Войтенко Сергей Николаевич: другие произведения.

Рассказ: Гонка

• © Copyright Войтенко Сергей Николаевич (sergey5@zahav.net.il)
  • Обновлено: 13/04/2005. 12k. Статистика.
  • Рассказ. Водный:Карпаты ,Украина , 27 км , К4
  • Дата похода 01/01/1990
  • Маршрут: Славск - Сколе - Дубина
    На катамаране 27км менее чем за 3 часа - не пробовали?Нет?Тогда, почитайте!

•   Весна в Карпатах была поздней.В конце марта снег лежал не только в Славско,но и в Сколе.Дни ,в большинстве своём,были серыми и хмурыми,часто шёл дождь,вперемежку со снегом, и казалось,что солнца мы не увидим никогда.Подснежники только, только пробились из-под снега,фиалок вообще не было,а дикий горный чеснок - черемша зеленела маленькими побегами на небольших,освободившихся от снега,лужайках.В общем,было серо,мокро и холодно.
       Тем не менее,согласно традиции,в последних числах марта ,мы открыли сезон сплава,пройдя на своём катамаране по только проснувшемуся после зимы Опору.Эта небольшая речушка,которую летом можно перейти не замочив колен,в паводок превращалась в жёлто-светлокоричневый поток,который, выписывая зигзаги русла,нёс кусты,стволы деревьев,куски заборов и перекатывал по дну вылуны.На маршруте было несколько интересных мест, включая выходы горных пород и узкие мосты.Был и ещё один повод для подобного прохождения. Впервые, на предстоящих в середине апреля соревнованиях, для катамаранов организовывалась гонка по Опору на дистанцию в 27 км,а не в 9 как всегда. Старт,немного ниже Славска,в устье Рожанки,впадающей в Опор справа,а финиш ниже Сколе,в Дубине,чуть выше моста.
       Наша тренировка прошла успешно.Паводок только набирал силу,но Опор уже принял подобающий вид.Мы шли по реке неспеша,осматривая препятствия, намечая пути движения,часто останавливаясь и особо не напрягая себя. Финишировали в Дубине,на турбазе, усталые и довольные.Оставшиеся две недели ушли на мелкий ремонт катамарана и подготовку снаряжения.
       Как правило,на подобный сейшн собиралось полтора десятка команд со всей Украины,ставя перед собой задачу не столько побороться за места (рейтинг и так был известен заранее,чай не первый год собираемся),сколько попробовать свои силы,подобрать и сплотить экипажи и,вообще,открыть сезон.
      Программа из года в год не претерпевала особых изменений.После первого вечера с поседелками у костров и встречами ветеранов,утром - торжественное открытие и короткая трасса для байдарок и катамаранов.Вечером торжественный ужин,плавно перетекающий в дискотеку под аккомпанемент потрясающей группы из луцкой команды в составе гитары, банджо, аккордиона, контрабаса и бонгов с тарелочкой.Репертуар соответствующий. На второй день - гонка для тех же категорий плавсредств.
       К великому моему сожалению,Вовка,мой постоянный напарник по катамарану, с которым мы вместе пережили немало волнующих минут,должен был выступать на байдарке,ещё один член нашего экипажа приехать не смог и в результате я получил экипаж в виде "сборной солянки".
       Соревнования начались короткой трассой.Это слалом между навешенными над самой водой "воротами".Поскольку и Виталик и Света,входившие в наш экипаж,второй раз в жизни сидели на катамаране и смотрели на мелькающие "ворота" вот такими большими глазами, то , как и следовало ожидать,по результатам двух попыток мы оказались во второй половине списка из 15 команд.Руководствуясь олимпийским принципом о важности участия,а не победы,мы не очень расстроились и на следующее утро,вместе с остальными участниками гонки, прибыли на старт .Туда же подвезли и наши катамараны.По условиям соревнований экипажи катамаранов должны были быть "смешанными",то есть в состав экипажа должна была входить,как минимум,одна девушка.Этот минимум оказывался и максимумом,поскольку махать веслом в ледяной воде,периодически оказываясь залитым с головой этой же водой, скажем честно, неженское занятие.
       Надо признать,что утро старта выдалось замечательным,что нечасто бывает в этих краях.Изредка показывалось солнце,воды было выше всех желаний,судьи были спокойны и доброжелательны. Экипажи должны были стартовать с интервалом в 3 минуты, чтобы не мешать друг другу.По жребию мы стартовали 9-ми.Поддули оболочки катамарана,съели по шоколадке и в назначенное время вывели катамаран на старт.
       Честно скажу - волновались.Виталик занял место слева спереди,Света справа,Сашка слева сзади,ну и я - на "капитанском" месте, справа сзади. Удерживая катамаран у берега,вне струи,мы ждали команды "Старт". Скрылся за поворотом ,стартовавший перед нами, экипаж и время остановилось. Я посматривал на судью,на воду,на зрителей,а внутри всё сжалось и окаменело.
       Команда "Старт" грянула как выстрел.Несколько сумбурно мы отчалили и пошли на струю.
       Последующие 15 минут ушли на привыкание к реке,поворотам и к самим себе.Мы летели по реке,входя в повороты и стараясь двигаться так,чтобы
      нас ,с одной стороны,не выкинуло на плёс,а с другой ,не выдавило струёй на вертикальную стенку и не перевернуло.Всё неслось, мелькало, крутилось и вертелось.
       Понемногу, вошли в ритм и за очередным поворотом увидели стартовавший перед нами экипаж.Значит 3 минуты мы уже отыграли.Азарт накрыл нас полностью и мы погнались за соперниками.Пока, они нас не видели.Их капитан не оглядывался и мы довольно быстро обошли их по струе,благо,они не очень удачно сманеврировали в очередном повороте и вообще выглядели как-то неуверенно.
       Проскочив вперёд,мы приближались к месту выхода скальных пластов.Сейчас там на правом повороте под прямым углом должны были стоять три каскада косых валов со сливами и по результатам нашей тренировки я помнил,что проходить надо ближе к правому берегу.Там сливы более крутые,но и русло чище.Когда мы вынырнули из-за поворота,то взгляду предстала картина "Наваринский бой".
       Один из катамаранов стоял у правого берега, явно незачаленый экипажем, причём одна из его оболочек напоминала неглаженный пододеяльник. Всё ясно. Пропоролись.Или гидродинамическим ударом разорвало надувной вкладыш.Второй катамаран сидел на валуне в середине слива, развернувшись бортом и возле него,еле удерживаясь на ногах в потоке, суетился экипаж.Раздумывать, зачем они спрыгнули в поток,времени не было.
       Мы ушли вправо,прыгнули со слива,успели выровнять катамаран,прыгнули второй раз,уже ничего не успели сделать и прыгнули опять.Залило нас конкретно, слив подтопил корму,но струя ,с нашей помощью, тут же подхватила и понесла дальше. Проходя мимо "пробившихся",я успел крикнуть: "Помощь нужна?",но один из находившихся на берегу просто махнул рукой и мы пошли дальше.
       Проскочив около километра, обнаружили впереди ещё одних соперников. Теперь всё было не так просто как в первый раз.Река разбилась на три протоки из которых наиболее привлекательной была центральная.Именно в неё нацелились наши оппоненты,но что-то у них не ладилось.Катамаран то притормаживал,то уходил к одному,то к другому берегу.В протоке места для обгона не было. Они зашли в протоку и тут произошло самое неожиданное. Их катамаран развернуло и посадило на валун. Народ предпринимал отчаянные попытки оторваться, но река была сильнее.Путь для нас был закрыт,поскольку мы тоже уже вошли в протоку.Ещё несколько секунд и мы врежемся в них, калеча людей и ломая катамаран, поскольку кинетическая энергия нашего движения относительно неподвижного препятствия равна энергии 10 кг снаряда,летящего со скоростью 500м/с.
       Всё дальнейшее происходило автоматически.Мы развернулись влево и со всей силы выскочили на галечный островок,отделявший протоки.Поскольку корма катамарана осталась в воде, нас начало разворачивать.Но Виталик и Света уже были на берегу и удерживали катамаран за раму.Сашка и я перебрались по каркасу на берег и мы,подхватив катамаран, бросились через островок к левой протоке.Стартовали.Воды здесь было меньше,но скорость выше.
       Не успели отдышаться после перебежки,как пришлось проходить крутой правый поворот.Местность успешному проходу явно не способствовала.
      Река слегка поворачивала влево,в "лоток",образованный справа высокой насыпью дороги,а слева, постепенно повышающимся берегом в чём-то хвойном.
      На выходе из "лотка" вода наваливалась на скальный выход и река тут же поворачивала под прямым углом вправо.Скорость была такова,что надобности грести не было ни какой.Чуть-чуть подправляй катамаран или табань.Чтобы не оказаться в роли памятника на постаменте из скального выхода,мы прижались к правому берегу и,в момент,когда он ушёл по короткой дуге вправо - довернули катамаран в небольшую заводь под тем же правым берегом.По инерции катамаран прошёл полулагом несколько метров и его снова вынесло на струю.
       Впереди, в полукилометре, темнел старый мост в пролёт которого надо было попадать очень точно.Заход и так был непростым,а сейчас,в суете и спешке, тем более.Перед мостом мощный поток с небольшим поворотом сливом уходил под мост.Струя то уходила под правый берег,то кидалась под левый.Русло,по прежнему напоминало "лоток".Несмотря на все наши манипуляции, нас несло на опору.Гребли со страшной силой. После очередного доворота катамаран бортом или ,как говорят, "лагом" пошёл на мост.В последний момент мы довернули влево и мощный вал у опоры кинул нас вниз,под мост. Успели.Мимо бортов промелькнули старые, потемневшие от времени и воды,бревенчатые опоры.
       В запале,мы продолжали грести с бешенной скоростью.Повороты,небольшие сливы,залитые водой валуны,всё смешалось воедино.Ни позади,ни впереди нас не было никого.Мы мчались в светло - жёлтом потоке одни.Отпустило только после того,как Опор принял слева приток и немного успокоился.Теперь достаточно было только держаться струи.Что мы и делали.
       Наступило унылое однообразие.Вместе с усталостью.Мы как-то незаметно израсходовали свои силы и ,к тому же,начала болеть спина.При коленной посадке на катамаране,нет опоры для спины,а в гребке мышцы спины принимают основное участие.На один руках долго не проплывёшь.И вот наступил момент когда Света перестала грести.Через несколько минут, давая себе отдых, склонился вперёд Виталик.Мы с Сашкой старались поддерживать темп,но тоже были на исходе.К тому же,после очередного поворота,мы услышали сзади команды, догонявшего нас, экипажа.Я оглянулся и узнал экипаж из команды, претендовавшей на одно из первых мест. Работали они как подорванные и капитаном у них шла женщина.Конкретные такие ребята.
       До финиша оставалось километра 3 и пара поворотов,когда силы у нас кончились. Дело в том,что 27-30 километров - это нормальный дневной переход для группы при нормальном сплаве.С разведкой, организацией страховки при прохождении припятствий,перекусами и перекурами. Сейчас мы делали это расстояние за пару часов.
       Главное,что мне хотелось,это чтобы нас не обогнали.Плевать на проигранное время.Сам факт.Последний поворот перед финишем.В спине стоит раскалённый металлический стержень. Пальцы окаменели от холодного металлического весла и не разгибаются.На спасжилете тонкий слой льда. Подшлемник мокрый от пота.Ног нет.Вообше.Гребу автоматически.Ребята как-то лениво погружают вёсла в воду и не более того.Нас уже просто несёт со скоростью потока.
       Русло перед финишем забито валунами.Интуитивно идём не кратчайшим путём,а там где более удобный проход.В одном месте,метров за 10 до финиша садимся на валун,но струя стаскивает нас.К счастью носом вперёд.Всё, финиш.Мимо нас проходит, так и не догнавший нас, катамаран "крутых".
       Я ложусь мёртвой спиной на оболочку и смотрю в небо.И ничего не вижу. Только слышу своё сердце.Оно выплясывает "Танец с саблями" Хачатуряна. Ничего не хочется.Сколько длится эта нирвана я не знаю. Внезапно, вспоминаю, что за финишем, в километре - мост и его надо проходить. Принимаю рабочее положение.К счастью,мы идём почти правильно. Несколько гребков и над нами проносится мост.Мои бойцы,по-прежнему, лежат на катамаране.
       Вот и база.Мы заходим в протоку и носы наших оболочек выезжают на прибрежную гальку.Всё.Отработали.Нас встречают ребята из нашей команды и помогают занести катамаран в финский домик.
       Я сажусь на пол в углу.Рядом со мной садятся Сашка и Виталик.Свету наши девчёнки уводят переодеваться.Нам приносят по кружке крепкого чая,а потом грамм по 100 разведённого спирта,который я закусываю шоколадкой из нагрудного кармана на спасжилете. Медленно, медленно по телу растекается тепло, уходит боль в спине и коленях,понемногу согреваются ладони и я нехотя начинаю стаскивать с себя шлем,мокрый подшлемник, обледеневший спасжилет,перчатки и гидрокостюм.Благо,сухая одежда рядом.

В этой гонке мы были только шестыми.
  • © Copyright Войтенко Сергей Николаевич (sergey5@zahav.net.il)
  • Обновлено: 13/04/2005. 12k. Статистика.