Войтенко Сергей Николаевич: другие произведения.

Рассказ: Порог

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Войтенко Сергей Николаевич (sergey5@zahav.net.il)
  • Обновлено: 06/03/2010. 24k. Статистика.
  • Рассказ. Водный:Карпаты ,Украина , К2
  • Дата похода 01/04/2000
  • Маршрут: р.Белый Черемош
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    За годы сплава их было много на нашем пути. Сложных и не очень, опасных и так себе. Это просто один из них. Порог.


  •    В разгар весны на Белом Черемоше, примяв несмелые ростки молодой травы, наш катамаран ткнулся в берег в крохотном улове перед валуном. Места для катамарана на " спокойной воде " не хватало и корма, оставшись на струе, подрагивала нервной, неравноменой дрожью. Если бы мы с Саней не упёрлись в дно вёслами, то струя смела бы со своего пути корму, носы гондол съехали бы с берега и, предоставленный сам себе, катамаран, кружась и натыкаясь на валуны, пошёл бы вниз по течению до ближайшего порога. Ну, а там... Как повезёт.
       Понятно, что такого апокалипсиса мы допустить не могли и Саня, отстегнув привязные ремни, пополз по раме на четвереньках по направлению к вожделенному берегу. Я навалился на весло и ждал, пока Саня ступит на землю. Данное событие привело к тому, что катамаран под моим весом слегка накренило и Саня, схватившись за раму, подтащил его, насколько мог, к берегу. Затем он схватил , притороченную к первому стрингеру, небольшую бухту с чалкой и тремя оборотами с узлом зачалил меня с катамараном к небольшому деревцу, приютившемуся на небольшой террасе в метре от воды.
       Всё. Мы стоим.
       Ещё минуту назад, вывернув из-за очередного поворота реки, мы заметили, что два других катамарана из нашей группы начали разворачиватся к правому берегу. Стало быть - осмотр. Нам с Саней ничего не оставалось, как развернув катамаран под острым углом к струе, втыкаться в берег. Где придётся. К счастью, перед валуном вода замедляла свой темп и мы, изрядно помахав вёслами, выехали на крохотный пологий участок.
       Положив весло на колени, я наклонился, зачерпнул, ладонью в кожаной перчатке с обрезанными пальцами, мутноватую паводковую воду и плеснул себе в лицо. Через мгновения я почуствовал на губах соловатый привкус пота, разбавленного речной водой.
       Отстегнул привязные ремни, зажал в руке весло и повторил санину процедуру схода на берег.
       Коленная посадка на катамаране всегда была далека от лечебной гимнастики. Через час сплава в такой позиции спина, не имеющая опоры, наливалась бетоном, теряли чувствительность колени и становились чугунными плечи. Ещё через полчаса путешественник переставал замечать красоты дикой природы и мечтал только о том, чтобы, оказавшись на твёрдой земле, вытянуть ноги или поваляться на травке. Мы с Саней не были исключением.
       Размявшись - с удовольствием закурили . Над диким берегом поплыл, почему-то голубого цвета, табачный дымок. Правда, здесь, в горах, всё меняет свои цвета. Условия рассеивания света другие.
       Спешить никуда не хотелось. Причина остановки ясна - осмотр порога. А мы их уже насмотрелись за пять дней сплава - достаточно.
       Наша группа из трёх катамаранов : двух " четвёрок" и нашей " двойки " без особых приключений прошла Чёрный Черемош от погранзоны до слияния с белым Черемошем, загрузилась в " КАМАЗ" местного происхождения ( в период сплава они там дежурят, чтобы подработать ) и забросилась в верховья Белого Черемоша. Река, вроде бы, невзрачная в летнее и осеннее время, но крайне интересная в период паводка. За счёт крутых склонов хребтов и узости ущелья вода, в период снеготаянья, просто сходит с ума. Если попасть в пик паводка, то можно получить на свою голову массу приключений
       Правда, для катамаранов и их экипажей, при правильном поведении, настоящих опасностей немного. Это как раз тот случай, когда сплав может быть сложен из-за маневрирования, но не слишком опасен. Вообще, на Украине я встречал только два места, которые могли бы стать могилой для катамарана и экипажа даже при его правильных действиях - это водопад на Пруте возле Яремче и порог на Брустурке, в 4-х километрах выше по течению от Усть - Чёрной. Хотя, в жизни всегда есть место случаю...
       Взять хотя бы нашу с Саней " двойку ". Полторы тонны водоизмещение, четыре семьдесят в длину, метр восемьдесят в ширину. Для того, чтобы нас утопить необходим слив более чем в два метра высотой с которого надо плюхнуться лагом, то есть бортом, не выйти из " бочки" и подставить под падающую воду одну из гондол. Это ж сколько "умения" надо проявить, чтобы такое осуществилось? Я не говорю уже о " четвёрках ". Нет, можно , конечно, наехать на опору моста и упорно не давать воде себя смыть, но это уже из области извращений.
       Поэтому предстоящий осмотр порога вряд-ли мог преподнести нам какой-нибудь сюрприз. Дело в том, что группа делала плановую " тройку", то есть поход третьей категории сложности из существующих шести. Такой поход заканчивается изданием отчёта в котором должны быть схемы, фотографии и описания. Их надо как-то сделать по реальным данным. Кроме того, осмотр препятствия является правилом хорошего тона и не последним из мероприятий по обеспечению безопасности. Есть группы, которые за пренебрежение этим правилом платили жизнями своих участников, я не говорю уже о потерянных плавсредствах. Особенно народ пренебрегает этим при дефиците времени, ну и, при завышении своих способностей, конечно.
       Особенностью сезона этого года было то, что впервые на исхоженных трассах Белого и Чёрного Черемоша появились гости из ближнего зарубежья. Первыми мы увидели группу польских студентов в сопровождении ребят из нашего клуба. Удивляла полная безбашенность "молодняка" и количество запасённой водки. После трудового дня народ плотно ужинал, усаживался у костра и одну за другой пускал по кругу бутылочку. После третьего дня наши уже были ничему не рады.
       Второе явление гостей из-за границы произошло утром, в день старта на Белом. К месту наших сборов подкатил бус с трейлером на прицепе и двумя каяками на крыше. По прошествии некоторого времени из трейлера показались два "орла" в полной экипировке и с вёслами, лихо поставили на воду каяки и скрылись за поворотом реки. Бус, как бы нехотя, пополз по дороге за ними.
       Следующий раз мы увидели их во время обеда. Водитель буса расставил на придорожной полянке складной столик и стулья, застелил скатёрку, сервировал тарелками, ножами и вилками и подплывшие к тому времени каякёры, наскоро обтёршись полотенцами, приступили к трапезе.
       Такой сплав мы видели впервые. Эдакая прогулка с пикничком на природе.
       Да...Меняются времена, меняются...
       Ну что? Сейчас докурим и пойдём смотреть интересный объект природы.
       Немного поднялись по склону, мы обошли валун, за которым притаился наш катамаран и, пройдя вдоль берега несколько десятков метров, оказались на большой поляне. Дикая смесь из валунов разных размеров переходила в симпатичную лужайку, за которой сразу начинался лес. На опушке пестрело от разноцветных палаток, перевёрнутых килем вверх каяков, и маленьких катамаранов. Длиной около трёх метров, шириной не более полутора и с диаметром гондолы около тридцати сантиметров. Какие-то игрушки, право!
       В общем-то, до нас доходили отрывочные сведения о том, что прибалты сплавляются на таких поделках, но серьёзно воспринимать это было нельзя. Центр тяжести высоко, ширина маленькая, длина в три метра может быть недостаточной уже при высоте слива более метра. Может быть, для тихих прибалтийских рек такая конструкция и подходила, но сплав на этих игрушках, скажем, на Большом Гуке в разгар паводка представляется с большим трудом и то, только в пароноидальном угаре. Нет, конечно, крутые ощущения получить можно, но тот, кого хоть раз паводок сносил с плавсредства, нещадно молотил по валунам и топил в " бочках ", едва ли согласился бы идти в препятствие на такой экзотике. Хотя... Ведь бывает храбрость по незнанию опасности.
       У берега несколько каякёров отрабатывали вход и выход из струи, парочка училась траверсировать поток, но в порог никто не шёл. Мы его ещё не видели, но уже слышали.
       Если не грузится правилами оформления топографических карт и гидрологических схем, то обстановочка, как мы её увидели, выглядела так, как на рисунке.
       Отвесный левый берег, слив сразу за "нашим" валуном, понятное дело, с валами за ним. Потом ещё один слив, метров через пятьдесят и потом, что-то ещё такое, что разглядеть было невозможно, поскольку река исчезала из вида и появлялась только в обрамлении из скал на крутом правом повороте.
       Мы пошли с Саней вдоль берега, посматривая на два видимых слива и прикидывая как лучше в них зайти. Они производили впечатление средней пакостности хотя, наверно, проблем с ними у нас быть не должно.
       0x08 graphic
    0x08 graphic
       Поляна
       0x08 graphic
       0x08 graphic
      
      
      
      
      
       Валуны
       Место Сливы и валы
       осмотра Отвесный
       берег
      
      
       Гнусный
       "обливник" Планируемый
       путь
      
      
       " Стиральная доска "
      
      
      
      
      
       Мы дошли до того места у скалы, где поляна замыкалась хребтом. Теперь вся картина предстала во всей своей красе.
       Река устремлялась в узость между берегами, но делала это как-то странно. Попрыгав по косым ступеням, поток наваливался на выступ в правом берегу, отскакивал к противоположному берегу и, успокоившись, замирая, исчезал за поворотом.
       Мы с Саней взобрались на ближайший валун. Невдалеке разместилась вся наша группа. Началось обсуждение вариантов прохождения. Честно говоря, он был один. После спуска по " стиральной доске " необходимо было уйти к левому берегу и спокойно попасть на повороте в проход между скалами. Трудность составляло то, что ступеньки на " стиральной доске " шли под углом к руслу, видно на дне был скальный выход, а в самом низу, перед выступом, необходимо было довернуть влево градусов на шестьдесят.
       Вот, вкратце, и вся линия движения. Страховку можно не ставить, да и делать это негде. Разве что на самом верху? Но толку от неё, там, в вышине, всё равно было бы мало.
       Итак, всё понятно. В том числе и то, что самом деле процесс может пойти не так, как задумывался. Достаточно одного незамеченного препятствия, неправильного или замедленного действия экипажа и вся программа действий могла кардинально измениться. Скорость течения, на глаз, составляла около 3-х метров в секунду.Это почти полтонны на квадратный местр погружённой поверхности. Пойди - преодолей.
       От разглядывания реки нас отвлекло появления у " стиральной доски " одинокого каяка. Мальчишка зашёл в небольшой улов под левым берегом и пару минут высматривал что-то в потоке. Потом слегка тронул воду веслом и каяк медленно пошёл к сливу. Прижавшись к левому берегу, где вода полуметровой лентой стекала по " стиральной доске ", каяк съехал вниз и тутже ушёл влево на спокойную воду. Да... Кажется всё так просто...
       Наболтавшись вволю о том, о сём, экипаж первого катамарана ушёл на посадку. Мы с Саней закурили и стали ждать незабываемого зрелища классического прохождения.
       Вот блеснули вёсла и катамаран медленно и печально начал разворачиваться и выходить на струю. Вот он проехал второй, для нас с Саней, слив и из пенных верхушек валов выплыли носы гондол. Вот экипаж выровнял судно и пошёл к " стиральной доске". Они проплыли мимо нас и скатились вниз. По инерции " четвёрка " пролетела мимо выступа, выскочила на чистую воду и радостный народ начал разворачиваться вправо, к берегу.
       Всё! Первый прошёл. Теперь следующий.
       Экипаж второго катамарана был своеобразным. В идеале, экипаж представляет собой отлаженный механизм в котором каждый знает в какой ситуации что ему делать, слушает и выполняет команды капитана, даже если это и идёт вразрез с собственным пониманием обстановки и методов преодоления препятствий. Воспитать такой экипаж непросто, на это, иногда, уходит несколько походов.
       На практике, срабатываться и привыкать друг к другу приходилось по ходу сплава. Зачастую люди знакомились друг с другом только в день сбора группы. Поэтому, по началу, возникали трудности из-за несогласованности действий.
       Вот такой экипаж сейчас и готовился к прохождению. В наличии имелись два несомненных лидера, причём один из занимал место спереди справа, а второй - классическое капитанское место, справа сзади. Два остальных члена экипажа имели опыт сплава только на байдарке, что конечно, очень ценно, но недостаточно.
       Я уже сталкивался с подобной ситуацией, когда половина времени уходила на устранение последствий работы впереди сидящей девушки, которая гребла когда хотела, куда хотела и, вообще, не утруждала себя выполнением подаваемых мною команд. В результате такого субьективного подхода , на одном из поворотов, она, видимо по зову своего сердца, засунула весло в воду с такой страстью, что катамаран вылетел на притопленный пень с торчащими против нашего движения корнями. К счастью, оболочка выдержала удар, но с тех пор на левой гондоле, как память о сумасбродности девицы, остались две борозды.
       Над катамараном заблестели вёсла и он начал свой путь к порогу. На разворот ребятам не хватило времени и места. В первый слив катамаран вошёл под углом. Независимо от того, что делали люди, катамаран жил своей жизнью. На выходе из валов, он повернул носы гондол и пошёл на вертикальную стенку левого берега. Ткнулся в неё, отскочил и медленно, очень медленно начал разворачиваться к основному сливу.
       Времени им так и не хватило. Судно сползло по " стиральной доске ", коснулось выступа и вышло на чистую воду. На борту катамарана, одновременно, доказывали правильность своих действий сразу несколько человек. Обсуждение продолжалось и после того, как мы с Саней поднялись со своего валуна, и пошли обратно, вверх по течению, к своему катамарану, который уже, наверно, соскучился по нам.
       Мы отошли немного вверх по течению и на одном из валунов сложили пирамидку из камней. Как раз в том месте где по нашему мнению надо было взять к левому берегу, чтобы потом точно зайти в слив " стиральной доски ". Может, поможет сориентироваться ?
       Я шёл вдоль воды и чем ближе подходил к месту старта, тем больше во мне росло чувство тревоги. Слишком знакомое. Когда, где-то внутри тебя, медленно зарождается огненный шар и начинает подниматься вверх, постепенно охватывая грудь, затрудняя дыхание, нагоняя беспокойство, суету и нервозность. Как себя не уговаривай, а это чувство не проходит. Что-то непонятное и невнятное, какая-то хрень паранормальная, мешала сосредоточиться.
       Я пролез на своё место, уселся удобнее, пристегнул привязные ремни, одел подшлемник, шлем, натянул мокрые перчатки и упёрся веслом в дно. Теперь, когда до воды было не более сорока сантиметров, всё казалось другим. Вода - мощнее, видимость - хуже.
       Саня отвязал чалку от деревца, смотал её и уложил на раме. Упёршись, отодвинул катамаран ближе к воде и полез на своё место. Проделав те же манипуляции, что и я, он надавил веслом на ближайший валун и носы гондол начали медленный поворот от берега.
       Я оглянулся назад вправо и ничего кроме противоположного берега и узкой полоски беспокойной воды не увидел. Мы не двигались. Почему-то. Да потому-то, что нос моей гондолы наехал на очередной валун. Мы чуть-чуть отошли назад, освободили нос и попытались пройти вперёд, против течения. Теперь нас держало что-то в середине корпуса. Сдавать назад было некуда и мы со всей силы начали грести вперёд. Катамаран немного сдвинулся с места, носы гондол нацелились на середину струи и мы нехотя пошли вперёд.
       Удар основной струи был неожиданным и резким .Катамаран начал разворачиваться по течению, а мы всеми силами пытались помешать ему. Ещё не время. Когда расстояние до обоих берегов стало приблизительно равным, я застопорил весло, а Саня широким гребком довернул судно по течению. Теперь мы увидели всё. И ничего.
       То, что казалось таким ясным и понятным с берега, теперь не просматривалось вообще. Ближайший слив, в который мы , кажется, заходили посередине, потом, на коротком участке, продолжение реки , а потом только, за " стиральной доской " - скалы по обоим берегам . Это значило, что проблемы придётся решать по мере их поступления.
       В слив мы нырнули без проблемм. Катамаран, как водится, ушёл в пену, потом поднялся на вал, поводил носами, поднялся на второй вал и мы под небольшим углом пошли вниз по течению. Сейчас будет второй слив, а потом " стиральная доска" .
       По теории, в слив надо заходить на скорости и, как бы, прыгать с него, а не сползать. Запас скорости даёт возможность преодолевать валы за сливом, так как там пена и гребки неэффективны. В промежутках между сливами скорость не нужна, чтобы был небольшой запас времени для необходимого маневрирования. Поэтому после слива приходится прицеливаться, разгоняться и прыгать в следующий слив.
       В данном случае мы просто довернули катамаран перпендикулярно второму сливу, но он преподнёс нам сюрприз. За ним стояли какие-то неправильные валы, которые потащили нас к правому берегу. Правый берег нам был не нужен. Пока мы боролись со струёй, мне на глаза попалась наша " пирамидка ". А я и забыл про неё! Теперь - только к левому берегу.
       За то время, что выравнивали катамаран, он набрал скорость. Мы шли под левым берегом и, по-моему, правильно шли, но надо было тормозить. Для того, чтобы сползти по " стиральной доске ", скорость не нужна была абсолютно.
       И вот, в поле зрения показался каскад ступенек, который образовывал " стиральную доску ". Нежно, очень нежно мы довернули катамаран чуть-чуть влево. Что ни говори, а управлять " двойкой " - одно удовольствие.
       Отсюда, с катамарана, " стиральная доска " казалась очень длинной и крутой. Но мы ведь знали, что это не так. Это просто особенности восприятия человека, сидящего на коленях на катамаране в сорока сантиметрах от воды.
       Нас затрясло. Катамаран тащило вниз, он разгонялся и одновременно впереди справа нарастал выступ, о который билась вода . В момент, когда носы гондол коснулись пенной ямы в самой нижней точке " доски " ,я попробовал рвануть вперёд. Рано. На втором гребке весло безрезультатно прошло сквозь пену. Скальный выступ становился зловещей реальностью. Ещё раз! Пошёл! Ещё, ещё, ещё и - мы выскакиваем на спокойную воду. Всё! Порог позади.
       Казалось, несколько часов отделяли нас от старта, а ведь прошло не более двух минут.
       Ради таких минут и терпишь холод, мокрую одежду, каменную спину, затёкшие колени и боль в, налившихся свинцом, руках. В радости преодоления - вся суть этого занятия. Наверно.
       Мы доворачиваем к правому берегу, под скалу, у которой притаились катамараны нашей группы. Пропустив нас, они отчаливают и уходят за поворот. Пожав друг другу руки, мы с Саней тоже стартуем.
       Как только за поворотом открывается участок спокойной воды - закуриваем прямо на ходу, Как всё-таки здорово! И прошли неплохо. Вот в чём была прелесть и сила порога : в постоянном напряжении, в маневрировании, в быстроте смены ситуации, в непредсказуемости выхода из сливов, в коварстве " доски ". Здорово!
       В эйфории от пережитого, я ещё успеваю заметить "проплывший" под водой, у самой моей гондолы, громадный валун - " обливник " и через секунду катамаран оставливается. Странно это. Невероятно. Как если бы река потекла в другую сторону.
       Тут же начинают действовать законы гидродинамики. Нас разворачивает поперёк русла и начинает топить мою, правую, гондолу. Проходят несколько секунд, действующие силы уравновешиваются, и я оказываюсь у самой воды. Катамаран с креном на правый борт начинает потрескивать рамой, но река уже ничего не может сделать с нами. Так же как и мы с ней.
       Применение нашего арсенала гребков не даёт никакого результата. Катамаран застывает без движения. Мы " сидим". На гладкой воде .
       После первого шока наступает пора немного оглядеться и подумать. Только быстро и результативно.
       Поверхность воды практически гладкая, скорость течения умеренная. Только журчание струи у носов и кормы катамарана. В непосредственной близости от поверхности воды, всего в нескольких сантиметрах - верхушки, залитых водой, валунов. Значит дно здесь ровное и поэтому струя, огибая валуны, не образует хотя бы сколько заметного волнения. Скорее всего, мы сидим именно на таком валуне и наших сил и усилий воды не хватает, чтобы сдвинуть нас с места. Как-то надо двигаться. Не сидеть же здесь до окончания паводка! В воду спрыгивать то же бесполезно - глубоко. Что-то надо делать! Вот о чём чувством тревоги предупреждала интуиция! Или что там ещё...
       Тем временем моё правое колено коснулось воды. То есть, мы продолжаем крениться. Увеличение смачиваемой поверхности приведёт к увеличению опрокидывающего момента и рано или поздно мы окажемся в воде с катамараном на головах. Глубины здесь хватит. Веслом в дно не упрёшься. Не пора ли отстёгиваться? Уже видно как выгнулась рама, собранная из сорокамиллиметровых алюминиевых труб.
       Я прошу Саню посмотреть с его борта - во что это мы так сильно упёрлись. После непродолжительного разглядывания Саня говорит, что валун в центре под его гондолой. Он пытается оттолкнуться от валуна веслом, но оно всё время соскальзывает. Наконец, ему удаётся навалиться и катамаран медленно переползает через препятствие, но только для того, чтобы воткнуться в валун моей гондолой. Мы кренимся ещё больше.
       Всё! Пора отстёгиваться. Опустив руку в воду, я дотягиваюсь до замка на ремне, отщёлкиваю его и начинаю ползти по раме на Санину гондолу. Трюк удаётся. Моя гондола чуть всплывает, и катамаран по сантиметрам начинает двигаться вниз по течению. Ну, хоть что-то! Потом нас рывком сбрасывает с валуна. Теперь катамаран идёт вниз по течению с креном на Санину гондолу, поскольку я остаюсь сидеть на ней как ворона на заборе. Неуправляемое судно идёт навстречу своей судьбе . Пришибленный пережитым , экипаж на события не влияет . Жуть !
       Возвращаюсь на своё место. Усаживаюсь. Пристёгиваюсь. Сейчас же в поле зрения показывается поворот с " прижимом " у правого скалистого берега . Течение ускоряется. Но это всё уже ерунда.
       Мы влетаем в поворот, скачем на валах и видим в нескольких метрах ниже по течению нашу группу. Заждались, милые!
       А на следующий день мы с Саней попадали в слив под низко габаритным мостом. Но это уже другая песня...
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Войтенко Сергей Николаевич (sergey5@zahav.net.il)
  • Обновлено: 06/03/2010. 24k. Статистика.
  • Водный:Карпаты
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка