От себя - речка маловодная, хорошая вода только до середины июня. На возможно проходимом участке пр-ий мало. Верхняя часть гораздо более интересная, но пройти её можно только с местными (договариаются о сплаве с подшефной заставой), за систему погранцы не пустят. В 2003 тк Кипатры ходили по ней почти от самой границы.
Формальности пограничного порядка для иногородних обязательны. Если приедете на ралли, то нет, всё договорено.
Порог Куми для каякера - ето веселуха.
Р е к а ВОЙНИЦА.
Техническая характеристика:
• категория сложности - 2 c пр. 5 к.с.;
• длина маршрута 34 км;
• количество порогов - 8, в т.ч. вдп. Кумио (обнос);
• длина подъезда от Костомукши 125 км, длина отъезда из Войницы 90 км;
• рейсового транспорта нет;
• контакты: (81459) 5-41-66, 4-49-30, pko@kostomuksha.ru, Сергей Волков.
К сожалению, река Войница, несмотря на значительную длину, отличается маловодностью. Сплав по ней имеет спортивную привлекательность только в период весеннего половодья, т.е. до середины июня. До реки добираются на автомобиле по довольно запутанным лесовозным усам.
Даем описание:
в дер. Войница поворот в сторону границы на развилке Костомукша-Калевала у кафе;
с дороги Войница-госграница поворот направо у километрового столбика ·248 кмЋ, через 400 м низкий мост через р. Куржма;
далее двигаться общим направлением на север, не сворачивая на боковые ответвления, какими бы наезженными они не казались;
через 8...9 км справа от дороги будет лежать значительных размеров вытянутое оз.Матоярви, у его дальнего конца надо свернуть с главной дороги резко влево. Неявный дополнительный ориентир - на перекрестке много лет валяется ржавое мятое большое ведро! Если проскочить отворот и продолжать двигаться по-прежнему прямо, то через 2 км дорога подходит к р. Войница. Мост здесь разобран.
Продолжаем, мы свернули налево. Короткая связка выводит нас к так называемой ·системеЋ (инженерно-технические сооружения по охране госграницы). Далее двигаться по рокаде направо 2 км до моста через р. Войница.
·СистемаЋ на новичков производит впечатление едва ли не большее, чем вдп. Кумио, к которому и ведет описываемая дорога. Сплав по реке можно начинать от моста. Сборка судов на ЛБ. Совсем близко река впадает в оз. Кокоярви. На озере песчаные пляжи и хорошие места для стоянки. Из узкого южного залива река вытекает коротким Кокопорогом, проходить который надо у ЛБ. Именно здесь и был когда-то разобранный мост. Мост в 2004 г. восстановлен лесопромышленниками. В случае спрямления подъезда начинать сплав советуем с ·внутреннегоЋ полуострова оз. Кокоярви. Туда есть хорошая своротка.
Сразу за сливом поток рассыпается на камнях. Ситуацию с проходом оценить на месте. Длина всей шиверы 60 м. Песчаный ЛБ реки очень высок, густо зарос кустами, трудно найти пологое место для высадки. Наверху - сосновый бор. Через 600 м более серьезное препятствие - пор. Тухко. Длина порога 600 м. Состоит из 6 сливов. Двигаться по центру по главной струе между большими валунами. После высокой скалы с ЛБ сместиться влево и далее двигаться, держась ЛБ. В исходе порога каменистая россыпь. Финиш по левой струе. Порог красив, но, к сожалению, мелок. В омуте с ЛБ хорошая стоянка.
Через 200 м ·гвоздь программыЋ - водопад Кумио, общей высотой 13,5 м. Особенно хорош водопад в половодье. Вода низвергается 2-я скачками. Посередине 15...20м относительно горизонтального участка. . Обнос препятствия наиболее удобен по скалам ПБ в нижний омут. Однако стоянка более удобна над водопадом на террасе ЛБ в сосновом бору.
Наверху есть разворотная площадка для автомобилей. Сюда добираются от упомянутого моста через Войницу следующим путем. Перебравшись через мост нужная дорога уходит от ·системыЋ вправо и огибает оз. Кокоярви. Объехав озеро по высокому берегу, дорога снова выходит на старую грунтовку, именно она вела к разобранному и вновь собранному мосту. По грунтовке следует свернуть налево. Через 800 м последний поворот направо на узкий, но довольно наезженный проселок, который через 1,5 км и приведет вас к водопаду.
От водопада примерно час хода до следующего препятствия - пор. Тайвал. Общее падение в пороге около 5 м, длина - 150 м. Порог в 3-х протоках. Основная вода с наиболее коротким и крутым сливом справа. Перепад здесь составляет 2...2,5 м. Примерно через час хода на ЛБ видна баня по-черному и изба. Однако причаливать из-за крутизны берега и глубины неудобно. Еще через полчаса начинается входная шивера длинного пор. Кулебяка. Общая длина порога - 900 м. Имеет в плане S-образную форму. Состоит из 3-х ступеней. Первая ступень после шиверы - слив высотой 1 м через плиту. Проход через ступень в правой части потока. Вторая ступень со скальным островом посередине реки через 200 м. Проход по центру, затем сместиться левее. Длина ступени - 300 м. На выходе мелко. Наконец, последняя третья ступень через 150 м в виде 2-х ровных сливов по 0,6 м с интервалом 20м. Проход по центру. На ЛБ перед 3-ей ступенью - хорошая стоянка. Наверху совсем близко идет лесовозная дорога на Калевалу. Движение по дороге случайное.
Через 20 мин. хода пор. Тыц-тыц. Порог несложный, проходится без осмотра.
Следующее препятствие на реке расположено в 1 ч. 45 мин. хода. Это пор. Войницкий. По берегам камни. Следует резкое сужение потока до 10 м. В пороге несколько прямых сливов. От Войницкого порога до моста автодороги Калевала-Войница примерно 2 часа хода. Река широкая и глубокая с небольшим течением. Перед и под мостом - перекат.