.
       Пока мы перебрасывались фразами,перед порогом остался один экипаж.В группе,из-за надписи на байдарке их называли "гаврюши" .
       "Гаврюши" вели себя перед порогом довольно странно.Интенсивно гребя,они пытались идти кормой против струи под небольшим углом,уходя от порога.Объяснить сей манёвр было крайне трудно.Фактически,они забирались в прижим под правый берег,попутно пересекая нашу линию движения.Честно говоря,я подумал,что они выбира.т место для прохождения и сейчас довернут байдарку и пойдут в порог.
       - Каскадёры. - опять не удержался от замечания Вовка.
       - Ой, батенька, Владимир Александрович,не нравятся мне эти манёвры.Давайте-ка тормозить.
       Мы налегли на вёсла,но у "гаврюш" это получалось лучше и расстояние между нами продолжало сокращаться.Это потом мы уже поняли,что надо было уходить влево,обходить порог , становится на страховку ниже "бочки" и в тревожном ожидании следить за художествами "гаврюш".На деле всё получилось иначе.
       Видя,что на табанке* от "гаврюш" не уйти,мы решили отрезать их от прижима под правым берегом у скалы.Довернув вправо,мы постарались проскочить между байдаркой и скалой.Но в это время один из "гаврюш" обернулся и увидел нас.С "Тайменя" наш катамаран кажется атомоходом и в "гаврюшиных" глазах я увидел ужас.
       - Иди в порог! - заорал Вовка,но было поздно.
       Наша левая гондола наехала на корму байдарки,подтопила её и поставила байдарку поперёк струи.Мы довернули катамаран вправо,гондола сползла с
      байдарки,но тут же струя вновь затащила гондолу на корму "Тайменя". Тотчас наша объединённая конструкция влетела в слив.К тому моменту, когда мы прошли "бочку",байдарка уже шла вверх килем.Я начал прямыми гребками разворачивать катамаран,а Вовка в немыслимом крене лежал на своём весле,удерживая центр разворота.Только мы успели встать поперек струи,как в левую гондолу мягко ткнулся нос "Тайменя".Я передал Вовке спасконец с карабином и он защёлкнул его на обвязке байдарки.Потом, опережая свой собственный визг,мы рванули к берегу.Выпрыгнули на прибрежную гальку,зачалили катамаран."Пристёгнутых к нам "гаврюш",струя маятником прибила к берегу.
       Я пошёл к ним отстёгивать карабин.Ребята были слегка шокированы килем,но держались молодцами.У меня настроение было препаршивым.Спасатели, предназначенные для оказания помощи, заталкивают байдарку в порог - позор. Вовка,правда,так не считал.Его реакция была бурной,и если отбросить эмоции,основывалась на том,что пусть
      * "на табанке" - обратные гребки от кормы к носу
      
      
      скажут "спасибо" за то,что мы их вытащили. Дальше следовал экскурс в способности "гаврюш" управлять байдаркой.
       Несмотря на происходящее,вечер вступал в свои права.Медленно темнеоа вода,изменили свой цвет скалы,похолодало.Катамаран вытащен на берег и разгружен.У костра досыхает гидрокостюм.
       Я переоделся во всё сухое и,наслаждаясь костром и теплом,медленно курил.Дежурные заканчивали готовить ужин,в палатках переодевались ребята,до меня доносился их смех.Видно обсуждали сегодняшний день. "Надо пойти к "гаврюшам",извинится " ,- подумал я,вспомнив французскую поговорку - если женщина неправа - извинись.
       Я застал ребят у палатки,уже переодевшихся в сухую одежду.
       - Лёня,извини,мы вас ,честно говоря ,проглядели. - сказал я.
      - Да,в общем-то,это мы виноваты,Хотели уйти от порога,да уменья не хватило. - ответил Лёня,один из "гаврюш".
      - Будем считать инцидент исчерпаным?
      - О чём речь? - утешил меня Лёня.
       На душе стало легче и я вернулся к костру.В это время раздался боевой клич дежурных. Начался ужин.
       Потом мы ещё долго сидели у костра.Ребята,шутя,разбирали наше приключение с "гаврюшами",вспоминали свои ощущения от сплава.Потом пели. И лихое:
       Эй,ковбой,что с тобой?
       Видно ты не замечаешь,
       Что малютка Дженни подросла.
      
      И задумчивое :
       Ты помнишь как из тьмы былого,
       Едва закутана в атлас,
       С портрета Рокотова снова
       Смотрела Струйская на нас?
      И своё,кровное :
       Висит уныло на стене рюкзак усталый...
       И многое другое.
       Только когда Игорь,не желая иметь завтра группу из полусонных ленивцев,произнёс :Ну что?Завтра на воду.Подъём в восемь,в десять на воде.Порядок движения тот же" мы разбрелись по палаткам.
       Я вытянулся в спальнике,что, после коленной посадки на катамаране, очень приятно.Блаженное тепло окутало меня со всех сторон.Вспомниласб прошлая стоянка.Как же она далека!Перед глазами ещё кипели валы,проносились "обливники",пенились "бочки",а сон уже подступал всё ближе и ближе.Наконец,всё погрузилось во тьму.
      
       IV
      
       Стук топора возвестил о новом дне и разбудил меня.Полог палатки светился жёлто-зелёным светом,предвестником того,что всё сегодня начнётся сначала.Однако,прошло не менее двух часов прежде чем группа,вытянувшись в цепочку,начала сплав.
       Участок Реки вынуждал нас идти челноком.Мы подходили к препятствию,игорь останавливал группу,мы с Вовкой проходили порог или шиверу и становились на страховку.Одна за одной мимо нас пролетали байдарки и всё повторялось у нового припятствия.Сплав приобрёл определённый ритм.Может быть,поэтому следующий переворот был для нас с Вовкой так же неожиданным.
       Мы шли замыкающими,держась в 20-ти метрах за "гаврюшами".Участок Реки был довольно неприятным.Короткая шивера,заканчивающаяся прижимом к правому берегу со скальными выходами.За прижимом - двухопорный железнобетонный мост.За мостом берег понижался ,но метрах в пятидесяти за мостом в сторону течения дугой уходил в Реку ещё один скальный выход.Обтекая этот выход,Река устроила небольшой слив.Левый берег был чист.В общем как-то это всё было запутано.
       "Гаврюши" перевернулись в нижней части шиверы,у нас на глазах.Когда мы подошли к ним,они стояли по грудь в воде,пытаясь удержать байдарку.Классический приём погрузки на катамаран байдарки и её экипажа сразу вылетел из головы,да и, как потом оказалось, в данной ситуации был неприемлем.Я отстегнул и передал Вовке спасконец и он,откренившись влево,на ходу защёлкнул его за обпязку байдарки.Я крикнул ребятам : "На берег!".К счастью левый берег был пологим и выбраться на него не составляло труда.Но как они это сделали,мы уже не видели.
       Нам необходимо было срочно приставать к берегу,чтобы к нему "маятником" прижало,пристёгнутую к нам байдарку.Однако,разворачивая для этого катамаран ,мы оказались в прижиме,да ещё кормой по течению.Нам катастрофически не хватало времени.С байдаркой на привязи мы не могли свободно маневрировать.Постоянно оглядываясь и осторожно работая вёслами,мы заходили в крайний пролёт моста.
       Две вещи беспокоили меня.Первое.Пока байдарка шла рядом,но постепенно расстояние между нею и катамараном увеличивалось.Не хватало только,чтобы мы с нею,связанные 25-метровым спасконцом,вошли в разные пролёты.И второе.В суете спасконец вывалился из чвоего чехла и,медленно уходя под воду беспорядочными кольцами,свешивался с поперечин рамы.Если 25 метров капронового тросса упадут в воду и зацепятся там за что-нибудь,мы останемся болтаться на струе.
       Мост мы прошли.Теперь самое главное - пристать к берегу.Поскольку мы и так шли кормой вперёд,то оставалось одно - против струи рванутся к правому берегу. Струя под берегом оказалась сильнее,чем мы ожидали.Номы гондол зашелестели по кустарнику.У нас было два конца для зачаливания - носовой и кормовой.Схватив кормовой,Вовка спрыгнул в воду,пытаясь добраться до берега.Однако,катамаран,наткнувшись на Вовку,начал разворачиваться как вокруг опоры.Мне грести было бесполезно.Я выбросил весло на берег,перелетел вовкину гондолу и спрыгнул в воду.Схватив катамаран за раму,я попытался шагнуть к берегу.Вовка тоже делал отчаянные попытки сделать два шага к берегу.Наконец,мне удалось,прихватив носовой конец,выбраться на берег и я лихорадочно принялся обматывать конец вокруг какого-то куста.
       Когда я обернулся,то первое что увидел - растерянного Вовку.Невидимая сила тащила его под катамаран.Упираясь в раму,он сдавлено крикнул: "Бросай катамаран! " .Я ничего не понял,краем глаза заметив,что привязанная к нам байдарка ушла вниз по течению и прошла слив у скального выступа.Чисто интуитивно связал неестественное положение Вовки и движение байдарки.Размотав носовой конец,я забросил его на катамаран,оттолкнул его от берега и пошёл следом.
       Катамаран шёл в слив перед скальным выходом,а Вовка,держась за раму, плыл рядом.В этой ситуации я ничем не мог ему помочь.Моё сердце сжалось,когда катамаран,идя вдоль берега,ткнулся в скальный выход и ... остановился.С берега я заметил в сливе красную струну спасконца.Вовка выбрался на берег.По другую сторону скального выхода в заводи болталась байдарка.Я спустился вниз,отстегнул карабин,подтянул байдарку к берегу и перевернув,вылил из неё воду.Неожиданно, на скальном выходе показался Лёня-"гаврюша".Мы с ним окончательно привели байдарку в рабочее положение.Повреждение не было;оставиви Лёню,я пошёл обратно к катамарану.
       Вовка уже подтащил его к берегу.
       - Что случилось?Зачем было катамаран бросать? - в зажёге спросил я его.
       - Да мы с этим спасконцом на тот свет приплывём! - заорал Вовка. - Я прыгнул прямо в петлю под водой.Байда пошла вниз по течению,катамаран стоит,петлю затягивает.Чувствую,тянет под катамаран и ноги связаны.Тут я тебе и крикнул.
       - А я ничего не понял!Тут с таким трудом зачалились,а ты кричишь - бросай!
       - Да ну его на хрен!Сейчас догоним группу и цепляем короткий спасконец.Эту дуру в 25 метров пусть с берега кидают,при необходимости.
       Вовка пребывал в том состоянии, когда человек, увидев старуху с косой, никак не может отойти от этого видения.
       Мы подобрали вёсла,заняли свои места и яростно развернувшись,прошли слив у скального выхода. "Гаврюши" уже ждали нас в байдарке в заводи за сливом. Будем считать,что мы реабилитированы : байдарку всё же мы им спасли.
       Группа ждала нас в двухстах метрах ниже по течению.Игорь встретил нас коротким вопросом:
       - Всё нормально?
       - Да,если не считать,что Вовку чуть не утопили.
       Игорь недоумённо посмотрел на нас,но видно решил оставить распросы на потом и начал выводить байдарку на струю.Группа пошла дальше.
      
       Из размышлений на спокойной воде
      
       Карабкаясь по каменистым склонам с 20-ти килограммовым рюкзаком, пробираясь по пояс в снегу, рискуя жизнью в порогах, проползая в неимоверных местах под землёй, каждый из нас хотя бы раз в жизни задавал себе вопрос: "Зачем?".
       Диапазон ответов весьма широк.Здесь и попытка уйти от душевного одиночества,и просто чувство товарищества,и интерес к неизведанным ощущениям,и желание побыть с людьми,близкими тебе по духу и системе жизненных ценностей,общение с единомышленниками,и попытки доказать себе и другим,что ты тянешь эти нагрузки,и желание побыть в чарующем окружении природы,и,наверно,множество других мотивов.
       Лично для себя я построил такую цепочку рассуждений.
       Любой человек,хотя бы изредка заглядывающий внутрь себя,должен периодически,вполне сознательно, создавать для себя экстремальные ситуации.Ьакая проверка своих качеств и возможностей позволяет на базе самооценки вносить коррективы в своё поведение и,всё может быть,совершенствовать себя.Это конценуия.Реализовать её на практике удаётся не всегда.В моём случае всегда есть возможность посидеть у Реки одному.Подумать,помечтать.Согласитесь,что в нашей городской жизни на это просто нет времени.
       И вообще,человек редко задумывается почему ему хорошо,гораздо чаще,почему ему плохо.
      
       Прошёл день.
       В одиннадцатом часу,группа,в который раз выстроившись колонной, начала сплав.Река явно поменяла свой характер.Долина раздалась, склоны отступили, участились повороты.Стало ясно,что группа "почувствовала" Реку.Скорость движения возросла,и мы гнали катамаран,чтобы хоть как-нибудь успеть за байдарками.
       На сегодня,по описанию,нам выпадало только одно серьёзное препятствие. Река,выписывая по долине знак вопроса,принимала справа крупный приток.В месте слияния должны были стоять валы.Перед слиянием стоял четырёхопорный железобетонный мост.Основная струя,под острым углом била в опору,потом поворачивала направо,потом влево с прижимом и вот,оно слияние.
       Тактика прохождения не вызывала сомнений:мы ждём пока Игорь остановит группу,проходим всю эту суету с мостами и валами,становимся на страховку в заводь под левым берегом и ,при необходимости,вылавливаем всё то,что понесёт мимо нас.
       Приблизительно так рассуждали мы с Вовкой,стараясь не отрываться от последней байдарки.Тем временем группа разбилась на две части.Две байдарки ушли вперёд,а остальные продолжали идти в прежнем темпе. Вообще,на Игоря это не похоже.Скорее всего,он хотел осмотреть грядущие препятствия.
       - А что, юноша мятежный, не пора ли нам посмотреть как машет шашкой перед строем наш командир? - спросил я Вовку.
       - Чой-то суетно у вас тут на Реке , - ответил он.
       На нормальном языке это означало "Вперёд".
       Несколько минут мы гребли как сумашедшие и,обойдя три байдарки, погнались за лидерами.Конечно,проходя мимо экипажей,Вовка не мог отказать себе в удовольствии крикнуть : " Не спешите топиться,чайники!".
       Пока мы выпендривались подобным образом,Река начала меняться совсем не так как мы ожидали.В середине русла, вдоль течения, появилась галечная насыпь искуственного происхождения . Теперь у нас было два русла и мы,по-прежнему не видя двух первых байдарок,рванулись в левое.Решение было принято инстинктивно и пришло нам в головы только потому,что сохраняло ранее выбранную линию движения.
       - Тормозим!Тут какая-то засада, - вдруг сказал Вовка.
       Мы,табаня,налегли на вёсла и катамаран,теряя скорость,пополз вдоль насыпи.Приставать к берегу негде. Мимо нас прошла байдарка из той группы,что мы обогнали.Ребята проскочили вперёд на десяток метров и,вдруг,резко развернувшись вправо,ушли за насыпь.
       - Вовка,к левому! - заорал я.
       Довернули влево,прошли под берегом и увидели протоку в насыпи.Именно в неё и ушла байдарка.Развернув катамаран бортом к струе,мы пересекли её и вошли в протоку.
       Увиденное не радовало.В конце протоки,прямо на основной струе возвышался валун.На нём кормой сидела байдарка.Основная струя уходило влево от валуна.Почти автоматически,мы ушли вправо и,прошуршав левой гондолой по валуну,резко,почти на месте,развернулись.Катамаран носами гондол зашёл за валун,струя довернула корму и мы,слегка покачиваясь на ряби,стали в заводи за валуном.Стало ясно,что сейчас начнутся маленькие спасработы.
       Через мгновение,почему-то бортом к струе, в протоку влетели "гаврюши".
      Ещё через мгновение их байдарка шла вверх килем,а ребята перед ней пытались встать.При каждой их попытке струя тутже укладывала их обратно.Тяжелей всего пришлось Лёне- "гаврюше".Его прижало байдаркой к валуну.Правда,он начал из-под неё выбираться. Всё это я видел краем глаза,отстёгивая спасконец.
       Оставался третий экипаж.К его появлению мы немного отошли от происходящего и,когда они появились в протоке,им дружно заорали : "Вправо! ". Но они не успели.Можно представить себе их состояние,когда они лихим кавалерийским наскоком влетели в протоку и увидели монумент из двух байдарок и катамарана.Запоздалые гребки не спасли и "Таймень" ,подобно танку, носом въехал на валун.Струёй их корму тут же прижало к двум другим "Тайменям". Групповой завал представлял собой смесь из людей,вёсел,байдарок и пенящейся воды.
       Первым начал действовать Вовка.
      Мы загнали носы гондол на валун,заклинив катамаран.Затем Вовка шагнул в струю и,подняв над головой спасконец,медленно,шаг,за шагом пошёл к насыпи.Сначала вода было по пояс,потом ему пришлось плыть.Добравшись до насыпи,Вовка закрепил, натянутый как струна,спасконец за какой-то камень.Держась за это переправу,ребяиа начали,по одному пересекать струю. Мне ничего другого не оставалось как сидеть на катамаране,к которому был привязан наш спасконец.
       Последними переправлялись "гаврюши".Им досталось больше всех.Когда все оказались на насыпи,Вовка переправился на валун,отвязал спасконец от катамаран и закрепил его на байдарке.Столкнул корму байдарки в воду и её тутже маятником прибило к насыпи. Ребята отвязали спасконец,перекинули его нам и всё повторилось ещё два раза.
       Когда за валуном остался только наш катамаран,мы огляделись.Весёлые гидростроители разделили насыпью струю,превратив часит русла в гниющую заводь.В пятидесяти метрах ниже виднелся мост,а за ним вся эта суета с поворотами, прижимами и валами.Хоть в одном повезло, что теперь заход под мост не под остым углом,а почти перпендикулярно.
       Перебравшись на катамаран,вовка столкнул гондолы с валуна.Махнув ребятам на прощанье,мы пошли к мосту.Тут же,вылетевшая из-за насыпи струя,толкнула нас на опору.Табаня,Вовка навалился на весло,а я прямыми гребками удерживал необходимый угол.В полуметре пролетела бетонная стена опоры,струя довернула нас вправо и по дуге выкинула на слияние.Как всегда,покидало на двух валах,затем мы ушли к левому берегу.Под ним,сиротливо прижавшись стояли две пустые байдарки.Судя по всему,Игорь и его спутники ушли по берегу на встречу с участниками группового завала и сейчас там, на насыпи, происходит разбор полётов.
       На берег вылазить не хотелось.Мы закурили,изредка поглядывая на гремевшие у слияния валы,из-за которых доложны ьыли появится остальные три экипажа.Прошло полчаса,а ребята явно не торопились блеснуть манерами в этой каше из поворотов,пены и валов.
       - А слабо им устроить тут обнос? - задумчиво спросил Вовка.
       - Не думаю.Игорь не из тех кому хорошо,когда другим плохо. - ответил я.
       - Но и сплавляться им после такой суеты,тот же как-то не с руки.
       - Пошли,посмотрим? - спросил я после паузы.
       - Пойдём,подольём масла. - согласился Вовка.
       Однако,не успели мы по гондолам перебраться на беоег,как из прибрежных кустов появились два экипажа.Игорь подошёл к нам и сказал:
       - Решили сплавляться.Вам лучше страховать с другого берега,там лучше видно.Витя им просигналит о старте.
       - Что вылавливаем сначала:людей или то,что первым поплывёт? - невинно спросил Вовка.
       Испепелённые взглядом Игоря,мы пошли траверсировать струю.Нас немного снело и пришлось пробираться под берегом поближе к слиянию,чтобы иметь запас хода на случай,если байдарки и люди поёдут раздельно.
       Совсем неожиданно для нас из-за поворота выскочил первый экипаж.Бешенно работая вёслами,ребята старались не попасть в валы.Нам хорошо были видны их лица,искажённык напряжением и близостью опасности.Ничего не существовало в мире,кроме исчезающей и появляющейся за валами,байдарки.Наконец,экипаж выскочил в заводь у противоположного берега и мы с Вовкой перевели дух.
       Через несколько минут из-за поворота вылетели "гаврюши".Когда последний,третий экипаж,залитый с головой водой, не сворачивая в заводь,пошёл вниз по течению,мы отчалили.
       Опять пошли шиверы.Здержка у моста вынудила увеличить скорость и группа начала удаляться от нас.К тому же наша склейка патрубка держалась не очень хорошо и мы останавливались поддувать катамаран.В результате,к очередному повороту мы подошли давно не имея группы в прямой видимости.
       На повороте Река раскалывалась двумя руслами.Не сговариваяся,мы пошли в правое,с меньшим радиусом поворота.Воды было маловато и мы покрутились.
       Выйдя в основное русло,мы увидели группу не ниже,а выше по течению метров на двести.Там явно что-то происходило.Две байдарки стояли под берегом,две совершали какие-то манипуляции на воде,а одной вообще мы не видели.
       - Ничего себе,срезали угол. - сказал Вовка.
       - Слушая,этоже место с сосной в в оде,поперёк струи, - вспомнил я. - Там сучков под водой как в расчёске.
       - Бляха-муха !Опять спасработы.
       - Да нет,должны пройти.
       Через полчаса группа,в полном составе,прошла мимо нас.
       В этот день с нами больше ничего не происходило.Но разговоров у костра была уйма.И кто как килялся,и кого как заливало,м кто как выгреб,и ещё много всего того,что Река подбрасывает нам в виде экзаменационных вопросов.Вот только провал не этом экзамене исправить удаётся не всегда.
      
      
      
       V
      
       Посчледний день сплава.Сложное чувство охватывает когда укладываешь рюкзак,помогаешь сложить палатку,подвязываешб груз на катамаране.С одной стороны уже накопилась усталость,в какой-то мере надоела эта однообразная работа по подготовке к сплаву,с другой - жаль расставаться с Рекой.Неизвестно,когда придётся сплавляться в следующий раз:через месяц,через два или через год.С третьей стороны,уже хочется в город - в тёплую ванну,в сухую одежду.Часто именно в этот день начинают вспоминаться дела и проблемы,оставшиеся в городе.
       На сегодня,по описанию,ничего существенного не предусматривалось.Обыкновенная гонка из пункта А в пункт В.Проще говоря,гребной канал.
       Как всегда,мы стартовали последними,замыкая цепочку байдарок.Основная работа заключалась в том,чтобы следить за струёй,не залететь на мель и не пропороть гондолы в прижиме.При сплаве в таком режиме есть время и поболтать,и рассказать пару историй,и поглазеть по сторонам.
       Снег уже не встречался,горы отошли в сторону от Реки,явно упал перепад высот.Пошла "населёнка".
      
       Из размышлений на спокойной воде
      
       Не секрет,что успех любого похода довольно сильно зависит от взаимоотношений в группе.При этом, руководитель группы,если он достаточно подготовлен, прогнозирует отношения между участниками, стараясь избежать возможных конфликтов и напрягов.Фактически он формирует психологический климат внутри группы.Пренебрежение таким подходом чревато непреятностями, вплоть до схода с маршрута.Эта задача упрощается в малых группах,а к таковым я отношу группы из шести и менее человек. В этом случае легче найти и сплотить людей,объединённых одной целью,общими интересами и приблизительно одинаковым опытом.Кроме того,малые группы более мобильны,хотя обеспечить в них безопасность сплава сложнее. Основываясь на этих аргументах,я стараюсь ходить в малых группах с многократно проверенными людьми.Нахождение в группе случайного человека может привести к тому,что проблемы от которых мы стараемся хоть временно отключится,будут многокрасно преумножены в условиях замкнутого коллектива,временно находящегося в частичной изоляции от остального общества.
      
       Приближался обед.В наших условиях это означало возможность выпить горячего чая и немного погреться,стоя спиной к костру и разминая затёкшие ноги.
       Группа явно расслабилась.Байдарки шли на расстоянии нормального разговора,временами слышался смех.Кто-то из ребят,видимо,травил анекдоты.Головная байдарка нехотя вышла из струи и пошла чалится к берегу.За ней потянулись остальные.Мы не стали выделятся из основной массы.
       Вовка узнал причину остановки: кто-то отливал воду из байдарки.Игорь разрешил нам идти впереди группы в качестве разведки. Разведка ,правда,на этом участке носила условный характер.По описанию,в полукилометре ниже по течению должны быть остатки порога,которые всегда проходились группами сходу.Местность была мрачноватой. Впереди маячил крутой правый поворот.Левый берег нависал огромным скальным выходом,срезанным над дорогой фантастическим ножом и блестевший паралелльными пластами породы.Правый выпуклый берег просматривался плохо из-за кустарника,спускавшегося почти до самой воды.Под обоими берегами набросано достаточно валунов.
       Мы медленно вышли на середину русла и пошли к повороту не перетруждая себя греблей.Настроение было самое что ни есть разгильдяйское. Сейчас я даже не могу вспомнить о чём мы говорили. Разговор прервался сам собой,когда я заметил,что в природе что-то происходит не так.Возникло чувство какой-то неестественности.
       Дело было в том,что вода вместо того,чтобы ускорятся по мере приближения к прижиму - стояла.Течения практически не было.
       - Вовка,смотри,что с водой? - недоумённо спросил я.
       - А что? - в свою рчередь спросил Вовка,озираясь вокруг - По-моему - подпор.Но чем?
       Катамаран, двигаясь по инерции, начал входить в поворот.Мы сидели,как завороженные.Потрясение порализовало нас когда правый берег немного уехал в сторону.Всё стало ясно.Реки впереди не было.То есть она была,но только до линии,отрезавшей её как горизонт в степи.Только сейчас мы услышали, растекавшийся над Рекой, гул. Медленно, изнутри начал подниматься страх.
       - Слив, - прошептал Вовка.
       - А байдарки? - после небольшой паузы,неизвестно у кого,спросил я.
       Мы одновременно оглянулись в надежде увидеть хоть одну байдарку,но на просматривавшемся участке Реки никого не было.Течение начало ускоряться. Чалится уже было поздно,да мы и не пытались это делать,так как в случае опоздания мы влетали в водопад бортом или кормой.
       Самыми тяжёлыми были последние метры перед прыжком.Настороженность,страх,собранность - всё вместе смешалось в сложное чувство.На миг задержавшись на кромке слива, катамаран рухнул вниз,в хаос бурлящей воды.Мы сразу оказались по грудь в пене,Только бы тонны падающей воды не притопили корму,только бы не потянуло назад.Самое опасное сейчас - если падающая вода начнёт нас подтапливать, стараясь поставить катамаран вертикально. Из такой кутерьмы спасжилеты не вытянут.
       В пене мы сидели ,наверно,мгновение.Трудно судить.Время в такой ситуации подчиняется своим законам.Наконец,катамаран всплыл и медленно пошёл вперёд.Наверно,мы работали вёслами,потому что катамаран под небольшим углом упорно лез на вал.Выравнивать его не было времени.Первый вал мы переползли,и течение,набирая силу,поволокло нас по неистовой воде.Когда катамаран,полетав по валам пошёл по струе,мы с Вовкой уже осознанно относились к действительности.
       - Чалимся, сейчас байды посыпятся! - заорал Вовка.
       - Куда ? - в том же тоне ответил я.
       Действительно,чалится было некуда.Мы шли ближе к правому берегу,заваленному обломками скал.Пролетев таким образом около сотни метров,мы наконец увидели громадный валун,за которым должна быть "тень" - спокойная вода.Поскольку шли под углом к струе,то влететь за валун не составило большого труда. Но высаживаться можно было только на валун - к берегу вплотную подходили кусты.
       В голове сидела только одна мысль : "успеть предупредить байдарки" .Сейчас это можно было сделать,пробежав по берегу обратно вверх,до поворота.Выскочив на валун,мы поняли,что бежать нет никакой необходимости.
       Первая байдарка,а это был, наверное, Игорь,зависала над сливом .Сказать,что сердце сжалось в комок - не сказать ничего.Оно просто превратилось в один сгусток боли.Байдарка съехала в пенную яму,на мгновение мелькнула на вершине первого вала и тут же,сверкнув бортом, перевернулась.
       Через мгновение мы ползли по раме на свои места.Отчалили.Выскочив из-за валуна на струю,мы увидели метрах в тридцати перед собой киль байдарки.Сейчас наша задача - удержаться на струе,не дать нас снести.Гребли мы сумашедше.Наконец байдарка ткнулась в катамар и медленно заскользила вдоль вовкиной гондолы.Ребята держались за обвязку.Целые,живые,они держались за байду,зная,что это единственное на что можно положится в этой безумной воде.
       Вовка защёлкнул спасконец за обвязку байдарки.Мы начали мучительно медленно преодолевать расстояние до берега.Наконец, ребята и байдарка в безопасности. Глубина по пояс,течения нет. Мы зачалили катамаран и полезли в воду переворачивать байдарку.После нескольких попыток погружения нам это удалось.Вода из байдарки вылита и та снова на плаву.Настало время оглядется.Мы опять вылезли на валун и оценили открывшуюся перед нами картину.
       У противоположного берега,в полсотне метров вы ше по течению,чтояли три байдарки.Все ребята были заняты интенсивной разгрузкой.Значит всех залило.Правда,это не самой страшное из того,что могло произойти.По нашему берегу к нам спешили "гаврюши".Значит,все в сборе. А откуда же мы прыгнули?
       Слив,в который попала группа виднелся во всей красе.Река была искусственно перегорожена грядой.Такая "маленькая",явно рукотворная плотинка.Слив был "чистый",с постепенным понижением к левому берегу и высотой от двух с половиной до полутора метров.Ну и наворотили люди!
       - Спасибо вам, гидростроители-гробокопатели. - угадывая мои мысли,сказал Вовка.
       - Век сплавляйся,век учись. - ответил я.
       - Да им просто копать негде!Представляешь какие здесь объёмы выполненных работ? Тут тебе и премия,тут тебе и прогресс.
       - Да...Но,всё равно байды на нашей совести.
       - Ой,ой,ой.Сейчас всё брошу и буду каяться, - всё ещё взволновано говорил Вовка.- Всё равно не успели бы предупредить.
       - А представляешь,если бы байды пошли первыми? - спросил я.
       - Цусима. - коротко ответил Вовка.
       К нам подошёл Лёня - "гаврюша".
       - Ну как ? спросил я его.
       - Перевернулись.Это какой-то кошмар!Откуда это? - сказал Лёня.
       - А как же вы выбрались?
       - Опыт, - ответил он у пошёл помогать Игорю натягивать "фартук" на вновь упакованную байдарку.
       - Слушай,Вовка, "гаврюши" сами выбрались.А если бы нет?
      - А куда им кроме струи деваться? - парировал Вовка. - Догнали бы.Тут на сто километров ниже ни одного препятствия.
       - Ну, этой ниагары тоже не было в описании.
       - Да,ладно.Тут вот такой красивый и умный мужчина, как я, купился на шутку фанатиков,которых хлебом не корми,дай перерыть какую-нибудь реку,а ты про какие-то описания - на одном дыхании проговорил Вовка.
      - Ну,что коллега,пора к станку? - спросил я Вовку,видя,что Игорь уже занял своё место в байдарке.
       - Да!Всё что мы могли здесь натворить,мы уже сотворили.
       Игорь попросил нас просигналить остальным экипажам и повёл свою байдарку на струю.Мы пропустили последний экипаж и замкнули группу.Предстояло пройти ещё десять километров и благополучно финишировать.
      
      • * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
      
       Я сидел у пылающего костра в океане тепла и в абсолютно сухой одежде.Какое это блаженство! С какой надеждой следим мы за тем,как внутри хрупкой конструкции из миниатюрных веточек,рождённый спичкой,робко пробирается огонёк-вестник будущего пламени.Вот он пробрался среди крошечного завала.Вот он перекинулся на сушняк в полец толщиной.Вот он неуверенно и пугливо пошёл вверх.Вот замерцала красноватыми углями колода.И наконец,взметнулось пламя,занялись полкнья,рождая тепло и свет.А ведь казалосб,что в этом навсегда промокшем лесу уюта не будет.Но вот,потрескивая и шипя,занялись пламенем с синевой,сложенные колодцем колоды - теперь возле нашего костра можно прожить полжизни.Каких только красок не увидишь в нём!Алые языки,уютная желтизна пламени,насыщенные красным угли,таинственные вкрапления синего и зелёного.Да что говорить - родился новый костёр.А их,как и жизней,не бывает двух одинаковых.
       Я сидел,держа в руках кружку с горячим глинтвейном и наслаждался беззаботностью.Катамаран - наш с Вовкой друг и товарищ - превратился в две упаковки и чехол с алюминевыми трубами.Он восстанет из пепла только на следующем сплаве.
       Вокруг шёл оживлённый разговор,тема которого была неизменной - прыжок со слива.Воспоминания уже пошли по второму кругу,так как рассказчики вспоминали вдруг массу новых подробностей. Что интересно, каждый рассказывал о себе и ничего о других.Объяснить это можно только тем,что в минуту опасности каждый следил за своими действиями и действиями второго члена экипажа.При этом у рассказчиков как-то всё время получалось,что только благодаря их действиям удалось преодолеть препятствие.Но я знаю,что просто ребята ещё не отошли от сплава.
       Из всей массы сообщённых сведений можно было приблизительно представить себе картину массового прыжка со слива. "Гаврюши" ,шедшие вторыми после Игоря, были благополучно залиты вторым валом , и неуправляемая байдарка тут же перевернулась.Могучий инстинкт самосохранения вынес "гаврюш" из байды и прибил к берегу. Остальные,видя как исчезли из вида первых два экипажа,успели уйти к правому берегу,поэтому прыгали с гораздо меньшей высоты.Правда залило всех.Гидростроителям досталось сверх границ возможного.Немного получили и мы с Вовкой за "высококачественную" разведку.Затем разговор перекинулся на летние маршруты.
       Обсуждение предстоящего маршрута - целый ритуал.Кто поведёт группу,в какой район,состав группы,степень подготовленности.Лёгкая белая зависть остающихся в городе тем,кто уже вошёл в состав групп.
       Понемногу тема Реки отошла на второй план.А жалко.Ведь ситуация парадоксальна.Мы приобретаем - теряя.Приобретаем впечатления,чувства пережитых приключений,нестандартных ситуаций.Теряем неизведанность реки,её неприступность и неожиданность. Ну что ж,беги,Река.Мы ещё встретимся с тобой.
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Войтенко Сергей Николаевич (sergey5@zahav.net.il)
  • Обновлено: 29/03/2005. 70k. Статистика.
  • Водный:Карпаты
  • Оценка: 3.27*4  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка