Войтенко Сергей Николаевич: другие произведения.

Статья: В пустыне Иудейской

• Комментарии: 4, последний от 06/10/2012.
  • © Copyright Войтенко Сергей Николаевич (sergey5@zahav.net.il)
  • Обновлено: 06/03/2010. 18k. Статистика.
  • Статья. Пеший:Заграница ,Израиль , 27 км , Ноги
  • Дата похода 01/04/2003 {2 дн}
  • Маршрут: Кольцевой маршрут вокруг русла ручья Цеелим -*пустыня Иудейская
    Иудейская пустыня. Раскалённая "сыпуха" едет под ногой. Весь в цветочках,куст колючек,прямо надо мной. И от сердца не осталось ничего внутри. Сердце только что взорвалось.Тяжело идти.

•    Группа была молодая и энергичная. Все имели опыт переходов по пустыням. Я был самым старшим и по возрасту годился им в отцы.Из восьми человек выделялись двое: миниатюрная девушка Аннечка и немец Даниэль.То есть, он был единственным нерусскоговорящим.
       Я не люблю ходить в больших группах, к которым отношу число участников более 6-ти. На это у меня есть свои причины, подкреплённые почти двадцатилетним опытом путешествий. Малые группы в 3-4 человека мобильны,в них быстро принимаются решения и обеспечивается необходимый уровень безопасности. Кроме того, такую группу относительно легко сформировать и снизить вероятность попадания в неё случайных людей. Я не говорю уже о путешествиях в одиночку.
       Боря позвонил мне за неделю до выхода и пригласил поучаствовать в кольцевом маршруте в Иудейской пустыне вокруг ручья Цеелим. Как и большинство таких "ручьёв" ,он наполняется водой только в период дождей и, сметая всё на своём пути , несётся к Мёртвому морю. Поскольку сейчас апрель и ,вполне может быть,что следующий дождь будет только в начале ноября, то опасаться быть смытым селевым потоком не стоило.На маршруте было несколько скальных участков,но несложных.
       Я ещё не был в Иудейской пустыни , но имел опыт перехода по пустыне Негев. Мне стало интересно и я согласился.
       Тактика прохождения имела одну интересную особенность.Поскольку основным грузом является вода, а её расход в условиях физических нагрузок составляет около 4.5 литров в сутки на человека плюс гигиенические нужды,то было решено половину запасов воды и часть питания забросить на середину маршрута машинами.К счастью, туда можно было подъехать по "грунтовке".
       Так вот и получилось, что одним прекрасным апрельским утром, мы оставив машины на площадке в месте старта, вытянулись цепочкой по направлению к ближайшему подъёму на левом (по направлению течения) берегу ручья Цеелим.
       Довольно заметная тропа, извиваясь между валунов и глыб, вела всё выше и выше на стенку каньона. Вокруг преобладал красно-жёлтый цвет скал с редкими вкраплениями зелёно-жёлтых кустиков колючек и бело-синее небо ,из бездны которого, бесжалостно лупило светило.
       Я до сих пор не могу объяснить себе почему, вместо того,чтобы выбрать экономичный средний темп подъёма в стиле старого ослика, я ,опережая группу, помчался по тропе вверх. То ли от опьянения природой, то ли от избытка сил на старте. Не знаю.
       Природа быстро поставила всё на свои места. На середине подъёма я сбросил темп, а потом и вообще присел на валун отдохнуть. Пропустив группу вперёд, я пошёл за ней уже в общем темпе. Перед последней четветью мне стало плохо. Я "поплыл". Сердце взорвалось в груди, лёгкие без толку гоняли сухой горячий воздух и окружающие горы медленно качались туда-сюда.
       Я снял рюкзак и присел на ближайший скальный обломок. Группа прошла мимо,наверх,на плато. Через пару минут ко мне спустился Борис и забрал мой рюкзак. Гланув на меня, он предложил мне возвращаться к месту старта. Я уже рассказывал в "Один" как сходил с маршрута из-за болезни. Второй раз я это делать не хочу.
       Отдышался. Горы вернулись на своё место. "Порожняком" пошёл наверх.
       Группа смотрела на меня с удивлением и тревогой. Я вылил ладонь воды на затылок, ещё одну на грудь, глотнул воды с лимонным соком, засунул в рот таблетку "Валидола", одел свой ,полегчавший на 4 литра воды, рюкзак и пошёл по тропе дальше. На первом же небольшом подъёме, медленно считая шаги, поднялся на само плато.
       Жёлто-оранжево-красная равнина с невысокими холмами.Растительности нет. Земли под ногами нет. Только камень.
       Группа короткой цепочкой вытянулась по тропе и мы пошли выписывать "змейки" по холмам . Держать темп мне было тяжело. Но теперь надо было идти и идти.
       Постепенно всё стало на свои места и к моменту,когда мы подошли к спуску в боковое ущелье,я уже был в норме. Спуск представлял собой крутой склон в скальных обломках и "сыпухе" . Ни связываться,ни ставить страховку не стали, поскольку путь просматривался хорошо , длинных отвесных участков не имел, а на "сыпуху" ,конечно, никто не совался.
       Внизу, в русле ручья, в каменных чашах осталась дождевая вода. Здесь она не цветёт, поскольку вокруг только камень, да редкие кусты колючек. Пить, конечно, её нельзя,но умыться можно.
       В узкое ущелье, шириной не более десяти метров, видимо, солнце попадало очень редко . Здесь было мрачно, прохладно и одиноко.
       Освежённые водными процедурами, мы начали подъём на противоположный склон. Сначала по узенькой полке, потом по тропе в узком ущельеце, потом по хорошей тропе в котловине, которая и вывела нас обратно на плато.
       К этому времени ситуация складывалась таким образом. До наступления темноты оставалось не более двух часов и чтобы успеть по светлому к нашему складу с водой и едой, необходимо было идти очень быстро. Ну, очень. Сделать этого всей группой мы не могли . Одну из наших девушек подвели новые ботинки и теперь она шла ,припадая на одну ногу и не имея возможности поддерживать необходимый темп. Группа начала разрываться на идущую впереди пятёрку и нашу тройку : девушку, Борю, который опекал девушку и меня.
       Приблизительно через час стало ясно, что к складу мы не успеем.
       Тогда, после короткого совещания, было принято решение разделиться. Пятёрка уходит искать место под лагерь,а мы идём в том темпе, в котором можем. Двигаться в темноте здесь крайне рисковано из-за крутых склонов . А нам предстоял именно такой спуск к руслу ручья Цеелим. Да и лагерь желательно ставить не в абсолютной темноте.
       Ребята ушли.
       Пока было хоть что-то видно и тропа выделялась на фоне камней мы шли в прежнем темпе. Потом включили фонарики. Тропа сразу стала куда-то прятаться.
      Наконец, наступил момент, когда вязкая и густая темнота накрыла всё.
       На развилке троп мы взяли влево, туда, где спуск был более пологим. Через пару минут пришлось воспользоваться GPS . Оказалось,что мы отклонились вправо на пару сотен метров. Возвращаемся к развилке. Куда теперь идти? Слева темнеет неизвестностью провал, прямо уходит плато без тропы, вправо мы уже были. Мы продвигаемся немного вперёд по плато и тут же становится ясно,что нам не сюда.
       Боря связывается с группой.Слышимость отвратительная, видимо, они сидят в низине . Палатки у них уже стоят. Воды мало,только то,что в боковых карманах рюкзаков, есть несколько банок консерв и несколько порций сухого питания, плюс какое-то НЗ в виде галет.В общем, не густо. По описанию местности мы должны спускаться в руслу ручья, но приемлемого спуска мы,в свете фонариков, не наблюдаем . Тогда Борис просит кого-то из группы посветить в небо мощным фонарём.
       Прямо, за участком плато, мы наблюдаем светлый конус. Так, направление ясно,но как туда дойти? Осторожно, шаг за шагом, мы пробираемся вперёд.
       Совсем неожиданно для нас, впереди и чуть левее, начинает прыгать луч фонаря. На какое-то мгновение он исчезает и появляется снова левее и как из- под земли . Нас встречают.
       Оказалось,что тропа проходит по кромке провала слева и затем ныряет в небольшую узкую котловину.На выходе из котловины в бывшем русле потока,прямо на скальном выходе стоят наши палатки. Шипят на две газовые горелки,на них греется вода для сухого питания.
       После ревизии имеюшихся продуктов, выясняется, что на скромный ужин, никак не соответствующим затраченным усилиям нам хватит,а завтра придётся посылать гонцов к складу, так как завтракать будет нечем.
       После устройства на новом месте и непродолжительного ужина становится ясно, что без хоть какого-то костра среди скал и одиноких толи больших кустов,то ли маленьких деревьев неуютно и тоскливо.Я решаюсь обследовать немногочисленные растения на предмет сухих веточек. Темень вокруг солидная, молодая луна и звёзды лишь слегка подсвечивают это царство камня.
       Наломав на ощупь небольшую охапку сухих веток,я возвращаюсь в лагерь и вдруг слышу, почти рядом, щелчок затвора.
       Руки у меня заняты и деваться мне некуда.С оружием здесь может оказаться кто угодно.
       Из темноты ко мне подходит парень с укороченным автоматом. На вид - наш. После обмена репликами выясняется следующая картина. Группа из шести молодых людей, в том числе и две девушки, заблудилась и не успела вернуться к месту старта. Карты у них не было и шли они только по маркировке на тропе, не представляя себе реальную продолжительность маршрута. В результате, попав в тёмное время суток, они не знают куда идти, воды у них на всех около литра,из еды - одна шоколадка.
       Наши, узнав такой расклад, делятся оставшейся водой и продовольствием. Даже немец Даниэль, чинно и спокойно поедавший в одиночестве свой личный запас продовольствия, счёл нужным отдать ребятам одно яблоко.Кроме того, мы отдаём им свитера , тёплые кофты и куртки, поскольку даже девчёнки отказались ночевать в наших палатках,а температура понемногу снижается и ночь обещает быть прохладной.
       Они усаживаются в кружок в стороне от нас на плоском и ещё тёплом скальном выходе, что-то рассказывают друг другу,иногда оттуда доносится смех. Сигарет , вроде, у них хватает. По крайней мере, они их не просят.
       Наломав веток и устроив между двух валунов подобие очага, я разжигаю небольшой костёр. Становится уютней и немного светлей. Народ перебирается к свету и теплу. Сварив немного кофе, мы закуриваем с девушкой Аннечкой, поскольку курильщиков в группе больше нет. Немец делает нам замечание о време курения. Я бы , конечно, с удовольствием послал бы его в родной Нюрберг, но психологический климат в группе хороший и не хочется его нарушать. Мы с Аннечкой отделываемся шуткой и продолжаем отдыхать как умеем. Со стаканчиком кофе и сигаретой.
       Догорела последняя ветка, остались только тёмно-красные светлячки углей и мы начали расползаться по палаткам. Наши соседи, подстелив под себя и накрывшись нашей гуманитарной помощью, плотно прижавшись друг к другу, улеглись на своём скальном выходе.
       Ночь накрыла нас всех.

Я проснулся от лёгкого рассеянного света в палатке. Начинался новый день. Снаружи ребята собирались идти эвакуировать склад. Втроём,с пустыми рюкзаками, они исчезли в котловине.Оставшиеся,должны были свернуть лагурь и двигатся навстречу "гонцам".
       Наши соседи уже ушли, оставив на камнях , аккуратно сложенную , нашу одежду.
       Свернув лагерь, мы " челноком" начали перетаскивать вещи вниз по тропе, к руслу Цеелим. За миллионы лет вода вымыла в скалах извивающиеся русла, похожие сейчас ,без воды, на узкие и глубокие овраги. По одному из них мы и спускались вниз, к основному руслу. Там,где вода ничего не смогла сделать с камнем, образовывались небольшие водопады и приходилось спускаться по ним.
       Мы успели спуститься к самому руслу и сложить рюкзаки в тени отвесного склона, когда вернулись наши ребята. Склад оказался хорошо замаскированным в одной из ниш на склоне и они принесли его нетронутым.
       Запустив газовые горелки и, приготовив себе завтрак, мы расположились в тени.
       Вода за столетия , неодкратно меняя русло, вырыла в скалах довольно глубокий каньон. Мы сидели на самом дне. Пейзаж очень напоминал фильм об индейцах и ковбоях из далёкого детства. Те же красножёлтые скалы, полная неподвижность и тишина.
       Мы уходим на противоположный склон с долгим, затяжным и уже совсем без тени, траверсом. Иногда встречаются места,в которых приходится пробираться среди крупного конгломерата,но ,в основном, тропа ведёт нас с подъёмами и спусками наверх. Туда, где в переплетении скал спрятано то, что в дословном переводе на русский означает "бассейны".
       Ходьба по сильно пересечённой местности и в Карпатах вызывает определённые трудности, здесь же она просто выматывает. Пот, пока он есть, покрывает коркой лицо на которое также садится мелкая пыль, превращая физиономию в маску. Помогает не столько глоток тёплой воды, сколько возможность этой водой умыться. Отсутствие пота и ,простите, темнобурый цвет мочи, свидетельствуют об обезвоживании и сдвиге водосолевого баланса в организме в сторону дефицита воды. Если упустить момент,то покажется,что тело обложили ватой, окружающая действительность начинает "плавать" и тогда остаётся только один выход : сесть в тень и хлебать воду.Если она есть.
       Мы выходим к " бассейнам" после бесчисленных подъёмов и спусков. Оставив рюкзаки около тропы, спускаемся в узкое ущелье, почти разлом, куда не попадает солнце. На некоторых участках в скалы вбиты скобы и другого пути нет. Но , зато, какая прелесть там, внизу.
       Две скальные котловины заполнены прозрачной водой. Она холодная, поскольку не видит солнца. Мы погружаемся в неё и забываем о маршруте, жаре , скалах и пыли. Вода. Очищающая и спасающая. Вода.
       Выход с " бассейнов" обрывается вертикальным десятиметровым спуском.
       В вертикальный склон вбиты скобы. Отсюда весь наш вчерашний путь по плато, каньон, ползущий с запада на восток от горизонта к горизонту, действительно дикие скалы и языки " сыпух" видны во всей красе. Может быть только ради одного этого вида стоит терпеть физические нагрузки и враждебную нам жару.
       Мы решаем частью группы спуститься без рюкзаков,а потом опустить их на верёвках. Место довольно адреналинистое и когда я оказываюсь внизу, под скобами, сверху раздаётся крик. Я успеваю поднять голову и шагнуть в сторону. Сверху летит двухлитровая пластиковая бутылка с водой. За ней упаковка с хлебом. Довольно мило разбрасываться подобными предметами из открытого рюкзака. Вода и хлеб, попрыгав по камням, уходят в пропасть слева. Прямо на склон с " сыпухой".
       Мы немного отдыхаем под скальным выступом в последней на маршруте тени и уходим вниз, опять к основному руслу. В самом низу , от группы отделяется немец и уходит вправо , прямо на "сыпуху". За водой и хлебом. Правильно, нельзя разбрасываться добром: водой в полдоллара стоимостью и хлебом в полтора. За два доллара можно и на " сыпуху" полезть. Ну, да ладно. Хочет, пусть лезет.
       Пересекаем русло и тропа уводит нас наверх, на противоположный склон. Теперь мы долго и нудно идём по склону. Обходим боковые отроги и расщелены. Отдыхаем без тени, прямо на тропе. Долго следим за полётом орла в бесконечном небе. На одном из поворотов спугиваем горного козла и он стремительно уходит в безопасное место - почти на отвесный склон. На другом повороте поднимаем на ноги какое-то животное очень похожее на барсука, только в местном антураже.
       В переходах группа разрывается на две ,а то и на три части. Не так стремительно уже бежит по тропе немец, даёт себя знать неправильно выбранная обувь девушки, которую опекает Боря, сбавила темп и Аннечка. Но мы упорно повторяем причуды ландшафта.
       Должен заметить, что для горожанина в данной местности действует , так называемый "синдром Негева". Неподвижность окружающих объектов и отсутствие звуков, ставят на дыбы вестибюлярный и слуховой аппарат человека, привыкшего к уличной суете, работающему телевизору, холодильнику и кондиционеру. Знающие люди говорят, что в первый раз рождается чувство полной оторванности от мира, убийственного одиночества и ощущения собственной ненужности и слабости.
       К обеду мы оказываемя в сказочном месте.
       Преодолев спуск в сотню метров с элементами скалолазания мы оказываемся около грота , по стенкам которого сочится вода, собираясь в центре в небольшой каменной чаше и вытекая из неё скромным ручейком. Эту воду можно пить и набирать в пустые пластиковые бутылки, которые несём с собой. Кстати, как и весь наш мусор.
       Мы устраиваем обед с кофе и перекуром и очень не хочем уходить из этого места. Но время неумолимо. Завтра все мы должны быть на работе. И для этого нам необходимо до конца дня добраться до места старта.
       Уходим. Поднимаемся на склон и опять спускаемся.Опять поднимаемся. Спускаемся. Идём по руслу. Умываемся водой,оставшейся в каменных чашах. И опять идём, идём и идём.
       Группа всё больше и больше растягивается в зависимости от того у кого сколько осталось сил.
       В одном из мест натыкаемся на указатель тропы на Масаду. Это легендарная крепость, построенная не менее легендарным Иродом. Описание её штурма легионом во время Иудейской войны, несмотря на свидетельства очевидца, до сих пор имеет ряд загадок. Но поход на Масаду мы оставляем до следующего раза. Сейчас нам по тропе вниз , опять к руслу, потом наверх, потом немного по плато и вот она стоянка наших машин.
       Я сбрасываю рюкзак и сажусь прямо в пыль у колеса, опёршись о него спиной. Смотрю как подходят ребята, открывают багажники, укладывают рюкзаки. Пьют воду. Благо, теперь её не нужно экономить.
       Боря сначала отвозит немца в пригород Тель-Авива, поскольку тому надо быть как можно быстрее дома. Ведь завтра на работу. Потом отвозит меня в маленький городок в центре Страны. Потом едет к своим родителям в Иерусалим.
       Мы возвращаемся в другой мир, в котором не надо экономить воду, искать тень для отдыха и который в тоске своёго благополучия чужд всему тому,что мы делали последние двое суток.
       В начале двенадцатого ночи я вхожу в свою квартиру. Сына, конечно, ещё нет, где-то тусуется с такими же как он, панками. Чёрная как ворон, боксёрша Багира, срывается с дивана, облизивает мне подбородок и с недоумением обнюхивает рюкзак и мою одежду. Даже когда сбрасываю с себя всё и иду в душ, она не отходит от моих вещей, размышляя о том, где это носило хозяина эти два дня.
       Я тогда не знал, что борина девушка весь вечер отмачивала в тёплой воде бинты на ногах. И ещё неделю ходила только в тапочках.
  • Комментарии: 4, последний от 06/10/2012.
  • © Copyright Войтенко Сергей Николаевич (sergey5@zahav.net.il)
  • Обновлено: 06/03/2010. 18k. Статистика.